«Разработка проекта модуля национальной инновационной системы и механизмов реализации пилотного проекта в Московской области»




Название«Разработка проекта модуля национальной инновационной системы и механизмов реализации пилотного проекта в Московской области»
страница1/10
Дата конвертации07.09.2012
Размер1.57 Mb.
ТипДокументы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10
«Разработка проекта модуля национальной инновационной системы и механизмов реализации пилотного проекта

в Московской области»


г. Дубна

23-25 сентября 2004 года


Оглавление


Введение (цели организационно-деятельностной игры (ОДИ), способ организации работы групп, состав участников, регламент и программа);

Первый такт: прорисовка контуров Национальной инновационной системы;

Второй такт: базовые сценарии развертывания модуля национальной инновационной системы, репрезентативные проекты и критерии оценки территорий;

Такт третий: подходы к проектированию организационного развития и разграничения полномочий;


Приложения:


приложение 1: «Аналитический доклад экспертной группы» версия 1.0

приложение 2: «Списки участников»;

приложение 3: «Программа организационно-деятельностной игры «Разработка проекта модуля национальной инновационной системы и механизмов реализации пилотного проекта в Московской области»

приложение 4: «Раздаточный материал для участников Игры»


Введение


Основной целью Игры было выявление механизмов реализации пилотного проекта по отработке элементов Национальной инновационной системы в Московской области.


Весь ход Игры был разбит на 3 основных этапа:


Прорисовка контуров и устройства Национальной инновационной системы;

Построение территориальной проекции Национальной инновационной системы;

Разработка проекта организационного развития модуля НИС Московской области.


Для достижения основной цели ОДИ были поставлены следующие задачи:


- проанализировать прежнюю НИС, выделив базовый процесс и инфраструктурные элементы, которые его обеспечивали;

- выделить базовый процесс, который лежит в основе Национальной инновационной системы «нового» типа;

- выстроить конфигурацию необходимых институтов и инфраструктур, которые могли бы нести на себе новый базовый процесс;

- выявить, какие из этих институтов существуют и функционируют на территории Московской области;

- проанализировать, какого рода проекты реализуются в Московской области, произвести оценку ближайшей зоны развития этих проектов;

- на основании этого принять решение о том, какой вклад Московская область может сделать в развертывание Федеральной Национальной инновационной системы;

- ответить на вопрос, как может строиться система разграничения полномочий и предметов ведения между уровнями федеральной, региональной и муниципальной власти в реализации пилотного проекта.


Для решения указанного круга задач на игру был приглашен следующий состав участников (см. прил.2), которых условно можно разделить на четыре группы:


1) Представители власти: федеральной; областной; муниципальной;

2) Участники инновационной деятельности, представляющие проекты

- научно-исследовательские и опытно-конструкторские;

- бизнес-внедренческие;

- социально-гуманитарные;

- проекты инновационных инфраструктур;

3) Представители инновационной сферы из других регионов;

4) Эксперты, принимающие участие в проектировании федеральной НИС и модуля НИС Московской области.


Всем участникам была предложена программа, отражающая перечень вопросов, которые необходимо было решить в ходе групповой и общей работы (см. прил.3).

В процессе работы по программе Игры коллектив претерпел два этапа групповой организации.


На первом этапе игровой коллектив был разбит на следующие группы:

1. Кластер «Технологические цепочки инновационного процесса»

- группа 1 «от исследований к единичному образцу»

- группа 2 «от единичного образца до рынка»

2. Кластер «Обеспечивающие инфраструктуры»

- группа 3 «Правовое обеспечение»

- группа 4 «Финансово-экономическое обеспечение»

- группа 5 «Образовательное обеспечение»

3. Кластер Управляющей системы и стратегии


На втором этапе групповая работа была организована следующим образом:

группа «Сценарии формирования Национальной инновационной системы»;

группа «Критерии оценки региональных площадок»;

группа «Проект оптимизации существующего научно-технологического комплекса»;

группа «Проект аутсорсинг и процессинг»

группа «Проект развития территориальных инновационных кластеров»

группа «Критерии и показатели инновационной деятельности»

группа «Разграничение полномочий и проект организационного развития».


Первый такт: прорисовка контуров Национальной инновационной системы


1.

Групповая организация опиралась на предположение, что основная трудность в деятельности инновационных компаний заключается в переходе между традиционными этапами инновационного процесса. Например, при переходе между результатами исследований к разработке единичного образца, или от единичного образца к технологии.

Необходимо было проверить, каким образом эти переходы обеспечены набором инфраструктур, которые действуют на территории Московской области. А затем построить адекватную систему управления этим процессом, оперевшись на те трудности и барьеры, которые будут выявлены в работе инфраструктурного и процессуального кластеров.


2.

В ходе обсуждения того, как может быть устроен инновационный процесс, было выделено две его возможные ключевые фигуры: а) в традиционной советской модели – изобретатель, б) в наиболее успешных западных - предприниматель. Были противопоставлены два типа инновационных систем, в которых эти два типа деятельности были базовыми. Был сделан вывод о том, что слабость первого типа инновационных систем заключается в изначальной неадекватности изобретений рынку, и соответственно существенной трудности в продаже этой разработки.

Вторая модель не учитывает то, что центры получения прибыли и капитализации разработок могут оказаться вне национальных инновационных систем (что было продемонстрировано на примере Израиля).

Кроме того, в ходе обсуждения было выявлено, что инновационная система первого типа может существовать только в ситуации, когда есть один заказчик на ее продукты. В случае с нашей страной заказчиком выступали оборонные ведомства и использовали производимые результаты на военные нужды.

В ситуации, когда на продукты инновационной системы есть иные заказчики, акцент смещается на другие виды деятельности. Например, юридическую инженерию и гуманитарную проработку новых рынков.

Выявилась необходимость найти возможных заказчиков на продукты инновационной деятельности, кроме военных ведомств. Было решено, что основными заказчиками являются те, кто напрямую заинтересован в развертывании следующих видов деятельности:

1) набор деятельностей связанный с экологией и очищением окружающей среды;

2) стратегическое освоение биосферных ресурсов;

3) инфраструктурное обустройство миграции и расселения людей и разработка строительных технологий.


3.

Новый поворот в обсуждении задала гипотеза о том, что инновационный процесс находится в новой фазе своего развития, отличной от индустриальной фазы. Это позволило сделать вывод, что необходим новый базовый процесс и новая ключевая фигура (другие участники). Это значило, что в ядре инновационной деятельности должны присутствовать другие институты, другими должны быть точки концентрации и приложения ресурсов.

Необходимость в новой инфраструктуре под новый процесс была проиллюстрирована на метафоре реки и русла. Новый процесс (поток) до некоторого времени будет течь в старом русле, но постепенно будет вымывать себе новое.

Соответственно, было сделано утверждение, что в новой фазе базовым процессом будет капитализация инновационных компаний, а ключевой фигурой – венчурный капиталист. Венчурное предпринимательство в этом случае выступит локомотивом для всей остальной системы, сделав ее адекватной геоэкономическом вызовам.


4.

В ходе первого такта работ стало понятно, что существует несколько вариантов развертывания инновационной деятельности. Было выявлено что, одна группа игроков действовала в логике реформирования существующего научно-технического комплекса, для его адаптации требованиям современной ситуации.

Другая группа участников видела перспективу и действовала, основываясь на том, что можно размещать на территории России и Московской области отдельные части мировой инновационной технологической цепочки. В своем действии они опирались на опыт современного управления, в котором западные компании зачастую выделяют отдельные «куски» технологического процесса для реализации третьим организациям.

Примерами такого поведения можно назвать размещение на территории Китая массовых сборочных производств, или разработку в Индии программного обеспечения для большинства роботизированных комплексов.

Третий возможный сюжет, который обсуждался на игре - это попытка охвата всей инновационной технологической цепочки и закрепление ее в виде территориального инновационного кластера.


5.

Вопрос о том, какие из этих сценариев при рассмотрении их в масштабе мировой кооперации будут адекватны ситуации, а какие выпадать из этого контекста, группами поддержан не был и выпал из процесса обсуждения.


6.

Задав вопрос о том, на что может опереться Московская область в строительстве модуля и определении того, каковы ее точки роста, коллектив сформулировал необходимость в выработке критериев оценки региональных площадок и инновационной деятельности.


7.

В соответствии с этими выводами была сделана пере- конфигурация рабочих групп (см. Введение) и выдано следующее техническое задание на дальнейшую работу.


«Прорисовать» принципиальную (позиционную) и монтажную (организационно-институциональную) схему НИС РФ.


Разработать пакет сценариев возможного развертывания НИС РФ.


Оценить институциональные барьеры на пути реализации ключевых сценариев – правовые, финансово-экономические, образовательные, социо-культурные, политические.


Выделить наиболее вероятный сценарий/или группу сценариев возможного развертывания НИС РФ – далее, базовый сценарий; дать оценку основных этапов и наиболее вероятных сроков развертывания базовых сценариев; «выстроить» в соответствии с этапами развертывания НИС ключевые проекты и программы, обеспечивающие реализацию данного сценария.


Разработать критерии оценки выбора региональных площадок для развертывания элементов/сегментов/модулей НИС.


Оценить комплекс относительных преимуществ региона Московской области для развертывания модуля НИС (в том числе относительно других регионов РФ).


Оценить комплекс относительных преимуществ отдельных регионов (территорий) Московской области для развертывания элементной базы модуля НИС.


Выделить пакет репрезентативных проектов или проектных инициатив развертывания модуля НИС в регионе Московской области, осуществляющийся в настоящее время. Оценить «зону ближайшего развития» данных проектов или проектных инициатив.


Провести предварительную оценку масштаба ресурсов, необходимых для развертывания данных проектов. Назвать основных вероятных со-инвесторов проектов. Назвать основных бенефициариев реализации проектов.


Провести анализ основных институциональных барьеров на пути развертывания данных проектов. Сформулировать перечень действий/задач, направленных на расшивку выявленных барьеров и ранжировать его по значимости для целей развертывания регионального модуля НИС.


Соотнести перечень действий/задач с существующей/создающейся системой разграничения полномочий и ответственности уровней власти по каждому типу проектов.


Сформировать проект организационного развития регионального модуля НИС с учетом общих задач создания НИС РФ, относительных преимуществ Московской области в целом и отдельных регионов в границах Московской области, полномочий и ресурсного обеспечения уровней власти.

Второй такт: базовые сценарии развертывания модуля национальной инновационной системы, репрезентативные проекты и критерии оценки территорий


В ходе второго такта групповой работы были достигнуты следующие результаты.


2.1. Сценарии формирования Национальной инновационной системы


Рассмотрев в ходе групповой работы базовые сценарии развертывания Национальной инновационной системы, были сделаны следующие выводы:


1) Нет сложившегося субъекта, который был бы способен осуществлять сценарии развития.

2) Нет общей стратегии государства, в ее отсутствие разработка программ (сценариев, стратегий) развития отдельных отраслей неэффективна и будет порождать конкуренцию между отраслями и ведомствами.

3) Малая вероятность масштабных вливаний государственных (бюджетных) денег в науку.

4) Из трех предложенных сценариев «аутсорсинг и процессинг» не является сценарием развития хоть чего-то соотнесенного с российской наукой, группа не готова рассматривать его как сценарий.

5) Предложенные сценарии «от НИР» и «от рынка» не являются взаимоисключающими, а скорее взаимодополняют друг друга. Необходимо сосредоточиться на создании общей (единой в рамках обоих сценариев) инфраструктуры, которая гарантированно пригодится при любом развитии событий.

6) В рамках сценария «от НИР» необходимо укрупнение единицы управления, создание единого хозяйствующего субъекта, в котором бы осуществлялись НИР, НИОКР, рыночная коммерциализация полученных продуктов. Иначе разрушается цепочка, не образуется замкнутого цикла обращения «знания-деньги-знания», не происходит капитализации имеющихся ресурсов.

7) В рамках сценария «от рынка» необходимы структуры, позволяющие «рыночно-ориентированным» механизмам осуществлять целенаправленные инвестиции в перспективные НИР и НИОКР, условное название «венчурные фонды». Эти фонды должны иметь поддержку со стороны государства. Конкретизировать механизм и формы этой поддержки группа не готова.

8) Необходимы дополнительные механизмы, которые бы позволили оперативно отслеживать структуру и динамику развития рынков, позволяя определять перспективные направления НИР и НИОКР. Такие структуры (и кадры для них) необходимы для обоих сценариев.

9) Оба предложенных сценария не подразумевают механизма рефинансирования фундаментальной науки, что не позволит им функционировать сколь либо продолжительное время (поскольку прекратится подпитка новыми идеями, идущая из фундаментальной науки). Мы либо попадем в зависимость от чужой фундаментальной науки, либо прекратим развитие, что неправильно. Конкретный механизм эффективного финансирования фундаментальной науки группа предложить не готова, а ныне имеющийся на Западе механизм грантов на фундаментальные исследования видится неэффективным.

10) Рынки высокотехнологичной продукции и технологий уже поделены, необходимо лоббирование научно-технической экспансии хотя бы на рынки стран третьего мира. Возможно, возрождение системы торгпредств при посольствах.


2.2 Критерии оценки региональных площадок


Данная группа предложила таблицу критериев оценки территорий, предварительно введя несколько различений и ограничений на свою работу. Первое что коллектив различил – это то, что значимость одних и тех же критериев для разных сценариев будет различной. В силу того, что заказчик или основное заинтересованное лицо в каждом из сценариев будет преследовать различные цели и делать они будут по сути разное, соответственно и оптимальные территориальные условия для них будут различны.

Дальше были выделены цели для типов заказчиков взятых на основании базовых вариантов сценариев.

Цели выбора территории:

Актуализация и оптимизация наличествующего научно-технического потенциала (в сценарии оптимизации научно-технического комплекса);

Формирование условий для технологического аутсорсинга и размещения производств (для сценария аутсорсинг и процессинг);

Формирование условий расширенного воспроизводства инновационного цикла (для сценария развития территориальных инновационных кластеров).


Соответственно, была предложена таблица критериев и оценка значимости отдельного критерия для каждого сценария развития.




Критерий

Оптимизация

Аутсорсинг

КластерЗемля021Образовательный центр11 (0 – 2)2Кадровая структура11 (0)2Научно-исследовательские институты21 - 01Производственная база100Транспортная и инженерная инфраструктура021Близость к Москве2 (-)1 (0 – 2)2Инновационная инфраструктура002Позиция администрации1 - 02 (-)2Качество среды1 - 002Предпринимательский климат001

Из позиции муниципального управления группа сумела сформулировать навигационную таблицу, по которой можно понять к какому сценарию тяготеет данное муниципальное образование.

Ниже приведена таблица ключевых критериев выбора сценария развития (матрица самоопределения)


Тип критериевОптимизацияАутсорсингКластерключевыеНаучно-исследовательские институты.

Удаленность от Москвы.Земля

Кадры.

Транспортная и инженерная инфраструктура.

Позиция администрацииУниверситет.

Человеческий капитал

Инновационная инфраструктура

Качество среды

Близость к Москвевторого уровня значимостиПроизводственная база.

Профессионально- техническое образование.

Профессионально-техническое и инженерное образование.

Близость к Москве (влияние на выбор типа аутсорсинга)Научно-исследовательские институты.

Земля.

Транспортная и инженерная инфраструктура.

Предпринимательский климат


2.3. Проект оптимизации существующего научно-технологического комплекса


В качестве репрезентативных проектов группа рассматривала существующие элементы научно-технического комплекса, в которых в настоящее время наблюдается рост проектного потенциала и которые могут быть включены в разворачивание НИС в Московской области.

Перечень проектов может быть подразделен на три группы. Первая группа проектов - Дубна и Черноголовка – наукограды, города-научные институты, успешно встроенные в международную научную сеть, нацеленные на адаптацию накопленного научного потенциала, сохранившие систему федерального и регионального патронажа, и готовые к развертыванию новых научно-технических проектов и трансформации городского пространства.

В настоящее время Дубна реализует проект оффшорного программирования, привлекает частных инвесторов и включается в федеральную и региональную программы поддержки развития наукоградов. Проект «Дубна» - современная версия наукограда советского образца, плановое выстраивание поселения вокруг предприятий высоких научных технологий, включающих интересы как частных инвесторов, так и региональных отраслевых структур.

Черноголовка сохраняет важную лидирующую позицию на рынке научных разработок и имеет постоянных международных заказчиков, обладает значительной долей на рынке нанотехнологий. Существующие ресурсы и накопленный потенциал обеспечивает высокую устойчивость будущего проекта. Последние изменения в Черноголовке - развитие технологичных производств, муниципализация города - свидетельствуют об устойчивости проекта.


Для поддержания данных проектов, безусловно, требуется прорисовка новых концептов научных центров общефедерального и регионального значения, реорганизация имущественного комплекса РАН и поддержка городского развития.

Вторая группа проектов формируется на базе, с одной стороны, существующих структур научно-производственного комплекса, с другой стороны, вновь складывающихся структур международного партнерства производителей, размещающих свои предприятия в регионе. Ступино и Раменское – образования, либо имеющие сложившиеся инфраструктуры, либо демонстрирующие новые требования к развитию территорий. Производство продукции в соответствии с высокими стандартами и международными требованиями, включенность в обширную сбытовую и представительскую сеть, принадлежность к статусным брендам и экстерриториальность – факторы, образующие анклавы высоких технологий производства.

Ступино и Ступинский район обладают значительными территориальными преимуществами перед другими территориями региона. В течение последних десяти лет западные производители отдавали свои предпочтения именно этой территории и благополучно размещали на ней свои производства. Местные условия, благоприятный бизнес-климат и уже сложившийся имидж - гарантия для образования особой экономической зоны высокого технологического качества.

Раменское – агломерация поселений и предприятий, имеющих отраслевую и предметную целостность. Авионика – отрасль, интегрирующая в себе практически все предприятия авиастроения страны и стран СНГ, обеспечивающая конкурентное преимущество для российских производителей летательных машин на международном рынке.

Данные масштабные проекты обладают своим высоким внутренним потенциалом, но требуют особой государственной поддержки и программной мотивации, в основании которой должны лежать региональное развитие и промышленная политика международной кооперации.

Третья группа проектов в основе имеет муниципальную проблематику. Муниципалитеты или межмуниципальное партнерство, обладающие порой различными ресурсами, призваны отразить местные возможности в использовании инициативности местных органов власти, способности к кооперации и построению эффективных систем территориального управления.

Подольск - крупный промышленный город подмосковного региона, обладающий значительным ресурсом изменения и модернизации производств.

Серпухов-Пущино-Протвино – общность муниципальных образований, связанных территориальным соседством, научным и кадровым потенциалом и взаимным дополнением ресурсов.

Расположение, уникальное устройство и система внутренних связей обеспечивает эти территории ресурсами к развитию, но процесс муниципализации городов требует переосмысления практики муниципального управления, ответственности местных органов власти и бизнеса в построении кооперации в целях развития городов и городских образований.

В целом для встраивания существующих проектов, бывших элементов НПК и НТК в НИС необходимы решения (см. табл.1.1 и табл. 1.2), напрямую не связанные с развитием современных инновационных технологий. Основными барьерами на пути развития и продвижения проектов (см. табл.2) являются несовершенство законодательства – сложность формирования и прохождения законодательной инициативы, инерционность и анахронизм государственного и муниципального управления, низкие требования и отсутствие стандартов на урбанизацию территорий и поселений. Эти барьеры необходимо ликвидировать за счет пересмотра и введения инноваций в принципы разграничения полномочий между органами государственной власти и муниципалитетами, между властью и бизнесом (см. табл. 3).


Таблица 1 План работ по проекту


СрокифедерациярегионмуниципалитетЧастный капиталIV Квартал 2004 годаРазработка стратегии транспортной коммуникации и развития авиационной техники.

Внесение в перечень рассмотренияЛоббирование, информированиеПредложения, инициатива IV Квартал 2004 годаРазработка концепции реформированияIV Квартал 2004 годаРазработка концепции развития биотехнологий. Внесение в перечень рассмотренияЛоббирование, информированиеПредложения, инициативаВ течение 2005 годаПодготовка новых законодательных актов в области ВЭД и таможниЗаконодательная инициативаДо 1 января 2006 годаКонцепция разграничения полномочийЗаконодательная инициативаПредложения

Таблица 2 Источники ресурсов под реализацию проекта

ПроектыРангРесурсыСо-инвесторыДубна1Программа поддержки наукоградов, наличие связки университет-наука-предприятие

Научные кадрыКомитет ОИЯИ

Церна

Бюджеты федерального, регионального, муниципального уровняСтупиноТехнологические инновации, производственные линии

КадрыЧастные инвесторыРаменское2Российский НПК,

Авионика

КадрыЧастные инвесторыЧерноголовка3РАН

Нанотехнологии

КадрыЧастные инвесторыСерпухов-Пущино-ПротвиноМежмуниципальное партнерство

КадрыЧастные инвесторы

МуниципалитетыПодольскПромышленные предпрятия

КадрыЧастные инвесторы

муниципалитеты


Таблица 2 Институциональные барьеры и способы их преодоления


ПроектыРангБарьерыЗадачи, пути преодоленияДубнаЖилье и качество городской среды

Городские инфраструктуры

Трудовые ресурсыРазграничение полномочий различных уровней власти в области развития наукоградовСтупиноНесовершенство федерального законодательства (таможня, ВЭД) Пересмотр действующего законодательстваРаменскоеОтсутствие государственной политики в области развития авиационной техники и транспортной коммуникацииРазработка концепций развития авиационной техники и транспортной коммуникацииЧерноголовкаНесовершенство федерального законодательства по использованию государственной собственностиСовершенствование законодательства

Реформирование РАНСерпухов-Пущино-ПротвиноОтсутствие государственной политики в области развития биотехнологий

Низкая эффективность муниципального управленияРазработка концепции развития биотехнологий


Повышение ответственности муниципальной властиПодольскНизкая эффективность муниципального управленияРазработка механизмов взаимодействия муниципальной власти и бизнеса на территории города

Таблица 3 Распределение зон ответственности между уровнями федеральной и муниципальной власти


Задачи и действиярангфедерациярегионмуниципалитетРазработка концепции разграничения полномочий между уровнями власти+++Разработка стратегии транспортной коммуникации+Концепция реформирования РАН+Концепция развития биотехнологий++Подготовка новых законодательных актов в области ВЭД и таможни++

инициатива


2.4. Проект Аутсорсинг и процессинг


В ходе групповой работы аутсорсинг рассматривался как вынесение одной из функций компании за пределы компании на территорию другой страны (см. схему 1). Процессинг определялся как вынесение элемента деятельности компании, одного из ее процессов, также за пределы компании на территорию другой страны (см. схему 2). В обоих случаях вместе с функцией и процессом на принимающую территорию перекладываются стандарты деятельности головной компании, исполнители же привлекаются из региона. Московская область обладает всеми необходимыми инфраструктурами для инсталляции проекта, однако, важно отметить, что наряду с принятием стандартов западного инновационного процесса и несением федеральной ответственности1, происходит воспроизводство элементов чужого инновационного проекта, закрывающее возможность для самостоятельного инновационного развития региона. Усиленное бюджетное финансирование проектов аутсорсинга и процессинга не позволит выделить ресурс для самостоятельных фундаментальных исследований, ОКР и проч2.

Группой не была проведена оценка необходимого масштаба ресурсов для реализации проекта, но были выдвинуты требования или критерии необходимые для оценки инфраструктур. В аутсорсинге это позиция территориальной власти, существующие на территории типы деятельности (школы программирования, анализа, математические и физические школы), развитая городская инфраструктура, связь и телекоммуникации, финансовая инфраструктура, образовательный центр (для непосредственной реализации высшей подготовки кадров), расстояние до международного аэропорта до двух часов. А для процессинга требования к инфраструктурам необходимо рассматривать с позиций территории (возможность быстрого разворачивания производства), позиции территориальной власти, существующего типа деятельности, инженерной инфраструктуры, транспортной инфраструктуры и квалифицированной рабочей силы.

Аутсорсинг и процессинг обеспечивается тремя типами территориальных инфраструктур: инженерными, транспортными и рыночными.

Инфраструктурные решения аутсорсинга должны в первую очередь обеспечивать деятельность занятого в процессе человека, а процессинга – копируемого производственного процесса. Инфраструктуры на территории МО определены или насажены на энергетический, транспортный, научный, образовательный каркас МО.

Группой выделены емкие вспомогательные (обеспечивающие) рынки по отношению к процессам аутсорсинга и процессинга: рынок образовательных услуг, рынок девелопинга, рынок труда, рынок финансовых услуг, рынок транспортных услуг.

Соинвесторами проектов могут выступить высоко технологичные западные компании, которым необходимо выносить «интеллектуальное производство», его исполнительскую часть за пределы страны из соображений удешевления конечного продукта. Важно отметить, что создание инфраструктуры быстрого разворачивания производства является предварительным шагом по привлечению на территорию области венчурного бизнеса. Венчурный капитал ориентируется на быстрое и эффективное разворачивание производства на территориях рынков сбыта.

Преимущественное финансирование из государственного бюджета является основной трудностью проекта, т.к. создание инфраструктур изначально является обязательством государства. Инфраструктуры создаются для привлечения бизнеса, в первую очередь инновационного, на территорию, бизнеса, который будет использовать эту инфраструктуру для собственного роста. Государство, таким образом, подготавливает среду для деятельности бизнеса и в некотором смысле снижает бизнес-риски.


Схема 1 Аутсорсинг





Схема 2 Процессинг

2.5. Проект развития территориальных инновационных кластеров


Группа выделила 2 проекта, которые в настоящее время предлагаются к реализации:

Формирование территориального инновационного кластера в городе Троицк

Формирование информационно-технологического кластера (программирование) в городе Дубна


Базовый тезис: для создания новых территориальных кластеров (а не развития существующих – как, например, пищевого) необходимо наличие инновационной инфраструктуры и ряда факторов, без которых кластер не сможет образоваться и развиваться.


Необходимы следующие инфраструктура и факторы образования кластера:


ЭлементыТроицкДубна1. Университет+/- (будет)+

2. Человеческий капитал+10000 чел.-5000 чел.3. Научный капитал++

4. Земля и недвижимость+?+

5. Инновационная инфраструктура--6. Позиция администрации++7. Близость к мегаполису+-/+

Исходя из анализа элементов инфраструктуры и факторов, влияющих на развертывание территориальных кластеров, были выделены «проблемные» места и недостающие элементы для Троицка и Дубны:


1. Троицк

а) перераспределение и изменение статуса земельных участков для строительства объектов инновационной инфраструктуры;

б) развертывание недостающего образовательного модуля;

в) привлечение венчурного капитала на ранние стадии научно-исследовательских работ.


2. Дубна

а) выработка и осуществление миграционной политики с целью привлечения высококлассных IT-программистов;

б) развертывание социальной инфраструктуры.

Ближайшая зона развития для обоих городов - создание недостающих элементов инновационной инфраструктуры.


Была произведена оценка необходимых ресурсов, исходя из ориентировочной стоимости создания недостающих элементов для реализации кластерных проектов. Производилась в основном стоимостная оценка строительства необходимых зданий, сооружений и т.п.


Ресурсы и вероятные соинвесторы:


Троицк:


ТехнопаркЧастные инвесторы150 млн.долл.Бизнес-инкубаторыЧастные инвесторы, целевое финансирование Правительства МО1 млн. долл.Центр трансферта технологийМинистерство науки и образования РФ, частные инвесторы, Правительство МО, РАН1 млн. долл.Венчурный фондЧастные инвесторы/федералы/?региональные власти20 млн.долл.УниверситетЧастные инвесторы80 млн.долл.

Дубна:


Жилищное строительство – 250 млн. долл. (частные инвесторы, муниципалитет)


Итого: 252 млн. долл. для Троицка

250 млн. долл. для Дубны


Для Троицка были выделены следующие бенефициарии (получатели основной маржи) по подпроектам внутри мета-проекта создания кластера:

Проект «Университет» - ГУ-ВШЭ

Проект «Технопарк» - частный инвестор ООО «Каскад»

Проект «Бизнес-инкубатор» - частный инвестор, институты РАН

Проект «Центр трансферта технологий» - частный инвестор, институты РАН


Для Дубны были выделены следующие бенифициарии:

Проект «Оффшорное программирование» - частный инвестор IBS


Дубна:

Миграционная политика

Для расшивки необходимо изменение законодательства, создание специальных зон для «льготного» въезда и размещения иностранной рабочей силы.

Строительство жилья

Для работников-программистов. Исходя из количества приезжих в 10-20 тыс. человек с семьями необходимо построить более 400 тыс. кв. м жилья, что требует значительного объема безвозвратных инвестиций.


Троицк:

Дефицит земли в муниципальной собственности.

Для расшивки этой проблемной зоны необходимо осуществить выделение земельных участков в границах города, которые находятся в федеральной собственности. Для этого необходимы решения на уровне Агентства по управлению имуществом РФ, РАН, Министерства сельского хозяйства. Отдельно необходимо рассмотреть вопрос о землях и имуществе институтов РАН в плане совместного использования городом и институтом.

Транспорт

Проблема вызвана высокой маятниковой миграцией. Для реализации кластерного проекта необходима доступность основных транспортных узлов и сообщения с Москвой. Необходимо решение Правительства МО о расширении дороги до Внуково и Киевского шоссе.

Статус

Для реализации проектов «Бизнес-инкубатор», «Центр трансферта технологий» необходимо создать особые условия на территории для стимулирования инновационной наукоемкой деятельности и предпринимательства. Для этого возможно решение по созданию на территории города технико-внедренческой ОЭЗ.


2.6. Критерии и показатели инновационной деятельности


1. Выходные характеристики

1.1. Инновационная продукция – всего

В том числе:

технологические

организационные

информационные

1.2. Объем реализованной инновационной продукции

Всего

В том числе:

Доля в общем объеме реализации

В РФ

За рубежом

1.3. Патенты, лицензии Полученные, всего

в том числе,

в РФ

за рубежом

Приобретенные, всего

в том числе,

в РФ

за рубежом


2. Внутренние характеристики инновационной деятельности

2.1. Число малых инновационных предприятий

2.2. Число средних и крупных инновационных предприятий

2.3. Число занятых в сфере НИР

В том числе, 2.1. – 2.3. – в отраслевом разрезе.


2.4. Число специалистов высшей квалификации (кандидатов и докторов наук)

всего

в том числе:

занятых в сфере НИОКР

занятых в сфере производства


2.5. Персонал, занятый в НИР

всего

в том числе:

исследователи

техники

вспомогательный персонал

прочие категории


2.6. Доля лиц, занятых высококвалифицированным трудом


3. Входные характеристики инновационной деятельности

3.1. Источники финансирования

всего

в том числе:

федеральный бюджет

региональный бюджет

местные бюджеты

собственные средства

привлеченные средства

в том числе, из-за рубежа

3.2. Расходы на образование

всего

в том числе, по видам

3.3. Переподготовка кадров

всего

в том числе, по отраслям

3.4. Закупка техники

всего

в том числе

в РФ

за рубежом

4. Эффективность инновационной деятельности

* «макроуровень» – отношение реализации инновационной продукции к ВРП

* «микроуровень» - динамика объема реализации инновационной продукции; повышение конкурентоспособности продукции; новые сегменты рынка; количество патентов и лицензий на 1 млн. руб. расходов на НИР.


Такт третий: подходы к проекту организационного развития и разграничения полномочий


Разграничение полномочий:


Распределение полномочий в процессе построения и управления региональным модулем НИС Московской области, зависят от структуры деятельности, которая будет разворачиваться внутри модуля. По итогам работы такой деятельностью считается коммерциализация результатов научной деятельности. В структуру этой деятельности входит: НИОКР, патентование, реализация продуктов инновационной деятельности. Распределение полномочий осуществляется между тремя уровнями управления:

Федеральный, осуществляет финансовое и юридическое обеспечение фундаментальных научных исследований и ОКР стратегического значения, распоряжается правами на интеллектуальную собственность.

Региональный, финансирование и юридическая поддержка региональной инновационной инфраструктуры (технопарки, бизнесинкубаторы, венчурные фонды, программы подготовки кадров для обеспечение инновационной деятельности), формирование информационной инфраструктуры обеспечения инновационного процесса

Муниципальный, организация работ по формированию единиц инновационной инфраструктуры (технопарков, бизнес инкубаторов, инновационных компаний, венчурных фондов, образовательных программ, кадровых служб)


Проект организационного развития компании:


По итогам анализа текущей деятельности в инновационной сфере было выделено несколько процессов, которые необходимо запустить для оформления модуля НИС Московской области, в результате чего были выделены организационные формы, в которых будет запускаться, и управляться эти процессы:


ПроцессыСтруктурыИнформационное обеспечение инновационной деятельностиРегиональный информационный инновационный центр, региональный аналитический центрОрганизация инвестиций в инновационный бизнесРегиональный венчурный инвестиционный фонд с сетью отделений в муниципальных образованияхОбразования и подготовка кадров для инновационной деятельности, особенно инновационных менеджеровОбразовательная программа подготовки инновационных менеджеровФормирование среды инновационного бизнеса и инновационных разработокСеть технопарков и бизнесинкубаторов

Запуск разворачивание этих организационных структур планируется в течении 3-х лет (2005 – 2008)


Таблица 4 Предмет разграничения полномочий между уровнями власти


Предмет разграничения полномочийУправлениеНормативное регулированиеФинансовые ресурсыФРМБФРМБФРМБПолитика и механизмы

Политика в сфере

науки

образовании

промышленности

инноваций

Механизмы взаимодействия науки, образования, бизнеса в инновационном процессе


+

+

+

+


+


+

+

+

+


+

+

+


+

+

+


+

+

+

+

+


+

+

+

+


+

+

+


+

+

+

+

+


+

+

+

+


+

+

+

+


+

+

+

+

Управляющий,координирующий, совещательный орган

Совет по НТПолитики

Совет по развитию

Инновационное агентство

Центр (агентство) развития


+

+

+

+


+

+

+

+


+


+

+

+

+


+

+

+

+


+

+

+

+


+


+

+

+

+


+

+


+

+


+

+

Институты, системы и механизмы ресурсной поддержки

Кредиты (НИОКР,начало бизнеса…)

гранты

венчурные фонды


+


+

+


+


+

+


+


+


+

+


+


+

+


+


+

+


+


+


+

+


+


+

+


+


+


+

+Механизмы комплексирования (и поддержки) инновационной деятельности

программы

проекты

научно-технические

инвестиционные

инфраструктурные

социально-гуманитарные


+


+

+

+

+


+


+

+

+

+


+


+

+


+

+

+

+


+


+

+

+

+


+


+

+

+

+


+


+

+

+


+


+

+

+

+


+

+

+

+


+

+

+

+


+

+

+

+


+

+

+

+Субъекты

университеты и другие ОУ, ОО

НИИ, КБ

Предприятия, фирмы

«малый» бизнес

некоммерческие организации

негосударственные

государственные

+


+


+

+

+


+


+


+

+

+

+


+

+


+


+


+

+


+


+


+

+

+


+


+


+


+


+


+Инфраструктура инновационной деятельности


IT-инфраструктура

Электронная биржа


Техно-, научные парки, бизнес-инкубаторы


Инновационные центры


+

+


+


+


+

+


+


+


+

+


+


+


+
+


+


+


+

+


+


+


+

+


+


+


+


+


+

+


+


+


+

+


+


+


+

+


+


+


+

+


+


+

Процессы и задачи, способы интенсификации инновационного развития

интеграция науки, образования и коммерческая инновационная деятельность

интеграция, кооперация, координация Федеральных отраслевых и региональных инновационных систем


выращивание инновационного бизнеса

выращивание иновационных бизнесменов


подготовка кадров инновационной деятельности


социокультурная деятельность, поддрживающие и обеспечивающие инновационное развитие


+


+


+


+


+


+


+


+


+


+


+


+


+


+


+


+




+


+


+


+


+


+


+


+


+


+


+


+


+


+


+


+


+


+


+


+


+


+


+


+


+


+


+


+


+


+


+


+


+


+


+


+


+


+


+


+


+


+


+


+где Ф – федеральный уровень

Р – региональный

М – муниципальный

Б – уровень частного бизнеса.


Приложение 1


Экспертный доклад: предпосылки создания модуля Национальной инновационной системы в Московской области


  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


Похожие:

«Разработка проекта модуля национальной инновационной системы и механизмов реализации пилотного проекта в Московской области» iconМосковской области постановление
Федерации и постановлением Правительства Московской области от 26. 08. 2008 №732/31 "О разработке проекта долгосрочной целевой программы...
«Разработка проекта модуля национальной инновационной системы и механизмов реализации пилотного проекта в Московской области» iconИсследование выполнено при финансовой поддержке ргнф в рамках научно- исследовательского проекта ргнф «Разработка механизма управления инновационной активностью
Ргнф «Разработка механизма управления инновационной активностью хозяйствующих субъектов на основе создания региональной интерактивной...
«Разработка проекта модуля национальной инновационной системы и механизмов реализации пилотного проекта в Московской области» iconЛизинг как инструмент развития национальной инновационной системы
Рассмотрена возможность использования лизинга как инструмента формирования национальной инновационной системы. Особое внимание уделено...
«Разработка проекта модуля национальной инновационной системы и механизмов реализации пилотного проекта в Московской области» iconОб утверждении долгосрочной целевой программы московской
Федерации и постановлением Правительства Московской области от 26. 08. 2008 n 732/31 "О разработке проекта долгосрочной целевой программы...
«Разработка проекта модуля национальной инновационной системы и механизмов реализации пилотного проекта в Московской области» iconТема разработка проекта: от проектной идеи к формулировке проекта тема разработка проекта: планирование
Почему знания и умения из области управления проектами важны в современной жизни
«Разработка проекта модуля национальной инновационной системы и механизмов реализации пилотного проекта в Московской области» iconЛизинг как инструмент развития национальной инновационной системы
В статье рассмотрены структурные элементы инновационной системы. Отмечено непостоянст
«Разработка проекта модуля национальной инновационной системы и механизмов реализации пилотного проекта в Московской области» iconК конкурсной документации
«Разработка проектной документации для реализации инвестиционного проекта «Строительство Центральной кольцевой автомобильной дороги...
«Разработка проекта модуля национальной инновационной системы и механизмов реализации пилотного проекта в Московской области» icon1. Наименование темы проекта: «Создание научно-методического и информационно-консультационного центра инноваций»
Цель проекта – Повышение конкурентоспособности национальной экономики на основе активизации инновационной деятельности и коммерциализации...
«Разработка проекта модуля национальной инновационной системы и механизмов реализации пилотного проекта в Московской области» icon«стратегия инновационного развития госкомпаний» 29 июня 2011, Москва, Политехнический музей
«Эксперт» проводит ежегодный форум «Русские инновации», который является одним из ключевых элементов комплексного проекта, направленного...
«Разработка проекта модуля национальной инновационной системы и механизмов реализации пилотного проекта в Московской области» iconПостановление от 29 января 2009 г. N 71/2 об утверждении долгосрочной целевой программы московской области "развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в московской области на 2009-2012 годы"
Федерации и постановлением Правительства Московской области от 26. 08. 2008 n 732/31 "О разработке проекта долгосрочной целевой программы...
Разместите кнопку на своём сайте:
Бизнес-планы


База данных защищена авторским правом ©bus.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Бизнес-планы
Главная страница