Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 062100/ О. А. Касьяненко. Спб.: Спбгуэф, 2003. 192 с ил




НазваниеУчебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 062100/ О. А. Касьяненко. Спб.: Спбгуэф, 2003. 192 с ил
страница1/16
Дата конвертации04.09.2012
Размер2.48 Mb.
ТипУчебное пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16
Слободской, Александр Львович
Организационная культура: Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 062100/ О.А. Касьяненко. - СПб.: СПбГУЭФ, 2003.- 192 с. : ил.
ISBN 5-7310-1719-0, 200 экз.

В учебном пособии изложены основные вопросы, связанные с управлением организационной культурой современных предприятий, представлены практические задачи, тесты, управленческие ситуации, охватывающие ключевые направления деятельности по формированию, диагностике, корректировке организационной культуры. Учебное пособие предназначено для студентов, обучающихся по специальности 062100 'Управление персоналом', а также всем интересующимся данными вопросами.

Организационная культура
Организация управления

ББК 65.050.2

ВВЕДЕНИЕ

Становясь членом организации, каждый из нас постепенно усваивает ее правила и нормы поведения, а также идеалы, которые могут в дальнейшем стать ценностными и жизненными ориентирами личности. Несомненно, культура организации, в рамках которой продолжается социализация и формирование личности, несет огромную ответственность за дальнейшую судьбу своих членов.

Западные предприниматели уже поняли, что организация -это сложный механизм, основой жизненного потенциала которого является организационная культура: то, ради чего люди стали членами организации; то, как строятся отношения между ними; какие устойчивые нормы и принципы жизни и деятельности организации они разделяют; что, по их мнению, хорошо, а что плохо и многое другое из того, что относится к ценностям и нормам. Все это не только отличает одну организацию от другой, но и существенно предопределяет успех функционирования и выживания организации в долгосрочной перспективе. Организационная культура не так явно проявляется на поверхности, ее трудно "пощупать". Если можно говорить о том, что организация имеет "душу", то этой "душой" является организационная культура.

Носителями организационной культуры являются люди. Однако в организациях с устоявшейся организационной культурой она как бы отделяется от людей и становится атрибутом организации, ее частью, оказывающей активное воздействие на членов организации, модифицирующей их поведение в соответствии с теми нормами и ценностями, которые составляют ее основу.

Так как культура играет очень важную роль в жизни организации, то она должна являться предметом пристального внимания со стороны руководства. Менеджмент не только соответствует организационной культуре и сильно зависит от нее, но и может, в свою очередь, оказывать влияние на формирование и развитие организационной культуры.

Прогрессивные руководители рассматривают культуру своей организации как мощный стратегический инструмент, позволяющий ориентировать все подразделения и отдельных лиц на общие цели, мобилизовать инициативу сотрудников, обеспечивать лояльность и облегчать общение.

3

Однако в нынешней ситуации у современного отечественного предпринимателя зачастую отсутствуют знания и навыки по осознанному и целенаправленному изменению корпоративной культуры. Безусловно, руководители и менеджеры по персоналу владеют отдельными инструментами, но этого недостаточно для серьезной работы в данном направлении.

Найти знания в опубликованных работах нелегко. В изданиях российских авторов данный вопрос раскрыт, как правило, в общих чертах, а зачастую в учебниках по менеджменту и управлению персоналом отсутствует соответствующий раздел. Достаточно полно и подробно организационную культуру осветили Ра-дугин А.А. и Радугин К.А. в книге "Введение в менеджмент: социология организаций и управления". Есть соответствующие разделы в учебниках Смирнова Э.А. "Основы теории организации" и Виханского О.С. "Менеджмент". Во всех публикациях присутствуют постоянные ссылки на использование западных источников по топологии организационной культуры, способов формирования, поддержания, изменения и пр. Однако западные подходы в области корпоративной культуры требуют серьезной адаптации при переносе на российскую почву, учитывая при этом культурные традиции России.

Многие зарубежные авторы работ по организационной культуре (Krefting and Frost, 1985, Ackroyd and Crowdy, 1990) отмечали, что результаты управления культурой часто непредсказуемы, имея в виду, что управление культурой чревато непредвиденными последствиями для организации. Причину этого многие видят в том, что, хотя культура организации может и должна изменяться, направления этих изменений не поддаются контролю. Эти заявления указывают на необходимость для любой организации, всерьез пытающейся изменить культуру, создания видения, какой должна быть новая культура. К сожалению, не многие менеджеры отчетливо представляют себе будущую культуру. Вместо того чтобы анализировать и планировать, менеджеры чаще используют реактивный подход, т.е. реагируют на проблемы после того, как они уже возникли. Из сказанного можно сделать вывод, что менеджер, который серьезно занимается управлением культурой, должен ясно представлять, чем нужно управлять и какой результат желательно получить. Конкретные стратегии и степень успеха зависят от силы существующей культуры и масштаба желаемых изменений.

4

Дисциплина "Организационная культура" является одной из профилирующих дисциплин, формирующих экономиста-менеджера.

Целью преподавания является передача студентам теоретических знаний, умений и навыков анализа, формирования и совершенствования организационной культуры для решения практических вопросов и основных задач управления предприятием.

В процессе изучения курса студенты должны научиться:

  • - определять и оценивать компоненты организационной культуры;

  • - распознавать тип организационной культуры и совершенствовать ее элементы;

  • - владеть методами формирования эффективной организационной культуры;

  • - поддерживать и изменять культуру организации.

"Организационная культура" относится в соответствие с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования к циклу специальных дисциплин и связана с другими дисциплинами учебного плана:

  • - в теоретико-методологическом отношении - с философией, социологией, психологией и педагогикой, культурологией;

  • - в методическом отношении - с менеджментом, этикой деловых отношений, конфликтологией, управлением персоналом, организационным поведением, социологией и психологией управления.

Указанные связи курса "Организационная культура" с другими дисциплинами обеспечивают его практическую направленность в системе обучения и будущей деятельности менеджера.

ГЛАВА 1. ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ

Культура. Влияние культуры на поведение людей. История возникновения понятия "организационная культура". Организационная культура и корпоративная культура: соотношение понятий. Сущность, структура и содержание организационной культуры

§ 1.1. Что такое "культура"?

Культура - многоплановое понятие. Прежде всего культура - это инструмент, необходимый для выживания человечества; механизм, позволяющий людям справляться с обстоятельствами, в которых они находятся. В этом смысле культура - это сообщаемое знание, которое передается от поколения к поколению, чтобы помочь членам групп жить в определенном времени, месте или ситуации.

Культура - это явление, которое выделяет человеческий вид среди других живых существ. В соединении с биологической эволюцией культура не только не помогла человечеству выжить, но и расти и развиваться на этой планете и даже в космосе.

Культура - это также усвоенное поведение и знание, которое интегрируется группой и разделяется членами группы. Групповые убеждения и практика становятся привычными, традиционными и отличают одну группу (цивилизацию, страну или организацию) от другой.

Некоторые виды поведения могут быть результатом конкретных специфических обстоятельств жизни группы, зависеть от климата, географического положения, проявляться в момент опасности, открытия. Часто члены группы упорно сохраняют поведение, причина которого давно забыта. Такое поведение также является частью культуры.

По определению Ф. Кробера и Ф. Клукхона, культура - это отличительная особенность человеческих групп и состоит из явных и неявных устойчивых повторяющихся способов поведения. Основа культуры включает традиционные, имеющие исторически обусловленное происхождение идеи и специфику их прикладного использования. Системы культуры могут, с одной стороны, рассматриваться как продукт деятельности людей, с другой - как создание условий для элементов будущего действия.

Таким образом, культура - это то, что:

6

  • - разделяется всеми или почти всеми членами некоторой социальной группы;

  • - передается старшими членами группы младшим;

  • - формирует поведение (мораль, законы, обычаи).

В процесс человеческого развития общества и институты были созданы вокруг доминирующей деятельности, распространенной в определенном месте в определенное время. Ранняя человеческая культура, например, была организована вокруг охоты; до сих пор имеются племена, все еще живущие таким образом.

Затем господствующей тенденцией человечества стала стадия развития рабочей культуры, сосредоточенной вокруг сельского хозяйства; этот сельскохозяйственный образ жизни существует в прединдустриальных нациях.

В течение последних двух-трех сотен лет доминирующим стилем работы стал индустриальный, сосредоточенный вокруг фабричной системы и городского образа жизни.

В настоящее время считается, что происходит переход к постиндустриальной рабочей культуре, сосредоточенной на обработке информации и оказании услуг.

В дополнение к нормам, принятым в обществе, каждая группа людей, в том числе и организация, вырабатывает собственные культурные образцы, которые получили название деловой, или организационной, культуры. Организационная культура не существует сама по себе. Она всегда включена в культурный контекст данного географического региона и общества в целом и испытывает воздействие со стороны национальной культуры. В свою очередь организационная, или корпоративная, культура влияет на формирование культуры подразделений, рабочих и управленческих команд. Т.е. схема зависимости здесь следующая:

Национальная культура — Организационная культура — Рабочая культура — Культура команды.

Национальная культура - это культура страны или меньшинства в стране; организационная культура - культура корпорации, предприятия или ассоциации; рабочая культура - культура доминирующего вида деятельности общества; культура команды - культура рабочей или управленческой команды.

Культура через экономику определяет ценность и необходимость работы для конкретной группы. В некоторых культурах все члены участвуют в желательной и заслуживающей внимания

7

деятельности, но их членство не измеряется стоимостью работы в денежном отношении; вместо этого подчеркивается роль и значение работы для объединения. Культура определяет условия, возможности и сегментацию профессиональной деятельности.

С помощью культуры можно анализировать рабочую среду любого вида деятельности - от охоты и сельского хозяйства до производства машин и обработки информации.

Сегодня происходит переход от "рабочей" этики к "ценностной" этике, которая подчеркивает важность качества рабочей жизни.

Продвинутые рабочие культуры используют технологии помощи персоналу, перемещая рабочих и перераспределяя работу через управленческие команды, через неформальные ценности, через создание удобной рабочей среды. Работа - это также место для реализации возможностей, власти и лидерства. Некоторые организации сформированы как иерархии с концентрацией власти наверху, другие рабочие культуры распределяют власть и поощряют участие членов организации и сотрудничество. Выполнение работы человеком также зависит от культуры. Социальная окружающая среда настолько сильно влияет на людей, что они либо начинают работать так, чтобы превзойти других, либо относятся к работе безразлично.

Некоторые культуры активны и поощряют членов группы к творчеству и производительности, другие культуры запрещают творчество, подавляя человеческие стремления и усилия к совершенствованию.

Руководители могут изменять культуру своих групп в целях увеличения производительности работников, заменяя устаревшие нормы, методы и процедуры более уместными стандартами действиями и технологиями.

Так как культура играет очень важную роль в жизни организации, то она должна являться предметом пристального внимания со стороны руководства.

§ 1.2. Влияние культуры на поведение людей

С помощью культуры можно анализировать поведение людей, особенно в группах, так как культура дает структуру для анализа человеческого поведения. Но следует заметить, что поскольку люди очень сложны и разнообразны, а наши знания о

8

влиянии культуры на поведение относительны и предварительны, обобщения нужно делать очень осторожно и помнить о возможности многих исключений.

Кроме того, нужно помнить, что, рассматривая поведение других, каждый из нас имеет тенденцию опираться на собственный опыт и уровень подготовки и что действия, которые кажутся нам причудливыми или предосудительными, могут быть приемлемыми и нормальными для других людей.

Культура проявляется группой, организацией или нацией: в обычаях и традициях, в групповых убеждениях, в обрядах, мифах, символах, морали, способах мышления, языке, стандартах, законах, искусстве, архитектуре, технологии и т.д. Эти проявления культуры, ее принципы могут быть рациональными или иррациональными, явными или неявными. Принципы культуры, т.е. ее "истины", выражены в поведении или в табу на то, что члены группы не должны делать.

Обычно члены группы отказываются подвергать сомнению или изменять убеждения, поддерживаемые в их сообществе. Ежедневная жизнь в результате соблюдения этих правил упрощается и становится предсказуемой. Однако, увы, культура может также быть средством поддержания невежества, дезинформации, предубеждения и фанатизма.

Каждая группа может быть охарактеризована с точки зрения ее культурной ориентации. Культурная ориентация общества и группы отражает сложное взаимодействие ценностей, отношений и поведения членов общества и группы (рис. 1.1).


Рис. 1.1. Влияние культуры на поведение

Как показано на рис. 1.1, индивиды выражают культуру и ее нормативные свойства через ценности, которых они придерживаются относительно сущности жизни и мира вокруг них.

9

Эти ценности, в свою очередь, влияют на их отношения и на форму поведения, соответствующую ситуации. Непрерывное изменение паттернов индивидуального и группового поведения в конечном счете влияет на культуру общества и группы, и цикл начинается снова.

В чем различие между ценностями, отношениями и поведением?

Ценности - это то, что является желательным (явно или неявно) человеку или группе и влияет на выбор способов, средств и на выполнение действия. Ценности могут быть как осознаваемыми, так и находиться на уровне подсознания. Таким образом, ценности - это относительно общие убеждения, которые определяют, что правильно и что неправильно, и устанавливают общие предпочтения людей.

Исследования показали, что персональные ценности влияют на корпоративную стратегию, а ценности руководителей - на все формы организационного поведения, включая выбор системы мотивации, взаимоотношения начальник-подчиненный, поведение группы, коммуникации, лидерство и уровни конфликтов.

Например, латиноамериканские менеджеры полагают, что семья - очень важная ценность, и это побуждает их нанимать членов собственной семьи всякий раз, когда только предоставляется возможность. Американские менеджеры верят в ценность индивидуального достижения, поэтому при приеме на работу они скорее ориентируются на выполнение кандидатом квалификационных экзаменов, чем на членство семьи. Эти примеры иллюстрируют поведение, на которое влияют ценности.

Отношение - это позиция, которая проявляет ценности и склоняет человека действовать или реагировать определенным способом. Отношения характерны как для межличностных и межгрупповых взаимодействий, так и для взаимодействий между лицом и некоторым объектом.

Поведение - любая форма человеческого действия; это ежедневные действия, которые люди совершают в процессе работы и в связи со своей работой при взаимодействии с другими (ритуалы и церемонии, а также язык, используемый при общении).

Таким образом, поведение людей определено их культурой. Культура характеризуется как разнообразием, так и единством. Хотя все мы принадлежим к определенной культуре, ее проявления отличаются в зависимости от места и обстоятельств.

10

Знание того, что все мы - члены различных культурных групп, может помочь нам понять поведение других, стать более терпимыми в наших суждениях и отношениях, более эффективными в разрешении культурных противоречий. Оценивая воздействие культуры на людей, мы можем быть менее склонны к обвинению, наказанию, враждебности к тем, кто отличается от нас.

Чем больше мы постигаем концепцию культуры, тем более способны развить культурные навыки и управлять собственным изменением. Сегодня менеджеры могут применять стратегию управления культурными различиями в целях повышения эффективности организации.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16


Похожие:

Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 062100/ О. А. Касьяненко. Спб.: Спбгуэф, 2003. 192 с ил iconУчебное пособие по специальности 100200 «Менеджмент организации» Нижний Новгород
Фетисов В. Д. Финансовый менеджмент: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 100200 «Менеджмент организации»...
Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 062100/ О. А. Касьяненко. Спб.: Спбгуэф, 2003. 192 с ил iconУчебное пособие для студентов вузов Соответствует государственному
Экономика фирмы: Учебное пособие для студентов вузов / Л. Н. Чечевицына, И. Н. Чуев. Ростов н/Д: Фе
Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 062100/ О. А. Касьяненко. Спб.: Спбгуэф, 2003. 192 с ил iconУчебное пособие написано в соответствии с учебным планом специаль- ности «Менеджмент организации»
Экономика и организация малого предпринимательства: Учебное пособие. Спб.: Изд-во Спбгуэф, 2010. 100 с
Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 062100/ О. А. Касьяненко. Спб.: Спбгуэф, 2003. 192 с ил iconУчебное пособие Допущено Советом Учебно-методического объединения вузов России по образованию в области менеджмента в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности «Менеджмент организации»
Советом Учебно-методического объединения вузов России по образованию в области менеджмента в качестве учебного пособия для студентов...
Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 062100/ О. А. Касьяненко. Спб.: Спбгуэф, 2003. 192 с ил iconУчебное пособие выпущено в рамках рабочей программы курса «Организация торгово-посреднической деятельности»
Учебное пособие предназначено для студентов, обучающихся по направлению «Торговое дело», а также магистрантов, обучающихся по программе...
Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 062100/ О. А. Касьяненко. Спб.: Спбгуэф, 2003. 192 с ил iconУчебное пособие Курс лекций Для студентов высших учебных заведений 2-е издание, переработанное и дополненное
Учебное пособие предназначено для студентов вузов, но может быть полезно и тем, кто самостоятельно изучает экономическую теорию
Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 062100/ О. А. Касьяненко. Спб.: Спбгуэф, 2003. 192 с ил iconУчебник допущено Советом Учебно- методического объединения вузов России по образованию в области менеджмента в качестве учебника для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности «Управление персоналом»
Учебник предназначен для студентов, обучающихся по специальности
Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 062100/ О. А. Касьяненко. Спб.: Спбгуэф, 2003. 192 с ил iconФормирования опыта профессионально-творческого мышления педагога
Учебное пособие предназначено для студентов вузов физической культуры, а также обучающихся по иным педагогическим специальностям
Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 062100/ О. А. Касьяненко. Спб.: Спбгуэф, 2003. 192 с ил iconУчебное пособие предназначено для студентов вузов в основном по специальностям «Менеджмент организации»
Учебное пособие предназначено для студентов вузов в основном по специальностям «Менеджмент организации», «Экономика и управление»,...
Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 062100/ О. А. Касьяненко. Спб.: Спбгуэф, 2003. 192 с ил iconУчебное пособие для вузов Главный редактор В. Усманов
...
Разместите кнопку на своём сайте:
Бизнес-планы


База данных защищена авторским правом ©bus.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Бизнес-планы
Главная страница