Образовательные траектории в сфере инновационно-технологического




Скачать 56.61 Kb.
PDF просмотр
НазваниеОбразовательные траектории в сфере инновационно-технологического
Дата конвертации07.09.2012
Размер56.61 Kb.
ТипДокументы

Зарубежный опыт управления вузом
Е. В. Вашурина, Я. Ш. Евдокимова, Н. В. Дрантусова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТРАЕКТОРИИ
В СФЕРЕ ИННОВАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА: МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ

E.  V.  Vashurina,  Ja. Sh.  Evdokimova,  N.  V.  Drantusova
The educational trajectory in sphere of innovative and technologic enterprise:
international experience
In the article there is given a best practice overview of Technology Entrepreneurship academic programs
realized by universities. The analysis is based on the findings of “Innovative Technology Entrepreneurship at
University: Features of Teaching and Learning” research project (Kazan State University, 2008). The outcomes
may be of interest to Russian universities planning the development of academic programs for training the
next generation of professionals in science-oriented innovative business.
К л ю ч е в ы е   с л о в а: технологическое предпринимательство, опережающая подготовка, иннова-
ции в образовании, кадровое обеспечение инноваций.
K e y   w o r d: technology entrepreneurship, forward human resourse training, innovation in education,
human resourse training for innovative economy.
ак свидетельствует зарубежный опыт, наи-
чение основ предпринимательства и коммерциа-
более массовой и динамичной структур-
лизации результатов научного труда. В резуль-
ной составляющей инновационного потенциа-
тате в дальнейшей работе и выпускникам биз-
ла  промышленно  развитых  стран  становится
нес-школ, и будущим инженерам и ученым час-
малое и среднее предпринимательство в науко-
то не хватает компетенций для создания и раз-
емкой сфере.
вития наукоемкого бизнеса.
Университеты  призваны  играть  заметную
В связи с этим для решения задачи по гене-
роль в развитии данного элемента инновацион-
рации новой массовой волны предпринимателей
ной системы. Лучшие практики демонстрируют
наукоемкого  бизнеса  вузам  было  необходимо
разнообразные подходы вузов к реализации этой
пересмотреть подходы к организации учебного
задачи: коммерциализация научных разработок,
процесса, формированию целевой группы слу-
в том числе создание стартапов, развитие уни-
шателей, кадровому и инфраструктурному обес-
верситетских технопарков, бизнес-инкубаторов
печению существующих программ подготовки.
и т. д.
Вузы активно включились в эту работу, и ее
Помимо деятельности, связанной с насыще-
результатом стало появление различных образо-
нием рынка научными результатами и разработ-
вательных предложений в сфере технологичес-
ками,  которые  могут  лечь  в  основу  создания
кого предпринимательства — специализирован-
малых и средних высокотехнологичных предпри-
ных междисциплинарных программ, ориентиро-
ятий, отдельное внимание вузы стали также уде-
ванных прежде всего на студентов инженерных
лять совершенствованию подходов к решению
и естественно-научных специальностей и предо-
проблемы  кадрового  обеспечения  наукоемкого
ставляющих им возможности изучения процес-
бизнеса.
сов и овладения навыками создания и развития
Традиционно программы в области иннова-
новых предприятий в сфере высоких техноло-
ционного менеджмента бизнес-школ обучают ме-
гий, с одной стороны, и развития и коммерциа-
тодам организации бизнеса в высокотехнологич-
лизации технологических инноваций в уже су-
ных отраслях, но не дают предметных знаний в
ществующих фирмах — с другой.
области высоких технологий и процесса созда-
В настоящей статье будут рассмотрены ос-
ния инноваций. А в программы подготовки сту-
новные характеристики программ в сфере тех-
дентов инженерных и естественно-научных фа-
нологического предпринимательства, предлагае-
культетов большинства вузов не включается изу-
мых  зарубежными  вузами,  проанализированы
© Вашурина Е. В., Евдокимова Я. Ш., Дрантусова Н. В., 2009
64


Е. В. Вашурина и др. Инновационно-технологическое предпринимательство
перспективы их распространения в российской
каждого студента определяются свои цели обу-
высшей школе.
чения. Для студентов, изучающих право и биз-
нес,  такими целями является получение пред-
Основные характеристики
ставлений о специфике научной деятельности.
программ в сфере технологического
Для студентов инженерных и естественно-науч-
предпринимательства
ных специальностей — это приобретение управ-
ленческих знаний и знаний в области права, а
в зарубежных вузах
также оценка собственной научной работы с точ-
Ориентация программ на студентов ин-
ки зрения ее потенциальной востребованности
женерных и естественно-научных специаль-
рынком и возможной последующей коммерциа-
ностей.  Говоря  об  особенностях  программ  в
лизации  полученных  результатов.  И  для  всех
сфере  технологического  предпринимательства,
студентов устанавливается одна общая цель —
необходимо, прежде всего, выявить специфику
развитие коммуникационных навыков и навы-
целевой группы слушателей. Как отмечают экс-
ков работы в команде.
перты, программы технологического предприни-
Существует ряд магистерских программ, ко-
мательства должны одновременно обучать «уче-
торые  разработаны  специально  для  студентов
ных, которые будут делать научные открытия,
инженерных специальностей или для выпускни-
инженеров, предлагающих пути практического
ков естественно-научных факультетов.
применения этих открытий, бизнесменов, выво-
Появление программ инженерного предпри-
дящих полученные результаты на рынок, и ме-
нимательства в американских вузах во многом
неджеров, которые будут поддерживать деятель-
связано с введением Аккредитационным советом
ность предприятий, созданных для реализации
по инженерии и технологии (ABET) новых кри-
данных результатов» [3].
териев  аккредитации  инженерных  программ,
Именно такой подход к формированию меж-
включающих оценку навыков проектного управ-
дисциплинарной группы слушателей позволяет
ления, работу в команде (особенно в междис-
им в результате вырабатывать навыки взаимо-
циплинарной команде), коммуникацию, решение
действия и работы в группах (командах) с осо-
проблем и понимание инженерной деятельности
бым  акцентом  на  преимуществах  и  важности
и ее места в обществе [1]. Интересные примеры
кросс-функциональной  групповой  работы  над
программ  предпринимательства  для  студентов
созданием и выведением на рынок новых техно-
инженерных  специальностей  демонстрируют
логий.
Университет Северной Каролины (США), Уни-
Вузы, предлагающие программы, стремятся
верситет  Пенсильвании  (США),  Университет
соблюдать принцип междисциплинарности, ус-
штата Арканзас (США), Технический универ-
танавливая, например, определенные ограниче-
ситет Мюнхена (Германия), Университет Твен-
ния  для  зачисления  студентов  экономических
те (Нидерланды) и многие другие.
специальностей. В частности, контингент слуша-
Появление  специальных  образовательных
телей программы предпринимательства школы
предложений для студентов естественно-научных
бизнеса Университета Теннеси (Мартин, США)
специальностей в американских вузах чаще все-
определяется по принципу 50 на 50: примерно по-
го связывают с разработкой магистерской про-
ловина мест принадлежит студентам, имеющим
граммы технологического предпринимательства
первую степень бакалавра в инженерных науках
Prоfessional Science Master’s (PSM) (подробный
или предметной области естественно-научного
анализ программы см.: [2, 4]). Программа в боль-
цикла.
шей  степени  ориентирована  на  тех  студентов,
Одна из ведущих программ США в сфере
которые не планируют продолжение своего обу-
технологического предпринимательства — про-
чения  на  докторальных  программах  (PhD)  и
грамма Технологического университета Джорд-
имеют карьерные предпочтения вне универси-
жии  «TI:  GER  —  Technological  Innovation:
тетской среды, включая научную работу на ма-
Generating Economic Results» — формирует груп-
лых и средних предприятиях (чаще всего, это
пу слушателей так, чтобы в каждую из несколь-
предприятия биотехнологического профиля), в
ких  проектных  команд  входили  один  студент,
государственных и финансовых структурах, за-
зачисленный на программу MBA, два студента
нимающихся поддержкой инноваций.
школы права и один студент, обучающийся по
Студенты PSM изучают те же дисциплины,
программе получения докторской степени в об-
что и студенты-магистранты традиционных про-
ласти естественных или инженерных наук. Для
грамм в области естественных наук, но вместо
65


Зарубежный опыт управления вузом
выполнения итоговой исследовательской рабо-
вспомогательную работу и получать за это до-
ты в качестве стажеров включаются в реализа-
полнительное число кредитов. Такой принцип
цию конкретного бизнес-проекта на производ-
практико-ориентированного  обучения  широко
стве, изучают законодательство в области защи-
распространен среди вузов, предлагающих про-
ты  интеллектуальной  собственности  и  основы
граммы технологического предпринимательства.
создания собственного наукоемкого бизнеса.
Здесь,  в  частности,  можно  привести  примеры
В настоящее время около 900 студентов обу-
Технологического университета Квинсленда (Ав-
чаются в 45 колледжах и университетах США
стралия), Университета Пенсильвании (США),
(в 17 штатах) по программе PSM в области био-
Стэнфордского университета (США), где орга-
информатики, биотехнологии, финансовой мате-
низованные в группы студенты и привлеченные
матики, наук об окружающей среде.
к ним в помощь внешние технические эксперты
Среди программ технологического предпри-
не только разрабатывают бизнес-план для выве-
нимательства,  ориентированных  на  студентов-
дения на рынок новой продукции, но и ведут
естественников, можно отметить программу пред-
поиск  возможного  финансирования  для  своих
принимательства в области прикладных техно-
проектов, представляя их потенциальным инве-
логий Университета Южной Флориды (США),
сторам на коллоквиумах и конкурсах инноваци-
программу предпринимательства в области фи-
онных идей.
зики Университета Кейс Вестерн Резерв (США),
Перспективную форму организации обуче-
программу управления наукой, технологиями и
ния демонстрирует, например, Политехнический
инновациями Университета Манчестера (Вели-
институт Турку (Финляндия). Здесь слушатели
кобритания).
программы после прохождения базового курса
экономики и предпринимательства объединяют-
Практико-ориентированный  подход  к
ся в учебные предприятия (по 10–15 студентов
организации  обучения.  Неотъемлемой  частью
с разных факультетов в каждом) для реализа-
подготовки будущих предпринимателей являет-
ции конкретного проекта. Учебное предприятие
ся прохождение теоретических курсов, которые
имеет свою аудиторию, компьютеры, програм-
в большинстве вузов посвящены изучению уп-
мы и т. д. Проект выполняется под руководством
равленческих основ создания новых наукоемких
предпринимателей, обладающих специальными
предприятий, подходов к ресурсному обеспече-
техническими и экономическими знаниями, пре-
нию их развития и патентного права. На данную
подаватели вуза выступают в качестве консуль-
часть программы отводится не более одной тре-
тантов. У каждого студенческого учебного пред-
ти всего времени. Остальную часть программы
приятия есть предприятие-наставник из числа
вузы стремятся выстроить таким способом, что-
действующих в регионе малых и средних пред-
бы максимально развить у студентов практичес-
приятий. Студенты на практике учатся создавать
кие навыки оценки перспектив и преобразова-
компанию и управлять ею, решать различные хо-
ния технологий в рыночную продукцию, навы-
зяйственные задачи и проблемы. Координацию
ки подготовки бизнес-планов и разработки ко-
осуществляет межвузовский Центр учебных пред-
нечного рыночного продукта, процесса или ус-
приятий, который играет роль регистрационной
луги на основе технической модели, навыки ве-
палаты, банка, почты виртуальных учебных пред-
дения будущего бизнеса.
приятий и обслуживает более 60 учебных компа-
Например, в Университете Северной Каро-
ний из 30 вузов. К тому же существует междуна-
лины  (США)  практическая  часть  обучения  в
родная сеть, объединяющая более 4 тыс. учебных
рамках программы «Инженерное предпринима-
предприятий из 40 стран мира [5].
тельство» реализуется в виде выполнения про-
Программа  Университета  штата  Арканзас
екта на факультетах электрической и компью-
(США)  представляет  интересный  пример  еще
терной инженерии по разработке технологичес-
одной широко используемой вузами практики
ки-ориентированного продукта, обычно включа-
организации  учебного  процесса  —  включения
ющего разработку прототипа. Команды студен-
студентов, обучающихся по программам техно-
тов формируются по типу виртуальных «компа-
логического  предпринимательства,  в  процесс
ний»,  каждая  из  которых  отвечает  за  ведение
коммерциализации технологий, разрабатываемых
одного из аспектов наукоемкого бизнеса: марке-
учеными университета. Основной частью данной
тинговое исследование возможностей рынка, раз-
программы обучения является оценка перспек-
работку бизнес-плана, анализ рисков и т. д. Ко-
тив и подготовка бизнес-планов для высокотех-
манды  могут  помогать  друг  другу,  выполнять
нологичной продукции, разработанной в рамках
66


Е. В. Вашурина и др. Инновационно-технологическое предпринимательство
университетской научно-исследовательской де-
Перспективы распространения
ятельности.
программ в области технологического
Среди других подходов к организации учеб-
предпринимательства в России
ного процесса, применяемых вузами, можно от-
метить использование управленческих игр, ими-
В России высшие учебные заведения чаще
тирующих создание малого наукоемкого пред-
всего предлагают краткосрочные программы или
приятия и этапы его развития; проведение про-
магистерские программы менеджмента в облас-
ектных семинаров, в ходе которых на основе тех-
ти инноваций. Эти образовательные предложе-
нологических идей разрабатываются бизнес-кон-
ния только частично могут быть сопоставимы с
цепции их коммерциализации (например, состав-
программами  технологического  предпринима-
ление бизнес-плана и его представление на рас-
тельства зарубежных вузов, описанными выше.
смотрение экспертов) и др.
В отличие от программ в сфере технологи-
ческого предпринимательства зарубежных вузов,
Инфраструктура обучения. Одной из клю-
главной особенностью которых является ориен-
чевых особенностей программ технологического
тация в первую очередь на студентов инженер-
предпринимательства,  позволяющей  успешно
ных специальностей и студентов, имеющих об-
реализовывать описанный выше практико-ори-
разование в области естественных наук (что, как
ентированный подход к организации учебного
отмечалось выше, фиксируется в требованиях к
процесса,  является  включенность  студентов  в
абитуриентам), большинство программ, предла-
сообщество предпринимателей на региональном
гаемых  российскими  вузами,  рассчитано  на
уровне. Для реализации этой задачи универси-
специалистов, имеющих образование в области
теты тесно сотрудничают с бизнес-инкубатора-
менеджмента. В рамках этих программ предла-
ми и инновационными центрами своих регио-
гается дополнить знание основ менеджмента зна-
нов, привлекают предпринимателей, представи-
ниями в области управления интеллектуальной
телей венчурного бизнеса к преподавательской
собственностью и коммерциализации техноло-
деятельности, к участию в регулярных семина-
гий,  управления  инновационными  проектами,
рах, к организации конкурсов бизнес-планов и
проведения технологического аудита.
решению вопросов трудоустройства своих вы-
Такие программы имеют спрос, они разви-
пускников.
вают дополнительные компетенции у выпускни-
Многие университеты для инфраструктур-
ков экономических специальностей, создают круг
ного обеспечения проведения программ создают
специалистов, которые могут участвовать в уп-
собственные центры предпринимательства. Та-
равлении малыми и средними технологически-
кие  центры  предоставляют  программы  много-
ми предприятиями. Но эти программы не реша-
уровневой подготовки различным целевым груп-
ют главной задачи программ технологического
пам слушателей и обеспечивают консультацион-
предпринимательства — подготовки специалис-
ную поддержку своим выпускникам по ходу ве-
тов, способных создавать и внедрять наукоем-
дения ими предпринимательской инновационной
кие технологии. Из всех программ, предлагае-
деятельности. Сочетание учебной и консульта-
мых российскими вузами, ближе всего к реше-
ционной деятельности в сфере инновационного
нию данной задачи находятся программы МФТИ,
предпринимательства, тесная связь учебного про-
ТУСУРа, программа «Технологическое предпри-
цесса с практикой позволяет таким центрам до-
нимательство — от теории к практике», разрабо-
стигать высокого качества подготовки специа-
танная совместно корпорацией «Intel» и Кали-
листов.
форнийским университетом в Беркли, США и
В США функционирует около 200 подоб-
реализуемая в сотрудничестве с МГУ и ННГУ
ных центров. Некоторые из них, такие, напри-
(целевой группой этой программы являются сту-
мер, как Центр предпринимательства при Мас-
денты и уже состоявшиеся специалисты, заин-
сачусетском технологическом институте (США)
тересованные в создании собственного бизнеса
и Центр предпринимательства Артура Бланка при
в области современных ИТ-технологий).
Бэбсон-колледже (США) завоевали международ-
Существует  ряд  проблем,  сдерживающих
ную репутацию. В Европе крупнейшим являет-
более широкое распространение подобных про-
ся Хантеровский центр предпринимательства при
грамм в российских вузах:
Университете Стрэтклайд в Шотландии.
—  по  ряду  объективных  и  субъективных
причин очень незначительное число российс-
ких вузов активно вовлечены в процессы ком-
67


Зарубежный опыт управления вузом
мерциализации результатов своей научной дея-
вы ведения бизнеса, проектное управление, фи-
тельности. В большинстве вузов отсутствует как
нансирования и др.) и новыми карьерными пер-
идеология (культура), которая могла бы вдох-
спективами.
новить студентов на овладение знаниями в этой
Во втором случае, как это было показано на
области, так и инфраструктура (бизнес-инку-
примере программы PSM, выпускникам предла-
баторы, малые предприятия), которая стала бы
гаются новые образовательные траектории, по-
площадкой для приобретения практических на-
зволяющие одновременно оставаться в рамках
выков подготовки реальных проектов создания
академической науки и развивать практические
стартапов;
навыки коммерциализации результатов научной
— существуют определенные сложности, свя-
деятельности.
занные с пересмотром учебных планов: введе-
Программы технологического предпринима-
ние в них новых тематических курсов в сфере
тельства также могут стать очень важным эле-
предпринимательства связано с отказом от дру-
ментом  широко  обсуждаемой  и  актуальной  в
гих дисциплин или сокращением их часов, что
период кризиса системы опережающей подготов-
может приводить к конфликту интересов (осо-
ки — обучения граждан, находящихся под рис-
бенно это касается введения новых курсов в про-
ком увольнения, специальностям, которые будут
граммы подготовки студентов-естественников);
востребованы в посткризисный период. Подоб-
— в отличие от американских вузов, где биз-
ное образовательное предложение могло бы быть
нес-школы, инженерные колледжи и колледжи
востребовано также недавними и будущими вы-
наук  чаще  всего  объединены  в  рамках  одного
пускниками экономических специальностей, ко-
университета, российским вузам сложнее реали-
торые в условиях финансового кризиса и пере-
зовывать междисциплинарный подход к форми-
производства менеджеров, экономистов и юрис-
рованию оптимальных по составу групп обуче-
тов сталкиваются с огромными проблемами тру-
ния  на  программах  в  сфере  технологического
доустройства.
предпринимательства: в классических универси-
Разработка программ технологического пред-
тетах нет студентов с инженерной подготовкой,
принимательства  может  оказать  влияние  и  на
а в технических вузах часто отсутствуют студен-
повышение конкурентоспособности вуза. В пе-
ты с хорошей предметной подготовкой;
риод кризиса многие абитуриенты будут отда-
— существуют сложности в привлечении ус-
вать  предпочтение  тем  вузам,  которые  смогут
пешных предпринимателей к преподаванию: их
предложить диверсифицированные образователь-
мало, вузы не всегда способны предложить ин-
ные траектории и программы, направленные на
тересные организационные и финансовые усло-
развитие разных компетенций, что поможет по-
вия сотрудничества. Программа теряет смысл при
высить будущим выпускникам свою конкурен-
отсутствии у студентов возможности перенимать
тоспособность и корректировать свои карьерные
опыт из первых рук.
устремления в зависимости от ситуации на рын-
Несмотря на сложности, сдерживающие раз-
ке труда.
витие  образовательных  предложений  в  сфере
Несомненно,  что  приоритетный  нацио-
технологического предпринимательства, данное
нальный проект «Образование» позволил сде-
направление  деятельности  российских  вузов
лать первый решительный шаг для развития си-
представляется очень важным и своевременным.
стемы высшего образования именно в этом на-
Помимо своей прямой задачи — подготовки
правлении. Ведь инновационная образователь-
предпринимателей наукоемкого бизнеса и кад-
ная программа вуза — это действительно акту-
рового  обеспечения  инновационной  экономи-
альная программа современного университета,
ки, — программы технологического предприни-
где актуальное (новое) образование дается на
мательства способны значительно приблизить
современном оборудовании с использованием
вузовское сообщество и общество в целом к ре-
современных технологий подготовленными спе-
шению таких задач, как привлечение студентов
циалистами. Эти программы оказались в фоку-
на инженерные (технические) и естественно-на-
се повышенного внимания работодателя и вла-
учные специальности и удержание молодежи в
сти,  расширилась  социальная  база  оценки  их
сфере науки.
качества. Теперь, когда во многих вузах из чис-
В первом случае это решается за счет сба-
ла победителей конкурса и в созданных феде-
лансированного  наполнения  содержания  про-
ральных университетах есть понимание того, что
грамм предметными дисциплинами и популяр-
предприниматели, работодатели воспринимают
ными предметами экономического блока (осно-
как  качественную  подготовку  специалистов,
68


Е. В. Вашурина и др. Инновационно-технологическое предпринимательство
нужно сделать второй шаг — внедренные про-
United States, 1995 [Электронный ресурс]. URL: http://
граммы должны стать магнитами и катализато-
www.abet.ba.md.us/EAC/eac2000.html (свободный).
рами распространения инновационной идеоло-
2. Professional Science Masters’ Program : офиц. сайт
гии  в  научно-образовательной  сфере.  Нужно
программы. URL: http://www.sciencemasters.com/ (свобод-
ный).
культивировать развитие консорциумных сете-
3.  Schramm C. J. The Future of the University and
вых связей вузов — провайдеров таких программ
Public Research for the Entrepreneurial Age // The Future
и представителей бизнеса, которые смогут од-
of the Research University. Meet ing the Global Challenges
новременно и выиграть от этого сотрудничества,
of the 21st Century. Ewing Marion Kauffman Foundation,
и выполнить благородную функцию перевода
2008. P. 5–11.
4.  Tobias  S.,  Sims  L.  B.  Training  science  and
национальной  экономики  на  инновационный
mathematics professionals for an innovation economy. The
путь развития.
emergence of the Professional Science Master’s in the USA //
Industry & Higher Education. 2006. P. 263–267.
__________
5.  Volkmann  Ch.  Entrepreneurial  Studies  in  Higher
Education.  An  Ascending  Academic  Discipline  in  the
1. Accrediatation Board for Engineering and Technology,
Twenty-First Century // Higher Education in Europe. 2004.
Criteria  for  Accrediting  Programs  in  Engineering  in  the
Vol. 29, № 2. P. 177–186.
69



Похожие:

Образовательные траектории в сфере инновационно-технологического iconОбразовательные программы федеральное агентство по образованию отчет
«Университет как центр кластера инновационно-образовательных программ развития приоритетных направлений социальной сферы и реальной...
Образовательные траектории в сфере инновационно-технологического iconРассчитывать предприниматель? На эти и другие вопросы в интервью «Тольяттинскому Навигатору» рассказывает директор Тольяттинского инновационно-технологического
О том, с какими результатами встречает свой день рождения первый в Поволжье банк и в каком
Образовательные траектории в сфере инновационно-технологического iconМожет ли учреждение дополнительного образования детей (спортивная школа) предоставлять платные образовательные услуги?
Учреждения вправе оказывать платные дополнительные образовательные услуги, не предусмотренные соответствующими образовательными программами»....
Образовательные траектории в сфере инновационно-технологического iconЦентр Технологического Сотрудничества
Центр будет играть ведущую роль в развитии обмена в области научных технологий и создании бизнес возможностей в сфере частного, а...
Образовательные траектории в сфере инновационно-технологического iconОсновные образовательные программы Направление 080200 Экономика и управление на предприятии Профиль (Экономика предприятий и организаций (физическая культура и спорт))
Утверждено на заседании кафедры экономики и менеджмента в науке и социальной сфере
Образовательные траектории в сфере инновационно-технологического iconИнструкция по заполнению Технологического Предложения (ТП) Инструкция по заполнению Технологического Запроса (ТЗ)
Руководство авторам по подготовке технологических профилей для сети rttn и ее
Образовательные траектории в сфере инновационно-технологического iconБеженарь Дмитрий Георгиевич
Моу «Савватиевская средняя общеобразовательная школа», занимаюсь по индивидуальной траектории география и природопользование
Образовательные траектории в сфере инновационно-технологического iconПлан работы учебно-исследовательского центра по проблемам развития экономики России на 2007 год
Выступление на международной научно-практической конференции «Инновационные факторы во внешнеэкономической сфере России» с докладом...
Образовательные траектории в сфере инновационно-технологического iconИнструкция по заполнению Технологического Предложения
Заголовок должен быть, с одной стороны, читаемым и понятным для человека, не являющегося специалистом в данной технологии или области...
Образовательные траектории в сфере инновационно-технологического iconИнструкция по заполнению Технологического Предложения (ТП)
Заголовок должен быть, с одной стороны, читаемым и понятным для человека, не являющегося специалистом в данной технологии или области...
Разместите кнопку на своём сайте:
Бизнес-планы


База данных защищена авторским правом ©bus.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Бизнес-планы
Главная страница