Задачами развития экономики, которые предъяв водственный центр предприятие, фирма, банк




PDF просмотр
НазваниеЗадачами развития экономики, которые предъяв водственный центр предприятие, фирма, банк
Дата конвертации07.09.2012
Размер25.7 Kb.
ТипЗадача
F-XChange View
F-XChange View
D
e
D
e
P
r
P
r
w
Click to buy NOW!
w
Click to buy NOW!
w
m
w
m
w
w
.d
.
o
d
c u-track.co
o c u-track.co
Экономические
Математические и инструментальные
8 (5 7 )
300
науки
методы экономики
2009
Экономико математический механизм управления
согласованным взаимодействием структур бизнеса и вуза
при реализации компетентностного подхода к обучению кадров
© 2009 В.И. Дровянников
кандидат технических наук
Международный институт рынка, г. Самара
© 2009 И.Н. Хаймович
кандидат технических наук, доцент
Самарский государственный аэрокосмический университет
им. С.П. Королева
Статья посвящена созданию экономического механизма согласованного управления формиро
ванием заказа на обучение кадров при реализации нового компетентностно ориентированного
подхода.
Ключевые слова: обучение кадров, компетентностный подход, бизнес и вуз.
Эффективность инвестиций в бизнес зави
Главными элементами организационно эко
сит от квалификации кадров, а значит, от их обу
номического образовательного процесса являют
чения. Таким образом, управление образователь
ся инвестиционный центр в лице распорядитель
ным процессом вуза непосредственно связано с
ных структур государства или бизнеса, произ
задачами развития экономики, которые предъяв
водственный центр (предприятие, фирма, банк
ляют особые требования к формированию ком
и т.п.), куда направляются инвестиции для по
петенций профессиональной деятельности. Это
лучения прибыли, и образовательный центр, по
обусловливает актуальность участия структур биз
лучающий часть инвестиций для производства
неса в образовательном цикле обучения кадров.
кадрового обеспечения инвестиционного процесса
Тогда ожидаемые результаты высшего образова
в виде специалистов, обладающих требуемым
ния будут соответствовать запросам бизнеса. Дан
уровнем компетентности Y. Рассмотрим эконо
ное требование заложено в основу новой образо
мическое взаимодействие этих элементов.
вательной парадигмы высшей школы и базирует
В формализованном виде экономические
ся на компетентностно ориентированном обуче
интересы вуза при обучении по образователь
нии, которое направлено на формирование у обу
ным программам выражаются следующей зави
чаемого не только набора знаний, умений и на
симостью:
выков, но и способностей к решению конкрет
Пв = F(X,Y) = [   Зб(Y) +  ∆  
ных задач профессиональной деятельности. Ком
∆ Зк(Y)] · X  →  max, при условии
петентностный формат образовательного процес
Yб  ≤   Y  ≤   ,    ≤   X  ≤   ,
са распространяется как на студентов, будущих
min
max
где  X
   минимально возможный спрос на специа
молодых специалистов, так и на слушателей, обу
min
листов структур бизнеса;
чающихся по программам дополнительного обра
Пв = F(X,Y)     прибыль вуза как функция от ко
зования (переподготовка и повышение квалифи
личества подготовленных специалистов X и уров
кации), т.е. действующего персонала. При реали
ня сформированных у них компетенций Y;
зации этой задачи возникает проблема согласова
X
   максимально возможное количество обу
max
ния интересов заказчика   структуры бизнеса и
чаемых по условиям вуза;
поставщика образовательных услуг   вуза при оп
   минимально допустимый (базовый) уровень
ределении объема затрат на обучение как поиска
компетенции по стандартам и нормативам;
оптимального соотношения “цена   качество”. Для
   максимально возможный (верхний) уровень
компетенции при условии наиболее полного ис
ее решения предлагается модель и инструмента
пользования ресурсов вуза;
рий, основанный на современных подходах к про
   цена обучения специалиста базового уровня;
ектированию механизмов управления образова
Зб   затраты на обучение специалиста базового
тельными системами1.
уровня;
1  Новиков Д.А., Глотова Н.П. Модели и механизмы
∆ Ск   цена дополнительной подготовки специ
управления образовательными сетями и комплексами /
алиста до уровня Y,  ∆ Ск = fI(Y,X);
Ин т управления РАН. М., 2004.

F-XChange View
F-XChange View
D
e
D
e
P
r
P
r
w
Click to buy NOW!
w
Click to buy NOW!
w
m
w
m
w
w
.d
.
o
d
c u-track.co
o c u-track.co
Математические и инструментальные
Экономические
8 (5 7 )
301
методы экономики
науки
2009
∆ Зк   затраты на дополнительную подготовку необходимо взаимодействие структуры бизнеса с
вузом с целью согласования содержания, объема и
специалиста до уровня Y,  ∆ З = fII(У,X).
стоимости образовательных услуг. Обучение спе
Объем инвестиций производственного цен
циалистов по таким согласованным программам
тра (работодателя) в дополнительное образова
рассматривается как динамический процесс с об
ние сотрудников определяется ожидаемым эф
ратной связью, обеспечивающий корректировку
фектом в виде дополнительной прибыли от их
хода обучения с учетом достигаемых результатов.
деятельности на новом уровне компетентности,
Такая схема взаимодействия позволяет опти
например, при реализации инновационного про
мизировать процесс целевого обучения и повы
екта с участием обученных специалистов с уче
сить эффективность образовательного процесса.
том требуемой квалификации. Эта часть прибы
Продолжим математическое описание дан
ли (Пр) в общем случае коррелирует с числом
ного процесса при согласовании интересов вуза
обученных специалистов (X) и их уровнем ком
и работодателя. Оптимальную согласованную
петенции (Y) и может быть выражена формулой
цену компетентностно ориентированного обуче
Пр = FI(X,Y).
ния группы специалистов ищут в стоимостном
В такой постановке интерес работодателя в том,
интервале  П  р > С
 > (3 +  ∆ 3) · X.
чтобы получить от вуза необходимое количество
опт
Если  X < X
,  то оптимальная стратегия по
специалистов требуемого качества, способных
max
ведения вуза в процессе подготовки специалис
обеспечить получение наибольшей прибыли
тов сводится к определению оптимального для
(П  р  →  max), и в то же время заплатить за это
него количества выпускников и уровня их ком
минимальную цену (С  р  →  min). Здесь С  р  =
петенций из условий:
= (С +  ∆ С) · X.  При этом должно выполняться
X
X
,Y
У .
условие  Пр  ≥   Ср.
опт
min
опт
б
Схема взаимодействия работодателя и вуза при
Эти условия определяют стратегию вуза. Вузу
согласовании их интересов представлена на рис. 1.
экономически выгодно поддерживать компетен
При разработке бизнес плана инновационно
ции специалистов на базовом уровне в соответ
го проекта необходимо определить квалификаци
ствии с образовательным стандартом, равным К ,
б
онные требования к уровню обучения специалис
расходуя на это минимальные ресурсы. Однако
тов и сформулировать ожидаемые результаты реа
реализация такой стратегии не обеспечивает эф
лизации образовательной программы как комплекс
фективности, требуемой работодателем, так как
новых компетенций. Это позволит составить обо
получение максимальной прибыли от инвести
снованный заказ на целевое обучение персонала.
ционного продукта требует дополнительных ком
При проектировании образовательной программы
петенций персонала.
 
 Производственный 
центр (работодатель) 
Образовательный центр 
(вуз) 
Анализ эффективности 
деятельности обученного 
Корректировка 
персонала 
образовательного процесса  
Оценка качества подготовки 
Реализация инновационного 
проекта 
Формирование компетенций 
(реализация 
образовательных программ) 
Бизнес план проекта 
Согласование 
содержания объема 
и цены 
Составление сметы расходов 
Заказ на целевое обучение 
образовательных 
Проектирование  
 
услуг 
учебных модулей  
Квалификационные требования  
и образовательной  
и ожидаемые результаты 
программы 
образования 
Рис. 1. Схема взаимодействия работодателя и вуза
в процессе компетентностно целевой подготовки специалистов

F-XChange View
F-XChange View
D
e
D
e
P
r
P
r
w
Click to buy NOW!
w
Click to buy NOW!
w
m
w
m
w
w
.d
.
o
d
c u-track.co
o c u-track.co
Экономические
Математические и инструментальные
8 (5 7 )
302
науки
методы экономики
2009
 
Реализация согласованного заказа  
на образование 
Расчет прибыли от реализации 
специалистов
инвестиционного проекта 
Ф
( , )



⎯ →
Ф
(,
)



⎯ → max
оц X Y
max
пц
K
X Y
,
K
 
≤ min(,
),


c Х
Y
max
б
Y
Y в
 
Определение 
Формирование содержания  
Определение доп. эффекта  
доп. затрат  
и цены заказа на обучение 
от деятельности обученного 
на обучение 
Ф

≥ ∆
персонала 
оц
Ф пц  
Ф

(Х ,)


оц
 
Ф
()  
Ф


≥ ∆
пц
оц
C
Фпц  
Расчет прибыли вуза  
Расчет предполагаемой 
при выполнении условий 
эффективности инвестиций 
работодателя 
Ф
(
0
,
0
)
0
0
N C ()  
Ф
(Х ,) → max
пц
оц
 
Y
≤ ≤ ≤ X
б
в
max
 
Затраты на обучение 
Рис. 2. Экономический механизм согласованного управления формированием заказа
на обучение кадров
Рассмотрим стратегию поведения производ
Для организации согласованного взаимодей
ственного центра (работодателя) в процессе его
ствия вуза и работодателя необходимо, чтобы
взаимодействия с вузом. Цель работодателя при
эффект 
Ф
∆ (К
∆ ) , получаемый работодате
формировании заказа на обучение состоит в по
лями от деятельности специалистов с новыми
лучении дополнительной прибыли от деятель
профессиональными компетентностями, был не
ности обученного специалиста. Общий объем
прибыли запишем как
меньше затрат вуза  Ф

(Х У )
оц
в
в , связанных с
Ф() = ⋅ С () ,
дополнительным повышением уровня компетен
где  N   количество единиц продукта;
тности этих специалистов до У , т.е.:
в
К   уровень качества продукта;
 
Ф
∆ (K
∆ ) ≥ Ф

(Х У )
оц
в
в
.
С   цена продукта качества К.
Если данное неравенство выполняется, то для
При такой постановке величина прибыли
реализации согласованного взаимодействия не
увеличивается с ростом квалификации специа
обходимо, чтобы затраты вуза были не меньше
листа до У , поэтому работодатель заинтересован
в
дополнительной прибыли за счет обучения и
в увеличении компетенций специалистов до У ,
в
компенсировались за счет этой прибыли. В этом
а их числа до Х . Эффект, получаемый работода
в
случае вузу будет выгодно в процессе обучения
телем при увеличении уровня компетентности
повышать уровень компетентности обучаемого
специалистов  ∆У У

в
У б  при фиксирован
на требуемую работодателем величину
ном объеме продаж (N), равен:
У

У − У
в
 при условии, что У  ≤   У .

в
Ф (К
∆ ) = С K
∆ ) ,
Экономический механизм согласованного
где  ∆ C(К)   увеличение цены единицы продукции
управления формированием заказа на обучение
за счет повышения уровня ее качества на вели
кадров приведен на рис. 2.
чину  ∆ К.
Распределение инвестиций при реализации
Вуз при реализации данной стратегии, обес
проекта, направленного на получение прибыли
печивающей интересы работодателей, несет до
от увеличения качества выпускаемого продукта,
полнительные затраты.
характеризует схема, представленная на рис. 2.
Поступила в редакцию 05.07.2009 г.

Document Outline

  • 200908.pdf
  • Начало.pdf
  • 1_Экономика и политика.pdf
  • 2_Экономическая теория.pdf
  • 3_Экономика и управление.pdf
  • 4_Финансы.pdf
  • 5_Бухучет.pdf
  • 6_Математика.pdf
  • 7_МЭиМО.pdf
  • 8_Наука и образование.pdf
  • Аннотации.pdf



Похожие:

Задачами развития экономики, которые предъяв водственный центр предприятие, фирма, банк iconОтчет о движении денежных средств ������������ 50 Мнение ООО «Аудиторская фирма «энэко-1»
Банк реализовал ключевые моменты программы регионального развития, которые позволи
Задачами развития экономики, которые предъяв водственный центр предприятие, фирма, банк iconТема Предприятие (организация, фирма) основное звено экономики Общая характеристика предприятия (организации, фирмы): понятие, классификация, внешняя и внутренняя среда
Темы контрольных работ для студентов экономического факультета и факультета управления заочной формы обучения
Задачами развития экономики, которые предъяв водственный центр предприятие, фирма, банк iconКонспект лекций по курсу «экономика предприятия» содержание: Тема предприятие в условиях рыночной экономики 3
В условиях рыночных отношений предприятие является основным звеном всей экономики, поскольку именно на этом уровне создается нужная...
Задачами развития экономики, которые предъяв водственный центр предприятие, фирма, банк iconКонспект лекций по курсу «экономика предприятия» Содержание: Тема предприятие в условиях рыночной экономики 3
В условиях рыночных отношений предприятие является основным звеном всей экономики, поскольку именно на этом уровне создается нужная...
Задачами развития экономики, которые предъяв водственный центр предприятие, фирма, банк iconПрограмма учебной дисциплины
В современных рыночных условиях организация (фирма, предприятие, хозяйствующих субъект)
Задачами развития экономики, которые предъяв водственный центр предприятие, фирма, банк iconРоль и значение агропромышленного комплекса в экономике страны
Ознакомить студентов с основными понятиями, используемыми в куре экономики отраслей апк, методами изучения курса, основными задачами...
Задачами развития экономики, которые предъяв водственный центр предприятие, фирма, банк iconЗадачами курса являются
Автор-составитель: доцент кафедры банковской и финансовой экономики экономического
Задачами развития экономики, которые предъяв водственный центр предприятие, фирма, банк iconРайффайзен
Банки «акб банк Развития Региона» ул. Дзержинского, 114, оф. 1006, «Банк Москвы» ул. Ленина, 219, «Траст» ул. Мира, 437
Задачами развития экономики, которые предъяв водственный центр предприятие, фирма, банк iconЦентр высшая школа экономики развития
Предлагаю вашему вниманию очередной выпуск нашего обозрения, посвящённого текущему состоянию
Задачами развития экономики, которые предъяв водственный центр предприятие, фирма, банк iconОтчет совета директоров ОАО «региональный банк развития»
Положение ОАО «региональный банк развития» в отрасли
Разместите кнопку на своём сайте:
Бизнес-планы


База данных защищена авторским правом ©bus.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Бизнес-планы
Главная страница