На уроке рационально распределять различные виды деятельнос




PDF просмотр
НазваниеНа уроке рационально распределять различные виды деятельнос
Дата конвертации04.09.2012
Размер23.5 Kb.
ТипУрок
Применение активных форм в профильном 
Интернет-обучении (на примере курса «Экономика»)
Королева Г.Э., 
автор-разработчик курса «Экономика»
Лаборатория экономического образования 
ИСМО РАО, г.Москва
korolevagalina@yandex.ru
Среди школьных предметов есть несколько особенных, так 
называемых, социально активных, которые непосредственно по-
могают учащимся лучше адаптироваться к современным  усло-
виям жизни и трудовой деятельности. Одним из таких предметов 
является экономика. Изучая экономику, школьники узнают «пра-
вила игры», действующие в рыночной системе. Они, в основном, 
понимают и должным образом оценивают роль экономики как 
предмета. Школьники знают, что, даже выбрав неэкономическую 
профессию, они не будут застрахованы от конкуренции, инфля-
ции и безработицы, что им в любом случае придется иметь дело с  
семейным бюджетом, налогами и банковскими кредитами.
Экономически грамотный человек способен не только 
вырабатывать новые идеи, но и оценивать возможные ва-
рианты, принимать эффективные решения в условиях ог-
раниченности ресурсов. Экономические знания помогают 
сориентироваться в выборе профессии, в выборе  дальнейшего 
образования. Тот, кто говорит себе: «Я хочу знать экономику, и я 
буду знать экономику!», сможет наиболее полно  реализовать свои 
таланты и способности в любой выбранной сфере деятельности. 
Отсюда повышенный интерес к изучению не только базового, но и 
профильного курса экономики.
Разработанный курс дает представление об основных поня-
тиях микроэкономики и макроэкономики, о рыночной системе 
хозяйствования, механизме конкуренции, о формах организации 
бизнеса, о формировании доходов населения, государственном 
бюджете, денежном обращении и т.д. В учебнике рассматрива-
ются примеры из российской действительности, статистический 
материал характеризует ситуацию в России в сравнении с други-
ми странами. Содержание профильного учебника иллюстрирован 
наглядными презентациями, которые помогут учащимся понять 
структуру учебного материала, запомнить состав и взаимосвязи 
экономических понятий, а при подготовке к экзамену быстро пов-
торить тему. 
124

Основным методическим приемом курса «Экономика» являет-
ся широкое применение активных  форм обучения. Такой подход 
дает ряд преимуществ в профильном Интернет-обучении. Так, 
использование активных форм повышает эффективность исполь-
зования учебного времени. Это особенно актуально, поскольку 
профильный курс экономики содержит очень большое количество 
дидактических единиц, овладеть которыми школьнику предстоит 
самостоятельно. Применение активных форм обучения позволяет 
на уроке рационально распределять различные виды деятельнос-
ти по степени трудности: воспроизведение, логические задачи, 
творческие задания. Активные формы обучения дают возмож-
ность учащимся полнее развивать свои творческие способнос-
ти, развивать навыки межличностного общения, умения работать 
в группе, вырабатывать  персональную ответственность за свои 
решения.  По мнению школьных психологов и врачей эти формы 
обучения являются здоровьесберегающими: они обеспечивают 
детям комфортную обстановку с учетом их возрастных физичес-
ких и психических особенностей, а педагогу-куратору помогают 
избегать  стрессовых ситуаций  во время уроков.  
Разнообразие активных форм обучения
В педагогической практике сложилось большое количество ак-
тивных форм обучения. Среди них есть традиционные, применяе-
мые каждым учителем, такие как: 
 практическое занятие 
 консультация  
 зачет 
 тест  
 практикум 
 самостоятельная работа
 контрольная работа 
 лабораторная работа 
 урок на основе рабочей тетради
 работа с книгой  
 урок на основе обобщающих таблиц.  
Есть и менее популярные формы обучения, также ориентиро-
ванные на ученика, интерес к которым в настоящее время возрас-
тает:
 исследование
 кооперированное обучение
 моделирование
 компьютерное моделирование
 проект
125

 экскурсия
 межпредметный урок 
 ролевая игра  
 конкурс  
 конференция  
 встреча с консультантами.
В отличие от прямого преподавания, ориентированного на учи-
теля, активные формы обучения ориентированы на ученика, на ак-
тивизацию его творческих сил и способностей.
 
Прямое преподавание
Активные  формы
Слушание, пассивное восприятие  Получение новых знаний через опыт 
информации
учебного эксперимента
Запоминание и воспроизведение  Творческое осмысление окружаю-
учебного материала
щей действительности
Следование инструкциям  учителя Осознанный познавательный поиск
Ниже представлен урок, построенный по методу  «исследова-
ние + кооперированное обучение с использованием Интернет-
технологий». 
Задачи формы обучения  «исследование + кооперированное 
обучение»:
 Ознакомить учащихся с современными формами и метода-
ми изучения экономики.
 Активно содействовать выработке учащимися рациональ-
ных решений.
 Развивать навыки использования Интернет-ресурсов в про-
ведении экономических исследований
 Развивать навыки межличностного общения, умения ра-
ботать в группе, вырабатывать  личную ответственность за 
свои решения.
Элементы урока, построенного по методу   «исследование + ко-
оперированное обучение». Тема: Государственный бюджет
Элементы формы обучения
Реализация метода на уроке
Постановка вопроса или задачи,  каждой группе учащихся (4-5 чело-
которые способны вызвать ис- век) предлагается исполнить роль 
кренний интерес у учащихся
кабинета правительства и «потра-
тить» государственные деньги на об-
щественные товары и услуги
126

Формулировка гипотезы, воз- учащиеся, основываясь на собствен-
можное решение проблемы
ных наблюдениях и представлениях 
об эффективности и справедливос-
ти, определяют, по каким направле-
ниям, и в каком объеме (в процен-
тах) они потратили бы определенный 
объем государственных средств
Проведение исследования, сбор  учащиеся выходят на сайт Госкомс-
данных, изучение таблиц, пост- тата и работают с таблицами, пред-
роение графиков
ставляющими расходную часть ре-
ального государственного бюджета 
РФ
Формулировка выводов на осно- сравнивая структуру расходов свое-
ве полученных данных
го «правительства» и настоящего 
госбюджета РФ, учащиеся делают 
выводы о том, как разнообразны об-
щественные товары и услуги, и как 
сложно сбалансировать реальный 
бюджет
Проверка выдвинутой гипотезы
учащиеся делают выводы о том, на-
сколько точной оказалась их гипоте-
за о распределении государствен-
ных средств, анализируют, насколько 
полно в реальном государственном 
бюджете финансируются обще-
ственные нужды
Проектная деятельность в условиях виртуальной школы
Особое место в ряду активных форм обучения занимает проек-
тная деятельность.
Задачи проектной формы обучения:
 Ознакомить учащихся с современными формами и метода-
ми изучения экономики.
 Последовательно развивать навыки управления фирмой в 
условиях конкуренции.
 Активно содействовать выработке учащимися рациональ-
ных решений.
 Развивать навыки межличностного общения, умения ра-
ботать в группе, вырабатывать  личную ответственность за 
свои решения.
Метод проектов в экономической подготовке школьни ков — это 
дидактический инструмент, который создает уни кальные предпо-
сылки для развития целеустремленности и самостоятельности 
учащегося в постижении нового, стиму лируя его природную любоз-
нательность и творческий потен циал. Специфика проекта как само-
127

стоятельной формы учебной деятельности объясняется его ролью в 
изменении субъектно-объектных отношений в процессе обучения 
школьника. Пе дагогическая теория и существующая практика до-
казали, что эффективность системы обучения выше, если ученик 
сам становится субъектом обучения. Активная пози ция ученика и 
реализация принципа «учиться, делая» явля ются отличительной 
особенностью проектной деятельности.
Центральным принципом проектной работы является совме-
стная деятельность учителя и учащихся, то есть ученики вме сте с 
учителем формулируют тему, определяют задачи, разра батывают 
план, контролируют этапы выполнения работы и оценивают полу-
ченный результат. Эффективность проектной работы во многом 
зависит от того, насколько учитель уважает выбор ученика при оп-
ределении темы, организации рабоче го процесса и выполнении 
самой работы. Как показывает опыт, преподавание экономики с 
использованием проектирования неизменно вызывает у учащих-
ся энтузиазм и высокий интерес к содержанию курса, способству-
ет формированию практических навыков предпринимательской 
деятельности. 
Наиболее популярной формой проектной деятельности по 
экономике является разработка бизнес-плана малого пред-
приятия. Работа над бизнес-планом является первой попыткой 
учащихся изучить конкретный вид бизнеса, проанализировать 
проблемы, с которыми может столкнуться предприниматель 
при производстве того или иного товара, предложить способы 
решения этих проблем. К началу этой работы  учащиеся  уже 
вооружены определенным багажом теоретических знаний, но, 
разумеется, не имеют представления о многих вещах приклад-
ного характера. Поэтому нельзя требовать от них полного про-
изводственно-хозяйственного обоснования деятельности пред-
приятия. 
Первая трудность в написании отчета – выбор вида деятель-
ности. Что производить? Опыт показывает, что для начала лучше 
предложить ребятам перечень тем, из которых можно выбрать 
сферу деятельности для написания бизнес-плана. В условиях 
Интернет-обучения появляется возможность сформировать и 
постоянно накапливать архив бизнес-планов, в котором соб-
раны работы по самым разнообразным видам деятельности. 
Эти отчеты  являются серьезным подспорьем для начинающих 
учеников: работа над бизнес-планом начинается не с нуля, а с 
детального изучения нескольких отчетов по выбранному виду 
бизнеса.
128

Еще одна трудность – исходные данные. Где взять цены на то-
вары, тарифы, проценты по кредитам, условия страхования? В 
этом случае Интернет-обучение дает еще одно преимущество: 
старшеклассники, зайдя на рекомендованные сайты, могут выяс-
нить самостоятельно, например, цены на интересующие товары 
у реально существующих конкурентов, условия получения кре-
дитов в разных банках, условия страхования в конкретных фир-
мах, тарифы и некоторые другие статьи  затрат. Чем подробнее 
и детальнее будет проработан школьный бизнес-план, тем бли-
же к успеху могут оказаться выпускники, если всерьез увлекутся 
определенным бизнесом и решат осуществить его в будущем. В 
итоге этой работы ученики должны почувствовать вкус к деятель-
ности менеджера и убедиться в том, что такая деятельность им 
по силам. 
Таким образом, формат виртуальной школы не только поз-
воляет применять современные педагогические технологии, но 
и модернизирует их с учетом дополнительных возможностей, 
предоставляемых Интернет. В частности, сетевой преподава-
тель может оперативно решать вопросы планирования проекта, 
организации, контроля и оценки результатов проектной работы. 
Появляется возможность формировать архив проектных работ в 
электронном виде, который открывает доступ учащимся к бизнес-
планам, накопленным в течение ряда лет в разных школах и даже 
разных городах. Наконец, в рамках Интернет-обучения учащиеся 
различных школ, городов, регионов получают возможность объ-
единять усилия, создавая команду для разработки совместных 
проектов. 
Литература
1.  Е.В.Савицкая. Уроки экономики в школе. М, 2006.
2.  Е.В.Савицкая, С.Ф.Серегина. Уроки экономики в школе. Кн. 
2. М, 2006.
3.  Основы экономической теории. Под ред. С.И.Иванова, М, 
2003.
4.  Любимов Л.Л., Раннева Н.А.Основы экономических знаний. 
М, 2003.
5.  Автономов В.С. Введение в экономику. М, 2005.
6. Т.Ю.Матвеева, И.Н.Никулина. Основы экономической тео-
рии, М, 2003.
7.  Экономика. Учебник для школ  гуманитарного профиля. 10-
11 классы. Под ред. А.Я.Линькова. М, 2001.
129



Похожие:

На уроке рационально распределять различные виды деятельнос iconНа современном уроке
На современном уроке / Составители: И. И. Полтава, Г. И. Козлова- златоуст: Изд-во ммц №74205, 2009 г. –35 с
На уроке рационально распределять различные виды деятельнос iconНа современном этапе развития экономики удк 331
В статье рассмотрены различные виды компьютерных программ для решения задач экономико
На уроке рационально распределять различные виды деятельнос iconУрок кризиса курсовой риск существует всегда, даже если существует устойчивый валютный тренд
За этот период многократно менялись сценарии работы банков. Кризисы банковской системы, вызывающие необходимость смены сценария,...
На уроке рационально распределять различные виды деятельнос iconКонспект по предмету: «Системы технологий в менеджменте»
Системы создаются, чтобы обслужить эти различные организационные интересы. Различные организационные уровни обслуживают четыре главных...
На уроке рационально распределять различные виды деятельнос iconУслуги и предложения • для дома и быта •
Зил бычок самосвал виды погрузо разгрузочных Доступные цены т. 509215.* совые, практика и др виды Евгений
На уроке рационально распределять различные виды деятельнос iconБизнес-план cодержание
Время один на один между учителем и учеником в классе на уроке в среднем сводится
На уроке рационально распределять различные виды деятельнос iconРазработка технологии и оборудования гибридных теплонасосных систем
Гибридные тст рационально сочетают и используют как возможности и преимущества тст в повышении степени автономности жилых домов,...
На уроке рационально распределять различные виды деятельнос iconШвейная фабрика 1
Кемеровской области и во многих других городах Сибири и даже в Нижнем Новгороде и Москве. Фабрика приняла участие в создании региональной...
На уроке рационально распределять различные виды деятельнос iconПроект для контроля знаний на уроке информатике «Компьютерная фирма» Данный проект (межпредметный)
Данный проект (межпредметный) может быть использован в качестве контрольной работы по теме «Электронные таблицы» в 10-11 классах
На уроке рационально распределять различные виды деятельнос iconНомера
Обсуждались различные во- за пенитенциарной системой, органи- – заявил Джон Байерли, – осужден
Разместите кнопку на своём сайте:
Бизнес-планы


База данных защищена авторским правом ©bus.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Бизнес-планы
Главная страница