Педагогика и психология




Скачать 105.41 Kb.
PDF просмотр
НазваниеПедагогика и психология
Дата конвертации04.09.2012
Размер105.41 Kb.
ТипДокументы
ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ 
 
 
УДК 378.147 
 
К ВЫБОРУ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ 
ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ И УСТОЙЧИВОГО  
РАЗВИТИЯ ИНТЕГРИРОВАННЫХ  
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ 
 
С.В. Мищенко, С.И. Дворецкий, Е.И. Муратова  

 
ГОУ ВПО «Тамбовский государственный технический  
университет», г. Тамбов 
 
Рецензент д-р пед. наук, профессор Е.А. Ракитина 
 
Ключевые  слова и фразы: гибкая интегрированная науч-
но-образовательная  система;  инновационный  научно-образова-
тельный  кластер;  инновационно-ориентированная  подготовка; 
инженерные,  научные  и  научно-педагогические  кадры;  иссле-
довательский университет; критерии эффективности и устойчи-
вого развития; приоритетные направления развития; показатели 
и целевые индикаторы инновационной направленности.  
 
Аннотация:  Предложена методология выбора  и  обоснова-
ния критериев эффективности функционирования и устойчиво-
го  развития  интегрированных  научно-образовательных  систем. 
Определены критерии эффективности научно- и учебно-иннова-
ционной деятельности исследовательского университета. Разра-
ботанные  критерии  могут  быть  использованы  в  качестве  пока-
зателей  и  целевых  индикаторов  при  построении  модели  дина-
мики  инновационного  развития  научно-образовательной  систе-
мы  исследовательского  университета,  позволяющей  сбаланси-
ровать  внутрисистемные  отношения  и  использовать  дополни-
тельные  интеллектуальные,  материальные,  информационные  и 
финансовые  ресурсы  для  повышения  эффективности  ее  функ-
ционирования и развития.     
Введение 
 
В  статьях [1, 2] мы  подробно  описали  структуру  и  функциональное 
назначение интегрированной научно-образовательной системы на примере 
инновационного научно-образовательного кластера (и далее Кластера) ис-
                                                 
 Мищенко  С.В. – доктор  технических  наук,  профессор,  заведующий  кафедрой 
«Управление  качеством  и  сертификация»,  ректор, e-mail: tstu@admin.tstu.ru; Дворец-
кий С.И. – доктор технических наук, профессор, заведующий кафедрой «Технологическое 
оборудование и пищевые технологии», проректор по научно-инновационной деятельности, 
e-mail: topt@topt.tstu.ru; Муратова  Е.И. – кандидат  педагогических  наук,  доцент  кафедры 
«Технологическое оборудование и пищевые технологии», начальник управления аспиран-
туры и докторантуры, e-mail: oda@admin.tstu.ru, ТамбГТУ, г. Тамбов. 
УНИВЕРСИТЕТ им. В.И. ВЕРНАДСКОГО. №4-6(29). 2010.  
141 

следовательского  университета,  обосновали  необходимость  построения 
гибкой  интегрированной  научно-образовательной  системы  (ГИНОС)  ин-
новационно-ориентированной  подготовки  инженерных,  научных  и  науч-
но-педагогических кадров в Кластере исследовательского университета по 
приоритетному  направлению  его  развития  (ПНР).  Было  показано,  что  в 
состав  Кластера  исследовательского  университета,  как  правило,  входят 
научно-образовательные  и  инновационно-технологические  центры,  а  так-
же другие подразделения образовательной, научной и инновационной ин-
фраструктуры,  оснащенные  современной  опытно-экспериментальной  ба-
зой;  в  Кластерах  исследовательского  университета  не  только  проводятся 
фундаментальные  и  прикладные  научные  исследования,  но  и  опытно-
конструкторская проработка НИР, создаются опытные образцы, обеспечи-
вается продвижение результатов прикладных исследований к потребителю.  
Выбор  критериев  эффективности  функционирования  и  устойчивого 
развития  интегрированных  научно-образовательных  структур  опирается 
на формирование в исследовательском университете новой, гибкой и опе-
ративно реагирующей на требование  рынков труда и технологий иннова-
ционной  образовательной,  исследовательской  и  технологической  инфра-
структуры, способной: 
− задавать  векторы  инновационного  развития,  готовя  инженерные, 
научные и научно-педадогические кадры к участию в экономике будущего; 
− осуществлять  проведение  системных  преобразований,  связанных  с 
достижением нового качества подготовки инженерных, научных и научно-
педагогических  кадров  для  высокотехнологичных  и  базовых  секторов 
экономики; 
− проводить  технологическую  модернизацию  ключевых  отраслей 
российской  экономики  на  основе  конкурентоспособных  промышленных 
технологий; 
− решать  задачи,  связанные  с  передачей  культурных  и  социальных 
норм и стандартов общественной жизни; 
− обеспечивать создание, поддержку и экспансию российских образо-
вательных стандартов в сфере высоких технологий. 
 
Методология выбора и обоснования критериев эффективности  
функционирования и развития научно-образовательных систем 
 
Методология выбора и обоснования критериев, целевых индикаторов 
и  показателей  оценки  эффективности  функционирования  и  развития  
ГИНОС включает анализ показателей динамики развития Кластера иссле-
довательского  университета  за  предшествующие  три  года  и  программы 
его устойчивого развития (далее Программы) на среднесрочную перспек-
тиву (рис. 1). 
В  блоке  1  схемы  (см.  рис. 1) проводится  системный  анализ  и  дается 
обоснование  ПНР  Кластера  исследовательского  университета,  основы-
вающееся на результатах его научной, образовательной и инновационной 
деятельности  за  три  предшествующих  года;  описываются  конкретные 
проблемы  и задачи, на решение  которых  будет направлена  деятельность 
142
ВОПРОСЫ СОВРЕМЕННОЙ НАУКИ И ПРАКТИКИ. 

 
 
а 
ер
аст
 Кл
я ПНР
и
 
ц
х
ы
мы
 
ам
  
ач
лев
р
 
й
  
д
м
ог
о
 
Коррек
ы
ти
 за
 це
р
  
 и
 и
х
 П
н
и
лев
зуем
 
нос
ы
лей
тий
ич
я це
ИНОС
10
тив
ивн
ия
к
 
 реали
 Г
я це
р
з пр
и
кт
оп
и
ам
р
ал
р
ветстви
то
Программы
 эффе
 эффе
ме
Ан
й

ов
ика
нки
 развития
Коррекц
р
есоот
теле
н
то
инд
 оце
аза
й
ика
  
ле
пок

инд
 
урсов
го

во
я
 устойчивого
и
 рес
о
я и
нс
ен
 показате
еч
ение
на
 
ич
есп
л
 фи
и
об
ровани
Уве
ни
Нет
8
 обоснования
 и

кцио
н

я 
ки
 фу
ви
 
 
  
 
ст
оми
 выбора
 и
ы
 
торов
я  
ли
и
 
ед
он
и
м
а 
це
ст
  
сл
е и
 
  
 эк
ан
о
но
о
д
ер
а, 
 года
 и
 
ий
увязанные
 
го
е п
аст
ы
вых
р

еск
и
ки
 индика
 соз
л
ктив
зац
астер
ы
 
 
 Програм
  
 К
фе
то
нич
а 
и
а
еск
нау
и
 методологии
лки
к  целе
ч
 Кл
ика
амм
сурсам
 каждо
Д
и
я, 
 эф
и
сы
-тех
ение
 реали
сти
зац
 Программы
. К
 ПНР
и
гр
 ре
ч
вер
и
ом
по
л
о
о
 инд
 и
 для
 целевых
ьно
он
с. 1
и
ед
ние
ам
л
ение
Пр имо
ации
азвития
зате
еспе
Программы
реал
Ри
вые
я Пр
Программы
-эк
 пр
ва
из
а р
ка
авл
ле
риа
е об
стиж
но
ые
сно
по
яти
 срок
те
о каторов
еал
 образован

це
во
Упр
д и
р
вн
о
ри
по
ах
б
и
Ма
о
д
р
 о
ч
н
нс
циаль
и
и
да
Осно
Со
 за
в сфе
Программ
и
Мероп
фина
 





11

УНИВЕРСИТЕТ им. В.И. ВЕРНАДСКОГО. №4-6(29). 2010.                                      143 

Кластера, его ответственность  за развитие  кадрового потенциала  науки и 
профессионального образования, развитие фундаментальных научных ис-
следований, создание и коммерциализацию наукоемкой продукции.  
В блоке 2 разрабатывается Программа инновационного развития Кла-
стера  исследовательского  университета  на  среднесрочную  перспективу, 
формулируются задачи, которые необходимо решить для достижения цели 
Программы.  При  решении  задач  Программы  формируется  ГИНОС  Кла-
стера, в которой осуществляется целевая непрерывная подготовка кадров 
для высокотехнологичных отраслей экономики и социальной сферы, реа-
лизуются  эффективные  принципы  и  формы  интеграции  науки,  образова-
ния  и  бизнеса.  При  необходимости  весь  период  реализации  Программы 
может  быть  разбит  на  отдельные  этапы  с  указанием  сроков  их  начала  и 
окончания.  В  этом  случае  для  каждого  этапа  дополнительно  следует 
сформулировать его цели и задачи, а также определить перечень показате-
лей оценки эффективности реализации Программы и соответствующие им 
целевые индикаторы для каждого года ее реализации.  
В  блоке  3  разрабатываются  мероприятия  Программы,  при  этом  для 
каждого мероприятия должно быть указано на решение какой именно за-
дачи (задач) Программы оно направлено и каков ожидаемый результат его 
реализации. Мероприятия Программы должны быть увязаны по срокам и 
ресурсам и обеспечивать решение всех ее задач. 
В блоке 4 содержится обоснование объема и направлений использова-
ния  материально-технических  и  финансовых  ресурсов  из  бюджетных  и 
внебюджетных источников на каждый год реализации Программы. В дан-
ном разделе должны быть указаны прогнозируемые источники привлече-
ния внебюджетного финансирования, при наличии нескольких источников 
должна  быть  дана  оценка  объемов  привлекаемых  внебюджетных  средств 
из каждого источника. 
В блоке 5 разрабатывается информационная система управления реа-
лизацией  Программы.  Схема  управления  Программой  базируется  на  вер-
тикальной  централизованной  иерархической  модели  делегирования  пол-
номочий. Основная идея системы управления Программой заключается  в 
том,  что  значимые  результаты  получаются  после  выполнения  проектов  и 
завершения  образовательных  программ («вертикаль»  на  схеме  управле-
ния)  и  после  объединения  всех  результатов  по  ПНР («горизонталь»  на 
схеме управления). Общая схема управления представлена на рис. 2. 
Широкий  круг  задач  в  образовательной,  научной  и  инновационной 
деятельности, стоящих перед ГИНОС, функционирующей в условиях Кла-
стера  исследовательского  университета,  разнообразие  инновационных 
процессов и технологий, необходимость придания инновационного харак-
тера всем направлениям работы, ставят в число актуальных задачу созда-
ния в таком центре широкопрофильной методической структуры (коорди-
нирующего центра), обеспечивающей развитие инновационной компонен-
ты  для  всех  направлений  деятельности  входящих  в  Кластер  подразделе-
ний,  а  также  эффективное  управление  подразделениями  инновационной 
инфраструктуры. 
144
ВОПРОСЫ СОВРЕМЕННОЙ НАУКИ И ПРАКТИКИ. 

 
 
РФ
  и
ик
н
тех
  и  
огии
ол
н х е т

науки
 
ития
в
раз
 
ния
е
направл
 
ые
н т е т и р о и
Пр
  
ы
  
 
я 
м
ю
й
и
и
лови
 
 
ен
 
 
еч
 N 
ческ
и
 ус
ние
стере
есп
па
а N 
од
 
 
ения
рше
уч
  ь
ост
н т
че
т
О
уп
т N 
еские
ы
 
теля Програм
у об
-мет
ции
об
ва
и
я гр
Заве
 в Кла
ом
но
лекс 
ктич
овательной
п
иза
и
ест
вод
сн
 проек
еб
м
да
и
ал
ко
ур
ая программ
Уч
ко
Д
ре
образ
программ
ру
нный
н
ль кач

 рес
 
ция
нта
е м
у к о д
овательна
о
ель
 
Зам
по
  я а
щ
я д о в о к
Ру
ацио
та 
ние
н
нтр
оват
да
 
Ко
о-образ
 пла
ннов
 за
й
, выполняемым
И
раз
 проек
ние
 
учн
Об
ия
ны
ми
ц
 
На
п
еское
ар
работ
та
  
нд
полне
к
ы
нце
 
В
  
о
ехнич
але
ы
 
К
Т
К
 прое
м
 кадров
 и
ь  
 
ая 
ам
ограммы
чных
их
ы
тел
льн
и
ческ
ИНОС
ке нау
и
 
я Прогр
теля Пр
 Г
гог
… 
ковод
и
да
Ру
Программ
сполните
вод
ития
И
екци
р
дготов
ко
-пе
о
ди
 по
 
я 
. ру
по
й
 разв
учн
и
ови
ск
л
 
Зам
 на
 
 
 и
 1 
че
 ус
ние
па
п
оди
ьной
ения
 1 
а 1 
 
 
м
еские
ы
рше
уч
 
кт
с 
ции
м
об
я гру
о-мет
Заве
 
 Программой
  
н
овател
ам
ва
ы
итию
 прое
актич
д
  
й
и
ализа
й
 
зв
ы
Учеб
комплек
Д
ре
образ
прогр
ы
  ь
ост
н т
че
т
О
н
ая програм
н
 ра
н
н
овательна
ь качест
ому
ель
 
н
цио
 управления
н
та 
ние
трол
оват
да
 
 Программы
теля Программ
о-образ
ннова
 за
 план
Кон
и
ацио
  я и ц а т н
ме
у к
до
И
раз
 проек
ние
вет
д
ое
т 
. Схема
оординацион
  я а
щ
я д
во
ко
Ру
учн
Об
рный
К
со
во
На
ция
с. 2
ко
п
ческ
рабо
и
полне
о-иннов
н
нда
ы
Ри
. ру
ле
В
чн
ех
 
Конце
Т
Ка
Зам
 нау
по
 
РФ
  и
ик
хн
те
  и  
ии
ог
ол
н х е т
,  и
наук
 
ия
ит
в
раз
 
ния
е
направл
  е
тетны
и
иор
р
П
.
УНИВЕРСИТЕТ им. В.И. ВЕРНАДСКОГО. №4-6(29). 2010.                                     145 

В блоке 6 осуществляется проверка достижимости целевых индикато-
ров и показателей эффективности функционирования ГИНОС в условиях 
Кластера  исследовательского  университета.  Если  запланированные  инди-
каторы  не  достигнуты,  то  в  блоке  7  производится  выявление  причин  и 
принятие  решений.  В  зависимости  от  причины  недостижимости  целевых 
индикаторов в блоках 8910 принимается одно из решений:  
1)  если  неправильно  выбраны  приоритетные  направления  развития 
Кластера, то требуется их замена;  
2)  если  неточно  сформулированы  задачи,  недостаточно  обоснованно 
выбраны  показатели  эффективности  функционирования  ГИНОС  или  не-
верно составлены мероприятия Программы, то требуется их коррекция;  
3)  если  неправильно  составлен  бизнес-план  Программы,  то  требуется 
увеличение ресурсов и финансового обеспечения мероприятий Программы. 
В блоке 11 анализируются социально-экономические последствия для 
каждого года реализации Программы в сферах науки, образования и эко-
номики Российской Федерации и региона.  
Разработанная методология выбора и обоснования показателей оцен-
ки  эффективности и  целевых  индикаторов функционирования  и  развития 
ГИНОС позволила нам прийти к выводу о том, что эффективность функ-
ционирования и устойчивого развития следует, в первую очередь, оцени-
вать  по  группам  показателей,  отражающих  результативность  научно-
инновационной и успешность учебно-инновационной деятельности.  
 
Показатели научно-инновационной деятельности Кластера  
исследовательского университета 
 
Показатели научно-инновационной деятельности Кластера исследова-
тельского университета целесообразно сгруппировать по четырем направ-
лениям:  кадровые,  материальные,  финансовые  ресурсы  и  общественное 
признание результатов научно-инновационной деятельности.  
Из анализа конкурсной документации программ развития университе-
тов, в отношении которых устанавливается категория «Национальный ис-
следовательский университет», следует, что фундаментальные и приклад-
ные научные исследования в таком университете проводятся на мировом 
уровне  в  рамках  ведущих  научных  школ.  Ведущей  научной  школой  Рос-
сийской  Федерации  считается  сложившийся  коллектив  исследователей 
различных  возрастных групп и научной квалификации, связанных прове-
дением исследований по общему научному направлению и объединенных 
совместной научной деятельностью. Указанный коллектив должен осуще-
ствлять подготовку научных кадров, иметь в своем составе руководителя, 
а также молодых (до 35 лет) исследователей [3, 4].  
Для  достижения  мирового  уровня  фундаментальных  и  прикладных 
научных  исследований  и  трансфера  результатов  исследований  (нового 
знания)  в  учебный  процесс  в  Кластере  исследовательского  университета 
формируются  научно-образовательные  группы  из  числа  членов  ведущих 
научных  школ.  Основой  для  формирования  групп  служат  кафедры,  отде-
146
ВОПРОСЫ СОВРЕМЕННОЙ НАУКИ И ПРАКТИКИ. 

лы, научно-исследовательские лаборатории исследовательского универси-
тета  и  научных  организаций,  выполняющих  совместно  с  сотрудниками 
университета  инновационные  научные  проекты  и  подготовку  инженер-
ных,  научных  и  научно-педагогических  кадров  высшей  квалификации. 
Силами  ученых,  преподавателей  и  аспирантов  научно-образовательной 
группы  обеспечивается  проведение  научной,  научно-методической,  
учебной  и  воспитательной  работы  в  соответствии  с  целями  и  задачами 
Кластера. Члены коллектива ведущей научной школы и одновременно на-
учно-образовательной  группы  разрабатывают  новые  курсы  лекций,  учеб-
ники, учебные пособия, электронные учебные пособия, осуществляют по-
становку  новых  и  модернизацию  существующих  лабораторных  работ, 
проводят  на  высоком  научно-методическом  уровне  занятия  со  слуша-
телями, в том числе дистанционные. Одновременно, преподаватели науч-
но-образовательных  групп  являются  членами  коллектива  ведущей  науч-
ной школы и проводят фундаментальные и прикладные научные исследо-
вания  по  ПНР  Кластера  исследовательского  университета,  готовят  науч-
ные публикации, организуют обсуждение и экспертизу законченных науч-
но-исследовательских работ. 
Развитие  кадрового  потенциала  Кластера  предусматривает  создание 
условий  для  эффективного  воспроизводства  и  улучшения  качественного 
состава научных и научно-педагогических кадров, закрепления молодежи 
в  сфере  науки,  образования  и  высоких  технологий,  сохранения  преемст-
венности  поколений  в  науке  и  образовании.  Наиболее  эффективными  
мероприятиями по стимулированию закрепления молодежи в сфере науки, 
образования  и  высоких  технологий  являются  конкурсы  заявок,  финанси-
руемые  из бюджета  в  рамках  ФЦП  «Научно-педагогические  кадры  инно-
вационной России» на 2009 – 2013 годы по номинациям: 
−  проведение  научных  исследований  коллективами  научно-образо-
вательных центров; 
−  проведение научных исследований научными группами под руко-
водством докторов наук и кандидатов наук; 
−  проведение научных исследований молодыми учеными – кандида-
тами наук и целевыми аспирантами в научно-образовательных центрах;  
−  развитие  внутрироссийской  мобильности  научных  и  научно-педа-
гогических  кадров  путем  выполнения  научных  исследований  молодыми 
учеными и преподавателями в научно-образовательных центрах; 
−  проведение  научных  исследований  коллективами  под  руково-
дством приглашенных исследователей из-за рубежа; 
−  организация и проведение всероссийских и международных моло-
дежных  научных  конференций  и  школ,  всероссийских  и  международных 
молодежных олимпиад и конкурсов; 
−  развитие  информационной  инфраструктуры  подготовки  и  закреп-
ления научных и научно-педагогических кадров; 
−  оснащение  университетов,  лидирующих  в  подготовке  научных  и 
научно-педагогических  кадров  для  научных  организаций  и  организаций 
оборонно-промышленного комплекса, предприятий высокотехнологичных 
УНИВЕРСИТЕТ им. В.И. ВЕРНАДСКОГО. №4-6(29). 2010.  
147 

секторов экономики, современным специальным научно-технологическим 
оборудованием  (учебно-исследовательские  комплексы),  используемым 
как для научных исследований, так и в образовательном процессе. 
Важно  заметить,  что  в  рамках  реализации  вышеназванных  проектов  
в  каждом  научно-образовательном  центре  необходимо  одновременное 
участие в течение всего периода выполнения проекта не менее 2 докторов 
наук, 3 молодых кандидатов наук (как правило, соискателей ученой степе-
ни доктора наук), 3 аспирантов и 4 студентов. Это требование направлено 
на привлечение молодежи в сферу науки, образования и высоких техноло-
гий, а также закрепление ее в этой сфере.  
В  ходе  выполнения  вышеназванных  мероприятий  разрабатываются 
механизмы, обеспечивающие: функционирование оптимальной, сбаланси-
рованной системы  кадрового резерва и обновления кадров; оптимизацию 
конкурсных  процедур  на  замещение  вакантных  должностей  научных  ра-
ботников и профессорско-преподавательского персонала и процедур атте-
стации с целью содействия росту и полноценному использованию творче-
ского  и  организаторского  потенциала  талантливой  молодежи  при  опти-
мальном использовании опыта старших поколений; разработку предложе-
ний  по  укреплению  кадрового  потенциала  отраслевой  науки;  разработку 
мер, стимулирующих переход специалистов, занимающих средние и выс-
шие должности в научных и образовательных организациях, на должности 
научных  консультантов,  советников,  научных  экспертов  с  целью  обеспе-
чения  ротации  кадров,  с  сохранением  их  участия  в  научной  и  образова-
тельной деятельности; разработку методов и процедур, позволяющих объ-
ективно оценивать эффективность работы научных и образовательных ор-
ганизаций,  исследовательских  групп,  отдельных  ученых  по  подготовке 
научных и научно-педагогических кадров; решение иных вопросов эффек-
тивного воспроизводства и закрепления научных и научно-педагогических 
кадров. 
В  число  мероприятий  по  содействию  инновационной  деятельности 
структурных подразделений Кластера входят:  
1)  систематизация  учета  и  закрепление  объектов  интеллектуальной 
собственности в образовательной, научной и технологической сферах;  
2) технологический аудит;  
3)  коммерциализация  оригинальных  учебно-методических,  научных 
разработок,  программных  продуктов;  организация  эффективного  взаимо-
действия с предприятиями сырьевой, промышленной, аграрной сферы ре-
гиона  с  целью  совместной  деятельности  в  коммерциализации  разработок 
Кластера исследовательского университета;  
4) взаимодействие с инновационными фондами;  
5) создание опытных и малосерийных производств Кластера;  
6) маркетинг наукоемкого продукта опытных производств Кластера;  
7) изучение отечественного и зарубежного опыта инновационной дея-
тельности и трансляция его в структуры Кластера;  
8)  активизация  инновационной  активности,  инновационного  мышле-
ния  студентов,  аспирантов,  слушателей  и  преподавателей,  конкурсная 
поддержка молодежных инновационных проектов. 
148
ВОПРОСЫ СОВРЕМЕННОЙ НАУКИ И ПРАКТИКИ. 

Финансовая устойчивость Кластера целиком и полностью зависит от 
объема  и  направления  использования  материально-технических  и  финан-
совых  ресурсов  из  бюджетных  и  внебюджетных  источников  на  каждый 
год реализации программы развития Кластера. Приобретаемое лаборатор-
ное оборудование должно использоваться как для обеспечения инноваци-
онных образовательных магистерских, аспирантских и программ дополни-
тельного  профессионального  образования  в  ГИНОС  Кластера,  так  и  для 
выполнения  научных  исследований  и  генерирования  новых  знаний  по 
ПНР Кластера. При этом наиболее целесообразно приобретаемое оборудо-
вание  включить  в  состав  распределенного  Центра  коллективного  
пользования  Кластера,  что  позволит  оптимальным  образом  обеспечить 
выполнение учебных и исследовательских задач, централизованное инже-
нерно-техническое  сопровождение  приборов  и  установок.  Так  как  основ-
ной  особенностью  программ,  реализуемых  в  Кластере  с  использованием 
оборудования  Центра  коллективного  пользования,  является  совместное 
участие  в  них  преподавателей  и  научных  сотрудников  академических  
институтов и предприятий различных форм собственности, то это обеспе-
чивает оперативное использование полученных результатов как в подраз-
делениях Кластера, так и у его партнеров. 
Достижение критериев результативности научно-инновационной дея-
тельности позволит увязать друг с другом инструменты поддержки инно-
ваций  и  состыковать  отдельные  циклы  инновационного  развития.  В  ре-
зультате созданные в Кластере элементы инновационной инфраструктуры 
начнут  играть  определяющую  роль  в  коммерциализации  и  продвижении 
соответствующих проектов.  
С  учетом  вышеизложенного  можно  рекомендовать  следующие  пока-
затели  оценки  эффективности  функционирования  и  развития  научно-
инновационной деятельности Кластера исследовательского университета. 
Кадровые ресурсы: 
– количество  ведущих  научных  школ  в  Кластере,  осуществляющих 
научные исследования на мировом уровне по ПНР; 
– доля  студентов,  окончивших  образовательные  программы  ВПО  в 
других вузах, в общей численности магистратуры и аспирантуры; 
– доля выпускников университета, закрепленных в сферах науки, об-
разования и высоких технологий в течение не менее чем 3-х лет по окон-
чании обучения; 
– доля магистров и аспирантов в общей численности обучаемых; 
– эффективность работы аспирантуры и докторантуры по ПНР Кластера; 
– доля  аспирантов  и  научно-педагогических  работников,  имеющих 
опыт работы (прошедших стажировки) в ведущих национальных и миро-
вых научных университетских центрах; 
– количество  принятых  на  стажировку  аспирантов,  научных  сотруд-
ников  и  преподавателей  в  расчете  на  одного  научно-педагогического  ра-
ботника. 
Материальные ресурсы: 
– 
количество  научных  лабораторий  по  ПНР  Кластера,  оснащенных 
высокотехнологичным оборудованием; 
УНИВЕРСИТЕТ им. В.И. ВЕРНАДСКОГО. №4-6(29). 2010.  
149 

– количество центров коллективного пользования; 
– количество центров высокопроизводительных технологий; 
– число томов научной и учебной литературы в научной библиотеке; 
– наличие собственного издательско-полиграфического центра; 
– число издаваемых научных журналов из перечня ВАК; 
– наличие интернет-центров, сети телекоммуникаций; 
– количество статей по ПНР Кластера в научной периодике, индекси-
руемой  иностранными  и  российскими  организациями  (Web  of  Science, 
Scopus, Российский индекс цитирования) в расчете на одно ПНР; 
– количество  научных  монографий,  изданных  центральными  и  зару-
бежными издательствами (за 3 года); 
– количество полученных на разработки Кластера патентов, лицензий 
(за 3 года); 
– количество  поставленных  на  бухгалтерский  учет  объектов  интел-
лектуальной собственности по ПНР Кластера. 
Финансовые ресурсы: 
– 
доходы  Кластера  из  всех  источников  (бюджет,  внебюджет,  между-
народная деятельность) на одно ПНР; 
– доля  внебюджетного  финансирования  в  доходах  университета  от 
научной, образовательной и консультационной деятельности; 
– доля доходов от НИОКР из всех источников в общих доходах науч-
но-образовательного Кластера; 
– объем НИОКР по ПНР Кластера в рамках международных научных 
программ в расчете на одно ПНР; 
– отношение  доходов  от  реализованной  Кластером  и  организациями 
его инновационного пояса научно-технической продукции к затратам фе-
дерального бюджета на выполнение Кластером НИОКР; 
– доля  завершенных  прикладных  научно-исследовательских  работ, 
перешедших в стадию опытно-конструкторских разработок (за 3 года); 
– объемы финансирования проектов в рамках грантов РФФИ, РГНФ, 
целевых  федеральных,  ведомственных  и  международных  научных  про-
грамм (за 3 года); 
– объем  финансирования научных исследований,  выполняемых  в  ин-
тересах субъектов РФ (за 3 года); 
– количество элементов инновационных инфраструктур (технопарков, 
информационно-технологических  центров,  бизнес-инкубаторов,  центров 
трансфера технологий и др.); 
– объем  финансирования  проектов  в  рамках  деятельности  инноваци-
онных структур (за 3 года). 
Результаты общественного признания: 
– 
количество медалей национальных и международных научно-техно-
логических выставок (за 3 года); 
– количество  премий  национального  (Государственная  премия,  Пре-
мия Правительства РФ и др.) и международного уровней в области науки 
и техники (за 10 лет). 
В перечне показателей особо важное значение придается выполнению 
НИОКР в рамках ведущих научных школ по ПНР, финансируемым как из 
150
ВОПРОСЫ СОВРЕМЕННОЙ НАУКИ И ПРАКТИКИ. 

федерального бюджета, так и из внебюджетных источников, премиям на-
ционального  и  международного  уровней,  а  также  защите  интеллектуаль-
ной собственности. При этом не менее важно учитывать уровень публика-
ционной  активности  и  цитируемости  научно-педагогических  работников 
Кластера и признание разработок на национальных и международных на-
учно-технологических выставках.  
 
Показатели учебно-инновационной деятельности Кластера  
исследовательского университета 
 
Показатели учебно-инновационной деятельности Кластера исследова-
тельского университета целесообразно сгруппировать по четырем направ-
лениям: конкурентоспособность, кадровое обеспечение, качество и обще-
ственное признание результатов образовательной деятельности.  
Конкуренция  различных  систем  образования  становится  ключевым 
элементом глобальной конкуренции, требующей постоянного обновления 
технологий,  ускоренного  освоения  инноваций,  быстрой  адаптации  к  за-
просам и требованиям динамично меняющегося мира. При этом повыше-
ние  конкурентоспособности  российского  образования  должно  стать  кри-
терием  его  высокого  качества,  что  обеспечит  позиционирование  России 
как  одного  из  лидеров  в  области  экспорта  образовательных  услуг.  Важ-
нейшим показателем конкурентоспособности учебно-инновационной дея-
тельности Кластера исследовательского университета является доля инно-
вационных  образовательных  программ,  получивших  общественно-
профессиональную  и  международную  аккредитацию,  в  общей  численно-
сти  образовательных  программ  и  их  соответствие  требованиям  работода-
телей  (высокотехнологичных  корпораций,  научных  организаций,  вузов, 
малых предприятий наукоемкого бизнеса и др.). 
В ГИНОС Кластера помимо выполнения научных исследований осу-
ществляется  инновационно-ориентированная  подготовка,  переподготовка 
и  повышение  квалификации  инженерных,  научных  и  научно-педагоги-
ческих кадров на основе инновационных образовательных программ выс-
шего,  послевузовского  и  дополнительного  профессионального  образова-
ния  и  новых  знаний,  полученных  в  ходе  проведения  фундаментальных  и 
прикладных научных исследований по ПНР Кластера. При этом структура 
учебного процесса в условиях Кластера максимально обеспечивает акаде-
мическую  мобильность  студентов,  аспирантов  и  слушателей  программ 
дополнительного  профессионального  образования,  предоставляет  воз-
можность  талантливым  студентам,  аспирантам,  научным  сотрудникам  из 
других вузов  и научных  организаций продолжать свое  образование  и  по-
вышать квалификацию в образовательной системе Кластера. Одновремен-
но  студенты,  аспиранты  и  слушатели  системы  дополнительного  профес-
сионального  образования  могут  использовать  финансовые  возможности 
Кластера  для  обучения  в  ведущих  зарубежных  и  отечественных  
вузах, получения специальных знаний и дополнительного набора профес-
сиональных компетенций.  
УНИВЕРСИТЕТ им. В.И. ВЕРНАДСКОГО. №4-6(29). 2010.  
151 

Одним из главных условий развития ГИНОС в условиях Кластера яв-
ляется вовлеченность студентов, научных сотрудников и преподавателей в 
фундаментальные  и  прикладные  исследования,  что  позволяет  не  только 
сохранить ведущие научные школы, но и вырастить новое поколение ис-
следователей, ориентированных на потребности инновационной экономи-
ки  знаний.  При  этом  фундаментальные  научные  исследования  должны 
стать  важнейшим  ресурсом  и  инструментом  освоения  обучающимися 
компетентностей поиска, анализа, освоения и обновления информации. 
Постоянное обновление содержания инновационных образовательных 
программ в ГИНОС Кластера происходит за счет включения получаемых 
новых  научных  результатов  в  программы  учебных  дисциплин.  Наиболее 
оригинальны  в  этом  отношении  специальные  курсы,  которые  полностью 
основаны на  проблематике  научных  исследований, проводимых  кафедра-
ми, научно-исследовательскими лабораториями, профильными интегриро-
ванными  научно-образовательными  центрами  и  другими  структурными 
подразделениями Кластера.  
В составе ГИНОС Кластера существует эффективная система отбора 
и  поддержки  талантливой  молодежи  на  всех  уровнях  образовательного 
процесса  (довузовского,  вузовского,  послевузовского  и  дополнительного 
профессионального  образования),  функционируют  центры  довузовской 
подготовки в различных регионах страны, регулярно проводятся научные 
молодежные мероприятия, организуются стажировки молодых ученых как 
в профильных интегрированных научно-образовательных центрах Класте-
ра,  так  и  в  ведущих  национальных  и  международных  научных  центрах, 
студенты и молодые ученые получают в год по несколько медалей и пре-
мий за лучшую научную работу. 
Важным элементом обучения в ГИНОС в условиях Кластера исследо-
вательского  университета  следует  считать  повышение  уровня  креативно-
сти  студентов  и  слушателей  программ  дополнительного  профессиональ-
ного образования, что может осуществляться разными путями.  
Во-первых,  изменением  соотношения  аудиторной  нагрузки  и  само-
стоятельной  работы  в  сторону  существенного  увеличения  последней  
и уменьшения первой. В российских университетах эта тенденция прояв-
ляется  слабо  в  силу того, что  не  всегда имеется  возможность  обеспечить 
каждого  студента  (слушателя)  в  полной  мере  литературой,  индивидуаль-
ным  местом  для  самостоятельной  работы,  информационными  и  телеком-
муникационными средствами дистанционного обучения и т.д. В ведущих 
зарубежных  университетах  доля  самостоятельной  работы  значительно 
выше аудиторной. 
Во-вторых,  индивидуализацией  обучения,  которая  выражается  не 
только  в  возможности  построения  индивидуальных  образовательных  
траекторий,  но  и  в  назначении  научных  руководителей  и  кураторов  для 
выполнения  ряда  предусмотренных  учебным  планом  заданий,  обеспече-
нии  обучаемых  электронными  средствами  и  учебно-методическими  
комплексами дистанционного обучения. Приобщение к исследовательской 
работе начинается в рамках научных кафедральных кружков (для студен-
152
ВОПРОСЫ СОВРЕМЕННОЙ НАУКИ И ПРАКТИКИ. 

тов),  научно-исследовательских  лабораторий,  бизнес-инкубаторов,  про-
фильных  интегрированных  научно-образовательных  центров,  центров 
коллективного пользования уникальным оборудованием (для слушателей), 
участия в конференциях с элементами научных школ и прохождения ста-
жировок  в  ведущих  национальных  и  международных  научно-образо-
вательных центрах (для студентов и слушателей). 
Существенное  значение  в  формировании  научных  и  научно-
педагогических  кадров  высшей  квалификации  имеет  освоение  ими  
компьютерных технологий получения и обработки информации. В связи с 
этим  одним  из  критериев  эффективности  функционирования  ГИНОС  
может  быть  наличие  в  учебных  планах  дисциплин,  направленных  на  
освоение информационных технологий, а также обеспеченность слушате-
лей современными информационно-телекоммуникационными средствами. 
Важная роль при организации инновационно-ориентированной подго-
товки, переподготовки и повышения квалификации инженерных, научных 
и научно-педагогических кадров в Кластере отводится использованию ин-
новационных  образовательных  технологий.  Заметим,  что  в  ГИНОС  Кла-
стера исследовательского университета создается качественно новая учеб-
но-научно-производственная  среда  для  инновационно-ориентированной 
подготовки  инженерных,  научных  и  научно-педагогических  кадров  по 
ПНР  на  основе  инновационных  образовательных  технологий  и  глубокой 
интеграции  научного,  образовательного  и  производственного  процессов. 
Реализация  инновационной  образовательной  технологии  «обучение  прак-
тикой»  осуществляется  в  ГИНОС  путем  переноса  значительной  доли  об-
разовательного  процесса  в  профильные  интегрированные  научно-образо-
вательные  центры,  инновационно-технологические  центры,  бизнес-инку-
баторы.  
С  учетом  вышеизложенного  можно  рекомендовать  следующие  пока-
затели  оценки  эффективности  функционирования  и  развития  учебно-
инновационной деятельности Кластера исследовательского университета. 
Конкурентоспособность: 
– доля  инновационных  образовательных  программ,  получивших  об-
щественно-профессиональную  и  международную  аккредитацию,  в  общей 
численности образовательных программ ГИНОС Кластера; 
– доля обучающихся по ПНР Кластера в общем числе обучающихся; 
– доля  профильных  обучающихся,  трудоустроенных  по  окончании 
обучения  по  специальности,  в  общем  числе  профильных  обучающихся  в 
Кластере; 
– доля иностранных обучающихся по ПНР Кластера; 
– доля обучающихся из стран СНГ по ПНР Кластера; 
– соотношение  среднего  уровня  доходов  научно-педагогических  ра-
ботников Кластера и среднего уровня заработной платы в университете и 
регионе. 
Кадровое обеспечение: 
– доля  научно-педагогических  и  инженерно-технических  работников 
возрастных категорий 30–39 и 40–49 лет; 
– доля научно-педагогических работников, имеющих ученую степень 
доктора или кандидата наук; 
УНИВЕРСИТЕТ им. В.И. ВЕРНАДСКОГО. №4-6(29). 2010.  
153 

– количество преподавателей Кластера, прошедших переподготовку в 
крупнейших  национальных  и  международных  научно-образовательных 
центрах; 
– количество  преподавателей  других  вузов,  прошедших  переподго-
товку и повышение квалификации в ГИНОС Кластера. 
Качество: 
– количество учебников с рецензиями уполномоченных Рособрнаукой 
государственных  учреждений,  грифами  УМО  вузов  и  научно-методи-
ческих советов (за 3 года); 
– доля электронных учебно-методических комплексов, предназначен-
ных  для  осуществления  дистанционной  формы  обучения,  в  общем  числе 
учебно-методических  комплексов  образовательных  программ  высшего, 
послевузовского  и  дополнительного  профессионального  образования  
(за 3 года); 
– компьютерный парк. Средства дистанционного обучения. 
Результаты общественного признания: 
– вклад  Кластера  в  позицию  исследовательского  университета  в  на-
циональном рейтинге среди вузов определенного профиля; 
– вклад  Кластера  в  перспективу  попадания  исследовательского  уни-
верситета в международные рейтинги университетов; 
– количество  премий  национального  (Премия  Правительства  РФ  и 
др.) и международного уровней в области образования (за 10 лет). 
 
Заключение 
 
Разработанные критерии  и  показатели  могут  быть  использованы при 
ранжировании и отнесении к разряду исследовательских различных инно-
вационных  научно-образовательных структур. При этом они в обязатель-
ном порядке должны иметь в своем активе: государственные премии и ве-
дущие  научные  школы;  несколько  десятков  выполненных  грантов  веду-
щих  национальных  фондов;  несколько  десятков  защищенных  докторских 
и кандидатских диссертаций по ПНР; профильные интегрированные науч-
но-образовательные центры; несколько уникальных объектов или центров 
коллективного  пользования,  активно  сотрудничающих  с  РАН  и  другими 
государственными  академиями;  центры  высокопроизводительных  техно-
логий  и  развитую  инфраструктуру  инновационной  деятельности.  Обяза-
тельным  также  является  наличие  развитой  информационной  базы:  науч-
ной библиотеки с 1–3 млн единиц хранения, Интернет-центра, скоростной 
сети  телекоммуникаций,  развитой  системы  дистанционного  образования, 
издательства, собственно издаваемых журналов.  
 
Список литературы 
 
1.  Новые  подходы  к  разработке  системы  инновационно-ориентиро-
ванной  подготовки  научных  и  научно-педагогических  кадров / С.И.  Дво-
рецкий  [и  др.] // Вопр.  соврем.  науки  и  практики.  Ун-т  им.  В.И.  Вернад-
ского. – 2009. – № 12 (26). – С. 91–101. 
154
ВОПРОСЫ СОВРЕМЕННОЙ НАУКИ И ПРАКТИКИ. 

2.  Основные  направления  инновационного  развития  системы  подго-
товки научных и научно-педагогических кадров. Часть 1 / С.И. Дворецкий 
[и др.] // Вестн. Тамб. гос. техн. ун-та. – 2009. – Т. 16, № 1. – С. 173–178. 
3. Исследовано в России [Электронный ресурс] : о внесении измене-
ний  в  постановление  Правительства  РФ  от 27 апреля 2005 г.  № 260. –  
Постановление Правительства РФ от 25 мая 2009 г. № 443. – Режим дос-
тупа : htpp://mon.gov.ru/dok/prav/nti/5427. – Загл. с экрана. 
4. Исследовано в России [Электронный ресурс] : о конкурсном отборе 
программ развития университетов, в отношении которых устанавливается 
категория  «Национальный  исследовательский  университет» : постановле-
ние  Правительства  РФ  от 13 июля 2009 г.  № 550. – Режим  доступа : 
htpp://mon.gov.ru/dok/prav/obr/5556. – Загл. с экрана. 
 
 
Choice of Indices of Functioning Effectiveness  
and Sustainable Development of Integrated  
Scientific and Educational Systems 

 
S.V. Mishchenko, S.I. Dvoretsky, E.I. Muratova  
 
Tambov State Technical University, Tambov 
 
Key words and phrases: criteria of effectiveness and sustainable 
development; engineering, research, scientific and educational  
personnel; flexible integrated scientific and educational system;  
innovation-focused indices and target indicators; innovative scientific 
and educational cluster; innovation-oriented training; research 
 
university; priority directions of development. 
 
Abstract: The paper proposes the methodology of choice and 
substantiation of criteria of functioning effectiveness and sustainable 
development of the integrated scientific and educational systems.  
Effectiveness criteria of the scientific-innovative and educational-
innovative activity of scientific and educational system of the  
research university are determined. The developed criteria can be 
used as indices and target indicators when modeling the innovative 
development dynamics of scientific and educational system of the 
research university, allowing to balance intrasystem relations and to 
use additional intellectual, material, informational and financial  
resources for the increase of effective functioning and development. 
 
 
© С.В. Мищенко, С.И. Дворецкий,  
Е.И. Муратова, 2010 
УНИВЕРСИТЕТ им. В.И. ВЕРНАДСКОГО. №4-6(29). 2010.  
155 

Document Outline

  • 20-С.В. Мищенко, С.И. Дворецкий, Е.И. Муратова-1
  • 20-С.В. Мищенко, С.И. Дворецкий, Е.И. Муратова-2
  • 20-С.В. Мищенко, С.И. Дворецкий, Е.И. Муратова-3
  • 20-С.В. Мищенко, С.И. Дворецкий, Е.И. Муратова-4
  • 20-С.В. Мищенко, С.И. Дворецкий, Е.И. Муратова-5



Похожие:

Педагогика и психология iconВ апреле-июне 2008 года
Абрамова Г. С. Возрастная психология [Текст] : учеб пособие для студентов вузов по спец. "Психология", "Дошкольная педагогика и психология",...
Педагогика и психология iconПедагогика и психология педагогика и психология
В статье рассматривается проблема активизации познавательной деятельности студентов тех
Педагогика и психология iconМетодика преподавания русского языка и литературы 15 Информатика 16
Педагогика и психология (общий блок для всех руководящих и педагогических работников) 1
Педагогика и психология iconМетодика преподавания русского языка и литературы 15 Информатика 16
Педагогика и психология (общий блок для всех руководящих и педагогических работников) 1
Педагогика и психология iconПрограмма учебной дисциплины дн(М). Ф. 2 «История и методология науки и образования»
Степень (квалификация) выпускника – магистр педагогики (программа 050716. 68 педагогика и психология воспитания)
Педагогика и психология iconУчебно-методический комплекс по курсу «психология рекламной деятельности» для специальности «Реклама»
Психология восприятия рекламы. Психологическое воздействие рекламы на потреби
Педагогика и психология iconБороздина Г. В. Психология делового общения : Учебное пособие
Учебное пособие предназначено для студентов, изучающих дисцип­лину "Психология делового общения" как в государственных, так и негосударственных...
Педагогика и психология iconКлючников С. Ю. Фактор успеха: Новая психология саморазвития
Ключников С. Ю. Фактор успеха: Новая психология саморазвития – М.: Беловодье. 2002. – 480 с. Isbn 5-93454-032-7
Педагогика и психология iconУчебное пособие по курсу «Психология управления» тесно связано с учебным пособием «Менеджмент персонала». Ведь в системе менеджмента персонала можно выделить подсистему трудовых отношений,
Учебное пособие предназначено для студентов вузов, лицеев и техникумов, изучающих курс «Психология менеджмента и бизнеса», а также...
Педагогика и психология iconИсточник: журнал "Секрет фирмы"
Педагогика, книги, трудные подростки, благотворительность, бизнес, путешествия — Анна
Разместите кнопку на своём сайте:
Бизнес-планы


База данных защищена авторским правом ©bus.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Бизнес-планы
Главная страница