Универсальная электронная карта: инновация Сбербанка, инновация




Скачать 81.26 Kb.
PDF просмотр
НазваниеУниверсальная электронная карта: инновация Сбербанка, инновация
Дата конвертации09.09.2012
Размер81.26 Kb.
ТипДокументы
Универсальная электронная карта: инновация Сбербанка, инновация 
России
Брифинг Виктора ОрловскогоСтаршего вице-президента Сбербанка России
Уважаемые коллеги, добрый день. Я очень часто получаю от вас запросы 
относительно универсальной электронной карты, поэтому считаю, что было бы правильно 
посвятить наш сегодняшний брифинг именно этой теме. Попутно я готов ответить на другие 
вопросы, связанные с развитием технологий в Сбербанке.
Вы знаете, что Президент Российской Федерации подписал закон об общих принципах 
предоставления государственных услуг в электронном виде. В этом законе есть шестая глава 
статьи, посвященная универсальной электронной карте и принципам взаимодействия 
субъектов РФ, органов государственной власти, граждан в части предоставления услуг через 
универсальную электронную карту.
Несколько слов об универсальной электронной карте. Это карта гражданина, которая 
может быть как идентификатором личности, так и удостоверять право гражданина на 
получение государственных услуг, а также реализацию любых прав гражданина, если эти 
права описаны в соответствующих законах. То есть, например, эта карта может быть 
водительским удостоверением. Карты будут эмитироваться государством и принадлежать 
государству. Первая карта будет выдаваться бесплатно, за счет государства. С 2012 года 
каждый гражданин будет иметь право в заявительном порядке получить такую карту. С 2014 
года закон предусматривает выдачу карт гражданам в уведомительном порядке: иначе 
говоря, гражданин будет иметь право отказаться от карты.
Какую роль мы здесь выполняем? Почему я, являясь сотрудником Сбербанка России, 
говорю об этом? Дело в том, что Сбербанк предложил инновационное решение, не имеющее 
аналогов нигде в мире. Мы предложили использовать для приема универсальных 
электронных карт гражданина инфраструктуру приема карт, развитую на сегодняшний день 
банковским сообществом: это и ПОС-терминалы, и банкоматы, и терминалы по приему 
наличных средств. Вот такой механизм и является абсолютно уникальным.
Кроме того, мы предложили использовать в качестве одного из многочисленных 
приложений на карте финансово-банковское приложение. Таким образом, гражданин может 
не только получить услугу и использовать карту как идентификатор личности, но и оплатить 
услугу, если она является платной: например, дорожный штраф. Это предложение тоже 
является инновационным.
Внедрение проекта выгодно государству, поскольку инфраструктура – банкоматы, 
терминалы – уже построена. Стоимость инфраструктуры приема карт в России составляет 
примерно 20 миллиардов долларов США.
Банки накопили огромный опыт по работе с картами. Они умеют работать и с 
претензионной частью, и осуществлять операции, и взаимодействовать между собой. Банки 
накопили большой опыт работы с Visa, MasterCard и другими платежными системами. 
Очевидно, что в этом проекте банки могут помочь государству в развитии и технологий, и 
методов работы. Например, с точки зрения маркетинга, потому что к карте надо привыкнуть, 
нужно научиться ею пользоваться. Это, в общем, не простой процесс, ведь мы знаем, что 
наша экономика в основном «кэшевая», кассовая, люди в основном расплачиваются 
наличными. Банки также заинтересованы в переводе всевозможных платежей в безналичный 
вид (перевод или оплата с карты – это вид безналичного платежа). Одним словом, 
государство решает свою задачу, банки свою, и это дает хороший синергетический эффект.

В законе описано взаимодействие организаций между собой при порядке выпуска и 
обслуживания карт. В рамках этого закона должна быть создана федеральная 
уполномоченная организация, которая будет осуществлять функции платежной системы. Я 
бы сказал, информационно-платежной системы. Другими словами, она должна обрабатывать 
запросы граждан, перенаправлять эти запросы в органы исполнительной власти, которые 
отвечают за предоставление услуг, и затем возвращать гражданину услугу, сформированную 
государством. Иначе говоря, создается своего рода дистрибьюторская сеть предоставления 
услуг. Не генератор услуги – услугу  генерирует государство – а дистрибьютор услуги.
  Федеральная уполномоченная организация сегодня назначена постановлением 
Правительства. Это организация ОАО «Универсальная электронная карта», акционерами 
этого общества являются три банка: Сбербанк России, Уралсиб и АК Барс. Сбербанк вложил 
в развитие проекта более 20 миллионов долларов, внесли свой финансовый вклад и два 
других банка. Однако этот факт не дает акционерам никаких преимуществ по сравнению с 
другими банками. Все участники будут работать по единым правилам.
Сегодня в трех регионах  – в Татарстане, Башкирии и Астраханской области – ведется
пилотный проект в рамках подготовки к реализации полномасштабного проекта в рамках 
данного федерального закона.
На территории субъектов будут созданы так называемые уполномоченные 
организации субъектов: процессинги, в том числе и эмитенты карт. Необязательно иметь в 
каждом субъекте собственную уполномоченную организацию субъекта: субъекты могут 
группироваться по желанию. В каждом субъекте должна быть такая организация, тем не 
менее субъекты могут создать одну организацию на два и более субъекта.
До конца года должен быть создан и закреплен законом ряд основополагающих 
документов – это технические и функциональные требования к карте, технические и 
функциональные требования к приложениям на карте, дизайн карты и основной порядок 
вступления банков в систему. Система будет открытой для всех банков. Разумеется, для того 
чтобы претендовать на право быть уполномоченным банком (то есть банком, который 
работает в рамках системы), банку необходимо соответствовать определенным критериям, 
которые будут разработаны.
Эти банки, естественно, будут брать на себя некоторые обязательства по эквайрингу и, 
возможно, эмиссии карт, как это делается при вступлении банка в члены Visa и MasterCard.. 
Акционеры ОАО «Универсальная электронная карта», как и другие банки, будут 
подписывать договор с организацией на право эмиссии и эквайринга данных карт.
Прорабатывая технологию работы с картой, мы ориентировались на международные 
стандарты EMV. Это означает, что доработки банков, вступающих в систему, будут 
минимальны: банки, сотрудничающие с системами Visa и MasterCard, умеют работать с 
данной технологией. Им не потребуется никакого дополнительного аппаратного 
обеспечения: любой банкомат или терминал, принимающий карты Visa и MasterCard, сможет 
принимать и наши карты. Всё это сделано для того, чтобы, с одной стороны, минимизировать 
инвестирование в инфраструктуру, с другой стороны – чтобы быть на технологической 
передовой. Вопрос, который звучал много раз: «Почему именно карта?» Карта – потому, что 
это на сегодня наиболее отлаженный и надежный механизм хранения информации; потому, 
что сегодня карта – наиболее принимаемый инструмент благодаря имеющейся 
инфраструктуре.
С точки зрения экономики проекта для нас, как для инвесторов, этот проект 
достаточно затратный. Мы рассчитываем, что его окупаемость наступит на шестой-седьмой 
год. Зачем мы делаем такой проект – очевидно. Мы считаем, что граждане получат 
колоссальные преимущества от пользования такой технологией, перестав стоять в очередях. 
Мы с вами будем получать большинство услуг через электронные каналы. Если вы хотите 

получать их из дома, вы покупаете ридер, который стоит около 20 долларов США. Если у вас 
есть интернет, подключаетесь и пользуетесь государственными услугами, оплачиваете 
товары и коммерческие услуги. Вы можете оплатить штраф ГИБДД на месте нарушения. 
Скорая помощь, приехав на дорожное происшествие и обнаружив карту пострадавшего, 
может немедленно сформировать план лечения, потому что на этой карте могут быть 
расположены витальные данные гражданина, в том числе все лекарственные
противопоказания. С точки зрения защиты информации каждое приложение на карте будет 
отдельно защищено. Например, Минздрав будет иметь доступ только к своим данным, 
ГИБДД – к своим, банки – к своим.
Сегодня, повторю, мы проводим пилотные проекты и взаимодействуем буквально со 
всеми органами исполнительной власти: это и Минэкономразвития, и Минсвязи. Мы 
работаем в очень тесном сотрудничестве и с субъектами РФ. Мы видим очень большую 
заинтересованность наших коллег в этом проекте. Мы считаем, что этот проект может и 
должен быть успешен. Если говорить обо мне лично, то я верю, что мы в данном проекте 
действительно совершим инновационный прорыв. Сделаем то, в чем нас некоторые наши 
оппоненты обвиняли: «Что ж вы делаете то, что нигде в мире не реализовано?» Однако мы 
знаем, что этот проект, при определенном напряжении сил и принятии правил, мы 
реализовать сможем. Да, его не реализовал никто до нас, по причине того, что технологии не 
были готовы. Мы разговаривали с представителями нескольких стран, которые жалеют, что 
они не положили банковское приложение на эти карты и не пошли по нашему пути. Поэтому 
если мы будем самыми инновационными в данном случае, то это будет очень хороший кейс, 
вызов для всех остальных. Действительно, мы сможем показать и самим себе, и всем
остальным, на что мы способны. Это будет рывок, для этого мы в нашей команде и трудимся, 
и считаем, что делаем это и для себя, и для граждан. Маленькое добавление: эта карта может 
быть использована в частности и для учета иммигрантов, граждан других государств, 
работающих на территории РФ. Эта карта может быть использована для малого 
предпринимательства, для регистрации малых предприятий. Эта карта может быть 
использована для выдачи микрокредитов, вплоть до одной поездки на транспорте. До сих пор 
ни одна технология не позволяла выдать микрокредит в режиме он-лайн, рассчитать лимит на 
данного гражданина и дать ему возможность проехать в метро в кредит на одну поездку. 
Наша технология это позволяет. Она значительно удешевляет такого рода продукты, в 
частности, для банков. Насколько это интересно гражданам, мы проверим. Но мне кажется, 
что это действительно платформа, инфраструктура, дающая практически неограниченные 
возможности нам с вами. На этом я заканчиваю, готов ответить на ваши вопросы.
Вопрос  (далее  В):  У  меня  несколько  вопросов.  Вот  Вы  сказали,  что  20  млн.  долларов 
Сбербанк инвестировал в проект. Может, Вы скажете, сколько вы планируете инвестировать 
в ближайшие годы? 
Ответ  (далее  О):  Где-то  с  2016  года  мы  рассчитываем  на  окупаемость  этого  проекта.  Мы 
инвестируем  как  минимум  в  двух  ипостасях,  даже  в  трех.  Мы  инвестируем  время 
руководства  банка,  мое  время,  время  Президента,  время  большого  количество  других 
сотрудников.  Мы  не  считаем  это  как  денежную  инвестицию,  но  это  очень  серьезные 
инвестиции, поверьте, мы очень много этим вопросом занимаемся. Это номер раз. Далее, мы 
инвестируем  как  банк,  мы  развиваем  эти  технологии,  экспериментируем,  со  многими  IT-
компаниями  мы  эту  задачу  проговариваем.  Они  очень  заинтересованы  в  решении  – как 
российские,  так  и  зарубежные  – творческих  задач,  которые  мы  перед  ними  ставим,  говоря 
нам,  что  такого  масштаба  и  такого  класса  задач  никто  перед  ними  никогда  не  ставил.  Все 

очень  рады  тому,  что  это  действительно  очень  инновационный  проект.  В  частности,  с 
технологической точки зрения, не только с организационной. Эти инвестиции от банка, как я 
уже говорил, превышают 20млн. Я думаю, что за следующие пять лет цифра может быть от 
пятидесяти до семидесяти миллионов долларов – это пока то, что мы планируем. Это плюс к 
двадцати,  возможно,  что  и  больше.  Наверняка  мы  сказать  не  можем.  Мы  инвестируем  в 
федеральную  уполномоченную  организацию,  мы  там  одни  из  инвесторов.  Пока  эти 
инвестиции скромные, но они также могут вырасти еще в разы по сравнению с тем, что есть 
сейчас, и составить от 25 до 50 млн. долларов. Это помимо того, что Сбербанк инвестирует в 
эти  технологии  самостоятельно.  То  есть  итого  инвестиционный  фонд  от  банка  может  в 
горизонте пяти  лет превысить 100-150 млн. долларов. Возможно, что и больше, потому что 
мы  пока  масштабов  задачи  для  некоторых  регионов  не  понимаем.  Сбербанк  готов 
инвестировать  отдельные  средства  в  уполномоченные  организации  субъектов.  По  закону 
субъект  должен  такую  организацию  создать,  форма  создания  такой  организации  не 
определена:  это  могут  быть  организации  и государственные,  и  частные,  возможно  и  
государственно-частное  партнерство.  В  двух  регионах  был  брифинг  по  Краснодарскому 
краю,  мы  ведем  такую  работу  в  Астраханской  области,  мы  тоже  ведем  переговоры  по 
вхождению  в  уполномоченную  организацию  субъекта.  Возможно,  что  будут  и  другие 
субъекты,  и  тут  я  не  могу  сказать,  сколько  инвестиций  нам  потребуется.  Но  это  отдельная 
статья, и, наверное, они будут достаточно существенные. 
В: То есть 20 млн. долларов – уже есть, 50-70млн. долларов в ближайшие 5 лет от банка…
О: Мы как банк, который является членом системы.
В:  Совокупно  общий  объем  инвестиций,  включая  те  средства,  которые  уже  были  вложены, 
составят 100-150 млн. долларов?
О:  Около 20 млн. уже потратили, 50-70 млн., возможно, потратим как Сбербанк на то, чтобы 
развивать эту технологию. Как участник системы, как инициатор, как акционер федеральной 
уполномоченной  организации,  мы  можем  инвестировать  от  20  до  50  млн.  Сейчас  пока  я 
точную цифру назвать не могу. Получается, 20 плюс 50-70, плюс 25-50, вот в этом диапазоне 
Вы можете посчитать инвестиции. 
В: А 25-50 как участник системы?
О:  25-50  – это  как  акционер  ОАО  «Универсальная  электронная  карта».  На  развитие  этого 
общества и на развитие его функциональности, его людских ресурсов, его технологий и т.д. 
Мы  являемся  членами  международной  платежной  системы  «Visa Master Card», 
устанавливаем  банкоматы,  терминалы,  выдаем  карты,  записываем  туда  приложения, 
выполняем  много  других  функций.  Вот  такого  рода  инвестиции  в  качестве  участника 
системы. 
В: А совокупно – это 100-150 млн.?
О:  Я  думаю,  что  это  100-150  млн.  в  следующие  пять  лет.  Я  подчеркну,  что  бизнес-план  и 
стратегия ОАО «Универсальная электронная карта» пока не утверждены, поэтому я не могу 
назвать  Вам точный  формат инвестиций. Эта цифра  может быть  как  несколько  ниже,  так  и 
несколько выше: зависит от того, какую стратегию развития мы примем как акционеры ОАО 
«Универсальная  электронная  карта».  В  зависимости  от  того,  как  быстро  этот  проект  будет 

развиваться, сумма, которую мы как член системы потратим на данный проект, тоже может 
варьироваться. Если мы будем развиваться быстрее в регионах, мы будем больше тратить в 
этой перспективе, если проект будет по какой-то причине тормозить, медленнее развиваться, 
мы будем меньше тратить. В плане порядка цифр, мы пока рассчитываем на такой порядок. 
В: Логотипы каких платежных систем в результате появятся на карте?
О: Дизайн универсальной электронной карты пока не утвержден; по закону на карте должен 
быть номер «СНИЛС» - это пенсионный номер. Должна быть фотография, ФИО, дата выдачи 
карты,  дата  рождения  либо  другая  информация,  утвержденная  Правительством  РФ.  Мы 
надеемся, что карта будет иметь некий универсальный стандартный дизайн, как водительское 
удостоверение  либо  паспорт.  На  карте,  конечно,  мы  планируем  логотип  универсальной 
электронной карты как информационно-платежной системы, обслуживающей данную карту, 
будет  информация  об  эмитенте  карты  и  соответствующие  телефоны  и  адреса,  по  которым 
можно  будет  задать  претензионные  вопросы  и  т.д.  Логотипы  пока  назвать  не  могу. 
Гипотетически,  в  каком-то  будущем,  это  карта  может  быть  и  совместной  картой  с 
международной. Если мы примем такие правила и их закрепит государство соответствующим 
постановлением  Правительства,  то  карта  может  стать  международной  за  пределами  РФ  и 
универсальной  электронной  картой  в  России.  Другими  словами,  когда  вы  пользуетесь  этой 
картой  в  России,  эта  карта  работает  как  универсальная  электронная  карта  и  обслуживается  
уполномоченной организацией субъекта, а если карта попадает в использование за границей, 
она будет работать как международная платежная карта, в  этом случае Visa либо MasterCard. 
Технически это возможно, организационно это требует закрепления соответствующих актов 
постановления Правительства, и пока такого решения у нас нет. Насколько мы быстро к нему 
придем,  жизнь  покажет.  Пока  мы  видим,  что  менее  7%  граждан  РФ  выезжают  за  границу. 
Очевидно,  что  именно  эта  возможность  пока  не  актуальна.  Однако  если  такое  пожелание 
будет и будет спрос, то, вполне возможно, что мы по этому пути пойдем. Очевидно, что мы 
очень плотно   работаем с международными платежными системами, и многие считают, что 
этот  закон  в какой-то степени  «принят  в пику»  международным платежным  системам.  Нет, 
потому что мы создаем совершенно новую «поляну», которой не было до сегодняшнего дня. 
И  мы  в  этом  смысле  не  наступаем  никому  на  ноги.    Мы  очень  серьезно  и  плодотворно  с 
международными  системами  сотрудничаем  в  части  технологий  и  очень  довольны  этим 
сотрудничеством,  поэтому  у  нас  нет  никакого  антагонизма  по  отношению  к  картам 
международных платежных систем. Но если мы говорим о предоставлении государственных 
услуг, о паспорте, водительском  удостоверении и других документах, очевидно, вступление 
уполномоченных  организаций  либо  банков  в  членство  международных  платежных  систем 
выглядит  как-то  странно.  Это  и  международные  системы хорошо  понимают,  поэтому  у нас 
нет  никаких  противоречий,  мы  очень  хорошо  и  плотно  друг  с  другом  работаем,  и  мы  не 
считаем,  что  мы  ограничиваем  каким-либо  образом  вхождение  международных  карт.  Мы 
просто вводим еще один инструмент, он дает возможность гражданам выбирать, чем платить. 
Огромное  количество  граждан  в  России  не  охвачено  банковскими  услугами  совсем.  Как  я 
уже  говорил,  у  нас  кассовая  экономика,  люди  платят  наличными.  Мы  очень  хотим,  чтобы 
граждане  через  несколько  лет,  пусть  это  будет  нескоро  (5-7-10  лет),  перестали  платить 
наличными в массе, чтобы они начали платить картой. Эта карта будет всегда при Вас, если 
это  удостоверение,  водительское  или  пенсионное,  карта  обязательного  медицинского 
страхования,  то,  очевидно,  Вы  будете  эту  карту  носить  с  собой.  Когда-нибудь  мы  с  Вами 
начнем  по  этой  карте  оплачивать  услуги,  продукты,  в  том  числе  услуги  государственные  и 
коммерческие, и мы очень надеемся, что так оно и будет. 

В:  Паспорт  мы  меняем  как  минимум  3  раза,  водительские  права  раз  в  10  лет,  кредитную 
карточку  мы  меняем  раз  в  3  года.  Какой  будет  срок  смены  универсальной  карты  и  вопрос 
цены. То есть Вы сказали, что она будет выдаваться бесплатно, а потом Вы не сказали?
О: Мы рассчитываем, что срок действия этой карты будет 5 лет. Это гарантированный срок, 
когда эта карта будет нормально работать. На этой карте контактный и бесконтактный чип. 
Если  в  основном  будут  пользоваться  бесконтактным  чипом,  контактный  чип  стирается,  а 
бесконтактный  – нет, поэтому карта может  вполне работать 5 лет. Если гражданин потерял 
карту,  также  как  если  бы  он  потерял  паспорт  или  водительское  удостоверение,  эта  карта 
обойдется ему в некоторую сумму денег. Сейчас планируется, что карта будет стоить до 300 
рублей.
В: Это перевыпущенная?
О: Перевыпуск – да. 
В: А годовое обслуживание? 
О: Сейчас я про годовое обслуживание сказать не могу, потому что годового обслуживания 
карты не будет. Есть годовое обслуживания приложения на карте, есть так называемые 
обязательные приложения, а есть необязательные. Обязательные приложения – это те, 
которые запланированы на федеральном уровне, их четыре:
ID, медицинское, пенсионное и банковское. Для сведения: сейчас государство тратит 
достаточно большие деньги на выпуск и перевыпуск карт обязательного медицинского и 
пенсионного страхования. 2-3 года – эти карты перевыпускаются. Повторюсь, стоимость 
карты до 300 рублей. Вопрос, будет ли ЭЦП (электронно-цифровая подпись) на карте, 
например, или нет. ЭЦП стоит сама по себе около 400 рублей. Пока не планируется, что ЭЦП 
будет обязательной, соответственно, гражданин его может купить, может не покупать. 
Соответственно, перевыпуск карты будет стоить около 300 рублей, если гражданин потерял 
карточку; через 5 лет стоимость карты я вам сказать не могу, но вряд ли она увеличится, 
наверное, уменьшится, но какая она будет, не знаю. Стоимость приложений, сопровождение 
федеральных приложений на карте мы пока не устанавливали. Это государство будет 
устанавливать по тарифам, но, скорее всего, это будет либо бесплатные приложения, либо 
приложения, которые будут недорого стоить. Дальше на этой карте может быть до 250 
приложений. Сегодня планируется, что часть приложений будет регионального уровня, то 
есть регионы будут «навязывать» часть услуг (навязывать я в больших кавычках 
употребляю), будут маркетировать часть услуг как обязательные на уровне региона.  А часть 
приложений гражданин может покупать сам. При этом планируются, что эти приложения 
будут в свободном доступе. То есть гражданин выбрал на сайте в своем личном кабинете 
приложения и сказал: «Я хочу еще иметь программу лояльности». Она может быть или 
бесплатной, или vip-обслуживанием, или платной. Гражданин вставил карту в банкомат, и 
это приложение экспортировалось на карту; с этого времени гражданин пользуется этим 
приложением. Для примера очень много приложений, как в i-phone.
В: Где мы будем эти карты получать? Нам нужно будет идти в паспортный стол, в банк или 
еще куда-то?
О:  В  законе  написано,  что  субъект  сам  определяет  порядок  выдачи  карт.  Я  думаю,  что  это 
будут работодатели    - так  же,  как  и  в  случаях  с  обязательным  медицинским  и  пенсионным 

страхованием.  Это  будут  учебные заведения,  органы  социальной  защиты,  возможно,  банки. 
Пока  досконально  неопределено,  как  карты  будут  выпускаться,  но,  на  самом  деле,  многие 
регионы  уже  выпускают  социальные  карты.  Соответственно,  будет  зависеть  от  того,  как 
регион  сегодня  выпускает  карту  и  к  какой  схеме  он  придет.  Какие-то,  очевидно,  будут 
запреты,  а так как это всё-таки ID гражданина на выдачу карт, что называется, в свободном 
доступе, то есть гражданин должен будет, по крайней мере, с 2012 года написать заявление, 
сфотографироваться  (так  же,  как  Вы  получаете  водительское  удостоверение).  Когда  будет 
уведомительный характер выдачи карт в 2014 году, будет несколько другая схема. То, о чем я 
говорил,  через  большее  количество  каналов,  чем  просто  заявление,  например,  в  органы 
социальной  защиты.  Как  это  будет  сделано  конкретно,  мы  пока  не  знаем,  сейчас 
прорабатываем,  но  у  нас  есть  некий  запас  во  времени  до  2014  года,  чтобы  понять, 
протестировать и принять  разумную схему.
В:  Говоря  о  безопасности,  как  можно  себя  обезопасить  и  что  нужно  сделать,  чтобы  не 
потерять данные? То есть, мы потеряли карточку, наши действия?
О:  Вы  потеряли  карту,  Вы  звоните  в  уполномоченную  организацию  субъекта.  Вы  должны
куда-то  записать  телефон,  который  на  карте,  так  же,  как  если  бы  Вы потеряли  банковскую 
карту,  и  Вам  блокируют  эту  карту.  Похититель  Вашей  карты  либо  человек,  случайно 
нашедший карту, прочитать информацию не может: она хранится в зашифрованном виде и не 
подлежит простому чтению,  да и  сложному тоже. Нужно потратить очень  много  времени и 
денег, чтобы дешифровать  информацию  на  конкретном  чипе:  больше, чем  узнать  такую  же 
информацию из других источников.  Не секрет, что подделывают и паспорт, и водительское 
удостоверение.  Мы,  как  банк,  часто  сталкиваемся  с  поддельными  паспортами  в  своем 
кредитном  процессе.  Могу  сказать,  что  такую  карту  подделать  будет  значительно  сложнее, 
потому что она будет иметь как визуальную идентификацию и защиту (голограммы, водяные 
знаки), так и защищенный чип. Поэтому подделать такую карту на порядок дороже.
В.: Виктор Михайлович, вопрос о количестве карт, которые Вы хотите выпускать.
О.: Сегодня таких карт, о которых мы говорим – электронных карт граждан – не было 
выпущено нисколько. Только с 1 января 2012 года будет обязательным условием для всех 
субъектов  обеспечить в заявительном порядке выдачу карт. То есть с 1 января 2012 года в 
любом субъекте можно будет по закону обратиться и такую карту получить. При этом если 
какие-то регионы будут готовы раньше, они могут в соответствующем порядке объявить о 
начале использования карт до 2012 года. Такие регионы, мы надеемся, будут. Я сейчас не 
буду называть их. Мы работаем с рядом регионов для того, чтобы раньше начать выпускать 
такие карты. Мы не думаем, что в первые два года будет большой наплыв. Мы с вами 
должны будем написать заявление на выпуск карты. Тем не менее, мы надеемся, что какое-то 
количество карт будет выдано. Сейчас не могу сказать, сколько. Все будет зависеть от наших 
усилий по выпуску карт. Возможно, что карты будут выпускаться в более интенсивном 
режиме. Если будут приняты поправки в закон, например, об обязательном медицинском 
страховании, и карта сегодняшняя будет заменена на универсальную электронную карту, то 
выдача таких карт ускориться. Дело в том, что карты обязательного медицинского 
страхования имеют обращение в течение 2-3 лет, 2-5 лет, в разных регионах по-разному. По 
мере выбывания из обращения существующих карт они будут заменяться универсальными 
электронными картами. Сейчас тоже боюсь спрогнозировать количество карт, но очевидно, 
что к 2015 году количество карт должно быть достаточно существенным, потому что в 2014 

году начнется выдача карт в «уведомительном» режиме. Это означает, что в период с 2014 по 
2017 год все граждане России получат эти карты, на что мы очень надеемся. 
В.: Повисает ли в воздухе вопрос об электронном голосовании?
О.: Спасибо за вопрос. Мы сейчас не рассматривали в таком виде вопрос электронного 
голосования, в том числе на выборах, по этой карте. Хотя гипотетически, конечно, эта карта 
может использоваться и для электронного голосования, потому что она однозначно 
определяет владельца карты. Что касается ЭЦП, то у нас сегодня абсолютное большинство 
услуг требует либо собственноручной подписи, либо аналога собственноручной подписи, а 
по закону об электронной цифровой подписи аналогом собственноручной подписи является 
ЭЦП. Соответственно, когда я оформляю своего ребенка в детский садик, я должен был 
написать от руки заявление, и от его руки подписать. Соответственно, если пользоваться 
сегодняшними установками и законами, то аналогом собственноручной подписи при 
обращении в муниципальный детский сад я должен буду подписать данное заявление ЭЦП. 
Однако тут возникает вопрос – а зачем? Когда мы с вами регистрируем недвижимость, право 
собственности на недвижимость, очевидно, нужно ЭЦП, потому что это юридически 
значимое действие, потому что оно должно быть заверенным удостоверяющим центром, 
чтобы избежать какой-либо манипуляции. И в этом случае нужно обязательно использовать 
ЭЦП, и мы с этим согласны. При этом для большинства услуг, как мы считаем, ЭЦП не 
нужно, потому что оно часто абсолютно избыточно. В этом случае мы делим услуги на две 
категории: там, где нужно удостоверить подпись, и там, где просто нужно определить, что 
гражданин именно тот, за кого себя выдает. И если человек ввел свой пин-код, этого 
достаточно, чтобы определить: «Да, это Иванов Иван Иванович, и он имеет право на эту 
услугу». Мы, весь мир, деньги выдаем со счетов, пользуясь пин-кодом. Поэтому 
большинство услуг, которые, скажем, менее значимые, чем выдача денег (а это очень 
значимая услуга; как вы понимаете, никто не хочет, чтобы за него кто-то снимал деньги с его 
счета): вот эти услуги влево, а те услуги, которые, условно, более значимые - вправо. И мы 
считаем, что большинство услуг из реестра не должны требовать ЭЦП на их предоставление. 
С нами согласны чиновники в правительстве, и сейчас идет работа над законом, будет 
сделана ревизия соответствующих документов. Я считаю, что это правильно. Надо разделять 
удостоверяющую подпись или удостоверенную от просто подписи. Я подписал документ, и 
это является основанием для предоставления услуги. Или  я подписал документ, и моей 
подписи недостаточно, её надо нотариально заверить. Нужно попросить третью сторону –
нотариуса, условно, или удостоверяющий центр – подтвердить, что это я, и вот в этом случае 
нужна ЭЦП. Это во втором. А в первом случае, мы считаем, что ЭЦП не нужно. 
В.: Мы говорили о платежных системах. В основе какой платежной системы будет 
действовать карта?
О.: На основе универсальной электронной платежной системы универсальной электронной 
карты. Названия этой платежной системы пока нет.
В.: Её оператором будет соответственно ОАО?
О.: Да.
В.: Доходность, которую будет получать уполномоченная организация, ОАО, она из чего в 
основном будет формироваться? Насколько я понимаю это плата государства за услуги, 

средства, которые от государства будут перечисляться, потом это, наверно, за 
дополнительные опции будет платить гражданин. Будут ещё какие-то источники? 
О.: Источники дохода следующие: первый источник дохода – это лицензирование 
приложения на карту. Мы открываем спецификации, мы их разрабатываем, и кто угодно 
разрабатывает приложения. Мы сами не IT-компания, мы ничего не разрабатываем. Мы 
получаем назад приложения на карту, сертифицируем их, берем за это деньги. Небольшие 
деньги. Эти приложения кладутся в некий ресурс, как Apple Store. И регионы, и компании, и 
сами граждане имеют право скачать эти приложения, если у них есть такое право по этим 
приложениям, пользоваться ими. За это те, кто разрабатывает приложения, получает деньги, а 
мы получаем роялти за использование этих приложений. Это очень хорошая схема. Она 
стимулирует развитие приложения, не ограничивает никак никого, и в то же время является 
транзакционной, и очень неплохо дает возможность всем понемножку зарабатывать. 
Второй источник дохода – это эмиссия карт. Мы не являемся, как ОАО «Универсальные 
Электронные карты», эмитентами карт, но мы обеспечиваем общие правила, порядки, 
транзакционности, поэтому мы берем очень маленькую комиссию за каждую выпущенную 
карту с эмитента карты. Она составляет копейки, но так как карт будет много, чего-то там 
набежит. 
Следующее, это «интерчейндж». Если карта одного банка или одного эмитента, а устройство 
приема карт другого эмитента, экуайра, тогда возникает interchange. Он будем таким же или 
ниже, мы надеемся, чем в международных платежных системах, но каким-то он будет. 
Соответственно, организация тоже что-то с этого зарабатывает. 
Предпоследний источник дохода – это предоставление государственных услуг. Основные 
деньги получает эмитент карты, но какие-то деньги получает и федеральная уполномоченная 
организация. Вообще это делается по абсолютно прозрачным стандартным правилам и 
тарифам, утвержденным Российской Федерацией. 
И последнее, это информационные услуги, которые мы будем предоставлять различным 
субъектам и компаниям. Например, гражданин одной области проехал бесплатно или 
получил другую бесплатную услугу в субъекте. То есть субъект А, выпущенная карта в 
субъекте А, приехал в субъект Б, получил там услугу бесплатную, например, медицинскую, 
субъект А при этом должен субъекту Б деньги заплатить. Вот это все очень хорошо и легко 
считается федеральной уполномоченной организацией. Мы все это будем считать, и по 
стандартным тарифам выдавать информацию, кто кому чего должен, такой клиринг 
осуществлять. Это вот ещё один источник дохода. Пока тарифы ещё не определены, поэтому 
сказать, сколько мы заработаем, мы не можем. Но так как тарифы определяет государство, то 
очевидно, государство не даст нам много заработать, и, скорее всего, в  4-5-летней 
перспективе мы  здесь ничего не заработаем. 
В.(первый канал): И все же, кому принадлежит идея универсальной электронной карты? 
Президенту, Сбербанку или какому-то третьему лицу? 
О.: Это совместный труд. Я не могу сказать, что эта идея кому-то принадлежит. Я думаю, что 
очень много людей работало над тем, чтобы эту идею развить до её материализации в её 
исполнении. Нам ещё очень много предстоит сделать. Много нерешенных вопросов и 
противоречий. Но уже то, что мы сделали – впечатляет. Честно говоря, год назад, а мы год 
назад этой идеей озадачились, в августе прошлого года…
В.: Вас кто-то озадачил или вы сами озадачились?

О.: Нас, конечно, кто-то озадачил. Нас озадачила жизнь, озадачила ситуация с 
предоставлением услуг. Мы сделали проект, нами никто не командовал, если говорить по-
простому. Никто не говорил, что мы должны это сделать. Мы сделали проект в Астрахани, 
поняли, что это проект очень может быть интересен для других субъектов. Другие субъекты 
посмотрели и сказали: «Мы тоже хотим, очень хотим то же самое, но хотим вот с этими 
различиями…» Мы поняли, что если мы сейчас сделаем это в трех-четырех субъектах, то мы 
никогда не соберем концов этого проекта, потому что везде будет своя технология. И мы 
вместе с другими банками и с правительством, поговорив, решили, что это может быть 
интересной идеей. Отвечая на Ваш вопрос напрямую, отмечу, что не было никакой команды 
сверху: «Вы должны это сделать». Очевидно, это была инициатива снизу, в данном случае, 
если можно считать «низом» Сбербанк, субъекты и другие банки, в том числе Уралсиб и Ак 
Барс, которые на своих территориях сделали тоже интересные масштабные проекты. Мы, 
объединив усилия, смогли получить очень интересную синергию. Мы очень благодарны 
государству за то, что были услышаны. Но на самом деле это и насущная проблема 
государства – предоставление услуг в электронном виде. На самом деле мы уверены, что без 
того, что мы предложили, закон бы не заработал, потому что государство делает часть, 
связанную с генерацией услуг. Когда получает запрос орган исполнительной власти, он 
дальше отправляет дополнительные запросы в другие органы, ожидает ответа, получает. У 
нас же одна услуга и очень много составляющих. Когда вы получаете паспорт, десять 
органов исполнительной власти работают над тем, чтобы представить информацию, которая 
потом в результате будет вашим паспортом: ФСБ, МВД, МИД и многие другие организации 
как на федеральном, так и на локальном уровне. Поэтому государство выстраивает только эту 
инфраструктуру, а как работать с гражданами, государство не понимает. Все схемы, которые 
мы видели, на наш взгляд, были неработоспособны. Услуга дальше сформирована, как её 
доставить потребителю? Это вопрос, который не был решен, потому что «государство», как 
орган, который этим занимается, не очень хорошо представляет. А к нам 5 миллионов 
граждан ежедневно приходят, с этими картами работает. Огромное количество карт 
выпущено, и мы ответную часть сделали. Есть инфраструктура электронного правительства, 
а есть инфраструктура «универсальная электронная карта», и они вместе друг без друга жить 
не могут. 
В.: А выпуском будет заниматься именно ОАО?
О.: Нет, выпускать карты будут уполномоченная организация субъекта и эмитентм карты. 
Есть ещё такое понятие - эмитент приложений. Соответственно, каждое приложение будет 
закреплено за каким-то владельцем. Это тоже прописано в законе. 
В.: Вы упомянули общение с Индией. Будут ли контракты с другими странами БРИК –
Китаем, Бразилией?
О.: Нет, в Китае есть такой China UnionPay, задачу выдачи карты гражданину они перед 
собой не ставили. Про Бразилию сказать ничего не могу. Мы очень плотно общаемся с 
Сингапуром, с Эстонией, потому что интересный опыт, и вот сейчас с Индией. Потому что у 
нас более передовой опыт сегодня, и очень хотят наши коллеги посмотреть, как работает, 
хотят их приглашать. Очевидно, эта карта может двинуться дальше и в страны СНГ, на 
Украину и в Белоруссию, если там будет потребность. Все, конечно, зависит от потребностей. 
Никакого навязывания этой карты ни в каком виде не будет. 

В.: Можно ещё по поводу бесконтактных, они у нас в России не очень развиты. Как это будет 
развиваться и какой масштаб будет?
О.: Вы абсолютно правы, интерфейса, инфраструктуры приема таких карт сегодня без 
контакта нет. Есть метро, где принимают бесконтактные карты, есть общественный 
транспорт в ряде городов: в Питере, в Екатеринбурге, в Москве эта структура развита. Будет 
она развиваться своим чередом, мы в неё тоже будем вкладывать деньги и развивать. Мы 
надеемся, что инфраструктура бесконтактных карт будет очень интересным стимулом для 
развития карт и вообще безналичных платежей в целом, будем в это вкладывать деньги.
В.: Какие-то специальные банкоматы планируете?
О.: Сейчас не планируем. Сегодня. Но у нас есть тестовые пилотные банкоматы, терминалы, 
в частности то, что мы показывали на форуме в Санкт-Петербурге. И кто из вас будет на 
форуме в Сочи, мы покажем следующую версию устройства, она активная у нас будет. Это 
будет великолепное потрясающее устройство, аналогов которому точно нет в мире ни у кого. 
Был Чемберс, Джон Чемберс, председатель наблюдательного совета и президент Cisco, есть 
такая большая IT-компания. Он был в восторге от того, что увидел на питерском форуме, и 
для меня это очень большое значение имеет. Он это устройство оценил как не имеющее 
аналогов в мире, и он ничего подобного в жизни не видел. Это значит, что мы и в наполнении 
содержимым этих самых устройств делаем многое. Но пока это все пилот, и надеюсь, он 
будет реализован в какой-то более-менее промышленный масштаб.
Коллеги, всем большое спасибо. Спасибо Виктору Михайловичу. 
    



Похожие:

Универсальная электронная карта: инновация Сбербанка, инновация iconВ\ мо дэныйл проедуккт \тронном измерении
«Универсальная электронная карта» количества людей в работу с банками. Третья задача —
Универсальная электронная карта: инновация Сбербанка, инновация iconОтчёт за 1-ый квартал 2012 года деятельности департамента развития инфраструктуры мит уо проект Универсальная электронная карта
Тезисы выступления директора департамента развития инфраструктуры Министерства информационных технологий Ульяновской области В. И....
Универсальная электронная карта: инновация Сбербанка, инновация iconРаспоряжение
«Порядок организации и проведения конкурсного отбора и аттестации проектов в мби нфи кемгу «инновация»
Универсальная электронная карта: инновация Сбербанка, инновация icon1. Инновация, инновационная деятельность, нтп
Инн деят-ть в эк-ке объясняется 2 гипотеза¬ми: 1 давление рыноч спроса 2 технолог толчок
Универсальная электронная карта: инновация Сбербанка, инновация iconПроект 2006 2007 года г. Вологды» в рамках областного конкурса «Инновация 2007»
Настоящее положение разработано в соответствии с Гражданским кодексом РФ
Универсальная электронная карта: инновация Сбербанка, инновация iconБунич А. П. Инновационный менеджмент в международном бизнесе
Инновация, таким образом, это — конечный результат внедрения новшества с целью улучшения объекта управления и получения экономического,...
Универсальная электронная карта: инновация Сбербанка, инновация iconИм копосов А. С. СамГУ, Вопросы к экзамену по курсу инновационный менеджмент, для заочного и ускоренного отделения
Основные категории инновационного менеджмента. Инновация. Нововведение. Изобретение. Рационализаторское предложение
Универсальная электронная карта: инновация Сбербанка, инновация iconФгуп «цнииатоминформ» центр «атом-инновация» материалы инновационного форума росатома
Ядерные энергетические комплексы на базе технологии брест – основа развития крупномасштабной ядерной энергетики 6
Универсальная электронная карта: инновация Сбербанка, инновация iconМ. Кабалин обоснование инноваций
Сегодня это понятно даже для предприятий–монополистов и тех, чье экономическое положение можно охарактеризовать как стабильное. Как...
Универсальная электронная карта: инновация Сбербанка, инновация iconКонкурс молодежных инновационных бизнес-проектов положение
Настоящее Положение устанавливает принципы организации, проведения и подведения итогов открытого конкурса инновационных проектов...
Разместите кнопку на своём сайте:
Бизнес-планы


База данных защищена авторским правом ©bus.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Бизнес-планы
Главная страница