Литература 10




Скачать 57.98 Kb.
PDF просмотр
НазваниеЛитература 10
Дата конвертации07.09.2012
Размер57.98 Kb.
ТипЛитература
СПО 6`2011
Организационная работа
47
Непрерывное  профессиональное  образование  – 
4.  Continuin�  Medical  Education:  a  quality  control 
обязанность  каждого  медицинского  работника,  заин-
system // British Journal of Urolo�y (1998), 82.
тересованного в совершенствовании своей професси-
5.  Euract  statement  on  “Selection  of  Trainers  and 
ональной деятельности. Задача дополнительного про-
Teachin� Practices for Specific Trainin� in General 
фессионального образования в условиях модернизации 
Practice”. Tartu, 2002.
здравоохранения  –  совершенствование  компетенций 
6.  The  European  Definition  of  General  Practice  // 
специалистов системы здравоохранения, являющихся 
Family Medicine, Wonca Europe, 2002.
основой их профессиональной деятельности по оказа-
7.  Обу че ние и не пре рыв ное ме ди цин ское об ра зо-
нию медицинских услуг населению. Для комплексного 
ва ние вра чей об щей прак ти ки // От чет для Все-
решения поставленной задачи, помимо реализации об-
мир но го бан ка // JSI Inc. // Но ябрь, 2003.
разовательных  программ  повышения  квалификации, 
8.  Dubois.C.-A.,.McKee.M.,.Notle.E..Human resources 
необходимы  разнообразные  по  форме  и  содержанию 
for health in Europe. 2006.
мероприятия,  вовлекающие  в  процесс  непрерывного 
9.  Шу.хов.В.С.,.Во.ло.дин.Н.Н.,.Чу.ча.лин.А.Г. Во про сы 
профессионального  развития  специалистов  здравоох-
не пре рыв но го ме ди цин ско го об ра зо ва ния (про-
ранения всех уровней образования.
блем но ори ен ти ро ван ное обу че ние) // Ле ча щий 
врач. 2000. № 3.
Литература
10.  Вар.та.нян. Е.Ф.  Со вре мен ные  тен ден ции  ме ди-
1.  European Union of Medical Spesialists. Charter on 
цин ско го об ра зо ва ния в ми ре. М., 2004.
Continuin� Medical Education of Medical Spesial-
11.  Кон цеп ция  раз ви тия  сис те мы  не пре рыв но го 
ists in the European Union. Council of the UEMS.
про фес сио наль но го  об ра зо ва ния  ме ди цин ских 
London, 1994.
ра бот ни ков  пер вич но го  зве на  здра во охра не ния 
2.  Davis.D.,.Thomson.M. et al. Chan�in� Physician Per-
на пе ри од 2006–2010 гг. Таш кент, 2006. 
formance. A Systematic Rewiew of Effect of CME 
12.  Де.ни.сов.И.Н. Ме ди цин ское об ра зо ва ние: си туа-
Strate�ies”. JAMA, 1995; 274 (9): 700-5.
ция  се го дня  и  пу ти  со вер шен ст во ва ния  под го-
3.  Towle. A.. Chan�es  in  Healthcare  and  CME  for  the 
тов ки вра чей // Врач. 2005. № 4.
21-st Century. BMJ, 1998.
рОль  СтандартОв качеСтва в ОбразОвательнОй деятельнОСти 
мнОГОурОвневОГО мнОГОПрОфильнОГО  теХникума  
Р.Ю..Евсеев,
директор.Елецкого.
промышленно-экономического.техникума,
канд..пед..наук

Социально-экономическая  ситуация  в  современ-
ком не востребованы. А предложенные рабочие места 
ной  России  определяет  необходимость  переосмысле-
зачастую не перспективны» [1]. 
ния теоретических подходов и практических решений, 
Переориентация  на  рыночные  отношения    и  раз-
связанных  с  профессиональной  подготовкой  молоде-
витие  высокотехнологичного  производства  требуют 
жи  к  динамично  изменяющимся  рыночным  услови-
серьезных  изменений  в  обеспечении  качества  подго-
ям.  Все    больше  осознается  необходимость  в  специа-
товки  специалистов  в  системе  среднего  профессио-
листах,  способных  к  эффективному  конкурентному  нального образования.  Это означает, что должны быть 
функционированию  и  реализации  сформированного  соответствующие изменения в его структуре, содержа-
уровня  культуры,  образованности,  интеллигентности  нии, технологиях и методиках обучения. Нуждается в 
и  профессиональной  компетентности.    Как    отмечал  пересмотре перечень рабочих профессий и специаль-
Д.А..Медведев, стране необходимы специалисты, кото-
ностей,  по  которым  обучают  в  техникумах  и  коллед-
рые умеют работать в высокотехнологичной промыш-
жах. Определенные изменения должны произойти и в 
ленности и обращаться со сложным производственным  системе контроля качества подготовки специалистов. 
оборудованием. Причем он  подчеркивал, что «… надо  В  целом  основная  задача  современного  начального  и 
прекратить готовить рабочих для тех производств, ко-
среднего  профессионального  образования  состоит  в 
торые  деградируют.  Мы  просто  заранее  обрекаем  мо-
том,  чтобы  стать  системой,  открытой  для  общества  и 
лодых  специалистов  на  поиски  нового  места  работы.  удовлетворяющей запросы общества.
В стране,  несмотря  на  дефицит    квалифицированных 
Проблема качества СПО обострилась также в свя-
рабочих, только 15% выпускников учреждений средне-
зи с такими факторами, как  возрастающие  запросы 
го  профессионального  образования  работают  по  спе-
населения  к  образовательным  услугам;  усиливаю-
циальности, поскольку полученные ими знания рын-
щиеся  процессы  регионализации  образовательных 

48
Организационная работа
СПО 6`2011
систем;  развитие  новой  области  научного  знания –  черкивается, что общая цель управления не будет до-
менеджмента  в  образовании  и  появление  возмож-
стигнута, если каждая из подсистем будет преследовать 
ности  использовать  разработанные  управленческие  собственные  цели,  не  вписывающиеся  в  общую  цель 
технологии  и  механизмы  по  отношению  к    качеству  организации.
образования.
МС  ИСО-9000    задает  следующие  принципы  ме-
Перечисленные обстоятельства делают актуальны-
неджмента  качества:  ориентация  на  потребителя;  ли-
ми  интеграционные  процессы  в  профессиональным  дерство  руководителя;  вовлечение  работников;  про-
образовании, а также предполагают использование со-
цессный  подход;  системный  подход;  постоянное  со-
временных   инструментов обеспечения качества, при-
вершенствование; принятие решений, основанных на 
меняемых в настоящее время во многих странах и из-
фактах.
вестных как Международные стандарты качества ИСО 
С  опорой  на    перечисленные  ключевые    положе-
серии 9000 и Всеобщее управление качеством – TQM. 
ния  и  принципы  стандарта  ИСО-9000    в  техникуме 
Следует  отметить,  что  подходы  стандартов  серии  разработаны  и  реализуются  Программы    развития  на 
ИСО-9000 и ТQМ в своей основе сориентированы на  2011–2015 гг., Бизнес-план на 2006–2011 гг. и текущие 
потребителя,  но  вместе  с  тем  по-разному  решают  за-
годовые планы, которые обеспечивают: 
дачи обеспечения качества. Так, стандарт серии ИСО-
  включение образовательного процесса технику-
9000  направлен  на  совершенствование  результатов 
ма и его потенциала в реальный сектор развития 
деятельности организации посредством контроля  всех 
экономики Липецкой области;
этапов и уровней управления  на основе разработанной 
  создание и введение в образовательную практи-
для этого нормативной документации. Данный подход 
ку  новых  и  качественно  усовершенствованных 
связывается прежде всего с созданием мощной систе-
образовательных программ;
мы мониторинга образовательного процесса. 
  внедрение  прогрессивных  форм  организации 
Стандарт  ТQМ  направлен  на  совершенствование 
образовательного  процесса  с  использовани-
всех  процессов,  реализуемых  в  организации  за  счет 
ем  методов  активного  обучения  на  базе  соот-
изменений    организационной  структуры,  которые  не 
ветствующих  современному  уровню  учебно-
только способствуют вовлечению всех участников об-
методических и программных материалов;
разовательного  процесса  в  управление  обеспечением  
  достижение высокого качества подготовки спе-
качества, но и создают для этого объективные возмож-
циалистов  за  счет  привлечения  материально-
ности.  То  есть  складываются  условия,  позволяющие 
технических  и  кадровых  возможностей  пред-
системе  функционировать  только  при  обеспечении 
приятий; 
требуемого  уровня  качества.  Таким  образом,  обеспе-
  формирование  у  выпускников  профессиональ-
чение функций контроля органично входит в процесс 
ных  компетенций,  гарантирующих  их  конку-
функционирования образовательной системы.
рентоспособность на рынке труда;
Важным  аспектом  эффективной  деятельности  и 
  удовлетворение    потребности    предприятий 
развития  образовательного  учреждения  является  вы-
города и области в квалифицированных и ори-
явление    конкретных  факторов,  характеризующих  и 
ентированных  на  конкретное  производство 
определяющих качество подготовки выпускников. Это 
кадрах.
прежде всего востребованность приобретенных   спе-
В  качестве  общей  цели  техникума  выступает  фор-
циалистом  общих и профессиональных компетенций.  мирование  интегрированного  регионального  образо-
С  такой  точки  зрения  стандарт  ТQМ  представляется  вательного  центра  подготовки  квалифицированных 
нам более актуальным, чем стандарт серии ИСО-9000.  рабочих  кадров  и  специалистов  для  промышленных 
Тем  не  менее    реальная  практика  показывает,  что  в  предприятий города и области.   Эта цель детермини-
учебном  заведении  могут  сочетаться    в  определенной  рует  основные направления деятельности всех струк-
мере оба стандарта. 
турных подразделений техникума.
Деятельность  государственного  (областного)  об-
Важнейшим    направлением  для    нашего  учебно-
разовательного  учреждения  СПО  «Елецкий  промыш-
го  заведения  является  формирование. и. внедрение. новой.
ленно-экономический техникум» как  многоуровнево-
структуры.управления.образовательным.процессом. 
го  многопрофильного  образовательного  учреждения 
В  условиях  инновационного  обновления  эконо-
свидетельствует  о  том,  что  первоначально  целесо-
мики  региона  и  структурной  перестройки  народно-
образно обращаться к  стандарту ИСО-9000. 
го  хозяйства  возникла  необходимость  расширения 
Как известно, серия  этих стандартов была разрабо-
структуры  образовательных  услуг  на  базе  созданного 
тана еще в 1986 г. В  1994 г. появилось их второе поко-
Ресурсного  центра    (РЦ)  машиностроительного  про-
ление. В третье поколение, созданное в 2000 г., вошли   филя –  интегрированного  регионального  образова-
МС  ИСО-9000  «Основные положения и словарь», МС  тельного  центра  подготовки  квалифицированных  ра-
ИСО-9001 «Требования», МС ИСО-9004 «Рекоменда-
бочих  кадров  и  специалистов.  Цель  деятельности  РЦ 
ции  по  улучшению  деятельности»  и    МС  ИСО-19911  – создание условий для получения различными кате-
«Аудит  систем  менеджмента    качества».    Основные  гориями населения качественного профессионального 
принципы  семейства  МС  базируются  на  теории  си-
образования,  удовлетворение  потребностей  экономи-
стем.  Управление  любой  организацией  как  системой  ки  региона  в  квалифицированных  рабочих  кадрах  и 
включает  подсистему  менеджмента  качества  наряду  с  специалистах,  реализация  интегрированных  образо-
другими  подсистемами  менеджмента.  При  этом  под-
вательных  программ  профессиональной  подготовки 


СПО 6`2011
Организационная работа
49
граждан г.  Ельца и районов Липецкой области. Взаи-
тельного образования.  Для реализации опережающего 
модействие  РЦ  с  различными  социальными  институ-
профессионального  обучения  работников  центр  под-
тами представлено на рисунке 1.
готовил программы, ориентированные на потребности 
Вторым  направлением  деятельности  колледжа  яв-
промышленных предприятий города и области в новых 
ляется  разработка. практико-ориентированных. мето-
профессиях,  специальностях  и  компетенциях  работ-
дологических. и. нормативно-правовых. основ  для  инте-
ников.  Разработан,  согласован  и  утвержден  комплект 
грированного  регионального  образовательного  центра  учебно-программной    документации  по  повышению 
подготовки квалифицированных рабочих кадров и спе-
квалификации  работников  ОАО  «Елецгидроагрегат» 
циалистов, в частности Положения о Ресурсном центре,  по  профессии  «Оператор  станков  с  программным 
Перспективного  плана  работы на 2010–2012  гг., долж-
управлением». 
ностных обязанностей руководителя Центра, начальни-
В  рамках  дополнительного  образования  техникум 
ка  учебного  отдела  маркетинговых  исследований,  на-
имеет  возможность  осуществлять  образовательную 
чальника отдела развития содержания и сертификации  деятельность по различным направлениям профессио-
профессиональных образовательных программ. 
нальной  подготовки,  переподготовки  и  повышения 
Третье  направление  обеспечивает  формирование. и. квалификации  работников  предприятий  и  организа-
развитие. ресурсной. базы. техникума.  Ежегодно  прово-
ций различных форм собственности, о чем свидетель-
дится  корректировка  и  обновление  рабочих  учебных  ствует приведенная ниже диаграмма (см. с. 50).
планов  по  новым  профессиям  и  специальностям  на-
Реализуя  принцип  ориентации    на  потребителя, 
чального,  среднего  профессионального  и    дополни-
техникум  наряду  с  предприятиями  и  организациями 
рис. 1. Взаимодействие Ресурсного центра машиностроительного профиля с социальными институтами
различных  форм  собственности  вошел  в  Объедине-
промышленного оборудования», «Техническая эксплу-
ние  работодателей  города  Ельца.  Директор  является  атация и обслуживание электрического и электромеха-
членом  Совета  объединения  работодателей.  Активно  нического оборудования», «Вычислительные машины, 
внедряются в жизнь техникума различные формы со-
комплексы  системы  и  сети»,    которые  согласованы  с  
циального партнерства с предприятиями города и об-
председателем  Совета  объединения    работодателей  г. 
ласти, заключены  договоры о сотрудничестве с пятью  Ельца. 
ведущими предприятиями машиностроительного ком-
Актуальным  направлением  работы  РЦ  является 
плекса города (ОАО «Энергия», ОАО «Елецгидроагре-
мониторинг.рынка.образовательных.услуг и взаимодей-
гат», ОАО «Гидропривод», ОАО «Прожекторные угли»,  ствие с предприятиями машиностроительного профи-
ОАО «Елецкий машиностроительный завод»).
ля, создание рекламной продукции и организация ре-
Одним  из  важнейших  направлений  деятельности  кламной кампании, которая должна убедить граждан в 
техникума  является  определение.совместно.с.работо-
необходимости получения как можно большего числа 
дателями.требований.к.уровню.подготовки.выпускников.. квалификаций и профессий, что поможет им выжить 
В рамках  этого  направления  разработаны  региональ-
в  условиях  экономического  кризиса.  В  техникуме 
ные  стандарты  по  специальностям:  «Технология  ма-
проводятся    круглые  столы,  педагогические  чтения 
шиностроения», «Монтаж и техническая эксплуатация  и  другие  мероприятия  с  привлечением  социальных 


50
Организационная работа
СПО 6`2011
количество профессий нПО, специальностей СПО и программ дополнительного образования
рис. 2. Динамика лицензирования образовательных программ
партнеров,  родителей  и  потенциальных  студентов,  а 
  деятельности рабочей группы по созданию Цен-
также  слушателей  курсов  повышения  квалификации. 
тра сертификации профессиональных квалифи-
Например,  круглый стол  «Ресурсный центр – центр 
каций Липецкой области;
профессионального образования на современном эта-
  Всероссийской  конференции  «Региональная 
пе»  ставил  своей  целью  привлечение  рабочих  кадров 
система  оценки  и  сертификации  профессио-
и  специалистов  к  подготовке,  переподготовке  и  по-
нальных квалификаций» (г. Казань) и пр. 
вышению квалификации (к сожалению,  данный про-
Вся эта подготовительная работа завершилась про-
цесс осуществляется с  большим трудом).  Областные  ведением на базе техникума практико-ориентирован-
публичные  чтения  «Условия  обеспечения  качествен-
ного  семинара  «Независимая  сертификация  как  фак-
ного профессионального образования на современном  тор  повышения  профессиональных  компетенций», 
этапе в ресурсном центре» проводились для образова-
участники  которого пришли к выводу о необходимо-
тельных учреждений, осуществляющих подготовку по  сти    создания  на  базе  техникума  пилотной  площад-
укрупненным группам специальностей: 
ки  Центра  сертификации  квалификаций.  Участники 
  150000 «Металлургия, машиностроение и мате-
семинара  –  представители  отраслевых  управлений 
риалообработка»; 
Липецкой  области,    работодателей  г.  Ельца,  Торгово-
  140000  «Энергетика,  энергетическое  машино-
промышленной  палаты  Липецкой  области    признали 
строение и электротехника»; 
сертификацию персонала важнейшей государственной 
  230000  «Информатика  и  вычислительная  тех-
задачей,  способствующей    повышению  качества  под-
ника». 
готовки выпускников, их соответствию потребностям 
Техникум работает в направлении создания Центра  рынка труда и современному производству. По итогам 
сертификаций профессиональных квалификаций, ак-
семинара  создан  сборник  материалов  и  подготовлен  
тивно взаимодействуя с Торгово-промышленной пала-
Регламент рабочей группы по разработке нормативно-
той Липецкой области, в состав которой образователь-
правовой  документации  для  системы  сертификации 
ное  учреждение  вошло  в  мае  2010  г.    Для  реализации  квалификаций персонала в Липецкой области.
этой  цели  сотрудники  техникума  приняли  участие  в 
Следует  сказать  и  об  экспериментальной. деятель-
следующих мероприятиях:  
ности техникума, которая  направлена на реализацию 
  Международной 
конференции-практикуме  начального  и  среднего  профессионального  образова-
«Квалифицированные  кадры  для  инновацион-
ния. Для этого были созданы два экспериментальных 
ной  экономики:  подготовка,  переподготовка,  интегрированных плана по специальностям  «Техноло-
сертификация» (г. Москва); 
гия машиностроения» + «Токарь-универсал», «Техни-
  рабочем 
совещании 
Липецкой 
торгово-
ческая  эксплуатация  и  обслуживание  электрического 
промышленной палаты по теме «Необходимость  и  электромеханического  оборудования»  +  «Электро-
и  возможности  создания  Центра  независимой  монтер  по  ремонту  и  обслуживанию  электрооборудо-
сертификации  профессиональных  квалифика-
вания».  Задача  эксперимента  –  освоение  учащимся 
ций  выпускников  учреждений  НПО  и  СПО  и  рабочей  профессии  с  повышенным  разрядом  и  про-
работающих  специалистов  в  Липецкой  обла-
граммы  СПО  в  сокращенные  сроки.  Педагогический 
сти»;
коллектив  техникума  исходит  из  того,  что  процессы 

СПО 6`2011
научно-исследовательская работа
51
интеграции  в  рамках  сложившейся  и  хорошо  отрабо-
2010 год:
танной системы СПО должны привести к повышению 
  III  место  на  региональном  этапе  Всероссий-
уровня  ее  целостности  и  организованности,  увеличе-
ского  конкурса  «Российская  организация  вы-
нию объема и интенсивности взаимосвязей и взаимо-
сокой  социальной  эффективности»  в  номина-
действия между элементами – модулями НПО и СПО. 
ции «Распространение принципов социального 
Результаты  квалификационных  экзаменов  подтверж-
партнерства. Развитие новых форм социального 
дают актуальность нашего эксперимента.
партнерства»;
Подводя    итоги,    можно  сказать  о  некоторых    до-
  III место в конкурсе  на соискание премии ад-
стижениях техникума.
министрации Липецкой области по качеству; 
2008 год:
  участие во Всероссийской выставке  «Образова-
  техникум  стал  победителем  приоритетного  на-
тельная среда-2010». 
ционального  проекта  «Образование»;
Безусловно, в рамках статьи все достижения техни-
  получен  сертификат    в    номинации    «Иннова-
кума, его преподавателей и студентов представить не-
ционно-коммуникационное  обеспечение  спе-
возможно,  да,  очевидно,  и  не  нужно.  Однако  следует 
циальности  “Техническая  эксплуатация  и  об-
сказать,  что  внедрение  стандарта  ИС-9000  сыграло  в 
служивание  электрического  и  электромехани-
них ведущую роль. 
ческого оборудования”»;
В настоящее время система менеджмента качества 
  студенты  техникума  включены  во  Всероссий-
в техникуме  совершенствуется, в том числе и посред-
скую энциклопедию   «Одаренные   дети – буду-
ством внедрения стандарта ТQМ.
щее   России».
2009  год:
Литература
  получен      сертификат      соответствия      систе-
1.  URL: htpp://www.d�-yu�.ru/a/2011/04/11
мы   менеджмента качества требованиям ГОСТ 
2.  Балыхин. Г.А.  Управление  развитием  образова-
Р ИСО 9001-2008 (ISO 9001:2008);
ния:  организационно-экономический  аспект.  
  получено свидетельство участника конкурса на 
М., 2003.
соискание  премии  администрации  Липецкой 
3.  Лисов. В.И,. . Никоненко. Е.В.  Эффективность 
области по качеству;
управления образованием.  М., 2005.
  техникум  включен  в  национальный  реестр 
4.  Менеджмент,  маркетинг  и  экономика  образо-
«Ведущие  образовательные  учреждения  Рос-
вания / под ред. А.П. Егоршина.  Н. Новгород, 
сии-2009»;
2001.
  техникум  стал  лауреатом  конкурса  «Золотая 
5.  Федоров.В.А.,.Колегова.Е.Д.  Педагогические тех-
медаль  “Европейское  качество”»  в  номинации 
нологии управления качеством профессиональ-
«100 лучших ссузов России».
ного образования.  М., 2008.
СОверШенСтвОвание учебнОГО ПрОцеССа 
на ОСнОве интеГрации теХнОлОГий Обучения
О.А..Малыгина,.доцент.Московского.государственного.
института.радиотехники,.электроники,.автоматики.
(технический.университет),.канд..пед..наук

Развитие  отечественной  науки  и  производства  во 
Данный  принцип  определяет  подход  к  организации 
многом  определяется  деятельностью  компетентных,  процесса обучения. Каждая технология (технология про-
профессионально мобильных бакалавров и магистров,  блемного обучения, системно-деятельностная технология 
в частности, по техническим направлениям подготов-
и др.) содержит определенные ограничения, несмотря на 
ки [8]. Эффективность подготовки таких кадров зави-
то,  что  ее  эффективность  проверена  временем.  Снятие 
сит  от  реализации  выбранной  технологии  обучения.  ограничений при использовании той или иной техноло-
Перед высшей школой стоят столь непростые задачи,  гии и, соответственно, достижение намеченных целей ста-
что  использование  только  одной,  пусть  даже  весьма  новится  возможным  на  основе  интегрирования  различ-
продуктивной технологии обучения уже не позволяет  ных  технологий.  Решение  такой  интеграционной  задачи 
решать  их  в  полной  мере  и  с  оптимальными  затрата-
предполагает  учет  особенностей  отдельных  технологий, 
ми. Планомерное и полноценное формирование ком-
изменение логики изложения содержания обучения, рас-
петенций  студента  становится  возможным  на  основе  ширение спектра методов, форм и средств обучения.
сочетания  различных  технологий,  что  подчеркивает 
Рассмотрим  особенности  системно-деятельност-
особую значимость принципа интеграции технологий  ной, модульной технологий, а также технологий про-
обучения для высшей школы.
блемного и контекстного обучения. 



Похожие:

Литература 10 icon9 Литература универсального содержания
...
Литература 10 iconЛитература

Литература 10 iconЛитература
Резюме
Литература 10 iconЛитература Захарова В. Н

Литература 10 iconЛитература в отделе общественно-политической литературы за последние 5 лет
Учебная литература в отделе общественно-политической литературы за последние 5 лет
Литература 10 icon3 радиотехническая литература
Правила работы
Литература 10 iconЛитература 124
Мероприятия, направленные на повышение конкурентоспособности ресторана 96
Литература 10 iconЛитература
Варианты стратегии развития промышленности Ставропольского края
Литература 10 iconЛитература
Точка безубыточности, устойчивость и чувствительность инвестиционного проекта
Литература 10 iconЛитература 1
Однако, несмотря на имеющиеся достижения адаптированных производств, в здравоохранении
Разместите кнопку на своём сайте:
Бизнес-планы


База данных защищена авторским правом ©bus.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Бизнес-планы
Главная страница