Доклад «О задачах и мерах по повышению инвестиционной привлекательности регионов Сибирского федерального округа»




Скачать 136.77 Kb.
НазваниеДоклад «О задачах и мерах по повышению инвестиционной привлекательности регионов Сибирского федерального округа»
Дата конвертации05.09.2012
Размер136.77 Kb.
ТипДоклад
Доклад «О задачах и мерах по повышению инвестиционной привлекательности регионов Сибирского федерального округа»

Томенко Виктор Петрович, первый заместитель Губернатора Красноярского края – Председатель Правительства Красноярского края

Совет при полномочном представителе Президента Российской Федерации в Сибирском федеральном округе (г.Белокуриха Алтайского края, 21 марта 2012 года)

Презентация к докладу

СЛАЙД 1

Уважаемый Виктор Александрович! Уважаемые коллеги!

Необходимость комплексного развития Сибирских регионов ни у кого не вызывает сомнений. Важно отметить, что этому вопросу в последние годы уделяется особое внимание на федеральном уровне. Но, на мой взгляд, еще более важно, что мы с вами все чаще объединяем усилия, чтобы единым фронтом, по-соседски, обсудить общие для всех территорий СФО проблемы, консолидировать и довести до федерации наши предложения по их решению, сформировать положения, касающиеся дальнейшего развития наших регионов и Сибири в целом. Хотел бы подчеркнуть своевременность и правильность этой тактики обмена опытом, которая, безусловно, должна привести к наиболее эффективному использованию экономического и природно-ресурсного потенциала Сибири и росту уровня жизни ее жителей. А именно эту задачу преследует Стратегия развития Сибири до 2020 года.

СЛАЙД 2

С 2008 года по 2011 год основные показатели деятельности Сибирского федерального округа характеризуются положительной динамикой и сложились выше, чем в среднем по Российской Федерации. Так, рост промышленного производства за этот период составил по России 103,4%, по СФО – 109,7%, рост инвестиций в основной капитал (в сопоставимых ценах) по России - 106,4%, по СФО – 114,3%.

Несмотря на опережение среднероссийских темпов, достигнутые показатели экономики Сибирского федерального округа пока не соответствуют уровню, необходимому для решения поставленной амбициозной задачи. Так, за последние четыре года в среднегодовом исчислении рост промышленного производства в регионах СФО составил немногим более 2%, а темп инвестиций - 3,4%. По нашим оценкам, для достижения заданных Стратегией развития Сибири до 2020 года индикаторов развития экономики и уровня жизни граждан, необходим рост производства не ниже 4,2-5,3%, а инвестиций – на уровне 8-11% ежегодно.

Чтобы переломить ситуацию и обеспечить ускоренное развитие каждой территории Сибирского Федерального округа, требуется очень напряженная работа в каждом конкретном регионе. И в этом смысле задача повышения инвестиционной привлекательности, о которой мы будем сегодня говорить, – только одно из направлений работы, но без преувеличения – локомотивное.

В рамках деятельности Координационного совета по экономической политике, финансам и инвестициям в конце 2011 года была проведена серьезная работа по сбору, анализу и обобщению информации от субъектов СФО об основных проблемах, препятствующих их развитию в целом, а также о формировании инвестиционного климата в частности. В результате сформулировано более 60 предложений, основные из которых будут озвучены в моем докладе.

СЛАЙД 3

Первое предложение касается необходимости принятия мер по расширению деятельности институтов развития в Сибири.

Как справедливо отметил Виктор Александрович на недавнем Форуме регионов России, сибирские территории обладают уникальным потенциалом, но сегодня те усилия, которые предпринимают федеральные институты развития, в Сибири превращаются в отдельные программы и проекты, не создающие единую систему. Действия регионов по формированию таких институтов также не дают должного эффекта, поскольку на уровне субъекта обеспечить достаточное финансирование больших проектов довольно проблематично.

В этой связи мы считаем, что необходимо продолжать курс на реализацию в Сибири крупных инвестпроектов на основе принципов государственно-частного партнерства. Это оптимальная форма индустриального освоения в условиях, когда требуется большая концентрация ресурсов. Практически каждая территория СФО имеет несколько таких проектов, и вопрос их реализации, в основном, упирается в недостаток средств на инфраструктуру.

Действенным механизмом господдержки в рамках ГЧП является прямое финансирование Инвестиционным фондом РФ строительства обеспечивающей инфраструктуры, в то время как бизнес строит промышленные объекты. Такой механизм, например, использован при реализации в Красноярском крае проекта Комплексного развития Нижнего Приангарья. Общий объем инвестиций по проекту составляет 273,7 млрд.руб., из которых средства Инвестфонда на строительство обеспечивающей инфраструктуры - 41,2 млрд.руб.

Однако в настоящее время господдержка все больше предлагается в виде льготного кредитования ВЭБом частного бизнеса, в том числе и на создание инфраструктуры. В условиях Сибири это зачастую проблематично, потому что многие проекты приходится начинать на необустроенных территориях, без транспортной и энергетической инфраструктуры. Отсюда необходимость высоких затрат на строительство обеспечивающей инфраструктуры, которые могут составить более 20% от общей стоимости проекта. В этих условиях, даже с использованием льготной процентной ставки, резко снижается привлекательность всего проекта для частного инвестора.

Необходимо учитывать также и то, что создаваемая на территориях нового освоения инфраструктура (дороги, мосты, электрические, тепловые сети и пр.) зачастую является инфраструктурой общегражданского назначения, и в случае строительства за счет частных инвесторов в последующем необходимо будет решать вопрос о покупке данного имущества государством.

Поэтому предлагаем для проектов Сибири с объективно очень высокой стоимостью инфраструктурных расходов расширять использование механизма господдержки за счет прямого финансирования из средств Инвестфонда РФ. При этом для данных проектов целесообразно изменить соотношение государственных и частных инвестиций до соотношения 1 рубль бюджетных инвестиций на 3 рубля частных вложений (в настоящее время действует соотношение 1/5). Также считаем необходимым рассмотреть предложение Забайкальского края в части снижения порога стоимости региональных инвестиционных проектов с 500 до 200 млн. рублей при получении бюджетных средств Инвестиционного фонда Российской Федерации.

Не менее важно решить вопрос о внесении изменений в действующее законодательство в части наделения регионов полномочиями по софинансированию инвестиционных проектов межрегионального значения, в том числе, реализуемых с привлечением средств частных инвестиций. Эту проблему остро ставит Новосибирская область, но она справедлива и для Красноярского края. Сегодня у субъектов Российской Федерации недостаточно финансово-хозяйственных и инвестиционных механизмов для участия в таких проектах.

СЛАЙД 4

Еще одним институциональным инструментом может стать создание Фонда воспроизводства минерально-сырьевой базы в регионах. Эта идея возникла в Иркутской области. Предлагаемый источник формирования фонда - налог на добычу полезных ископаемых по нормативам отчислений применительно к видам полезных ископаемых. Учитывая сырьевой потенциал Сибири, такой инструмент позволит расширить работы по геологическому изучению недр и ускорить начало их освоения, что однозначно привлечет инвесторов к этой отрасли.

СЛАЙД 5

Вместе с совершенствованием уже существующих институтов и механизмов, наши территории заинтересованы в создании дополнительных инструментов стимулирования инвестиционной деятельности. Таким инструментом может стать совершенно новый институт, сформированный по аналогии с Корпорацией развития Северного Кавказа, а также Фондом развития Дальнего Востока и Байкальского региона. Речь идет о Корпорации развития Сибири, основным функционалом которой будет являться привлечение инвесторов, развитие государственно-частного партнерства, соинвестирование и курирование реализации конкретных проектов. Предложения по организационно-правовой форме, функционалу, структуре капитала и механизме наполнения Корпорации уже подготовлены Республикой Бурятия и Красноярским краем, их можно обсудить в рамках работы нашего Координационного совета.

Таковы наиболее существенные предложения по институциональному блоку.

Развитие инфраструктуры гражданского назначения также напрямую влияет на инвестиционную привлекательность регионов, этот вопрос поднимается практически всеми территориями. Сегодня в Сибири далеко не везде качество автомобильных дорог, аэропортового обслуживания, железнодорожного сообщения соответствует современному уровню. К основным инфраструктурным проектам, которые уже сегодня требуют реализации и являются ключевыми для регионов, относятся:

- Развитие транспортной инфраструктуры зоны БАМ в Забайкальском крае;

- Комплексное развитие железнодорожной инфраструктуры южного пути Транссибирской магистрали;

- Завершение строительства автодороги «Абакан – Большой Ортон – Таштагол», соединяющей автодороги М-54, М-53 и М-52;

- Строительство в Томской области Северной широтной дороги;

- Строительство Северо-Сибирской железнодорожной магистрали;

- Строительство скоростной железной дороги «Новосибирск – Томск»;

- Строительство автомобильного обхода г. Кемерово.

Корпорация развития Сибири в качестве первоочередных мер могла бы заняться реализацией именно этих инфраструктурных проектов.

СЛАЙД 6

Третий крупный блок вопросов, требующих новых подходов, связан с налоговым и таможенным стимулированием экономического роста. По этому направлению различные предложения поступили практически от всех регионов, и почти все они касаются стимулирования добычи природных ресурсов в регионах. Акцент на данную отрасль является ключевым, так как с учетом истощения сырьевой базы в западной Сибири и Европейской части России, СФО в перспективе станет одной из основных баз углеводородного сырья России.

Одно из предложений – в целях развития нефтегазовой отрасли ввести на федеральном уровне проведение стимулирующей таможенной политики в виде предоставления нулевой льготной ставки вывозной таможенной пошлины сроком на 5 лет с момента начала промышленной добычи.

Приведу пример Красноярского края. У нас реализуется крупнейший проект общероссийского значения «Освоение Ванкорского нефтегазового месторождения». Одним из самых эффективных элементов поддержки его реализации стало предоставление вышеупомянутой льготы на 5 лет. С 2011 года ее отменили, и это повлекло задержку промышленного освоения месторождения.

Кроме того, Кемеровской областью, где реализуется сразу несколько проектов по разработке газовых месторождений, предлагается введение нулевой ставки налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) на газ природный угольных месторождений до достижения фиксированного уровня накопленной добычи. Для этого необходимо внести соответствующие изменения в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации.

В свою очередь, Забайкальский край предлагает снизить налоговую нагрузку в части НДС и НДПИ при добыче рассыпного золота в отдаленных, труднодоступных районах. А также предлагает ввести «налоговые каникулы» для предприятий, ведущих геологоразведку за свой счет, и не взимать плату за пользование недрами при поисковых и поисково-оценочных работах, проводимых за счет недропользователя. Эта инициатива также актуальна для многих регионов, в том числе и для Красноярского края.

СЛАЙД 7

Следующее направление – развитие инноваций. Это, без преувеличения, то, что должно стать основой новой экономики Сибирских регионов. При этом содействие инновационной деятельности должно быть инструментом, который позволит, с одной стороны, провести модернизацию действующих производств, повысить их конкурентоспособность, внедрить современные технологии, а с другой - повысить эффективность деятельности малого и среднего бизнеса.

В каждом регионе СФО активно реализуются проекты, направленные на высокотехнологичное и инновационное развитие экономики. Не буду в рамках данного доклада озвучивать всю проблематику данных проектов, отмечу лишь те, которые обозначены регионами как требующие поддержки в реализации.

В частности, для Кемеровской области это идея строительства Угленаукограда Кемеровского научного центра СО РАН, а также проблема привлечения федерального софинансирования на оснащение производственных корпусов строящегося Кузбасского технопарка.

В Красноярском крае сегодня требуют поддержки на федеральном уровне в виде софинансирования проект создания промышленного парка в ЗАТО г.Железногорск и проект Красноярского технопарка. Для нашего региона важно включение Красноярского технопарка в государственную программу создания технопарков в сфере высоких технологий, причем по стандартной схеме софинансирования подобных проектов – в форме выделения субсидий бюджету субъекта, а не в форме финансирования в уставной капитал управляющих компаний технопарка. Это принципиальный вопрос, так как такие инфраструктурные проекты пока в Сибири не являются быстроокупаемыми, а значит, инвестиционно привлекательными.

Что касается создания промышленных парков, то мы предлагаем внести изменения в порядок принятия решений минэкономразвития о софинансировании таких проектов. В настоящее время они принимаются только на текущий финансовый год, и дальнейшая судьба проекта является неопределенной, что существенно повышает риски частных инвесторов и риски региональных бюджетов. Предлагаем решить вопрос о принятии в рамках конкурсных процедур решения о софинансировании всего проекта создания промышленного парка на весь период его реализации.

СЛАЙД 8

Уважаемые коллеги! Предусмотренное Стратегией развитие экономики, помимо инфраструктурной поддержки и налогового (таможенного) стимулирования, требует необходимых трудовых ресурсов. Инвестор не придет реализовывать проект на территорию, если он не будет уверен в наличии кадров необходимого уровня квалификации или в возможности вовлечения в проект за короткий срок специалистов по принципу вахтового метода. Какими бы ни были привлекательными в экономическом плане проекты, но без персонала они не реализуются никогда. Например, по оценкам экспертов, к 2020 году только в Красноярском крае дополнительная потребность в рабочей силе в связи с реализацией крупных инвестиционных проектов и созданием новых производств составит около 53 тысяч человек. Для других регионов этот вопрос стоит так же остро, особенно на фоне наблюдающегося демографического спада и миграционного оттока в более благоприятные для проживания «западные» регионы страны.

Поэтому к приоритетным задачам по повышению инвестиционной привлекательности регионов необходимо отнести разработку и реализацию программ по привлечению необходимого количества трудовых ресурсов в Сибирь, а также (уже совместно с инвесторами) создание и реализацию программ подготовки и повышения квалификации специалистов и рабочих кадров непосредственно для уже реализуемых инвестиционных проектов.

Кроме того, в качестве мер по остановке миграции населения в Европейскую часть страны, следует создать условия для комфортного проживания в Сибири. Это должно стать государственной программой с изменением условий и порядка финансирования благоустройства территорий (включая капитальные ремонты многоквартирных домов), а также системы ЖКХ для регионов Сибири.

Есть совершенно конкретные предложения субъектов СФО по закреплению населения в Сибири, например:

- Забайкальский край предлагает внести изменения в федеральное законодательство в части формирования системы целевой контрактной подготовки и условий закрепления молодых специалистов для предприятий Сибири, включая предоставление за счет средств федерального бюджета единовременных выплат выпускникам вузов, желающим работать в отдаленных регионах;

- Республика Хакасия предлагает на уровне федерального законодательства создать систему налоговых льгот на территории Сибири и Дальнего Востока для привлекающих молодых специалистов работодателей, которые несут затраты на содержание детских садов, выделяют соцпомощь на детей сотрудников (на отдых, оздоровление и образование) и т.п.

Считаю, что эту важнейшую тему мы должны отдельно обсудить и вынести на рассмотрение федерации, ведь без создания условий комфортного проживания инвестиционная привлекательность территорий Сибири останется под большим вопросом.

СЛАЙД 9

Следующий блок предложений касается совершенствования законодательства. Реализация любых идей по повышению инвестиционной привлекательности регионов не может быть эффективно реализована без первоосновы – нормативной базы регионального (а лучше межрегионального) уровня, единого стандарта работы с потенциальным инвестором. Практически все субъекты СФО разработали и приняли свои законы об участии в государственно-частном партнерстве. Многие законы полностью дублируют модельную форму, разработанную Минэкономразвития России, а в некоторых регионах - кардинально отличаются от предложенной модели. Таким образом, сегодня инвестору не обозначаются четкие правила игры на территории Сибири. Мы считаем, что назрела необходимость принятия федерального закона «Об участии в государственно-частном партнерстве», который позволит определить правовое и понятийное поле ГЧП, основные направления развития, подходы к реализации проектов.

СЛАЙД 10

Еще о нормативно-правовой базе. Федерация, а также независимые институты, такие, как Агентство стратегических инициатив (АСИ), ведут непрерывную работу по совершенствованию инвестиционного законодательства. АСИ предлагает разрабатывать и внедрять на каждой территории единый стандарт создания благоприятного инвестиционного климата, снижения административных барьеров.

Сегодня многие субъекты СФО разрабатывают документы по стандартам АСИ. Мы предлагаем объединить усилия, чтобы каждый регион СФО не в одиночку разрабатывал и внедрял у себя предлагаемые стандарты. Давайте в рамках Межсибирского соглашения проработаем эту тему среди приоритетных направлений на 2012 год. Красноярский край готов взять на себя роль первопроходца и поделиться своим опытом.

СЛАЙД 11

Далее. В конце 2011 года принят федеральный закон «О зонах территориального развития в Российской Федерации». Таким образом, в законодательстве появилось новое понятие – зона территориального развития, где резидентам будут обеспечены благоприятные условия для привлечения инвестиций. Вместе с тем, критерии, являющиеся условиями включения регионов России в перечень субъектов, где допускается создание зон территориального развития, являются препятствием для многих регионов, в том числе для Красноярского края. Считаем необходимым выступить с инициативой о включении всех субъектов СФО в данный перечень.

СЛАЙД 12

Говоря о нефинансовых мерах инвестиционной привлекательности, необходимо активно заниматься вопросами позиционирования Сибири в экономическом пространстве России и за ее пределами. Многие регионы создали и разместили на официальных порталах свои инвестиционные паспорта – это правильная мера. Но нужно идти дальше. Для улучшения имиджа регионов Сибири субъектам СФО необходимо расширять свое коммуникационное пространство, и не только путем проведения выставок, форумов, конференций, к которым мы все привыкли.

В качестве примера дистанционной работы с инвесторами хочу привести опыт Красноярского края по созданию презентационных материалов. На основе созданного в 2010-2011 годах Инвестиционного паспорта Красноярского края мы разработали интерактивную веб-карту инвестиционной привлекательности края, которая была представлена в этом году на Красноярском экономическом форуме, а сейчас размещена на официальном сайте Правительства края. Карта пока на двух языках (русском и английском), включает информацию об инвестпредложениях региона, его природно-ресурсном, инфраструктурном и социально-экономическом потенциале. Мы готовы поделиться этим опытом с целью создания аналогичной карты в масштабах СФО. Мы намерены включить этот вопрос в план работы координационного совета по экономической политике, финансам и инвестициям. Возможно, кто-то в рамках этой работы тоже захочет раскрыть свои «секреты», которые смогут быть полезными для соседей.

СЛАЙД 13

Уважаемые коллеги! Таковы основные предложения по повышению инвестиционной привлекательности регионов Сибири. Считаю, что реализация этих мер позволит эффективно реализовать Стратегию и достичь плановых показателей к 2020 году.

Предлагаю те предложения, которые требуют внимания федеральной власти, оформить от имени полномочного представителя президента в СФО и направить в Правительство РФ и в Государственную думу РФ. Предложения, касающиеся межрегионального взаимодействия, можно использовать в качестве руководства к действию для обсуждения на Координационном совете по экономической политике, финансам и инвестициям Межрегиональной ассоциации «Сибирское соглашение» на 2012 год.

Так что на этом работа по поиску механизмов повышения инвестпривлекательности наших территорий не заканчивается, и я призываю всех участников ассоциации активно ее продолжать.

Спасибо за внимание.


Похожие:

Доклад «О задачах и мерах по повышению инвестиционной привлекательности регионов Сибирского федерального округа» iconИнвестиционное проектирование
Инвестиционный климат. Факторы инвестиционной привлекательности стран и регионов
Доклад «О задачах и мерах по повышению инвестиционной привлекательности регионов Сибирского федерального округа» iconНовосибирск
«Государственное и муниципальное управление» вузов Сибирского федерального округа
Доклад «О задачах и мерах по повышению инвестиционной привлекательности регионов Сибирского федерального округа» iconНовосибирск
«Государственное и муниципальное управление» вузов Сибирского федерального округа
Доклад «О задачах и мерах по повышению инвестиционной привлекательности регионов Сибирского федерального округа» iconОценка потенциала инвестиционного развития городского округа Тольятти
Анализ инвестиционной привлекательности городского округа Тольятти и выявление причин, сдерживающих притоки инвестиций в городской...
Доклад «О задачах и мерах по повышению инвестиционной привлекательности регионов Сибирского федерального округа» iconЗакон об инвестиционной деятельности в рсфср (в ред. Федерального закона от 19. 06. 95 N 89-фз, в ред. Федерального закона от 25. 02. 99 N 39-фз) n 1488-1 от 26. 06. 1991 г. 21
Постановление о дополнительных мерах и привлечению инвестиций в экономику РФ от 19 декабря 1997 г. N 1605. 14
Доклад «О задачах и мерах по повышению инвестиционной привлекательности регионов Сибирского федерального округа» iconРешение №38 от 30 мая 2012 г п. Агинское о принятии Положения «Об инвестиционной деятельности на территории городского округа «Посёлок Агинское»
Ззк «О государственной поддержке инвестиционной деятельности в Забайкальском крае», в целях формирования инвестиционной политики,...
Доклад «О задачах и мерах по повышению инвестиционной привлекательности регионов Сибирского федерального округа» iconРешение №346 от 30 ноября 2011 г п. Агинское Об утверждении Положения «Об инвестиционной деятельности на территории городского округа «Посёлок Агинское»
Уставом городского округа «Посёлок Агинское» в целях привлечения инвестиций в социально-экономическое развитие городского округа...
Доклад «О задачах и мерах по повышению инвестиционной привлекательности регионов Сибирского федерального округа» iconО комплексной реконструкции территории микрорайона 26
Южного административного округа", от 6 июля 1999 г. N 608 "О задачах комплексной реконструкции
Доклад «О задачах и мерах по повышению инвестиционной привлекательности регионов Сибирского федерального округа» iconИсходный файл "Новости твк" "Новости твк", 24. 10. 2011
Сибирского регионов. Как рассказал А. Усс, члены Совета планируют обсудить вопрос о
Доклад «О задачах и мерах по повышению инвестиционной привлекательности регионов Сибирского федерального округа» iconМуниципальное образование
В целях повышения уровня инвестиционной привлекательности муниципального образования
Разместите кнопку на своём сайте:
Бизнес-планы


База данных защищена авторским правом ©bus.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Бизнес-планы
Главная страница