Бизнес-планирования




Скачать 30.26 Kb.
PDF просмотр
НазваниеБизнес-планирования
Дата конвертации04.09.2012
Размер30.26 Kb.
ТипБизнес-план
Глава 1
Теоретические основы 
бизнес-планирования
В данной главе освещаются основные, наиболее важные с практической 
точки зрения вопросы, знание которых необходимо для составления 
грамотного бизнес-плана. В частности, раскрывается сущность бизнес-
плана, характеризуются его основные разделы, их содержание и воз-
можные ошибки при написании данного документа.
Требования, предъявляемые к бизнес-плану
Экономическая сущность бизнес-плана заключается в том, чтобы по-
знакомить потенциального инвестора (делового партнера, банк и т. п.) 
с сутью предлагаемого проекта и заинтересовать его участием в данном 
проекте. Чтобы данный документ адекватно воспринимался потен-
циальными участниками проекта и мог служить для них основанием 
принятия взвешенных бизнес-решений, он должен соответствовать 
ряду критериев.
Полнота
Бизнес-план должен содержать все необходимые разделы, чтобы мак-
симально полно отражать рассматриваемый инвестиционный проект. 
Это означает, что бизнес-план должен содержать всю информацию, 
которая может быть необходима потенциальному инвестору или дело-
вому партнеру для принятия положительного решения.
Кроме того, полнота представления проекта в бизнес-плане означа-
ет, что этот документ должен охватывать период времени, достаточ-
ный для завершения описываемого проекта или для выхода на запла-
нированный уровень производства, реализации, строительства и др.

10
Глава 1. Теоретические основы бизнес-планирования
Полезность
Информация, представленная в бизнес-плане, должна быть не только 
полной, но и полезной. Не следует включать в бизнес-план то, без чего 
вполне можно обойтись и что никак не повлияет на принятие потен-
циальным инвестором (деловым партнером) положительного решения. 
Например, информация о среднесписочной численности работников 
предприятия — инициатора проекта может быть полезной и интересной. 
Однако подробное описание социальной структуры персонала (коли-
чество работающих мужчин и женщин, наличие ра бот ников с высшим 
или средним образованием, обозначение людей, стаж работы которых 
превышает пять лет, и т. п.) может оказаться лишним.
Еще один пример: если реализация проекта подразумевает наличие 
у предприятия тех или иных лицензий, то их перечень с указанием сро-
ков действия каждой лицензии необходимо включить в бизнес-план. 
При этом подробное рассмотрение законодательных и нормативных 
актов, регламентирующих данный вид деятельности, рекомендуется 
оставить «за кадром» (можно кратко перечислить эти документы, ука-
зав их дату, номер и название органа, издавшего документ).
Нейтральность
Бизнес-план следует писать в стиле рекламного проспекта. В нем с мак-
симально возможной объективностью должны быть освещены все осо-
бенности проекта, его достоинства и недостатки.
Реальность и достоверность
Бизнес-план необходимо составлять на основании информации, кото-
рая может быть оценена как достоверная. Не допускается умышленное 
искаже ние параметров проекта с целью улучшения его привлекатель-
ности.
Все выводы и предложения, содержащиеся в бизнес-плане, должны 
опираться на реальные и обоснованные доказательства, подкреплен-
ные конкретными фактами и примерами. Кроме того, должна просле-
живаться аналогия между представленными в бизнес-плане данными 
и текущим состоянием дел (или сложившейся рыночной тенденцией). 
Все более или ме нее значимые расхождения следует аргументированно 
прокомментировать, иначе бизнес-план будет выглядеть авантюрным, 
что, скорее всего, вызовет отрицательную реакцию у потенциального 
инвестора (делового партнера).

Требования, предъявляемые к бизнес-плану
11
В частности, если в течение последних нескольких лет ежегодный 
прирост прибыли компании составлял 5 %, а согласно прогнозным по-
казателям бизнес-плана после реализации проекта он составит 20 %, то 
следует подробно и обоснованно аргументировать, за счет чего именно 
произойдет такое существенное увеличение. Все цифры должны под-
тверждаться соответствующими расчетами.
Прозрачность
Бизнес-план следует писать последовательно и логично, чтобы любой 
пользователь мог проследить обоснование параметров проекта и вы-
водов бизнес-плана.
Гибкость
Бизнес-план должен быть написан с возможностью его корректировки 
с наименьшими трудозатратами. Потребность в изменениях возникает 
при появлении отклонений в ходе реализации проекта и преследует 
целью изменение параметров проекта таким образом, чтобы в новых 
условиях обеспечить максимально возможный эффект.
Контролируемость
Бизнес-план должен являться надежным и достоверным инструментом 
контроля, то есть он должен с помощью системы конкретных показа-
телей позволять отслеживать соблюдение сроков выполнения работ, 
объемов производства (строительства), поставок и реализации, а также 
соответ ствие фактических показателей плановым данным.
Понятность
Одно из наиболее существенных требований к бизнес-плану — его напи-
сание доступным, понятным языком, с соблюдением принятой термино-
логии и четкими, недвусмысленными формулировками. По тен циальный 
инвестор или деловой партнер не должен и не будет вникать в малопо-
нятные и неконкретные определения, разбираться в непонятных пока-
зателях и изучать ненужные выводы.
Компактность и структурированность
Оптимальный объем стандартного бизнес-плана — не более 50–80 пе-
чат ных листов формата А4. Как показывает практика, в этот объем 

12
Глава 1. Теоретические основы бизнес-планирования
вмещается вся действительно необходимая информация даже о самом 
сложном и большом инвестиционном проекте. Существенное превыше-
ние достаточного объема бизнес-плана крайне затрудняет его воспри-
ятие потенциальными инвесторами.
Помимо бизнес-плана полезно также составлять краткую презента-
цию из 10–20 слайдов, в которых содержатся самые важные организа-
ционные, технические и финансовые параметры проекта.
Вся информация, представленная в бизнес-плане, должна быть 
сгруппирована по разделам, исключая неясности толкования и повто-
ры. При этом основной текст бизнес-плана должен содержать только 
информацию, относящуюся к сути проекта. Все объемные элементы 
документа (формы бухгалтерской и финансовой отчетности, резуль-
таты исследований и т. п.) должны оформляться в виде приложений 
и распо лагаться в конце документа.
Наглядность
Во многих случаях словесное описание проекта не так эффективно 
и доступно для восприятия, как графическое представление. Напри-
мер, описывать динамику изменения каких-либо показателей намного 
проще и удобнее не словами, а с использованием диаграмм. Так потен-
циальный инвестор тратит меньше времени на знакомство с проектом 
и с минимальными затратами, большим удовольствием и лучшим по-
ниманием начинает представлять себе суть документа.
Таковы основные требования, которым должен отвечать каждый 
грамотно и профессионально составленный бизнес-плана, цель кото-
рого — заинтересовать инвесторов и служить реальным инструментом 
реализации и контроля инвестиционного проекта. Рассмотрим типовую 
структуру стандартного бизнес-плана.
Типовая структура бизнес-плана
Структура бизнес-плана — это определенная логическая последова-
тельность его разделов, обеспечивающая максимально полное и ясное 
представление инвестиционного проекта с целью принятия по нему 
управленческих решений.
В большинстве случаев в структуру стандартного бизнес-плана 
должны включаться следующие разделы:
резюме;
введение;

Резюме
13
текущая деятельность компании — инициатора проекта;
анализ рынка и маркетинговый план;
производственно-технологический план;
производственно-экономический план;
финансово-экономическая деятельность;
организационно-правовые аспекты;
оценка экономической эффективности;
анализ рисков;
приложения.
Приводимая структура не является универсальной, применимой без 
изменений для каждого инвестиционного проекта. Любой проект ин-
дивидуален, из чего вытекает наличие многочисленных особенностей, 
нуждающихся в раскрытии. Это означает, что в бизнес-плане могут по-
являться дополнительные разделы, вызванные необходимостью точно-
го освещения данного проекта, или, наоборот, исключаться некоторые 
разделы, не присущие данному проекту.
Хотелось бы подчеркнуть, что при написании бизнес-плана важно не 
следовать существующим шаблонам, а применять творческий подход, 
основанный на ответе на вопрос: «Какая информация нужна потен-
циальному инвестору для принятия обоснованного инвестиционного 
решения?»
ПРИМЕЧАНИЕ
Приведенные в данной книге рекомендации следует рассматривать как помощ-
ников на пути составления бизнес-плана, но не как прямые указания, требу-
ющие неукоснительного соблюдения.
Рассмотрим, какие именно вопросы должны быть раскрыты в каж-
дом из приведенных типовых разделов бизнес-плана.
Резюме
Резюме является первой информацией о проекте, которую увидит по-
тенциальный инвестор. Основная цель резюме — заинтересовать ин-
вестора, вызвав у него желание ознакомиться и с другими разделами 
бизнес-плана.
Резюме является «бизнес-планом в миниатюре», в нем в концентри-
рованном виде содержится вся информация о проекте, раскрываемая 

14
Глава 1. Теоретические основы бизнес-планирования
в последующих разделах. Объем резюме, как правило, не должен пре-
вышать одной-двух страниц.
Несмотря на то что данный раздел является первым, пишется он 
в самую последнюю очередь. Сделать это несложно: нужно пройтись 
по всем разделам бизнес-плана и из каждого взять один-два наиболее 
значимых вывода.
Прочитав резюме, инвестор должен получить следующую инфор-
мацию.
Сущность проекта
Прежде всего инвестору представляется информация о проекте, с кото-
рым он имеет дело. Сущностью проекта могут быть строительство кот-
теджного поселка, организация производства новой модели автобуса, 
замена существующего оборудования с целью экономии энергозатрат 
и т. д.
Инициатор проекта
Приводится название инициатора проекта, оцениваются наличие опыта 
реализации подобных проектов и устойчивость финансового состоя-
ния.
Факторы конкурентоспособности проекта
Данный параграф резюме, пожалуй, наиболее значимый. Он должен 
убедить инвестора, что задуманный проект имеет все шансы быть 
успешно реализованным, что результаты его осуществления востре-
бованы рынком. Иного источника окупаемости вложенных средств 
инвестора, кроме эффективных продаж на рынке, у проекта нет.
Рассмотрение перечисленных в резюме основных факторов, обеспечи-
ва ющих конкурентоспособность продукции проекта, позволяет инвестору 
оценить соответствие характеристик продукции проекта существующим 
и будущим рыночным тенденциям и, как следствие, определить, насколько 
велика вероятность, что запланированные проектом продажи состоятся.
Приведем несколько примеров представления факторов конкурен-
тоспособности в резюме.
Проект расширения таможенно-складского комплекса может обес-
печивать эффективность своей работы за счет таких факторов, как:
удобное расположение, доступность подъездных путей;

Резюме
15
большая территория, способная принять большое количество ав-
томобилей;
наличие на территории таможенного поста;
гибкая ценовая политика, дифференцированное ценообразование 
в зависимости от клиента;
наработанная деловая репутация;
развитие направления комплексного обслуживания клиентов.
Проект строительства жилого комплекса может иметь следующие 
факторы конкурентоспособности:
удобное местоположение;
предусмотренное проектом развитие инфраструктуры;
высокое качество строящихся домов за счет применения новых тех-
нологий — теплоизолирующих панелей;
высокий уровень сервиса, обеспечиваемый профессиональным управ-
лением построенными домами в процессе их эксплуатации.
Финансирование проекта
Кроме сути предлагаемого проекта и факторов, обеспечивающих его 
успех, инвестору необходимо знать, за счет каких источников плани-
руется финансирование и сколько средств следует вложить лично ему 
для участия в данном проекте.
В резюме кратко описывается, сколько средств будет вложено каж-
дым из потенциальных инвесторов проекта: собственных или заемных. 
Если в проект привлекается кредит, то необходимо указать не только 
его величину, но и общий срок кредитования и годовую процентную 
ставку.
Экономические результаты осуществления проекта
Под экономическими результатами осуществления проекта подразуме-
ваются следу ющие показатели:
величина выручки (за год и за весь горизонт рассмотрения проекта);
величина чистой прибыли (в среднем за год и за горизонт рассмот-
рения проекта);
прибыльность продаж, определяемая как отношение чистой прибы-
ли к выручке (среднегодовой показатель).

16
Глава 1. Теоретические основы бизнес-планирования
Экономические результаты осуществления проекта позволяют ин-
вестору сделать вывод о масштабах проекта и эффективности его те-
кущей деятельности.
Наличие прибыли и ее достаточная величина являются необходи-
мым условием окупаемости средств, вложенных инвестором.
Экономическая эффективность проекта
Здесь следует привести основные показатели эффективности данного 
проекта:
дисконтированный срок окупаемости;
чистую текущую стоимость.
Помимо показателей коммерческой эффективности проекта (без 
учета финансирования), необходимо отразить эффективность проекта 
для каждого потенциального инвестора.
Введение
Цель введения — подробное раскрытие сущности предлагаемого к рас-
смотрению инвестиционного проекта.
Введение не должно быть объемным — как правило, это половина 
страницы. Оно должно быть написано четко и кратко.
В введении следует отразить следующие вопросы.
Предпосылки проекта
Предпосылки осуществления проекта — это факторы, которые сти-
мулировали появление на свет идеи реализации данного инвестици-
онного проекта. 
Для того чтобы это было понятно, далее приведем несколько при-
меров.
Например, предпосылками осуществления проекта строительства 
жилого комплекса могут быть следующие:
активное развитие рынка жилой недвижимости в конкретном ре-
гионе;
дефицит качественных жилых помещений;
превышение предложения спросом на жилье.

Введение
17
Другой пример. В качестве предпосылок реализации проекта мо-
дернизации подвижного состава компании, занимающейся грузовыми 
перевозками, могут быть следующие:
ежегодный прирост объемов перевозок;
необходимость повышения эффективности использования подвиж-
ного состава;
необходимость обновления подвижного состава компании.
Цель проекта
Здесь следует описать, какой именно объект создается в результате 
осуществления данного инвестиционного проекта.
Например, целью проекта могут быть строительство складского 
комплекса, перепрофилирование основной деятельности компании, 
создание нового производства, развитие нового вида бизнеса, выход 
на новые рынки сбыта и т. д.
Основные идеи проекта
Если цель проекта помогает идентифицировать сам объект инвести-
ционных вложений, то идеи проекта позволяют определить, для чего 
нужен этот объект и как он будет использоваться.
Приведем несколько примеров для понимания.
Основными идеями проекта строительства офисно-складского ком-
плекса могут быть следующие:
сдача офисных площадей в аренду;
продажа первого этажа комплекса под фитнес-центр;
предоставление складских услуг;
повышение качества предоставляемых компанией услуг.
Проект модернизации подвижного состава перевозочной компании 
может осуществлять следующие идеи:
повышение оборачиваемости подвижного состава;
снижение эксплуатационных затрат компании;
снижение затрат на ремонт подвижного состава;
повышение качества сервиса грузовых перевозок.



Похожие:

Бизнес-планирования iconВведение в бизнес планирование Тема Планирование как инструмент управления бизнесом Сущность планирования и плана Проблемы российской практики планирования Тема Методология и организация планирования

Бизнес-планирования iconВведение в бизнес планирование Тема Планирование как инструмент управления бизнесом Сущность планирования и плана Проблемы российской практики планирования Тема Методология и организация планирования

Бизнес-планирования iconКаково может быть положительное влияние бизнес-планирования на различные стороны управления предприятием?
Перечислите актуальные задачи деятельности компании, требующие бизнес-планирования
Бизнес-планирования iconБизнес план в системе планирования предприятия Описаны цели написания бизнес плана, его место среди других форм планирования и роль в работе предприятий
За последнее время у нас в стране возник повышенный интерес к разработке бизнес планов
Бизнес-планирования iconЛекция 1 "бизнес план: определения, цель, разработка"
Украине, показала высокую эффективность организации планирования в форме бизнес-планов. Бизнес-план является одним из видов формализированного...
Бизнес-планирования iconНа предприятии
Значение планирования для бизнес планирования аб в современной экономике аб
Бизнес-планирования iconВопросы к итоговому государственному междисциплинарному экзамену по специальности 080507 «Менеджмент организации» по дисциплине «Внутрифирменное планирование»
Ирменного планирования. Эволюция внутрифирменного планирования: традиционное планирование; оптимальное планирование; адаптивное планирование....
Бизнес-планирования iconОсновы планирования на предприяти процесс планирования на предприятии
Этапы планирования
Бизнес-планирования iconУчебное издание информационные технологии бизнес-планирования
Д996 Информационные технологии бизнес-планирования: Метод указания / Сост.: В. Н. Дякин, С. Б
Бизнес-планирования iconПроведение цикла мастер классов для обучения учащейся молодежи основам бизнес планирования, выработки навыков деловой презентации
В практике планирования используется большое количество разнообразных планов
Разместите кнопку на своём сайте:
Бизнес-планы


База данных защищена авторским правом ©bus.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Бизнес-планы
Главная страница