Практическое пособие для руководителя Ìîñêâà !




Скачать 37.06 Kb.
PDF просмотр
НазваниеПрактическое пособие для руководителя Ìîñêâà !
Дата конвертации06.09.2012
Размер37.06 Kb.
ТипДокументы
БИБЛИОТЕКА РУКОВОДИТЕЛЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
М.Л. Левицкий
Т.Н. Шевченко
Организация
финансово-экономической
деятельности
в образовательных
учреждениях
Практическое пособие
для руководителя

Ìîñêâà
 !

УДК 658.14/.17
ББК 65.290-93
Л 37
Н а у ч н ы й   р е д а к т о р
доктор педагогических наук, профессор,
член-корреспондент РАО,
экономический советник председателя
Департамента образования Москвы и президиума РАО
М.Л. Левицкий
Левицкий М.Л., Шевченко Т.Н.
Л 37
Организация финансово-экономической деятельно-
сти в образовательных учреждениях: Практическое по-
собие. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. —
416 с. — (Б-ка руководителя образоват. учреждения).
ISBN 5-691-01137-5.
Пособие подготовлено на базе его первого издания в 2002 году
по заказу Национального центра подготовки кадров авторским
коллективом (проф. М.Л. Левицкий, проф. Т.Н. Шевченко) — по-
бедителем конкурса материалов для переподготовки администра-
торов образования.
Второе издание дополнено рядом новых документов по различ-
ным сторонам финансово-хозяйственной деятельности образова-
тельных учреждений и их актуальным комментарием.
Практическое пособие предназначено руководителям, бухгал-
терам, зам. директорам по правовым и финансово-экономическим
вопросам образовательных учреждений различных типов и видов,
бухгалтерских и планово-экономических служб системы образо-
вания, руководителям органов управления образованием, аспиран-
там и студентам высших учебных заведений, интересующихся про-
блемами экономики образования.
УДК 658.14/.17
ББК 65.290-93
© Левицкий М.Л.,
Шевченко Т.Н., 2003
© Гуманитарный издательский
центр «ВЛАДОС», 2003
© Серийное оформление обложки.
Гуманитарный издательский
ISBN 5-691-01137-5
центр «ВЛАДОС», 2003

Оглавление
ВВЕДЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  6
ГЛАВА I. Организационно-правовые проблемы
и перспективы развития образовательных
учреждений 
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  17
1. Статус образовательного учреждения в системе
законодательства РФ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  18
2. Концепции и механизмы соучредительства
образовательных учреждений . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .   21
3. Государственная регистрация образовательного
учреждения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  25
4. Постановка образовательного учреждения на учет
в налоговых органах и внебюджетных фондах . . . . . . . . . .  31
ГЛАВА II. Законодательное регулирование деятельности
образовательного учреждения по привлечению
внебюджетных средств 
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  37
1. Правовые основы экономической деятельности
образовательных учреждений . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  38
2. Субъекты благотворительных поступлений
и порядок их оформления . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .   46
3. Порядок работы с наличными денежными средствами . . . 51
ГЛАВА III. Организация финансовой деятельности
образовательных учреждений в условиях казначейского
исполнения бюджета 
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  59
1. Порядок получения и расходования бюджетных средств
образовательным учреждением . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  60
2. Методы сметного планирования бюджетной потребности
образовательного учреждения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  63
3. Особенности учета внебюджетных средств
образовательного учреждения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  73
4. Особенности взаимодействия образовательного
учреждения с Централизованной бухгалтерией . . . . . . . . .  77
ГЛАВА IV. Организация предпринимательской деятельности
образовательного учреждения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  81
1. Понятие платных услуг в образовании . . . . . . . . . . . . . . . . .  82
2. Бизнес-план финансово-экономической деятельности
образовательного учреждения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .   85
3. Основные этапы организации платных
образовательных услуг . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  93
4. Правомочия и организация деятельности образовательного
учреждения в области арендных отношений . . . . . . . . . . .  108
3

Оглавление
ГЛАВА V. Попечительский совет образовательного
учреждения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  113
1. Попечительский совет как форма самоуправления
образовательного учреждения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .   114
2. Организационно-правовые формы создания
попечительских советов — юридических лиц . . . . . . . . . .  119
3. Опыт работы попечительских советов
в системе образования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .   130
ГЛАВА VI. Особенности применения Налогового кодекса
в деятельности образовательного учреждения . . . . . . . . .  135
1. Права и обязанности образовательного учреждения
как налогоплательщика и налоговых органов . . . . . . . . .   138
2. Порядок проведения налоговых проверок
образовательных учреждений . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  146
3. Налоговые санкции и налоговые сборы . . . . . . . . . . . . . . .  156
4. Административная ответственность должностных
лиц образовательного учреждения . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  163
ГЛАВА VII. Налогообложение результатов
финансово-хозяйственной деятельности
образовательных учреждений 
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  167
1. Единый социальный налог (ЕСН) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  173
2. Страховые взносы в Пенсионный фонд РФ . . . . . . . . . . . . .  185
3. Социальное страхование от несчастных случаев
на производстве и профессиональных заболеваний . . . . .   189
4. Налог на прибыль организаций . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  192
5. Налог на добавленную стоимость . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  205
6. Налог на доходы физических лиц . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  212
7. Налог на имущество предприятий . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  225
8. Транспортный налог . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  228
9. Налог с продаж . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  230
10. Налог на землю . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  232
11. Налог на рекламу . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .   234
ГЛАВА VIII. Практикум для руководителя
образовательного учреждения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .   237
ПРИЛОЖЕНИЯ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  247
4

Условные сокращения
АНО
— автономная некоммерческая организация
АС
— Арбитражный суд
АУП
— административно-управленческий персонал
БК  РФ
— Бюджетный кодекс Российской Федерации
ВАС РФ
— Высший Арбитражный суд Российской Федерации
ВС РФ
— Верховный суд Российской Федерации
ГК РФ
— Гражданский кодекс Российской Федерации
ГМЭК
— государственная межведомственная экспертная
комиссия по ККМ
ГНИ
— государственная налоговая инспекция
ЕСН
— единый социальный налог
ЕТС
— единая тарифная сетка
ИНН
— индивидуальный идентификационный номер
налогоплательщика
ККМ
— контрольно-кассовые машины
КоАП РФ — Кодекс по административным правонарушениям
Российской Федерации
КПП
— код причины постановки на учет
МНС
— Министерство по налогам и сборам
МРОТ
— минимальный размер оплаты труда
МЮ
— Министерство юстиции
НДС
— налог на добавленную стоимость
НК РФ
— Налоговый кодекс Российской Федерации
НКО
— некоммерческая организация
НЭМ
— новый экономический механизм
ОГРН
— Основной государственный регистрационный номер
ОК ВЭД
— Общероссийский классификатор видов экономической
деятельности
ОКОНХ
— Общероссийский классификатор отраслей
народного хозяйства
ОП
— обслуживающий персонал
ОУ
— образовательное учреждение
ПС
— Попечительский совет
ПУ
— платные услуги
ПФ
— Пенсионный фонд
СМИ
— средства массовой информации
ТК РФ
— Трудовой кодекс Российской Федерации
УВП
— учебно-вспомогательный персонал
ФОТ
— фонд оплаты труда
ФСС
— фонд социального страхования
ЦБ
— централизованная бухгалтерия
ЦТО
— центр технического обслуживания
5

123456789012345678901234567890121234567890123456789012345678901212345678901234567
123456789012345678901234567890121234567890123456789012345678901212345678901234567
123456789012345678901234567890121234567890123456789012345678901212345678901234567
123456789012345678901234567890121234567890123456789012345678901212345678901234567
Введение
В 2002 году имел место своеобразный юбилей — десять
лет с момента вступления в силу Федерального закона «Об
образовании» в его первоначальной редакции от 10 июля
1992 г. №3266-1 (далее — Закон «Об образовании»).
Этот Закон по тем временам действительно носил ради-
кальный характер в части формирования нового статуса об-
разовательных учреждений (ОУ) как юридических лиц
(ст. 12) со всеми необходимыми атрибутами: имуществом
в оперативном управлении, уставом, самостоятельным ба-
лансом и (или) сметой, регистрацией в уполномоченных на
то исполнительных органах. Можно лишь удивляться про-
зорливости авторов этого документа, практически предвос-
хитивших многие правовые нормы, появившиеся лишь спу-
стя годы.
Кроме того, одна из очевидных целей Закона «Об образо-
вании» состояла в организационно-правовой адаптации ОУ
к новым условиям функционирования и развития в связи
с курсом на государственно-рыночные регуляторы обще-
ственных отношений.
Однако именно этот «дальний прицел» привел к тому,
что система образования в целом практически никак не от-
реагировала на отдельные законодательно установленные
новации. Впрочем, отчасти это объясняется и присущей об-
разованию инерцией в реагировании на оперативно возни-
кающие требования времени, проверкой их долговременно-
сти, устойчивости. Данное качество, в частности, позволило
в годы перехода к рынку в определенной степени уберечь
образование от постигших все сферы общественной жизне-
деятельности катаклизмов переходного периода.
Наконец, в начале 90-х годов распоряжением Совмина
РСФСР от 21 марта 1990 г. №319-Р образовательные учреж-
дения уже были вовлечены во внедрение так называемого
6

Введение
хозяйственного механизма в народном образовании (изве-
стные приказы Государственного Комитета СССР по народ-
ному образованию от 17 января 1990 г. №45 и Минобразо-
вания РСФСР от 10 апреля 1990 г. №82). Первоначальная
практика применения этого механизма имела статус экспе-
римента, который, впрочем, несмотря на отсутствие зако-
нодательного закрепления, растянулся вплоть до 2000 г.
Напомним, что в упомянутом документе содержались,
в общем-то, неплохие идеи. Вот некоторые из них:
• «… переход от выделения учреждениям средств из бюд-
жета по отдельным статьям расходов к финансирова-
нию по нормативам, комплексно отражающим целевую
направленность деятельности учреждений…;
• сочетание бюджетного … финансирования деятельнос-
ти учреждений с развитием различного рода платных
услуг населению, как правило, по профилю деятельно-
сти учреждения, выполнением платных работ по дого-
ворам с предприятиями и организациями;
• развитие самостоятельности трудовых коллективов
учреждений в решении вопросов их производственно-
хозяйственной деятельности и социального развития;
• установление тесной зависимости материального и мо-
рального стимулирования трудовых коллективов, раз-
меров фондов производственного и социального раз-
вития учреждений и оплаты труда работников от
результатов, качества и эффективности труда;
• учреждения народного образования могут использовать
банковский кредит. Краткосрочный кредит выдается
банком этим учреждениям на цели текущей деятель-
ности. Долгосрочный кредит предоставляется на цели
производственного (научно-технического) и социально-
го развития с последующим погашением кредита за
счет средств фонда производственного и социального
развития».
В рассматриваемом механизме были перечислены допол-
нительные источники средств учреждения, которые потом
фактически полностью легли в основу ст. 47 Закона «Об об-
разовании».
Внимательный читатель может отметить, что изложен-
ные принципы в разных вариантах составляли и составля-
ют суть всех последующих экономических реформ (вернее,
7

Введение
проектов реформ) системы образования, вплоть до настоя-
щего времени.
Какие же результаты были получены в процессе введе-
ния нового экономического механизма (НЭМ)? С формаль-
но-учетной стороны НЭМ оставил долговременные следы,
которые, впрочем, были признаны не соответствующими
действующему законодательству определением Пленума
Верховного Суда в 2000 г. (в частности, не были зарегистри-
рованы в Министерстве юстиции). Вся система бухгалтер-
ского учета и сметного планирования доходов и расходов
ОУ (Инструкция по бухгалтерскому учету в учреждениях и
организациях, состоящих на бюджете от 3 ноября 1993 г.
№122) была ориентирована на категории НЭМ, такие как
единый фонд финансовых средств (ЕФФС), материальные и
приравненные к ним затраты, фонды производственного и
социального развития (ФПСР), материального поощрения
(ФМП). Впоследствии (1997) к этой же методологии присо-
единился и налоговый учет средств от внебюджетной дея-
тельности ОУ (Инструкция Госналогслужбы РФ от 20 авгу-
ста 1998 г. №48 «О порядке исчисления и уплаты в бюджет
налога на прибыль бюджетными организациями (учрежде-
ниями) и представления отчетности в налоговые органы»).
К сожалению, не такими впечатляющими оказались со-
держательные результаты. Проводимый нами в те годы мо-
ниторинг данного процесса свидетельствовал, что ОУ в сво-
ей массе не использовали возможности, предлагаемые НЭМ.
Единичные примеры успешного хозяйствования не меняют
общей картины, скорее лишь подтверждают массовую тен-
денцию. В чем же причины такой невостребованности перс-
пективной, на первый взгляд, идеи?
Во-первых, не были еще созданы достаточные правовые
условия для приобретения хозяйственной самостоятельнос-
ти ОУ. Достаточно сказать, что открытие расчетного счета
ОУ вначале было вообще неразрешимой задачей, ибо рассмат-
риваемый приказ Гособразования СССР носил ведомствен-
ный характер и не мог быть распространен на другие сферы.
Во-вторых (и это, пожалуй, главное), сама система обра-
зования не была готова к подобного рода преобразованиям.
Для их реализации необходима специальная подготовка ме-
неджеров как для органов управления образованием, так и
для ОУ. В ином случае директор, скажем, школы — педагог
8

Введение
по образованию и призванию — зачастую не понимал даже
смысла предлагаемых новаций. Нелишне здесь привести ци-
тату из опубликованного нами в 1990 г. нормативно-анали-
тического материала (пакет документов, регламентирующих
переход общеобразовательных школ на новые условия хозяй-
ствования): «собственно коммерческая деятельность пред-
полагает участие профессионалов, поэтому при благопри-
ятной для той или иной школы конъюнктуре целесообразно
иметь в ее штате зам. директора по финансово-экономи-
ческим вопросам или даже коммерческого директора. Это
разгрузило бы руководителей школы от несвойственных их
прямым функциональным обязанностям забот…»

Дальнейший анализ свидетельствует о том, что норма-
тивно-правовая регламентация деятельности ОУ постоянно
усложнялась и развивалась. Так, с 1 января 1995 г. вступи-
ла в действие первая часть (а с 1 марта 1996 г. — вторая)
Гражданского кодекса (далее — ГК РФ). Фактически были
определены два типа участников гражданского оборота:
граждане (физические лица) и юридические лица. Так как
ОУ не могло быть физическим лицом по определению, то,
следовательно, всем учебным заведениям предстояло прой-
ти процедуру соответствующей регистрации (также в целом
прописанную в ГК РФ). Кстати, в 1996 г. вышли изменения
и дополнения в Закон «Об образовании», которыми еще раз
однозначно определено, что образовательные учреждения
являются юридическим лицом
. Более того, в дополнение
к условиям ГК РФ о регистрации «юридического лица» в За-
коне «Об образовании» сказано, что ОУ имеет  расчетный
счет в банковских и иных кредитных организациях 
(ст. 43).
Подчеркнем, что наличие такого счета сформулировано в За-
коне «Об образовании» не в качестве возможности, а в им-
перативной форме. Несмотря на кажущуюся жесткость тре-
бований законодательства, система образования опять не
спешила с их выполнением. Процесс приобретения статуса
юридических лиц затянулся на годы.
Директорский корпус, не подготовленный (в который
раз!) в правовом и экономическом отношениях к перспек-
тивам и направлениям использования нового статуса, не
проявлял, естественно, особой инициативы в его приобре-
тении. Да и органы управления образованием заняли вы-
жидательную позицию по примерно таким же причинам.
9

Введение
Создалась уникальная ситуация, когда и «верхи» и «низы»
единодушно «не хотели» (хотя и могли), выполнять требо-
вание Закона «Об образовании» в части юридического офор-
мления статуса некоммерческих организаций в форме учреж-
дения. Типичный для России последних лет правовой
нигилизм мог бы продолжаться довольно долго, однако «вы-
падение» многих ОУ из правового пространства страны
в 1998 г. затронул жизненно важные интересы их работников.
По положению о Пенсионном фонде (ПФ) РФ, соответ-
ствующие взносы могут приниматься лишь у юридических
лиц. Следовательно, те ОУ, которые не имели такого стату-
са, формально получили предупреждение о возможном пре-
кращении отношений с ПФ.
Статус централизованных бухгалтерий (ЦБ), также не
юридических лиц, традиционно выполнявших (и выполня-
ющих) за большинство ОУ все финансовые расчеты, по тем
же причинам также вошел в противоречие с действующим
законодательством в части приема страховых взносов в ПФ.
Тем не менее, нависшая было над персоналом «учреждений-
нарушителей» законодательства угроза неначисления пенсии
была решена (при активном участии правительства РФ и ЦК
профсоюза работников образования и науки), только не за
счет перехода ОУ в надлежащий статус
, а косвенным ме-
тодом — оформлением отсрочки данной угрозы на один год
.
Мы не проводили специальный статистический учет ны-
нешнего состояния проблемы перехода ОУ в статус юриди-
ческого лица. Хотелось бы надеяться, что в настоящее время
она решена полностью, причем не формально, а с закрепле-
нием всех необходимых атрибутов, включая госрегистра-
цию. Это тем более необходимо, что с 1 июля 2002 г. всту-
пил в силу Федеральный закон от 8 августа 2001 г. №129
«О государственной регистрации юридических лиц», ко-
торым, в частности, определено, что в период с 1 июля
2002 г. по 1 января 2003 г. все ранее зарегистрированные
юридические лица должны были предоставить в региональ-
ные управления МНС РФ сведения для фактической пере-
регистрации. Подробно эта тема будет раскрыта в главе 1
данного пособия.
Итак, сделаем предварительные выводы с точки зрения
требований образовательного права и их реализации в на-
стоящее время.
10



Похожие:

Практическое пособие для руководителя Ìîñêâà ! iconУчебно-практическое пособие для III курса направление подготовки
Учебно-практическое пособие предназначено для самостоятельной работы студентов очного и заочного обучения для специальности 080100...
Практическое пособие для руководителя Ìîñêâà ! iconПрактическое пособие для работников общеобразовательных учреждений и. С. Сергеев
С 32 Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. — 2-е...
Практическое пособие для руководителя Ìîñêâà ! iconУчебно-практическое пособие для реализации программы массового краткосрочного обучения
Открой своё дело: учеб практ пособие / сост. В. В. Филип- чук, Н. А. Михальченкова, Л. З. Ситдикова, Л. Б. Печерская. Сык
Практическое пособие для руководителя Ìîñêâà ! iconПрактическое руководство по повышению
Настоящее пособие подготовлено в рамках проекта Практическое руководство по повышению
Практическое пособие для руководителя Ìîñêâà ! iconПроект «Практическое пособие» предназначен для физических лиц
Избежать распространённых ошибок при организации бизнес-процессов, заранее ознакомившись с ними
Практическое пособие для руководителя Ìîñêâà ! iconКарамов О. Г. Бизнес-планирование: Учебно-практическое пособие

Практическое пособие для руководителя Ìîñêâà ! iconБизнес-план практическое пособие для начинающих
Бизнес-идея — это только самое начало пути к бизнес-плану, но успех бизнеса очень
Практическое пособие для руководителя Ìîñêâà ! iconМаксимова В. Ф. Инвестиционный менедж- мент: Учебно-практическое пособие
Сведения об
Практическое пособие для руководителя Ìîñêâà ! iconСтрахование
Дисциплина Страхование: Учебно-практическое пособие для студентов заочной формы обучения специальности 0604 и 0605 с применением...
Практическое пособие для руководителя Ìîñêâà ! iconУчебно практическое пособие Москва, 2008 удк 65 ббк 65. 29 Л69
Ваше предприятие
Разместите кнопку на своём сайте:
Бизнес-планы


База данных защищена авторским правом ©bus.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Бизнес-планы
Главная страница