Отчёт губернатора Ярославской области об основных результатах деятельности Правительства области в 2009 году информационно-аналитические




НазваниеОтчёт губернатора Ярославской области об основных результатах деятельности Правительства области в 2009 году информационно-аналитические
страница1/14
Дата конвертации05.09.2012
Размер1.99 Mb.
ТипДокументы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14




ПРАВИТЕЛЬСТВО

ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ


ОТЧЁТ

Губернатора Ярославской области

об основных результатах деятельности Правительства области в 2009 году


(информационно-аналитические материалы)


апрель
2010 года


Оглавление




Оглавление 2

ПРЕЗЮМЕ 4

Основные итоги социально-экономического и общественно-политического развития Ярославской области в 2009 году 11

ПРИОРИТЕТЫ АНТИКРИЗИСНОЙ ПОЛИТИКИ 14

Обеспечение социальных гарантий и адресная социальная поддержка 14

Содействие занятости населения 15

Поддержка системообразующих предприятий 16

Стабилизация ситуации и развитие монопрофильных населённых пунктов 17

НОВОЕ КАЧЕСТВО ЖИЗНИ 18

Повышение качества и доступности государственных и муниципальных услуг, модернизация и развитие социальной инфраструктуры 18

Обеспечение социальной защиты населения 18

Качественное и доступное здравоохранение 20

Удовлетворение потребностей в современном образовании 22

Политика в сферах культуры и спорта 23

Молодёжная политика 27

Подготовка к 65-летию Победы 28

Создание условий для роста жилищного строительства, развития строительной индустрии и инженерной инфраструктуры с целью повышения уровня доступности и комфортности жилья 29

Стимулирование предложения строительства жилья 29

Строительство жилья за счет привлечения инвестиций частного капитала 31

Строительство доступного жилья за счёт государственных средств 32

Стимулирование платежеспособного спроса 32

Повышение эффективности отрасли ЖКХ и качества предоставляемых жилищно-коммунальных услуг 33

МОДЕРНИЗАЦИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ И ИННОВАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА 36

Создание благоприятных экономических, правовых и организационно-управленческих условий для участников инвестиционной деятельности 36

Продвижение, развитие международного и межрегионального сотрудничества 37

Подготовка к 1000-летию основания Ярославля 37

Мировой политический форум 39

Развитие туризма и продвижение туристических брендов 39

Стимулирование инвестиционной деятельности предприятий и организаций 40

Развитие инфраструктуры инвестиционных площадок 41

Реализация кластерной политики. Усиление интеграции науки, образования и производства 44

Создание инфраструктуры поддержки предпринимательства 46

Развитие агропромышленного комплекса 48

ЭФФЕКТИВНОЕ ГОСУДАРСТВО 51

Обеспечение социально-политической стабильности, создание условий для развития и эффективной деятельности институтов гражданского общества 51

Создание условий для обеспечения безопасности жизнедеятельности на территории Ярославской области 53

Бюджетная политика 53

Повышение эффективности и результативности деятельности органов исполнительной власти 57

Реализация политики по противодействию коррупции 60

ПРИЛОЖЕНИЕ 62



ПРЕЗЮМЕ




В 2009 году вместе с Россией Ярославская область пережила нелегкий период - от нарастания сложнейших экономических и социальных проблем на фоне развития кризиса до появления признаков начала экономического выздоровления.

Впервые за последние годы нам пришлось столкнуться с такими, казалось ушедшими в прошлое, проблемами, как массовое высвобождение работников, долги по заработной плате, риски банкротства системообразующих предприятий, угроза отключения предприятий от источников энергоснабжения за неплатежи, недоступность кредитов, сокращение доходной базы бюджетов всех уровней и рядом других. Многие экономические характеристики, которые еще несколько лет назад воспринимались в ряду конкурентных преимуществ региона, обернулись своей слабой стороной.

Например, преобладание машиностроения в структуре промышленного производства, большое количество предприятий, работающих на оборонный заказ, обусловили более глубокий спад в объемах промышленного производства по итогам 2009 года (минус 19,5%). А сравнительно более высокий уровень заработной платы (по размеру среднемесячной заработной платы в 2006-2008 гг. - третье место в ЦФО; по итогам 2009 года - четвертое место) в кризисной ситуации только усилил экономическое давление на предприятия. Политика опережающего роста текущего финансирования социальной сферы и несбалансированного инвестиционного портфеля за счет роста государственного долга области привели к существенному росту расходов на его обслуживание в условиях удорожания кредитных ресурсов и сокращения собственной доходной базы областного бюджета.

В сложившихся условиях Правительство области совместно с Ярославской областной Думой и всеми участниками социально-экономического процесса сделало все возможное, чтобы сохранить экономический потенциал региона, не допустить резкого снижения доходов населения и роста безработицы, обеспечить дополнительную социальную защиту людей. Важными направлениями деятельности Правительства оставались: строгое выполнение социальных обязательств, поддержка бесперебойной работы институтов жизнеобеспечения, создание условий для привлечения в экономику и социальную сферу финансовых ресурсов, поддержка значимых для экономики региона производств.

Для решения этих задач Правительство оперативно приняло и в целом успешно реализовало Программу антикризисных мер на 2009 г. Для координации работы всех заинтересованных сторон и повышения эффективности принимаемых мер была создана комиссия по обеспечению устойчивого функционирования экономики области во главе с губернатором. При содействии Правительства аналогичные программы были разработаны и реализованы во всех муниципальных районах области. Удалось сохранить стабильность ключевых социально-экономических показателей развития региона.

Ярославская область, одна из первых в России, разработала и начала реализовывать областную целевую программу снижения напряженности на рынке труда. Уже 2 февраля 2009 года Правительство области и Федеральная служба по труду и занятости подписали Соглашение о выделении из федерального бюджета 509,6 млн. рублей на ее финансирование. К реализации программы привлечено 1,9 тыс. организаций, численность участников программы составила 34,4 тыс. человек. Одновременно реализовывалась ведомственная целевая программа содействия занятости, в рамках которой услугами службы занятости воспользовались 485,2 тыс. человека, более 5 тысяч безработных прошли профессиональное обучение, число трудоустроенных граждан на 22,5% превысило планируемые показатели. Проактивная политика в сфере занятости позволила решить ключевые задачи сохранения квалифицированного кадрового потенциала предприятий, переобучения высвобождаемых работников, социальной защиты безработных, помощи выпускникам вузов и средних учебных заведений, содействия в поисках работы и создания собственного дела. Благодаря реализованным программам, уровень безработицы в области на конец 2009 года (4,2%) оказался существенно ниже «пессимистического» сценария начала года (8,1%).

В результате целенаправленных действий Правительства области, поддержанных депутатами Ярославской областной Думы, выполнены все бюджетные обязательства по социальной поддержке населения, своевременно и в полном объёме выплачивалась заработная плата в учреждениях бюджетной сферы, не допущено существенных системных сбоев в функционировании институтов жизнеобеспечения региона.

В условиях нарастания кризиса Правительством области в сотрудничестве с Ярославской областной Думой был принят дополнительный пакет мер, направленный на адресную социальную поддержку людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации: до 14% снижен порог максимально допустимой доли расходов на оплату жилья и жилищно-коммунальных услуг в доходах семьи, введена субсидия на оплату жилья и жилищно-коммунальных услуг для безработных граждан, приняты другие меры социальной поддержки.

Эти шаги стали своевременными и действенными: правом получения субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг воспользовались в 2009 году 76 тысяч семей и 300 семей безработных граждан. Всего в 2009 году службы социальной защиты области обеспечили выплаты 59 видов пособий и компенсаций, предусмотренных федеральным и региональным законодательством, 400-м тысячам получателей, оказали адресную помощь 3 381 семье, оказавшейся в трудной жизненной ситуации.

В центре внимания Правительства находилась и ситуация с долгами по заработной плате на предприятиях области. Для ее решения Правительство активно взаимодействовало с руководителями и собственниками предприятий, кредиторами, налоговыми органами и органами прокуратуры. Результатом стало сокращение количества организаций-должников и объема общей задолженности по заработной плате до 72 млн. рублей на конец года (максимальный долг по выплате заработной платы был зафиксирован в апреле 2009 г. и составлял 261 млн. руб.).

Губернатор и Правительство области предметно работали с каждым из системообразующих предприятий, столкнувшихся с серьезными проблемами в период кризиса. Содействие в получении государственных заказов, участии в федеральных целевых программах, предоставлении и реструктуризации кредитов, реструктуризации налоговой задолженности, урегулировании отношений с энергоснабжающими организациями, решении сложных вопросов с собственниками и акционерами постоянно находилось в фокусе внимания органов исполнительной власти.

Например, в результате работы по содействию и поддержке ОАО «НПО «Сатурн», которая началась еще в декабре 2008 года, Председатель Правительства РФ В.Путин подписал распоряжение о выделении «НПО «Сатурн» 5,2 млрд. руб.

Благодаря усилиям Правительства Ярославской области, ОАО «Автодизель» подписало кредитное соглашение с государственной корпорацией «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» о финансировании проекта организации производства средних рядных двигателей ЯМЗ-530 в сумме 5,8 млрд. рублей.

В целом принятые меры позволили не только сохранить экономический потенциала региона, но и заложить качественно новый фундамент его дальнейшего развития.

Не остались без внимания областного руководства вопросы поддержки малого и среднего бизнеса. Совместно с Координационным советом по малому и среднему предпринимательству при Губернаторе намечены и реализованы меры, позволившие снизить административные барьеры, сделать более доступными кредиты, производственные и офисные помещения, поддержать начинающих предпринимателей на этапе создания собственного дела. В 2009 году на базе вновь открытого бизнес-инкубатора создано 146 рабочих мест для 21 субъекта малого предпринимательства, выдано 16,3 млн. рублей микрокредитов, предоставлено поручительств на 5,5 млн. рублей, начинающие предприниматели получили 8,8 млн. рублей в виде грантов на открытие собственного дела, на 45,4 млн. рублей оказана поддержка в форме компенсации части затрат по банковским процентным ставкам и договорам финансового лизинга. Порядка двух тысяч человек приняли участие в программах подготовки и переобучения кадров для сферы малого и среднего предпринимательства. Программы поддержки и развития предпринимательства действовали практически во всех муниципальных районах области. Системная работа позволила Ярославской области сохранить высокие позиции по показателям развития малого предпринимательства: 7 место в РФ по количеству зарегистрированных малых предприятий в расчете на 100 тыс. жителей, 14 место по доле занятых на малых предприятиях, 7 место по объему оборота малых предприятий на душу населения по последним данным.

На протяжении последних лет Правительство области вело системную работу по увеличению доходной части бюджета, строго целевому расходованию бюджетных средств. В год нарастающего кризиса решение этой задачи было особенно важно. В условиях сокращения доходной базы областного бюджета Правительством области активно использовались возможности привлечения ресурсов федеральных целевых программ. Всего в 2009 году было привлечено более 21 млрд. рублей федеральных средств, что позволило не только решить текущие вопросы, поддержать местные бюджеты и экономическую активность на территории области, но и продолжить решение стратегических задач в сферах реформы жилищно-коммунального хозяйства, энергосбережения и энергоэффективности, дорожного хозяйства и строительства, развития здравоохранения.

Так, работа с Фондом содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства позволила значительно продвинуть решение проблемы изношенности жилищного фонда. С привлечением средств Фонда в области был выполнен капитальный ремонт 1 802 многоквартирных домов общей площадью 4 981,7 тыс. кв. м. Доля капитально отремонтированных многоквартирных домов в общей площади жилищного фонда составила 21%.

Включение области в рамках приоритетного национального проекта «Здоровье» в программы по совершенствованию оказания медицинской помощи больным с сосудистыми заболеваниями и организации медицинской помощи пострадавшим при ДТП позволили приобрести дорогостоящее оборудование за счёт средств федерального бюджета на сумму более 394 млн. рублей, пополнить парк медицинской техники 10 современными реанимобилями.

Активная позиция Губернатора и Правительства области
в отношениях с федеральными органами власти помогла реализовать основную часть планов по подготовке к празднованию 1000-летия основания города Ярославля. Основной акцент программы подготовки – повышение качества и уровня жизни ярославцев и всех жителей области. Этому способствует привлечение максимального количества ресурсов для развития региона и, прежде всего, его инфраструктуры и социальной сферы. Не все вопросы удалось решить без проблем и неудобств для жителей Ярославля, т.к. многие проекты пришлось реализовывать в очень сжатые сроки (это, прежде всего, реконструкция улично-дорожной сети Ярославля, строительство нового концертно-зрелищного центра и ряда других объектов). Но самое главное - Правительство сумело, несмотря на кризис, в должной мере реализовать возможности, открывшиеся перед областью после того, как Президент России Д.А.Медведев принял решение возглавить Государственную комиссию по подготовке празднования 1000-летия города Ярославля.

Привлечение федеральных средств потребовало от Правительства области и Ярославской областной Думы взять значительные обязательства по софинансированию программ. В условиях сокращения доходной базы и дефицита областного бюджета политика Правительства была направлена на повышение эффективности и результативности бюджетных расходов, экономию бюджетных средств. Существенно были сокращены расходы на содержание и обеспечение деятельности органов исполнительной власти (минус 20% к 2008 году), приняты строгие нормативы, регулирующие формирование фондов оплаты труда органов местного самоуправления, проведен аудит и оптимизирована адресная инвестиционная программа, более широко стал применяться программно-целевой подход в деятельности органов исполнительной власти.

Предпринятые меры позволили стабилизировать бюджетную систему области, избежать роста объёма государственного долга области и обеспечить снижение за год его уровня к доходам бюджета без безвозмездных перечислений на 2,8%, профинансировать все защищенные статьи бюджета и взятые обязательства. Кредитный рейтинг области был сохранен на уровне прошлого года.

Губернатор и Правительство области уделяли большое внимание вопросам сохранения социально-политической стабильности в регионе. Наряду с активными антикризисными мерами этому способствовала политика информационной открытости и диалога со всеми конструктивными общественно-политическими организациями области. Регулярное общение с представителями средств массовой информации, рабочие поездки губернатора и членов Правительства в муниципальные образования, публичное обсуждение самых острых вопросов на заседаниях Ярославской областной Думы и ее постоянных комиссиях, содействие в становлении и работе Общественной Палаты Ярославской области, тематические круглые столы и другие формы работы с общественно-политическими организациями и институтами гражданского общества позволили Правительству учитывать в своей работе широкий спектр оценок, мнений и предложений.

Достигнутая социально-политическая стабильность позволила провести выборы в органы местного самоуправления весной и осенью 2009 года в спокойной обстановке.

Надо отметить, что проблемы, вызванные кризисом, скорректировали, но не отменили стратегические планы Правительства по долгосрочному социально-экономическому развитию Ярославской области. Основа этих планов - система целей и приоритетов, определенных Посланием Президента Российской Федерации Федеральному Собранию РФ.

Антикризисная политика сочеталась с мерами по модернизации региональной экономики и социальной сферы на основе комплексного подхода к развитию территорий. В 2009 году завершены работы по разработке и утверждению комплексных планов территориального развития. Все областные и ведомственные целевые программы разрабатываются, реализуются с учетом данных планов. В рамках Концепции кластерной политики, основываясь на сложившихся конкурентных преимуществах и ключевых компетенциях области, Правительство определило основные направления поиска и привлечения в регион стратегических инвесторов. Продолжалась работа по поддержке и стимулированию инвестиционной активности действующих предприятий. Рост инвестиций в основной капитал в кризисный 2009 год свидетельствует о положительных результатах предпринимаемых Правительством усилий. В Ярославской области сохраняется позитивная динамика капиталовложений в расчёте на душу населения. По итогам 2007 года объём инвестиций в основной капитал на одного жителя
в нашем регионе составил 33,5 тыс. руб., в 2008 году - 38,2 тыс. руб., по предварительным данным, в 2009 году – уже около 40 тыс. руб.

В то же время Правительству области не удалось успешно решить все задачи в прошедшем году. Так, несмотря на последовательную проводимую работу в коммунальном комплексе, качество услуг ЖКХ пока остается недостаточно высоким. Остались нерешенные проблемы в организации системы учёта затрат на общедомовые нужды, связанные прежде всего с отсутствием приборов учёта потребляемых ресурсов, несанкционированными подключениями к домовым сетям, некорректным поведением со стороны сетевых и управляющих компаний. Наиболее остро эта проблема проявилась в первом квартале 2010 года.

Правительству не удалось выстроить полноценной системной работы с управляющими компаниями, которые в условиях определенного правового вакуума проводили сомнительную политику в сфере предоставления услуг ЖКХ и обслуживания жилых помещений. Для урегулирования возникающих проблем Правительство разработало и приняло Постановление о проведении оценки качества работы управляющих организаций и содействовало созданию саморегулируемой организации в сфере управления и эксплуатации многоквартирными домами на базе Некоммерческого Партнёрства субъектов по управлению и эксплуатации многоквартирными домами Ярославской области «Ярославия».

Не во всех муниципальных образованиях соблюдалась дисциплина и в сфере тарифного регулирования. В результате анализа обоснованности установления тарифов в ряде районов выявлен целый ряд нарушений. Правительством области были приняты срочные меры по исправлению выявленных нарушений.

Актуальным вопросом остается состояние автомобильных дорог. Несущая способность автомобильных дорог, построенных по нормативам 70 – 80-х годов прошлого века, не соответствует современным нагрузкам. В настоящее время 60% автомобильных дорог регионального значения не отвечает нормативным требованиям к транспортно-эксплуатационному состоянию, 35% мостовых сооружений области находятся в неудовлетворительном состоянии. В условиях ограниченного финансирования дорожных работ доля автомобильных дорог регионального значения, нуждающихся в ремонте, постоянно увеличивается.

В 2010 году решение этих и других жизненно важных проблем и вопросов по-прежнему находится в зоне особого внимания Правительства области. При этом Правительство будет отходить от оперативных антикризисных мер и выстраивать свою работу на основе долгосрочных стратегических планов.

Основой стратегических планов Правительства области является повышение уровня и качества жизни населения области на основе создания конкурентоспособных рабочих мест, роста качества государственных услуг и модернизации объектов социальной сферы, обеспечения безопасной и комфортной среды для жизни.

В число стратегических приоритетов Правительства Ярославской области входит:

  • обеспечение социально-политической стабильности, развитие и эффективная деятельность институтов гражданского общества;

  • повышение качества и доступности государственных и муниципальных услуг, модернизация и развитие социальной инфраструктуры;

  • создание условий для инновационной деятельности и привлечения инвестиций в экономику области, преимущественно для формирования научно-производственных кластеров;

  • развитие бизнеса за счёт снижения административных барьеров и создание инфраструктуры поддержки предпринимательства, в т.ч. на основе государственно-частного партнёрства;

  • экологизация хозяйственной деятельности предприятий и населения, создание системы эффективного использования природно-ресурсного потенциала;

  • развитие энергетического потенциала, снижение удельной энергоемкости ВРП на основе повышения энергоэффективности экономики;

  • рост жилищного строительства, развитие строительной индустрии и инженерной инфраструктуры с целью повышения уровня доступности и комфортности жилья;

  • развитие индустрии туризма и продвижение туристических брендов Ярославской области;

  • повышение эффективности системы государственного и местного самоуправления;

  • обеспечение безопасности жизнедеятельности на территории Ярославской области.

Последовательная работа по достижению поставленных целей будет продолжена Правительством области в 2010 году.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14


Похожие:

Отчёт губернатора Ярославской области об основных результатах деятельности Правительства области в 2009 году информационно-аналитические iconДоклад о результатах за 2011 год и основных направлениях деятельности на 2012-2015 годы министерства строительства, архитектуры и территориального развития Ростовской области Ведение
Ростовской области (далее – Доклад) подготовлен в соответствии с постановлением Правительства Ростовской области от 20. 01. 2012...
Отчёт губернатора Ярославской области об основных результатах деятельности Правительства области в 2009 году информационно-аналитические iconОтчёт о результатах деятельности в 2011 году министерства информационных технологий ульяновской области
Об итогах реализации государственной политики в сфере информационно-коммуникационных технологий на территории Ульяновской области...
Отчёт губернатора Ярославской области об основных результатах деятельности Правительства области в 2009 году информационно-аналитические iconПравительство ярославской области постановление от 28. 01. 2011 №24-п
Ярославской области на 2010-2012 годы, утверждённую постановлением Правительства области от 08. 10. 2009 №982-п «Об Областной целевой...
Отчёт губернатора Ярославской области об основных результатах деятельности Правительства области в 2009 году информационно-аналитические iconРешение о предоставлении государственной поддержки в форме государственно-правовых гарантий принимается в форме постановления Правительства области о включении таких проектов в Перечень приоритетных инвестиционных проектов Ярославской области
Ярославской области, (далее – Порядок) разработан во исполнение постановления Правительства области от 27. 04. 2012 №348-п «Об утверждении...
Отчёт губернатора Ярославской области об основных результатах деятельности Правительства области в 2009 году информационно-аналитические iconРешение о создании государственного унитарного предприятия Ярославской области (далее унитарное предприятие) принимается Правительством области в форме постановления
На основании Закона Ярославской области от 8 декабря 2000 г. №28-з «О порядке управления и распоряжения собственностью Ярославской...
Отчёт губернатора Ярославской области об основных результатах деятельности Правительства области в 2009 году информационно-аналитические iconГубернатора белгородской области
О мерах по реализации в 2009 году мероприятий по государственной поддержке малого и среднего предпринимательства", распоряжением...
Отчёт губернатора Ярославской области об основных результатах деятельности Правительства области в 2009 году информационно-аналитические iconПеречень документов
Порядок предоставления субсидий (грантов) начинающим субъектам малого предпринимательства Ульяновской области на открытие собственного...
Отчёт губернатора Ярославской области об основных результатах деятельности Правительства области в 2009 году информационно-аналитические iconОтчет об осуществлении органами государственной
Власти ярославской области переданных полномочий российской федерации в области содействия занятости населения в 2010 году
Отчёт губернатора Ярославской области об основных результатах деятельности Правительства области в 2009 году информационно-аналитические iconЗакон ярославской области
О государственном регулировании инвестиционной деятельности на территории Ярославской области
Отчёт губернатора Ярославской области об основных результатах деятельности Правительства области в 2009 году информационно-аналитические iconК Методическим рекомендациям
Законом Ярославской области от 19 декабря 2005 года №83-з «О государственном регулировании инвестиционной деятельности на территории...
Разместите кнопку на своём сайте:
Бизнес-планы


База данных защищена авторским правом ©bus.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Бизнес-планы
Главная страница