Рабочая программа учебной дисциплины «Бизнес-планирование» для специальностей спо 080501 «Менеджмент (по отраслям)» 080106 «Финансы (по отраслям)», 080114 «Земельно-имущественные отношения»




Скачать 224.02 Kb.
НазваниеРабочая программа учебной дисциплины «Бизнес-планирование» для специальностей спо 080501 «Менеджмент (по отраслям)» 080106 «Финансы (по отраслям)», 080114 «Земельно-имущественные отношения»
Дата конвертации06.09.2012
Размер224.02 Kb.
ТипРабочая программа
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ КОЛЛЕДЖ УПРАВЛЕНИЯ И ЭКОНОМИКИ
"АЛЕКСАНДРОВСКИЙ ЛИЦЕЙ"

УТВЕРЖДАЮ

Зам. Директора по УР



_________________ Н.А.Златин


22.09. 2008


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебной дисциплины «Бизнес-планирование»



для специальностей СПО 080501 «Менеджмент (по отраслям)»

080106 «Финансы (по отраслям)», 080114 «Земельно-имущественные отношения»


Санкт – Петербург

2008


Программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования по специальности СПО 080501 «Менеджмент (по отраслям)», 080106 «Финансы (по отраслям)», 080114 «Земельно-имущественные отношения» и соответствует Государственным требованиям к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника по указанным специальностям.


Методист А.Ф. Жмайло


Программа рассмотрена и одобрена на заседании методической комиссии Протокол № 1 от 12.09.2008 г.

Программу составила: Кленина М.В.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Учебная дисциплина «Бизнес-планирование» является общепрофессиональной, устанавливающей базовые знания для освоения специальных дисциплин.

В условиях становления современных рыночных отношений меняется не только характер экономической деятельности предприятия, но и методы управления им, поэтому в результате изучения дисциплины студент должен:


иметь представление:

  • о роли и месте бизнес-планирования в области управления финансами и инвестиционными проектами;

знать:

  • структуру и функции бизнес-планов;

  • требования инвесторов к разработке бизнес-планов;

  • методику бизнес-планирования;

уметь:

  • составлять бизнес-планы на краткосрочную, среднесрочную и долгосрочную перспективу;

Изучение программного материала должно способствовать формированию у студентов нового экономического мышления.

Дисциплина «Бизнес-планирование» базируется на знаниях, умениях и навыках, полученных студентами при изучении общих гуманитарных, социально-экономических, математических, общих естественнонаучных, общепрофессиональных и специальных дисциплин. Она раскрывает практику бизнес-планирования во всех ее проявлениях и рассматривает, как определять цели, стратегию деятельности организации (предприятия), разрабатывать план действий на перспективу, определять сумму инвестиций для достижения поставленных целей и оценивать эффективность инвестиционных затрат в проект.

При изучении дисциплины обращается внимание студентов на ее прикладной характер, показывается, где и когда изучаемые теоретические положения и практические навыки могут быть использованы в будущей практической деятельности. В содержании учебной дисциплины по каждой теме приведены требования к формируемым представлениям, знаниям и умениям.

Изучение дисциплины начинается с объяснения процесса и последовательности разработки бизнес-плана. Затем рассматривается описание и обзор отрасли; описание организации; описание продукта. Значительное внимание уделяется анализу рынков сбыта и основных конкурентов. В результате изучения данной темы студенты научаться: выявлять наиболее перспективные рынки сбыта продукции (услуг); давать оценку основным конкурентам организации (предприятия). Много внимания уделяется составлению плана производства, плана маркетинга и финансового плана.

Для развития творческой активности студентов им предлагается выполнение самостоятельных работ по подготовке бизнес-плана.

При наличии технических средств для расчета и оценки финансовых показателей возможно использование программы Project Expert.

По окончании изучения дисциплины в рамках итогового контроля предлагается составление собственного бизнес- проекта.


Тематический план

по дисциплине «Бизнес-планирование»

для специальности 080501 «Менеджмент (по отраслям)»


темы

Наименование темы

Макс. Кол-во

часов

всего

В т.ч. практич.

занятия

Сам. работа

1

Введение. Процесс и последовательность разработки бизнес-плана


3


2





1

2

Общая характеристика организации (предприятия), отрасли, продукции (услуги)


5


4


2


1

2.1

Описание и обзор отрасли. Описание организации. Описание продукта.

2

2







2.2

Практическое занятие: Заполнение титульного листа бизнес–плана. Сравнительная оценка конкурентоспособности продукции (услуг)

3

2

2

1

3

Анализ рынков сбыта и основных конкурентов.

6

4

2

2

3.1

Понятие сегмента рынка. Основные признаки сегментации рынка. Методы реализации и стимулирования продаж. Основные стратегии маркетинга

3

2




1

3.2

Практическое занятие: Выявление наиболее перспективных рынков сбыта продукции (услуг). Оценка основных конкурентов организации (предприятия).

3

2

2

1

4.

План маркетинга

6

4

2

2

4.1

Понятие маркетинговой деятельности. Цели и стратегии маркетинга. Основные маркетинговые стратегии Понятие и виды рекламы.

3

2




1

4.2

Практическое занятие: Формирование ценовой политики фирмы. Составление плана маркетинговых мероприятий

3

2

2

1

5

План производства

5

4

2

1

5.1

Производственная программа предприятия. Состав и производственная мощность основных подразделений. Планирование потребности в основных средствах

3

2




1

5.2

Практическое занятие: Планирование и составление производственной программы. Расчет среднегодовой производственной мощности

2

2

2




6.

6. Организационный план.

5

4

2

1

6.1

6.1. Правовые основы деятельности организации. Понятие и виды типовых организационных структур управления. Подбор и подготовка персонала

3

2




1

6.2

Практическое занятие: Выбор конкретной организационно-правовой формы предпринимательства. Определение потребности в трудовых ресурсах. Организация управления

2

2

2




7

Финансовый план


6

4

2

2



















7.1

Структура и содержание финансового раздела бизнес-плана. Стратегия финансирования

3

2




1

7.2

. Практическое занятие: Экономическое и финансовое планирование деятельности предприятия

3

2

2

1

8

Инвестиционный план

2

2







8.1

Инвестиции. Источники привлечения финансовых ресурсов. Анализ рисков

2

2







9.

Разработка проекта бизнес-плана

4

4

4




9.1

Разработка проекта бизнес-плана

2

2

2




9.2

Представление проекта бизнес-плана. Итоговое зачетное занятие

2

2

2







Итого за семестр

42

32

16

10




Всего за 2 курс

42

32

16

10




Всего по дисциплине

42

32

16

10



Тематический план

по дисциплине «Бизнес-планирование»

для специальности 080106 «Финансы (по отраслям)»


темы

Наименование темы

Макс. Кол-во

часов

всего

В т.ч. практич.

занятия

Сам. работа

1

Введение. Процесс и последовательность разработки бизнес-плана


3


2





1

2

Общая характеристика организации (предприятия), отрасли, продукции (услуги)


5


4


2


1

2.1

Описание и обзор отрасли. Описание организации. Описание продукта.

2

2







2.2

Практическое занятие: Заполнение титульного листа бизнес–плана. Сравнительная оценка конкурентоспособности продукции (услуг)

3

2

2

1

3

Анализ рынков сбыта и основных конкурентов.

6

4

2

2

3.1

Понятие сегмента рынка. Основные признаки сегментации рынка. Методы реализации и стимулирования продаж. Основные стратегии маркетинга

3

2




1

3.2

Практическое занятие: Выявление наиболее перспективных рынков сбыта продукции (услуг). Оценка основных конкурентов организации (предприятия).

3

2

2

1

4.

План маркетинга

6

4

2

2

4.1

Понятие маркетинговой деятельности. Цели и стратегии маркетинга. Основные маркетинговые стратегии Понятие и виды рекламы.

3

2




1

4.2

Практическое занятие: Формирование ценовой политики фирмы. Составление плана маркетинговых мероприятий

3

2

2

1

5

План производства

5

4

2

1

5.1

Производственная программа предприятия. Состав и производственная мощность основных подразделений. Планирование потребности в основных средствах

3

2




1

5.2

Практическое занятие: Планирование и составление производственной программы. Расчет среднегодовой производственной мощности

2

2

2




6.

6. Организационный план.

5

4

2

1

6.1

6.1. Правовые основы деятельности организации. Понятие и виды типовых организационных структур управления. Подбор и подготовка персонала

3

2




1

6.2

Практическое занятие: Выбор конкретной организационно-правовой формы предпринимательства. Определение потребности в трудовых ресурсах. Организация управления

2

2

2




7

Финансовый план


8

6

2

2

7.1

Структура и содержание финансового раздела бизнес-плана. Стратегия финансирования

2

1




1

7.2

Прогноз движения денежных средств. Прогноз активов и пассивов. Определение точки безубыточности и запаса финансовой прочности

4

3




1

7.3

Практическое занятие: Экономическое и финансовое планирование деятельности предприятия

2

2

2




8

Инвестиционный план

2

2







8.1

Инвестиции. Источники привлечения финансовых ресурсов. Анализ рисков

2

2







9.

Разработка проекта бизнес-плана

4

4

4




9.1

Разработка проекта бизнес-плана

2

2

2




9.2

Представление проекта бизнес-плана. Итоговое зачетное занятие

2

2

2







Итого за семестр

44

34

16

10




Всего за 2 курс

44

34

16

10




Всего по дисциплине

44

34

16

10

Содержание учебной дисциплины


Тема 1.

Процесс и последовательность разработки бизнес-плана


Требования к знаниям: знать понятие и функции бизнес-плана, примерную структуру бизнес-плана, основные этапы бизнес-планирования.


Бизнес-планирование и его значение для эффективного осуществления предпринимательской деятельности организации. Понятие бизнеса-плана и его основные функции. Виды бизнес-планов. Исходная информация для их составления. Требования, предъявляемые к бизнес-плану. Примерная структура бизнес-плана. Последовательность составления бизнес-плана: основные этапы бизнес-планирования.

Самостоятельная работа: составить план ответа на изученную тему.


Тема 2.

Общая характеристика организации (предприятия), отрасли, продукции (услуги)


Требования к знаниям: знать основные параметры, характеризующие отрасль хозяйства и место организации в данной отрасли; знать жизненный цикл продукции и перечень основных характеристик выпускаемого товара (услуги).

Требования к умениям: уметь дать общую характеристику организации (предприятия) и ее места в отрасли; уметь дать оценку сильных и слабых сторон деятельности организации и предполагаемого к выпуску товара (услуги).


Вводная часть бизнес-плана: титульный лист, резюме, аннотация. Их содержание и правила оформления. Описание и обзор отрасли: исторические аспекты развития, текущее состояние, перспективы на ближайшие годы. Место организации (предприятия) в отрасли.

Описание организации (предприятия): его месторасположение, характер бизнеса, длительность нахождения на рынке. Понятие swot – анализа (методика описания сильных и слабых сторон деятельности предприятия).

Описание продукта (услуги): характеристика продукта, назначение и сфера применения, основные особенности. Преимущества и недостатки. Жизненный цикл продукта (услуги).

Практические занятия: Заполнение титульного листа бизнес-плана. Сравнительная оценка конкурентоспособности продукта.

Самостоятельная работа: составить пример применения swot – анализа (использовать внешние и внутренние факторы среды)


Тема 3

Анализ рынков сбыта и основных конкурентов


Требования к знаниям: знать понятие сегмента рынка и основные признаки сегментации рынка; знать основные показатели, характеризующие структуру потенциального рынка сбыта организации; знать основные каналы сбыта продукции, а также методы реализации и стимулирования продаж (сбыта).

Требования к умениям: уметь определить размеры (емкость) рынка и потенциальный объем продаж; уметь составить схему распространения товаров по основным каналам сбыта; уметь производить оценку основных конкурентов.


Понятие сегмента рынка. Основные признаки сегментации рынка товаров и услуг. Выбор целевых сегментов рынка и прогноз продаж. Схема распространения товара и методы реализации и стимулирования продаж (сбыта). Анализ и оценка конкурентов.

Практические занятия: Выявление наиболее перспективных рынков сбыта продукции (услуг). Оценка основных конкурентов организации (предприятия) на рынке товаров и услуг.

Самостоятельная работа: привести критерии сегментации рынка.


Тема 4.

План производства


Требования к знаниям: знать основные показатели, характеризующие производственную программу организации (предприятия); знать методики расчета среднегодовой производственной мощности, планирования потребности в оборотных средствах, планирования себестоимости продукции.


Требования к умениям: уметь определить среднегодовую производственную мощность предприятия; совокупный и частные нормативы собственных оборотных средств, полную себестоимость продукции по статьям калькуляции и элементам затрат; уметь рассчитывать планируемые численность и годовой фонд заработной платы персонала организации по категориям работающих.


План производства продукции и его значение для подтверждения реальности выполнения производственных задач, намеченных предприятием.

Производственная программа предприятия: показатели производства и реализации продукции; состав и производственная мощность основных подразделений по выпуску продукции (услуг).

Схема технологического процесса. Определение потребности в основных фондах. Планирование потребности в оборотных средствах.

Планирование себестоимости продукции. Планирование численности персонала организации (предприятия) и фонда их заработной платы по категориям работников.

Практические занятия: Расчет среднегодовой мощности и показателей производства и реализации продукции предприятия. Калькуляция себестоимости продукции.

Самостоятельная работа: составить логическую схему по изученной теме.


Тема 5.

План маркетинга


Требования к знаниям: иметь представление о структуре цены, ценообразующих факторах, методах ценообразования; знать понятие маркетинговой деятельности; понятие стратегии маркетинга; знать понятие и виды рекламы.

Требования к умениям: уметь детализировать стратегию маркетинга в зависимости от поставленных целей; уметь определять примерную цену на продукцию (услугу) организации (предприятия).


Понятие маркетинговой деятельности. Общие подходы к формированию плана маркетинга. Цели и стратегии маркетинга.

Понятие и структура цены на продукцию (услугу). Ценовая политика и методы ценообразования.

Понятие и виды рекламы.

Практические занятия: Ценовая политика и методы ценообразования. Установление цены на продукцию.

Самостоятельная работа: составить логическую схему по изученной теме.


Тема 6.

Организационный план.


Требования к знаниям: иметь представление о страховой деятельности и видах страхования;

знать организационно-правовые формы предпринимательской деятельности и их особенности; знать понятие и виды организационных структур управления предприятием; знать формы привлечения к труду, а также основные формы и системы оплаты труда работников; знать понятие и виды рисков в предпринимательстве.

Требования к умениям: уметь построить типовую организационную структуру управления предприятием; определить потребность организации в кадрах; составить перечень финансово-экономических рисков, которым может быть подвергнута организация.


Правовые основы деятельности организации: предполагаемая организационно-правовая форма предпринимательства и ее отличительные черты. Законодательные и нормативные акты, регулирующие создание, учреждение и последующую деятельность организации.

Организация управления предприятием. Понятие и виды типовых организационных структур управления.

Организация управления персоналом. Формы привлечения у труду: постоянная работа, совместительство. Надомная работа, работа по контракту и т.д.

Квалификационные требования к будущим работникам. Планирование потребности в персонале. Предполагаемые формы оплаты труда и виды дополнительной мотивации работников.

Практические занятия: Выбор конкретной организационно-правовой формы предпринимательства. Построение простейшей организационной структуры управления предприятием. Определение потребности в персонале

Самостоятельная работа: составить логическую схему по изученной теме.


Тема 7.

Финансовый план


Требования к знаниям: знать перечень основных документов, составляемых в финансовом разделе бизнес-плана, и особенности их составления; иметь представление о финансовой стратегии организации.

Требования к умениям: уметь составлять макет баланса доходов и расходов организации на основе баланса денежных средств и таблицы доходов и расходов на производство продукции.

Структура и содержание финансового раздела бизнес-плана. Понятие стратегии финансирования.

Финансовая отчетность организации, необходимая для прогнозирования ее финансового положения. Баланс денежных средств и его значение для планирования денежных потоков организации. Прогноз прибылей и убытков как документ, определяющий прибыльность организации. Таблица доходов и расходов на производство продукции и ее значение для определения рентабельности продукции и продаж. Понятие о графике безубыточности. Понятие о балансе доходов и расходов (финансовом плане) организации.

Практические занятия: Составление таблицы доходов и расходов организации (предприятия) на производство продукции. Расчет точки безубыточности и запаса финансовой прочности

Самостоятельная работа: составить логическую схему по изученной теме.


Тема 8.

Инвестиционный план. Оценка рисков и страхование

Требования к знаниям: знать основные виды рисков, уметь анализировать риски, иметь представление о финансовой стратегии организации.

Требования к умениям: уметь определять потребность в инвестициях .

Структура и содержание инвестиционного раздела бизнес-плана. Понятие стратегии финансирования.

Потребность в инвестициях и источники их финансирования. Оценка эффективности проекта в целом.

Понятие и виды рисков в предпринимательстве. Финансово-экономические риски и меры их профилактики. Потенциальные риски. Анализ рисков. Оценка риска проекта. Оценка потерь риска. Тип области риска проекта. Организационные меры по профилактике и нейтрализации рисков.

Программа страхования: виды страхования. Страховые компании, размеры страховых сумм.


Тема 9. Разработка проекта бизнес-плана


Требования к знаниям: знать методику составления и структуру бизнес – плана.


Требования к умениям: составлять производственную программу, определять потребность в персонале, рассчитывать бюджет маркетинга, определять точку безубыточности, рассчитывать запас финансовой прочности.


Резюме. Описание предприятия и продукции. Анализ конкурентов. План маркетинга. План производства. Организационный план. Финансовый план. Инвестиционный план. Приложения.


Список используемой литературы


  1. Орлова Е.Р. Бизнес – план: основные проблемы и ошибки, возникающие при его написании. М: Омега – Л, 2005. – 152 с.

  2. Пелих А.С. Бизнес-план или как организовать собственный бизнес. М.: «Ось-89», 2005.

  3. Петухова С.В. Бизнес – планирование: практическое пособие. – М: Омега – Л, 2006. – 191 с.

  4. Савельева Н.А. Бизнес-план предприятия. Теория и практика. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 384 с. – (Среднее профессиональное образование).

  5. Сергеев А.А. Экономические основы бизнес - планирования. Учебное пособие для ВУЗов. М.: «ЮНИТИ-ДАНА», 2004

  6. Сухова Л.Ф., Чернова Н.А. Практикум по разработке бизнес-плана и финансовому анализу предприятия. Учебное пособие. М.: «Финансы и статистика», 2007.

  7. Уткин Э.А., Котляр Бизнес-планирование. М.: «ЭКМОС», 2004.


Похожие:

Рабочая программа учебной дисциплины «Бизнес-планирование» для специальностей спо 080501 «Менеджмент (по отраслям)» 080106 «Финансы (по отраслям)», 080114 «Земельно-имущественные отношения» iconРабочая программа дисциплины «Экономи ка организации (предприятия)» Для специальностей
Спо 080106 «Финансы (по отраслям)», 080113 «Страховое дело (по отраслям)», 080501 «Менеджмент (по отраслям)», 032002 «Документационное...
Рабочая программа учебной дисциплины «Бизнес-планирование» для специальностей спо 080501 «Менеджмент (по отраслям)» 080106 «Финансы (по отраслям)», 080114 «Земельно-имущественные отношения» iconКонспект лекций по дисциплине «Маркетинг»
Конспект лекций предназначен для студентов специальностей 080106 «Финансы», 080110 «Экономика и бухгалтерский учет», 080114 «Земельно-имущественные...
Рабочая программа учебной дисциплины «Бизнес-планирование» для специальностей спо 080501 «Менеджмент (по отраслям)» 080106 «Финансы (по отраслям)», 080114 «Земельно-имущественные отношения» iconРабочая программа дисциплины «Финансовый менеджмент» Для специальности
Спо 080501 «Менеджмент (по отраслям)» среднего профессионального образования и соответствует Государственным требованиям к минимуму...
Рабочая программа учебной дисциплины «Бизнес-планирование» для специальностей спо 080501 «Менеджмент (по отраслям)» 080106 «Финансы (по отраслям)», 080114 «Земельно-имущественные отношения» iconБизнес планирование Учебно-методический комплекс Для студентов Колледжа (специальность 080114 (51)Земельно-имущественные отношения
На современном этапе сложилась система рыночной экономики, изменился
Рабочая программа учебной дисциплины «Бизнес-планирование» для специальностей спо 080501 «Менеджмент (по отраслям)» 080106 «Финансы (по отраслям)», 080114 «Земельно-имущественные отношения» iconПрограмма итоговой государственной аттестации выпускников по специальности 080501 «Менеджмент (по отраслям)»
Государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника по специальности 080501 «Менеджмент (по отраслям)»...
Рабочая программа учебной дисциплины «Бизнес-планирование» для специальностей спо 080501 «Менеджмент (по отраслям)» 080106 «Финансы (по отраслям)», 080114 «Земельно-имущественные отношения» iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины методические рекомендации по организации самостоятельной
Выписка из гос спо по специальности 080114. 51 Земельно-имущественные
Рабочая программа учебной дисциплины «Бизнес-планирование» для специальностей спо 080501 «Менеджмент (по отраслям)» 080106 «Финансы (по отраслям)», 080114 «Земельно-имущественные отношения» iconУчебно-методический комплекс по учебной дисциплине «Анализ финансово- хозяйственной деятельности объекта оценки» для специальности 080114. 51 0614 «Земельно-имущественные отношения» среднего профессионального
Учебно-методический комплекс по учебной дисциплине «Анализ финансово- хозяйственной деятельности объекта оценки» для специальности...
Рабочая программа учебной дисциплины «Бизнес-планирование» для специальностей спо 080501 «Менеджмент (по отраслям)» 080106 «Финансы (по отраслям)», 080114 «Земельно-имущественные отношения» iconУчебное пособие для студентов среднего профессионального образования специальностей: 080106 «Финансы (по отраслям)»
Экономический анализ – метод познания экономической действительности, при этом необходимо руководствоваться категориями познания...
Рабочая программа учебной дисциплины «Бизнес-планирование» для специальностей спо 080501 «Менеджмент (по отраслям)» 080106 «Финансы (по отраслям)», 080114 «Земельно-имущественные отношения» iconПрограмма по специальности 080106 «финансы» (по отраслям)
Гоу впо «дагестанский государственный институт народного хозяйства правительства рд»
Рабочая программа учебной дисциплины «Бизнес-планирование» для специальностей спо 080501 «Менеджмент (по отраслям)» 080106 «Финансы (по отраслям)», 080114 «Земельно-имущественные отношения» iconПрограмма по специальности 080106 «финансы» (по отраслям)
Гоу впо «дагестанский государственный институт народного хозяйства правительства рд»
Разместите кнопку на своём сайте:
Бизнес-планы


База данных защищена авторским правом ©bus.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Бизнес-планы
Главная страница