Бизнес-планирование




Скачать 167.28 Kb.
НазваниеБизнес-планирование
Дата конвертации05.09.2012
Размер167.28 Kb.
ТипБизнес-план



Бизнес-планирование


ВВЕДЕНИЕ

Организация нового бизнеса всегда требует серьезной и основательной подготовки. А в нашей стране предпринимателю, начинающему собственное дело, приходится особенно нелегко. Прежде, чем «запустить» практически любой бизнес предпринимателю нужно пройти через бесконечную череду согласований и разрешений, связанных с регистрацией предприятия, поиском помещения, приобретением оборудования, оформлением лицензий и т.д. При этом зачастую на вопросы планирования будущей хозяйственной деятельности просто не хватает ни сил, ни времени. Тем обиднее бывает предпринимателю, когда созданный с таким трудом бизнес не приносит ожидаемых результатов или просто оказывается убыточным. Поэтому на предварительном этапе необходимо сделать оценку будущего бизнеса в форме бизнес-плана или ТЭО.

1. Почему необходимо планировать бизнес


1. Планировать необходимо для того, чтобы знать что, где, когда и сколько, как и для кого, Вы собираетесь производить продукцию или услуги с КАКОЙ выгодой для себя.

2. Планировать необходимо и для того, чтобы понимать какие необходимо ресурсы понадобятся, для того чтобы достичь поставленные цели.

3. Планировать необходимо для анализа собственного бизнеса.

4. Планировать необходимо для привлечения кредитов и инвестиций.

2. Какой бизнес-план нужен

2.1. Корпоративный бизнес-план


Внутренний документ предприятия, детально описывающий этапы развития собственного бизнеса.

2.2. Краткий бизнес-план


Документ, предназначенный для внешнего партнера по бизнесу (инвестора) или кредитора (банка).

2.3. Что хотят знать инвесторы о Вашем бизнесе:


  1. Обладаете ли Вы уникальной технологией или какими-то достоинствами, использую которые будет достигнут успех?

  2. Когда вернутся вложенные деньги, в каком виде они вернуться, во сколько раз они возрастут?

  3. Насколько опытны руководители проекта, каковы их достижения в прошлом?

  4. Хорошо ли Вы знаете рынок и свою нишу в нем?

  5. Какие риски рассмотрены в проекте, и какие меры предлагаются для снижения этих рисков?

  6. Внешние связи проекта.



2.4. Что хотят знать банкиры о Вашем бизнесе:


  1. Какие гарантии Вы предлагаете для обеспечения возврата их денег?

  2. Какова Ваша репутация как заемщика?

  3. Как Вы будете использовать кредит?

  4. Обеспечиваются ли полученными денежными потоками платежи по погашению кредита?

  5. Наличие контрактов и договоров с поставщиками, потребителями, партнерами по бизнесу.

  6. Определение условий получения кредита

На эти вопросы в бизнес-плане должны быть представлены ответы.

3. Типовая структура бизнес-плана:



Содержание Вашего бизнес-плана и его объем зависят от цели Вашего предпринимательского начинания, выбранной сферы предпринимательской деятельности и предполагаемого читателя – владельца финансовых ресурсов.

Существует общепринятый круг сведений, которые обычно излагаются в бизнес-плане вне зависимости от сферы деятельности. Однако нет узаконенной, каким либо документом структуры бизнес-плана, в рамках которой должны излагаться эти сведения. Каждая организация имеет собственные требования к структуре бизнес-плана, на которые должен ориентироваться предприниматель, желающий привлечь внешнюю финансовую поддержку для выполнения своего проекта.

Эту приведенную ниже структуру мы рекомендуем использовать предпринимателям.

  • Титульный лист;

  • Резюме;

  • Описание предприятия;

  • Описание продукции (услуги);

  • Маркетинг. Сбыт продукции (услуги);

  • Производственный план. Бюджет затрат;

  • Организационный план;

  • Финансовый план;

  • Риски и гарантии;

  • Приложения к бизнес-плану.



4. Пояснения и рекомендации по разработке разделов бизнес-плана



Чем детальнее проработан бизнес-план, тем большую практическую ценность он имеет.

4.1. Пояснение и рекомендации по составлению титульного листа


Титульный лист бизнес-плана – это визуальное обращение от Вашего предприятия к потенциальному инвестору или партнеру. Он создает первое впечатление читателя. С учетом этого обстоятельства титульный лист должен быть лаконичным и привлекательным.

Если Вы располагаете такой возможностью, то лучше всего на титульном листе привести эмблему и логотип Вашего предприятия. Это обеспечивает запоминаемость документа.

На титульном листе обязательно должны присутствовать:

  • Название предприятия;

  • Название проекта (или другое назначение Вашего бизнес-плана);

  • Месторасположение предприятия, номера телефонов, по которым можно связаться с владельцем (руководителем) или уполномоченным на ведение переговоров лицом;

  • Фамилия, имя, отчество (полностью) владельца (руководителя) и разработчика бизнес-плана;

  • Дата (месяц и год) составления.

Часто очень важно дать проекту краткое (до 20 – 30 знаков) название, которое затем может появиться на наружной вывеске предприятия, в рекламных материалах, на упаковке и т.д., будет жить вместе с бизнесом. Хорошее название должно соответствовать Вашему роду занятий, указывать на Вас, Ваш бизнес или месторасположение и вызывать положительные эмоции, как у читателей бизнес-плана, так и потенциальных клиентов.

4.2. Пояснение и рекомендации по составлению резюме


Этот раздел должен привлечь интерес того, кому будет адресован бизнес-план. Именно из этого раздела потенциальные инвесторы получают своё первое впечатление, которое часто имеет решающее значение для судьбы проекта в целом.

В этом разделе в нескольких пунктах в сжатой форме излагается весь бизнес-план, раскрывая сущность и цель Вашего предприятия. Основой для написания этого раздела служит информация, содержащаяся во всех разделах разработанного бизнес-плана.


Рекомендуемая структура резюме.

  • Краткое описание проекта, его цели и задачи;

  • Ресурсное обеспечение;

  • Механизм реализации;

  • Уникальность или конкурентоспособность продукции или услуги;

  • Объем требуемого внешнего финансирования;

  • Прогноз объема продаж и прибылей;

  • Возврат займов инвесторам;

  • Социально-экономическое значение проекта для района (города).


Примечание:

В подразделе «Социально-экономическое значение проекта для района (города)» указывается воздействие результатов реализации проекта на социально-экономическое положение района (города), а также желательные формы поддержки местной администрацией данного проекта.

Социально-экономическое значение проекта, в частности, включает в себя:

  • создание новых рабочих мест;

  • предоставление населению новых товаров и услуг;

  • расширение налогооблагаемой базы местного бюджета;

  • решение экологических проблем;

  • развитие конкурентной среды.

Основное требование к резюме - простота и лаконичность изложения, минимум специальных терминов. Объем не должен превышать 1-2 машинописных страниц.

4.3. Пояснение и рекомендации по составлению раздела «Описание предприятия»


Назначение раздела – показать и доказать реальность Вашего предпринимательского начинания путем описания формы практических действий с учетом реальной ситуации в выбранной Вами сфере бизнеса.

В этом разделе должны четко и кратко объяснить два основных момента:

  • Что представляет собой предприятие как средство получения прибыли;

  • На чем будет базироваться его успешная деятельность.


Примерная структура раздела

  • Чем предприятие занимается (будет дополнительно заниматься), что представляет собой продукт (услуга), кто является клиентами;

  • Описание ситуации в Вашей сфере бизнеса (как Ваше предприятие вписывается в выбранную сферу бизнеса, положение дел в этой сфере, оценка перспектив развития);

  • Организационно-правовая форма предприятия, организационная структура, учредители, персонал и партнеры, дата создания;

  • Финансово-экономические показатели деятельности предприятия;

  • Месторасположение предприятия (кратко описать: адрес предприятия, характеристика здания или помещения, собственность или аренда, необходимость реконструкции, чем хорошо место для Вашего бизнеса);

  • Специфика работы (сезонность, время работы (часы и дни недели), и другие особенности, связанные со сферой бизнеса или используемыми ресурсами).

Если предприятие только создается, то этот раздел должен дополнительно содержать обоснование успеха создаваемого предприятия и Ваш опыт в данной сфере бизнеса. В частности, желательны ссылки на договора или предварительные договоренности с поставщиками или потребителями.

Если проект реализуется в рамках индивидуальной предпринимательской деятельности, то приводится описание бизнеса, которым Вы занимаетесь.

4.4. Пояснение и рекомендации по составлению раздела «Описание продукции (услуг)»


Любой предпринимательский проект базируется на той продукции (услуге), которая будет предложена потребителю (покупателю) и принесет прибыль предпринимателю.

Основой успешной предпринимательской деятельности является знание пользующихся устойчивым платежеспособным спросом потребительских характеристик продукции (услуг). Девиз удачливых предпринимателей: «Найди потребность и удовлетвори ее».

Однако большинство предприятий, работающих на один рынок, предлагают продукцию и услуги, которые имеют много общего. Поэтому Ваших кредиторов, инвесторов и партнеров в данном разделе бизнес-плана, прежде всего, интересует вопрос: «Что делает Ваш продукт (услугу) более привлекательным по сравнению с уже предлагающимся на рынке?». Следовательно, содержание данного раздела должно четко продемонстрировать конкурентные преимущества Вашего продукта (услуги).

В данном разделе необходимо дать наглядное и убедительное представление товара или изделий (услуг), произведенных с помощью вашей технологии. Следует дать описание продукта или услуги. Для лучшего представления о продукте можно привести фотографию или рисунок. В случае нескольких продуктов (услуг) необходимо дать отдельные описания по каждому виду.


Примерная структура раздела

  • Наименование продукции (услуги);

  • Назначение и область применения;

  • Краткое описание и основные характеристики;

  • Конкурентоспособность продукции (услуги), по каким параметрам превосходит конкурентов, по каким уступает им;

Патентоспособность и авторские права:

  • Наличие или необходимость лицензирования выпуска продукции;

  • Степень готовности;

  • Наличие сертификата качества продукции;

  • Безопасность и экологичность;

  • Условия поставки и упаковка;

  • Гарантии и сервис;

  • Эксплуатация;

  • Утилизация после окончания эксплуатации.



4.5. Пояснение и рекомендации по составлению раздела «Маркетинг. Сбыт продукции (услуги)»


Информация раздела призвана убедить инвестора в существовании рынка сбыта для Bашей продукции (услуги) и в Вашей способности ее продавать.


Примерная структура раздела:

  • Описание требований потребителей к продукции (услуге) и Ваших возможностей удовлетворить их;

  • Описание конкуренции. Определите Ваших конкурентов и проанализируйте их сильные и слабые стороны. Проанализируйте свои возможности;

  • Описание рынка сбыта продукции (услуги). Подтверждающим документом обоснованности и реальности существования рынка сбыта являются письма, заявки, маркетинговые исследования, протоколы о намерениях, договора;

  • Описание поставки товара от места производства к месту продажи или потребления. Полное описание включает в себя: упаковку, складирование в месте производства, комплектование для отправки, транспортировку к месту продажи, предпродажный сервис, собственно продажу;

  • Описание канала сбыта продукции (услуги). Продажа может быть осуществлена через следующие каналы сбыта: магазин розничной торговли, мелкооптовые базы или магазины, разъездную службу (агенты, коммивояжеры) и др.;

  • Стратегия привлечения потребителей, исходя из Ваших возможностей. (Возможные варианты: рекламные кампании, бесплатное предоставление образцов, участие в выставках и др.);

  • Цена и объем сбыта Вашей продукции. Именно цена продажи продукта (услуги) определяет, в конечном счете, величину прибыли, доходность проекта. Необходимо обеспечить увязку параметров «цена - качество – рентабельность».

Рекомендуется действовать в следующей последовательности:


  1. Определить связку "Потребительская ценность - приемлемая цена". Например: товар массового спроса - низкая цена, престижный товар - высокая цена.

  2. Как на рынке идет ценообразование, кто диктует цены (производитель или покупатель).

  3. Определить цель, достижению которой должно способствовать ценообразование (например, захват рынка у конкурентов с помощью демпинговых цен и др.).

  4. Определить диапазон цен: минимально допустимая цена - максимально возможная цена. (Минимальная цена определяется издержками производства продукции (услуги), максимальная цена определяется рыночной конъюнктурой).



4.6. Пояснение и рекомендации по составлению раздела «Производственный план. Бюджет затрат»


Информация раздела призвана убедить инвестора в реальности изготовления продукции (предоставления услуги) с характеристиками и объемами, описанными в предыдущих разделах.

В этом разделе также приводятся: общие сведения о предприятии, расчет производственных издержек на планируемый объем сбыта, прямые (переменные) и общие (постоянные) затраты на производство продукции, калькуляция себестоимости продукции, смета текущих затрат на производство.


Примерная структура раздела:

4.6.1. Общие сведения о предприятии

  • Описание месторасположения предприятия. Во многих случаях месторасположение является определяющим для успеха проекта. С учетом специфики бизнеса укажите наличие необходимых транспортных связей, инженерных сетей (электроэнергия, вода, тепло, канализация связь и др.), ресурсов, а также близость к рынку сбыта;

  • Используемая технология и уровень квалификации исполнителей;

  • Потребность в площадях. В общем случае могут понадобиться:

а) производственные помещения (высота потолка, проемы ворот, наличие грузоподъемных механизмов и др.);

б) складские помещения (теплые или холодные, открытые или закрытые);

в) технологические (для насосов, вентиляторов, котельные и др.);

г) офисные (административный аппарат, инженерно-технические работники);

д) гараж;

е) вспомогательные (раздевалки и др.).

Обеспечение площадями и помещениями возможно за счет:

а) собственных или арендуемых (срок аренды) площадей;

б) реконструкция имеющихся площадей;

в) строительство новых площадей;

г) приобретение готовых площадей;

д) заключение договоров на аренду;

е) привлечения партнера с необходимыми площадями и помещениями.

Под оборудованием и инструментом понимается собственно оборудование и инструмент, а так же оснастка, необходимая для технологического процесса производства продукции.

При описании оборудования необходимо указать: тип, марка оборудования, его основные характеристики (вес, необходимые площади для установки), основные пути получения оборудования (собственное, арендуемое, лизинг), условия (гарантии, наладка, ремонт, обслуживание, обеспечение запчастями, вспомогательными материалами т.д.), срок поставки (указывается в месяцах с даты начала реализации проекта).

Необходимо привести список комплектующих и материалов, где они приобретаются.


  • Кадровое обеспечение. В любом деле, а особенно в бизнесе, справедлив принцип «кадры решают все». Как правило, деньги даются не столько под проект, сколько под команду. Поэтому желательно, чтобы ключевые фигуры были определены персонально.

  • Удовлетворение требований по обеспечению экологичности производства для окружающей среды и безопасности работающих. Непроработанность в проекте этих вопросов может вызвать расходы на штрафы или привести к закрытию производства.


4.6.2. Объем производства и реализации

Приводятся в табличной форме планируемые объемы производства и реализации продукции, цены, объемы выручки от реализации продукции или услуг.


4.6.3. Расходы на персонал

Расходы на персонал включают в себя:

  • затраты на персонал управления (директор, главный инженер, начальник производства, бухгалтера, плановики и т.д.);

  • затраты на производственный персонал (конструкторы, технологи, ремонтные рабочие и т.д.);

  • затраты на прочих сотрудников (сбытовики, кладовщики, охрана).


4.6.4. Расходы на сырье, материалы и комплектующие изделия

Калькуляция расходов выполняется по каждому виду продукции или услуги.


4.6.5. Смета текущих затрат

В данном подразделе приводятся текущие затраты на производство продукции (услуги). Затраты на производство или, другими словами, издержки производства классифицируются на прямые (переменные, т.е. пропорционально зависящие от изменения объемов производства) и общие (постоянные не зависящие от изменений объемов производства).


Расчет переменных издержек.

К переменным издержкам относятся:

  • Затраты на сырье и материалы, комплектующие изделия;

  • Затраты на производственный персонал;

  • Затраты на топливо, электроэнергию (в некоторых случаях).


Расчет постоянных издержек.

К постоянным издержкам относятся:

  • Затраты на производство (аренда, ремонт и обслуживание оборудования, топливо и энергия на производственные нужды и т.п.);

  • Торговые (коммерческие) издержки (реклама, мероприятия по продвижению продукции, ее сбыт, реализацию и т.п.);

  • Административные издержки (заработная плата административного персонала, коммунальные услуги, услуги связи, командировочные расходы и т.п.).

Примечания:

1. Для определения затрат на топливо и энергию на производственные нужды составляется список оборудования с указанием паспортных данных потребления соответствующих ресурсов, определяется расход каждого ресурса за расчетный период времени и умножается рыночную цену. Расходы по каждому ресурсу суммируются.

4.7. Пояснение и рекомендации по составлению раздела «Организационный план».


В этом разделе указываются законодательные, нормативные и другие документы, имеющие правовую силу и отношение к данному проекту, а также приводится график реализации проекта.

4.8. Пояснение и рекомендации по составлению раздела «Финансовый план».


В этом разделе приводятся расчеты налоговых платежей, расписываются затраты на приобретение оборудования, на строительно-монтажные работы и другие, связанные с подготовительным периодом. Приводится схема возврата кредитных финансовых средств по прямому кредитованию или по лизинговой сделке. Выполняются расчеты по планируемой прибыли и денежным потокам, указываются источники финансирования проекта.


4.8.1. Расчет налоговых платежей

Перечень налогов может устанавливаться в соответствии с действующей системой налогообложения, как для юридических лиц, так и для индивидуальных предпринимателей. Например, для юридического лица установлены следующие налоги:

  • налог на прибыль - 24%;

  • налог на добавленную стоимость - 20%;

  • выплаты по социальному налогу - 26%;

  • налог на имущество - 2,2% от среднегодовой стоимости имущества;

  • транспортный налог;

  • налог на землю - по соответствующей ставке от кадастровой стоимости земли;

  • акцизы.


4.8.2. Затраты подготовительного периода

Установка оборудования.

Пуско-наладка.

Обучение и переобучение персонала.


4.8.3. Затраты, связанные с обслуживанием кредита (лизинга).

Приводится планируемая схема привлечения и обслуживание кредитов, лизингового договора.

4.8.5. План-отчет о прибылях и убытках


Для построения таблицы “План-отчет о прибылях и убытках” требуются следующие данные:

  • из плана продаж - выручка от реализации продукции и услуг;

  • из сметы затрат - сумма переменных издержек с учетом плана производства за расчетный период времени (месяц, квартал, год);

  • из сметы затрат - общие (операционные, торгово-административные издержки) за расчетный период.

Финансово-экономические расчеты обычно производятся на первый год с периодом в один месяц, в последующий - квартал, а затем по годам.

4.8.6. План движение денежных средств


«План денежных потоков» является завершающей стадией в финансовых расчетах по проекту. Эта таблица показывает обеспеченность финансовыми ресурсами процесса реализации проекта на каждом этапе является основным документом, предназначенным для определения потребности в капитале, выработки стратегии финансирования предприятия, а также оценки эффективности его использования.

Таблица потока реальных денег состоит из трех частей:

  • потока реальных денег от производственной деятельности;

  • потока реальных денег от инвестиционной деятельности;

  • потока реальных денег от финансовой деятельности.

Все поступления и платежи отображаются в периоды времени, соответствующие фактическим датам осуществления этих платежей, с учетом задержки платежей за поставки материалов и комплектующих изделий, условий реализации продукции (в кредит, с авансовым платежом), а также условий формирования производственных запасов.

Остаток денежных средств на счете (баланс наличности) используется предприятием для выплат, на обеспечение производственной деятельности последующих периодов, инвестиций, погашения займов, выплаты налогов и личное потребление.

Оценка потока реальных денег.

Если на каком либо этапе (шаге расчета) итоговый чистый остаток денежных средств на конец периода становится отрицательным, это означает, что проект в данном виде не может быть осуществлен из-за дефицита финансовых средств.


4.9. Пояснение и рекомендации по составлению раздела «Риски и гарантии».


Целью данного раздела бизнес-плана является описание внешних и внутренних факторов, увеличивающих или уменьшающих конкретный вид риска, и предусмотренных мер по защите от возможных финансовых потерь предприятия и кредитора. Инвесторы (кредиторы) хотят знать, с какими проблемами можно столкнуться при реализации проекта и как предприниматель предполагает преодолеть их. Глубина и анализ рискованности дела зависит от конкретного вида деятельности и объема проекта.

Под риском понимается вероятность (угроза) потери предприятием части своих ресурсов, недополучение доходов или появление дополнительных расходов, возникших в результате производственной и финансовой деятельности предприятия.

Существует три основных вида риска: коммерческий, производственный, финансовый.

Коммерческий риск является отражением ненадежности доходов, связанных с факторами конкуренции и проблемами сбыта.

Производственный риск непосредственно связан с факторами низкого качества продукции, ненадежностью оборудования, отсутствием или слабостью системы снабжения сырьем и материалами, а также с экологией производства.

Финансовый риск обусловлен недостаточностью объемов финансирования проекта, неспособностью или нежеланием предприятия осуществлять возврат заемных средств и процентов по ним.


4.10. Пояснение и рекомендации по приложениям к бизнес-плану.

В качестве приложений бизнес-плана могут быть документы, подтверждающие или дополняющие информацию, которая содержится в бизнес-плане:

  • устав предприятия (указать соответствующий проекту вид деятельности);

  • учредительный договор;

  • лицензия на право проведения работ;

  • патенты (авторское право);

  • сертификат качества продукции;

  • сертификат уровня производства;

  • международная, федеральная, региональная или местная программы;

  • законодательные акты и другие решения органов власти;

  • особенности налогообложения;

  • договора, в том числе аренды, купли, продажи.






Методические рекомендации к составлению бизнес-плана


Похожие:

Бизнес-планирование iconЧто дает стратегическое планирование?
Эти вопросы, можно проследить, выполняется ли бизнес-план и, соответственно, реализуется ли стратегия. Следовательно, стратегическое...
Бизнес-планирование iconБизнес-планирование освоения нового рынка
Бизнес-планирование занимает важное место в системе формирования стратегии
Бизнес-планирование icon«бизнес планирование»
Бизнес-планирование. Учебное пособие / Московский международный институт эконометрики, информатики, финансов и права, М., 2003. 155...
Бизнес-планирование iconБизнес-план Понятие бизнес-плана и его необходимость
Главным стержнем любого дела является планирование. Планирование единственный
Бизнес-планирование iconБизнес планирование
Место и роль дисциплины «Бизнес планирование» в блоке общих профессиональных дисциплин
Бизнес-планирование iconРабочая программа дисциплины (модуля) Бизнес-планирование Направление подготовки 080200 «Менеджмент»
Целями освоения дисциплины «Бизнес-планирование» являются получение комплекса теоретических знаний о содержании бизнес-планирования,...
Бизнес-планирование iconДиплом с отличием (вса №0278678 рфэи г. Самара) экономиста по специальности "Бухгалтерский учет и аудит" (заочно)
Специализация: финансы, стратегическое планирование, бюджетирование, управленческий учет, бизнес-планирование, налоговое планирование,...
Бизнес-планирование iconБ59 В. П. Галенко, Г. П. Самарина, О. А. Страхова Б59 Бизнес-планирование
Б59 Бизнес-планирование. — Спб.: Питер, 2004. — 384 с: ил. — (Серия «Теория и практика менеджмента»)
Бизнес-планирование iconВопросы к итоговому государственному междисциплинарному экзамену по специальности 080507 «Менеджмент организации» по дисциплине «Внутрифирменное планирование»
Ирменного планирования. Эволюция внутрифирменного планирования: традиционное планирование; оптимальное планирование; адаптивное планирование....
Бизнес-планирование icon«бизнес-планирование в условиях рынка»
Конспект лекций по курсу «Бизнес-планирование в условиях рынка»( для студентов фпо и 30 специальности 090603» Электротехнические...
Разместите кнопку на своём сайте:
Бизнес-планы


База данных защищена авторским правом ©bus.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Бизнес-планы
Главная страница