Методические рекомендации по написанию курсовой работы на тему: "Планирование на предприятии туризма" Для всех форм обучения




Скачать 465.51 Kb.
НазваниеМетодические рекомендации по написанию курсовой работы на тему: "Планирование на предприятии туризма" Для всех форм обучения
страница1/4
Дата конвертации05.09.2012
Размер465.51 Kb.
ТипМетодические рекомендации
  1   2   3   4


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ



Санкт-Петербургский государственный

инженерно-экономический университет


КАФЕДРА “Экономика и менеджмент в туризме и гостиничном хозяйстве”


Методические рекомендации

по написанию курсовой работы на тему:


"Планирование на предприятии туризма"


Для всех форм обучения

Специальность Экономика и управление на предприятии туризма и гостиничного хозяйства




Санкт Петербург

2001 год


Утверждено

редакционно-издательским советом СПбГИЭУ


СОСТАВИТЕЛЬ:

Богданов Е.И., к.э.н., профессор


НАУЧНЫЙ РЕДАКТОР:

_____________________________


ОБСУЖДЕНО:

на заседании кафедры “Экономика и менеджмент в туризме и гостиничном

хозяйстве”

___________________

(дата)


ОДОБРЕНО:

Научно-методическим советом специальности


___________________

(дата)


Цель курсовой работы.


На конкретном отраслевом примере предприятия сферы туризма разработать предложения по его развитию на перспективу 2 3 лет и более отдаленную (5 лет), и на этой основе разработать основной пла­новый документ его деятельности   бизнес план.


Методика разработки курсовой работы.


В основу подготовки курсовой работы положен игровой метод его разработки, предусматривающий самостоятельные:

* формирование из числа студентов групп разработчиков количе­ством 5 7 человек;

* выбор конкретного предприятия города (региона), на базе ко­торого осуществляется подготовка работы;

* сбор необходимой статистической информации (экономиче­ской, коммерческой, социальной и т.п.), характеризующей современ­ное состояние предприятия на туристском рынке (согласно приложе­ния № 2 и настоящим Методическим рекомендациям);

* формирование стратегии развития предприятия на 2 3 года и отдаленную на 5 лет перспективу,

а также:

* защиту курсовой работы в качестве деловой управленческой игры;

* написание курсовой работы согласно предлагаемым "Методи­ческим рекомендациям планирования на предприятиях туризма" (приложение № 1).


Оформление курсовой работы.


Курсовая работа оформляется в одном варианте на учебную группу (5 7 человек) в письменном (компьютерном) виде и представ­ляет собой документ, содержащий аналитическую записку, подготов­ленную на основе представленных в приложении к ней бизнес карт (их число строго не регламентируется).

Титульный лист оформляется согласно приложению № 3 к насто­ящим Методическим указаниям.


Приложение № 1


Методические основы

составления бизнес плана предприятия туризма


Бизнес план пишется для того, чтобы соединить воедино замыс­лы его разработчиков и руководства предприятия по развитию пред­приятия и повышению эффективности его деятельности, а также, что­бы при помощи этого плана даже посторонний мог составить пред­ставление о его функционировании. По уровню разработки бизнес   плана можно судить о том, насколько добросовестно отнеслось прав­ление предприятия к его составлению, поскольку без тщательной под­готовки и понимания дела не может получиться бизнес план. Если процесс написания бизнес плана спланирован с достаточной тщатель­ностью, формирование его будет довольно легким делом.

Бизнес план целесообразно составлять в соответствии с рекомен­дуемой структурой.


Структура бизнес плана предприятия


№ раздела

Наименование раздела

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Общие вопросы

Положение на рынке и прогноз развития

Основные задачи фирмы

Стратегия

План по сбыту

План совершенствования услуг

Производственный план

Правление фирмы

Прогноз риска

Экономический план


При этом необходимо все его разделы привести в соответствие с положением предприятия и особенностями его деятельности. Напри­мер, в отношении недавно созданных предприятий и используемых ими современных методов работы можно через характеристику со­ставляющих получить представление о том, как учредители предпри­ятия понимают методы его деятельности. Следует также учитывать, что в сфере обслуживания производство и совершенствование услуг имеет несколько другое значение, чем изготовление продукции в промышленности и т.д.

Написание бизнес-плана должно базироваться на предварительной подготовке рабочих карт по каждому его разделу.


1.Модель построения бизнес-плана предприятия.


ОБЛОЖКА


Учитывая, что бизнес-план представляется для ознакомления, например, инвесторам, то есть основание снабдить его титульным листом, с тем, чтобы его легко было найти среди других документов. В заглавии должно быть указано наименование предприятия, адрес, характер плана (план по созданию акционерного общества, проект развития предприятия и т.д.), составитель плана и общие сведения. Обычно бизнес-план по объему довольно большой, поэтому для удобства рекомендуется составить перечень разделов и поместить его на суперобложку.


  1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ПРЕДПРИЯТИИ


Человеку, мало знакомому с предприятием и его деятельностью, важно с самого начала получить общие сведения о нем. Цель данного раздела: дать краткую характеристику деятельности предприятия и задач, стоящих перед ним.

Объем материала, представленного в разделе, - максимум 2-3 страницы, чтобы информация не дублировалась в последующих разделах.


1.1. Основная информация о предприятии.


Целесообразно поместить следующую информацию:

  • наименование;

  • место нахождения;

  • год основания;

  • отрасль;

  • форма собственности (владелец).

Размер предприятия:

  • оборот;

  • штат;

  • величина производственных площадей.

Пределы деятельности:

  • вид услуг;

  • торговые точки;

- экспорт, импорт.

Целесообразно также в этом разделе поместить рекламный проспект предприятия.


1.2. История создания предприятия и его современного положение.

Опишите, как создавалось предприятие, как развивалась его коммерческая деятельность. Охарактеризуйте внутренние и внешние факторы, способствующие развитию. Как совершенствовались рамки деятельности и методы работы до нынешнего состояния? Какие этапы были пройдены? Кто несет ответственность за деятельность предприятия? Если оно создано недавно, целесообразно коротко охарактеризовать его учредителей. Какой заметный вклад был внесен за последнее время, например, в реализацию и совершенствование туристического продукта? Каково их значение в нынешней ситуации? Коротко охарактеризуйте рентабельность и экономическое положение.


    1. Услуги.


Охарактеризуйте услуги и их практическое применение. Каковы их возможности на рынке? Охарактеризуйте, чем они отличаются от услуг конкурентов. На каком этапе совершенствования услуг находитесь, и как оно будет развиваться со временем?


    1. Характеристика отрасли туризма.


Каковы размеры отрасли и как она развивается в последнее время? Какие предприятия есть в отрасли, какие из них являются ведущими? Как развивается экспорт и импорт? Каковы направления развития, например, в выходе на международный рынок и т.д., а также в конкуренции и рентабельности отрасли?


    1. Коммерческая идея и стратегия.


Охарактеризуйте основополагающие факторы, способствующие успеху деятельности предприятия, в виде сжатых коммерческих идей.

Сформулируйте стратегию:

  • основные принципы деятельности;

  • как закрепить успех в конкуренции;

  • на что будет делаться упор в будущем.




    1. Перспективы.


Коротко охарактеризуйте задачи предприятия на будущее и сравните их с представлением о развитии рынка. Рассмотрите также факторы риска, которые могут появиться в будущем. Дайте реалистическую картину представления о развитии экономического положения предприятия.



  1. ПОЛОЖЕНИЕ НА РЫНКЕ И ЕГО ПРЕСПЕКТИВЫ


Основной задачей данного раздела является характеристика окружения предприятия и его возможных изменений. Написание следовало бы начать с этого раздела и его содержанию необходимо уделить особое внимание. Если анализ ситуации на рынке основывается на голых предложениях, будет потеряна основа последующих планов предприятия. Не пожалейте времени для получения подробной информации о рынке и для заполнения рабочих карт.

Значению этого вопроса инвесторы уделяют большое внимание. У них формируется свое представление о рынке с помощью собственных источников информации. Назовите свои источники информации, но также обязательно отметьте, если оценка основывается на Ваших предположениях.

Если у предприятия несколько видов коммерческой деятельности, то, очевидно, целесообразно для большей ясности рассмотреть их по отдельности относительно положения на рынке. Имеет смысл также рассмотреть положение на зарубежном рынке отдельно в каждой стране.


2.1. Общая характеристика рынка.


Какова доля услуг предприятия на рынке в рублях (долларах), ее объем? Каким было развитие в последние годы и какие изменения полагаются? Какова была доля импорта и экспорта, их перспективы? Охарактеризуйте структуру отраслевого рынка и ее влияние на предприятия данной отрасли. Какими каналами реализации услуг пользуется предприятие? Какие изменения рынка несет в себе технический прогресс? Какое влияние окажет выход на международный рынок? Как меняется положение малых, средних и крупных предприятий по отношению к рынку? Какие перспективы на будущее в условиях рынка у предприятия?


2.2. Клиенты.


Кто является настоящим и потенциальным клиентом предпри­ятия? Можно ли из клиентов сформировать единые группы, сегменты, на которые следует направить различный по содержанию туристиче­ский продукт? Какова доля из общего объема спроса у каждой из групп? Существует ли уже рынок или надо его создавать, наполнится ли он на каком либо этапе? Каковы покупки услуг, кто принимает решение о покупке и оказывает влияние на принятие этого решения? Что клиенты считают главным в деятельности предприятия, в услу­гах, им производимых, на основании чего принимаются решения о покупке туров и их выборе? В каком направлении движется развитие по формированию структуры потребления услуг.


2.3. Конкуренты


Охарактеризуйте конкурирующие предприятия и их методы кон­курентной борьбы. Дайте также заключения об услугах конкурентов и их содержании. Каким образом деятельность и туры предприятия отличаются от них? Почему клиенты покупают услуги конкурентов, а не турпродукт предприятия? Какова доля сбыта в отрасли и среди различных групп   доля клиентов? Какие новые предприятия появи­лись за последнее время, какие прекратили свое существование? Какие формы наибольшим образом способствуют успеху в рассматриваемой отрасли? Каковы сильные и слабые стороны конку­рентов? В каком направлении будет развиваться конкуренция? Кто из конкурентов расширяется и развивается быстрее? Существует ли на рынке угроза со стороны какого нибудь предприятия или его услуг? Как будет развиваться конкуренция в отрасли?


3. ГЛАВНЫЕ ЗАДАЧИ ПРЕДПРИЯТИЯ


Задачей раздела является характеристика основных целей на пе­риод действия бизнес плана или на пятилетний срок. Он должен дать четкую картину о том, какое предприятие создается или функциони­рует. Каким будет оборот и рентабельность через пять лет? Каким будет в это время положение на рынке? Какие задачи можно поста­вить в отношении новых клиентов и рынков сбыта? Какие задачи ста­вятся перед совершенствованием услуг, производством, организацией и штатом.


4. СТРАТЕГИЯ


Стратегия дает представление, посредством каких мероприятий можно достичь выполнения плана.

Каковы объекты сбыта, как происходит сбыт среди новых клиен­тов? Какие клиенты, группы клиентов являются жизненно важными, какие виды услуг являются перспективными? Какие методы являются основными при сбыте? Какие преимущества конкуренции целесооб­разно развивать в различных видах деятельности? Как идет подготов­ка к мероприятиям конкурентов и как их следует воспринимать? На что направлены ресурсы? Какие угрозы и возможности видятся в бу­дущем, как на них нужно реагировать? За счет чего осуществляется рост предприятия, расширение его деятельности на старой основе посредством новых услуг и групп клиентов, рынков сбыта или пол­ностью новой коммерческой деятельности? Происходит ли рост за счет расширения предприятия или путем накопления капитала (при­соединения других предприятий)? Как происходит модернизация с учетом того, что у услуг обычно "очень короткая жизнь"?


5. ПЛАН ПО СБЫТУ


План по сбыту показывает, каковы задачи предприятия при реализации товара на рынке и как их намереваются осуществлять. План по сбыту должен составлять единое целое, а не набор отдельных мероприятий. В нем должна быть определена главная линия, но в прилагаемых документах перечисленные мероприятия приводятся с указанием конкретных дат, ответственных лиц, анализов ресурсов и контроля. Учитывая возможность экспорта услуг, может возникнуть необходимость для краткого анализа положения на рынке в каждой стране-экспортере и способах конкурентной борьбы.


5.1. Задачи плана по сбыту.


Задачи по сбыту можно сгруппировать в приведенную ниже таблицу, в которой план по сбыту следует разделить на различные группы клиентов, группы изделий, рынки сбыта и виды бизнеса. По необходимости можно внести необходимые дополнения.


ПЛАН ПРЕДПРИЯТИЯ ПО СБЫТУ УСЛУГ





Г О Д Ы

Вид бизнеса

1

2

3

4

5

А________ед., руб. (долл.)

Б________ед., руб. (долл.)

С________ед., руб. (долл.)

Д________ед., руб. (долл.)
















Итого ед., руб. (долл.)


















5.2. Организация сбыта


Охарактеризуйте, как предприятие реализует свой туристический продукт, каковы используемые ресурсы, какими посторонними ресурсами пользуется. Как собирается и используется информация о рынке, как планируется сбыт? Как осуществляется реализация услуг, и как намереваетесь ее развивать?

5.3. Способы конкурентной борьбы


5.3.1.Характеристика услуг


Опишите, какая польза от услуг клиенту. Какие их качества отвечают требованиям клиента? Каково значение услуг или, например, фактора фантазии используемого в них? Как можно использовать эти свойства при реализации? Какие преимущества в конкуренции имеют услуги? Какие требуются мероприятия для сохранения или улучшения положения услуг на рынке?

5.3.2. Цены


К какой группе цен относятся услуги? Можно ли совершенно свободно оценивать свой туристический продукт или же в отрасли установился стабильный уровень цен? Позволяет ли оригинальность услуг и их качество свободно оценивать их? Что значит для предприятия падение или повышение цен на рынке? Дает ли предприятию преимущество в конкуренции имеющийся уровень затрат на услуги?


5.3.3. Каналы сбыта


Какими каналами реализации пользуется предприятие, почему? Как они соответствуют настоящим или будущим завоеваниям новых групп клиентов или росту объема реализуемого турпродукта? Какое сотрудничество в области сбыта есть у предприятия, как оно развивается?


5.3.4. Служба информации


Каким образом предприятие стремится повлиять на клиента в нужном направлении при принятии решения сделать покупку? Какие рекламные средства для этого используются? Какова роль индивидуальной работы при продаже турпродукта? Каково значение ярмарок, профессиональной прессы, кампаний по продаже и т.д. в деятельности предприятия? Какой имидж предприятию создается средствами массовой информации? Будет ли он меняться в будущем в связи с усилением службы информации?

Целесообразно составить более подробный план мероприятий на 1-3 года и включить его в бизнес-план.

  1   2   3   4


Похожие:

Методические рекомендации по написанию курсовой работы на тему: \"Планирование на предприятии туризма\" Для всех форм обучения iconМетодические рекомендации по подготовке
Методические рекомендации предназначены для студентов всех форм обучения факультета экономики и управления, приступающих к выполнению...
Методические рекомендации по написанию курсовой работы на тему: \"Планирование на предприятии туризма\" Для всех форм обучения iconМетодические указания по написанию курсовых работ для студентов всех форм обучения специальности 08. 01. 05 «Финансы и кредит»
Методические указания по написанию курсовых работ для студентов всех форм обучения
Методические рекомендации по написанию курсовой работы на тему: \"Планирование на предприятии туризма\" Для всех форм обучения iconМетодические рекомендации по написанию курсовой работы абакан 2011
Курсовая работа является составной частью учебного процесса. Цель написания курсовой работы состоит в том, чтобы студент расширил...
Методические рекомендации по написанию курсовой работы на тему: \"Планирование на предприятии туризма\" Для всех форм обучения iconМетодические рекомендации для написания курсовой работы по дисциплине «Стратегический менеджмент»
Методические указания предназначены для студентов всех форм обучения специальности «Антикризисное управление», которые в соответствии...
Методические рекомендации по написанию курсовой работы на тему: \"Планирование на предприятии туризма\" Для всех форм обучения iconМетодические рекомендации по написанию и оформлению курсовых работ по дисциплинам «Экономика предприятия» и«Планирование на предприятии» (для студентов экономического факультета)
...
Методические рекомендации по написанию курсовой работы на тему: \"Планирование на предприятии туризма\" Для всех форм обучения iconМетодические рекомендации по выполнению и оформлению курсовой работы по дисциплине «планирование на предприятии»
Общие положения
Методические рекомендации по написанию курсовой работы на тему: \"Планирование на предприятии туризма\" Для всех форм обучения iconМетодические рекомендации по выполнению курсовой работы для студентов направления 030504 «Экономика предприятия» дневной и заочной форм обучения
Методические рекомендации по выполнению курсовой работы для студентов направления 030504 «Экономика предприятия»
Методические рекомендации по написанию курсовой работы на тему: \"Планирование на предприятии туризма\" Для всех форм обучения icon«Экономика и управление производством» Методические указания по подготовке к практическим занятиям и организации самостоятельной работы студентов специальности 280200 «технология химической переработки древесины» всех форм обучения
Методические указания разработаны для подготовки студентов всех форм обучения к
Методические рекомендации по написанию курсовой работы на тему: \"Планирование на предприятии туризма\" Для всех форм обучения iconБизнес- планирование методические указания по выполнению курсовой работы для студентов заочной формы обучения специальности 080504
Бизнес – планирование: Методические указания по выполнению курсовой работы / Новосиб гос аграр ун-т. – Новосибирск, 2006. с
Методические рекомендации по написанию курсовой работы на тему: \"Планирование на предприятии туризма\" Для всех форм обучения iconМетодические рекомендации по выполнению дипломной работы для специальности «Финансы и кредит» / Сост.: Мешкова С. В., Мешков В. А., Третьякова Е. А., Пономарева С. В., Пермь: пиэф, 2009. 56с
Методические рекомендации предназначены для студентов экономического факультета всех форм обучения и разработаны в помощь студенту-выпускнику...
Разместите кнопку на своём сайте:
Бизнес-планы


База данных защищена авторским правом ©bus.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Бизнес-планы
Главная страница