Информационные технологии в экономике и управлении




НазваниеИнформационные технологии в экономике и управлении
Дата конвертации09.09.2012
Размер1.57 Mb.
ТипДокументы




Информационные технологии в экономике и управлении Слекеничс Е.Г.



Информационные технологии в экономике и управлении

Слекеничс Е.Г. , 2003

Оглавление

Информационные технологии в экономике и управлении 1

Информационные технологии в экономике и управлении 1

1. Технологии Internet 2

1.1. История развития и администрирование 2

1.2. Обмен сообщениями в Internet 3

1.2.1. Адресация и маршрутизация 3

1.2.2. Доменная система имен 5

1.3. Популярные сервисы Internet 6

1.3.1. Электронная почта 7

1.3.2. Телеконференции 8

1.3.3. FTP сервис 9

1.3.4. Сервис World Wide Web 10

1.3.5. Сервис видеоконференций 13

1.3.6. Internet - сервисы на мобильном терминале 14

1.4. Поиск информации в Internet 16

1.4.1. Информационно - поисковые системы сервиса WWW 16

1.4.2. Службы поиска людей и организаций 18

2. Информационные технологии для управления административно -хозяйственной деятельностью предприятия 20

2.1. Современные стандарты управления предприятиями 20

2.2. Программные комплексы для автоматизации управления предприятием 23

2.3. Системы управления документами 27

2.3.1. Корпоративные электронные архивы (КЭА) 27

2.3.2. Организация электронного документооборота 34

3. Системы управления знаниями 39

3.1. Общее описание 39

3.2.Базы данных 40

3.3. Хранилища данных 42

3.3.1. Структура хранения информации в Хранилище 43

3.3.2. Загрузка данных в Хранилище 45

3.4. Системы поддержки принятия решений 46

3.4.1. Аналитическая обработка данных в реальном времени 46

3.4.2. Средства управления эффективностью бизнеса ВРМ 49

3.4.3. Интеллектуальный анализ данных (Data Mining) 50

4. Защита корпоративной информации 53

4.1. Корпоративные сети 53

5. Основы электронной коммерции 56

5. 1. Инструменты электронной коммерции 56

5.1.1. Торговые площадки 56

5.1.2. Internet - реклама 59

5.1.3. Internet - магазины 61

5.1.4. Поиск информации на рынке электронной коммерции 63

5.2. Корпоративные информационные порталы 64

5.3. Типы электронной коммерции 66

5.4. Электронные онлайновые платежные Internet - системы 69

Контроль знаний 76

1. Тестовые вопросы по темам 76

2. Список экзаменационных вопросов 77

Сноски к тексту 79

Список литературы и Internet - публикаций 83

88

1. Технологии Internet

1.1. История развития и администрирование


С начала шестидесятых годов в развитых странах мира начали реализовываться проекты создания компьютерных сетей для отработки технологий надежного обмена информацией между компьютерами и совместного использования сетевых ресурсов. Примером такой сети может служить ARPANET (Advanced Research Projects Agency Network), которая была создана в 1969 году по заданию Министерства обороны США. Такая сеть должна была функционировать даже при выходе из строя части узлов, например, в результате бомбардировок. Первоначально сеть включала всего 4 компьютера, однако, уже в 1973 году она превратилась из экспериментальной сети в рабочую. Сеть обеспечивала связь между участниками различных научных проектов и связывала несколько сотен компьютеров. К сети подключились компьютеры из Англии и Норвегии. До 1971 года обмен информацией осуществлялся посимвольно. В 1971 году была предложена первая технология реализации сервиса электронной почты. До 1983 года ARPANET функционировала на основе протокола NCP( Network Control Program). Правила, определенные этим протоколом, не позволяли организовывать доступ к ресурсам этой сети из других сетей. Только в 1983 году сеть ARPANET начала функционировать на основе стека протоколов ТСР/IР 2(Transmission Control Protocol/Internet Protocol), который изначально создавался для реализации обмена информацией между разнородными сетями. Поэтому именно 1983 год считается годом рождения Internet (междусетья). В том же 1983 году сеть ARPANET была разделена на два сегмента ARPANET и MILNET. MILNET был включен в оборонную сеть США, a ARPANET использовался для обмена результатами научных исследований и в учебных целях. До 1984 года в сети пользователями использовались цифровые имена узлов назначения информации. В 1984 году была введена доменная система имен, которая позволила пользователям использовать литеральные имена. Для передачи сообщения, такие имена специальные серверы по определенному алгоритму преобразовывали в цифровые. Подробнее технология доменной системы имен рассмотрена ниже. Далее развитие сектора ARPANET финансировалось Национальным научным фондом США (National Science Foundation-NSF). Поэтому сеть переименовали в NSFNET. К этой сети подключились Канада, Дания, Финляндия, Франция, Швеция, Греция и другие страны. В 1986 году был разработан протокол NNTP сервиса телеконференций, который и теперь является одним из самых популярных. В 1988 году был создан сервис многопользовательской беседы, предоставляющий возможность "посидеть в чате", а в 1989 году - сервис WWW.

Национальное правительственное агентство NSF всячески поощряло деятельность сетей - компонентов NSFNET по поиску коммерческих партнеров и предоставлению им платных услуг. В результате, увеличивалось коммерческое использование сети. Использование Internet для электронной коммерции началось с 1994 года. А с 1995 NSF перестает финансировать развитие сети. В настоящее время сеть продолжает функционировать на коммерческой основе.

В настоящее время к сети Internet подключены практически все страны мира. Сеть имеет децентрализованную структуру. В сети не существует централизованного управляющего органа. Существуют национальные и международные ее сегменты. Каждый из них управляется своей администрацией. По оценкам экспертов, сеть включает более 300 млн. узлов. В России примерно 8 млн. пользователей Internet [3, 4].

Подключенные к Internet сети должны удовлетворять определенным стандартам, чтобы был возможен обмен информацией между этими сетями. Необходимо также организовывать доменные имена и распределять адресное пространство (присваивать адреса новым узлам, подключаемым к сети), организовывать конференции по вопросам развития Internet и так далее. Всеми этими вопросами занимаются добровольные некоммерческие организации. Одна из них ISOC (Internet Society) распространяет обучающие материалы, организовывает конференции для обсуждения предлагаемых стандартов. Основателями этой организации являются крупнейшие компьютерные корпорации, такие как : Microsoft Corporation, Intel Corporation , Novell Inc. и другие. IAB (Internet Architecture Board - Совет по архитектуре Internet) является одним из подразделений ISOC. Эксперты IAB рассматривают предлагаемые стандарты, принимают или не принимают их и сообщают об этом сетевой общественности. На соответствующих сайтах публикуются протоколы заседаний IAB. В этом совете работают представители крупнейших корпораций, таких как: Cisco, AT&T, телекоммуникационная корпорация MCI и других. [5] IAB публикует свои решения в виде документов RFC (Request for Comments, Просьба дать комментарии). Эти документы доступны широкой общественности и позволяют организовать дискуссию, посвященную новым технологиям в Internet [6].

В 1998 году была создана некоммерческая международная организация ICANN (Internet Corporation for Assigned Names and Numbers) для распределения адресного пространства, управления системой доменных имен (см. п. 1.2.2), определения параметров сетевых протоколов. Именно ICANN управляет DNS серверами корневого домена. ICANN также регистрирует новые домены верхнего уровня (примерами существующих являются , ru, ua, com), передавая права на управление ими другим организациям, после чего, такая организация может за соответствующую плату регистрировать внутри этих доменов домены второго уровня. Компании, управляющие доменами верхнего уровня, ежегодно перечисляют ICANN часть доходов от своей деятельности, осуществляя, таким образом, ее финансирование. Кроме того, ICANN финансируется также правительством США. Таким образом, главная задача ICANN - поддержка стабильного функционирования службы доменных имен. ICANN также разработала процедуры решения спорных вопросов, связанных с распределением и функционированием доменных имен [7].

1.2. Обмен сообщениями в Internet

1.2.1. Адресация и маршрутизация


Выше было показано, что в настоящее время Internet представляет собой совокупность взаимосвязанных локальных сетей, между которыми возможен обмен информацией на базе стека протоколов TCP/IP. Чтобы компьютер, подсоединенный к сети, мог получить предназначенную ему информацию, он должен иметь уникальный IP адрес. В книге "Базовые компоненты информационных систем" мы подробно рассмотрели эталонную модель OSI (Эталонная модель OSI - иерархический набор протоколов, который описывает правила преобразования и передачи данных между компьютерами на уровнях локальных и глобальных сетей. Набор протоколов служит лишь эталоном для реально функционирующих протоколов. Соответствие реальных систем эталонной модели позволяет реализовывать обмен данными между сетями, функционирующими на разных платформах.), которая описывает задачи, решаемые на всех этапах обмена информацией. Мы показали, что существует два типа адресов сетевых устройств: логические адреса, включающие адрес сети и адрес компьютера в ней, и физический адрес устройства, определяемый его сетевым адаптером и используемый на канальном уровне модели. Здесь мы будем говорить о логических адресах устройств [8, 9].

В настоящее время уникальный IP адрес каждого сетевого устройства представляет собой набор из четырех групп цифр, разделенных точками. Каждая группа может иметь значение от 0 до 255. Например, 222.123.67.38. Длина такого адреса 4 байта. Мы помним, что логический адрес включает номер сети и номер компьютера. В общем, схему отображения адреса можно представить следующим образом: тип сети - номер сети - номер компьютера в сети. Существует три типа сетей: А, В, С. Каждая может включать разное количество компьютеров. Принято соглашение, что:

  • если значение в левой группе цифр адреса от 1 до 126, это сеть типа А (в ней эта левая группа определяет номер сети, а три правые группы - номер компьютера);

  • если значение в левой группе цифр от 128 до 191, это сеть типа В (в ней две левые группы определяют номер сети, а две правые - номер компьютера в сети);

  • если значение в левой группе цифр от 192 до 223, это сеть типа С (в ней три левые группы определяют номер сети, а крайняя правая -номер компьютера в сети).

Ясно, что больше всего компьютеров может быть в сети типа А. Наши локальные сети, чаще всего, относятся к сетям типа С. Отметим, что ограниченный размер адреса (4 байта) в настоящее время уже не соответствует растущим потребностям сети. Сейчас существует вариант протокола IP v 6, который предполагает использование 16-ти байтного адреса.

Можно считать, что, в целом, Internet имеет иерархическую структуру. Она образована из регионов (доменов): кустовые домены (campus) включены в городские; городские домены (metropolitan) включены в региональные (regional); региональные домены подключены к высокоскоростным магистральным сетям (backbone). Однако, в случае необходимости, некоторые домены нижних уровней могут осуществлять прямую связь с доменами аналогичных уровней или с высокоскоростными магистралями. Поэтому Internet и называют "Всемирной паутиной". Internet реально имеет сложную, постоянно меняющуюся топологию. Это приводит к тому, что существует большое количество путей (маршрутов), по которым может двигаться ваше сообщение, чтобы достичь адресата.

В соответствии с правилами, описанными в протоколах ТСР/IР, передаваемое сообщение разбивается на пакеты со стандартной структурой. Каждый пакет содержит адрес отправителя, адрес назначения, заголовок, собственно передаваемую информацию. Маршрут, по которому будет двигаться пакет, заранее неизвестен. При отправке, каждому пакету одного сообщения присваивается номер так, чтобы в точке получения пакеты можно было собрать в нужной последовательности. К каждому пакету приписывается контрольная сумма, соответствующая его содержимому. В точке получения она вычисляется вновь. Если результат не совпадает с полученной ранее контрольной суммой, передача пакета запрашивается вновь. Процедура установления пути от отправителя к получателю называется маршрутизацией. Она выполняется для каждого передаваемого пакета на основании алгоритмов, описанных в специальных протоколах маршрутизации. Реализуют эти алгоритмы специальные устройства -маршрутизаторы или роутеры. Их функции очень близки к функциям почтовых подстанций, которые передают ваше письмо из одного населенного пункта в другой. В процессе движения по маршруту, письмо проходит через несколько почтовых подстанций. По аналогии, электронное сообщение может проходить через несколько роутеров. При этом, также как существуют почтовые отделения районные, областные, существуют роутеры разных уровней, соответствующие городским, региональным, национальным доменам.

Так как состояние сети постоянно меняется, роутеры обмениваются не только перенаправляемыми сообщениями пользователей, но и специальной маршрутной информацией. Эта информация позволяет определять и устанавливать маршруты как внутри регионов, так и между регионами. Временной интервал обмена маршрутной информацией может составлять 30 секунд. Каждый маршрутизатор, участвующий в обмене, хранит информацию обо всех маршрутизаторах региона. Информация включает: уровень загруженности, стоимость и скорость передачи информации, число промежуточных узлов до заданного роутера. На основании этой информации, роутер строит таблицу маршрутизации, где указаны пути ко всем объектам региона.

В настоящее время существует около 130 протоколов маршрутизации. Эта цифра показывает, какое значение уделяется развитию таких технологий. Одним из наиболее распространенных протоколов является RIP (Routing Information Protocol). Он предназначен для работы с сетями среднего размера (самый длинный маршрут содержит не более 15 узлов). Другим примером является протокол маршрутизации OSPF (Open Shortest Path First). Он предназначен для организации маршрутизации в больших сетях и между отдельными доменами. Протокол позволяет выбирать кратчайший путь исходя из: пропускной способности каналов, задержек в передаче информации, количестве ошибок при передаче.

1.2.2. Доменная система имен


В предыдущем разделе мы отметили, что каждый компьютер, подключенный в сеть, должен иметь уникальный адрес, представляющий комбинацию четырех групп цифр. Именно такие цифровые имена и использовались до 1984 года. [10, 11]. Позже, для предоставления пользователям возможности использовать легко запоминающиеся символьные имена, была введена доменная система имен. Выше уже было отмечено, что Internet объединяет различные образования - домены. Более мелкие домены входят в состав более крупных доменов. Именно это свойство иерархии и используется для построения доменного имени. Такой адрес представляет набор групп символов, разделенных точками. Например, citforum.tomsk.ru. Здесь ru - домен высшего уровня, обозначающий страну, tomsk - обозначает домен, входящий в состав домена высшего уровня (город Томск), citforum - имя информационного сервера, содержащего аналитические материалы, связанные с компьютерными технологиями. Именно организация ICANN регистрирует домены верхнего уровня. Так как системы доменных имен начала функционировать в США, имена доменов верхнего уровня соответствовали типам организаций (административные домены), например, домены образовательных организаций (edu), домены военных организаций (mil), коммерческих организаций (com), поставщики сетевых услуг (net). Позже появились домены, соответствующие странам (географические домены), также относящиеся к верхнему уровню (rа, uа, jp и другие). ICANN заключает договоры с фирмами - представителями разных стран на управление доменами высшего уровня. Например, в Росси, организация RU-CENTER управляет доменами ru, su, net, com, org, biz, info. ICANN передала ей права на регистрацию доменов второго уровня внутри этих доменов. Получение имен внутри этих доменов стоит от 20 до 100 у.е. (http://www.nic.ru/). RU-CENTER поддерживает базу данных, зарегистрированных доменов второго уровня, поддерживает функционирование DNS серверов (см. ниже), отвечающих за домены га, su, net, com, biz, info. Организации, получившие домены второго уровня, могут зарегистрировать внутри них субдомены. RU-CENTER передает им права на управление этими субъдоменами. Таким образом, вся система представляет древовидную структуру. Корнем дерева является корневой домен (root), за который отвечает ICANN. Например, иерархия адреса www.ict.nsc.ru показана на рис.1. Внутри домена верхнего уровня зарегистрирован домен второго уровня nsc, внутри него субдомен ict. Собственно имя компьютера в этом субдомене- www (он является Web -сервером). Более подробную информацию о способах регистрации получения IP адресов и регистрации доменов можно найти по адресу http://www.mark-itt.ru/MARK-ITT/NOC/IP-reg.htm.

Однако информация может быть доставлена только по цифровому адресу. Поэтому возникает задача преобразования доменных имен в цифровые. Первоначально эта задача решалась с помощью таблиц соответствия, которые хранились на каждом компьютере. С ростом сети, от этой идеологии пришлось отказаться. Для преобразования имен был создан сервис DNS (Domain Name System), программы которого функционируют на DNS сервере [12, 13]. При необходимости отправки сообщения компьютеру с указанным доменным именем, ваша рабочая станция передает это имя известному ей DNS серверу для преобразования его в цифровую форму. Если одна из рабочих станций сети ранее обращалась к DNS серверу с таким запросом, цифровой адрес хранится в его кэш - памяти и может быть быстро предоставлен вашей рабочей станции. В противном случае, DNS сервер может обратиться к другому DNS серверу, обладающему большей информацией. Самый общий подход состоит в том, что ваш DNS сервер выполняет последовательные обращения к цепочке таких серверов, объединенных в иерархическую систему. Пусть нужно определить цифровой адрес компьютера с именем www.samaraweb.ru. Задача сводится к последовательному поиску DNS серверов, имеющих информацию о доменах нижних уровней (рис. 2). Корневой сервер "знает" адреса серверов, отвечающих за домены высшего уровня. Сервер, "отвечающий" за домен ш, "знает" адреса серверов, отвечающих за домены второго уровня, зарегистрированные в домене ш (например, samaraweb). Сервер соответствующего домена второго уровня "знает" адрес компьютера www и сообщит его нашему DNS серверу. Адрес найден, сообщается рабочей станции и по нему может быть отправлена информация. На практике, поиск может начинаться не с корневого домена, а с того, в который входит ваш компьютер.

Приведенная схема показывает, что, в результате введения доменных имен, Internet стал более уязвимым. Действительно, есть корневой узел и узлы высших уровней. Достаточно вывести их из строя, и вы, не зная цифрового адреса компьютера назначения, не сможете отправить ему послание. В реальности корневой сервер представляет собой 13 компьютеров, которые расположены в разных странах мира, в США, Японии, Англии и Швеции [14]. Уже предпринимались атаки на эти корневые серверы, пока не очень успешные.

1.3. Популярные сервисы Internet


Основная задача Internet - предоставление пользователю информационных услуг, связанных с обработкой, передачей, воспроизведением информации. Принятая в последние годы классификация сетей, делит все сети по их функциональному назначению на три категории: сети доступа, магистральные сети, сети хранения. Наши рабочие станции, через которые мы получаем информацию, подключены к сетям доступа. Магистральные сети играют роль скоростных шоссе, по которым передается информация между сетями доступа и сетями хранения. Сети хранения как раз и содержат те информационные ресурсы, к которым реализуется доступ пользователей. Информационные ресурсы предоставляются средствами специальных сервисов. Самым известным из них является WWW. Информация хранится и обрабатывается по правилам, определенным протоколом каждого сервиса. Реализуются эти правила с помощью специальных программных комплексов. Серверная их часть, позволяющая обрабатывать информацию, функционирует на соответствующих серверах, входящих в состав сетей хранения. Клиентская часть, позволяющая отображать информацию, функционирует на наших рабочих станциях [15]. Таким образом, когда мы говорим, что "работаем в Internet", мы пользуемся услугами одного из его сервисов, который работает на основе того, или иного протокола. Ниже рассмотрены возможности наиболее популярных из них.

1.3.1. Электронная почта


Сервис электронной почты исторически появился одним из первых. Первая реализация технологии электронной почты была предложена в 1971 году. Это типичный сервис отложенного чтения. Вы можете прочесть свою почту в любое удобное для вас время. Реализуется сервис с помощью специальных почтовых серверов. На них для каждого зарегистрированного пользователя заводится файл особого вида -почтовый ящик. В современных почтовых системах объем выделенного пользователю пространства колеблется от 2 до 10 Мбайт. На этом пространстве вы можете создавать несколько почтовых ящиков. Принципиально то, что содержимое почтового сообщения может быть только текстовым, однако вы можете сделать в него вложение в виде файла. Вложенный файл может содержать произвольную информацию: графику, звук, видеоизображения и так далее. Адрес электронной почты состоит из двух частей (например, slek@vostok.tohoku.jp): набор символов справа от @ показывает доменное имя соответствующего почтового сервера; символы слева от @ - имя вашего почтового ящика на этом сервере.

Наиболее распространенными программами, реализующими электронную почту являются: Internet Mail, Microsoft Outlook Express, Netscape Mail 3.x. Перечисленные программы могут предоставлять пользователю разные услуги по работе с корреспонденцией. Набор услуг зависит от того, на основе какого протокола они работают. Перечислим наиболее распространенные протоколы. Протоколы отправки почты: SMTP (Simple Mail Transfer Protocol). Протоколы доставки электронной почты: РОР3 (Post Office Protocol), IMAP4 (Internet Message Access Protocol Version 4). Последний протокол является более новым и предоставляет большие возможности, чем РОР3. В РОР3, например, не предусмотрены функции резервного копирования почтовых сообщений, восстановления почтовых сообщений. В соответствии с правилами РОР3, при открытии почтовых сообщений, сервер пересылает их на вашу рабочую станцию. По умолчанию, на сервере эти сообщения стираются. Однако, можно настроить режим, при котором их копии некоторое время остаются на сервере. И в том, и в другом случае, их копии остаются накомпьютере, с которого вы просматривали свою почту. Протокол IMAP4 позволяет работать с почтой прямо на сервере без загрузки их копий на рабочую станцию. Это позволяет просматривать почту с любого компьютера без риска оставить на нем конфиденциальную информацию.

В целом, все почтовые программы позволяют пользователям: создавать адресную книгу; делать вложения в сообщения; создавать подпись и автоматически вставлять ее в сообщение; отображать только сообщения, удовлетворяющие определенным условиям; создавать группы сообщений; шифровать передаваемые сообщения и подписывать их цифровой подписью. Почтовые программы предоставляют также возможности работы с группами новостей (см. п. 1.3.2). С помощью таких программ вы можете "подписаться" на новости по интересующей вас тематике, указав адреса вашей электронной почты и сервера новостей. Для структуризации поступающей информации можно создавать папки и определять правила, по которым приходящие сообщения будут раскладываться по этим папкам.

В настоящее время существует большое количество почтовых служб, которые позволяют бесплатно создавать и использовать почтовые ящики. Серверы таких служб используют высокоскоростные каналы связи (до 1Гбита/с). Они также представляют сервис перенаправления почтовых сообщений (редирекции), часто бесплатно предоставляют домен третьего уровня для размещения Web - сайтов пользователей. Примерами таких почтовых служб могут служить: Zmail (http://www.go.ru/features.html), email.ru (http://www.email.ru/scripts/come?site=rol ), почтовые службы поисковых машин Яndех (http://www.yandex.ru/ ), Rambler и другие. Некоторые почтовые службы позволяют организовывать внутрикорпоративные почтовые системы. При этом, для корпорации создается виртуальный почтовый сервер с возможностью организации большого количества почтовых ящиков [16].

1.3.2. Телеконференции


Телеконференции или группы новостей (newsgroup) являются одним из самых старых и популярных информационных сервисов [17] [18]. Работает этот сервис по правилам протокола NNTP (Network News Transfer Protocol). В соответствии с этим протоколом, информация на серверах организована по тематическим группам. В настоящее время существует более 30 тысяч групп. Участники телеконференции получают вновь пришедшие сообщения из тех новостных групп, на которые они подписались и могут отправить в эти группы собственные сообщения. По сути, это средство для глобального обсуждения интересующей вас темы. Вы можете задавать вопросы и получать ответы от других участников телеконференции. Сообщения, поступающие в соответствующие группы, хранятся там некоторое время, а затем перемещаются в архив. Существуют телеконференции общего доступа, телеконференции с доступом только для чтения, с административным контролем (модерируемые), телеконференции с аутентификацией доступа4.

О тематике телеконференции можно судить по ее названию. Название имеет иерархическую структуру. Иерархия тем и подтем уменьшается слева направо. Например, тема soc.culture.esperanto связана с изучением и использованием эсперанто. Здесь soc является глобальной иерархией. Существует несколько таких глобальные иерархий: com -компьютеры, sci - наука, biz - бизнес и так далее. Полный список глобальных иерархий можно найти на сайте http://www.magmacom.com/~leisen/mlnh/index.html.

Какова же процедура подписки на телеконференцию? Ее можно выполнить, например, с помощью Microsoft Outlook Express - почтовой программы. Для этого нажать пункт меню Сервис/Учетные записи/Новости/Добавить. Далее специальная программа - мастер запрашивает ваше имя, адрес электронной почты, адрес сервера новостей, с которого вы хотите получать информацию. Результатом подписки является дополнительная папка в структуре папок Outlook Express, которая будет соответствовать вашей новостной группе. Просматривать содержимое телеконференций можно и не выполняя процедуру подписки. Для этого надо " зайти" на один из общедоступных серверов (адреса на сайте http://dwdstudio.r2.ru/free_usenet.htm). Просмотр содержимого телеконференций будет также выполняться с помощью почтовой программы.

Все множество существующих в мире серверов телеконференций создают распределенную информационную систему. Не существует главного компьютера, который бы поддерживал все телеконференции сети. Любая организация может создать собственный сервер, однако, собственных тем там может быть всего несколько десятков. Остальные группы копируются с других серверов. Каждый пользователь может подписаться на любом сервере на любую группу новостей. Если нужная группа отсутствует на данном сервере, ее сообщения будут копироваться с другого сервера, содержащего данную группу.

Поиск необходимых групп возможен с помощью специальных программных комплексов, например, DejaNews. Реализованные на их основе поисковые системы (http://groups.google.com/) позволяют выбрать сначала глобальную иерархию, затем ее подтемы. Просмотр информации осуществляется с помощью Internet Explorer.



4Аутентификация доступа - доказательство подлинности ресурса или пользователя.

1.3.3. FTP сервис


Сервис построен на основе протокола FTP. Он реализует доступ к файловым архивам на соответствующих серверах. При необходимости, вы можете "скачать" файлы из каталогов этих серверов на свой компьютер, записать файл на сервер, изменить структуру файлов и распределения папок на сервере [19]. Выполнить эти процедуры можно с помощью Web браузера или с помощью специализированной программы, например, CuteFTP. Конечно, существуют разные способы доступа: доступ только на чтение (анонимный доступ); доступ на чтение и внесение изменений. В последнем случае, надо указать свое имя и пароль, назначенные администратором, в начале сеанса работы. Программа доступа к FTP серверу CuteFTP содержит большое количество адресов, на которых можно найти информацию. Она показывает содержимое файловой системы сервера, также, как и известный Проводник Windows. Вам необходимо только перетащить мышкой изображение соответствующего файла с диска сервера на диск вашего компьютера. Программа также имеет встроенные поисковые возможности. Встроенный календарь загрузки позволяет определить время получения файлов так, чтобы перекачка выполнялась автоматически. CuteFTP позволяет также "закачивать" файлы на сервер с вашего жесткого диска [20].

Существует большое количество бесплатных FTP серверов, которые содержат музыкальные файлы, видеоизображение, файлы программных продуктов различного назначения. Например, один из таких серверов расположен по адресу http://www.freeware.ru/ . Там представлены программные продукты различной функциональности: программы защиты информации (антивирусные программы, программы шифрования информации, реализация защиты от несанкционированного доступа с помощью пароля); графические программы (обработка видеоизображений, библиотеки шрифтов, отображение и сортировка графических изображений); офисные программы (текстовые редакторы, программы ведения и печати платежных документов, органайзеры для менеджеров); программы, реализующие сервисы Internet (электронная почта, Web-браузер, средства разработки сайтов); а также игры, электронные проигрыватели и так далее. Большая часть программного обеспечения этого сервера бесплатная, однако, есть условно-бесплатные (shareware) и, даже, коммерческие программные продукты. Ознакомительные версии условно-бесплатных программ распространяются бесплатно. Если вы считаете, что программа реализует необходимые вам функции, вы за плату в 20-30 $ регистрируетесь, как пользователь и получаете ключ для полнофункционального использования программы. Последующие ее обновления, как правило, предоставляются вам бесплатно.

1.3.4. Сервис World Wide Web


Сервис был разработан в начале девяностых годов в Церне в Европейской лаборатории элементарных частиц. В настоящее время является наиболее популярным сервисом. Именно возможности WWW используются для развития электронной коммерции во всем мире [21] [22] [23].

WWW функционирует на основе протокола HTTP (Hypertext Transfer Protocol). Основой его является возможность организации гипертекстовой связи (связи через ссылки) между документами. Гипертекстом называется множество текстовых блоков, посвященных разным темам, между которыми установлены ссылки. Типичным примером гипертекста на бумаге является справочник. Например, разделы справочника по математике посвящены разным темам, но при упоминании в каждой из них формул из других тем, стоят ссылки "см. п. *.*.*" (рис. 3). В электронном варианте такие ссылки или гиперссылки могут быть реализованы как графические элементы (кнопки, картинки), блоки текста. Электронные гиперссылки определяют адрес размещения документа, на который они ссылаются. Таким образом, Web отображает информацию в виде документа, который может содержать гиперссылки на другие документы. Эти документы могут быть расположены на Web серверах, удаленных друг от друга на тысячи километров и объединенных средствами глобальной сети. При обращении к документам, мы получаем их копии. Поэтому сервис WWW еще называют распределенным и глобальным (рис. 4). Клиентская часть программного обеспечения, реализующего сервис WWW, называется Web браузером (browser - просмотрщик). Наиболее распространены программы Internet Explorer фирмы Microsoft и Netscape Navigator фирмы Netscape. Чтобы найти тот или иной документ, необходимо знать адрес его размещения. Адресом документа является Uniform Resource Identifier (URI - Универсальный идентификатор ресурса), который пишется в специальной строке и включает не только информацию о месте расположения документа, но и о том, по каким правилам его необходимо интерпретировать. Например, адрес http://db.informika.ru/MO/index.htm связан с документом, который описывается файлом index.html. Файл расположен в директории МО компьютера с полным доменным именем db.informika.ru. Документ интерпретируется на основе протокола HTTP.

Отметим также, что создаваемые и распространяемые средствами сервиса WWW документы, являются мультимедийными. Мультимедиа документы одновременно включают в себя разные способы отображения информации пользователю. На экране может одновременно воспроизводиться видеоизображение, текст, вы можете слышать звуковое сопровождение документа. Эти технологии реализованы в современных электронных играх, электронных справочниках и энциклопедиях.

Создаются такие документы средствами языка HTML (Hyper Text Markup Language - язык гипертекстовой разметки документов). Чтобы посмотреть, как описана разметка информации на любом сайте, вы можете нажать правую клавишу мышки и выбрать пункт "Просмотр в виде HTML". Например, описание сайта, фотография которого показана на рисунке 5, выглядит следующим образом:






        Добро пожаловать в MACЗ





       


       

    Добро пожаловать в МАСЗ!!!

       <Н2> Мы выпускаем специалистов по специальностям: "Информационные технологии в экономике", "Финансы и кредит", "Юриспруденция", "Бухгалтерский учет, анализ и аудит", "Менеджмент"

    <А HREF="http:\\academy.obninsk.com"> на домашнюю страницу



Похожие:

Информационные технологии в экономике и управлении iconКафедра «Информационные технологии в экономике»
«Информационные системы в маркетинге» для студентов экономических специальностей по специальности
Информационные технологии в экономике и управлении icon«Информационные технологии в управлении: введение»

Информационные технологии в экономике и управлении iconРабочая программа дисциплины «Информационные технологии в антикризисном управлении»
Утверждаю: Согласовано
Информационные технологии в экономике и управлении icon«Финам Информационные технологии» содержание резюме 3
Общая характеристика Закрытого паевого инвестиционного фонда особо рисковых (венчурных) инвестиций «Финам Информационные технологии»...
Информационные технологии в экономике и управлении iconУчебное издание информационные технологии бизнес-планирования
Д996 Информационные технологии бизнес-планирования: Метод указания / Сост.: В. Н. Дякин, С. Б
Информационные технологии в экономике и управлении iconТусур) Кафедра автоматизированных систем управления (асу) Исакова А. И., Тимаков со
...
Информационные технологии в экономике и управлении iconУчебно-методический комплекс (умк) Информационные системы и технологии в экономике Направление: Совершенствование образовательных технологий, укрепление материально-технической
Концепция формирования и развития единого информационного пространства России
Информационные технологии в экономике и управлении icon1: Информационные процессы в экономике и объективная необ­ходимость их автоматизации
Тема Информационные процессы в экономике и объективная необходимость их автоматизации
Информационные технологии в экономике и управлении iconАвтоматизированные информационные системы в экономике
Ясенев в. Н. Автоматизированные информационные системы в экономике: Учебно
Информационные технологии в экономике и управлении iconСистемы в экономике
Ясенев В. Н. Автоматизированные информационные системы в экономике: Учебно-методическое пособие. – Н. Новгород, 2007
Разместите кнопку на своём сайте:
Бизнес-планы


База данных защищена авторским правом ©bus.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Бизнес-планы
Главная страница