Конспект урока алгебры в 9 классе «Математический расчет показателей бизнес-плана»




Скачать 119.56 Kb.
НазваниеКонспект урока алгебры в 9 классе «Математический расчет показателей бизнес-плана»
Дата конвертации05.09.2012
Размер119.56 Kb.
ТипКонспект

Приложение 1

Конспект урока алгебры в 9 классе «Математический расчет показателей бизнес-плана»



Форма: деловая игра.

Цели: изучение основ предпринимательского дела; проведение математического расчета показателей бизнес-плана; повторение ранее изученного материала по темам: «Арифметические действия с натуральными числами и дробями», «Сравнение натуральных чисел и дробей», «Процент от числа», «Пропорция», «Линейная функция», «Исследование функций», «Построение графиков функций», «Числовые промежутки», «Арифметическая прогрессия»; подготовка к итоговой аттестации; применение имеющихся математических знаний на практике; развитие творческого мышления и навыков жизненного самоопределения.

Ход урока:

1. Мотивация.

Ребята! Наш сегодняшний урок по алгебре будет направлен на практическую подготовку вас к жизни. И я очень надеюсь, что те знания, которые вы получите, помогут вам в будущем найти себя. Через два месяца вам предстоит итоговая аттестация, то есть сдача экзамена по алгебре, и экзаменационная работа может содержать задания на темы: «Дробь», «Процент», «Пропорция», «Линейная функция», «Числовые промежутки», пройденные ранее в 7-8 классах, а также на темы: «Арифметическая прогрессия», «Построение графиков функций», «Исследование функций», пройденные вами уже в 9 классе. Сегодняшний наш урок мы посвятим повторению по этим темам и подготовке к экзамену.

А пройдет он в форме деловой игры. Во время урока вы сможете зарабатывать дополнительные баллы, каждый ваш ответ я буду оценивать различными геометрическими фигурами (учитель показывает ученикам треугольники, четырехугольники и пятиугольники). Какие это фигуры? Количество заработанных вами дополнительных баллов будет соответствовать количеству углов в полученных вами многоугольниках.

Мы с вами живем в эпоху рыночной экономики. Поэтому вопросы бизнеса являются весьма актуальными на сегодняшний день, пожалуй, для всех. Слово «бизнес» в переводе с английского языка означает «дело». Не секрет, что и вы, покинув стены нашего учреждения, возможно, станете деловыми людьми и захотите организовать свой бизнес. Однако особенности бизнеса невозможно постигнуть, не имея определенных знаний по математике. Поэтому сегодня мы проведем интегрированный урок. Слово «интеграция» означает соединение, слияние. И мы попробуем соединить воедино 2 предмета: математику и экономику. С основами предпринимательского дела вас познакомлю я, а вот те математические задачи, перед которыми я вас поставлю, будете решать вы.

Итак, представьте себе, что вы освободились и решили открыть магазин по продаже аудио, видео и игровых компакт – дисков (учитель демонстрирует компакт-диски). Но для того, чтобы открыть любое дело, необходим уставной капитал, то есть те деньги, с помощью которых мы сможем начать наш бизнес. Любой государственный банк сможет выделить нам необходимую сумму денег с тем условием, что мы предоставим бизнес-план. Бизнес-план – это документ, содержащий в себе ряд математических расчетов по расходам, доходам, рентабельности, то есть выгодности открытия и дальнейшей деятельности предполагаемой нами фирмы, анализ сильных и слабых сторон нашей фирмы и др. Этот расчет позволит нам тщательно проанализировать задуманное дело в деталях. Целью нашего сегодняшнего занятия будет математический расчет показателей бизнес-плана на 1 год. И в том случае, если по расчетам наш бизнес окажется прибыльным, мы сможем привлечь банк и получить кредит на срок в 1 год.

Запишите, пожалуйста, в тетрадях сегодняшнюю дату и тему урока «Математический расчет показателей бизнес-плана».

2. Деловая игра.

Итак, составление любого бизнес-плана начинается с перечисления и расчета необходимых затрат. Затраты делятся на постоянные и переменные.

Переменные затраты включают в себя те затраты, которые нужно совершить 1 раз в несколько лет. А под постоянными затратами понимаются те затраты, которые в ходе нашего бизнеса нужно будет осуществлять 1 раз в месяц. Давайте вместе заполним таблицу 1 «Затраты», которую вы видите на доске. (на доске помимо таблицы 1 записаны краткие условия задач в виде пропорций, которые обучающимся необходимо решить устно, ученики перечисляют затраты, устно рассчитывают их, учитель по ответам учеников заполняет таблицу на доске).

Таблица 1

Затраты



Вид затрат

Наименование затрат

Размер затрат, руб.

постоянные

аренда

поездка

закупка

1500

500

20000

переменные

лицензия

реклама, неоновая вывеска

прочие затраты (кассовый аппарат, канцелярия)

12000

11000

10000
1) аренда (выбор и обоснование места торговли)2 – 150 руб., 10 м2 - х (пропорция)

2) поездка (выбор поставщика ЗАО «Информационные технологии» и вопрос транспорта) 250 руб. в одну сторону (умножение натуральных чисел)

3) закупка 1 диск – 40 руб., 500 дисков - x (пропорция)

4) лицензия 1$ - 30 руб., 400$ - x (пропорция)

5) реклама (бегущая строка на канал телевидения)

«Большой выбор компакт-дисков. Ленина 4» 1 слово – 400 руб. (1 раз в год)

6) прочие затраты

Итак, все затраты мы перечислили и высчитали в отдельности. Теперь давайте посчитаем сумму затрат на каждый месяц. Для этого обратимся к следующей таблице 2 «Сумма затрат», также изображенной на доске (учитель поясняет наименование столбцов в таблице, объясняет смысл формул, занесенных в нее, ученики же устно рассчитывают показатели третьего столбца, совершая арифметические действия с числами).


Таблица 2

Сумма затрат

месяца

Формула

Размер затрат, руб.

1

З1постперем

22000 +33000=55000

2

З2пост

22000

3

З3пост

22000

.

.



12

З12пост

22000


Давайте подумаем, в какой сумме нам потребуется уставной капитал? (55 000 руб.) Если мы возьмем в банке кредит 55000 рублей под 20 % годовых, какую сумму нам придется вернуть в банк через год? Запишите следующую формулу в тетрадь и самостоятельно рассчитайте размер кредита с учетом процента (ученикам необходимо вспомнить, как осуществляется вычисление процента от числа).

К(%) = З1 + 20% от З1 = 55000 + 20 % от 55000=11000+55000=66000 руб.

Я провела маркетинговое микроисследование рынка предложения компакт-дисков в близлежащих к Мариинску крупных городах: Кемерово и Томске. Поработала с прайс-листами фирм «Нета» и «Стек». И что же выяснила? Средняя цена на один компакт-диск в Кемерово составляет 108 руб., а в Томске – 110 руб.

Предлагаю вам следующую стратегию ценообразования: установим цену на 1 компакт-диск ниже, чем у этих наших основных конкурентов, а именно: 100 руб. Таким образом, если объем наших продаж будет предположительно равен объему закупки компакт-дисков, то мы можем вычислить сумму нашего дохода в месяц. Давайте это сделаем, воспользовавшись данной пропорцией или формулой (ученики отвечают устно, желающий записывает результат у доски).

1 диск – 100 руб., 500 дисков - x x = 50000

Д = Ц * О (объем) = 50000 руб.

У каждого из вас на парте лежит таблица 3 «Движение денежных средств», которой вы самостоятельно отобразите движение наших денежных средств на 1 год (учитель поясняет смысл всех столбцов таблицы, отличие понятия дохода и прибыли). Итак, каковы ваши результаты? (учитель заполняет таблицу по ответам воспитанников).

Таблица 3

Движение денежных средств

месяца

Размер затрат, руб

Размер дохода, руб.

Прибыль на конец месяца, руб.

1

55000

50000

28000

2

22000

50000

28000

3

22000

50000

28000

.

.

.

.

12

22000

50000

28000


Теперь давайте подсчитаем суммарную прибыль за год. Как вы это сделаете? Какое решение будет более рациональным? (336000 рублей).

Как вы видите, сумма получилась немаленькая. Но из этих денег нам необходимо будет на конец 12-го месяца вернуть в банк кредит с учетом процентов и заплатить государству единый налог с продаж, составляющий 13%. Таким образом, чистая прибыль рассчитывается по следующей формуле:

ЧП = П – К(%) – Н (13 % от П).

Запишите ее, пожалуйста, в тетрадь и посчитайте чистую прибыль за год.

ЧП = П – К(%) – Н (13 % от П) = 336000 – 66000 – 43680 = 226320 руб. (ученики работают самостоятельно, желающий записывает результат у доски).

3. Самостоятельная работа.

Ребята, а как вы думаете, что такое накопительная прибыль? (учитель при необходимости сам объясняет смысл этого понятия).

А теперь предлагаю вам поработать самостоятельно (нескольким ученикам учитель предлагает заполнить выданные таблицы 4 «Накопительная прибыль», посчитав накопительную прибыль на каждый месяц; нескольким – по показателям рассчитанной в таблице 5 «Изменение накопительной прибыли» накопительной прибыли построить график функции, обозначив на оси абсцисс время в месяцах, а на оси ординат – показатели накопительной прибыли; двоим ученикам – по данными таблицы 4 вывести формулу получившейся арифметической прогрессии, а двоим – выявить по фрагментам прайс-листов (таблицы 6, 7) провести исследование рынка предложений, то есть выяснение какого вида компакт-диски у наших конкурентов имеют наиболее высокую цену и подумать почему?; предложить во время самостоятельной работы одному желающему ученику заполнить таблицу по накопительной прибыли, другому – построить на скрытой от других обучающихся доске график функции и вывести формулу получившейся функции).

4. Проверка самостоятельной работы (самопроверка).

(ученики, работающие у доски показывают всем результат, а те, кто рассчитывал накопительную прибыль и те, кто строил график функции, проводят самоконтроль и сами себе ставят оценки, сравнив свой результат с результатом на доске).

Ребята, поднимите руки, кто смог безошибочно справиться с самостоятельной работой?


Таблица 4 Таблица 5

«Накопительная прибыль» «Изменение накопительной прибыли»



№ месяца

Прибыль на конец месяца (руб.)

1




2




3




4




5




6




7




8




9




10




11




12




№ месяца

Прибыль на конец месяца (руб.)

1

28000

2

56000

3

84000

4

112000

5

140000

6

168000

7

196000

8

224000

9

252000

10

280000

11

308000

12

336000



Давайте внимательно посмотрим на получившийся график (Рисунок 1), что это за функция? Конечно, линейная. А это значит, что наша прибыль с каждым месяцем будет возрастать, а это значит, что задуманное нами дело выгодное, и мы сможем получить в банке кредит.




y(x) = 28x – формула линейной зависимости

(Остальные обучающиеся тоже объявляют результат свой работы с прайс-листами и выводом формулы получившейся арифметической прогрессии, желающий записывает формулу на доске).

an = 28 n – формула арифметической прогрессии



Наименование диска

Цена, руб.

Игра – стратег.«Диабло»

108

Игра – экшн «Квэйк»

109

Игра-стрелялка «Тир»

108

Игра – гонка «Ралли»

109

Музыка «Наши песни»

106

Музыка «Хиты лета»

104

Фильм «Лара Крофт»

105

Фильм «Час пик»

100

Фильм «Ангелы Чарли»

104

Большая мед. энцикл.

103

Энциклопед. лекарств

100
Рисунок 1

Таблица 6 Таблица 7


Наименование

компакт – диска

Цена, руб.

Игра – стратег.«Диабло»

110

Игра – экшн «Квэйк»

109

Игра-стрелялка «Тир»

110

Игра – гонка «Ралли»

110

Музыка «Наши песни»

109

Музыка «Хиты лета»

109

Фильм «Лара Крофт»

108

Фильм «Час пик»

109

Фильм «Ангелы Чарли»

100

Большая мед. энцикл.

107

Энциклопед. лекарств

108
Фрагмент прайс-листа фирмы «Нета» Фрагмент прайс-листа фирмы «Стек»

5. Проблемная ситуация.

Ребята, один известный предприниматель в Мариинске тоже некогда открыл магазин по продаже компакт-дисков. И посмотрите, каким образом выглядел график изменения прибыли во времени у него (Рисунок 2). На оси абсцисс данного графика отображено время в месяцах, а на оси ординат – прибыль. Давайте вспомним тему «Числовые промежутки». Перечислите мне те промежутки времени, на которых прибыль согласно этому графику возрастает, на которых она убывает и на которых остается постоянной величиной, то есть не изменяется (учитель помещает на доску плакат с графиком изменения прибыли, ученики комментируют график устно, учитель записывает числовые промежутки на доске).

Как вы думаете, что могло повлиять таким образом на прибыль этого бизнесмена? И какие риски, на ваш взгляд, возможны в предпринимательстве? (ученики обсуждают перспективы зависимости при непредвиденных обстоятельствах и на следующие годы в целом).





Рисунок 2


6. Подведение итогов урока.

Итак, сегодня на уроке мы с вами провели математический расчет показателей бизнес-плана, используя полученные ранее на уроках математики знания. Я надеюсь, что те знания, которые вы сегодня получили на уроке, помогут вам в будущем открыть свое дело и зарабатывать деньги честным путем.

Сдайте, пожалуйста, ваши тетради и вложите в них карточки с вашей самостоятельной работой.

Ребята, поднимите те фигуры, которые вы сегодня заработали. Посчитайте, пожалуйста, дополнительное количество баллов, которые вы заработали за сегодняшний урок. Треугольник – «3», четырехугольник – «4», пятиугольник «5» (учитель выставляет дополнительные оценки).


Похожие:

Конспект урока алгебры в 9 классе «Математический расчет показателей бизнес-плана» iconКонспект лекций по дисциплине «планирование на предприятиях строительного комплекса»
Лекция Состав показателей плана научно – технического и социального
Конспект урока алгебры в 9 классе «Математический расчет показателей бизнес-плана» iconПлан-конспект открытого урока учителя технологии и предпринимательства средней общеобразовательной школы №1

Конспект урока алгебры в 9 классе «Математический расчет показателей бизнес-плана» icon«Расчет бизнес-плана одного их цехов полиграфического производства»
Данный курсовой проект разрабатывается применительно к одному из основных цехов полиграфического предприятия – печатный цех, поэтому...
Конспект урока алгебры в 9 классе «Математический расчет показателей бизнес-плана» iconУчебное пособие. Трту, 200
В учебном пособии представлены материалы по разработке бизнес-плана проекта, включающие структуру, содержание разделов бизнес-плана...
Конспект урока алгебры в 9 классе «Математический расчет показателей бизнес-плана» iconКонспект урока по теме «бизнес-план» для 10 класса
Каждый предприниматель, начиная свою деятельность, должен представлять потребность на перспективу в финансовых, материальных, трудовых...
Конспект урока алгебры в 9 классе «Математический расчет показателей бизнес-плана» iconПлан-конспект урока технологии
Обучающая: освоение основных этапов создания предприятия на репродуктивном уровне, формирование понятия «производительность труда»,...
Конспект урока алгебры в 9 классе «Математический расчет показателей бизнес-плана» iconПрезентация заказного бизнес-плана
Бизнес-план представляет собой маркетинговый анализ производства пэ пакетов и расчет
Конспект урока алгебры в 9 классе «Математический расчет показателей бизнес-плана» iconПрезентация заказного бизнес-плана
Бизнес-план представляет собой маркетинговый анализ рынка бытовых услуг и расчет
Конспект урока алгебры в 9 классе «Математический расчет показателей бизнес-плана» iconПрезентация заказного бизнес-плана
Бизнес-план представляет собой маркетинговый анализ рынка белья и расчет финансовых
Конспект урока алгебры в 9 классе «Математический расчет показателей бизнес-плана» iconПрезентация заказного бизнес-плана
Бизнес-план представляет собой маркетинговый анализ рынка массажных салонов и расчет
Разместите кнопку на своём сайте:
Бизнес-планы


База данных защищена авторским правом ©bus.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Бизнес-планы
Главная страница