Та), 39,9 процента строительных организаций (27,1 процента) и 27,8 процента предприятий торговли и общественного питания (33,2 про




Скачать 31.72 Kb.
PDF просмотр
НазваниеТа), 39,9 процента строительных организаций (27,1 процента) и 27,8 процента предприятий торговли и общественного питания (33,2 про
Дата конвертации05.09.2012
Размер31.72 Kb.
ТипДокументы
та), 39,9 процента строительных организаций (27,1 процента) и 27,8 процента предприятий торговли и общественного питания (33,2 про-
цента). Доля кредитов банков относительно IV квартала 2006 г. снизилась лишь в промышленности строительных материалов (с 32,6 
процента  до  28,6  процента)  и  в  торговле  и  общественном  питании  (с  33,2  процента  до  27,8  процента)[1].  Главным  направлением 
в кредитовании  реального  сектора  экономики  Республики  Беларусь  остается  выдача  банками  инвестиционных  кредитов.  В  2008  году 
планируется выдать таких кредитов на сумму не менее 5,7 триллионов рублей – на 1,2 триллиона рублей больше, чем в 2007 году. Одно-
временно установлена предельная доля банковских кредитов (без учета иностранных) по отношению ко всем источникам инвестиций - 
16,5%, чтобы избежать закредитованности реального сектора. В нашей стране за последние годы разработана широкая система предос-
тавления льготных кредитов, учитывающая мировой опыт. В то же время в этой сфере финансовой системы сохраняется ряд серьезных 
проблем. В первую очередь среди них нужно отметить высокую стоимость кредитных ресурсов. Прогнозировалось, что в 2008 году она 
составит 10-12% годовых при условии величины ставки рефинансирования в размере 7-9%. В 1 квартале 2008 года ее значение уже со-
хранялось на уровне 10%. Эксперты отмечают рост стоимости заимствования по всему миру, что отразится на рынке заимствований РБ.  
Уже в сентябре 2007 г. на ухудшение условий кредитования (законодательные требования к платежеспособности предприятий 
и необходимость  обеспечения  кредитов  залогами,  гарантиями  и поручительством)  указало  21,5%  предприятий,  принявших  участие  в 
мониторинге  Нацбанка.  Ухудшение  условий  в части  стоимости  кредитов  отметили  13%,  а, по мнению  8,9%  респондентов,  произошло 
ухудшение размеров и сроков кредитования. На относительно высокие процентные ставки по кредитам как на фактор, ограничивающий 
инвестиционную активность и источники финансирования инвестиций в IV квартале 2007 г., указали 24 процента участников аналогичного 
мониторинга (в IV квартале 2006 г. – 19 процентов). Значимость данного фактора увеличилась относительно IV квартала 2006 г. во всех 
обследованных отраслях, кроме черной металлургии[2]. 
Кроме  того,  по  оценкам  специалистов  Национального  банка,  причиной  сохраняющихся  проблем  с исполнением  принимаемых 
правительством решений об инвестиционной деятельности у банков является то, что предприятия, которые должны реализовывать важ-
нейшие инвестиционные проекты, не обращаются в банки или представляют очень слабые по экономическому обоснованию проекты[3]. 
Часть  предприятий  в  различных  отраслях  экономики,  остро  нуждаясь  в  заемных  средствах,  является  некредитоспособными 
вследствие финансового состояния. Анализ статистических данных свидетельствует, что за 9 месяцев 2007, по сравнению с январем-
сентябрем 2006 года рентабельность реализованной продукции сократилась на 1,5 процентных пункта, рентабельность продаж – на 0,9 
процентных  пункта,  составив  12,3  и  7,2%  соответственно.  Удельный  вес  убыточных  предприятий  в  экономике  страны  увеличился  до 
11,1%, а просроченная задолженность по кредитам и займам, возросла на 2,5%[4].  
Нужно также учесть то обстоятельство, что расчеты на основе данных обследования Всемирного банка показали, что предостав-
ление налоговых льгот, отсрочки возврата кредитов и освобождения от уплаты процентов по ним отрицательно влияет на ряд показате-
лей эффективности (производительность, доля новой продукции)[5]. Это объясняется тем, что помощь, как правило, оказывается пред-
приятиям, неблагополучным по финансовым и другим критериям, а размер помощи не может существенно повлиять на результаты их 
деятельности. Во-вторых, предоставление краткосрочных банковских кредитов и займов не оказывает влияния на основные показатели 
эффективности (рентабельность, изменение доли новой продукции и запасов продукции на складах), а дало возможность предприятиям 
сохранять существующий уровень занятости, пополнять оборотные средства, увеличить выпуск продукции. Только те их них, кто получил 
крупные долгосрочные кредиты под гарантии правительства от белорусских банков и внешних инвесторов, а также бюджетные субсидии 
и займы, демонстрируют стабильный рост производства, занятости и экспорта, в том числе на зарубежные рынки. Они увеличили долю 
новой продукции, производительность труда и снизили запасы готовой продукции на складах.  
Таким образом, в области развития кредитного рынка нужно осуществить мероприятия по следующим направлениям: повысить 
эффективность функционирования финансов предприятий; кредитование с использованием государственных льгот и преференций пре-
доставлять строго на цели  инвестирования в производство, на основе бизнес-планов, исключающих  финансирование неэффективных 
проектов; развивать фондовый рынок как альтернативный источник привлечения средств; создать механизмы финансирования иннова-
ционной деятельности и страхования инновационных рисков; предусмотреть систему стимулов для банков, кредитующих малые пред-
приятия под инновационную деятельность. 
 
Литература 
1. Мониторинг  предприятий отдельных отраслей экономики Республики Беларусь. Аналитическое обозрение.  Январь-декабрь 2007г. // 
Национальный 
банк 
Республики 
Беларусь 
[Электронный 
ресурс]. 
– 
2008. 
– 
Режим 
доступа: 
http://www.nbrb.by/publications/EnterpriseMonitoring/2007/mp_200712.pdf. - Дата доступа: 08.03.2008. 
2. Мониторинг предприятий отдельных отраслей экономики Республики Беларусь. Аналитическое обозрение. Январь-сентябрь 2007г. // 
Национальный 
банк 
Республики 
Беларусь 
[Электронный 
ресурс]. 
– 
2007. 
– 
Режим 
доступа: 
http://www.nbrb.by/publications/EnterpriseMonitoring/2007/mp_200709.pdf. - Дата доступа: 08.12.2007. 
3.  То  ли  идеи  плохие,  то  ли  деньги  не  нужны…  //  Экономическая  газета  [Электронный  ресурс].  –  2007.  –  Режим  доступа: 
http://neg.by/publication/2007_09_25_8741.html. - Дата доступа: 08.12.2007. 
4. О социально-экономическом положении Республики Беларусь и состоянии государственных финансов. Аналитический доклад. Январь-
сентябрь  2007  //  Министерство  финансов  Республики  Беларусь  [Электронный  ресурс].  –  2008.  –  Режим  доступа: 
http://www.minfin.gov.by/rmenu/budget/analytic-data/year07/ys07/ - Дата доступа: 05.03.2008. 
5.  И.  Колесникова.  Выгодное  вложение  средств  или  гуманитарная  помощь?  //  Экономическая  газета  [Электронный  ресурс].  –  2006.  – 
Режим доступа: http://neg.by/publication/2006_03_14_6696.html. - Дата доступа: 15.09.2007. 
 
 
ФИНАНСОВОЕ БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЕ 
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ 
 
Д.Л. Адамович 
Минский институт управления, г. Минск, Республика Беларусь 
 
Финансовый бизнес-план представляет собой комплексную экономическую программу устойчивого функционирования и развития 
высшего учебного заведения на долгосрочную перспективу.  
Финансовое планирование является одной из составных частей внутривузовского планирования и выражается в составлении со-
ответствующего раздела бизнес-плана. Финансовый план обобщает материалы предыдущих разделов бизнес-плана и представляет их в 
денежном выражении.  
 
195

 Финансовое планирование охватывает все стороны деятельности вуза и обеспечивает предварительный контроль за образова-
нием и использованием как денежных средств, так трудовых и материальных ресурсов, а также создает необходимые условия для повы-
шения финансовой устойчивости учебного заведения. 
В процессе формирования финансового плана  производится анализ показателей  производственного  плана, выявляются и ис-
пользуются не учтенные внутрихозяйственные резервы, осуществляется поиск более эффективных методов использования потенциала 
вуза, более рационального использования материальных и денежных ресурсов, повышения качества образовательных услуг, повышение 
конкурентоспособности вуза на рынке образовательных услуг.  
Разработка финансового бизнес-плана начинается с четкой постановки задачей и целей, определения приоритетов и критериев в 
деятельности вуза, а также определения основных этапов реализации финансового плана.  
К основным задачам финансового планирования можно отнести: 
  - экономическое обоснование стоимости образовательных услуг; 
  - обоснование движения финансовых потоков; 
  - определение эффективности финансово-хозяйственной деятельности вуза, способов увеличения прибыли и источников инве-
стиционной деятельности; 
  - контроль выполнения финансового плана, корректировка текущих и перспективных планов в случае изменения условий хо-
зяйствования высшего учебного заведения. 
Финансовое планирование деятельности вуза имеет следующую целевую направленность: 
  - обеспечение финансовыми ресурсами (денежными средствами); 
  - увеличение прибыльности образовательных услуг, а также других видов деятельности вуза; 
  - обеспечение сбалансированности планируемых доходов и расходов; 
  - эффективность управления финансовыми потоками; 
  - обеспечение платежеспособности и финансовой устойчивости высшего учебного заведения; 
   - организация взаимоотношений с финансовыми и фискальными органами государственного управления, бюджетом, банков-
скими и кредитными организациями, кредиторами и дебиторами; 
  - определение экономической эффективности инновационной деятельности; 
  - осуществление оперативного контроля соответствия полученных финансовых результатов целям, определенным перспектив-
ным планом развития вуза. 
В качестве основных критериев эффективности финансового бизнес-планирования вуза на перспективу можно выделить: 
  - приоритетность видов деятельности вуза (видов образовательных услуг): 
  - качество образовательных услуг; 
  - внедрение инноваций в деятельность высшего учебного заведения, степень их научной новизны, эффективность применения 
инноваций. 
Финансовый бизнес-план вуза включает в себя: 
  - прогноз объема реализации образовательных услуг; 
  - баланс денежных потоков; 
  - прогноз формирования прибыли; 
  - расчет потребности в инвестициях и источниках их формирования; 
  - проектно-балансовая ведомость; 
  - показатели финансово-экономической и инвестиционной деятельности; 
  - анализ инноваций применяемых в деятельности высшего учебного заведения. 
Прогноз объема реализации образовательных услуг определяется исходя и лицензионной численности обучающихся и стоимо-
сти образовательных услуг. При этом расчет производится в разрезе форм обучения и специальностей. Вместе с тем необходимо отме-
тить, что при определении объема реализации услуг необходимо учитывать сложившуюся конъюнктуру рынка образовательных услуг, 
сложившиеся тенденции на спрос и предложение, а также факторы, влияющие на постоянный приток студентов в учебное заведение.  
Прогнозирование потока денежных средств отражается в балансе денежных потоков. Финансовые потоки формируются по ис-
точникам их поступления и использования. Прогнозирование потока денежных средств производится путем расчета притоков и оттоков 
денежных  средств  от  текущей,  инвестиционной  и  финансовой  деятельности  высшего  учебного  заведения.  Цель  составления  данного 
баланса состоит в том, чтобы добиться синхронности поступления и расходования денежных средств, а также обеспечить стабильное 
финансирование деятельности вуза.  
Одной из основных целей финансовой стратегии вуза является максимально возможное получение прибыли. Прибыль наиболее 
полно отражает экономическую эффективность деятельности учреждения образования (объем и качество образовательных услуг, уро-
вень себестоимости). Поскольку прибыль является одним из внутренних источников инвестиций в основной капитал, то ее прогнозирова-
ние является важным этапом финансового бизнес-планирования. Прогноз формирования прибыли позволяет решать задачи, поставлен-
ные планом развития материально-технической и научной базы высшего учебного заведения.  
Потребность в инвестициях определяется на основании перспективного плана развития вуза. Источники формирования инвести-
ций  подразделяются  на  собственные  (прибыль,  фонды,  резервы)  и  заемные  (кредиты,  займы,  лизинг).  Финансовый  план  определяет 
объем средств, необходимых для успешного функционирования и развития вуза, а также отражает возможность и эффективность при-
влечения заемных средств, их оптимальный объем.  
Расчеты по проектно-балансовой ведомости производятся с учетом результатов финансово-хозяйственной деятельности в целом 
по вузу. Прогнозные показатели отражаются по годам реализации инвестиционного плана и рассчитываются с учетом изменений стоимо-
сти внеоборотных и оборотных активов, источников их финансирования, а также прироста чистого оборотного капитала. 
 
Литература 
1. Самсонов Н.Ф. Финансовый менеджмент: учебник. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004.– 415с. 
2. Суша Н.В. Финансовый менеджмент вуза. – Мн.: Право и экономика, Изд-во МИУ, 2001.– 168с. 
3. Суша Н.В. Экономический механизм стратегического управления развитием высшего учебного заведения Мн.: Право и экономика; Изд-
во МИУ, 2001.– 172с. 
 
 
 
 

196  



Похожие:

Та), 39,9 процента строительных организаций (27,1 процента) и 27,8 процента предприятий торговли и общественного питания (33,2 про iconИнструкция №186 «О порядке предоставления кредита и начисления процента в кредитных организациях»
Министерством юстиции Постановлением правления
Та), 39,9 процента строительных организаций (27,1 процента) и 27,8 процента предприятий торговли и общественного питания (33,2 про iconДеловое совершенство #10 2009
«системообра- какие-то сотые процента растет производ- зующие» банки для кредитования промыш
Та), 39,9 процента строительных организаций (27,1 процента) и 27,8 процента предприятий торговли и общественного питания (33,2 про iconВ стране и в мире
В этом случае он продолжит мечены многими новациями, ко- ваниями. По данным, представ- ка 27,6 процента. В то же ского, Кармаскалинского....
Та), 39,9 процента строительных организаций (27,1 процента) и 27,8 процента предприятий торговли и общественного питания (33,2 про iconБизнес план Илья Олехно группа 1002 Рига 2001
Сумма процента начисляется от суммы остатка кредита на момент погашения
Та), 39,9 процента строительных организаций (27,1 процента) и 27,8 процента предприятий торговли и общественного питания (33,2 про iconНость, а общая сумма средств, на- блемными вопросы недостаточно
Это направле- развитие предпринимательства в ре- вырос на 18,6 процента, а инвестиции в ние реализуется в области на протяже
Та), 39,9 процента строительных организаций (27,1 процента) и 27,8 процента предприятий торговли и общественного питания (33,2 про iconОбзор средств массовой информации
Российская газета: Тарифы выводят на свет. Цены на «коммуналку» в новом году вырастут в среднем на 3 процента Независимая газета:...
Та), 39,9 процента строительных организаций (27,1 процента) и 27,8 процента предприятий торговли и общественного питания (33,2 про iconБуренки инвесторов не хотят доиться?
В татарстане за минувшие сутки произведено 2920,6 тонны молока, это 93 процента к соответствующему периоду прошлого года. От каждой...
Та), 39,9 процента строительных организаций (27,1 процента) и 27,8 процента предприятий торговли и общественного питания (33,2 про iconРуководство по экологическим и социальным вопросам по отраслям для предприятий общественного питания Стр. 1
Руководство по экологическим и социальным вопросам по отраслям для предприятий общественного питания
Та), 39,9 процента строительных организаций (27,1 процента) и 27,8 процента предприятий торговли и общественного питания (33,2 про iconРоссийский государственный торгово-экономический университет
Специальности: 080502 Экономика и управление на предприятии (торговли и общественного питания)
Та), 39,9 процента строительных организаций (27,1 процента) и 27,8 процента предприятий торговли и общественного питания (33,2 про iconМатериалы предоставлены интернет проектом
Организация производственно-торговой деятельности предприятий общественного питания 11
Разместите кнопку на своём сайте:
Бизнес-планы


База данных защищена авторским правом ©bus.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Бизнес-планы
Главная страница