Российской академии наук институт европы ран промышленная политика европейских




НазваниеРоссийской академии наук институт европы ран промышленная политика европейских
страница1/20
Дата конвертации09.09.2012
Размер3.32 Mb.
ТипДокументы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   20


УЧРЕЖДЕНИЕ

РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК


ИНСТИТУТ ЕВРОПЫ РАН


ПРОМЫШЛЕННАЯ ПОЛИТИКА

ЕВРОПЕЙСКИХ СТРАН


МОСКВА 2010


Учреждение

Российской академии наук


Институт Европы РАН


ПРОМЫШЛЕННАЯ ПОЛИТИКА

ЕВРОПЕЙСКИХ СТРАН


Доклады Института Европы

259


Москва 2010

УДК 338(4)(066)

ББК 65.9(2Рос)-18я54+65.9(4)-18я54

П81

Редакционный совет:

Н.П. Шмелёв (председатель),

Ю.А. Борко, Л.Н. Володин, Ал.А. Громыко,

В.В. Журкин, И.Д. Иванов, М.Г. Носов, В.П. Фёдоров


Работа выполнена при финансовой поддержке

Российского гуманитарного научного фонда

(проект № 09-02-00519а/р)


Номер государственной регистрации: № 01200905001

«Комплексное исследование развития стран и регионов

Европейского континента на современном этапе»


Под редакцией Н.В. Говоровой


В подготовке материалов к печати принимала участие

Е.В. Дрожжина


Промышленная политика европейских стран = Industrial policy of the European countries / [под ред. Н.В. Говоровой.]. – М. : Ин-т Европы РАН : Рус. сувенир, 2010. – 214 с. – (Доклады Института Европы = Reports of the Institute of Europe / Учреждение Росcийской акад. наук, Ин-т Европы РАН; № 259). – Парал. тит. л. англ. –

ISBN .


Сегодня задачу завоевания передовых позиций в глобальной конкуренции, выход на стандарты жизни развитых стран невозможно ре-шить без разработки и осуществления новой промышленной политики государства. В этой работе много конкретных предложений, направленных на дальнейшее развитие российской промышленности, сделанных авторами с учётом опыта европейских стран.


ISBN


© Учреждение Российской академии наук

Институт Европы РАН, подготовка текста, 2010

© Издательство «Русский сувенир», оформление, 2010


Russian Academy of Sciences


Institute of Europe RAS


INDUSTRIAL POLICY

OF THE EUROPEAN COUNTRIES


Reports of the Institute of Europe

259


Moscow 2010

Аннотация


Среди ключевых задач стратегического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу – завоевание передовых позиций в глобальной конкуренции, выход на стандарты жизни развитых стран. Сегодня определены и методы достижения провозглашенных приоритетов, среди которых главенствуют упор на осуществление инноваций и оптимизацию использования регионального и человеческого потенциалов. Это, в свою очередь, означает и разработку принципиально новой отечественной промышленной политики, основная цель которой – стимулирование перехода экономики страны на путь развития, позволяющий науке и высокотехнологичным секторам промышленности стать локомотивом экономического роста, обеспечить адекватные условия для развития производственного сектора экономики, где создается реальное богатство страны. Многие вопросы, относящиеся к теме проводимого в данном сборнике исследования, успешно решаются в европейских странах. Поэтому усвоение в целом позитивного европейского опыта целесообразно и важно для снижения уязвимости отечественной экономики перед лицом многих глобальных вызов, требующих сегодня адекватных мер реагирования на уровне промышленной политики, запуска принципиально новых промышленных стратегий. В этой работе много конкретных предложений, направленных на дальнейшее развитие российской промышленности. Авторы сформулировали новые тактические и стратегические идеи, неординарные решения, рассчитанные на преодоление существующих проблем и достижение лидерства в данной области в будущем.


Annotation


Among key problems of strategic development of the Russian Federation – a gain of the advanced positions in a global competition, an exit on standards of a life of the developed countries. Methods of achievement of the proclaimed priorities among which predominate an emphasis on realisation of innovations and optimisation of use of regional and human potentials are defined also. It means also working out of essentially new domestic industrial policy which main objective – stimulation of transition of a national economy on the way of development allowing a science and hi-tech sectors of the industry to become by the locomotive of economic growth, to provide adequate conditions for development for industrial sector of economy. Many questions concerning a theme of research carried out in the given collection, successfully dare in the European countries. Therefore studying a positive European experience important for decrease in vulnerability of domestic economy in the face of many global problems. These problems demand today adequate reactions at level of an industrial policy, start of new industrial strategy. In this work it is a lot of the specific proposals directed on the further development of the Russian industry. Authors have formulated both new tactical and strategic ideas, not ordinary decisions for achievement of leadership in the field in the future.


СОДЕРЖАНИЕ


Вступление………………………………………………………... 7


Промышленная политика в Германии………………………… 10


Промышленная политика Франции…………………………… 38


Промышленная политика Великобритании…………………... 60


Промышленная политика Швеции…………………………….. 86


Промышленная политика Норвегии…………………………. 121


Промышленная политика «малых стран»-

членов Европейского Союза (Австрия,

Бельгия, Люксембург, Нидерланды)……………………… 152


Новое в промышленной политике Европей-

ского Союза………………………………………………… 183


Заключение…………………………………………………….. 209

CONTENTS


Introduction………………………………………………………... 7


Industrial policy in Germany…………………………………….. 10


Industrial policy of France……………………………………….. 38


Industrial policy of Great Britain………………………………… 60


Industrial policy of Sweden……………………………………… 86


Industrial policy of Norway…………………………………….. 121


Industrial policy of the small countries of Europe

(Austria, Belgium, Luxembourg, Netherlands)……………... 152


New in industrial policy of the European Union……………….. 183


Conclusion……………………………………………………… 209

ВВЕДЕНИЕ*


Среди ключевых задач стратегического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу – завоевание передо-вых позиций в глобальной конкуренции, достижение лидерства на рынках интеллектуальных услуг и высокотехнологичных то-варов, выход на стандарты жизни развитых стран по уровню благосостояния, продолжительности жизни, доступности качественных образования и здравоохранения, сбалансированности регионального развития. Сегодня определены и методы достижения провозглашённых приоритетов, среди которых главенст-вует упор на осуществление инноваций и оптимизацию исполь-зования регионального и человеческого потенциалов. Это, в свою очередь, означает принципиальное изменение парадигмы и приоритетов государственного развития, форм государственной поддержки бизнеса, включая различные аспекты законодательного обеспечения, федеральные и региональные льготы про-мышленности, т.е. разработку принципиально новой промышленной политики государства.

Основная цель отечественной промышленной политики – стимулирование перехода экономики страны на инновационный путь развития, позволяющий науке и высокотехнологичным секторам промышленности стать локомотивом экономического роста, обеспечить адекватные условия для развития производственного сектора экономики, где создаётся реальное богатство, нормативно-правовой базы для предпринимательства, особенно малого и среднего, содействовать качественным инвести-циям. Перспективной целью российской промышленной политики является также достижение нашей страной высокого уров-ня национальной конкурентоспособности, выстроенной на синергетическом эффекте взаимодействия трёх составляющих: инвестиций, инноваций, интеграции. С учётом современных глобальных экономических тенденций можно говорить о близком родстве понятий «промышленная политика» и «политика повышения национальной конкурентоспособности».

Необходимо сказать несколько слов о терминологии и опре-делить промышленную политику России как программу дейст-вий государства по развитию промышленности в общих рамках национальных интересов на основе разработки стратегий разви-тия, ориентированных на диверсификацию производства при от-казе от опоры исключительно на экспорт сырьевых товаров. В недавнем прошлом высокие темпы роста российской экономи-ки во многом были обеспечены необъективными мировыми це-нами на энергоносители и наращиванием физических объёмов экспорта сырья, что и обусловило отсутствие мощных рыночных институтов поддержки диверсификации экономики, позво-ляющих занять выгодное положение в системе международного разделения труда и специализироваться на выпуске и экспор-те продуктов с высокой долей добавленной стоимости. На мировом рынке Россия представлена главным образом сырьём – объём и номенклатура экспорта высокотехнологичных товаров пока незначительны.

Сегодня, учитывая стратегическую цель достижения Росси-ей статуса одного из лидеров XXI в., а также неудовлетворительного состояния некоторых фундаментальных макроэкономических факторов, неразвитости институтов, ресурсных и ин-фраструктурных ограничений, неэффективностью взаимодействия бизнеса и государства, негативных тенденций в развитии человеческого капитала, возникает потребность в переосмысле-нии основ промышленной политики. При этом подвижки в направлении соответствующей современным реалиям промышленной политики возможны только при наличии общей благоприятной институциональной среды в государстве, умеренного налогообложения, развитой системы кредитования, качественной системы образования. Эти факторы в целом оказывают большее влияние на инновации в производственной области, чем предоставление многочисленных налоговых, таможенных и прочих льгот и преференций.

Стратегию промышленной политики страны определяют ныне структура и состояние экономики в целом, количество и качество трудовых ресурсов, гибкость рынка труда, а также воз-можность предвидения какие товары и услуги будут востребо-ваны мировым сообществом в будущем. По данным Федераль-ной службы государственной статистики общая ситуация в про-мышленности в 2009 г. выглядела следующим образом: по фак-тическому состоянию на конец года объём выпуска промыш-ленной продукции в нашей стране составил 9/10 от уровня 2008 г. (производство снизилось на 10,8%), в обрабатывающих про-изводствах падение более значительное (-16%). Накопленный иностранный капитал в экономике России составил 268,2 млрд долл. США, доля прямых инвестиций составила 40,7%. В 2009 г. в экономику России поступило 81,9 млрд долл. США иност-ранных инвестиций, что на 21,0% меньше, чем в 2008 г. Уро-вень занятости населения (доля занятого населения в общей численности населения в возрасте 15-72 лет) – 61,2%, при этом безработица составила 8,6% (по методологии МОТ).

Многие вопросы, относящиеся к теме проводимого в данном сборнике исследования, уже решены или успешно решаются в европейских странах. Поэтому усвоение в целом позитивного европейского опыта целесообразно и важно для снижения уяз-вимости отечественной экономики перед лицом многих гло-бальных вызов, таких как исчерпание природных энергетиче-ских ресурсов, старение населения развитых стран, нарастаю-щая дифференциация доходов населения, ухудшение экологии. Эти вызовы требуют сегодня рациональных мер реагирования на уровне промышленной политики, запуска принципиально новых промышленных стратегий. Именно поэтому ныне роль и вес каждого государства оцениваются в мире во многом по его вкладу в разработку и внедрение принципиально новых про-мышленных технологий для адекватного ответа на негативные реалии современности.

Залогом удачного заимствования опыта является его крити-ческое переосмысление. В развитых странах с рыночной экономикой процесс совершенствования промышленной политики продолжается в течение многих лет. Основной аргумент в поль-зу его творческого осмысления – возможность взять лучшее из всех моделей промышленного развития стран и нивелировка худ-шего с учётом естественных преимуществ нашей страны: значи-тельного демографического и ресурсного потенциала, относительно высокого уровня профессиональной и общей подготовки рабочей силы. Проведение промышленной политики, способст-вующей созданию потенциала для производства востребованной на мировом рынке продукции сейчас, даёт шанс обеспечить воз-можности для получения новых сравнительных преимуществ на мировом рынке товаров и услуг уже в ближайшем будущем.


Промышленная политика в Германии*


1. Промышленная политика и социальное рыночное хозяйство

Послевоенная история развития германского хозяйства сви-детельствует о его способности приспосабливаться к меняющимся внутренним и внешним условиям, в том числе в услови-ях глобализации. Во многом такая способность связана с немец-кой социально-экономической моделью – социальным рыночным хозяйством (СРХ), теоретические основы которой были раз-работаны представителями ордолиберальной школы в 30-е гг. прошлого века и воплощены на практику Людвигом Эрхардом и его сторонниками в 50-60-е гг. СРХ опирается на так называемую политику хозяйственного порядка, хотя с точки зрения теоретического содержания более правильным было определить её как политику по поддержанию рыночного хозяйственного уклада или строя. За время своего существования СРХ доказало свои преимущества как по отношению к жёстким дирижистким моделям, так и по отношению к сверхлиберальным англосаксонским.

К основным преимуществам этой модели (и, соответственно, немецкого хозяйственно-политического пространства) отно-сятся либерализированные рынки товаров и услуг, практически полностью открытые для отечественных и иностранных инвесторов; высокоразвитая транспортная и коммуникационная ин-фраструктура; высокий уровень технологического развития и квалификации персонала. Всемирно известная марка «Сделано в Германии» до сих пор является синонимом отличного качест-ва продукции. К этому надо добавить достаточно устойчивый социальный мир; относительно стабильные с середины 90-х гг. прошлого века удельные (хотя и весьма высокие) издержки на оплату наёмной рабочей силы; низкие темпы инфляции и начатые в начале текущего десятилетия реформы рынка труда и, хотя и с запозданием, налоговой системы1.

К отрицательным сторонам немецкой модели (особенно с точки зрения экономических субъектов) можно причислить за-бюрократизированность и заорганизованность рынка труда; жё-сткую регламентацию отдельных видов предпринимательской деятельности, особенно ремесленной; высокие социальные отчисления и налоги; относительную неразвитость финансовых рынков; негибкость принципов тарифного регулирования и ав-тономии; участие наемных работников в корпоративном управ-лении.

Основная цель политики рыночного хозяйства – создание благоприятных рамочных условий для деятельности экономиче-ских субъектов, которые в соответствии с её принципами сами являются ответственными за преодоление рыночных рисков. Эта политика в свою очередь состоит из различных политик, ос-новными среди которых являются конкурентная, денежно-кре-дитная, финансовая и социальная политики.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   20


Похожие:

Российской академии наук институт европы ран промышленная политика европейских iconН. Б. Кондратьева; Институт Европы ран. М.: Рус сувенир, 2009. 74 с. (Доклады Института Европы. №248). Isbn 978-5-91299-078-6
Кондратьева Н. Б. Конкуренция в ес: экономика, политика, право / Н. Б. Кондратьева; Институт Европы
Российской академии наук институт европы ран промышленная политика европейских iconОбщего собрания российской академии наук
«О работе Комиссии Президиума ран по совершенствованию структуры Российской академии наук»
Российской академии наук институт европы ран промышленная политика европейских iconАктуальные проблемы экономического взаимодействия
Нис) и Российской академии наук (ран) в Институте международных экономических и
Российской академии наук институт европы ран промышленная политика европейских iconP. S. А сибирское отделение ран и Колонки
Дискуссия по выборам президента ран 30 мая 2008 г в ходе Общего собрания Академии наук продолжалась более двух часов. Обсуждение
Российской академии наук институт европы ран промышленная политика европейских iconУправление стратегическим развитием предприятия на основе франчайзинга
Учреждение Российской академии наук «Ин- ститут проблем региональной экономики ран»
Российской академии наук институт европы ран промышленная политика европейских iconРоссийская академия наук институт государства и права
Ибадова Лейла Тофиковна кандидат юридических наук, научный сотрудник Института государства и права Российской академии наук
Российской академии наук институт европы ран промышленная политика европейских iconФедеральная целевая программа «интеграция» Институт экономики Уральского отделения Российской академии наук Академия управления и предпринимательства
Камышов В. М., ректор Уральского государственного экономического университета, профессор, д-р хим наук
Российской академии наук институт европы ран промышленная политика европейских iconМетодические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов
Институт системного анализа ран, Центральный экономико-математический институт ран и др
Российской академии наук институт европы ран промышленная политика европейских iconЖорес Алфёров к солнечному веку
Хх века, вице-президент Российской Академии наук, председатель президиума Санкт-Петербургского научного центра ран, директор Физико-технического...
Российской академии наук институт европы ран промышленная политика европейских iconИнститут водных и экологических проблем
Ивэп дво ран, канд биол наук С. Е. Сиротский
Разместите кнопку на своём сайте:
Бизнес-планы


База данных защищена авторским правом ©bus.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Бизнес-планы
Главная страница