Практика антикризисного управления учебное пособие екатеринбург




НазваниеПрактика антикризисного управления учебное пособие екатеринбург
страница1/5
Дата конвертации04.09.2012
Размер0.75 Mb.
ТипУчебное пособие
  1   2   3   4   5
СОЦИАЛЬНО-ДЕЛОВОЙ ЦЕНТР ПОДДЕРЖКИ НЕЗАНЯТОГО НАСЕЛЕНИЯ
ПРАКТИКА АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ
УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ
ЕКАТЕРИНБУРГ
1999 г.


СОДЕРЖАНИЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ
ВВЕДЕНИЕ
I. ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА РОССИИ ПО ФИНАНСОВОМУ ОЗДОРОВЛЕНИЮ И БАНКРОТСТВУ
II. ОЦЕНКА ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ.
2.1. Общие положения.
2.2. Определение неудовлетворительной структуры баланса предприятия
2.3. Анализ и оценка реальных возможностей восстановления платежеспособности предприятия
2.4. Анализ финансового состояния неплатежеспособного предприятия
2.4.1. Анализ динамики валюты баланса
2.4.2. Методический подход и анализу структуры баланса
2.4.3. Анализ структуры пассивов предприятия
Анализ источников собственных средств предприятия
Анализ структуры краткосрочной кредиторской задолженности предприятия
2.4.4. Анализ структуры активов предприятия
Анализ внеоборотных активов предприятия
Анализ структуры оборотных средств предприятия
Анализ результатов финансовой деятельности
III. УЧЕТ НЕПЛАТЕЖЕСПОСОБНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ
IV. ВОЗБУЖДЕНИЕ ПРОИЗВОДСТВА ПО ДЕЛУ О НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ (БАНКРОТСТВЕ) ПРЕДПРИЯТИЯ
4.1. Общие положения
4.2. Права и обязанности должника
4.3. Права и обязанности кредитора и прокурора
V. НАБЛЮДЕНИЕ
5.1. Общие положения
5.2. Права и обязанности временного управляющего
5.3. Проведение первой встречи с руководителем должника
5.4. Установление кредиторов должника, определение размера их требований, составление реестра требований кредиторов
5.5. Порядок проведения собрания кредиторов
5.6. Проведение анализа финансового состояния должника и подготовка отчета временного управляющего Арбитражному суду
VI. РАЗБИРАТЕЛЬСТВО ДЕЛА О БАНКРОТСТВЕ В АРБИТРАЖНОМ СУДЕ
VII. ВНЕШНЕЕ УПРАВЛЕНИЕ ИМУЩЕСТВОМ ДОЛЖНИКА
7.1. Общие положения
7.2. Назначение внешнего управляющего, его права и обязанности
7.3. Проведение внешнего управления
7.3.1. Продажа предприятия или части его имущества
7.3.2. Отчет внешнего управляющего
VIII. КОНКУРСНОЕ ПРОИЗВОДСТВО
8.1. Общие положения
8.2. Обязанности конкурсного управляющего
8.3. Порядок ведения конкурсного производства
8.3.1. Продажа имущества должника
8.3.2. Порядок расчета с кредиторами
8.3.3. Отчет конкурсного управляющего
IX. МИРОВОЕ СОГЛАШЕНИЕ
X. ДОБРОВОЛЬНАЯ ЛИКВИДАЦИЯ ДОЛЖНИКА
XI. АУДИТ КРИЗИСНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ.
XII. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОСТАВЛЕНИЮ ПЛАНОВ ФИНАНСОВОГО ОЗДОРОВЛЕНИЯ (БИЗНЕС-ПЛАНОВ).
12.1. Общая характеристика предприятия
12.2. Краткие сведения по плану финансового оздоровления
12.3. Анализ финансового состояния предприятия
12.4. Мероприятия по восстановлению платежеспособности и поддержке эффективной хозяйственной деятельности
12.5. Рынок и конкуренция
12.6. Деятельность в сфере маркетинга предприятия
12.7. План производства
12.8. Финансовый план
XIII. ПОРЯДОК СОГЛАСОВАНИЯ ПЛАНА ФИНАНСОВОГО ОЗДОРОВЛЕНИЯ (БИЗНЕС-ПЛАНА)
XIV. ИЗ ПРАКТИКИ ВНЕШНЕГО УПРАВЛЕНИЯ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ПРЕДИСЛОВИЕ

В годы перехода российской экономики к рыночным отношениям многие предприятия и организации в силу объективных и субъективных причин, столкнувшись с проблемами в ходе финансово-хозяйственной деятельности, оказались неплатежеспособными. Для выхода из сложившейся ситуации Правительством и Государственной Думой Российской Федерации был разработан пакет документов, в том числе и Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)", позволяющий применять к таким предприятиям процедуры банкротства с Цепью преодоления кризиса неплатежей, дальнейшего роста просроченной задолженности предприятий и предотвращения негативных социальных последствий, связанных с этими процессами.

В этих условиях Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 сентября 1993 года № 926 создается Федеральное управление по делом о несостоятельности (банкротстве) при Государственном комитете Российской Федерации по управлению государственным имуществом, которое своим распоряжением от 13 сентября 1994 года № 57-р рекомендует директорам территориальных агентств организовать на местах аттестацию специалистов по антикризисному управлению. Созданные таким образом ускоренные курсы начали выпускать специалистов, которые стали назначаться внешними конкурсными управляющими предприятий-должников.

Работая в непосредственном контакте с арбитражными управляющими и руководителями предприятий, мы пришли к выводу, что в ходе своей практической деятельности многие из них столкнулись с определенными трудностями, вызванными отсутствием у них методической литературы, регламентирующей производственную деятельность в рамках законодательства о несостоятельности (банкротстве) предприятий. Это и натолкнуло нас на мысль, о создании учебного пособия.

В настоящем учебном пособии даны практические рекомендации руководителям предприятий по анализу финансово-экономического состояния предприятия, подготовке и проведению собрания кредиторов, заключению мирового соглашения с кредиторами, добровольной ликвидации предприятия-должника, приведены в соответствии с новым Гражданским кодексом Российской Федерации образцы необходимых для работы документов, а также изложена последовательность работы временного, внешнего и конкурсного управляющих в ходе наблюдения, внешнего управления и конкурсного производства.

ВВЕДЕНИЕ

В ходе продолжающейся экономической реформы усилия органов государственной власти направлены на проведение в Российской Федерации рыночной экономической политики. В настоящее время в этой области достигнуты определенные результаты: проведена либерализация экономики, осуществлена приватизация объектов государственной собственности, снижена инфляция, стабилизировался обменный курс рубля, снижаются процентные ставки за пользование привлеченными денежными средствами. Однако создание макроэкономических условий для экономического роста не переломило негативные тенденции и не сформировало реальные предпосылки для преодоления промышленного кризиса. Недостаточное влияние органов государственной власти на проведение активной микроэкономической политики не позволило максимально реализовать потенциал экономической реформы и наладить эффективное функционирование рыночного механизма.

К числу наиболее характерных для современных предприятий проблем, препятствующих их эффективному функционированию в условиях сложившихся рыночных отношений, следует отнести:

1. Неэффективность системы управления предприятиями, которая прежде всего обуславливается:

  • отсутствием стратегии в деятельности предприятий и организаций на краткосрочные результаты в ущерб среднесрочным и долгосрочным;

  • недостаточным знанием коньюктуры рынка;

  • низким уровнем квалификации менеджеров и персонала, отсутствием трудовой мотивации работников, падением престижа рабочих и инженерно-технического состава;

  • неэффективностью финансового менеджмента и управления издержками производства.

2. Низкий уровень ответственности руководителей перед учредителями за последствия принимаемых решений, сохранность и эффективное использование предприятий, а также их финансово-хозяйственные результаты деятельности.

3. Низкие размеры уставного капитала акционерных обществ.

4. Отсутствие эффективного механизма использования решений судов, особенно в части обращения взыскания на имущество должника.

5. Необеспеченность единства предприятия как имущественного комплекса, что снижает его инвестиционную привлекательность.

6. Высокие расходы на содержание объектов социально-культурного назначения и жилищно-коммунального хозяйства.

7. Наличие на предприятиях давно устаревших технологических линий производства, что существенно влияет на конкурентоспособность продукции российских предприятий.

8. Отсутствие достоверной информации о финансово-экономическом состоянии предприятий для акционеров и руководителей предприятий, потенциальных инвесторов и кредиторов, а также для органов исполнительной власти.

В настоящее время из-за подчиненности системы бухгалтерского учета целям налогообложения порой искажается реальная картина финансово - экономического состояния предприятия. Действующая в настоящее время система бухгалтерского учета приводит к искажению соотношения доходов и расходов предприятия, обложению налогами фиктивной прибыли, возникающей при продаже продукции по цене ниже себестоимости, лишает права самостоятельной квалификации расходов на капитальные и текущие затраты и расходы будущих периодов.

Существующая государственная статистическая отчетность в основном направлена на обеспечение органов государственной власти необходимой информацией и позволяет только частично удовлетворить спрос предприятий на маркетинговую информацию. Недостаточный объем достоверной экономической и маркетинговой информации наряду с неразвитостью информационной инфраструктуры российской экономики затрудняет принятие управленческих решений на уровне предприятий и определение контрагентами степени риска при заключении ими договоров.

Все эти тенденции экономической нестабильности порой и приводят к несостоятельности (банкротству) предприятий.

I. ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА РОССИИ ПО ФИНАНСОВОМУ ОЗДОРОВЛЕНИЮ И БАНКРОТСТВУ

В целях создания организационных, экономических и иных условий, необходимых для реализации актов о несостоятельности (банкротстве) государственных предприятий, а также предприятий, в капитале которых доля (вклад) Российской Федерации составляет более 25%, Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 сентября 1993 года № 926 создано Федеральное управление по делам о несостоятельности (банкротстве) при государственном комитете Российской Федерации по управлению государственным имуществом, которое в марте 1997 года преобразовано в Федеральную службу России по делам о несостоятельности 1.

Федеральная служба России по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим исполнительные, контрольные, разрешительные, регулирующие и организационные функции, предусмотренные законодательством Российской Федерации о несостоятельности и финансовому оздоровлению организаций и предприятий 2.

На нее возлагается решение следующих основных задач:

  • проведение государственной политики по предупреждению банкротств лиц, осуществляющих в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации предпринимательскую деятельность, по финансовому оздоровлению и реструктуризации неплатежеспособных организаций, а также обеспечение условий реализации процедур банкротства;

  • исполнение полномочий государственного органа по делам о банкротстве и финансовому оздоровлению, а также органа, уполномоченного представлять интересы Российской Федерации по обязательным платежам и Российской Федерации, как кредитора по денежным обязательствам при решении вопросов о несостоятельности (банкротстве) организаций 3;

  • разработка и реализация мероприятий по обеспечению анализа финансового состояния организаций и контроля за соблюдением ими платежно-расчетной дисциплины.

В соответствии с возложенными на нее задачами Федеральная служба выполняет следующие функции:

  • принимает участие в формировании и реализации федеральных и межгосударственных программ, предусматривающих мероприятия по реструктуризации и финансовому оздоровлению неплатежеспособных организаций,

  • принимает в установленном порядке от имени собственника федерального государственного унитарного предприятия-должника решения об обращении в арбитражный суд с заявлением должника 4 о признания его банкротом;

  • разрабатывает с участием иных федеральных органов исполнительной врасти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации мероприятия по реструктуризации и финансовому оздоровлению неплатежеспособных организаций, имеющих определяющее значение для экономики страны, и участвует в их реализации;

  • ведет учет и анализ платежеспособности крупных, а также экономически или социально значимых организаций, представляет предложения по финансовому оздоровлению указанных организаций в Правительство Российской Федерации; организует привлечение необходимых финансовых средств для реализации мероприятий по реструктуризации и финансовому оздоровлению неплатежеспособных организаций, в том числе и зарубежных инвесторов,

  • участвует в рассмотрении вопросов о предоставлении государственной финансовой поддержки неплатежеспособным организациям и согласовывает проекты решений Правительства Российской Федерация по этим вопросам,

  • выступает в установленном порядке инициатором проведения приватизации федеральных государственных унитарных предприятий-должников и продажи находящихся в федеральной собственности долей (паев, акций) в уставном капитале организаций,

  • принимает в установленном порядке от имени собственника федерального государственного унитарного предприятия-должника решения об обращении в арбитражный суд с заявлением должника о признании его банкротом;

  • принимает в установленном порядке решения о ликвидации неплатежеспособных федеральных государственных унитарных предприятий и осуществляет иные полномочия собственника, связанные с их ликвидацией,

  • принимает решения об освобождении от занимаемой должности руководителей федеральных государственных унитарных предприятий, признанных в установленном порядке неплатежеспособными, в случае, если их неплатежеспособность не связана непосредственно с задолженностью государства перед этими предприятиями, а такие осуществляет права по заключению и расторжению соответствующего договора на управление неплатежеспособными федеральными государственными унитарными предприятиями;

  • участвует в разработке мер социальной защиты работников, высвобождаемых в связи с ликвидацией организаций-работодателей;

  • представляет в арбитражном суде интересы Российской Федерации как собственника (учредителя, участника) организации-должника в случаях, когда законодательством о несостоятельности (банкротстве) предусматривается участие собственника;

  • представляет интересы Российской Федерации по обязательным платежам в федеральный бюджет и внебюджетные фонды, а также осуществляет права кредитора по бюджетным ссудам и иным денежным обязательствам организаций-должников перед государством при решении вопросов о несостоятельности (банкротстве) организаций;

  • направляет в случаях и в порядке, установленных Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)", заявление в арбитражный суд о признании должника банкротом,

  • участвует в проведении реструктуризации задолженности организаций-должников по платежам в федеральный бюджет, в процедурах обращения взыскания на имущество организации-должников, в разработке международных договоров по проблемам несостоятельности (банкротства), в деле о банкротстве должника и осуществляет соответствующие процессуальные права по рассмотрению дел о несостоятельности (банкротстве);

  • обеспечивает по запросам арбитражного суда либо по обращениям кредиторов реализацию процедуры отбора арбитражного управляющего 5 при наличии нескольких предложенных кандидатур, а также реализацию процедуры банкротства отсутствующего должника;

  • определяет порядок участия от имени Российской Федерации уполномоченных органов и организаций в проведении досудебной санации 6 организации-должника;

  • согласовывает условия отбора юридических и физических лиц, желающих совместно с федеральными органами исполнительной власти принять участие в досудебной санации организации-должника, сделки но отчуждению либо обременению обязательствами имущества неплатежеспособных федеральных государственных унитарных предприятий, а также акты по распоряжению государственным имуществом, закрепленных за указанными предприятиями или используемым ими;

  • организует деятельность межведомственных балансовых комиссий, подбор и подготовку специалистов по антикризисному управления для неплатежеспособных предприятий, разрабатывает и (или) утверждает соответствующие квалификационным требования и программы обучения, утверждает требования, предъявляемые к физическим лицам, осуществляющим деятельность в качестве арбитражных управляющих, проводит лицензирование их деятельности;

  • ведет списки лиц, получивших лицензию арбитражного управляющего и прошедших регистрацию в арбитражных судах,

  • представляет по запросу арбитражного суда кандидатуру арбитражного управляющего, в той числе в случаях, установленных законом, из числа сотрудников Федеральной службы,

  • утверждает методические указания по проведению экспертизы финансового состояния неплатежеспособных организаций, проводит учет юридических и физических лиц, осуществляющих деятельность, связанного с проведением такой экспертизы;

  • осуществляет в установленном порядке контроль за соблюдением организациями- должниками установленный законодательством Российской Федерации дисциплины платежей и расчетов;

  • анализирует финансовое состояние организаций-должников и принимает решение о признании их неплатежеспособными, определяет порядок ведения учета неплатежеспособных организаций и ведет их учет;

  • дает заключения по вопросам, связанным с определением несостоятельности (банкротства) и финансовым оздоровлением организаций, в том числе:

о платежеспособности организаций;

о наличии признаков фиктивного или преднамеренного банкротства; о наличии реальной возможности восстановления платежеспособности организации- должника;

по обязательствам, связанным с особенностями банкротства отдельных категорий должников - юридических лиц;

о планах финансового оздоровления организации-должника; о возможных последствиях обращения взыскания на имущество должника и целесообразности возбуждения в арбитражном суде производства по делу о несостоятельности (банкротстве) должника;

о результатах независимой оценки рыночной стоимости имущества акционерных обществ- должников;

  • выпускает официальное издание государственного органа по делам о банкротстве и финансовому оздоровлению - "Вестник Федеральной службы России по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению",

  • изучает и обобщает отечественную и зарубежную практику применения законодательства о несостоятельности (банкротстве);

  • представляет интересы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований как собственника (участника, учредителя) или кредитора на основании соглашений, предусматривающих передачу органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, соответствующих полномочий Федеральной службе.

Для более тесного взаимодействия с местными органами исполнительной власти и выполнения возложенных на нее функций Федеральной службой России по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению создана организационно-штатная структура, в которую входят:

  • территориальные органы Федеральной службы России по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению субъектов Российской Федерации;

  • межрегиональные территориальные органы Федеральной службы России по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению администраций субъектов Российской Федерации (могут создаваться Постановлением этих администраций);

  • территориальные агентства Федеральной службы России по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению предприятий (районов)

  1   2   3   4   5


Похожие:

Практика антикризисного управления учебное пособие екатеринбург iconУчебное пособие по дисциплине Красноярск 2007
Лекция 1 Терминология, сущность антикризисного управления в лекцию 1 Антикризисная специализация в менеджмент Лекция Воздействие...
Практика антикризисного управления учебное пособие екатеринбург iconПрограмма дисциплины программа дисциплины «антикризисное управление»
Управление рисками. Инвестиционная политика в антикризисном управлении. Стратегия и тактика антикризисного управления. Взаимодействие...
Практика антикризисного управления учебное пособие екатеринбург iconТеория и практика
Стратегический менеджмент: Теория и практика: Учебное пособие для вузов. — M.: Аспект Пресс, 2002. — 415 с
Практика антикризисного управления учебное пособие екатеринбург iconУчебное пособие Екатеринбург
«Уральский государственный университет им. А. М. Горького» исторический факультет
Практика антикризисного управления учебное пособие екатеринбург iconУчебное пособие составитель Н. М. Цыцарова Ульяновск 2009 удк 658 (076) ббк 65. 290-21я7 п 80 Рецензенты: канд эконом наук, доцент, заведующий кафедрой «Экономики управления»
Учебное пособие предназначено для преподавателей и студентов, изучающих
Практика антикризисного управления учебное пособие екатеринбург iconУчебное пособие. Таганрог: Изд-во трту, 2003
Учебное пособие cодержит описание теоретических и практических подходов к разработке и отбору инвестиционных проектов в условиях...
Практика антикризисного управления учебное пособие екатеринбург iconУчебное пособие по курсовому проектированию, учебное пособие по дипломному проектированию, учебное пособие к практическим занятиям, методические указания по лабораторным работам, методические указания по самостоятельной работе, кон
С38 Электроснабжение. Версия 0 [Электронный ресурс] : конспект лекций
Практика антикризисного управления учебное пособие екатеринбург iconКулясов И. П. Экологическая модернизация и устойчивое развитие: теория и практика // Устойчивое развитие и экологический менеджмент: учебное пособие. Спб: СпбГУ
Кулясов И. П. Экологическая модернизация и устойчивое развитие: теория и практика // Устойчивое развитие и экологический менеджмент:...
Практика антикризисного управления учебное пособие екатеринбург iconУчебное пособие Москва 2006
Учебное пособие предназначено для студентов магистратуры факультета
Практика антикризисного управления учебное пособие екатеринбург iconКожевникова А. Н. Коммерческая деятельность на железнодорожном транспорте. Часть 1: Учебное пособие
Учебное пособие предназначено для углубленного изучения отдельных разделов
Разместите кнопку на своём сайте:
Бизнес-планы


База данных защищена авторским правом ©bus.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Бизнес-планы
Главная страница