Федеральное государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Димитровградский техникум информатики и управления» проектная методика




Скачать 356.88 Kb.
НазваниеФедеральное государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Димитровградский техникум информатики и управления» проектная методика
страница1/6
Дата конвертации05.09.2012
Размер356.88 Kb.
ТипРеферат
  1   2   3   4   5   6
Приложение 2








ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«Димитровградский техникум информатики и управления»


ПРОЕКТНАЯ МЕТОДИКА

В образовательных учреждениях ПРОФЕССИОНАЛЬНого

образования

методические материалы проблемно-методологического семинара





Димитровград

2010

План проведения семинара


1. Введение.

2. Дидактическая характеристика образовательной технологии «метод проектов».

  • содержание и смысл проектного обучения;

  • типология проектов;

  • алгоритм работы над проектом;

  • формы выхода проектной деятельности и ее оценка.

3. Проектное обучение в профессиональном образовании.

  • текущее состояние применения проектов в профобразовании;

  • возможности применения метода проектов в преподавании спецдисциплин;

  • проектная методика в воспитательной работе.

4. Заключение.

ВВЕДЕНИЕ


Социально-экономические преобразования в стране, развитие науко­емких и высокотехнологичных производств, рынок труда требуют обес­печения их практико-ориентированными кадрами, обладающими высоко­качественной профессиональной квалификацией, многофункциональными умениями.

Ключевой фигурой в решении этой важной социально-экономической задачи является педагог профессионального обучения, функционирую­щий в системе среднего профессионального об­разования. В своей деятельности он призван исходить из того, что цель профессионального образования в современных условиях состоит в том, чтобы подготовить конкурентоспособного работника, стимулировать у обучаемых ценностное отношение к знаниям, развить потребность в политехнических умениях, знаниях-инструментах, которые позволяют обрести социальную защищенность, профессиональную мобильность, всестороннюю компетентность, сформировать навыки творческого са­моразвития.


На современном этапе развития профессионального образования новой парадигмой, отражающей тре­бования общества, производства, работодателей и личности к обуче­нию является компетентностно - ориентированный подход к подготовке специалистов.

Рынок труда предъявляет к современному специалисту целый ряд новых требований, которые жестко не связаны с конкретной дисципли­ной, а носят надпредметный, интегральный, универсальный характер, подразумевающих необходимость формирования у будущего специали­ста так называемых компетенции.

Под компетенцией понимается комплексная организация знаний, умений и навыков, полученных по различным дисциплинам и из разно­образных источников, которая позволяет ставить новые цели по преоб­разованию ситуаций и достигать их.

Ключевые компетенции - это сплав межпредметных, межотрасле­вых и межкультурных знаний, умений и способностей, необходимых для адаптации и продуктивной деятельности специалиста в различных про­фессиональных условиях и сообществах.

Европейским сообществом определено пять приоритетных компе­тенции, которые необходимо сформировать у специалиста для его ус­пешной профессиональной и общественной деятельности в современ­ных социально-экономических условиях: социальная, коммуникативная, социально-информационная, когнитивная и специальная компетенции.

В профессиональной подготовке специалиста ведущую роль играет специальная компетенция, отражающая «ядро» его профессиональной готовности.

Дается такое определение сущности специальной компе­тенции: «Специальная компетенция - подготовленность к самостоя­тельному выполнению профессиональных действий, оценке своего труда».


Для успешного формирования ключевых компетенции будущего специалиста необходимы адекватные им мето­ды, формы и средства обучения.

Одной из приоритетных образовательных технологий, обеспечиваю­щих реализацию компетентностно-ориентированного подхода к обуче­нию и формирование специальной компетенции, является метод проек­тов.

Под проектом понимается специально организуемый преподавате­лем и самостоятельно выполняемый обучаемыми на основе субъек­тивного целеполагания комплекс действий, завершающихся созданием продукта, состоящего из объекта труда, изготовленного в процессе про­ектирования, и его устного или письменного представления.

В основу метода проектов положена идея о направленности учеб­но-познавательной деятельности студентов на результат, кото­рый получается при решении той или иной практически или теоре­тически значимой проблемы.

Вашему вниманию предлагается принципиально иная (хотя и не новая) философия построения образовательного процесса.

Как принято считать, она берет свое начало в трудах Джона Дьюи. Имен­но этот американский ученый сто лет назад предложил строить обу­чение на активной основе, через целесообразную деятельность уче­ника, сообразуясь с его личным интересом и личными целями. Для того чтобы студент воспринимал знания как действительно нужные ему, личностно значимые, требуется проблема, взятая из реаль­ной жизни, знакомая и значимая для него, для решения кото­рой ему придется применить уже полученные знания и умения, а также и новые, которые еще предстоит приобрести.

«Решить проблему» значит применить в данном случае необхо­димые знания и умения из различных областей жизни, получив ре­альный и ощутимый результат.


«Представьте себе девушку, которая сшила себе платье. Если она вложила душу в свою работу, работала охотно, с любовью, самостоя­тельно сделала выкройку и придумала фасон платья, самостоятельно его сшила, то это и есть образец типичного проекта, в самом педагоги­ческом смысле этого слова». Так писал в 1918 г. один из основопо­ложников «метода проектов», последователь Джона Дьюи, профес­сор педагогики учительского колледжа при Колумбийском универси­тете Уильям Херд Килпатрик.

В основе метода проектов лежит креативность, умение ориентироваться в информационном пространстве и самостоятельно конструировать свои знания.

У нас в России метод проектов стал применялся в 10—20-е годы. Но попытка эта окончилась не очень хорошими результатами. Проектирование получило клеймо «легкомысленного прожектерства» и было надолго забыто отечественной педагогикой.


СОДЕРЖАНИЕ И СМЫЛС ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯ.

«Образовательный проект – это форма организации занятий, предусматривающая комплексных характер деятельности всех его участников по получению образовательной продукции за определенный промежуток времени» (Хуторской).

Работа по методу проектов — это относительно высокий уро­вень сложности педагогической деятельности, предполагающий серьезную квалификацию преподавателя. Если большинство общеизвест­ных методов обучения требуют наличия лишь традиционных ком­понентов учебного процесса — учителя, ученика (или группы учени­ков) и учебного материала, который необходимо усвоить, то требо­вания к учебному проекту — совершенно особые.


Основные требования к проекту


1. Необходимо наличие социально значимой задачи (пробле­мы) — исследовательской, информационной, практической.

Дальнейшая работа над проектом — это разрешение данной про­блемы. В идеальном случае проблема обозначена перед проектной группой внешним заказчиком. Однако в роли заказчика может выступать и сам преподаватель (проект по подготовке методических пособий для кабинета биологии), и сами студенты (проект, наце­ленный на разработку и проведение праздника).

Поиск социально значимой проблемы — одна из наиболее труд­ных организационных задач, которую приходится решать педагогу-ру­ководителю проекта вместе со студентами— проектантами.


2. Выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы, иными словами — с проектирования са­мого проекта, в частности — с определения вида продукта и формы презентации.

Наиболее важной частью плана является пооперационная раз­работка проекта, в которой указан перечень конкретных действий с указанием выходов, сроков и ответственных. Но некоторые проек­ты (творческие, ролевые) не могут быть сразу четко спланированы от начала до самого конца.


3. Каждый проект обязательно требует исследовательской рабо­ты учащихся.

Таким образом, отличительная черта проектной деятельнос­ти — поиск информации, которая затем будет обработана, осмыс­лена и представлена участниками проектной группы.


4. Результатом работы над проектом, иначе говоря, выходом проекта, является продукт. В общем виде это средство, которое раз­работали участники проектной группы для разрешения поставлен­ной проблемы.


5. Подготовленный продукт должен быть представлен заказ­чику и (или) представителям общественности, и представлен до­статочно убедительно, как наиболее приемлемое средство решения проблемы.

Таким образом, проект требует на завершающем этапе презен­тации своего продукта.

То есть проект — это «пять П»:

Проблема — Проектирование (планирование) — Поиск инфор­мации — Продукт — Презентация.

Шестое «П» проекта — его портфолио, т. е. папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, в том числе черновики, днев­ные планы и отчеты и др.

Важное правило: каждый этап работы над проектом должен иметь свой конкретный продукт!

Алгоритм работы над проектом.

Ответив в общих чертах на вопрос, что есть учебный проект, рас­смотрим, как он может быть реализован в образовательном процессе.

В современной мировой и отечественной педагогике существу­ет несколько десятков детально разработанных технологий про­ектной деятельности. Наибольший интерес представляют, несом­ненно, те из них, которые апробированы и на практике доказали свою жизнеспособность.

Существует два варианта метода проектов: американский – с большей свободой учащихся и европейский – с более четким управлением со стороны преподавателя.

Предлагаем Вашему вниманию некоторые из них.

Модель № 1

1. Определение предмета, темы, цели и задачи проекта, выбор руководителя.

2. Выполнение работы.

3. Предзащита работы в своей или другой группе с целью выяв­ления уровня понимания и владения материалом, а также выработ­ки умения понимать вопросы и отвечать на них.

4. Собственно защита на экспертном совете .

5. Подведение итогов: студенческая конференция по итогам года.

Предложенная схема работы заимствована из практики работы научного общества студентов (НОС), которые получили широкое распространение на рубеже 1980-1990-х гг.


Модель № 2

Базируется на «технологии проектной деятельности», разрабо­танной Е.С. Полат.

1. Установочное занятие: цели, задачи проектных работ, основ­ной замысел, примерная тематика и формы продуктов будущих про­ектов.

2. Стендовая информация о проектной работе.

3. Выдача письменных рекомендаций будущим авторам (темы, требования, сроки, графики консультаций и проч.).

4. Консультации по выбору тематики учебных проектов, форму­лирование идей и замыслов.

5. Формирование проектных групп.

6. Групповое обсуждение идей будущих проектов, составление индивидуальных планов работы над проектами.

7. Утверждение тематики проектов и индивидуальных планов работы над ними.

8. Поисковый этап.

9. Промежуточные отчеты студентов.

10. Индивидуальные и групповые консультации по содержанию и правилам оформления проектных работ.

11. Обобщающий этап: оформление результатов.

12. Предзащита проектов.

13. Доработка проектов с учетом замечаний и предложений.

14. Формирование групп рецензентов, оппонентов и «внешних» экспертов.

15. Подготовка к публичной защите проектов.

16. Генеральная репетиция публичной защиты проектов.

17. Координационное совещание лиц, ответственных за мероп­риятие.

18. Заключительный этап: публичная защита проектов.

19. Подведение итогов, анализ выполненной работы.

20. Итоговый этап. Благодарности участникам, обобщение ма­териалов, оформление отчетов о выполненной работе.


Алгоритм работы над проектом

Этапы

Задачи


Деятельность студентов

Деятельность педагога

1 . Подготовка


Определение темы, целей, исходного по­ложения. Выбор рабо­чей группы.

Собирают информа­цию. Получают при необходимости дополнительную информацию. Обсуждают зада­ние.

Мотивирует студентов.

Объясняет цели проекта. Помогает в постановке целей. Наблюдает.


2. Планиро-

вание


Анализ проблемы. Оп­ределение источников, способов сбора информации. Поста­новка задач и выбор критериев оценки ре­зультатов. Распреде­ление ролей в команде.

Формируют задачи. Уточняют информацию (источники). Вырабатывают план действий.

Помогает в анализе и синтезе (по просьбе). Предлагает идеи (при необходимости). Наблюдает.


3. Принятие решения


Сбор и уточнение ин­формации. Обсужде­ние альтернатив. Вы­бор оптимального ва­рианта. Уточнение пла­нов деятельности.

Работают с информа­цией. Проводят синтез и анализ идей. Выпол­няют исследование.

Наблюдает. Консультирует


4. Выполне-ние


Работа над проектом. Оформление


Выполняют исследова­ние и работают над проектом. Оформляют проект.

Наблюдает. Советует (по просьбе). Косвенно руководит деятельностью.


5. Защита проекта.


Подготовка доклада; обоснование проектирования, объ­яснение полученных результатов. Коллек­тивная защита проек­та. Оценка.

Защищают проект. Уча­ствуют в коллективной оценке результатов проекта.


Слушает, задает целесообразные вопросы в роли рядового участника.

6. Оценка результатов


Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач). Анализ достижения по­ставленной цели.

Участвуют в коллектив­ном самоанализе про­екта и самооценке.


Оценивает усилия, креативность, неисполь-зованные возможности, потенциал продолжения проекта. Направля­ет процесс анализа.

Организация работы над проектом складывается из шести этапов.

Этап 1-й, поиск или формулирование проблемы, которую необходимо решить. Источниками проблемы могут быть:

- экскурсия на предприятие и анализ его деятельности, определение нерешенных проблем;

- изложение преподавателем конкретной социальной, производственной ситуации, в которой выявляется проблема;

- конкретная задача совершенствования учебного процесса (раз­работка методических и дидактических средств, пособий, рекомендаций, материалов для самостоятельной работы студентов, видеофильмов по отдельным вопросам и темам курса);

- заказ производственного предприятия на разработку определен­ной проблемы;

- недостаточная разработанность определенной научной пробле­мы, необходимой для решения практических задач.

Основная задача преподавателя на данном этапе — вывести сту­дентов на осознание проблемы, создать мотивацию к ее решению и получению конкретного результата — продукта учебного про­ектирования.

Организация творческих групп для работы над проек­том, осуществляется в условиях парного и группового проекти­рования. Выбор должен быть добровольным или альтернативным — один из предлагаемых проектов. Создаются творческие груп­пы разного характера в зависимости от вида проекта (творчес­кие лаборатории, творческие мастерские, конструкторские бюро и т.д.).


Этап 2-й, планирование работы над проектом. На данном этапе

определяются:

- возможные источники информации;

- способы сбора и анализа информации;

- способы представления результатов (отчет, конкретный про­дукт и т. д.);

- критерии оценки продукта;

- обязанности участников творческой группы.


Этап 3-й, поиск и сбор информации. На этом этапе организует­ся исследовательская деятельность студентов в соответствии с пла­ном. Основное требование — наличие разнообразных источников информации, использование различных методов ее получения (изучение литературы, анкеты, интервью, опросы, наблюдения, чте­ние и анализ средств массовой информации, эксперимент и т.д.).


Этап 4-й, анализ информации. На этом этапе осуществляется совместное обсуждение полученных исходных материалов, разра­ботка проекта.


Этап 5-й, оформление и представление (защита) проекта. Способы офор­мления результатов учебного проектирования зависят от его вида и могут быть разными: письменный отчет, издание практических рекомендаций (компьютерный вариант), видеофильм, изготовле­ние макета, технического устройства и т.д. Отчет о работе пред­ставляется на занятии в группе, может быть также устроена от­крытая защита проекта с приглашением специалистов-практиков, заказчиков.

Этап 6-й, анализ и оценка результатов работы над проектом. Данный этап обязательно должен включать в себя:

  1. групповую рефлексию авторов проекта;

  2. анализ и оценку проекта другими студентами, преподавателями, экспертами.


Основные правила по использованию метода проектов:


- не следует упрощать идею проекта, смешивать его с сообщения­ми, тезисами, рефератами; проект - это план, замысел, в резуль­тате которого авторы должны получить что-то новое: программу, модель, изделие, сценарий;

- метод проектов должен использоваться не вместо системати­ческого предметного обучения, а как его органический компонент;

- необходимо обеспечение приоритетного базирования проектов на учебном предмете или на нескольких учебных предметах;

- определение тематики проектов должно вестись с учетом учеб­ных ситуаций по конкретным дисциплинам;

- проекты должны обеспечивать возможность комплексного изучения различных тем дисциплин, вокруг которых мобилизуется и концентрируется внимание студентов;

- процесс выбора тем проектов, организация самостоятельной работы студентов и презентация результатов выполнения проектов должны управляться педагогами;

- тематика проектов, выбираемых или предлагаемых студентам, должна обеспечивать интегрирование знаний и умений из различных сфер знаний, техники, технологии и творческих областей пред­стоящей деятельности студентов.

  1   2   3   4   5   6


Похожие:

Федеральное государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Димитровградский техникум информатики и управления» проектная методика iconФедеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «тюменская государственная академия культуры и искусств» Институт сервиса и социально-информационных коммуникаций
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Федеральное государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Димитровградский техникум информатики и управления» проектная методика iconОтчет по итогам самообследования федерального государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования
Федеральное государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования
Федеральное государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Димитровградский техникум информатики и управления» проектная методика iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «горно-алтайский государственный университет» влияние отраслей промышленности
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Федеральное государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Димитровградский техникум информатики и управления» проектная методика iconУчебное пособие Москва, 2007 федеральное агентство по образованию государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Государственная
Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Государственная академия профессиональной...
Федеральное государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Димитровградский техникум информатики и управления» проектная методика iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Федеральное государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Димитровградский техникум информатики и управления» проектная методика iconТомский государственный университет систем управления и радиоэлектроники (тусур)
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Федеральное государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Димитровградский техникум информатики и управления» проектная методика iconРоссийской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Федеральное государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Димитровградский техникум информатики и управления» проектная методика iconРоссийской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Федеральное государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Димитровградский техникум информатики и управления» проектная методика iconРоссийской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Федеральное государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Димитровградский техникум информатики и управления» проектная методика iconРоссийской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Разместите кнопку на своём сайте:
Бизнес-планы


База данных защищена авторским правом ©bus.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Бизнес-планы
Главная страница