Мастер-класс «Особенности расчета денежного потока в бизнес планах инвестици- онных проектов» является составной часть проведения цикла мастер-классов для




Скачать 38.56 Kb.
PDF просмотр
НазваниеМастер-класс «Особенности расчета денежного потока в бизнес планах инвестици- онных проектов» является составной часть проведения цикла мастер-классов для
Дата конвертации04.09.2012
Размер38.56 Kb.
ТипДокументы

Особенности расчета денежного потока в бизнес планах инвестиционных проектов 
 
Мастер-класс «Особенности расчета денежного потока в бизнес планах инвестици-
онных проектов» является составной часть проведения цикла мастер-классов для учащей-
ся  молодежи  по  основам  бизнес-планирования,  который  проходил  с  января  по  май  2011 
года  в  Бизнес-парке  «Уникум».  В  мастер-классе  приняла  участие  учащаяся  молодежь: 
студенты ГУУ 3-ий курс специальности «Предпринимательство», 7 человек. 
В  мастер-классе  была  показана  форма  расчета 
денежного потока в бизнес плане. В бизнес – планах 
инвестиционных проектов, как правило, используется 
несколько другая  форма  денежного  потока.  В случае 
крупного проекта для большей наглядности расчетов 
принято  делить  единый  денежный  поток  на  три 
составляющие: 
денежный 
поток 
от 
основной 
деятельности, денежный поток от инвестиционной деятельности, денежный поток от фи-
нансовой деятельности (Рисунок 1). 
 
приток 
отток 
Основная деятельность 
Выручка от реализации текущего периода 
Платежи по счетам 
Погашение дебиторской задолженности 
Выплата заработной платы 
Авансы  
Отчисления  в  бюджет  и  внебюджетные 
фонды 
 
 
Инвестиционная деятельность 
Продажа активов 
Приобретение активов 
Дивиденды,  проценты  от  долгосрочных  Капитальные вложения 
вложений 
Возврат финансовых вложений 
Долгосрочные финансовые вложения 
 
 
Финансовая деятельность 
Целевое финансирование 
Возврат займов 
Поступления от эмиссии акций 
Выплата дивидендов 
Займы  
 
 
Рисунок 1.  Компоненты трех составных частей денежного потока 
 
Кроме  того,  помимо  прямого  метода  расчета  денежного  потока  от  основной  дея-
тельности  может применяться  косвенный  метод.  Порядок  расчета  в  этом  случае  следую-
щий: 
Денежный поток от основной деятельности = 
 
Чистая прибыль 


 
+ амортизация 
 
- изменение суммы текущих активов 
 
+ изменение суммы текущих обязательств (кроме банковских кредитов) 
Если используется косвенный метод расчета  денежного потока в финансовом раз-
деле обязательно должен рассчитываться баланс. 
Показатели эффективности инвестиционных проектов 
Чистая дисконтированная стоимость проекта 
Чистая дисконтированная стоимость (NPV) представляет собой сумму всех денеж-
ных  потоков  (поступлений  и  платежей),  возникающих  на  протяжении  рассматриваемого 
периода, приведенных к одному моменту времени, в качестве которого, как правило, вы-
бирается момент начала осуществления инвестиций.  
 
где  t  =  1,  2,  3,  ...,  j  -  периоды  осуществления  проекта;  Pt  -  поток  (разность  между 
притоком и оттоком) денежных средств за период t; d - норма дисконта. 
Срок окупаемости инвестиций  
На  начальной  стадии  осуществления  проекта  (инвестиционный  период)  денежные 
потоки, как правило, оказываются отрицательными. Это отражает отток ресурсов, проис-
ходящий в связи с созданием условий для последующей деятельности. После завершения 
инвестиционного  и  начала  эксплуатационного  периода,  величина  денежного  потока,  как 
правило, становится положительной. Важным критерием окупаемости инвестиций являет-
ся  период,  начиная  с  которого  первоначальные  вложения  и  другие  затраты  покрываются 
суммарными результатами от осуществления проекта. Этот период называют сроком оку-
паемости инвестиций. 
Внутренняя норма доходности  
Этот  критерий  эффективности  характеризуется  нормой  дисконта  (IRR),  при  кото-
рой чистый дисконтированный доход равен нулю.  
IRR  отражает  максимальную  норму  дисконта,  при  которой  проект  еще  остается 
рентабельным.  
 
IRR  отражает  максимальную  норму  дисконта,  при  которой  проект  еще  остается 
рентабельным.  


 
Мастер-класс «Роль и место бизнес-плана в системе планов организации
Анализ предпринимательской среды как обязательная предпосылка разработки 
бизнес-плана» 
 
Мастер-класс  «Роль  и  место  бизнес-плана  в  системе  планов  организации.  Анализ 
предпринимательской среды как обязательная предпосылка разработки бизнес-плана» яв-
ляется  составной  часть  проведения  цикла  мастер-классов  для  учащейся  молодежи  по  ос-
новам бизнес-планирования, который проходил с января по май 2011 года в Бизнес-парке 
«Уникум». В мастер-классе приняла участие учащаяся молодежь: студенты ГУУ 3-ий курс 
специальности «Предпринимательство», 9 человек. 
Роль  и  место  бизнес  –  плана  в  системе  планов 
организации. 
В 
практике 
планирования 
используется 
большое 
количество 
разнообразных 
планов. 
Параметры,  по  которым  различные  виды  планов 
отличаются друг от друга, могут служить критериями 
классификации.  Можно  выделить  следующие  виды 
планов: 
1. С точки зрения обязательности плановых заданий различают директивные и ин-
дикативные планы. 
 
Директивные планы имеют обязательный характер для объектов планирования, ин-
дикативные планы – нет. Индикативные планы носят рекомендательный характер. Дирек-
тивное и индикативное планирование сочетаются в практике планирования многих орга-
низаций.  При  разработке  долгосрочных  планов  используется  в  основном  индикативное 
планирование,  тогда  как  текущее  планирование  является  в  основном  директивным.  Ино-
гда в теории и на практике используется другая терминология – различают обязательства 
и планы. В отличие от плана (индикатора) обязательство (директива) рассматривается как 
обязательная для выполнения задача именно в тех параметрах, в которых она сформули-
рована. 
 
2. В зависимости от срока, на который составляется план, различают долгосрочное 
(перспективное), среднесрочное и краткосрочное (текущее) планирование. 
 
Перспективное планирование охватывает период более 5 лет. Они могут отражать 
стратегию организации, либо в рамках долгосрочных планов могут планироваться отдель-
ные проекты, имеющие длительный срок реализации. 
 
Среднесрочное планирование осуществляется на период от 1 года до 5 лет. 
 
Текущее планирование охватывает период до 1 года. Возможно совмещение сред-
несрочного  планирования  с  текущим.  Некоторые  организации  разрабатывают  так  назы-
ваемые скользящие планы на период от двух до пяти лет. В каждом годовом цикле плани-
рование  происходит  перенос  горизонта  плана  на  год  вперед.  При  этом  план  на  текущий 
год является, как правило, директивным, а на остальной период – индикативным. 

 
3. По содержанию плановых решений выделяют стратегическое, тактическое, опе-
ративно – календарное и бизнес – планирование. 
 
Стратегическое  планирование  ориентировано  на  долгосрочную  перспективу  и  оп-
ределяет  основные  направления  развития  организации,  решение  стратегических  проблем 
и использование стратегических возможностей. В рамках стратегического плана ставятся 
стратегические цели и определяются средства их достижения. 
 
Тактическое планирование должно быть направлено на создание предпосылок для 
решения  стратегических  задач  на  конкретном  отрезке  времени,  а  также  на  организацию 
текущей производственно – коммерческой деятельности организации. В тактическом пла-
не устанавливаются связи между структурными подразделениями в ходе решения плано-
вых задач, увязываются ресурсы, исполнители, время решения отдельных задач, осущест-
вляется разработка бюджетов по основным видам деятельности и подразделениям, осуще-
ствляется  контроль  за  их  выполнением.  Тактическое  планирование  охватывает  кратко-
срочный и среднесрочный периоды. 
 
Оперативно – календарное планирование заключается в конкретизации показателей 
тактического плана с целью организации повседневной ритмичной работы организации и 
ее структурных подразделений. 
 
Бизнес  –  планирование  осуществляется  для  оценки  целесообразности  реализации 
каких  –  то  нововведений.  Бизнес  –  план  –  это  либо  план  создания  нового  бизнеса,  либо 
план реализации нового проекта в условиях существующего бизнеса. 
 
В  отечественной  и  зарубежной  научной  литературе  и  в  практике  хозяйст-
венной деятельности термин «бизнес – план» получил расширенное толкование. Из анали-
за литературных источников можно сделать вывод, что под термином  «бизнес план» мо-
гут пониматься следующие документы: 
1.  «бизнес  план»  -  документ,  обосновывающий  перспективность  новой  идеи  для 
предпринимателя или компании. Иногда его называют бизнес план «для себя». 
2.  «бизнес план инвестиционного проекта» - документ, обосновывающий перспек-
тивность проекта для инвесторов. Этот же документ может быть использован для оценки 
перспективности проекта и «для себя». 
3.  «Бизнес план развития компании на некоторый плановый период» - документ, в 
котором  планируется  функционирование  компании  в  целом.  Горизонт  планирования  мо-
жет быть краткосрочным – 1 год или менее, или долгосрочным – на несколько лет. 
4.  «стратегический бизнес план» - формализация стратегии компании. 
5.  «концептуальный  бизнес  план»  -  документ  для  переговоров  с  возможными 
партнерами  по  бизнесу.  В  таком  документе,  как  правило,  не  раскрывается  детально  вся 
информация о проекте. 
6.  «Бизнес  план  как  заявка  на  кредит»  -документ,  в  котором,  главным  образом, 
обосновываются коммерческие гарантии возврата долга и уплаты процентов банку. 
7.  «бизнес план как заявка на бюджетное финансирование» - документ, обосновы-
вающий возможность достижения целей бюджетного инвестора. 

8.  «Бизнес план для получения грантов от негосударственных организаций» - ана-
лог  предыдущего  документа,  но  адресованный  каким  –либо  организациям  или  частным 
лицам, заинтересованных в достижении обозначенных ими целей. 
9.  «бизнес  план  структурных  подразделений»  документ,  содержащий  план  функ-
ционирования  отдельных  структурных  подразделений компании  (не  обязательно  обособ-
ленных) 
Данный перечень вряд ли является исчерпывающим, наверное, существуют и дру-
гие  варианты  документов,  которые  называют  «бизнес  планами».  Является  ли  обоснован-
ным такое широкое использование термина «бизнес план»? 
 
Если систематизировать указанные выше варианты бизнес планов, опираясь 
на классификацию планов и общепринятое определение бизнес плана, то можно выделить 
три группы бизнес планов: 
1.  «основная группа», объединяющая бизнес план «для себя» и бизнес план инве-
стиционного проекта. 
2.  «производная группа», объединяющая другие варианты бизнес планов, разрабо-
танных на основе тех же методических подходов. В отличие от планов из основной груп-
пы, формализация этих планов может быть упрощена, либо, наоборот, отдельные положе-
ния  могут  быть  представлены  более  детально.  Например,  если  в  проекте  предполагается 
использование  бюджетных  средств,  может  понадобиться  детальное  представление  на-
правлений  их  использования,  включая  закупку  товаров  или  услуг  у  конкретных  постав-
щиков. 
3.  «не бизнес планы». В  эту группу, на наш взгляд, попадают планы функциони-
рования или развития организации в целом или ее структурных подразделений. Конечно, 
это планы развития бизнеса в рыночной среде и это обстоятельство может служить обос-
нованием того, что их тоже называют бизнес планами. Однако, каждый вид планирования, 
в том числе стратегическое, тактическое и бизнес планирование, имеет свои цели и свою 
технологию. В этих условиях, размытость термина «бизнес - план» ничем не оправдана и 
создает  проблемы,  как  при  изучении  соответствующих  вопросов,  так  и  в  практической 
деятельности при подготовке бизнес –планов. 
Таким образомпод бизнес планом будем понимать только план создания ново-
го бизнеса или план реализации нового проекта в условиях существующего бизнеса 
 
Существует,  однако,  еще  одна  терминологическая  проблема.  Практически 
всегда  синонимом  термина  «бизнес  -  план»  выступает  термин  «бизнес  -план  инвестици-
онного проекта».  На  самом  деле,  решение  рассматривать  или нет  эти  термины  как  сино-
нимы  зависит  от  целей  разработчика.  Бизнес  –  план  инвестиционного  проекта  (в  другом 
варианте  –  технико  –экономическое  обоснование  инвестиционного  проекта)  -  документ, 
который  главным  образом  предназначен  для потенциальных инвесторов.  Теоретически  у 
инвестора всегда есть альтернативные возможности вложения средств. Главные парамет-
ры  конкретного  проекта,  интересующие  инвестора  –  это  реализуемость  целей  проекта  и 
эффективность вложений. Предполагается, что при наличии альтернатив инвестор должен 

иметь  возможность  оценки  сравнительной  эффективности  различных  вариантов  вложе-
ний.  Именно  поэтому  методика  разработки  бизнес  –  плана  инвестиционного  проекта 
предполагает  большой  горизонт  планирования,  использование  дисконтирования  денеж-
ных  потоков  и  специальных  показателей  оценки  эффективности  (чистая  текущая  стои-
мость, срок окупаемости, внутренняя норма доходности и др.). 
 
Если  же  бизнес  план  предназначен  для  предпринимателя  или  руководства 
организации, реализующей проект, то подход к его разработке может быть другой. У ор-
ганизации  практически  отсутствуют  альтернативы,  поскольку  конкретный  проект,  как 
правило, выступает этапом реализации стратегических целей. В силу этого, задача разра-
ботчиков заключатся не столько в оценке эффективности проекта по методике инвестици-
онного проектирования, сколько в достижении  устойчивой прибыльности в наиболее ко-
роткие  сроки.  В  то  же  время,  если  проект  выходит  на  устойчивую  прибыльность,  то  нет 
необходимости  и  дальше  планировать  его  как  отдельный  проект.  То  есть,  затраты  и  ре-
зультаты, которые до достижения прибыльности планировались в рамках отдельного про-
екта,  после  достижения  устойчивой  прибыльности  целесообразно  планировать  в  рамках 
общего  (например,  текущего)  плана  организации.  Поэтому,  при  разработке  бизнес  плана 
«для себя» без потери качества можно упростить методику – сократить горизонт планиро-
вания, отказаться от дисконтирования и т.д. В ряде случаев такой подход даже повышает 
качество планирования, поскольку позволяет более детально сосредоточиться на первых, 
самых проблемных, этапах реализации проекта. 
 
На практике, однако, бизнес план, чаще всего разрабатывается как  «для се-
бя», так и для инвестора одновременно. В этом случае он должен использовать методику 
инвестиционного проектирования, поскольку это является обязательным требованием ин-
вестора, и называться «бизнес- планом инвестиционного проекта». Однако, в таких случа-
ях считается целесообразным разрабатывать два разных варианта плана: бизнес – план для 
себя и бизнес – план инвестиционного проекта для инвесторов. 
 
Процесс разработки планов включает следующие этапы: 
• 
Определение проблемы 
• 
Формулировка цели 
• 
Анализ среды 
• 
Определение разрывов и задач 
• 
Определение альтернативных вариантов достижения цели 
• 
Прогноз и оценка альтернатив 
• 
Принятие планового решения 
•  Детализация плана 
Анализ  предпринимательской  среды  как  обязательная  предпосылка  разработки 
бизнес – плана. 

 
Принципиальным  моментом  при  разработке  бизнес плана  является  то,  что  она  ве-
дется в условиях неопределенности. Сформулированная цель проекта может быть достиг-
нута или нет под влиянием большого количества разнообразных факторов. Среди них мо-
гут быть, например, такие как: изменение макроэкономической ситуации в стране, увели-
чение  или  снижение  уровня  доходов  населения,  изменение  демографической  ситуации, 
изменение  законов,  противодействие  конкурентов,  отсутствие  достаточных  сетей  сбыта, 
невозможность  привлечения  достаточно  квалифицированного  персонала  и  др.  Помимо 
общей неопределенности практически всегда существует альтернативность выбора спосо-
бов достижения цели. Все это определяет необходимость анализа среды, в которой пред-
полагается  реализация  проекта.  Результатом  аналитических  исследований  является  ин-
формация, на которой строятся все последующие плановые наработки. Именно этот этап 
разработки бизнес плана является самым важным и самым трудоемким. 
В  научной  литературе  разработаны  структурированные  модели  предприниматель-
ской среды. Они могут отличаться по отдельным параметрам, однако все они исходят из 
того,  что  среда  должна  быть  разделена  на  внутреннюю  среду    фирмы,  внешнюю  среду 
косвенного воздействия и внешнюю среду прямого воздействия. В целях бизнес планиро-
вания,  на  наш  взгляд  целесообразно  использовать  следующую  модель  предприниматель-
ской среды (Рисунок 2) 
 
Внешняя среда организации 
(среда косвенного воздействия) 
Экономиче-
Политиче-
Правовая 
Социально  Природная  Техноло-
Институцио-
ская 
ская 
-  культур-
гическая 
нальная 
ная 
 
Оперативное окружение 
(среда прямого воздействия) 
Поставщики 
Потребители 
Конкуренты 
Участники бизнеса 
 
Внутренняя среда 
Производство 
Финансы  Марке-
Управле-
Исследова-
Матери-
Безопасность 
(операционная 
и учет 
тинг 
и  ние  пер- ния  и  разра- ально 
– 
деятельность) 
сбыт 
соналом 
ботки 
техниче-
ское  обес-
печение 
 
 
 
 
 
 
 
 
Рисунок 2. Модель предпринимательской среды
 
 
Внутренняя  среда  предпринимательской  организации  –  это  совокупность 
внутренних функциональных областей деятельности. К ним можно отнести: 
1. 
производство 
2. 
финансы и учет 

3. 
маркетинг и сбыт 
4. 
материально – техническое обеспечение 
5. 
управление персоналом 
6. 
исследования и разработки 
7. 
обеспечение безопасности 
 
Всякая классификация (как и данная) всегда имеет несколько условный характер. В 
данной модели выделены основные функциональные области, хотя могут быть выделены 
и другие. 
В  отношении  внутренней  среды  предпринимательской  фирмы  можно  сделать  два 
заявления: 
• 
Фирма  должна  обеспечивать  реализацию  каждой  функциональной  области 
деятельности независимо от масштаба, сферы деятельности и других параметров. В про-
тивном случае неизбежен крах фирмы. 
• 
Для  успешной  реализации  отдельной  функциональной  области  деятельно-
сти в организации должны быть специалисты необходимой квалификации. 
 
Данные положения имеют следующее значение для организации разработки бизнес 
–  плана  –  в  процесс  разработки  должны  быть  вовлечены  специалисты  по  всем  функцио-
нальным областям деятельности организации. Бизнес – план не может быть подготовлен 
одним автором, если только этот человек не является специалистом во всех функциональ-
ных  областях  деятельности  (такое  возможно  при  создании  нового  малого  предприятия). 
Независимо  от  состава  ядра  команды,  разрабатывающей  бизнес  –  план,  к  работе  обычно 
привлекаются все необходимые специалисты. 
Внешняя  среда  фирмы  делится  на  собственно  внешнюю  среду  (среда  косвенного 
воздействия) и оперативное окружение (среда прямого воздействия). 
Внешняя среда может быть представлена как совокупность следующих подсистем: 
• 
Экономическая 
• 
Политическая 
• 
Правовая 
• 
Социально – экономическая 
• 
Технологическая 
• 
Природная 
• 
Институциональная 
 
Анализ внешней среды косвенного воздействия должен проводиться как «исследо-
вание возможностей». Его главная задача – определить, есть ли какие-то факторы, кото-
рые делают реализацию проекта невозможной в данное время в данном месте. 
Само по себе выделение подсистем во внешней среде является только предпосыл-
кой  будущей  аналитической  работы.  Необходимо  выделить индикаторы,  на  основе  кото-

рых  можно  определять  тенденции  изменения  внешней  среды.  Среди  таких  индикаторов 
могут быть, например, уровень инфляции, уровень дохода на семью в каком – то регионе, 
рейтинг политических партий, общественная дискуссия о мерах правительства или пред-
полагаемых изменениях в законодательстве, технологические обзоры или научные отчеты 
в  специализированных  изданиях  и  т.п.  Индикатор  может  характеризовать  состояние  или 
изменения  в одной подсистеме или в нескольких, как например, уровень доходов населе-
ния. Получение необходимой информации о процессах, происходящих во внешней среде, 
позволяет определить тенденции и разработать прогноз состояния внешней среды на пла-
нируемый период. Этот прогноз может иметь более или менее детальный характер, но он 
обязательно  должен  ответить  на  вопрос  возможна  ли  в  принципе  реализация  проекта  в 
данной среде. Анализ внешней среды может быть дополнен использованием специальных 
методов, таких как SWOT-анализ и подобных ему. 
Среда  косвенного  воздействия  получила  такое  название  потому,  что  не  оказывает 
непосредственного  воздействия  на  организацию.  Изменения,  происходящие  во  внешней 
среде передаются через оперативное окружение. 
К оперативному окружению относят: 
• 
Поставщиков 
• 
Потребителей 
• 
Конкурентов 
• 
Участников бизнеса. 
При  разработке  бизнес  плана  анализ  оперативного  окружения  обычно  проводится 
гораздо  детальнее,  чем  внешней  среды  косвенного  воздействия.  Изучаются  конкуренты, 
возможные поставщики и потребители. Участниками бизнеса называют организации или 
физических лиц, не являющихся собственниками бизнеса, но имеющих возможность ока-
зывать на него воздействие. К ним можно отнести: 
• 
Финансовые институты, с которыми данная организация имеет дело 
• 
Государственные организации, осуществляющие контроль и регулирование 
предпринимательской деятельности 
• 
Средства массовой информации 
• 
Политические партии и общественные движения 
• 
Персонал организации 
Разработка  бизнес  –  плана  осуществляется  в  условиях,  когда  параметры  внешней 
среды изначально неизвестны. Если в условиях плановой экономики каждое предприятие 
знало что производить, кому продавать, по каким ценам,  у кого покупать ресурсы и т.п., 
то в условиях рынка предпринимательские организации должны отвечать на эти вопросы 
самостоятельно. Это означает необходимость принятия решений в условиях неопределен-
ности. Одной из главных функций бизнес – планирования и является снятие неопределен-
ности.  Для  реализации  этой  функции  необходимо  осуществлять  систематическое  наблю-
дение процессов, происходящих во внешней среде, определять тенденции, делать прогно-


зы развития событий и вносить обоснованные предположения по тем или иным данным в 
процессе разработки бизнес – плана. 
 
Структура и содержание разделов бизнесплана 
Мастер-класс  «Структура  и  содержание  разделов  бизнес-  плана»  является  состав-
ной  часть  проведения  цикла  мастер-классов  для  учащейся  молодежи  по  основам  бизнес-
планирования, который проходил с января по май 2011 года в Бизнес-парке «Уникум». В 
мастер-классе приняла участие учащаяся молодежь: студенты ГУУ 3-ий курс специально-
сти «Предпринимательство», 8 человек. 
Бизнес план как документ должен иметь определенную структуру.. Из этого, одна-
ко, не следует, что все бизнес планы имеют одинаковую структуру. Жесткие нормативные 
правила в этом вопросе отсутствуют. Варианты структуры бизнес плана скорее определя-
ются логикой проекта. Поэтому, когда бизнес план готовится для себя, разработчик впра-
ве  самостоятельно  определять  состав  и  содержание 
разделов  плана.  Когда  же  бизнес  план  готовится  для 
инвесторов,  разработчику  приходится  учитывать  их 
пожелания.  У  некоторых  инвесторов  существуют 
единые  формализованные  требования  к  структуре 
бизнес  планов,  у  других  требования  могут  меняться  в 
зависимости от проекта. 
 
Сама  по  себе  структура  бизнес  –  плана  есть 
лишь придание документу такого вида, который был бы удобен для работы с ним. Гораздо 
более существенным является то, что в бизнес – плане должны быть представлены ответы 
на  некоторый  набор  вопросов  относительно перспектив  данного  проекта.  Этот набор  во-
просов  также  может  видоизменяться  в  зависимости  от  сферы  деятельности,  масштабов 
бизнеса и других параметров, однако, есть все же некоторые вопросы на которые ответ в 
бизнес – плане должен быть дан обязательно. Ниже рассматривается возможная структура 
бизнес плана и перечень основных вопросов, на которые необходимо давать ответ в раз-
ных разделах:  
Структура бизнес - плана 
1.  резюме 
2.  формулировка бизнеса 
3.  описание фирмы 
4.  цели и задачи проекта 
5.  описание товаров и услуг 
6.  анализ рынка и конкуренции 
7.  план маркетинга 
8.  инвестиционный план 
9.  производственный (операционный) план 
10. организационный план 

11. финансовый план 
12. анализ рисков 
13. приложения 
Назначение разделов бизнес – плана и основные вопросы, на которые должен быть 
дан ответ при разработке бизнес плана. 
 
Механизм разработки бизнес-плана 
Мастер-класс  «Механизм разработки бизнес-плана» является составной часть про-
ведения цикла мастер-классов для  учащейся молодежи по основам бизнес-планирования, 
который проходил с января по май 2011 года в Бизнес-парке  «Уникум». В мастер-классе 
приняла участие учащаяся молодежь: студенты ГУУ 3-ий курс специальности «Предпри-
нимательство», 18 человек. 
В основе любого проекта лежит новая идея, которую можно реализовать в коммер-
ческих целях. Идея только тогда может стать плодотворной, когда позволит выйти на но-
вый  способ  удовлетворения  потребностей.  Практически  вся  конкуренция  в  современном 
бизнесе  осуществляется  на  базе  предложения  новых  способов  удовлетворения  сущест-
вующих  потребностей.  Идеи  могут  быть:  технологическими,  организационными,  марке-
тинговыми. В соответствии с этим и цели разных проектов могут быть различными: вывод 
на рынок новых продуктов или  услуг, совершенствование организации деятельности, ос-
воение  новых  рынков  и  др.  Если  идея  признается  перспективной,  начинается  практиче-
ская деятельность по подготовке бизнес – плана. 
Основными работами на этом этапе являются: исследование рынка и продвижение 
технологии. 
Продвижение  технологии  –  общее  название  для  конструкторского  и  технологиче-
ского обоснования идеи (конструкторской и технологической подготовки). Задачей конст-
рукторской  подготовки  является  определение  параметров  готовой  продукции  или  ус-
луг(конструкция,  размеры,  состав  материалов,  функциональные  возможности  и  т.п.).  В 
ходе технологической подготовки определяются параметры технологического процесса в 
рамках  производственной  (операционной)  деятельности,  такие  как  последовательность  и 
продолжительность операций, переходы между операциями, подготовительно – заключи-
тельные операции и т.п. Кроме того, в рамках этой комплексной работы определяются по-
тенциальные поставщики, условия закупок, величина запасов, общая длительность произ-
водственного  цикла  и другие  необходимые  параметры.  На  определенном  этапе  выполне-
ния  этой  работы  у  разработчиков  накапливается  необходимая  информация  о  возможных 
производственных  (операционных)  затратах.  Эта  информация  имеет  альтернативный  ха-
рактер,  поскольку  могут  рассматриваться,  например,  использование  разных  материалов, 
закупки у разных поставщиков и т.п. 
Исследование рынка – большая работа, целью которой является определение, с од-
ной стороны, возможного объема продаж, с другой -  маркетинговых затрат. Методы оп-

ределения объема продаж и расчета маркетинговых затрат описаны в специальной литера-
туре по маркетингу. 
При выполнении этих работ закладывается основа для плановых решений, однако 
принятие  решений  на  данном  этапе  невозможно  в  силу  неопределенности  в  использова-
нии альтернатив. 
Имея информацию о возможном объеме продаж и об операционных и маркетинго-
вых затратах, разработчики могут приступить к следующему этапу – подготовке финансо-
вого раздела. Финансовые расчеты имеют итеративный характер, поскольку здесь прове-
ряются различные альтернативы и осуществляется поиск наиболее эффективных решений. 
Только  после  того,  как  финансовые  потоки  признаны  удовлетворительными,  то  есть  из 
альтернативных вариантов выбран один рабочий, можно переходить к следующему этапу 
подготовки бизнес плана – постановке плановых задач и детальному планированию про-
екта. 
Таким  образом  процесс  разработки  бизнес  –  плана  можно  представить  в  виде  по-
следовательности следующих этапов: 
• 
Формирование идеи проекта 
• 
Формулировка цели 
• 
Подготовка информации 
• 
Разработка финансового плана 
• 
Принятие плановых решений и постановка задач 
• 
Детальное планирование проекта 
 



Похожие:

Мастер-класс «Особенности расчета денежного потока в бизнес планах инвестици- онных проектов» является составной часть проведения цикла мастер-классов для iconУспех в бизнесе по законам нлп : 5 мастер-классов для продвинутых / Диана Балыко. //Эксмо, Москва, 2010
В этой книге – пять уникальных мастер-классов. Пройдя этот эффективный тренинг, вы будете тратить меньше времени и сил на достижение...
Мастер-класс «Особенности расчета денежного потока в бизнес планах инвестици- онных проектов» является составной часть проведения цикла мастер-классов для iconПроведение цикла мастер классов для обучения учащейся молодежи основам бизнес планирования, выработки навыков деловой презентации
В практике планирования используется большое количество разнообразных планов
Мастер-класс «Особенности расчета денежного потока в бизнес планах инвестици- онных проектов» является составной часть проведения цикла мастер-классов для iconМастер-класс: Как самостоятельно, быстро и эффективно привлечь инвестора в свой бизнес-проект?
Марта 2011 г в Минске пройдет специализированный мастер-класс на тему «Как самостоятельно, быстро и эффективно привлечь инвестора...
Мастер-класс «Особенности расчета денежного потока в бизнес планах инвестици- онных проектов» является составной часть проведения цикла мастер-классов для iconМастер-класс «Графика и моделирование»
Выставки. После приветственных слов организаторов выставки и гостей вниманию присутствующих был предложен небольшой концерт. Затем...
Мастер-класс «Особенности расчета денежного потока в бизнес планах инвестици- онных проектов» является составной часть проведения цикла мастер-классов для iconБиржа труда
Дама в сферу обслуживания, Парикмахер мастер, мастер по Инженер по охране труда для
Мастер-класс «Особенности расчета денежного потока в бизнес планах инвестици- онных проектов» является составной часть проведения цикла мастер-классов для iconИрбис организовал и провел межвузовский мастер-классов
Мероприятие явилось, по сути, продолжением работы над проектами и бизнес
Мастер-класс «Особенности расчета денежного потока в бизнес планах инвестици- онных проектов» является составной часть проведения цикла мастер-классов для iconМастер-класс по управлению персоналом

Мастер-класс «Особенности расчета денежного потока в бизнес планах инвестици- онных проектов» является составной часть проведения цикла мастер-классов для iconОценка неопределенности накопленного денежного потока при помощи
Одним из основных элементов оценки инвестиционных проектов является учет
Мастер-класс «Особенности расчета денежного потока в бизнес планах инвестици- онных проектов» является составной часть проведения цикла мастер-классов для iconПрограмма дисциплины Мастер-класс «малый и средний бизнес в россии»
Федеральное государственное автономное учреждение высшего профессионального образования
Мастер-класс «Особенности расчета денежного потока в бизнес планах инвестици- онных проектов» является составной часть проведения цикла мастер-классов для icon8. Презентация как исполнительское искусство
Гай Кавасаки Стартап: 11 мастер-классов от экс-евангелиста Apple и самого дерзкого
Разместите кнопку на своём сайте:
Бизнес-планы


База данных защищена авторским правом ©bus.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Бизнес-планы
Главная страница