Цели мппа 6 основные принципы мппа 7




Скачать 311.04 Kb.
НазваниеЦели мппа 6 основные принципы мппа 7
страница1/3
Дата конвертации03.09.2012
Размер311.04 Kb.
ТипДокументы
  1   2   3

МППА




МЕТОД ПРИКЛАДНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ И АНАЛИЗА/ОЦЕНКИ ПРОЕКТОВ


Адаптированная версия для Института Открытое Общество


Ульрих Шифер, Леонор Гандра, Карла Баптиста и Антонио Батиста

Перевод и адаптация: Ренальд Дёбнль


СЕНТЯБРЬ 2000




ВВЕДЕНИЕ 3




МППА: КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ 5




ЦЕЛИ МППА 6




ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ МППА 7



ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОЕКТОВ, ПОЗВОЛЯЮЩИХ ИСПОЛЬЗОВАТЬ МППА 8

РАБОТА В СИСТЕМЕ МППА 9




Процедуры, применяемые на Стадии Планирования 9




Процедуры, применяемые на Стадии Оценки 9




ОПИСАНИЕ ПРОЦЕДУР ПО ПЛАНИРОВАНИЮ 10




Обычный режим планирования 10



Подготовка к Семинару 1 10

Семинар 1 10

Фаза внедрения решений, принятых на Семинаре 1 12

Семинар 2 13

Фаза внедрения решений, принятых на Семинаре 2 15

Ускоренный режим планирования 15



Подготовка к Ускоренному семинару 15

Ускоренный семинар 15

ОЦЕНКА ПРОЕКТА 18




Процедуры по проведению оценки 18



Подготовка к Первой сессии по оценке 18

Первая сессия по оценке 19

Фаза внедрения решений, принятых на Первой сессии по оценке 19

Вторая сессия по оценке 20


ВВЕДЕНИЕ


МППА представляет собой набор процедур, инструментов и методов, позволяющих осуществлять разработку концепции, планирование и оценку проектов в области развития на основе сотрудничества.


МППА был специально разработан с учетом особенностей сотрудничества в целях развития:


  1. Создание и распределение руководящих центров по выработке решений, уделяющих особое внимание коммуникации и процедурам принятия решений.




  1. Растущее влияние и активность гражданского общества, отражающееся в широком вовлечении различных сторон (НПО, специализирующихся в области развития, бизнес компаний, муниципальных властей, ВУЗов и др.), появлении на сцене новых «игроков», в то время как «правила игры» и механизмы взаимодействия между ними, а также между ними и государством все еще не определены. Все это порождает необходимость разработки процедур и технических стандартов, которые позволили бы наладить эффективную коммуникацию и взаимодействие между различными участниками.




  1. Ориентация на развитие, как на национальном, так и на международном уровне способствует активному участию партнеров по развитию (правительств, представителей гражданского общества, других финансирующих организаций и целевых групп), что является необходимой предпосылкой для обеспечения высокой эффективности, результативности и адекватности осуществляемых проектов. Система планирования и оценки должна содействовать налаживанию коммуникации и процесса переговоров между различными учреждениями и организациями, работающими в области развития – государственные структуры, НПО, бизнес компании, а также такими традиционными образованиями, как фермерские ассоциации, сельские сообщества, этнические группы и т.д.




  1. Процесс планирования и оценки проектов осуществляется в ярко выраженном мультикультурном контексте, с участием акторов/сторон, характеризующихся различной социальной идентичностью и использующих различные модели коммуникации и взаимодействия.




  1. Характерной чертой международной практики сегодня является проведение множества различных конвенций, принятие соглашений, совместное финансирование проектов и совместная деятельность, что требует обеспечения соответствия и совместимости используемых процедур и технических норм, не приводя, вместе с тем, к потере автономии основных целей и политики сотрудничества. В данном контексте более адекватными и результативными могут оказаться небольшие «фокусные» мероприятия в области сотрудничества в целях развития, обеспечивающие необходимую оперативность и гибкость подхода. Система планирования и оценки должна содействовать пониманию значимости и укоренению подобных аспектов.




  1. Новые современные политические ориентиры, как на национальном, так и международном уровне, требуют разработки системы четких критериев, предъявляемых к проектам. Подобные критерии являются механизмом, посредством которых политические ориентиры трансформируются в конкретные стратегии для сотрудничества в целях развития. Система планирования и оценки призвана прояснить предъявляемые к проектам критерии, поддерживая, таким образом, миссию развития и политическую ориентацию.




  1. Современные национальные и международные тенденции требуют жесткого контроля над финансовыми ресурсами, что выражается в повышенных требованиях к ответственности и отчетности со стороны учреждений и организаций, распоряжающихся подобными фондами. Это приводит к настоятельной необходимости введения эффективных механизмов, которые обеспечивали бы «прозрачность» процедур, а также позволяли бы осуществлять непрерывную оценку эффективности, производительности и адекватности проектов. Система планирования и оценки должна отвечать подобным требованиям к управлению ресурсами, обеспечивая необходимые механизмы и опираясь на заранее оговоренные и приемлемые для мирового сообщества индикаторы, использование которых должно быть технически возможным. Кроме того, система планирования и оценки, позволяющая осуществлять эти процессы применительно к новым, только формирующимся проектам, должна также содействовать интеграции своих процедур и стандартов в уже существующие проекты – независимо от того, на какой стадии реализации они находятся.




  1. Являясь предпочтительным инструментом сотрудничества в целях развития, «проект» включает в себя целый ряд различных моментов, сложных социальных аспектов, вопросов, связанных с финансированием и участниками. Специфические черты сотрудничества в целях развития, присущие той или иной организации, отражают и обусловливают профиль осуществляемых проектов. В случае крупномасштабных проектов основные институты, предоставляющие совместное финансирование, могут отказаться от прямого участия в планировании, управлении и оценке проекта. В ситуации предоставления гранта сотрудничество в целях развития может осуществлять непосредственное или косвенное вмешательство в бесчисленное множество малых проектов.


Первая ситуация, как правило, подразумевает долгосрочные проекты, направленные на достижение системных изменений. Основной упор здесь делается на обеспечении широкого участия и выработки общей стратегии. Во втором случае речь обычно идет о проектах по оказанию технического содействия, которые требуют оперативного принятия решений и не предполагают больших ресурсных затрат, а также часто являются последующей фазой «системных» проектов после запуска их стратегии. С методологической точки зрения, задача состоит в том, чтобы упростить процессы финансирования и принятия решений, и вместе с тем, усилить технические рамки и обеспечить адекватное планирование.


  1. Многообразие целей вмешательства, методов, областей и характеристик проектов требует систематического процесса рефлексии, охватывающей все действия/мероприятия, осуществляющиеся в рамках сотрудничества в целях развития – начиная от проектов в области развития, привлечения технических экспертов и оборудования для работы с соответствующими категориями населения, предоставления обучения и подготовки и заканчивая адресной донорской поддержкой.


Подобный характерный профиль сотрудничества требует адаптации международных методов к различным контекстам и концептуальным рамкам, обеспечивающей вместе с тем схожих стандартизированных результатов.


Система планирования и оценки должна учитывать весь этот круг вопросов и сложностей, бюджетные параметры и коренным образом отличающиеся друг от друга типы вмешательства. Кроме того, институциональное многообразие и децентрализация сотрудничества в целях развития приводят к сосуществованию различных организационных культур, которые характеризуются различными техническими, методологическими и процессуальными моделями. Сталкиваясь с задачей осуществлять планирование и управление целым рядом различных проектов одновременно, каждая организация вырабатывает свой собственный подход. Таким образом, система планирования и оценки должна адаптироваться к различным организационным контекстам и «вписываться» в принятые в данной организации подходы и методы работы.


Более того, система планирования и оценки - даже если она не компьютеризирована на данный момент – должна быть на это изначально ориентирована и разработана таким образом, чтобы усилить свои преимущества с введением компьютеризации.


Наконец, система планирования и оценки должна быть приемлемой с точки зрения культурных особенностей всех вовлеченных сторон. Только при этом условии можно легко и безболезненно ее ввести и повысить мотивацию экспертов, а также снизить уровень конфликтов и сопротивления изменениям со стороны организаций.


МППА: Краткое описание


Метод Прикладного Планирования и Анализа/Оценки – МППА - представляет собой набор технических процедур и стандартов, позволяющих разрабатывать концепцию, осуществлять планирование и оценку «сотруднических» проектов, и основанный на Управлении проектным циклом, принятым в рамках Европейского Союза – современный международный стандарт (см. диаграмму Приложения 1).


Стандарты планирования и оценки, принятые в МППА, создают необходимые предпосылки для достижения консенсуса в процессе коммуникации между сотрудничающими сторонами/акторами, призванного содействовать гармонизации интересов сторон в процессе переговоров. Благодаря использованию методов и технологий принятия решений, предполагающих широкое участие, МППА содействует развитию организационного потенциала/способности в области проведения переговоров и налаживания коммуникации между сотрудничающими сторонами. Неизменной целью в ходе этих процессов всегда остается достижение консенсуса.


Особый контекст и условия сотрудничества доминируют над принятыми административными нормами в целях обеспечения эффективности, производительности и адекватности проектов.


Для современной ситуации характерны:

  • Сложность и многообразие проектов по сотрудничеству

  • Многообразие предъявляемых к проектам критериев, посредством которых проявляются национальные и международные политические тенденции в области сотрудничества

  • Многообразие критериев оценки и организационных процедур, на основании которых осуществляется оценка проектов

  • Многообразие экономических, социальных и культурных контекстов, в рамках которых реализуются проекты


Эти сложные и разнообразные рамки, в которых оперируют проекты, требуют введения быстрых и гибких, но вместе с тем, четко структурированных процедур принятия решений, которые, в свою очередь, должны удовлетворять определенным техническим стандартам и базироваться на заранее установленных моделях.


Цели МППА


Основная цель МППА заключается в том, чтобы создать систему взаимодействия и координации технических компетенций организаций, позволяющую оптимизировать процессы планирования и оценки проектов партнеров, организаций, подающих заявки или любых других акторов. Весь спектр процедур и методов МППА был сформирован на основании УПЦ (управление проектным циклом), который обеспечивает адекватные процессы принятия решений путем переговоров и осуществление коммуникации внутри организации.


Введение технических стандартов и процедур преследует следующие цели:

  • Адаптировать процедуры и технические нормы МППА к практикам планирования и оценки, принятым в правительственных структурах, НПО, государственных или частных организациях, а также в бизнес секторе.

  • Интегрировать их в любой метод планирования и оценки, с условием, что мероприятия удовлетворяют «проектному» формату.

  • Добиться увеличения эффективности и производительности процедур планирования и оценки, четко определяя затраты и критерии для управления качеством на уровне всей системы.

  • Содействовать доведению языка проектного программирования до стандартизированных технических норм – процедур МППА.

  • Создать общий и универсальный для партнеров по сотрудническому проекту язык, соответствующий принятым международным стандартам.

  • Планировать осуществление оценки в форме открытой системы, нацеленной на обучение и усовершенствование, обеспечивая такой поток информации, который может постоянно учитываться в процессе планирования проекта.

  • Обеспечивать возможность оценки и повторного планирования проектов на любой стадии их реализации.

  • Содействовать более эффективному принятию решений на местах, обеспечивая тем самым эффективное функционирование всего проекта в целом.

  • Усиливать комплексный характер и гибкость системы, позволяющий осуществлять оценку проектов на разных стадиях технического формирования - от первоначальной идеи до полноценных проектов, которые могут использовать ее на завершающей стадии своего планирования.

  • Перевести в разряд алгоритмических операций реальность сотрудничества в целях развития, для которой характерны децентрализация и широкий разброс организационных полномочий/компетенций, интересов, целей и культур.

  • Обеспечить адаптацию целей и концептуального обоснования МППА к сложившейся организационной культуре учреждения.

  • Предоставлять ускоренные механизмы планирования, определения участников, организации логистики, сбора соответствующей информации и т.д.

  • Содействовать увеличению эффективности, производительности и адекватности процедур планирования и оценки проектов.


Основные принципы МППА


  • Обеспечение широкого участия, лежащего в основе процесса коммуникации, позволяющее наладить эффективное взаимодействие между различными основными сторонами/акторами: министерствами, НПО, ВУЗами, бизнес компаниями, местными и национальными властями и т.д.

  • Обеспечение широкого участия как проектного метода, направленного на проведение переговоров между всеми вовлеченными в процесс вмешательства сторонами: донорскими организациями, партнерами и бенефициариями (благополучателями).

  • Наличие ясных и четко определенных процедур принятия решений, которые являются объективными, а значит, «прозрачными».

  • Обеспечение технического потенциала, позволяющего интегрировать внутреннее и внешнее экспертное знание на всех стадиях реализации проекта.

  • Наличие жестких стандартизированных процедур, обеспечивающих коммуникацию с минимальным количеством внутренних сбоев.

  • Обеспечение системы надзора и контроля на всех стадиях проектного цикла.

  • Обеспечение системы мониторинга на всех стадиях проектного цикла.

  • Осуществление объективной и «прозрачной» оценки всех уровней проекта – начиная с его принципов и заканчивая его целями.

  • Применение международных технических стандартов, обеспечивающих соответствие и совместимость с деятельностью других международных акторов.

  • Основным методом является «Управление проектным циклом» (УПЦ) – международная норма планирования и оценки для проектов в области развития, принятая в рамках Европейского Союза.

  • Обеспечение стандартизации норм и процедур, которая гарантировала бы процессуальную эффективность и содействовала бы увеличению общей результативности всего проекта в целом.

  • Опора на концепцию открытой системы, позволяющей интегрировать другие методы и технологии, если они могут оказаться полезными или в них существует необходимость.

  • Обеспечение открытости подавляющего большинства используемых методов, что позволяет интегрировать их в другие процессы принятия решений и планирования.

  • Ясность и простота структуры системы, обеспечивающая возможность быстрого и эффективного применения, а также использования практически в любых контекстах.



Характеристика проектов, позволяющих использовать МППА


МППА применим практически ко всем проектам - независимо от типа проекта или вмешательства, направленного на изменение существующей реальности, данный метод, используя необходимые ресурсы в течение определенного периода времени, позволяет добиться объективно подтверждаемых и измеримых результатов.


Тем не менее, существует классификация проектов в зависимости от их общей логической направленности, связанных с ними сложностей и открывающихся возможностей, а также на основании многих других факторов. Заблаговременное определение типа проекта входит в компетенцию группы, которая отвечает за подготовку процесса планирования, и осуществляется на основании выработанного набора параметров и критериев. В рамках данного метода предлагаются следующие параметры и критерии (существуют и другие): объем финансирования проекта, продолжительность проекта, его тип, комплектование штата сотрудников, особые характеристики и местоположение.


После анализа проектов согласно вышеперечисленным критериям, для каждого из них вырабатывается своя специфическая процедура планирования и оценки.


В соответствии с типом того или иного проекта, МППА предусматривает два подхода к планированию и оценке: обычную процедуру планирования для стандартных проектов и ускоренную процедуру для небольших проектов.


Разнообразие методов и технологий, использующихся в рамках структур и последовательностей МППА, обеспечивает большую гибкость планирования, управления и оценки, независимо от типа и специфических характеристик проекта. Подобная широкая трактовка концепции «проекта» включает все типы действий и вмешательств.
Работа в системе МППА


Система МППА сводит воедино весь спектр четко разграниченных стадий процессов принятия решений, связанных со Стадиями Планирования и Оценки любого проекта. Эти стадии соответствуют техническим процедурам и стандартам, которые предшествуют принятию решения относительно финансирования проекта и его последующей реализации и оценки.


Процедуры, применяемые на Стадии Планирования


  • Обычный режим планирования для стандартных проектов включает:

Экспертную оценку проекта, подготовку к Семинару 1, проведение Семинара 1, фаза внедрения решений, принятых в ходе Семинара 1, подготовка к Семинару 2, проведение Семинара 2, фаза внедрения решений, принятых в ходе Семинара 2.


  • Ускоренный режим планирования для небольших проектов включает:

Экспертную оценку проекта, подготовку к Ускоренному Семинару, проведение Ускоренного Семинара, фаза внедрения решений, принятых в ходе Ускоренного Семинара.


После завершения фазы планирования и проведения оценки ex-ante (которая включает особые технические стандарты, контролирующие ход реализации; систему мониторинга и контроля/надзора; операционный план; техническое задание; цели; результаты и действия/мероприятия согласно логико-структурной схеме) принимается решение относительно финансирования проекта, и проект переходит в фазу реализации. В ходе реализации он будет подвергаться оценке in-curso, заключительной оценке или оценке ex-post, для которых будут применяться решения и технические нормы, определенные на Стадии Оценки.

Процедуры, применяемые на Стадии Оценки


(Соответствующие стандартным процедурам, направленным на оценку проекта на любой стадии его реализации:) Подготовка к Первой Сессии по Оценке, проведение Первой Сессии по Оценке, фаза внедрения решений, принятых в ходе Первой Сессии по Оценке, подготовка ко Второй Сессии по Оценке, проведение Второй Сессии по Оценке, фаза внедрения решений, принятых в ходе Второй Сессии по Оценке.


Проекты, которые уже находятся на стадии реализации, могут потребовать повторного планирования в результате проведения оценки in-curso , согласно техническим нормам МППА. Эти нормы также применимы в ходе оценки любого типа проекта, независимо от метода его планирования, что обеспечивает, таким образом, возможность повторного планирования относительно целей, методов и технологий.


Таким образом, МППА может применяться в рамках любой фазы планирования или внедрения. Это позволяет использовать подобную систему планирования в проектах любого масштаба, в любых организациях и учреждениях посредством адаптации и унификации «языка» планирования.

Описание процедур планирования



Обычный режим планирования – стандартные проекты


Подготовка к Семинару 1


  • Формирование команды, ответственной за управление и продвижение проекта
  1   2   3


Похожие:

Цели мппа 6 основные принципы мппа 7 iconПроект мппа
Мппа, Метод Прикладного Планирования и Анализа, разработан Ульрихом Шифером и Антонио Батистой. Леонор Гандра, Карла Батиста и Марина...
Цели мппа 6 основные принципы мппа 7 iconЭкзаменационные вопросы по дисциплине
Современная концепция маркетинга: цели, задачи и функции маркетинга, основные принципы организации
Цели мппа 6 основные принципы мппа 7 iconПравила установления допустимых выбросов вредных веществ промышленными предприятиями ахова навакольнага асяроддзя І прыродакарыстанне. Атмасферны воздух
Цели, основные принципы, положения по государственному регулированию и управлению в области технического нормирования и стандартизации...
Цели мппа 6 основные принципы мппа 7 iconКонцепция инновационной научно-технической политики Ульяновской области на 2006–2010 годы и дальнейшую перспективу
Основные цели, принципы, задачи и роль инновационной научно-технической деятельности в социально-экономическом развитии региона
Цели мппа 6 основные принципы мппа 7 iconУтвержден Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30 декабря 2005 г. N 537-ст
Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-фз "О техническом...
Цели мппа 6 основные принципы мппа 7 iconГосударственной программой определены три основные цели
...
Цели мппа 6 основные принципы мппа 7 iconОсновные принципы управления
Предисловие рави
Цели мппа 6 основные принципы мппа 7 iconУчебное пособие предназначено для студентов V курса специализации «Коммерция на рынке недвижимости»
Рас- сматриваются основные понятия и принципы девелопмента, основные этапы и участники. Особое внимание уделяется особенностям недвижимости...
Цели мппа 6 основные принципы мппа 7 iconПрограмма учебной дисциплины
ИС; основные критерии выбора ис; принципы организации проектирования ис
Цели мппа 6 основные принципы мппа 7 iconОсновные принципы управленческого учета
Более того, в отчетности за 1995 г по Евро- туннелю отражается прирост
Разместите кнопку на своём сайте:
Бизнес-планы


База данных защищена авторским правом ©bus.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Бизнес-планы
Главная страница