1. Инновация, инновационная деятельность, нтп




Название1. Инновация, инновационная деятельность, нтп
страница1/2
Дата конвертации03.09.2012
Размер0.52 Mb.
ТипДокументы
  1   2
1.Инновация, инновационная деятельность, НТП

Инн деят-ть в эк-ке объясняется 2 гипотеза¬ми: 1)давление рыноч спроса 2) технолог толчок.

Гл цель инн менеджмента – превратить новшества в конкурентные приемущ-ва.

Инновации - конечный рез-т инн деят-ти, получивший реализацию в виде нового или усоверш-го продукта, реализуемого на рынке, нового или усоверш-го технологич процесса, исп-го в практич деят-ти.

Инн деят-ть — процесс, направленный на реализацию рез-ов законченных науч исслед-ий и разработок либо иных научно-технич достиже¬ний в новый или усоверш-ый продукт, реализуемый на рынке, в новый или усоверш-ый технологич процесс, исп-ый в практич деят-ти, а также связанные с этим доп науч¬ исслед-я и разработки.

НТП — непрерыв проц соверш-я средств пр-ва и всего произв-го процесса на основе достижений науки.

С последней четверти XX в происх принцип изм-я в хар-ре и рез-ах НТП: 1)повыш темпов и расшир масштабов НТП. 2)превращ НТП в гл фактор эк роста 3) усиление соц ориентации НТП,4)научн деят-ть становится массовой профессией и одним из глав¬ных секторов эк-ки, 5)соврем НТП охватывает все сферы эк-ки,6) последствия НТП оказ сильное влияние на окр среду, как положит, так и отрицат.

2.Типология инноваций

Нов товары можно классиф-ть след образом:

1) тов, не имеющий аналогов (ТВ)

2)тов, принцип усоверш-ый по срав с сущ-ми на рынке (цветной ТВ)

3) тов, усовер-ый без принцип изм-я свойств (увелич размеров мониторов ТВ)

4)тов нов только для опред рынка

5)старый тов, нашедший нов сферу прим-я.

По инновационному потенциалу:

1) комбинаторные (исп-е различ сочетаний)

2) модифицирующие

3) псевдоинновации, (временные)

4) Радикальные (то, что др не делали).

По типу новшества (по сфере прим-я, по содерж-ю):

1)матер-технич (техника, технология, материалы)

2) соц

3) эк

4) организац-управленч-е

5) правовые

6)педагогич.

По принципу отношения к своему предшественнику

1)замещающие (вме-сто устаревшего)

2)отменяющие (исключают вып-е операций)

3)возвратные (к предшественнику)

4)открывающие (нов, аналогов нет).

По соц последствиям

1)уменьшающие или увеличивающие соц издержки

2)уменьшающие или увеличивающие долю ручного и монотонного тру¬да

3) воздействующие на условия пр-ва.

По степени новизны:

нов в мире, в стране, в отрасли, в регионе и на пр-ии.

Еще сущ другие классифи инноваций:

по объему прим, по особ-ям мех-ма своего осущ-я, по эфф-ти, по целям, по особ-ям инн процесса, по источнику инициативы, по отрасли хоз-ва, по степени сложности, по оригинальности и др.


3. Сущность инновац менеджмента (Ин.М.).

Инновация является объектом воздействия со стороны хозяйственного механизма. Хозяйственный механизм воздействует как на процессы создания, реализации и продвижения инноваций, так и на экономические отношения, возникающие между производителями, продавцами и покупателями инноваций.

Воздействие хозяйственного механизма на инновации осуществляется с помощью определенных приемов и особой стратегии управления. В совокупности эти приемы и стратегия образуют своеобразный механизм управления инновациями — инновационный менеджмент.

Главная задача ин. м. (в гос-ве, регионе и фирме) — формиров среды, кот бы воспроизводила и осуществляла целенаправленный поиск, подготовку и реализ нововведений.


5.,6 Причины кризиса в ин сфере в РФ, этапы взаимодействия науки и бизнеса.

1)Ин активность v под воздейств низ¬кого платежеспособн спроса на науч-технич продукцию, как со стороны госуд-ва, так и предприятий.

2)Спад производства почти во всех от¬раслях экономики, постоян дефицит денеж средств у предприятий – нет ресурсов для ин деятельности.

3)При v спроса предприятия в 1-ую очередь v объемы производства наукоемкой продукции, заменяя ее технич более простой и дешев. После 98 г. положение немного изменилась, но все равно в начале 21 века ин деятельность в стране низка.

Особенно низким уровнем ин активности отличались отрас¬ли, ориентиров на удовлетвор потребностей внутр рынка: легкая и пищевая промышл, промышл строительн материалов, гражданск машиностроение. Быстрое сокращ производственного потенциала и v зат-рат на его обновлен привели в 90-х годах к тому, что он физич изношен и моральн устарел.

Специфика сложившейся ситуации: в стране име-ются значительн фундаментальн и технологич заделы, уникальн науч-производствен база и высококвалиф кадры. НО крайне слаба ориентация этого ин потенциала на реально существующие в России потребности.

Основные трудности в реализац ин потенциала связ с:

-низк уровнем менеджмента,

-неразвитостью ин инфраструк¬туры

-нехваткой собств средств у организаций и огранич внеш финансир.

Науч-технич сфера оказалась не готовой к ра¬боте в рыноч условиях, разработки редко становятся ин про¬дуктом, готовым для производства и эффективной реализации. Попытки поддерж все отрасли экономики страны без учета специ¬фики их ин деятельности и неумение выделить приоритеты не позволяют успешно реализов даже потенциально высокоэффектив проекты. Качество и эффективность нов продукции определяют не только наука, но и машиностроен и строительство. из-за отсталости инве¬стицион комплекса внутр рынок науч полуфабрикатов, интел¬лект собственности, изобретений и патентов развит очень слабо.

Активное государст финансир ин проектов ведет к ослаблен влияния цены и качества науч продукции на спрос: заказчик НИР отделяется от инвестора, а науч-технич политика — от инвестиционной, разработки становятся невостребов и теряются бюд¬жетные средства.

В развитых странах малые ин фирмы обеспеч пример¬но половину всех нововведений. В Рос слабо развит малый бизнес. Для вхождения отечеств экономики в мировое хозяйство требуются широ¬комасштабн инвестиции при одновремен существенном ^ их эффективности, в 1ую очередь за счет ^ уровня менеджмента и но¬в технологий. В 2002 г., по оценке экспертов, только несколько %-ов российск компаний использовали ин технологии. Россия занимает 38-е место по индексу инноваций, характеризующему скорость внедрен науч разработок и уровень взаимодействия науки и бизнеса.


7. Особенности иновац-х проектов.

инновац проект - форма целевого упр-ия инновац-й деятельностью, процесс осуществления инноваций.

Как правило, цель ин проекта — успешный выход на рынок с новой продукцией,

иногда — завершение исследований и раз¬работок и продажа инф, прав на использование по лиценз-му до¬говору или продажа бизнеса крупной фирме. => от выдвижения идеи до серийного производства новой продукции может быть последовательно несколько проектов, выполняемых в разных фирмах (исследования, разработка технологии производства, проектирование, строительство).

упр-е ин проектом — это процесс принятия и реализации управленчес¬ких решений, связанных с опр-ем целей, организационной структуры, планированием мероприятий и контролем за ходом их выполнения, направлен¬ных на реализацию инновац-й идеи.

Определение требуемого результата проекта позволяет сформулировать цель и основные задачи. При начале работы над проектом цель должна быть четко сформулирована в зависимости от требований рынка, и первоначально больше внимания должно уделяться проблеме и зависимости путей ее реше-ния от возможных рыночных изменений. Иначе, сосредоточившись на техни-ческих решениях, можно сделать совсем не то, что будет востребовано рын¬ком. Основные критерии успеха: стоимость и сроки, затрачен¬ные на проект. Ограничения — выполнение целей проекта и качество его выполнения. Основные рычаги упр-я — имеющиеся ресурсы и подцели, определяемые в ходе реализации проекта. В ходе реализации проекта необхо¬дим анализ рисков для учета неопределенностей.

Сущность упр-я проектами — сосредоточение прав и ответственно¬сти за достижение целей проекта на одном человеке или небольшой группе (проектном менеджере или руководителе проекта).

Инновационный проект обеспечивает

*комплексность решения ин-х проблем,

*обоснованность выбора наиболее эффективного варианта решения проблем,

*координацию,

*непрерывность упр-я,

* сбалансированность по ресурсам.

Типы ин проектов:

1)исследовательский (научный) проект: получаем не коммерческий результат, а научный, который должен быть связан с патентоспособным результатом.

2)социальный проект: создание новой услуги, некоммерческий проект.

3)венчурные (прикладные) проекты: ориентированы на создание нового продукта, технологии. Продолжается научное исслед-е, но и организуется производство. Характеризуются высокой степенью риска.

4)промышленные проекты: получение прибыли от серийного производства модифицированных или новых продуктов.


8. Отбор и оценка инновационных проектов (в фирме).

Это непрерывный процесс: начинается с предложения нескольких идей =>выбираем идеи, которые можем реально реализовать.

Оценка проекта должна происходить непрерывно, с учетом изменения окружающей ситуации и периодически об¬суждаться. В результате должны приниматься решения о продолжении или прерывании проекта, несмотря на сопротивление его участников. Проекты входят в портфель проектов фирмы, который должен характеризоваться наи-более эффективным распределением ресурсов, поэтому он может постоянно меняться. Должны досрочно завершаться неудачные проекты и начинаться новые. Для принятия вовремя правильных решений необходим постоянный сбор информации о проекте и меняющейся ситуации.

Критерии отбора проектов(5 гр):

1)* цели корпорации, *стратегию,* политику и *ценности, *образ фирмы, *отношение к риску*, отношение к инновациям в фирме, *временные аспекты.

2) рыночные кр: *выявление по¬требностей, *потенциальный объем рынка,*оценка барьеров, *ценообразование, *конкуренция, *каналы распределения, *стартовые затраты.

3) научно-технические кр: *согласо¬ванность со стратегией НИР, *вероятность творческого успеха, *стоимость и время разработки, *патентная чистота, *наличие научно-технических ресурсов, *взаимосвязь с будущими разработками, *воздействие на окружающую среду.

4) финансовые кр: *движение налич¬ных средств, *различные оценки эффективности, *влияние на другие проекты, требующие средств.

5) производственные кр:* воз¬можность использовать имеющиеся мощности, *оценка издержек производства,* потребность в сырье и материалах и др.

Принимает решение высшее рук-во с участием рук-лей под¬разделений и экспертов. Больш-во критериев для принятия решения на¬ходится вне сферы исследований и разработок.

Цель отбора — как можно раньше выявить и отсеять непригодные идеи.

Критерии отсева проектов на разных стадиях разработки новых продуктов:

1-ая стадия от возник¬новения идеи до технической разработки. Здесь наиболее важными критериями являются: масштаб рынка, возмож¬ность получения технологии, потенциал в области исследования и разработок.

2-ая стадия до коммерческой прора¬ботки. Наиб важными являются — величина капиталовло¬жений, издержки производства, уровень конкуренции, устойчивость спроса.

3-я стадия до массового производства. Наиб важные критерии — норма прибыли или дру¬гие аналогичные показатели и укрепление существующей системы сбыта

Необходимо постоянно анализировать эффект-ть издержек, хотя это сложно и часто неприятно для персонала проекта. Руководитель проекта должен оценивать его по нескольким критериям эффективности, сравнивать с эффективностью других проектов, оценивать воздействие проекта на баланс внутри портфеля фирмы.

Риски инновационного бизнеса связаны с технологической, информаци¬онной, юридической и финансовой неадекватностью, неуправляемостью биз¬несом и проектом и оригинальностью.

Риски можно классифицировать на

*внут¬ренние технические факторы (изменение технологий, про¬блемы производства работ (изменение качества, производительности, надеж¬ности), проблемы проектирования (соответствие техническим условиям, ве¬роятность изменений, технологичность) и технологические риски.),

*внутренние нетехнические события,

*внешние непредсказуемые события,

*внешние предсказуемые, но неопределенные со-бытия,

*юридические и правовые факторы (связаны с лицензиями, патентными правами, ошибками контрактов, внешними исками и форс-мажором. При ре¬ализации проектов важно проводить анализ патентной чистоты, необходимо¬сти патентования, сохранения секретов или выбора других способов защиты технических решений.)

Фактор риска в финансовом анализе пытаются оценить количественно через вероятности коммерческого и технического успеха. Небольшие фирмы определяют ожидаемый эффект через отношение эффекта к затратам умно¬женное на вероятности коммерческого и технического успеха. Крупные фир¬мы учитывают риск превышения реальных затрат на разработку сверхфинан¬совых возможностей. Анализ этих показателей с построением простых и по¬нятных графиков дает возможность как-то систематизировать выбор.


9 Защита прав при передаче технологий.

Технология Мб представлена документацией или образцами.

Элементы защиты: секреты, ноу-хау, патенты.

Зарегистрированный патент является обязательством государства по просьбе патентообладателя встать на его защиту. Это своего роды «забор» не пускающий на рынок др. производителей на некоторый рынок.

Есть смысл патентовать, если есть, что защищать. Напр: потенциальный большой рынок (биотехнологии). При этом желательно привлечь патентных специалистов.

Патент не всегда целесообразен: инф-ция становится открытой – иногда выгоднее сохранять секретность технологии. Мб использованы доп барьеры: длительные эксклюзивные соглашения с поставщиками и дилерами.

Нет смысла патентовать если очень короток цикл изменения продукта.

Вопрос, в какой стране патентовать – это влияет на размер будущих расходов и доходов.

Опционный договор – покупатель обязуется соблюдать конфиденциальность в отношении ноу-хау, после окончания срока действия договора не использовать его без заключения основного договоры. Продавец если покупатель после открытой проверки пожелает, гарантирует заключение договора о передаче ему ноу-хау и до истечения срока опционного договора не будет предлагать его третьим лицам. Оговаривается сумма опционного договора.

Лицензия – контракт, по кот. владелец объекта пром собственности предоставляет для использования др стороне свое техническое достижение на уст-х в договоре условиях в обмен на вознаграждение.

Контракт на передачу технологий включает: патенты; ноу-хау.

По лицензионному соглашения покупатель может в оговоренных пределах и сроки использовать объект и обязуется вносить обусловленные платежи, выполнять др. обязательства.

Различают: простые; исключительные; полные лицензии.

Платежи: паушальные (фикс целиком или полностью); роялти (периодический), ц.б. и др.

Лицензионное соглашение содержит: описание технической документации, гарантий и ответственности, тех помощи, сборов и налогов, конфиденциальности, рекламы, инф-ции, временных рамок и др.


10. Поддержка изобретателей и рационализаторов

В большинстве стран включая США, права на изобр-е перед-ся фирме по контракту, кот-й закл-ся при поступлении на работу. Но тогда сниж-ся заинтересов-ть в новаторс-й деятел-ти. Поэтому для активации поиска наукоемкие фирмы устанав-т высокие платежи за изобретения (в США – 10-25% в первый год и около 10 за послед-е. + различ-е премии и привилегии).
  1   2


Похожие:

1. Инновация, инновационная деятельность, нтп icon«Инновационная деятельность в образовании» График программы
Инновационная деятельность в образовании – курс, актуальность которого обусловлена
1. Инновация, инновационная деятельность, нтп icon33 партнеры 43 деятельность нп «инвэл» 44 Инновационная деятельность 60 Техническое регулирование

1. Инновация, инновационная деятельность, нтп iconУниверсальная электронная карта: инновация Сбербанка, инновация
Несколько слов об универсальной электронной карте. Это карта гражданина, которая
1. Инновация, инновационная деятельность, нтп iconИнновационная деятельность. Инновационный цикл
«Основы коммерциализации технологий». Учебно-методический материал по программе
1. Инновация, инновационная деятельность, нтп iconНаучная и инновационная деятельность
Прежде всего отметим, что впервые за последние 15 лет работа в Университете осуществлялась соглас
1. Инновация, инновационная деятельность, нтп icon«Казанский (Приволжский) федеральный университет» «Инновационная деятельность в образовании»
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
1. Инновация, инновационная деятельность, нтп iconПрограмма повышения квалификации профессорско-преподавательского состава по приоритетному направлению «Инновационная деятельность в образовании»
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
1. Инновация, инновационная деятельность, нтп iconПлан мероприятий по реализации программы
«Инновационная образования и социально-правовой деятельность защиты детства г. Н. Новгорода образовательных учреждений г. Нижнего...
1. Инновация, инновационная деятельность, нтп iconРабочая учебная программа по дисциплине «Инновационная деятельность в строительстве» для специальности 060800 Экономика и управление на предприятиях (в строительстве)
Всего – 118 часов. Самостоятельная работа –74 часа
1. Инновация, инновационная деятельность, нтп iconПрограмма повышения квалификации профессорско-преподавательского состава по приоритетному направлению «Инновационная деятельность в образовании»
Ниокр, продвижением инновационных проектов в учебном заведении или в организации-заказчике. Его основные цели
Разместите кнопку на своём сайте:
Бизнес-планы


База данных защищена авторским правом ©bus.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Бизнес-планы
Главная страница