Мониторинг сми м одернизация Инновации Сколково 15. 06. 2012




НазваниеМониторинг сми м одернизация Инновации Сколково 15. 06. 2012
страница1/7
Дата конвертации03.09.2012
Размер0.95 Mb.
ТипДокументы
  1   2   3   4   5   6   7


frame2
Мониторинг СМИ

Модернизация Инновации Сколково


15.06.2012 13:00:00 –18.06.2012 13:00:00

Содержание

Мониторинг СМИ 3

ПЕЧАТНЫЕ СМИ 3

ЭЛЕКТРОННЫЕ СМИ 40



Мониторинг СМИ

ПЕЧАТНЫЕ СМИ


18.06.2012
Эксперт

Несостоявшаяся инновация

В последние годы в школы массово поставляются компьютеры, но без качественных электронных учебников они неэффективны. Усилия Минобрнауки по разработке таких учебников пока должных результатов не дали

За счет чего электронное пособие в принципе эффективнее полиграфического? Одно преимущество очевидно: у него богаче иллюстративный ряд и справочный блок. В первом электронном учебнике по истории было около 6 тыс. иллюстраций — больше, чем во всех учебниках истории федерального перечня, вместе взятых. Более того, в учебник включено несколько сотен «живых» иллюстраций — анимаций, отрывков из кинохроники, художественных фильмов и т. д. Но главное, можно не просто читать и разглядывать множество красивых картинок — электронный учебник является «живым» помощником учителя, проверяет, как усвоен материал, ставит оценки, указывает, что плохо понято, и даже награждает виртуальными призами отличников.

Хороший электронный учебник не только учит, но и делает учебу увлекательной, от такого пособия горят глаза даже у слабо мотивированных школьников. Алгоритм обучения может быть продуман так, что ребенку кажется: он играет в какую-то мультимедийную игру, прорывается к заветной цели, преодолевая трудности, уклоняясь от расставленных авторами «ловушек». Если речь идет об учебнике истории, то он должен быть стилизован под изучаемую эпоху, как бы погружая в нее ученика, помогая почувствовать себя современником изучаемых событий.

При наличии доступа в интернет электронный учебник автоматически пересылает учителю результаты домашних занятий школьника (электронный табель и протокол работы). Анализ этих материалов помогает понять, какие у каждого учащегося успехи и проблемы. Электронный учебник невозможно «прочесть по диагонали», всегда понятно, какой параграф изучен и на какую оценку. При работе с полиграфическим пособием преподаватель успевает на уроке лишь выборочно проверять знания учащихся — электронный учебник делает

контроль знаний и умений сплошным. При этом хороший электронный учебник содержит материалы нескольких уровней сложности, что позволяет давать каждому учащемуся оптимальную именно для него нагрузку.

Богатый иллюстративный ряд и специальные инструменты электронного учебника позволяют вводить интересные исследовательские, поисковые задания. Ряд таких заданий включен в учебник, сценарии соответствующих уроков описаны в методичке. Учителю предоставлены возможность и необходимые инструменты для добавления в электронную книгу новых творческих заданий.

Убитый рынок

Первые электронные учебные пособия появились у нас лет двадцать назад: фонетический тренажер по английскому языку «Профессор Хиггинс» издательства «Истрасофт» (он до сих пор продается под тем же названием) и виртуальная лаборатория «Физика в картинках» издательства «Физикон» (издание сейчас известно во многих странах мира как «Открытая физика»). Они дополняли традиционные учебники, позволяя повысить эффективность обучения за счет возможностей информационных технологий.

Первый электронный учебник «История России: XX век» был выпущен издательством «Клио Софт» в 1998-м и уже не дополнял, а заменял обычные учебники: он на общих основаниях с полиграфическими изданиями прошел экспертизу и получил официальный гриф школьного учебника.

С конца 1990-х годов постепенно формировался рынок электронных учебников и «репетиторов», учителя на выставках буквально облепляли стенды фирм-разработчиков, высматривая новинки. Главным тормозом информатизации оставалось плохое техническое оснащение школ. Тогда даже многим учителям информатики приходилось преподавать свой предмет исключительно с помощью мела и тряпки, а уж подавляющее большинство других предметников о компьютере могли только мечтать.

При этом Минобр уже тогда каждый год выделял изрядные средства на разработку электронных учебников по госзаказу, эти деньги успешно «осваивались» бизнес-структурами, близкими к чиновникам, результаты демонстрировались министру на отраслевых выставках и... оставались в единственном экземпляре.

Новый этап в истории электронных учебников начался 1 сентября 2000 года. В этот день Владимир Путин неожиданно посетил небольшую сельскую школу в Самарской области (его ждали в другой) и не обнаружил в ней ни единого компьютера... Это событие послужило толчком для начала большой программы компьютеризации школ. Минобр получил указание организовать поставку в сельские школы 40 тыс. компьютеров в комплекте с учебным программным обеспечением. С компьютерами проблем не было, а вот с электронными учебниками все обстояло куда сложнее. Поставлять в школы то, что к тому времени уже было изготовлено по госзаказу, Минобру не захотелось. Пришлось закупать на рынке более или менее приличные программы-«репетиторы», разработанные для домашнего использования. Почти все они оказались не совсем подходящими для школ, поскольку не были согласованы с учебными планами. Если бы практика закупки электронных учебников была продолжена, издатели скорректировали бы свои продукты и разработали новые, лучше приспособленные для использования на уроках. Сформировался бы живой, конкурентный рынок учебного программного обеспечения для школ. К слову, именно такой сценарий примерно в те же годы был успешно реализован в Великобритании.

Но чиновники решили иначе. Злые языки объясняют их нежелание пойти «британским путем» тем, что путь этот — «безоткатный». Электронные издательства в 2001 году легко согласились поставить сельским школам свои коммерческие продукты практически по цене пластмассы, из которой сделаны лазерные диски. «Делиться» с чиновниками им было просто нечем. Один крупный издатель пошел дальше: он за свой счет добавил в комплект, рассылаемый школам, собственный электронный учебник (который Минобр не отобрал для закупок).

Чиновникам захотелось, чтобы разработка электронных учебников велась не частными инвесторами на свой страх и риск, а строго по заказу Минобра (с 2004 года — Минобрнауки). Началась — и до сих пор продолжается — серия очень денежных конкурсов. Обоснование этого решения было таким: электронные учебники, созданные по госзаказу, будут принадлежать государству, и школы получат их бесплатно. Кроме того, такие издания будут «правильные»...

Качество электронных учебников, созданных «под чутким руководством» Минобрнауки, оказалось катастрофически низким. Попытки провести их через процедуру грифования закончились полным фиаско (эксперты-предметники оказались несговорчивыми). Тогда в Минобр­науке было решено, что электронные учебники... вообще не нужны. Вместо конкурсов по разработке электронных учебников стали проводить другие конкурсы — по разработке коллекций электронных образовательных ресурсов (ЭОР). ЭОР — это такие маленькие-маленькие цифровые ресурсы: отдельная картинка, отдельная анимация, кусочек текста с картинками, отдельный тест или группа тестов и т. п. Они хороши тем, что их не надо грифовать. Кроме того, разработку отдельных ЭОР можно поручить кому угодно, даже студентам в рамках курсовых. А когда много-много таких ЭОР разработано и собрано в кучу, то можно с высокой трибуны заявить: «Мы создали столько-то тысяч электронных образовательных ресурсов для школ». Звучит солидно — если тот, кто сидит в зале, не видел этих ЭОР.

Закопанные в сети деньги

По оценке президента Национальной ассоциации инноваций и развития информационных технологий Ольги Усковой, в 2010 году уровень откатов в госбюджетных ИТ-проектах достиг 75%. Имела ли Ускова в виду в том числе и проекты по разработке ЭОР, неизвестно.

Главный недостаток «мелкодисперсных» ЭОР, впрочем, состоит даже не в этом, а в том, что они не могут реализовать замкнутый цикл обучения, не могут сделать процесс увлекательным, а потому принципиально не способны поднять образование на качественно новый уровень.

Кроме того, ЭОР по заказу Минобрнауки создаются по схеме «сдал и забыл». У них нет хозяина! Никто их не развивает, не правит многочисленные ошибки, не адаптирует к новым версиям операционных систем и так далее. Через два-три года после создания очередная коллекция превращается в кладбище устаревших, а порой и просто неработающих ресурсов.

В школы поступало все больше компьютеров, проекторов, интерактивных досок. Но использовать те цифровые ресурсы, которыми Минобрнауки щедро одаривал школы через «общедоступные коллекции» ЭОР, было практически невозможно — учителя не видели в них никакой пользы, да еще постоянно натыкались на грубейшие ошибки. А на закупку качественных электронных учебников денег школам не выделялось.

Пришлось преподавателям заняться «народным творчеством»: они стали сами мастерить электронные ресурсы к урокам. В 99% случаев это были простенькие презентации PowerPoint — их собирали из картинок, найденных в интернете. Но даже эти корявые презентации оказались для уроков полезнее, чем большинство дорогостоящих «министерских» продуктов.

Созданные за громадные бюджетные деньги коллекции ресурсов лежат в сети мертвым грузом. Так, «всероссийский портал» Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР), адресованный всем учителям и всем школьникам России, содержащий десятки тысяч учебных модулей по всем предметам, по посещаемости уступает сайту студентов группы 640 Рязанского государственного радиотехнического университета и множеству других образовательных сайтов с заведомо небольшой аудиторией (данные счетчика LI).

Ситуация чем дальше, тем больше заходила в тупик. Высшее руководство страны ждало результатов от вложенных громадных средств, а результатов не было.

В сентябре 2010 года Дмитрий Медведев распорядился обеспечить внедрение электронных учебников «не позднее 1 декабря 2010 г.». Имелся в виду только что законченный проект ФЦИОР. Но, поскольку этот проект с треском провалился, внедрять Минобрнауки оказалось нечего...

Железо вместо контента

Тут терпение руководства, похоже, лопнуло. 12 января 2011 года было опубликовано решение президиума Совета при Президенте РФ: «...проработать... предложения по переходу на схему приобретения общеобразовательными учреждениями ЭОР по своему выбору с поэтапным отказом от размещения государственного заказа на их разработку».

Понадобилось десять лет закапывания бюджетных денег в централизованную разработку электронных учебников и электронных образовательных ресурсов для школ, чтобы понять, что частные фирмы эту непростую задачу решают лучше.

Казалось, мы близки к торжеству здравого смысла. Но не тут-то было.

В феврале 2011-го в Минобрнауки поступило неожиданное распоряжение: провести эксперимент по внедрению электронных учебников в школах. В этом распоряжении произошла подмена понятий: электронными учебниками назвали не сложные по устройству мультимедийные интерактивные издания, а простые цифровые копии готовых бумажных учебников.

19 августа 2011 года глава «Роснано» Анатолий Чубайс принес на встречу с Владимиром Путиным прототип ридера, разработанного британской компанией Plastic Logic. В ридер вложили набор PDF-копий обычных учебников, подготовленных для эксперимента, призванного облегчить ранцы школьников и одновременно сократить затраты бюджета за счет отказа от печати полиграфических учебников. Ранцы облегчить удалось, а вот об экономии говорить не приходится: цена одного ридера с экраном в 10 дюймов, даже без учета стоимости лицензий вложенных в него учебников, — около 12 тыс. рублей. Альтернативный вариант решения проблемы тяжелых ранцев — двойной комплект учебников для школы и дома — был бы намного дешевле... К маю 2012 года несуразность осознали, «ридерный» эксперимент решили свернуть.

На самом деле идея экономии бюджетных средств за счет внедрения ридеров перспективна. Но нужны другие (специально созданные) учебники и другие (более дешевые) ридеры.

Итак, что же у нас есть на данный момент? Рынок образовательных электронных изданий, который к началу нулевых годов динамично развивался, практически развален. Школы долгие годы не имели возможности покупать электронные учебники на свободном рынке. Учителя если их и покупали, то для себя, за свои деньги. В результате рынок электронных учебников почти умер...

Многие разработчики десять лет не выпускали коммерческих продуктов, а сидели на шее у государства, выполняя один за другим госконтракты по разработке цифровых неликвидов. Многие, подозреваю, разучились делать конкурентоспособные продукты для свободного рынка.

Чтобы восстановить разваленный рынок, государству опять необходимо тратить средства. Только действовать надо бы иначе — выделять гранты разработчикам, а не делать им заказы: получатели грантов остаются собственниками создаваемого продукта, поэтому они обычно заинтересованы в том, чтобы сделать что-то ликвидное — получателям заказов результат безразличен. Без грантов масштабных проектов в области информатизации среднего образования ждать придется долго.

Смогут ли гранты от государства сдвинуть информатизацию школ с мертвой точки? Это зависит прежде всего от того, кто будет получать гранты и на каких условиях. А также от того, будут ли у школ деньги на закупки по своему выбору электронных учебников. Пока их нет.

Система грантов уже использовалась в рамках одного из мегапроектов нулевых годов — программы информатизации системы образования (ИСО). Результат оказался не слишком успешным. Но и не столь провальным, как в других проектах.

Издатель против автора

Опыт проекта ИСО важен для выработки разумной тактики и стратегии на будущее. Ключевым направлением там была разработка инновационных учебно-методических комплексов (УМК). Одним из 37 разработанных и прошедших апробацию в школах УМК был наш курс «История России: XIX век» (он состоит из электронного учебника на четырех DVD, учебника-альбома в двух частях, сайта http://history.ru и методического пособия). Когда в 2011 году УМК прошел грифование, мы с удивлением обнаружили, что лишь 2 из 37 разработанных инновационных УМК добрались до федерального перечня. Остальные 35 в школы, скорее всего, уже никогда не попадут, так как крупным издательствам удалось в 2011 году пролоббировать запрет на прием в федеральный перечень одиночных учебников (а инновационные учебники сразу в виде «линеек» не возникают).

Почему же именно наше издательство смогло довести проект до логического завершения? Потому что мы умнее и талантливее других разработчиков? Не думаю. Причина в другом. Наше издательство — авторское, то есть сами авторы являются и руководством. Ключевым условием грантового конкурса было требование к авторам-победителям: найти будущего издателя УМК и... отдать ему завоеванный грант. Книжные издательства порой занимаются «цифровыми» инновациями скорее с целью придушить оные, нежели их продвинуть (что де-факто и произошло в проекте ИСО). Рискнем предположить, что если бы авторов инновационных УМК не принудили «пойти на поклон» к издательствам, а разрешили учредить собственное, то до школ добрались бы не два, а большинство инновационных УМК.

Крупные издательства имеют стабильный доход от продаж полиграфических учебников и боятся его потерять. Они живут по принципу жирного кота из мультфильма про попугая Кешу: «А нас и тут неплохо кормят!». Проект инновационных УМК показал: выделять традиционным издательствам гранты «на инновации» — дело гиблое. Разумеется, никто не сознается в том, что готов душить инновации, как Полиграф Полиграфович Шариков — кошек, но фактически дело обстоит именно так.

В приватных беседах руководители издательств иногда позволяют себе откровенность. Автор одного из 35 не добравшихся до школ инновационных УМК приводит слова директора издательства: «Смотри, я убедился, что ты классный автор. Но ты всегда носишься с какой-то сверхидеей: твоя книга должна быть сделана именно так, как ты задумал. Ты требуешь от художника того, к чему он не привык. Тебя не устраивает стандартная верстка, и ты мучаешь верстальщика и техреда. Когда тебя правят мои редакторы, ты с ними споришь и указываешь на их ошибки. Я должен разруливать все эти конфликты, и от этого страдает конвейер. А когда твоя книга выходит, она приносит мне не больше дохода, чем сделанная по шаблону. Так вот, пока твои идеи уменьшают мою прибыль, я буду тебя уважать на расстоянии».

Чтобы продвинуть инновации в учебное книгоиздание, чтобы массово создавать такие электронные учебники, от которых не будут шарахаться учителя, необходимо стимулировать создание новых авторских издательств-стартапов, каждое из которых будет «носиться со своими сверхидеями», а государство должно помочь им грантами и оградить от неизбежных попыток традиционных издательств торпедировать инновации. Форма защиты реальных инноваторов от прилипал-имитаторов может быть, например, такой: получатели грантов должны нести ответственность за возможную неудачу своего проекта. Не смогли (скажем, в течение трех лет после окончания разработки) довести электронный учебник до федерального перечня — будьте любезны вернуть существенную часть полученного гранта. Думаю, такое нехитрое условие охладит пыл многих специалистов по освоению бюджетных средств.

В конкурсах следует учитывать и «кредитную историю» потенциальных грантополучателей. Если среди авторов проекта обнаружены лица, уже провалившие аналогичные проекты, такие заявки должны получать грантовую поддержку в последнюю очередь или не получать ее вовсе.

* * *

14 мая 2012 года по инициативе мэра Москвы Сергея Собянина и его заместителя Ольги Голодец (неделей позже она стала вице-премьером в новом правительстве РФ) был объявлен грантовый конкурс «на создание электронных учебников для реализации общеобразовательных программ». Судя по опубликованному Положению, идеи инициаторов конкурса созвучны положениям данной статьи. Но не будем радоваться раньше времени. У инициаторов проекта ИСО многие идеи тоже были правильные, а денег несравнимо больше, чем в нынешнем конкурсе... Цыплят будем считать по осени. Критерий простой: разработанные с господдержкой электронные учебники должны получить гриф, добраться до школ и настолько понравиться учителям, чтобы те захотели перейти на такие инновационные учебники. Это непростая задача.

http://expert.ru/expert/2012/24/nesostoyavshayasya-innovatsiya/

Харитонов Алексей

18.06.2012
Эксперт
  1   2   3   4   5   6   7


Похожие:

Мониторинг сми м одернизация Инновации Сколково 15. 06. 2012 iconМониторинг сми м одернизация Инновации Сколково 16. 05. 2012
Собственники жилья решили отапливать многоквартирный дом с помощью альтернативного источника энергии
Мониторинг сми м одернизация Инновации Сколково 15. 06. 2012 iconМониторинг сми м одернизация Инновации Сколково 22. 05. 2012
Генеральный конструктор Виталий Лопота приоткрывает тайну наших достижений и неудач на земле и в космосе
Мониторинг сми м одернизация Инновации Сколково 15. 06. 2012 iconМониторинг сми м одернизация Инновации Сколково 02. 05. 2012
Все важные сведения о них будут публиковаться на едином ресурсе в Интернете. Моментальный бесплатный доступ к этой информации получит...
Мониторинг сми м одернизация Инновации Сколково 15. 06. 2012 iconЕжедневный медиа-мониторинг «Сколково» 21. 12. 2011 года
Фонда "Сколково", на котором были подведены итоги работы инновационного центра в уходящем году, принят бюджет и сформирована целевая...
Мониторинг сми м одернизация Инновации Сколково 15. 06. 2012 iconФонд сколково мониторинг сми 21 февраля 2011
Сколково. Меморандум о сотрудничестве с будущим инноградом подпишет и директор Физического института им. П. Н. Лебедева легендарного...
Мониторинг сми м одернизация Инновации Сколково 15. 06. 2012 iconЕжедневный медиа-мониторинг «Сколково» 27 июня 2011 г
Москва, 27 июн риа новости. Фонд "Сколково" внес изменения в положение о присвоении и утрате
Мониторинг сми м одернизация Инновации Сколково 15. 06. 2012 iconЗакон о сми ждет модернизация Канкун не остановит глобальное потепление Интерес инвесторов к России улетучивается в правильной пропорции Инновации: Рецепты для «Сколково»
Меркурий-клуб на Краснопресненской обсудит проблемы иммиграции в сегодняшней России
Мониторинг сми м одернизация Инновации Сколково 15. 06. 2012 iconЗакон о сми ждет модернизация Канкун не остановит глобальное потепление Интерес инвесторов к России улетучивается в правильной пропорции Инновации: Рецепты для «Сколково»
Меркурий-клуб на Краснопресненской обсудит проблемы иммиграции в сегодняшней России
Мониторинг сми м одернизация Инновации Сколково 15. 06. 2012 iconЗакон о сми ждет модернизация Канкун не остановит глобальное потепление Интерес инвесторов к России улетучивается в правильной пропорции Инновации: Рецепты для «Сколково»
Меркурий-клуб на Краснопресненской обсудит проблемы иммиграции в сегодняшней России
Мониторинг сми м одернизация Инновации Сколково 15. 06. 2012 iconЕженедельный мониторинг сми по тематике государственно- частного партнерства 27 февраля-4 марта 2012 года

Разместите кнопку на своём сайте:
Бизнес-планы


База данных защищена авторским правом ©bus.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Бизнес-планы
Главная страница