Системный анализ методические указания для студентов экономических и экологических специальностей




Скачать 60.64 Kb.
PDF просмотр
НазваниеСистемный анализ методические указания для студентов экономических и экологических специальностей
Дата конвертации05.09.2012
Размер60.64 Kb.
ТипМетодические указания
МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ВОЛЖСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ
ВОЛГОГРАДСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА
Кафедра экологии и природопользования
А.В.ПЛЯКИН
СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ
Методические указания для студентов экономических
и экологических специальностей
Волгоград 1998

Печатается по решению методической комиссии
факультета регионоведения и лингвистики ВГИ ВолГУ
Протокол №2 от 17 декабря 1998 г.
Плякин А.В.
Системный анализ: Методические указания для
студентов экономических и экологических специальностей
– Волгоград: Издательство Волгоградского университета,
1999. - 24 с.
Настоящие методические указания предназначены для
студентов экономических и экологических специальностей
высших учебных заведений. Материалы содержат программу
курса, планы семинарских занятий, вопросы контрольной
работы, порядок выполнения индивидуального проектирования,
список литературы по курсу.
© А.В. Плякин, 1998
© Издательство Волгоградского
государственного университета, 1998

ВВЕДЕНИЕ
Понятия “системный подход” и “системный анализ” весь-
ма популярны в наше время. Эффективное решение проблем –
производственных, государственных, мировых – требует от-
нюдь не скоротечных, интуитивных решений, а поэтапного,
детального анализа фактов, разнородной информации, наибо-
лее полного учета мнений всех лиц, заинтересованных в реше-
нии проблем. Современный системный анализ как междисцип-
линарная наука нацелен на выяснение причин сложностей и
затруднений, возникающих в процессе функционирования ре-
альных систем (организаций, коллективов, промышленных
предприятий и т.д.), и выработку вариантов их устранения. Это
стало возможно благодаря тому, что системный анализ вобрал
в себя методы разных наук (теории систем, системологии, ки-
бернетики, информатики), направленных на исследование тех-
нических, природных и социальных систем и поиск наиболее
оптимальных условий их существования.
Главной целью курса “Системный анализ” является фор-
мирование у студента представления о практической и позна-
вательной деятельности как о целенаправленном, структуриро-
ванном, внутренне связанном процессе
, позволяющем получить
системный результат в виде конкретного продукта (изделие,
прибор, конструкция) или решения конкретной проблемы (те-
оретическая модель, концепция, проект, бизнес-план). Зада-
чами изучения дисциплины являются: изучение теоретических
основ системного анализа; приобретение практических навы-
ков в использовании системных методов анализа и проектиро-
вания систем средней сложности (производственные процес-
сы, организация, коммуникационная сеть, программный про-
дукт, руководство пользователя, теория и т.д.), а также в при-
нятии решений на основе результатов системного анализа.
Успешно освоивший дисциплину студент должен уметь
использовать методологию структурного анализа и проектиро-
вания систем. Важно научиться применять графический язык и
формальные правила описания систем; с их помощью выпол-
нять интерактивный обзор проблемы, описывать эволюцию
идей, самостоятельно проводить функциональную декомпози-
цию системы, представлять системные интерфейсы и обрат-

ные связи, разделять управляющие и иные потоки в системе,
описывать стратегию развития изучаемой системы.
Изучение дисциплины базируется на знаниях, получен-
ных студентами после изучения основ философии, современ-
ных концепций естествознания, этики делового общения, ин-
форматики. В свою очередь знания, полученные в процессе изу-
чения системного анализа, используются при изучении таких
дисциплин, как “Теория организации”, “Менеджмент”, “Раз-
работка управленческого решения”, “Экологическая экспер-
тиза”, “Моделирование экономических процессов”, “Техно-
генные системы и экологический риск”, “Территориальные
социально-экономические системы”.
Автор надеется, что материалы окажутся полезными на
пути преодоления обучающимися трудностей освоения систем-
ного анализа, в чем он и желает им успехов!
4

I. Общие методические рекомендации по изучению
дисциплины
Данный курс сочетает традиционное лекционно-семинар-
ское и самостоятельное его изучение. В процессе изучении сис-
темного анализа используются следующие приемы обучения:
выполнение индивидуальных заданий; тестирование; конт-
рольные опросы; выполнение индивидуального проектирова-
ния (см. таблицу “Тематический план лекций, практических и
семинарских занятий”).
В ходе подготовки к семинарским занятиям студенты изу-
чают отечественную и зарубежную литературу: учебные посо-
бия, монографии, статьи. Изучение курса “Системный анализ”
построено на принципах закрепления и углубления лекцион-
ного материала на семинарских и практических занятиях. С этой
целью по каждой теме студентам выдаются контрольные воп-
росы. На семинарских занятиях студенты, получившие индиви-
дуальные занятия, делают устные доклады, сопровождая их
схемами, рисунками, формулами и объяснениями. Остальные
студенты ведут записи основной информации, которую они
получают в ходе этих занятий дополнительно к лекционному
материалу. Устные доклады по индивидуальным заданиям сту-
денты делают на основании выполняемого ими реферата в про-
цессе подготовки к докладу. Рефераты используются студента-
ми группы в процессе подготовки к контрольным работам, за-
чету и экзамену путем обмена информацией.
Большое значение имеет самостоятельное выполнение
контрольного проектирования, требующее проявления у сту-
дентов творческой инициативы. Основные этапы создания про-
екта студенты изучают на практических занятиях под руковод-
ством преподавателя. Для этого преподаватель демонстрирует
технологию системного анализа и проектирования на одном
общем для всех примере, давая по ходу объяснения, необходи-
мые комментарии, рекомендации, советы и отвечая на вопро-
сы обучающихся.
После завершения изучения темы, на семинарских и прак-
тических занятиях проводится обобщение и закрепление зна-
ний, полученных в ходе проведения лекций.
Для лучшего усвоения материала в методических указани-
5

ях даются разъяснения основных терминов и понятий систем-
ного анализа.
После завершения изучения дисциплины предусмотрена
форма контроля знаний — семестровый зачет. Итоговый зачет
выставляется по результатам промежуточных форм контроля
— устные и письменные рефераты, тесты, контрольные опро-
сы, контрольное проектирование. Принимаются во внимание
посещаемость лекций и активность на семинарских занятиях.
II. Тематический план курса лекций
Тема 1. Системный анализ и его роль в практической дея-
тельности.
1. Системность как всеобщее свойство материи, практи-
ческой деятельности и познания.
2. Объект, предмет, цель и задачи системного анализа.
3. История развития системных представлений.
4. Место системного анализа среди других современных
наук.
5. Методы и средства системного анализа
Вопросы для самопроверки: В чем состоит смысл системно-
го анализа? В каких случаях мы используем термин “систем-
ность”? В чем состоят отличия понятий “проблемная ситуа-
ция”, “проблема” и “проблематика”? Приведите примеры ана-
лиза и синтеза в процессе познания и практической деятель-
ности. Кто творцы системного анализа?
Тема 2. Роль моделей и моделирования в изучении систем.
1. Понятие о модели и моделировании.
2. Способы воплощения моделей. Виды подобия.
3. Условия реализации свойств моделей. Различия и сход-
ство между моделью и реальностью.
4. Алгоритмизация моделирования и естественная эволю-
ция моделей. Полное определение понятия “модель”.
Вопросы для самопроверки: Почему говорят о практической
значимости и ценности моделей и моделирования? Укажите
фундаментальное свойство моделей? Что произойдет с моде-
лью в случае отсутствия ингерентности? Перечислите главные
отличия модели и моделируемой реальности. В чем состоит сход-
ство модели и моделируемой реальности?
6

Тема 3. Системы и модели систем.
1. Первое определение системы. Целевая предназначенность
системы.
2. Модели “черного ящика”, состава системы, структуры
системы.
3. Трудности построения моделей систем.
4. Второе определение системы. Структурная схема систе-
мы.
5. Рекомендации по достижению полноты модели системы.
6. Природные объекты и искусственные системы. Субъек-
тивные и объективные цели системы. Обобщенное понятие си-
стемы.
7. Классификация систем по происхождению, по описа-
нию входов и выходов системы, по типу внутренних связей,
по способу управления, по степени ресурсной обеспеченности
управления.
8. Роль информации в существовании систем.
9. Описание систем: морфологическое, функциональное,
информационное.
Вопросы для самопроверки: Какие особенности систем от-
ражены в известных Вам определениях понятия “система”?
Что отражают известные Вам модели систем? В чем состоит
главное (с точки зрения системного анализа) отличие природ-
ных и искусственных систем? Перечислите известные Вам клас-
сификации систем. Какова роль информации в существовании
систем?
Тема 4. Природно-промышленные системы как особый тип
современных систем.
1. Понятие о природно-промышленных системах (ППС)
и об экотехнологическом подходе в решении проблем их суще-
ствования
2. Классификация ППС.
3. Способы описания взаимодействий в ППС. Способы
исследования и описания влияния технических систем на ок-
ружающую среду.
4. Основные положения и принципы эколого-экономичес-
кой оптимизации ППС при проектировании и эксплуатации
промышленных объектов.
7

Вопросы для самопроверки: В чем отличие природно-про-
мышленных систем от природных геосистем? Каковы особен-
ности экотехнологического подхода в решении проблем взаи-
модействия природы и общества? В чем смысл оптимизации
потоков вещества, энергии и информации в природно-про-
мышленных системах?
Тема 5. Этапы системного анализа.
1. Понятие об этапах системного анализа.
2. Неформализуемые этапы системного анализа.
3. Методы построения проблематики и “дерева целей”.
4. Формирование критериев и альтернатив.
5. Моделирование и проектирование систем.
6. Принятие решения о внедрении результатов системного
анализа в практику.
Вопросы для самопроверки: Почему так важен охват мне-
ний всех заинтересованных лиц в проведении системного ана-
лиза? Перечислите этапы системного анализа. Какие методы и
приемы используются в процессе проведения системного ана-
лиза? Какова эффективность применения методов системного
анализа?
Тема 6. Принятие решений.
1. Многообразие задач принятия решений.
2. Методологические подходы в решении задач принятия
решений: экономико-математический, инженерно-экономичес-
кий, компьютерный, психологический.
3. Новые подходы к построению методов принятия реше-
ний.
4. Этика системного анализа.
Вопросы для самопроверки: Что значит “сделать выбор”? В
чем состоят преимущества и недостатки известных подходов в
решении задач принятия решений? Охарактеризуйте содержа-
ние новых подходов в построении методов принятия решений.
Каковы особенности поведения системного аналитика в про-
цессе принятия решения?
Тема 7. Современное проектирование систем.
1. Понятие о современном проектировании систем.
2. Задачи системного аналитика и проектировщика.
3. Особенности современного проектирования систем: вне-
8

шние и внутренние сложности.
4. Разновидности современных методов анализа и проек-
тирования систем.
Вопросы для самопроверки: В чем состоит отличие систем-
ных методов проектирования от традиционных методов? Со-
временное проектирование систем – это наука или искусст-
во? Чем опасна цикличность в процессе проектирования сис-
тем? Какие препятствия существуют на пути использования
современных методов системного проектирования?
Тема 8. Этапы современного проектирования систем.
1. Понятие об этапах проектирования систем: диверген-
ции, трансформации и конвергенции.
2. Понятие о стратегии проектирования. Классификация
стратегий. Управление стратегией.
3. Понятие о технологии структурного анализа и проекти-
рования систем (Structured Analysis & Design Technique).
Вопросы для самопроверки: Охарактеризуйте назначение и
отличительные особенности каждого из этапов проектирова-
ния систем. Почему так важно управлять стратегией проекти-
рования? Укажите критерии управления стратегией проекти-
рования?
9

Тематический план лекций, семинарских и практических
занятий

Название темы лекции или
Лек- Семи- Прак-
Литература
Форма
те-
семинарского (практиче-
ции.
нары
тич.
контро-
мы
ского) занятия
заня-
ля
тия
1
Системный анализ и его
2
2
Основная
 З, Т
роль в практической дея-
№ 5,6,9,10
тельности
Дополнитель-
ная
№ 1-4, 6-8,
12,14
2
Роль моделей и моделиро-
2
2
Основная
З, Т
вания в изучении систем
№ 6,7,9,10
Дополнитель-
ная
№5,8,12,13
3
Системы и модели систем
2
2
Основная
КР, Т, З
№ 1,4,5,6,8,9
Дополнитель-
ная
№ 8, 9-12,14
4
Природно-промышленные
2
2
Основная
КР, Т, З
системы как особый тип со-
№ 1, 12
временных систем
Дополнитель-
ная
№ 5,12,19
5
Этапы системного анализа
2
1
Основная
КР, Т,
 № 6,9,11
З
6
Принятие решений
2
1
Основная
КР, З
№ 6, 11
7
Современное проектирова-
2
4
Основная
КП, З
ние систем
№ 2,3,9
8
Этапы современного проек-
4
4
Основная
КП, З
тирования систем
№ 2,3,9
ИТОГО:
18
18
Условные обозначения форм контроля знаний студентов: КР
- контрольная работа, З - зачет, КО - контрольный опрос, Т-
тестирование, КП – контрольное проектирование.
Индивидуальные задания к семинару №1 на тему:
“Системный анализ и его роль в практической
деятельности”
Задание №1
В каких событиях, фактах и явлениях проявляется систем-
ность окружающего мира? Может ли какой-нибудь объект или
явление быть несистемным? Почему мы вынуждены учитывать
10

системность познания, практической деятельности и окружа-
ющего мира в процессе своей деятельности? Обоснуйте свои
ответы.
Задание №2
Каковы основные события в развитии системных пред-
ставлений в течение последних 150 лет? Почему системный
анализ получил свое развитие только в 20 веке? Творцы сис-
темного анализа. Кто они?
Задание №3
Какое место системный анализ занимает среди других со-
временных наук? Какова роль системного анализа в решении
проблем взаимодействия природы и общества, социально-эко-
номических проблем? Приведите примеры системного реше-
ния экономических, экологических, социальных проблем.
Задание №4
Приведите известные Вам примеры анализа и синтеза в
познавательной деятельности. Обсудите, какие изменения про-
исходят в системности наших знаний после открытия великих
законов в науке (например, закона периодической системы
элементов Д.И.Менделеева)?
Индивидуальные задания к семинару №2 на тему:
“Роль моделей и моделирования в изучении систем”
Задание №1
Что заставляет нас пользоваться моделями вместо самих
моделируемых объектов? Какие функции выполняют модели
во всякой целесообразной деятельности? Возможна ли деятель-
ность без моделирования? В каком смысле модель – “окно”,
через которое мышление постигает мир?
Задание №2
В каких областях знаний и практической деятельности
модельное познание играет важную роль? Докажите важность
и необходимость моделирования в решении социальных, эко-
номических и экологических проблем.
Задание №3
Какие средства и приемы используются в процессе моде-
11

лирования систем? Какое значение имеет ингерентность в про-
цессе реализации свойств модели? Приведите примеры в исто-
рии человечества, когда модели систем не были реализованы
по причине отсутствия ингерентности.
Задание №4
Почему моделирование является неразрывным сплавом
науки и искусства? Каковы причины того, что любая модель
со временем меняется? Приведите примеры эволюции теоре-
тических моделей в истории человечества.
Вопросы контрольного опроса по теме 3:
“Системы и модели систем”
1. Сформулируйте первое определение системы. Каковы
сложности выявления целей систем.
2. Перечислите известные модели систем. Какие существу-
ют сложности на пути их построения?
3. Сформулируйте второе определение системы. Что такое
структурная схема системы?
4. Дайте рекомендации по достижению полноты модели
системы.
5. Что такое объективные и субъективные цели систем?
Почему стало возможным распространение понятия системы в
отношении природных объектов?
6. Перечислите виды классификаций систем. Раскройте их
содержание.
7. Какая система называется “большой”, а какая “слож-
ной”?
8. Что такое информация и информационный ресурс? Что
является носителем информации?
9. Какова роль информации в существовании систем?
10. Что такое знание и каковы этапы их формирования?
Вопросы контрольного опроса по теме 4:
“Природно-технические системы
как особый тип современных систем”
1. Каковы особенности природно-промышленных систем?
2. Каковы особенности экотехнологического подхода в
решении экологических проблем?
3. Назовите типы природно-промышленных систем.
12

4. Сформулируйте принципы описания процессов и взаи-
модействий в природно-промышленной системе.
5. Дайте определение понятия оптимизации природно-про-
мышленных систем?
6. Каковы основные принципы эколого-экологической
оптимизации природно-промышленных систем?
Аудиторная контрольная работа по темам №5, 6
“Этапы системного анализа” и “Принятие решений”
1. Опишите основные этапы системного анализа.
2. Сформулируйте содержание подходов в решении задач
выбора и принятия решений по результатам системного ана-
лиза.
3. Руководствуясь знанием этапов проведения системного
анализа, создайте модель (проект) решения любой интересую-
щей Вас проблемы.
Контрольное проектирование по темам №6,7
“Современное проектирование систем” и “Этапы
современного проектирования систем”
В процессе самостоятельного проектирования учащиеся
изучают методологию SADT. Методология структурного анали-
за и проектирования (Structured Analysis & Design Technique
(SADT), аббревиатура введена Дугласом Т. Россом, 1968) —
одна из самых известных методологий проектирования слож-
ных систем, использующая графические обозначения и сис-
темный подход в описании систем до момента их реального
создания. Область применения методологии — медицина, эко-
логия, экономика, долгосрочное планирование, финансовый
менеджмент, обучение персонала.
В соответствии с SADT, системное проектирование — это
процедура определения подсистем, компонентов системы и
способов их соединения; ограничений, при которых система
должна работать. Любую систему можно строго исследовать,
приспосабливая язык описания, наиболее естественный для дан-
ного объекта моделирования. Следует при этом использовать
правила пунктуации, служащие для ограничения и структури-
рования этих выражений так, чтобы сохранилось только то
значение, которое имелось в виду. Эти правила суть точная и
13

строгая письменная форма,  моделирующая границу, поведе-
ние и сущность объекта.
Универсальной единицей языка описания проектируемой
системы является SA-блок:
                                      ??????????
 ????                                                                  ?????
                                         ???????
                                       ????????
Блоки могут подвергнуться декомпозиции, дуги могут
разветвляться и соединяться.
Ключевые понятия:
Диаграмма - результат декомпозиции блока.
Интерфейс - входы, управление и выходы.
Модель - иерархическая совокупность диаграмм
Порядок выполнения самостоятельного проектирования
? ?????
?????????? ????? ??????????????
1
???????? ??????  ???????????? ??????? ? ?????????????? ??????
(SADT).  ??????????? ?????? ? ???? ???????, ??????????? ??????
???????????????? ???. ?????? ????????? ?????? ??? ????????
?????????. ?????????? ????????? ???????? ??????. ???????????
?????? ?????????? ?????????. ?????????? ????????? ??????.
2
?????????? ????????? ??????? ?????? ???????????? ???????,
??????????? ?????? ?????????, ?????????? ?????. ??????????????
??????.
3
???????  ???????  ??????????:  ???????????  ????????????  ?
????????? ???????? ???????? ? ??????? ?????? ????????????.
4
?????????  ????????????  ???  ??????????  ??????:  ??????
??????????, ?????????????, ????????.
Примерный перечень решаемых проблем:
1. Организация рационального питания семьи.
2. Обеспечение санитарной чистоты в районах города.
3. Создание системы безопасности школьников на городс-
ких улицах.
14

Вопросы для подготовки к зачету по дисциплине
“Системный анализ”
1. Предмет, цель, задачи и содержание системного анали-
за.
2. Понятие о проблемной ситуации и проблеме. Методы
построения проблематики.
3. Понятие о системности. Признаки системности. Систем-
ность познания, практической деятельности и окружающей
среды.
4. Понятия о модели и моделировании. Способы воплоще-
ния моделей в реальность. Типы моделей.
5. Понятие подобия в моделировании и его виды.
6. Условия реализации свойств моделей.
7. Естественная эволюция моделей.
8. Сложности построения алгоритма процесса моделиро-
вания.
9. Сходство и различия между моделью и реальностью.
10. Конечность, упрощенность моделей реальности и их
причины.
11. Приближенность, адекватность моделей реальности и
их причины.
12. Первое определение системы. Сложности выявления
целей систем.
13. Модель “черного ящика” и сложности ее построения.
14. Модель состава системы и сложности ее построения.
15. Модель структуры системы. Понятия отношения, струк-
туры, свойства.
16. Второе определение системы. Структурная схема систе-
мы.
17. Типы динамики системы. Рекомендации по достиже-
нию полноты модели системы.
18. Объективные и субъективные цели систем. Обобщение
понятия системы для природных объектов.
19. Классификация систем по происхождению. Виды клас-
сификаций систем.
20. Классификация систем по способу управления. Поня-
тие об обратной связи.
21. Классификация систем по степени ресурсной обеспе-
ченности управления. Понятие большой и сложной системы.
15

22. Понятие об информации и информационном ресурсе.
Виды и свойства сигналов.
23. Понятие о знании и этапы их формирования.
24. Понятие о природно-промышленной системе. Особен-
ности экотехнологического подхода в решении проблем взаи-
модействия природы и общества.
25. Особенности природно-технических систем. Классифи-
кация природно-технических систем.
26. Принципы описания процессов и взаимодействий в
природно-технической системе.
27. Понятие об оптимизации природно-технических сис-
тем. Основные принципы эколого-экологической оптимизации.
28. Этапы системного анализа.
29. Подходы к решению задач выбора и принятия реше-
ний.
30. Понятие о современном проектировании систем. Зада-
чи системного проектирования.
31. Причины появления современных методов проектиро-
вания систем.
32. Особенности современного проектирования систем.
Преимущества в сравнении с традиционными методами.
33. Типы новых методов проектирования систем.
34. Понятие о цикличности и линейности проектирования
систем. Способы линеаризации задач проектирования.
35. Основные стадии процесса системного проектирова-
ния.
36. Понятие и особенности этапа системного проектиро-
вания “Дивергенция”. Методы дивергенции.
37. Понятие и особенности этапа системного проектиро-
вания “Трансформация”. Методы трансформации.
38. Понятие и особенности этапа системного проектиро-
вания “Конвергенция”. Методы конвергенции.
39. Понятие о стратегии проектирования. Классификация
стратегий. Управление стратегией проектирования систем. Кри-
терии управления.
40. Методы управления стратегией проектирования. Метод
переключения стратегии.
16

Список рекомендуемой литературы:
Основная
 1. Воробьев О.Г., Реут О.Ч. Геотехнические системы (гене-
зис, структура, управление). Петрозаводск, 1994. 82с.
2. Джонс Д.К. Методы проектирования. М.: Мир, 1986. 326с.
3. Марка Д., МакГоуэн К. Методология структурного ана-
лиза и проектирования: Пер. с англ. М.: МетаТехнология, 1993.
240с.
4. Информатика: Учебник / Под ред. проф. И.В.Макаровой.
2-е изд. М.: ФиС, 1998. 768 с.
5. Информатика: Энциклопедический словарь для начина-
ющих. М.: Педагогика-Пресс, 1994. 350с.
6. Перегудов Ф.И., Тарасенко Ф.П. Введение в системный
анализ. М.: Высшая школа, 1989. 367с.
7. Советов Б.Я, Яковлев С.А. Моделирование систем. М.:
Высшая школа, 1985. 271с.
8. Советов Б.Я. Информационная технология. М.: Высшая
школа, 1994. 368с.
9. Мельникова Л.И., Шведова В.В. Системный анализ при
создании и освоении объектов техники. М.: ВНИИПИ, 1991.
84с.
10. Синергетика и методы науки. СПб.: Наука, 1998. 439с.
11. Ларичев О.И., Мошкович Е.М. Качественные методы
принятия решений. Вербальный анализ решений. М.: Наука;
Физматлит, 1996. 208с.
12. Кормилицин В.И. и др. Основы экологии. М.: Изд-во
МГУ, 1997. 368с.
Дополнительная
1. Бир С. Кибернетика и управление производством. М.:
Физматлит, 1963. 274с.
2. Винер Н. Кибернетика. М.: Советское радио, 1968. 325с.
3. Винер Н. Кибернетика и общество. М.: Иностранная ли-
тература, 1958. 200с.
4. Эшби У.Р. Введение в кибернетику. М.: Иностранная
литература, 1959. 432с.
5. Медоуз Д.Х., Медоуз Д.Л., Рандерс Й. За пределами
роста. М.: Прогресс; Пангея, 1994. 304с.
17

6. Кибернетика. Современное состояние. М.: Наука, 1980.
208с.
7. Кибернетика. Перспективы развития. М.: Наука, 1981. 192с.
8. Кибернетика и ноосфера. М.: Наука, 1986. 157с.
9. Кибернетическая природа и стабильность экосистем //
Одум Ю. Экология. Т1. М.: Мир, 1986. С.60-68.
10. Наумов В.К. и др. Системы управления базами данных и
знаний (справочное издание). М.: Финансы и статистика, 1991.
11. Ревунков Г.И., Самохвалов Э.Н., Чистов В.В. Базы и
банки данных и знаний. М.: Высшая школа, 1992. 367с.
12. Системные исследования. Методологические пробле-
мы: Ежегодник. М.: Наука, 1988. 495с.
13. Низ А. Экономика и окружающая среда. М.: Экономи-
ка, 1981. 192с.
14. Карташев В.А. Система систем. Очерки общей теории и
методологии. М.: Изд-во “Прогресс-Академия”, 1995. 416с.
Словарь специальных терминов*
Альтернатива – вариант, одна из двух и более возможнос-
тей; то, что можно иметь, или использовать вместо чего-то
еще. На множестве альтернатив осуществляется принятие ре-
шений.
Анализ (от греч. “расчленять”) – мысленное или реальное
разделение целого на части, до недавнего времени – синоним
научного исследования вообще.
Вход системы –это связь системы с окружающей средой,
направленная от среды в систему; то, что преобразуется систе-
мой в выход.
Выход системы – связь системы с окружающей средой,
направленная от системы к среде; продукт системы; то, во что
преобразуются входы (материальная продукция, удовлетворе-
ние потребностей).
Принятие решения (выбор) – операция, входящая во вся-
кую целенаправленную деятельность и состоящая в целевом
сужении множества альтернатив, по возможности - до одной
альтернативы.
_____________________________
* Перегудов Ф.И., Тарасенко Ф.П. Введение в системный ана-
лиз: Учебное пособие для вузов. М.: Высшая школа., 1989. 367 с.
18

Граница системы – пределы, до которых распространяет-
ся в системе информация; поверхность в пространстве модели-
руемой ситуации, разделяющая саму систему и окружающую
среду.
Декомпозиция – операция разделения целого на части с
сохранением признака принадлежности и подчиненности, ре-
зультатом чего является создание древовидных иерархических
структур.
Знак – сигнал, имеющий воспринимаемое человеком кон-
кретное значение (дорожный знак, математические знаки, ус-
ловные жесты и т.д.); реальная модель абстрактного понятия.
Измерение – действие по сопоставлению определенного
состояния наблюдаемого явления или объекта с выбранной для
регистрации этого состояния шкалой; результатом измерения
является символ (принадлежащий шкале), обозначающий на-
блюдавшееся состояние.
Ингерентность – согласованность модели с окружающей
ее культурной средой; условие, необходимое для реализации
свойств модели.
Информация – результат отражения одного объекта дру-
гим, допускающий свое количественное описание и измере-
ние.
Кибернетика (от греч. “управлять”) – наука об управле-
нии в системах произвольной природы.
Критерий – средство для вынесения суждения; стандарт
для сравнения; правило для оценки; мера степени близости к
цели; модель цели.
Модель (от лат. “образец”) – отображение: целевое, абст-
рактное или реальное, статическое или динамическое, инге-
рентное, конечное, упрощенное, приближенное, имеющее
наряду с безусловно истинным условно-истинное и ложное
содержание, реализующееся и развивающееся в процессе его прак-
тического использования.

Модель состава системы — модель, описывающая, из ка-
ких подсистем и элементов состоит система.
Модель структуры системы – модель, описывающая все
связи (отношения) между элементами модели состава систе-
мы.
Модель “черного ящика” – модель, описывающая границу
19

системы, только входы и выходы системы, но не внутреннее
устройство системы.
Оптимальный – наилучший в заданных условиях. Оптими-
зация чего-либо – никогда не является целью, а только сред-
ством достижения цели.
Проблема (от греч. “задача”) – различают проблему разви-
тия — неудовлетворительное состояние системы, изменение
которого к лучшему является непростым делом, и проблему
функционирования
 — удовлетворительное состояние системы,
сохранение которого требует постоянных и непростых усилий
(проблема выживания, проблема функционирования городс-
кого транспорта).
Проблематика – совокупность проблем, неразрывно свя-
занная с проблемой, подлежащей разрешению.
Проблемная ситуация – такая ситуация, когда неудовлет-
ворительность состояния системы осознана, но не ясно, что
делать для его изменения.
Синтез (от греч. “соединение”) – мысленное или реаль-
ное соединение частей в целое; метод познания.
Система – средство достижения цели; совокупность взаи-
мосвязанных элементов, обособленных от окружающей среды
и взаимодействующая с ней как целое.
Системность – обладание всеми признаками системы (на-
личие цели, элементов, подсистем, структурированности, внут-
ренних связей); всеобщее свойство существования материи,
форма ее существования; неотъемлемое свойство человеческой
практики и мышления.
Системный подход – начальная фаза системного анализа,
этап первоначального, качественного анализа проблемы и по-
становки задач.
Структура (от лат. “строение”) – совокупность связей между
частями системы.
Цель  – образ желаемого будущего (субъективная цель);
будущее реальное состояние (объективная цель).
Шкалы измерительные – множество обозначений, исполь-
зуемых для регистрации состояния наблюдаемого объекта; шка-
лы различаются по силе; сила измерительной шкалы должна
согласовываться с природой измеряемого явления.
Эмерджентность (от англ. “внезапное появление”) – осо-
20

бенность систем, состоящая в том, что свойства системы не
сводятся к совокупности свойств частей, из которых она со-
стоит, и не выводятся из них.
21

ДЛЯ ЗАМЕТОК

ДЛЯ ЗАМЕТОК

А.В.Плякин
СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ
Методические указания для студентов экономических
и экологических специальностей
Главный редактор А.В. Шестакова
Технический редактор Я.В. Деревянкин
ЛР N 020406 от 12.02.97
Подписано в печать 09.10.98. Формат 60x84/16.
Бумага типографская № 1. Гарнитура Таймс. Усл. печ. л. 1,4.
Уч-изд. л. 1,5. Тираж 100 экз. Заказ          .
Издательство Волгоградского государственного университета
400062, Волгоград, ул. 2-я Продольная, 30.



Похожие:

Системный анализ методические указания для студентов экономических и экологических специальностей iconМетодические указания для выполнения самостоятельной и практической работы ( для студентов специальностей гсх и пгс)
Методические указания для выполнения практических работ по курсу «Градостроительный мониторинг и менеджмент» (для студентов специальностей...
Системный анализ методические указания для студентов экономических и экологических специальностей iconМетодические указания по выполнению курсового проекта по курсу Экономика предприятия для студентов экономических специальностей
Корсаков М. Н. Методические указания по выполнению курсового проекта. Таганрог: Изд-во трту, 2000, 20с
Системный анализ методические указания для студентов экономических и экологических специальностей iconСистемный анализ и управление Воронеж 2010 Составители: Баркалов С. А., Нильга О. С
...
Системный анализ методические указания для студентов экономических и экологических специальностей iconМетодические указания по курсовому проектированию для студентов экономических специальностей
Составили: К. К. Шебеко, Т. Л. Хроменкова, М. Ф. Рудаков, А. С. Журавский, Т. П. Морозова
Системный анализ методические указания для студентов экономических и экологических специальностей iconСамостоятельная работа студентов методические указания для подготовки дипломированного специалиста по специальности 080109 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»
Методические указания по самостоятельной работе студентов составлены в соответствии с
Системный анализ методические указания для студентов экономических и экологических специальностей iconСамостоятельная работа студентов методические указания для подготовки дипломированного специалиста по специальности 080109 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»
Методические указания по самостоятельной работе студентов составлены в соответствии с
Системный анализ методические указания для студентов экономических и экологических специальностей iconМетодические указания по курсовому проектированию для студентов экономических специальностей по дисциплине "Исследование систем управления"
Департамент кадровой политики и образования ставропольский государственный аграрный университет
Системный анализ методические указания для студентов экономических и экологических специальностей iconМетодические указания к выполнению курсовой работы «Расчёт бизнес плана автотранспортного предприятия»
Методические указания предназначены для студентов специальностей 190604 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»,...
Системный анализ методические указания для студентов экономических и экологических специальностей iconМетодические указания и задания контрольных работ для студентов заочной формы обучения специальностей: 351300 «Коммерция», 061500 «Маркетинг»
Методические указания и задания контрольных работ для студентов заочной формы обучения специальностей
Системный анализ методические указания для студентов экономических и экологических специальностей iconМетодические указания к выполнению контрольной работы по курсу «Финансы предприятия» для студентов специальностей
Методические указания и задания к контрольным работам по курсу Финансы
Разместите кнопку на своём сайте:
Бизнес-планы


База данных защищена авторским правом ©bus.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Бизнес-планы
Главная страница