«Фундаментальные исследования»




Скачать 42.85 Kb.
PDF просмотр
Название«Фундаментальные исследования»
Дата конвертации07.09.2012
Размер42.85 Kb.
ТипДокументы
www.rae.ru  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
      Российская Академия Естествознания 
Научно-теоретический журнал «Фундаментальные исследования»    
                                       №5 2009 год 
ИННОВАЦИОННАЯ РОССИЯ: МИФ  ИЛИ РЕАЛЬНОСТЬ.  ВЗГЛЯД СО СТОРОНЫ. 
Гончарова Е.Б., Карташов Б.А. 
Камышинский технологический институт (филиал) Волгоградского государственного  
технического университета, 
Камышин, Россия 
 
Рассмотрены мнения различных ученых на возможность и способы формирования в России иннова-
ционной системы.  
При  разработке  концепции  отечественной  инновационной  системы  необходимо  иметь  в  виду,  что 
при  общих  принципах  формирования  благоприятного  инновационного  климата  (органи-зационно–
финансовое  поощрение  инновационной  деятельности  предпринимателей  государством  при  дискрими-
национной политике в отношении устаревших производств и технологий), одинаковых рецептов созда-
ния  инновационных  систем  не  существует.  Поэтому  России  сегодня  остро  необходим  поиск  собствен-
ных,  а  не  заимствованных  моделей  перевода  отечественной  экономики  на  инновационный  путь  разви-
тия [15]. 
Свое развитие макроэкономическая система основывает на достижениях научно-технического прогрес-
са, которые, превращаясь в нововведения, становятся основой для дальнейшего роста ее производительных 
сил,  то  есть,  осуществляя  инновационную  деятельность,  макроэкономическая  система  обеспечивает  свое 
дальнейшее развитие [1, с. 8].  
По мнению Ю. Шишкова информация становится основным фактором воспроизводства. Формиру-
ется  новый  тип  разделения  труда,  основанный  на  пространственном  расчленении  технологических ста-
дий  производства  товаров  и услуг  [19].  Исследуя  пространственный  аспект  нового  разделения  труда,  из-
вестный американский экономист Д. Сакс (2001 г.) выделил три группы регионов: технологические но-
ваторы, последователи и изолированные регионы. 
К  концу  90-х  годов  некоторые  ученые  отмечали  [2,  с.  22;  9,  с.  11],  что  необходимо  пересмотреть 
приоритеты промышленной политики в России. Дальнейший прогресс в сфере технологий будет опре-
делять не только социально-экономические, культурные и другие аспекты развития различных стран, но 
и эволюцию всего мирового хозяйства и мирохозяйственных отношений [14, 11, 3].  
Ныне  сформировался  новый  функциональный  тип  свободных  экономических  зон,  позволяющий 
объединить науку и производство высоких технологий. Центры развития передовых технологий в зави-
симости от масштаба и функциональной направленности имеют различные названия: "центры развития", 
"инновационные  центры",  "научно-технологические  парки",  "технополисы"  и  др.  Их  инфраструктура 
постоянно  развивается  и  совершенствуется  в  соответствии  с  приоритетами  национальной  инновацион-
ной политики. 
В развитых странах прослеживается тенденция создания промышленно-технологических кластеров 
как основы разработки и использования новых технологий. Однако характер процесса развития иннова-
ционных структур в странах, стремящихся стать конкурентоспособными на мировом рынке, имеет свои 
особенности [12]. Опасение России должно быть направлено на то, что зарубежные инвесторы нередко 
стремятся к тому, чтобы купить отечественное предприятие, но не ради его модернизации и развития, а 
для того, чтобы вообще вывести его из конкурентной борьбы [7]. 
Однако  развитие  конкурентоспособных  производств  с  позиций  мирового  рынка  будет  влиять  на 
качество  экономического  роста  только  в  случае  преимущественно  инновационного  развития  отраслей, 
производящих  предметы  потребления, чтобы  избежать дальнейшего функционирования  макросистемы 
в режиме, когда "детерминирует... тяжелый экономический рост" [5, с. 11]. Сложно признать конкурен-
тоспособной  макроэкономическую  систему,  которая  преимущественно  развивает  лишь  один  из  своих 
сегментов, поскольку по определению системы подобный подход может быть основан только на изъя-
тии у других ее элементов ресурсов, необходимых для их потребления. Именно таким образом осущест-
вляется  функционирование  отечественного  хозяйства.  Поскольку  бесспорным  условием  эффективного 
экономического  развития  следует  считать  возможность  наилучшего  использования  ресурсов,  находя-
щихся в распоряжении макросистемы     [18, с. 607], следует оценить предшествую-щее развитие нашей 
страны  как  экономически  не  эффективное.  Например,  по  опубликованным  данным,  преимущественно 
инновационное развитие в  России  имел  военно-промышленный  комплекс,  где было  сосредоточено 70-
80% отечественной передовой техники [6, с. 39], и еще в 1990г.      79% объема НИОКР приходилось на 
работы, выполняемые оборонным комплексом [16, с. 6].  
В этой связи целесообразно говорить о необходимости разработки показателей, которые дают воз-
можность оценить конкурентоспособность национальной макросистемы относительно мирового хозяй-
ства. В соответствии со структурой приведенного определения такие показатели должны отражать: спо-

www.rae.ru  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
      Российская Академия Естествознания 
Научно-теоретический журнал «Фундаментальные исследования»    
                                       №5 2009 год 
собность  макросистемы  к  проектированию,  производству  товаров  и  их  распределению  на  глобальном 
рынке по конкурентоспособным ценам; возможность равноправного участия в распределении на нацио-
нальном рынке товаров, произведенных в различных странах; позитивную динамику реальных доходов 
граждан  страны  [8,  с.  78],  то  есть  позволять  с  их  помощью  оценить  основные  параметры  функциони-
рующей макросистемы. 
По  мнению  В.  Холодкова  очевидно,  что  необходимый  экономический  рост  в  России  невозможно 
обеспечить лишь за счет усиленной эксплуатации ее сырьевых ресурсов. Основополагающим финансо-
вым источником промышленного и сельскохозяйственного роста, должен стать дополнительный нацио-
нальный  доход,  созданный  за  счет  кардинального  повышения эффективности труда  непосредственных 
производителей  [17].  Одной  из  основных  проблем  активизации  инновационной  деятельности  россий-
ских  предприятий  является  отсутствие  необходимого  объема  финансирования  научных  исследований, 
как прикладных, так и фундаментальных. Основным источником финансирования инновационной дея-
тельности  по-прежнему  остаются  собственные  средства  предприятий  (80%  затрат  на  инновации).  Ос-
новными приоритетами инновационной деятельности российских предприятий, как показали проведен-
ные исследования, являются поиск дополнительных источников финансирования и определение наибо-
лее  перспективных  и  выгодных  направлений  для  концентрации  ограниченных  ресурсов  предприятий, 
направляемых в инновационную сферу. Среди основных проблем государственного регулирования на-
учной  сферы  выделяют  его  законодательное  обеспечение,  механизм  формирования  государственных 
приоритетов, создание условий для использования результатов научной деятельности на практике. 
В  1994  г.  в  соответствии  с  Указом  Президента  РФ  (июнь  1993г.)  и  распоряжением  Правительства 
РФ  (декабрь  1993г.)  были  выделены  10  основных  направлений  государственной  поддержки  инноваци-
онной  деятельности:  ядерная  физика  и  атомная  энергетика;  химия  и  новые  материалы;  авиация;  судо-
строение,  навигация  и  гидрофизика;  информатика  и  приборостроение;  машиностроение;  оптоэлектро-
ника,  лазерные  системы,  робототехника;  медико–биологические  проблемы;  биотехнология;  океаноло-
гия,  метереология,  водоснабжение  и  инженерная  гидрогеология.  Преимущественно  на  этих  основных 
направлениях Правительство России концентрировало государственные финансовые и иные материаль-
ные  ресурсы  и  осуществляло  поддержку  научно-исследовательских  разработок.  Впоследствии  Прави-
тельством РФ был утвержден список            70 критических технологий, предполагающий их приоритет-
ное финансирование из Федерального бюджета.  
В  1996  г.  Правительственная  комиссия  по  научно-технической  политике  утвердила  следующие 
Приоритетные направления развития науки и техники: фундаментальные исследования; информацион-
ные технологии и электроника; производственные технологии; новые материалы и химические продук-
ты;  технологии  живых  систем;  транспорт;  топливо  и  энергетика;  экология  и  рациональное  природо-
пользование, и Критические технологии Федерального уровня [10]. Государство и корпорации, в конеч-
ном счете, должны будут научиться создавать условия для производства знаний, а не только для их ис-
пользования. 
В ноябре 2003 г. фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере 
объявил  о  начале  реализации  программы  по  финансированию  инновационных  проектов,  находящихся 
на  начальной  стадии  развития,  то  есть  по  выделению  так  называемого  посевного  финансирования,  де-
фицит которого действительно очень высок. Практика показала, что компаниям требуется в среднем 5-9 
лет для того, чтобы развить проект от концепции до коммерческого продукта. Через четыре года после 
прекращения  финансирования  государства  около  12%  поддержанных  фирм  оказываются  способными 
самостоятельно коммерциализировать результаты своих НИОКР.  
В  российском  варианте  условия  программы  таковы.  Первый  этап  реализации  проекта  (до  одного 
года) является "посевным", когда заявитель за небольшие средства (до 750 тыс. рублей), предоставляе-
мые  ему  на  безвозвратной  основе,  проводит  НИОКР,  разрабатывает  прототип  продукта,  проводит  его 
испытания, патентование, составляет бизнес-план. Это должно показать вероятность коммерциализации 
результатов  научных  исследований.  На  второй  и  третий  год  реализации  проекта  предоставляемое  со 
стороны  Фонда  финансирование  на  проведение  НИОКР  будет  увеличиваться  в  зависимости  от  хода 
работ,  объема  привлекаемых  исполнителем  внебюджетных  источников  финансирования,  но  не  превы-
сит за три года 4,5 млн. руб. Процедура отбора проектов отличается от традиционных программ фонда, 
поскольку  предусматривает  очное  общение  соискателей  с  экспертной  комиссией,  а  также  свободную 
форму заявки. Это, по мнению организаторов, должно помочь выявить наиболее перспективные проек-
ты.  
В  августе  2006  года  в  стране  появилась  Российская  венчурная  компания  (РВК),  в  которую  за  два 
года будет вложено 15 миллиардов рублей, не напрямую из бюджета, а из инвестиционного фонда. По 
задумке  Минэкономразвития  в  итоге  Российская  венчурная  компания  станет  так  называемым  фондом 

www.rae.ru  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
      Российская Академия Естествознания 
Научно-теоретический журнал «Фундаментальные исследования»    
                                       №5 2009 год 
фондов. Всего предполагается создать два венчурных фонда. Первый из них будет заниматься информа-
ционными  технологиями  и  через  3  года  "интегрируется  в  Российскую  венчурную  компанию".  В  2006 
году в компанию было направлено 5 миллиардов рублей, в 2007 году - 10 миллиардов. По сути, из рос-
сийской  венчурной  компании  будут  наполняться  государственные  доли  в  отраслевых  венчурных  фон-
дах.         49 процентов в них составит софинансирование со стороны государства, а 51 процент - деньги 
частных компаний. Таким образом, средства венчурного фонда удваиваются. На самом деле государст-
во  отводит  себе  роль  пассивного  инвестора  с  ограниченной  доходностью  в  размере  3  процентов  годо-
вых. Все это делается, чтобы простимулировать вложения частных средств в высокотехнологичные и науко-
емкие отрасли. Планируется создание от 8 до 12 новых венчурных фондов, которые профинансируют и разо-
вьют от 100 до 200 российских малых предприятий - так называемых "стартапов", то есть малых инноваци-
онных высокотехнологических компаний [20]. 
Формирование инновационной системы нового типа в России только начинается. Постепенно скла-
дываются новые инновационные структуры - от малых предприятий до отраслевых НИИ и академиче-
ских  институтов,  способных  к  созданию  коммерчески  привлекательных  инновационных  проектов,  к 
финансированию которых подключаются экономически успешные компании, приступившие к реализа-
ции  крупных  инвестиционных  программ.  Но,  не  решена  одна  из  важнейших  задач  -  повышение  соци-
ального  статуса  научного  труда  и  инновационной  деятельности,  полноценной  государственной  под-
держки приоритетных направлений [13]. 
Действительно,  Россия  обладает  в  настоящее  время  значительным  научно-техническим  потенциа-
лом,  прежде  всего,  кадровым,  а  также  научно-техническим  заделом.  Однако,  потенциал  этот  в  значи-
тельной мере не используется, а поскольку составляющие его основу знания имеет тенденцию к устаре-
ванию, можно говорить о его моральном и физическом старении. Это, в сочетании с установками стра-
ны на развитие потенциала, прежде всего, экспортно-сырьевых отраслей, обусловило значительное от-
ставание  России  от  развитых  и  многих  развивающихся стран  по  показателям  экономического,  а  также 
инновационного развития [4]. 
Таким  образом,  дальнейший  экономический  рост  может  быть  основан  только  на  переходе  россий-
ской  экономики  к  новому,  инновационному  «портфелю  ресурсов».  Основу  этого  портфеля  должны  со-
ставить факторы, обеспечивающие рост капитализации всех активов российской экономики, прежде все-
го, интеллектуальных. 
 
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: 
1.  Анчишкин А.И. Наука-техника-экономика. – М. : Экономика, 1986. – 384 с. 
2.  Безруков  В.,  Матросова  Е.  Приоритеты  развития  экономики  и  его  условия//Экономист.–1999.–
№9.–С.17–22 
3.  Гладкий Ю. Н., Чистобаев А. И. Регионоведение : Учебник для вузов. – М. : Гардарики, 2000. – 
384 с.  
4.  Гончарова Е. Б. Управление развитием инновационного потенциала региона : на примере Волго-
градской области : Дис ... канд. эконом. наук : 08.00.05. – Саратов. – 2007. – 195 с. – РГБ OD 61 07-8/5119 
5.  Инвестиционная политика России  // Общество и экономика. – 1995. – № 4. – С. 3–21.  
6.  Ким Сун Хун. Иностранные инвестиции в России (практические рекомендации корейским инве-
сторам) // Вестник Московского университета. Серия 6. Экономика. – 1996. – № 4. – С. 32–42.  
7.  Котляр А. Механизм кредитования технологической модернизации // Экономист. – 2005. – № 9. 
– С. 44–48.  
8.  Куликов Г. Факторы мирохозяйственной конкурентоспособности японской экономики // РЭЖ. – 
1998. – № 1. – С. 78–81.  
9.  Львов Д., Дементьев В. Новая промышленная политика России // Экономист. – 1996. –  № 10. – 
С. 10–16. 
10.  Марабаев Л. В., Соколов О. А. Государственное регулирование научно-инновационной деятель-
ности в России: направления и методы // Инновации. – 2005. – № 10. – www. mag.innov. ru  
11.  Никитина М. Г. Феномен свободных экономических зон в современном мире. – Симферополь, 
1998.   
12.  Никитина  М.  Модели  инновационного  развития  на  примере  республики  Турция  //  МЭиМО.  – 
2006. – № 6. – С. 100–103.  
13.  Семенова А. Управление инновационными процессами // Экономист. – 2005. – № 5. –   С. 46–53.   
14.  Соколенко С. И. Производственные системы глобализации. – Киев : Логос, 2002. – 646 с.  
15.  Суховей А. Ф., Голова И. М. Сохранение отраслевой науки как необходимого элемента отечест-
венной инновационной системы // Инновации. – 2005. – № 3. – www.mag.innov.ru  

www.rae.ru  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
      Российская Академия Естествознания 
Научно-теоретический журнал «Фундаментальные исследования»    
                                       №5 2009 год 
16.  Федоров Ю. Экономические "группы интересов" и внешняя политика России // Международная 
жизнь. – 1998. – № 9. – С. 3–12.  
17.  Холодков В. О внутренних источниках инновационного развития // Экономист. – 2005. – № 11. – 
С. 56–62.  
18.  Шерер Ф. М., Росс Д. Структура отраслевых рынков : Учебник для вузов по экон. спец. /   Ф. М. 
Шерер, Д. Росс. Пер. с англ. – М. : ИНФРА-М, 1997. – 698 с.  
19.  Шишков Ю. Международное разделение производственного процесса меняет облик мировой эко-
номики // МЭиМО. – 2004. – № 10. – С. 15–25.  
20.   http://www.rg.ru/2006/08/08/putin-ministry.html 



Похожие:

«Фундаментальные исследования» iconНаучный журнал Фундаментальные исследования
С 1967 года по 1968 год работал в при исследовании и паспортизации природных
«Фундаментальные исследования» iconОтчет о научно-исследовательской работе
В 2011 году на кафедрах факультета были продолжены фундаментальные научные исследования по инициативным кафедральным тематикам (§...
«Фундаментальные исследования» icon«Фундаментальные исследования»
Иванова Н. Инновационная система России в темы поддержки научно-технической и инноваци- глобальном контексте [Текст] / Н. Иванова...
«Фундаментальные исследования» iconМатематика и кибернетика фундаментальные и прикладные аспекты
Решений в для размещения объектов транспортной инфраструктуры в условиях неопределен
«Фундаментальные исследования» iconОтчет состоит из
Первая часть исследования содержит описание объекта исследования, в ней приведена
«Фундаментальные исследования» iconМаркетинговые исследования,бизнес-планирование, консалтинг
Объектами исследования являются поликремний в том числе одна из форм поликремния
«Фундаментальные исследования» iconМаркетинговые исследования,бизнес-планирование, консалтинг
Целью данного исследования является анализ российского рынка вакуумного оборудования и определение перспектив его развития в условиях...
«Фундаментальные исследования» iconЛекция «Основные принципы организации финансового менедж­мента»
В процессе изучения дисциплины «Финансовый менеджмент» студенты должны приобрести фундаментальные знания в сфере управления финансами,...
«Фундаментальные исследования» iconДипломной
Описание социологического исследования § Анализ результатов социологического исследования заключение
«Фундаментальные исследования» iconЦели и задачи исследования. Сформулированные вопросы по заказу заказчика. Круг вопросов при формировании задач исследования рынка маломерных судов и катеров
Материалы цифровой книги подготовила экономическая редакция издательства 03 05 07г
Разместите кнопку на своём сайте:
Бизнес-планы


База данных защищена авторским правом ©bus.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Бизнес-планы
Главная страница