Економіка І фінанси




Скачать 46.31 Kb.
PDF просмотр
НазваниеЕкономіка І фінанси
Дата конвертации07.09.2012
Размер46.31 Kb.
ТипДокументы
70 
ЕКОНОМІКА  І  ФІНАНСИ 
УДК 658.589 
И.Л. Калюжный, профессор, д-р экон. наук,  
Т.В. Калюжная, канд. экон. наук, доцент 
Севастопольский национальный технический университет 
ул. Севастопольская, 33, г. Севастополь, Украина, 99053 
E-mail: root@sevgtu.sebastopol.ua  
ОСОБЕННОСТИ РАЗРАБОТКИ БИЗНЕС-МОДЕЛЕЙ СОЗДАНИЯ И ПРОДВИЖЕНИЯ 
ИННОВАЦИОННОГО ПРОДУКТА НА РЫНОК  

 
Рассмотрены  особенности разработки  бизнес-модели  создания  и  продвижения  инноваций 

на  рынок,  на  основе  которой  реализуется  экономическая,  финансовая  и  организационная 
политика создания ценности инноваций и доведения их до потребителя. 

Ключевые  слова:  инновация,  инновационный  продукт,  бизнес-модель,  этапы  жизненного 
цикла  инновационного  продукта,  потребительские  функции,  потребительская  ценность 
инноваций. 

 
Постановка проблемы. Известно, что на Украине, также как в странах СНГ, большой проблемой 
всегда  было  и  остается  в  настоящее  время  распространение  инноваций  и  доведение  их  до  потребителя. 
Статистика  показывает,  что  отечественные  предприятия  производят  и  реализуют  инновационную 
продукцию на рынке в общем объеме реализации не более 10 %, в то время как в развитых странах объем 
реализации  такой  продукции  составляет  до  70  %.  Это  говорит  о  том,  что  существует  проблема 
разработки такой методологии создания и распространения нововведений, которая должна содержать не 
только этапы их создания и производства, но и определение потребительской ценности и доведение её до 
потребителя.  Для  решения  этой  проблемы  многими  западными  фирмами  разрабатываются  бизнес-
модели продвижения новых товаров на рынок и доведения их до потребителей.  
Бизнес-модель  –  это  общая  картина  того,  как  инновационная  стратегия  будет  создавать 
экономическую  ценность  для  потребителя,  для  фирмы,  для  акционеров  и  партнёров.  Она  принимает  во 
внимание инфраструктуру, необходимую для продвижения инновации на рынок таким образом, который 
удобен  и прост для покупателя, и в то же время прибылен для фирмы [1]. Вторая проблема заключается 
в  том,  чтобы  определить  на  каком  этапе  жизненного  цикла  создания  инноваций  разрабатывать  такую 
модель,  а  именно:  на  этапах  НИОКР,  после  окончания  разработки  инновационного  продукта  или  после 
этапа его производства, до начала этапа реализации инноваций. Третья проблема заключается в том, что 
для  успешного  поддержания  бизнеса  важно  не  только  создать  бизнес-модель,  но  и  непрерывно  её 
совершенствовать  на  всех  этапах  S-образной  кривой  жизненного  цикла  инновации,  так  как  в  процессе 
изменения  инновационного  продукта  на  различных  этапах  S-кривой  бизнес-модели  отличаются  в 
соответствии  с  изменяющимися  целями  и  стратегиями.  Решение  этих  проблем  имеет  первостепенное 
значение  для  повышения  конкурентоспособности  продукции  и  наполнения  рынка  отечественными 
инновационными товарами. В украинской науке эти вопросы практически не разработаны, а в западной и 
российской  отдельные  разработки  носят  несистемный  характер.  В  решении  этих  проблем  заключается 
новизна и актуальность затронутой темы.  
Анализ  публикаций.  Вопросу  создания  бизнес-моделей  уделяется  внимание  в  зарубежной 
литературе.  К  ведущим  специалистам  в  этой  области  исследования  можно  отнести  Д. Берг,  Х. Фримен, 
Д. Роман,  С. Клайн,  Р. Росвелл  и  др.  [2].  В  научной  литературе  приводятся  результаты  исследований, 
посвященных  созданию  бизнес-моделей  инновационной  деятельности,  представлены  различные  точки 
зрения  на  определение  бизнес-моделей  современных  компаний  (A. Slywotzky,  A. Osterwalder, 
H. Chesbrough),  дается  обзор  бизнес-моделей,  встречающихся  на  практике,  приводятся  наиболее 
интересные классификации бизнес-моделей. 
Однако  в  отечественных  изданиях  проблема  создания  бизнес-моделей  рассмотрена  достаточно 
слабо.  Среди  исследователей  можно  выделить  Р.  Михаева,  А.  Руслова,  А.  Дынкина  [2].  В.Ю. 
Котельников  приводит  отличия  бизнес-модели  от  модели  создания  прибыли,  рассматривает  шесть 
компонентов бизнес-модели [1]. В.А. Рыжов в своей работе рассматривает различные варианты бизнес-
моделей по продвижению инноваций [3].  
Выделение  нерешенных  частей  проблемы.  Требуют  дальнейшего  исследования  проблемы 
формирования  и  совершенствования  бизнес-моделей,  на  основе  которых  будет  реализовываться 
экономическая,  финансовая  и  организационная  политика,  стратегия  создания  ценности  инноваций  и 
доведения их до потребителя. 
Целью  статьи  является  постановка  проблемы  разработки  и  совершенствования  бизнес-модели 
создания  и  продвижения  инноваций  на  рынок,  определение  её  сущности,  разработка  алгоритма  её 
создания и совершенствования, определение времени разработки, определение зависимости разработки и 
Вісник СевНТУ: зб. наук. пр. Вип. 109/2010. Серія: Економіка і фінанси. — Севастополь, 2010. 

ЕКОНОМІКА  І  ФІНАНСИ 
71 
совершенствования  бизнес-модели  от  эволюции  инноваций  на  различных  этапах  S-кривой  жизненного 
цикла инновационного продукта. 
Изложение основного материала. Исходя из поставленных в начале статьи проблем необходимо 
определить теоретические подходы к разработке бизнес-модели, её роли в процессе создания инноваций, 
места  в  создании  цепочки  ценности  в  процессе  разработки  и  продвижения  инноваций  на  рынок  и 
доведения их до потребителя.  
Всемирно  известные  бизнесмены,  создавшие  с  нуля  индустриальные  империи,  использовали  в 
качестве жизненного лозунга афоризм Паскаля: «Предвидеть – значит управлять» [4]. Действительно, по 
окончании  этапа  поисковых  исследований  на  стадии  НИР,  используя  созданные  на  этой  стадии  банки 
данных  конструкторско-технологических  и  стоимостных  решений  (КТСр),  необходимо  описать  бизнес-
модель  как  общую  картину  того,  как  создаваемая  на  базе  исследованных  КТСр  инновация  будет 
определять  экономическую  ценность  для  покупателя  и  фирмы–производителя.  В  общем  виде  бизнес-
модель  создания  и  продвижения  инновационного  продукта  (технологии,  услуг)  на  рынок  представляет 
собой  модель  достижения  ценности  инновации  для  потребителя  и  алгоритм  донесения  до  него  этой 
ценности на прогнозном рынке. 
Бизнес-модель  позволяет  понять,  на  каких  вновь  созданных  потребительских  функциях  фирма 
будет зарабатывать деньги, как будут использоваться ресурсы фирмы, насколько эффективно действуют 
бизнес-процессы продвижения новых товаров (технологий, услуг) на рынок, как они взаимодействуют с 
внешней средой, когда и какому потребителю необходимы новые  потребительские функции, насколько 
они повышают  конкурентоспособность  нового товара и фирмы, позволяют оптимизировать инвестиции 
и снижать издержки на всех этапах жизненного цикла инноваций.   
Известно,  что  инновационный  продукт  развивается  по  S-образной  кривой  и  последовательно 
проходит  этапы своего жизненного цикла. На первом этапе – это базовая модель, инновации на втором 
этапе уже чисто инженерные, где основные технические параметры инноваций растут пропорционально 
вложению  капитала,  при  этом  новый  продукт  становится  все  более  надежным  и  удобным  в  работе.  К 
концу  второго  этапа  инновационный  продукт,  заполняя  рынок,  дифференцируясь,  переходит  в 
модельный ряд, у него появляются многочисленные вспомогательные системы, делающие работу с ним 
удобнее. 
На третьем этапе продукты уже переходят в руки дизайнеров. Кроме того, при наличии рыночного 
спроса  инновации  могут  начать  разветвляться  на  разные  продукты,  предназначенные  для  работы  в 
различных  условиях  или  выполняющие  отличающиеся  функции.  Изделия  имеют  тенденцию 
объединяться  с  другими  продуктами,  образуя  полезные  гибриды  (например,  ПК+  периферийные 
устройства – принтеры, сканеры).  
На четвертом этапе продукт имеет такие технические  характеристики, которые соответствуют не 
возможностям  индустрии,  а  потребностям  места  его  работы.  Происходит  снижение  технических 
показателей  продукта  с  максимально  возможных  до  тех,  которые  необходимы  здесь  и  сейчас, 
появляются одноразовые упрощенные версии товаров, игрушки, актуализируется сервис [5].  
Такое  эволюционное  изменение  инновационного  товара  с  переходом  с  этапа  на  этап  S-кривой  с 
целью  заполнения  всех  ниш  рынка  и  удовлетворения  различных  потребителей,  влечёт  за  собой 
соответствующее изменение бизнес-модели.  
Основной целью постоянного изменения и адаптации бизнес-модели к изменениям конкурентной 
среды  является  увеличение  периода  получения  дохода  от  инноваций  с  первого  по  четвёртый  этапы  S-
кривой  жизненного  цикла.  Важной  целью  также  является  опережение  конкурентов  и  создание  входных 
барьеров для распространения аналогичной продукции других производителей на рынке [6]. 
Для того чтобы оценить эффективность бизнес-модели создания и  продвижения  инновационного 
продукта на рынок необходимо проанализировать:  
1. 
Насколько  инновационный  товар  соответствует  основным  потребностям  потенциального 
потребителя. 
2. 
Какова её способность обеспечивать  прогнозную  прибыль на всех этапах жизненного цикла 
инноваций, отраслевого рынка и фирмы? 
3. 
Каким  образом  формируется  проектная  цена  инноваций  и  укладываются  ли  проектные 
затраты  на  создание  и  продвижение  инновационного  продукта  в  эту  цену?  Под  проектной 
ценой  подразумевается  спрогнозированная  цена  инновационного  продукта  на  каждом  этапе 
отраслевого жизненного цикла по S-кривой на прогнозном рынке. 
4. 
Соответствует ли бизнес-модель стратегии фирмы? 
Бизнес-модель  создания  и  продвижения  инновационного  продукта  на  рынок  состоит  из  четырёх 
взаимосвязанных составляющих: 
1. 
Предложение ценности покупателю в виде новых потребительских функций и её признание. 
2. 
Определение интегрального дохода и прибыли на всех этапах жизненного цикла инноваций. 
Вісник СевНТУ: зб. наук. пр. Вип. 109/2010. Серія: Економіка і фінанси. — Севастополь, 2010. 

72 
ЕКОНОМІКА  І  ФІНАНСИ 
3. 
Ключевые  ресурсы,  используемые  для  выполнения  цепочек  создания  ценности  – 
производства продуктов и оказания  услуг, для получения  прогнозного дохода и  прибыли  на 
всех этапах жизненного цикла инноваций. 
4. 
Ключевые  бизнес-процессы,  позволяющие  довести  предложенную  ценность  инноваций  и 
признать её потребителем. 
Разработка  бизнес-модели  создания  и  продвижения  инновационного  продукта  на  рынок 
происходит по следующему алгоритму: 
1. 
Анализ тенденций роста будущего отраслевого рынка инноваций, спрогнозированного по S-
кривой жизненного цикла поэтапно. 
2. 
Анализ потребительской ценности прогнозного товара, как суммы потребительских функций 
с учётом его преобразования и изменения на всех этапах прогнозной S-кривой и определение 
прогнозной цены по этапам. 
3. 
Установление  прогнозного  объёма  продаж  и  прибыли  от  реализации  инноваций  на  всех 
этапах жизненного цикла инноваций. 
4. 
Расчёт  прогнозных  затрат  и  определение  проектной  себестоимости  и  трудоёмкости 
инноваций, укладывающихся в прогнозную цену с учётом прогнозируемой прибыли. 
5. 
Определение  прогнозируемой  интегральной  прибыли  от  продаж  инновационной  продукции 
на  всех  этапах  жизненного  цикла.  Данный  прогноз  даёт  возможность  определить  лимит 
финансовых средств, которые должны быть получены фирмой в результате прогнозируемых 
продаж  инновационного  товара.  Сумма  прогнозируемой  прибыли  по  всем  этапам  S-кривой 
служит  основанием  получения  необходимых  инвестиций  для  финансирования  этапов 
разработки,  подготовки  производства  на  объём  выпуска  изделий  и  выпуска  первой  партии, 
т.е.  нулевого  и  первого  этапов  S-кривой  (затратной  её  части).  Превышение  затрат  на  этих 
этапах  по  сравнению  с  прогнозной  суммой  прибылей  по  всем  этапам  жизненного  цикла, 
показывает,  что  проект  в  дальнейшем  не  окупается.  Следовательно,  необходимо 
укладываться  в  рассчитанную  сумму.  После  проведения  таких  расчётов  на  этапе  поисковых 
исследований  и  принятия  решения  о  начале  ОКР  результаты  этих  расчётов  необходимо 
закладывать  как  в  краткий,  так  и  в  полный  бизнес-планы  инновационного  проекта,  т.к.  на 
этих расчётах базируется финансовый профиль проекта. 
6. 
Определение  целевых  групп  будущих  потребителей  и  ниши  рынка  инноваций,  определение 
каналов продвижения инноваций на рынок. 
7. 
Определение механизма взаимодействия компании с партнерами и поставщиками. 
П.п.  1-7  бизнес-модели  создания  и  продвижения  инновационного  продукта  на  рынок  являются 
основанием  для  поиска  инвестора  и  получения  необходимых  инвестиций  на  основании  составленного 
краткого  бизнес-плана  в  виде  технико-экономического  обоснования  проекта,  а  также  установления 
бюджета  разработки  и  сроков  вывода  инновации  на  рынок,  исходя  из  полученных  инвестиций  и 
определения  порядка  финансирования.  На  основании  этих  данных  разрабатывается  ТЭЗ,  РУКиТ  и 
полный бизнес-план инновационного проекта. 
В ТЭЗ и РУКиТ включается как принципы разработки базовой конструкции изделия, подготовки 
производства,  выпуска  первых  партий  продукта,  так  и  принципы  возможного  дальнейшего 
совершенствования  товара  в  виде  модельного  ряда,  гибридов,  дизайнерских  решений  и  т.д.  по  всем 
этапам  жизненного  цикла  продукта  и  определения  объёмов  финансирования  на  эти  цели.  По  мере 
продвижения товара по этапам S-кривой ТЭЗ и РУКиТ изменяются согласно изменениям бизнес-модели, 
которая меняется, адаптируясь к внешней и внутренней среде. 
Результаты анализа,  проведенные  в  п.п. 1, 2, 3, 4, 5 необходимы  для определения  проектной  или 
директивной  цены  инновационного  товара  (услуги,  технологий),  и  на  основе  полученной  цены  - 
определения  проектной  трудоёмкости,  себестоимости  и  затрат  на  весь  жизненный  цикл  разработки, 
подготовки производства, испытаний и запуска первой партии.  
Данные  параметры  закладываются  наравне  с  техническими  характеристиками  в  ТЭЗ  и  РУКиТ  с 
целью  создания  нового  продукта,  подготовки  производства  под  прогнозируемые  объёмы  выпуска  и 
продаж экономически выгодного фирме-изготовителю и пользующиеся спросом у покупателя. 
Использование 
предложенных 
рекомендаций 
по 
разработке 
бизнес-модели 
позволит 
руководителям 
фирмы 
увидеть 
и 
использовать 
скрытые 
возможности 
для 
повышения 
конкурентоспособности  бизнеса,  особенно  в  условиях  кризиса,  даст  возможность  избавиться  от  явно 
провальных  элементов  сложившего  бизнеса,  которые  «съедают»  дефицитные  ресурсы  и  не  позволяют 
фирме двигаться вперед. 
Выводы. Таким образом, разработка бизнес-модели создания и продвижения инноваций на рынок 
даёт  возможность  построить  общую  картину  превращения  инноваций  в  экономическую  ценность  для 
бизнеса.  Для  этого  данную  бизнес-модель  необходимо  создавать  на  этапе  поисковых  исследований 
Вісник СевНТУ: зб. наук. пр. Вип. 109/2010. Серія: Економіка і фінанси. — Севастополь, 2010. 

ЕКОНОМІКА  І  ФІНАНСИ 
73 
НИОКР и постоянно адаптировать её по мере перехода вновь созданного товара (технологии, услуги) на 
последующие этапы S-кривой. 
Перспективы  дальнейшего  развития  исследований.  Разработка  бизнес-моделей  является 
сложной  и  трудоемкой  задачей  и  нуждается  в  конкретной  методологической  платформе.  Дальнейшие 
исследования  должны  быть  направлены  на  совершенствовании  методов  разработки  бизнес-моделей 
продвижения товаров на рынок, набора статистики на отечественных фирмах и обобщения полученных 
результатов. 
 
Библиографический список 
1.  Котельников  В.Ю.  TEN  3:  Новые  бизнес-модели  для  эпохи  быстрых  перемен,  движимых 
инновациями / В.Ю. Котельников. — М.: ООО «Издательство «Эксмо», 2007. — 95 с. 
2.  Калюжный  И.Л.  Модели  инновационного  процесса:  достоинства,  недостатки  и  особенности 
формирования / И.Л. Калюжный, В.А. Митус // Вестник СевГТУ. Сер. Экономика и финансы: сб. науч. 
тр. — Севастополь, 2009. — Вып. 98. — С. 98–102. 
3.  Рыжов  В.А.  Методики  привлечения,  оценки  разработок  и  механизм  отбора  технологий  на 
условиях, нужных инвестору / В.А. Рыжов // Материалы Международного форума «Проекты будущего: 
междисциплинарный подход» 16-19 октября 2006. г. — Звенигород, 2006. —  
4.  Шнейдер  А.  Наука  побеждать  в  инвестициях,  менеджменте  и  маркетинге  /  А.  Шнейдер,  Я. 
Кацман, Г. Топчишвили. —  Москва: Изд-во АСТ, 2002. — 232 с. 
5.  Калюжный  И.Л.  Особенности  процесса  управления  знаниями  научно-производственного 
предприятия / И.Л. Калюжный, Т.В. Калюжная // Вестник СевГТУ. Сер. Экономика и финансы: сб. науч. 
тр. — Севастополь, 2009. — Вып. 98. — С. 52–57. 
6. Калюжный И.Л. Основы инновационного менеджмента научно-производственного предприятия 
/ И.Л. Калюжный. — Севастополь: Рибест, 2008. — 266 с. 
Поступила в редакцию 14.04.2010 г. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Вісник СевНТУ: зб. наук. пр. Вип. 109/2010. Серія: Економіка і фінанси. — Севастополь, 2010. 



Похожие:

Економіка І фінанси iconС. 435-437. 19. Фролов У. А., Ю. Б. Рабинина, М. А. Олейник. Учет рисков в процессе бюджети- рования // Економіка. Фінанси. Право. 2004. №8. С. 15-17. Получено 19. 06. 2007
...
Економіка І фінанси iconЕкономіка І фінанси 85
Обосновывается необходимость и целесообразность проектирования инфраструктуры
Економіка І фінанси iconЕкономіка І фінанси 93
Изучается состояние отечественного нормативно-правового регулирования денежных
Економіка І фінанси iconЕкономіка І фінанси
Обосновывается методический механизм создания новых предприятий в условиях бизнес
Економіка І фінанси icon2. Теорія граничної продуктивності (Закон спадаючої віддачі. Середня І гранична продуктивність. Граничні витрати І гранична продуктивність)
Базові курси: Економіка праці І соціально-трудові відносини; Економіка праці в організації
Економіка І фінанси iconФінанси підприємств Навчально-методичний посібник 14
Рекомендовано до друку Вченою радою Київського інституту інвестиційного менеджменту
Економіка І фінанси iconК. В. Павлов Міжнародна та регіональна економіка
Белгородский областной фонд поддержки мало- внешнеэкономической деятельности малых предприя
Економіка І фінанси iconЧингос П. Т. Оплата по результату. Из опыта оплаты труда персонала в США [Текст] / П. Т. Чингос; пер с англ
Вісник донецького національного університету, сер. В: Економіка І право, вип. 2, Т. 1, 2010
Економіка І фінанси iconНауковий вісник чдіеу №1 (2), 2009 Економіка
Науковий вісник чдіеу №1 (2), 2009
Разместите кнопку на своём сайте:
Бизнес-планы


База данных защищена авторским правом ©bus.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Бизнес-планы
Главная страница