Учебный план и программа спецкурса




Скачать 37.51 Kb.
PDF просмотр
НазваниеУчебный план и программа спецкурса
Дата конвертации04.09.2012
Размер37.51 Kb.
ТипПрограмма спецкурса
РОСТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ 
 
 
     УТВЕРЖДАЮ 
Заведующий кафедрой прикладной  
социологии фак-та социологиии  
политологии РГУ  
д.э.н., профессор 
  _______________        Колесников Ю.С. 
 
Разработчик  ст. преподаватель: 
Турянская Т.Н. 
 
Учебный план и программа спецкурса 
 
“БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЕ” 
 
для студентов факультета "Социология и политология"  
по специальности “Социология”  
 
 
 
 
Всего – 70 часа, в том числе: 
аудиторных – 32, лекции – 16, 
семинары – 16, самостоятельная  
работа – 38, зачет – 1 час 
 
 
 
 
Ростов-на-Дону 
2004 
 

Учебный план дисциплины “Бизнес-планирование” 
 
 
№ 
Название темы 
Аудитор. 
Лекции 
Семинары
п/п 
(час.) 

Стратегическое планирование как новая 
4 2 2 
парадигма управления на микроуровне 

Ранжирование целей фирмы. Общие  
4 2 2 
и специфические цели 

Бизнес-планирование в системе страте-
4 2 2 
гического управления 

Содержание бизнес-плана 
4 2 2 

Структура бизнес-плана 
4 2 2 

Стратегия финансирования в бизнес-
4 2 2 
планировании 

Роль и понятие конкурентоспособности 
4 2 2 
товара (услуги) 

Модель конкурентоспособности фирмы 
4 2 2 

Самостоятельная работа, в том числе: 
38 
 
 
ситуационные семинары в виде деловых 
игр  и  разработка  конкретных  бизнес-
проектов 
10 
 
 
 
 
11 
 
 
 
 
12 
 
 
 
 
 
Всего 70 
16 
16 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ 
 
В  преобразовании  экономики  на  рыночных  основах,  в  становлении  предпринима-
тельства,  как  типа  и  стиля  хозяйствования,  важная  роль  принадлежит  стратегическому 
планированию.  Это  обусловлено  важностью  прогнозирования  работы  фирмы,  учета  и 
оценки динамики спроса и предложения, ценовой политики на перспективу. В силу фор-
мирования рыночных отношений в России, становления конкуренции товаропроизводите-
лей проблема стратегического планирования приобретает все большую актуальность для 
отечественных фирм. 
Невозможно выйти из экономического кризиса не опираясь на оценку рынков сбы-
та, сегментацию клиентов: анализ платежеспособности фирмы, конкурентоспособности ее 
продукции.  При  этом  важно  ранжировать  цели  фирмы,  продумать  критерии  при  выборе 
приоритетных  направлений  деятельности  предприятия,  определить  в  баллах  уровень  ре-
сурсосбережения  и  ресурсообеспечения,  прибыльности  и  спроса  конкретных  товарных 
групп, что позволит более четко составить программу деятельности фирмы на перспекти-
ву, разработать стратегию и тактику действий на различных рынках. 
В этом роль и задачи дисциплины “Бизнес-планирования”, представляющего собой 
описание  в  краткой  форме  целей  предполагаемого  бизнеса,  а  также  условия  их  реализа-
ции. 
 
 
 
 


 
ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ “БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЕ” 
 
Тема 1.  Стратегическое  планирование  как  новая  парадигма  управления  на  микро-
уровне 
 
Стратегическое планирование это опирающееся на определенное понимание реалий 
формирования образа будущего в сознании субъекта (предпринимателя), а значит предпо-
сылка  воплощения  поставленных  целей,  непременное  условие  коммерческого  успеха 
фирмы. 
Роль, цели, задачи, сущность и содержание понятия стратегическое планирование. 
Стратегическое планирование – основной элемент стратегического управления. Характер-
ные черты и этапы планирования. 
 
 
ЛИТЕРАТУРА 
 
1.  Энгель  Эрик  С.  Шульц  Лорен  А.,  Форд  Брайен  и  др.  Пособия  Эрнст  Энд  Янг.  
Составление бизнес-плана (Пер. с англ.). М: "Джон Уайли энд Санд". 1994. 
2.  Лобанова  Е.  Стратегическое  планирование  и  прогнозирование  на  предприятии. 
Росс. журнал. 1992. № 3. 
3.  Райзберг Б.А. "Предпринимательство и риск". М.: Знание. 1992.  
4.  Хоскинг А. Курс предпринимательства (Пер. с англ.). М.: Международные отноше-
ния. 1993. 
5.  Буров  В.П.,  Морошкин  В.А.,  Новиков  А.А..  "Бизнес-план"  методика  составления, 
конкретный пример". М., 1995. 
 
 
 
Тема 2. Ранжирование целей фирмы. Общие и специфические цели 
 
Ранжирование – процесс  определения  приоритетных  целей  развития  фирмы,  их 
структурирование и распределение. Цель – выбор оптимального пути развития при актив-
ном поиске максимального качества возможных вариантов. 
 
 

ЛИТЕРАТУРА 
 
1.  Энгель  Эрик  С.  Шульц  Лорен  А.,  Форд  Брайен  и  др.  Пособия  Эрнст  Энд  Янг.  
Составление бизнес-плана (Пер. с англ. М: "Джон Уайли энд Санд". 1994. 
2.  Лобанова  Е.  Стратегическое  планирование  и  прогнозирование  на  предприятии. 
Росс. журнал. 1992. № 3. 
3.  Советы желающим открыть свое дело. М.: Интериест. 1993. 
4.  Райзберг Б.А. "Предпринимательство и риск". М.: Знание. 1992. 
5.  Энциклопедия малого бизнеса "Книга интернэйшнл". 1994. 
6.  Дайян А. Академия рынка М.: Экономика. 1993. 
 

 
Тема 3. Бизнес-планирование в системе стратегического управления
 
 
Основной  способ  достижения  оптимизации  стратегического  управления – бизнес-
планирование, дающее краткое и ясное описание целей предполагаемого бизнеса, а также 
условий их достижения. 
 
ЛИТЕРАТУРА 
 
1.  Липсиц И.В. Бизнес-план – основа успеха. М.: Машиностроение. 1993. 
2.  Экономика и организация рыночного хозяйства. Учебное пособие М., 1995. Гл. 10. 
"Бизнес-план". 
3.  Буров  В.П.,  Морошкин  В.А.,  Новиков  А.А.  "Бизнес-план"  методика  составления, 
конкретный пример". М., 1995. 
4.  Горохов  М.Ю.,  Малеев  В.В.  Бизнес-планирование  и  инвестиционный  анализ.  М., 
1998. 
 
 
Тема 4. Структура бизнес-плана 
 
Бизнес-планирование – это мобильный, динамичный способ получить представле-
ние о будущем бизнесе, дающий не только возможность идти на риск, но и хеджировать 
(страховать) его. Содержание и структура бизнес-плана включают следующие разделы: 
1. Цели и задачи будущего бизнеса. 
2. Обобщенное резюме, основные параметры и показатели бизнес-плана. 
3. Характеристика товара и услуги. 
4. Анализ конъюнктуры рынка сбыта, спроса, объемов продаж. 
5. Организационный план и план производства. 
6. Ресурсное обеспечение сделки. 
7. Эффективность сделки, т.е. стратегия финансирования.  
Краткая  характеристика  разделов  бизнес-плана,  включающая  элементы  менедж-
мента,  помогающие  эффективно  решать  вопросы  бизнес-планирования.  График  безубы-
точности – основное звено эффективности финансирования. 
 
 
ЛИТЕРАТУРА 
 
1.  Липсиц И.В. Бизнес-план – основа успеха М.: Машиностроение. 1993. 
2.  Буров  В.П.,  Морошкин  В.А.,  Новиков  А.А.  "Бизнес-план"  методика  составления, 
конкретный пример". М., 1995. 
3.  Горохов  М.Ю.,  Малеев  В.В.  Бизнес-планирование  и  инвестиционный  анализ.  М., 
1998. 
4.  Буров В.П., Ломакин А.Л., Морошкин В.А. “Бизнес-план фирмы”. М., 2000. 
5.  Бринк И.Ю., Савельева Н.А. Бизнес-план предприятия (теория и практика) для сту-
дентов ВУЗов. Феникс. Ростов н/Д, 2003. 
 
 

 
Тема 5.  Оценка  конкурентоспособности  товара  (услуги),  фирмы  и  отрасли  в  целом  
в условиях рынка 
 
Конкурентоспособность  товаров.  Основное  условие  коммерческого  успеха  фирмы 
и  страны  в  целом.  Структурирование  понятия,  анализ  факторов  конкурентоспособности, 
ранжирование  целей  развития  для  достижения  конкурентоспособности.  Роль  управления 
фирмой (внутрифирменного менеджмента) при организации конкурентоспособность фир-
мы. 
 
ЛИТЕРАТУРА 
 
1.  Экономика и бизнес / Под ред. В. Камаева. М., 1993. 
2.  Экономика и организация рыночного хозяйства. Учебное пособие М., 1995. Гл. 10. 
"Бизнес-план". 
3.  Энциклопедия малого бизнеса "Книга интернэйшнл". 1994. 
4.  Дайян А. Академия рынка М.: Экономика. 1993. 
5.  Горохов  М.Ю.,  Малеев  В.В.  Бизнес-планирование  и  инвестиционный  анализ.  М., 
1998. 
 
 
ПЛАН СИТУАЦИОННОГО СЕМИНАРА 
 
Задание 1. Выбор самостоятельно профиля фирмы, ее специализации (Кейс-метод) 
Задание 2. Вам необходимо использовать для развития заемный капитал. Обсудите 
в  бизнес-плане  цель  инвестирования,  ваши  возможности  возврата  заемных  средств,  срок 
окупаемости вложений, стратегию финансирования и другие разделы бизнес-плана. 
Задание  3.  Из  нескольких  предложенных  вариантов  (альтернатив)  реконструкции 
имеющейся фирмы путем оптимизации критериев и ранжирования целей необходимо вы-
брать оптимальный вариант реконструкции. 
Задание 4.  На  примере  конкретной  фирмы  моделируется  ситуация  прихода  ее  к 
банкротству.  Необходимо  составить  конкретный  план  ликвидации  банкротства  и  по  воз-
можности, получения прибылей. Нужно создать эффективный проект окупаемости вложе-
ний в фирму, т.е. конкретизировать сроки и пути выхода фирмы из кризиса. 
 
Контрольные задания для практических занятий 
 
Слушателям  на  основе  спецкурса  предлагается  составить  макеты  бизнес-планов 
конкретных направлений и видов деятельности: 
1. Пример собственного бизнеса. 
2. Сфера предпринимательства. 
3. Сфера коммерции. 
4. Финансовое предпринимательство. 
5. Консультационное предпринимательство. 
6. Интеллектуальный бизнес. 
Зачетное  занятие  проходит  в  форме  защиты  слушателями  конкретных  бизнес-
планов. 

ЛИТЕРАТУРА 
 
1.  Энгель  Эрик  С.  Шульц  Лорен  А.,  Форд  Брайен  и  др.  Пособия  Эрнст  Энд  Янг.  Со-
ставление бизнес-плана (Пер. с англ.). М: "Джон Уайли энд Санд". 1994. 
2.  Липсиц И.В. Бизнес-план – основа успеха М.: Машиностроение. 1993. 
3.  Лобанова  Е.  Стратегическое  планирование  и  прогнозирование  на  предприятии. 
Росс. журнал. 1992. № 3. 
4.  Советы желающим открыть свое дело. М.: Интериест. 1993. 
5.  Райзберг Б.А. "Предпринимательство и риск". М.: Знание. 1992. 
6.  Хоскинг А. Курс предпринимательства (Пер. с англ.). М.: Международные отноше-
ния. 1993. 
7.  Экономика и бизнес / Под ред. В. Камаева. М., 1993. 
8.  Экономика 
и 
организация 
рыночного 
хозяйства. 
Учебное 
пособие 
************************************************************************
************************************************************************
************************************************************************
************************************************************************
************************************************************************
************************************************************************
************************************************************************
********aономика. 1993. 
11. Буров  В.П.,  Морошкин  В.А.,  Новиков  А.А.  "Бизнес-план"  методика  составления, 
конкретный пример". М., 1995. 
12. Горохов М.Ю., Малеев В.В. Бизнес-планирование и инвестиционный анализ. М., 1998. 
13. Буров В.П., Ломакин А.Л., Морошкин В.А. “Бизнес-план фирмы”. М., 2000. 
14. Бринк И.Ю., Савельева Н.А. Бизнес-план предприятия (теория и практика) для сту-
дентов ВУЗов. Феникс. Ростов н/Д, 2003. 
ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ ПО ДИСЦИПЛИНЕ "БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЕ" 
 
1.  Чем  вызвана  потребность  современной  организации  в  стратегическом  планировании  
и управлении? Сформулируйте основные принципы новой управленческой парадигмы и ее 
отличия от традиционной рационалистической? 
2.  Что такое стратегическое управление и какие задачи оно решает. 
3.  Назовите  основные  этапы  процесса  стратегического  планирования,  дайте  их  краткую  ха-
рактеристику. 
4.  Место и роль бизнес-планирования в системе стратегического управления. 
5.  Цель, задачи и особенности составления бизнес-плана. Что такое бизнес-план? Определе-
ние  бизнес-плана  и  три  "кита"  коммерческого  успеха:  конкурентоспособная  концепция, 
тщательная разработка идеи и средства. 
6.  Основные  функции  бизнес-плана.  Для  чего  нужен  бизнес-план?  Причины  для  написания 
бизнес-плана. 
7.  Как определить объем и приоритеты бизнес-плана? (краткий, полный и операционный биз-
нес-план). 
8.  Компоненты бизнес-плана: компания и ее окружение, стратегия компании, маркетинга, то-
варов или услуг, НИОКР, организации и управления и финансов. 
9.  Общая структура бизнес-плана: роль аргументации заявлений, помощь консультантов, ко-
манда по работе над бизнес-планом. 
10.  Резюме – раздел возможностей фирмы. Его характеристика и содержание. 
11.  Раздел "Описание проекта": функции, содержанию типы описаний. 
12.  Раздел "Описание товара (услуги)": предварительная работа по выбору товара или услуги и 
перечень  вопросов, на которые следует ответить, выбирая товары и услуги для будущего 

бизнеса. 
13.  Раздел "Рынки сбыта товаров (услуг)". На какие вопросы следует ответить, описывая этот 
раздел и какие оценочные показатели завершают этот раздел? 
14.  Раздел "Конкуренция на рынках сбыта": содержание, вопросы, факторы преимущества пе-
ред конкурентами. Содержание. 
15.  Раздела  "План  маркетинга"  стратегия  маркетинга,  ценообразование,  стимулирование  про-
даж, распространение товаров, сервис, реклама, имидж фирмы. 
16.  Содержание раздела "План производства": основные направления раздела, понятие мощно-
сти  производства,  варианты  мощности,  производственные  потоки,  контроль  качества,  ох-
рана окружающей Среды, издержки и их динамика. 
17.  Содержание  раздела: "Организационный  план":  организационная  структура  фирмы,  рабо-
чая сила, не связанная с управлением, управленческий персонал и менеджмент на фирме и 
кадровая политика фирмы. 
18.  Раздел "Юридический план" – освещение правовых аспектов деятельности фирмы: состоя-
ние документов фирмы их соответствие форм собственности и правовому законодательству, 
особенности правовой системы страны в области решения экономических вопросов. 
19.  Описание раздела бизнес-плана "Оценка риска и хеджирование". 
20.  Разделы  "Финансовый  план"  и  "Стратегия  финансирования": оперативный  план,  план  до-
ходов и расходов, план движения денежных средств, балансовый план. 
21.  Особенности бизнес-планирования в предпринимательстве в сфере услуг: содержание биз-
нес-плана, структура и основные вопросы. 
22.  Основные факторы оценки конкурентоспособности товаров и услуг, а также фирмы в це-
лом в современных условиях. 
23.  Современная методика оценки платежеспособности промышленных фирм. 
24.  Бизнес-план в коммерческой деятельности, его структура, содержание и особенности. 
25.  Бизнес-план в строительстве: структура, содержание и особенности. 

Document Outline

  • ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ “БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЕ”
    • ЛИТЕРАТУРА
      • ЛИТЕРАТУРА
        • ЛИТЕРАТУРА
        • ЛИТЕРАТУРА
        • ЛИТЕРАТУРА
        • ПЛАН СИТУАЦИОННОГО СЕМИНАРА
        • ЛИТЕРАТУРА
          • ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ ПО ДИСЦИПЛИНЕ "БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЕ"



Похожие:

Учебный план и программа спецкурса iconУчебный план Компетентностная модель выпускника Предисловие Пояснительная записка Программа курса Учебный график Тематические планы Тесты
Рекомендуется учебно-методическим объединением университетов, базовый вуз – Московский
Учебный план и программа спецкурса iconРабочая учебная программа дисциплины сд. 04. 01 Банковское дело Закреплена за кафедрой экономики и менеджмента Учебный план специальности подготовки дипломированных
Учебный план специальности подготовки дипломированных специалистов 080502 (060800) – «Экономика и управление на предприятии (горной...
Учебный план и программа спецкурса iconУчебный план моу «Киргинская основная общеобразовательная школа» на 2011-2012 учебный год учебный план
Муниципального общеобразовательного учреждения «Киргинская основная общеобразовательная школа» на 2011-2012 учебный год
Учебный план и программа спецкурса iconПояснительная записка к учебному плану на 2011-2012 учебный год
Учебный план Государственного образовательного учреждения средней общеобразовательной школы №463 разработан на основе федеральных...
Учебный план и программа спецкурса iconО. А. Змеев, А. Н. Моисеев
В работе представлен проект автоматизированной системы управления информационными потоками высшего учебного заведения в рамках факультета,...
Учебный план и программа спецкурса iconУчебный план государственного образовательного учреждения средней общеобразовательной школы №463 имени Героя Советского Союза Д. Н. Медведева на 2011-2012 учебный год основное общее образование
Учебный план государственного образовательного учреждения средней общеобразовательной школы №463 имени Героя Советского Союза Д....
Учебный план и программа спецкурса iconРабочая программа и методические указания к изучению спецкурса “Конкуренция и состязательность в труде” для студентов специальности
Приведены планы практических занятий. Указана литература для самостоятельного изучения
Учебный план и программа спецкурса iconУчебный план 5-11 классов маоу «Средняя общеобразовательная школа №1 с углубленным изучением биологии и русского языка им. Н. И. Кузнецова» г. Пестово на 2011-2012 учебный год №
Учебный план 5-11 классов маоу «Средняя общеобразовательная школа №1 с углубленным изучением биологии и русского языка им. Н. И....
Учебный план и программа спецкурса iconУчебный центр коренных народов севера
Учебный курс «Социально-экономическое развитие общин и национальных поселков»
Учебный план и программа спецкурса iconРабочая программа дисциплины «Методология и методика медиаисследований»
...
Разместите кнопку на своём сайте:
Бизнес-планы


База данных защищена авторским правом ©bus.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Бизнес-планы
Главная страница