С. А. Матвеев ОАО «Банк втб», г. Тамбов Рецензент О. В. Воронкова




Скачать 61.33 Kb.
PDF просмотр
НазваниеС. А. Матвеев ОАО «Банк втб», г. Тамбов Рецензент О. В. Воронкова
Дата конвертации04.09.2012
Размер61.33 Kb.
ТипАнализ
 
ББК У262.253.1 
 
ВОПРОСЫ ОРГАНИЗАЦИИ ФИНАНСИРОВАНИЯ  
ЖИЛИЩНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА КАК ФАКТОР  
УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ЖИЗНИ 
 
С.А. Матвеев   
 
ОАО «Банк ВТБ»,  г. Тамбов 
 
Рецензент О.В. Воронкова 
 
Ключевые  слова  и  фразы:  анализ  предложения;  анализ 
рынка; анализ спроса; бизнес-план; застройщик; маркетинговый 
анализ; платежеспособный спрос жилья; рынок недвижимости. 
 
Аннотация:  
Рассмотрены  вопросы  кредитования  строи-
тельства  в  современных  условиях.  Представлен  общий  анализ 
рынка и спроса на жилье. Все вопросы и анализы должны найти 
свое отражение в бизнес-плане проекта. Чем более полной и ис-
черпывающей будет информация, тем меньше времени займет у 
банка ее проверка и тем скорее можно будет получить аргумен-
тированный ответ о возможности предоставления кредита. 
 
 
 
Кредитование строительства – один из наиболее сложных видов кре-
дитования. Один из факторов, способствующих успешной работе банка на 
рынке кредитования строительных проектов, – наличие грамотно прорабо-
танных  бизнес-планов  проектов  строительства,  позволяющих  банку,  как 
потенциальному кредитору, четко оценить успех реализации этого проек-
та.  Типичной  проблемой  бизнес-планов,  которые  представляют  россий-
ские девелоперы строительных проектов в банки, является низкий уровень 
проработки  разделов,  посвященных  маркетингу,  планированию  продаж  и 
расчету  финансовых  потоков.  То  есть  всего  того,  что  составляет  основу 
для оценки перспектив окупаемости проекта и успеха его реализации. При 
этом техническая часть проекта обычно подготовлена на высоком профес-
сиональном уровне. 
 
Анализ рынка 
 
Задача  бизнес-плана  –  убедить  владельца  денежных  средств  профи-
нансировать  проект  жилищного  строительства.  При  подготовке  бизнес-
плана  проекта  российские  компании  традиционно  допускают  одну  ошиб-
ку. Они детально описывают все, что касается технических вопросов реа-
лизации проекта, а именно: используемые технологии, требования к каче-
                                                 
  Матвеев С.А. – заместитель управляющего филиалом ОАО «Банк ВТБ», г. Тамбов. 
166 
ВОПРОСЫ СОВРЕМЕННОЙ НАУКИ И ПРАКТИКИ. 

 
ству  материалов,  этапность  проведения  строительных  работ  и  т.п.  При 
этом мало внимания уделяется вопросам анализа рынка, на котором пред-
полагается  реализовать  проект.  Это  неправильно,  поскольку  именно  ана-
лиз рынка позволит кредитору убедиться, что предлагаемый к финансиро-
ванию проект будет окупаем исходя из сложившейся конъюнктуры спроса 
и предложения. 
Практика показывает, что часто инициаторам проектов отказывают в 
предоставлении  финансирования  именно  на  том  основании,  что  бизнес-
план  проекта  сфокусирован  на  технических  характеристиках  самого  про-
екта  и  не  содержит  достаточного  обоснования  ключевых  параметров, 
обосновывающих  возврат  предоставленных  ресурсов,  исходя  из  сложив-
шейся  на  рынке конъюнктуры.  Обращаясь  за  заемным  финансированием, 
российские компании часто проводят расчет окупаемости проекта исходя 
из  экономически  не  обоснованных  и  не  соответствующих  реальному  по-
ложению дел на рынке цен продажи или аренды готовых площадей. Абсо-
лютно  упускают  из  вида  стоимостные  показатели  реализации  готовых 
площадей  в  аналогичных  зданиях,  а  также  динамику  их  реализации  на 
рынке.  В  этой  связи  целесообразно  привлекать  к  работе  по  составлению 
бизнес-плана  профессиональных  участников  рынка  недвижимости  (Рос-
сийскую гильдию риэлторов, Российское общество оценщиков и т.п.).  
Конечный  результат  анализа  рынка  —  заключение  о  емкости  рынка 
по отношению к данному продукту, другими словами, определение коли-
чества  специфического  вида  недвижимости,  которое  может  быть  потреб-
лено  (то  есть,  куплено  или  взято  в  аренду)  на  данном  рынке  в  единицу 
времени (месяц или год, в зависимости от целей рассмотрения). 
Этот вопрос может рассматриваться в двух аспектах. Во-первых, имея 
в  виду  определенный  класс  недвижимости,  безотносительно  к  какому-
либо  конкретному  проекту  или  местоположению.  Например,  сколько  но-
вых квартир в стандартных панельных домах может быть продано в тече-
ние ближайшего года в районах новой жилой застройки в данном городе, 
при  ценах  в  заданном  интервале?  Единственный  вариант  ответа  на  этот 
вопрос  –  анализ  платежеспособного  спроса  на  жилье  и  имеющегося  на 
рынке предложения. Во-вторых, вопрос может быть связан с конкретным 
проектом.  Например,  за  сколько  месяцев  можно  распродать  квартиры  в 
готовом,  стандартном,  панельном  48-квартирном  жилом  доме,  располо-
женном  по  данному  адресу,  при  заданных  ценах?  Для  ответа  на  этот  во-
прос необходимо, в дополнение к общей оценке спроса и предложения на 
жилье  данного  типа  на  данном  рынке,  провести  тщательный  сравнитель-
ный анализ данного проекта и всех непосредственно конкурирующих про-
ектов. Надо рассмотреть, в чем их различия и как привлекательность дан-
ного проекта для потенциальных покупателей зависит от этих различий, а 
так же как идет распродажа жилья у этих конкурентов. Имея всю эту ин-
формацию,  аналитик  может  сделать  реалистичный  прогноз  о  скорости 
распродажи  оцениваемого  дома.  Проводя  анализ  емкости  рынка,  необхо-
димо  учитывать,  что  в  одно    и  то  же  время  на  рынке  может  реализовы-
ваться несколько аналогичных строительных проектов. В этом случае су-
ществующий спрос может распределиться между этими проектами. Кроме 
этого,  конкуренция  между  проектами  может  привести  к  падению  цен  на 
рынке. 
УНИВЕРСИТЕТ им. В.И. ВЕРНАДСКОГО. №2(12). 2008. Том 1. 
167 

 
Анализ спроса 
 
Основа  анализа  спроса  на  любой  тип  недвижимости  —  классифика-
ция  потенциальных  потребителей  данной  недвижимости.  Очевидно,  что 
основа  классификации  зависит  от  типа  недвижимости.  Мы  рассмотрим 
здесь подходы к оценке спроса на жилье и на офисную недвижимость.  
Принципиально важно понимать, что механизмы формирования спро-
са на жилье, а, следовательно, и все подходы к его изучению, тесным об-
разом связаны с функционированием экономической и социальной струк-
туры общества, с его системой ценностей. Поэтому перенос методов ана-
лиза  спроса  на  жилье,  используемых  в  международной  практике,  на  рос-
сийскую  почву  требует  разумной  критической  селективности  в  деталях.  
С  другой  стороны,  представляется  полезным  освоение  самой  логики  ана-
лиза. 
Группы  населения,  характеризующиеся  сходным  спросом  на  жилье, 
могут формироваться под воздействием нескольких факторов. Выделяют-
ся три типа таких факторов: 
1)  социально-демографические  характеристики:  пол,  возраст,  семей-
ный статус, размер семьи; 
2)  экономические  характеристики,  прежде  всего  уровень  доходов. 
Синтетическими  социально-экономическими  характеристиками  могут 
служить  занимаемая  должность  или  уровень  образования.  Иногда  надо 
принимать  во  внимание  религиозную,  этническую  и  языковую  принад-
лежность; 
3)  психологические характеристики, в частности стиль жизни, вкусы 
и предпочтения (собственное или арендуемое жилье). 
Для оценки суммарного спроса на жилье на данной территории необ-
ходимо оценить количество вновь возникающих семей, а также результат 
миграционных  процессов.  Опыт  показывает,  что  ведущими  факторами, 
детерминирующими  спрос  на  жилье,  являются  рост  занятости,  а  также 
рост реальных доходов домохозяйств. 
Наряду с перечисленными выше переменными на спрос влияют также  
возможность  и  финансовые  условия  получения  кредитов  на  покупку  жи-
лья; уровень цен на жилье; стоимость связанных с жильем расходов (экс-
плуатационные расходы, страховка, налог на недвижимость); инфляцион-
ные ожидания населения. 
Когда  оценка  суммарного  спроса  на  жилье,  ожидаемого  на  данной 
территории, сделана, необходимо разбить этот спрос на подгруппы в соот-
ветствии  с  запросами  на  различные  категории  жилья  в  этих  подгруппах. 
Например,  если  спрогнозировано,  что  неудовлетворенный  платежеспо-
собный спрос на новые квартиры в данном городе составляет 800 штук в 
год, то дальше надо сказать, что 600 из них нужны семьям с детьми, при-
чем  порядка  250  квартир  –  повышенного  уровня  качества;  остальные  
200 квартир будут раскуплены одиночками, причем около половины – то-
же повышенного качества. 
Особую  категорию  жилищного  строительства  составляют  проекты 
возведения  элитных  домов  и  домов  повышенной  комфортности.  Первая 
168 
ВОПРОСЫ СОВРЕМЕННОЙ НАУКИ И ПРАКТИКИ. 

 
категория  рассчитана  на  физических  лиц  с  уровнем  дохода  не  ниже  
100  тыс.  долларов  США  в  год.  Вторая  –  на  средний  класс,  с  доходом  не 
ниже 18 тыс. долларов США в год. 
В первом случае большое значение имеют близость объекта к истори-
ческим  и  памятным  местам,  соседство  с  местами  проживания  известных 
политиков,  деятелей  культуры,  а  также  удобство  подъезда  на  автотранс-
порте и парковки автомобилей. Элитное многоэтажное жилье обычно рас-
сматривается субъектами рынка как жилье представительское, так как ос-
новную  массу  времени  владельцы  проводят  либо  на  работе,  либо  в  заго-
родном доме, расположенном в экологически чистом районе за пределами 
города  (например,  ближнего  Подмосковья).  В  этой  связи  предъявляются 
повышенные требования к району, где расположено здание, к планировке, 
использованию  современных  технологий  и  т.п.  Требования  экологии  от-
ходят на второй план. 
Жилье повышенной комфортности рассматривается в качестве основ-
ного  жилья.  Поэтому  здесь  важно  учитывать  вопросы  экологии,  транс-
портной доступности и удобства планировки. 
В  обоих  случаях  важной  характеристикой  является  наличие  систем 
безопасности. 
При  оценке  спроса  на  жилье  в  конкретном  проекте  надо  также  оце-
нить,  какая  часть  потенциального  спроса  будет  потеряна  из-за  конкурен-
ции с другими проектами. 
При этом следует исходить из того, что с точки зрения конечного по-
требителя    различия  между  типовым  жильем  на  первичном  и  на  вторич-
ном рынках незначительны, и эти рынки объективно конкурируют между 
собой. 
 
 
Анализ предложения 
 
Для количественного описания предложения на рынке недвижимости 
необходимо  свести  все  имеющееся  разнообразие  квартир  к  некоторому 
обозримому  количеству  классов.  Основа  классификации  —  объединение 
отдельных  категорий квартир  в  такие  группы,  внутри  которых они  могут 
более или менее заменять друг друга. Выбор таких групп может зависеть 
от  того,  по  поводу  какой  конкретной  недвижимости  проводится  анализ 
рынка. Общими категориями, по которым, как правило, проводится клас-
сификация, являются: 
1)  тип  использования;  сюда  обычно  входят  не  только  функциональ-
ные  типы  и  подтипы,  но и  характеристики  плотности  использования  тер-
ритории; 
2) права – обычно это собственность (аренда или кондоминиум, коо-
ператив); 
3) экономические характеристики; ранг по этому  признаку определя-
ется  уровнями  продажных  или  арендных  цен  на  конкретный  тип  недви-
жимости  (например,  это  жилье  для  низко-,  средне-  или  высокодоходных 
групп населения; или офисные здания классов А, В или С); 
УНИВЕРСИТЕТ им. В.И. ВЕРНАДСКОГО. №2(12). 2008. Том 1. 
169 

 
4)  местоположение;  классификация  может  быть  пространственной 
(центр,  окраины,  пригороды)  или  основанной  на  других  позициях,  таких 
как транспортная доступность, виды имеющегося транспорта и т.д.; 
5)  физические  характеристики  недвижимости  (например,  для  жилья 
это – число комнат, удобства и т.д.). 
Предложение на жилищном рынке создается за счет вновь строящего-
ся жилья и жилья на вторичном рынке. Мотивы и факторы, определяющие 
активность  продавцов  этих  двух  типов  жилья,  существенно  различаются. 
Так,  активность  строителей  нового  жилья  на  продажу  определяется  сле-
дующими переменными: 
1) ценами и доступностью земельных участков под застройку; в дан-
ном  случае  понятие  «доступности»  включает  в  себя  не  только  наличие 
устраивающих  застройщиков  участков,  но  и  множество  других  факторов 
(в  том  числе  сложность,  трудоемкость  и  стоимость  получения  всех  необ-
ходимых  разрешений,  ограничительность  местных  градостроительных 
требований и т.д.); 
2) стоимостью подвода инженерных коммуникаций; 
3) ценами и доступностью строительных материалов и механизмов; 
4) ценами и доступностью подрядчиков; 
5) продуктивностью доступных строительных технологий; 
6) уровнем конкуренции на данном рынке; 
7)  доступностью  финансирования  строительства,  в  том  числе  усло-
виями кредитования строительства; 
8)  ожиданиями  застройщиков  относительно  будущего;  прежде  всего, 
относительно уровня платежеспособного спроса. 
Продажи  жилья  на  вторичном  рынке  определяются  следующими  пе-
ременными: 
1) характеристиками потенциальных продавцов этого жилья (возраст, 
семейное положение, социальное положение); 
2) экономическими факторами; существует множество характеристик 
состояния  местной,  региональной  и  национальной  экономик,  способных 
повлиять на стратегию населения в отношении продажи своего жилья; 
3) изменением местных факторов (транспортной доступности, качест-
ва окружающей среды, локальной политической ситуации); 
4) объемом имеющегося предложения на вторичном рынке жилья; та-
кой  фактор,  как  отток  населения  из  данного  места,  также  должен  прини-
маться во внимание; 
5) ожиданиями населения относительно будущего; 
6)  эффективностью  системы  регистрации  прав  на  недвижимое  иму-
щество и сделок с ним. 
Для  практического  прогноза  суммарного  предложения  на  рынке  жи-
лья на продажу должны быть сделаны следующие шаги. 
1)  выяснено  количество  существующих  единиц  жилья,  заселенных  и 
недавно построенных, готовых к заселению; 
2)  выяснено, сколько из них было продано за предыдущие периоды (в 
месяц, в год); 
170 
ВОПРОСЫ СОВРЕМЕННОЙ НАУКИ И ПРАКТИКИ. 

 
3)  оценено,  сколько  единиц  существующего  жилья  выставлено  на 
продажу; 
4)  оценено, сколько единиц нового жилья находится в разной стадии 
готовности, включая незавершенное и проектируемое строительство; 
5)  сделан  прогноз,  учитывающий  тренд  в  продаже  существующего 
жилья и ожидаемую динамику ввода нового жилья. 
 
Анализ емкости рынка 
 
Центральная  идея  анализа  емкости  рынка  недвижимости  состоит  в 
том,  чтобы  наложить  друг  на  друга  результаты  анализа  спроса  и  предло-
жения и посмотреть, каково соотношение спроса и предложения в каждой 
из однородных групп. Понятно, что для того, чтобы такое наложение име-
ло смысл, анализ спроса и предложения должен быть проведен с выделе-
нием одних и тех же однородных групп. 
Для иллюстрации продолжим рассмотрение условного примера, при-
водившегося в разделе о спросе на жилье. Предположим, что анализ пред-
ложения показал, что в тот же год, когда прогнозируется спрос на 800 но-
вых  квартир,  предложение  составит  700  новых  квартир  и  не  менее  1200 
квартир  на  вторичном  рынке.  При  этом  новых  одно-  и  двухкомнатных 
квартир, которые могут рассматриваться как жилье для одиночек, вводит-
ся только 150, и повышенное качество будут иметь около 50 из них; среди 
остальных 550 новых квартир повышенное качество имеют 150. В резуль-
тате  наложения  классификаций  спроса  и  предложения  можно  заключить 
следующее: 
1)  суммарное  предложение  новых квартир  на  100  штук  меньше  ожи-
даемого спроса; 
2) структуры спроса и предложения не соответствуют друг другу: 
– имеется нехватка больших квартир (начиная с 3-комнатных), так как 
будет введено 550 при спросе на 600; 
–  при  этом  наблюдается  недостаток  100  высококачественных  боль-
ших  квартир:  при  ожидаемой  потребности  в  250  штук  вводится  только 
150; 
– ожидается перепроизводство стандартных больших квартир, так как 
при потребности 350 штук вводится 400; 
– останется неудовлетворенным спрос на квартиры для одиночек: при 
потребности 200 штук вводится только 150, причем весь неудовлетворен-
ный спрос в этом классе относится к высококачественным квартирам; 
3) исходя из вышеуказанного, ожидается неудовлетворение спроса на 
высококачественные  квартиры,  100  больших  и  50  небольших;  очень  не-
большая  часть  этого  спроса,  не  более  10–20  %,  может  оказаться  удовле-
творенной за счет высококачественного жилья со вторичного рынка; 
4) следует ожидать проблем с продажей новых стандартных квартир – 
из-за их прямого перепроизводства и конкуренции с сопоставимым по ка-
честву огромным предложением на вторичном рынке. 
УНИВЕРСИТЕТ им. В.И. ВЕРНАДСКОГО. №2(12). 2008. Том 1. 
171 

 
Данный пример крайне упрощен по сравнению с реальностью, но ил-
люстрирует  основную  идею  абсорбционного  анализа.  Если  необходимо 
сделать  прогноз  абсорбции  конкретного  проекта,  то  надо  наложить  друг 
на друга результаты тотального обследования конкурирующих проектов и 
прогноза спроса на данный конкретный вид недвижимости. 
 
Маркетинг 
 
Маркетинговый  анализ  –  следующий  за  анализом  рынка  раздел  биз-
нес-плана строительного проекта. Он отличается от общего анализа рынка 
тем, что всегда конкретно ориентирован на вопрос: кому, по какой цене и 
за какое время можно реализовать данный объект.  
Подготовка маркетингового анализа или плана может быть разбита на 
пять элементов: 
1) оценка местоположения; 
2) анализ конкурирующих объектов; 
3) выбор группы потенциальных потребителей и ценовых вариантов; 
4) рассмотрение графика реализации; 
5) обоснование организации рекламной кампании и распродажи. 
Ниже  приведены  некоторые  соображения,  особенно  актуальные  для 
российского рынка недвижимости. 
1.  При  попытке  организации  жилищного  строительства  на  участках, 
представляющихся  перспективными,  но  имеющих  по  каким-либо  причи-
нам  не  блестящую  репутацию,  имеет  смысл  ориентироваться  на  распро-
дажу  начальной  части  проекта  инвесторам,  а  не  конечным  покупателям 
жилья. 
2.  В  том  случае,  если  проект  предполагает  продажу  готового  жилья, 
рекомендуется  увязывать  план  мероприятий  по  привлечению  заемных 
средств на строительство с проработкой в бизнес-плане вопроса о предос-
тавлении  возможности  будущим  покупателям  получить  ипотечный  жи-
лищный кредит.  
3.  При  анализе  конкурирующих  проектов  первым  вопросом  должен 
быть  вопрос  о  том,  представлен  ли  уже  такой  продукт  на  данном  рынке 
или  это  новый  для  данного  места  тип.  Следующий  фундаментальный  во-
прос касается сопоставления цен с ценами конкурентов. Третий вопрос — 
соотношение спроса и предложения в данном секторе. Эти вопросы помо-
гут определить, имеет ли данный продукт естественную “нишу” на рынке 
или он нуждается в специальных усилиях по ее созданию. 
4.  Потребители  недвижимости  могут  быть  разбиты  на  три  базовые 
группы: инвесторов, арендаторов и собственников. Эти три группы обыч-
но  имеют  разные  ценовые  предпочтения.  Например,  арендаторы  предпо-
читают иметь плату, фиксированную на все время, в то время как инвесто-
ры и собственники предпочитают получить скидку при начальных плате-
жах, но зато готовы к росту платежей по мере завершения строительства. 
Поэтому для  застройщика крайне важно определить, на каких потребите-
лей  он  ориентируется,  и предложить каждому  из  этих  клиентов  наиболее 
привлекательный для него тип платежей. 
5.  График реализации проектов, особенно крупных, должен зависеть 
от стадии общего экономического цикла.  
172 
ВОПРОСЫ СОВРЕМЕННОЙ НАУКИ И ПРАКТИКИ. 

 
Проводя маркетинговое исследование, необходимо определить общие 
параметры рынка, на котором его предполагается реализовывать: 
−  месторасположение; 
−  экономические, социальные и демографические характеристики; 
−  основные  виды  недвижимости  и  предпочтения  потенциальных 
участников рынка. 
В  рамках  общей  ситуации  на  рынке  необходимо  детально  проанали-
зировать  положение  сектора  рынка,  в  рамках  которого  предполагается 
осуществление проекта. Такой анализ должен затронуть: 
−  уровень цен продаж жилья на данный момент; 
−  проверку наличия непроданного жилья, с распределением по пред-
полагаемым ценам продажи; 
−  объемы продаж жилья с разбивкой по ценам; 
−  предполагаемые объемы будущих продаж жилья; 
−  примеры финансирования, предлагаемого за последнее время; 
−  планируемые  или  уже  реализуемые  строительные  проекты,  кото-
рые могут составить конкуренцию рассматриваемому проекту; 
−  предпочтительные характеристики удачных проектов. 
Поскольку вероятность успешного завершения проекта во многом за-
висит от правильности выбора месторасположения объекта строительства, 
на этапе проработки вопроса о предоставлении кредита необходимо выяс-
нить: 
−  достоинства и недостатки строительной площадки; 
−  типы использования прилегающих территорий; 
−  направления деятельности в данном районе; 
−  наличие магазинов; 
−  доступность объектов коммунального назначения; 
−  наличие транспорта. 
Необходимо  принимать  во  внимание  возможности  возникновения  на 
данном  секторе  рынка  конкурентных  проектов  застройки  и  планировать 
возможные последствия такой конкуренции. Возможности возникновения 
конкуренции можно оценить с помощью следующих факторов: 
−  поступление на рынок земли под застройку; 
−  возможность получения документов, дающих права на строитель-
ство; −  мощности объектов инженерной инфраструктуры и возможности 
подключения; 
−  проблемы охраны окружающей среды; 
−  наклонности  и  предпочтения  тех  или  иных  заинтересованных 
групп населения; 
−  вероятность объявления мораториев на строительство в данном ре-
гионе. 
Все указанные выше вопросы должны найти свое отражение в бизнес-
плане проекта. Чем более полной и исчерпывающей будет информация, тем 
меньше времени займет у банка ее проверка и тем скорее можно будет по-
лучить аргументированный ответ о возможности предоставления кредита. 
УНИВЕРСИТЕТ им. В.И. ВЕРНАДСКОГО. №2(12). 2008. Том 1. 
173 

 
Список литературы 
 
1.  Матвеев  С.А.  Управление  качеством  жизни  через  национальные 
проекты  /  С.А.  Матвеев  //  Вопросы  современной  науки  и  практики.  Уни-
верситет им. В.И. Вернадского. – 2006. – № 1(3). – С. 169–172. 
 
 
Matters of Financing of Housing Construction as Factor  
of Living Standards Management 
 
S.A. Matveev 
 
Bank “VTB” plc, Tambov 
 
Key words and phrases: supply analysis; market analysis; de-
mand  analysis;  business  plan;  constructor;  marketing  analysis;  sol-
vent housing demand; real estate market. 
 
Abstract:  Matters  of  housing  loans  in  present-day  conditions 
are  studied.  General  analysis  of  housing  market  and  its  demands  is 
presented. All problems and analyses should be reflected in project’s 
business plan. The more detailed is the information the less time the 
bank  will  require  to  check  it  and  get  the  reply  to  application  for 
housing loan.  
 
 
© С.А. Матвеев, 2008 
 
174 
ВОПРОСЫ СОВРЕМЕННОЙ НАУКИ И ПРАКТИКИ. 



Похожие:

С. А. Матвеев ОАО «Банк втб», г. Тамбов Рецензент О. В. Воронкова iconОтчет Банка втб (Армения) «Дорога к 5» стратегия качества в 2011г. Зао «Банк втб (Армения)
Оао банк втб. Группа втб ведущая международная финансовая группа российского происхождения
С. А. Матвеев ОАО «Банк втб», г. Тамбов Рецензент О. В. Воронкова iconГ. Г. Серебренников гоу впо «Тамбовский государственный технический университет», г. Тамбов Рецензент О. В. Воронкова

С. А. Матвеев ОАО «Банк втб», г. Тамбов Рецензент О. В. Воронкова iconМетодические указания Тамбов
О-753 Основы маркетинга : методические указания / сост. О. В. Воронкова. – Тамбов : Изд-во Тамб гос техн
С. А. Матвеев ОАО «Банк втб», г. Тамбов Рецензент О. В. Воронкова iconВ центреСПб. В течение 2 недель Каменноостровский пр
СПб. Председатель правления ОАО «Банк втб северо-За- будет закрыт по выход- пад» Дмитрий Олюнин о жизни без кредитов
С. А. Матвеев ОАО «Банк втб», г. Тамбов Рецензент О. В. Воронкова iconН. В. Пеньшин гоу впо «Тамбовский государственный технический университет», г. Тамбов Рецензент д-р техн наук, д-р экон наук

С. А. Матвеев ОАО «Банк втб», г. Тамбов Рецензент О. В. Воронкова iconОтчет Совета директоров о результатах развития ОАО «нбд-банк»
Характеристика деятельности органов управления и контроля ОАО «нбд-банк»
С. А. Матвеев ОАО «Банк втб», г. Тамбов Рецензент О. В. Воронкова iconОтчет совета директоров ОАО «региональный банк развития»
Положение ОАО «региональный банк развития» в отрасли
С. А. Матвеев ОАО «Банк втб», г. Тамбов Рецензент О. В. Воронкова iconЭтот номер «Энергии успеха» юбилейный
Банку втб 20 лет. Он создавался на заре формирования со временной российской экономики для содействия интеграции страны в мировое...
С. А. Матвеев ОАО «Банк втб», г. Тамбов Рецензент О. В. Воронкова iconОтчет ОАО «Региональный банк развития»
Положение ОАО «Региональный банк развития» в отрасли
С. А. Матвеев ОАО «Банк втб», г. Тамбов Рецензент О. В. Воронкова iconЯнский поземельный банк с этого памятного
Журнал выходит с 1885 года. В 2011 году выпуск возобновлен при поддержке ОАО «Российский сельскохозяйственный банк»
Разместите кнопку на своём сайте:
Бизнес-планы


База данных защищена авторским правом ©bus.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Бизнес-планы
Главная страница