I. Теоретические основы анализа финансового оздоровления предприятия




Скачать 255.05 Kb.
НазваниеI. Теоретические основы анализа финансового оздоровления предприятия
страница1/2
Дата конвертации09.09.2012
Размер255.05 Kb.
ТипДокументы
  1   2
ОГЛАВЛЕНИЕ


ВВЕДЕНИЕ

Глава I. Теоретические основы анализа финансового оздоровления предприятия

1.1 Кризис. Виды кризисов

1.2 Внешние и внутренние факторы кризисов в предпринимательских структурах

1.3 Возникновение кризисов в организации

Глава II. План финансового оздоровления предприятия ООО ТК «Русский уголь» (Москва)

2.1 Общая характеристика плана финансового оздоровления предприятия

2.2. План финансового оздоровления ООО ТК «Русский уголь» (Москва)

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

ВВЕДЕНИЕ


Важнейшими задачами предприятий (фирм) всех организованно-правовых форм в условиях рыночных отношений являются сохранение устойчивого финансового состояния и повышение эффективности предпринимательской деятельности. Проблема несостоятельности (банкротства) во все времена сопровождала конкуренцию, поэтому ее рациональное решение, с одной стороны, позволяет предотвратить ухудшение финансово-экономических результатов деятельности коммерческих организаций, а с другой стороны – создать условия для оказания помощи предприятиям (фирмам), попавшим в кризисные ситуации, по выводу их из кризиса.

Экономический кризис (др.-греч. κρίσις – поворотный пункт) –серьезные нарушения в обычной экономической деятельности. Одной из форм проявления кризиса является систематическое, массовое накопление долгов и невозможность их погашения в разумные сроки. Причину экономических кризисов часто усматривают в нарушении равновесия между спросом и предложением на товары и услуги.

Основные виды – кризис недопроизводства (дефицит) и кризис перепроизводства.

Кризис недопроизводства, как правило, вызывается внеэкономическими причинами и связан с нарушением нормального хода (экономического) воспроизводства под влиянием стихийных бедствий или политических действий (различных запретов, войн и т. п.)

Кризис перепроизводства характеризуется наличием большого количества товаров, которые превышают спрос потребителей. Обычно возникает из-за не выявления совокупного спроса и невозможности в условиях свободного рынка планирования совокупного производства. В итоге для конкретного производителя обычно неизвестно, чего и сколько нужно рынку. Первые крупные кризисы подобного рода проявились в Англии в XVII веке.

С развитием рыночной индустриальной экономики кризисы перепроизводства приобрели циклический характер и на сегодня составляют одну из фаз экономического цикла.

Следствием экономического кризиса является уменьшение реального валового национального продукта, массовые банкротства и безработица, снижение жизненного уровня населения

Ученые выделяют следующие схемы развития предприятия:

«Цикличная схема Шпитхоффа содержит стадии: спад – первый подъем – второй подъем – пик – нехватка капитала – кризис.

Разработанная в начале века схема Харварда различает: депрессия – восстановление – процветание – финансовое напряжение – производственный кризис (Depression – Recovery – Prosperity – Financial Strain – Industrial Crisis)».1

Предприятия, находящиеся в предкризисном и кризисном состоянии, нуждаются в разработке действенных мероприятий по выводу их из кризиса. Они основываются на управленческих решениях, имеющих тактический характер (наиболее активных) и дающих быструю экономическую отдачу.

Результаты производственно-хозяйственной деятельности предприятий рассматриваются как взаимодействие внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на существующую и будущую организацию управления; умение быстро приспосабливаться к изменению политических, экономических, демографических, технологических и социальных последствий общеэкономического спада производства.

Рыночной экономической наукой выработана система разнообразных финансовых методов, позволяющих своевременно привести в действие специальные финансовые механизмы защиты и необходимости проведения реорганизационных процедур.

Основным направлением повышения эффективности антикризисного управления является разработка системы антикризисных процедур, которая позволяет эффективно ликвидировать последствия кризисных явлений с учетом реальных возможностей предприятия.

Объектами антикризисного управления являются не столько процедуры финансового оздоровления несостоятельных коммерческих организаций, сколько различные варианты предупреждения возможности возникновения кризисной ситуации.

Поэтому актуальность нашей работы связана с неизбежностью возникновения кризисов в экономике государства (мирового хозяйства) и необходимостью разработки антикризисного управления на предприятиях для преодоления их последствий.

Цель работы:

  • проанализировать основные этапы хозяйственной деятельности предприятия,

  • обосновать необходимость разработки антикризисных мер,

  • разработать план финансового оздоровления предприятия.

Задачи:

  • рассмотреть основные виды кризисов;

  • составить план финансового оздоровления компании ООО ТК «Русский уголь» (Москва).

Объект курсовой работы: финансовая деятельность предприятия.

Предмет: разработка плана финансового оздоровления предприятия.


Глава I. Теоретические основы анализа финансового оздоровления предприятия

1.1 Кризис. Виды кризисов


Исследование развития экономики показывает, что с XIX в. в странах с рыночной экономикой каждые 7 – 11 лет проявляются средние циклы, каждые 3–5 лет – малые циклы. На них накладываются большие циклы со средней продолжительностью около 50 лет.

«Эта цикличность выражается в неравномерности развития экономики, периодах застоя, спада и оживления производства: Кризис –Депрессия(стагнация) – Оживление – Подъем(бум) – Кризис»2.

Фазе кризиса свойственны снижение объемов общественного производства, деловой активности предпринимательских структур, рост безработицы, банкротств хозяйствующих субъектов. Покупательная способность в целом снижается, возможно затоваривание и падение цен, что приводит к новому сокращению активности.

Депрессия представляет собой достаточно продолжительную (до нескольких лет) фазу, при которой экономика обретает новое равновесие между производством и потреблением товаров. Предпринимательская и инвестиционная активность пока невысоки, так как доверие восстанавливается довольно долго. Может сохраняться массовая безработица. Данная фаза является фазой накопления капитала.

Фаза оживления характеризуется началом заметных капиталовложений и инвестирования, активизированием предпринимательской деятельности, ростом объема общественного производства, повышением покупательной способности и цен, увеличением занятости.

Поощряемые успехом других создаются новые предприятия. В классическом понимании оживление завершается при достижении докризисного уровня, после чего начинается подъем на новый виток развития.

Фаза подъема представляет период выхода на качественно новый уровень экономики. Это связано с появлением новых технологий производства товаров, новых предприятий. В то же время на данной фазе начинают вызревать противоречия, которые подготавливают основу нового циклического кризиса. Постепенно увеличиваются объемы товарных запасов, возникает дефицит платежеспособного спроса.

Подобную цикличность можно наблюдать и в микроэкономике на уровне отдельных предприятий, но здесь есть свои особенности. «Фаза I – Реорганизация/Возникновение, Фаза II – Становление, Фаза III – Подъем (развитие), Фаза IV – Спад/Ликвидация».3

Не все предприятия проходят путь от фазы возникновения до фазы становления. По некоторым оценкам, таких предприятий насчитывается около 20%. Еще 40 – 60% от сохранившихся предприятий успешно проходят «проверку» на жизнеспособность и переходят из фазы становления к фазе подъема, которая характеризуется ростом экономического потенциала предприятия. Фаза спада неизбежно (100% случаев) приходит после фазы роста и экспансии. После ее наступления предприятие либо проходит фазу реорганизации и продолжает свою деятельность, либо ликвидируется, в том числе через процедуры банкротства.

Экспансия – расширение сфер влияния частнокапиталистических фирм, монополистических объединений и групп.

Сказанное выше относится к неизбежному кризису развития любого предприятия по объективным причинам, вызванным цикличностью. Но существуют и другие объективные и субъективные причины, которые могут спровоцировать кризис и на начальных фазах цикла. При этом у предприятий также есть два варианта развития – либо преодоление кризисных факторов и сохранение, либо ликвидация. Именно поэтому только указанная выше незначительная доля фирм доживает до стадии подъема, успешно преодолев фазы возникновения и становления.

1.2 Внешние и внутренние факторы кризисов в предпринимательских структурах


Предприятия осуществляют свою деятельность во внешней среде, которую формируют действующая нормативно-правовая база государства, законы рынка, другие предприятия и организации, являющиеся для данных предприятий поставщиками и потребителями, и т. д.

Таким образом, внешняя для каждого предприятия среда представляет cобой сложно организованную систему, куда оно входит одной из составных частей.

Вместе с тем предприятие – это тоже система той или иной сложности. Поэтому факторы кризисов по отношению к предприятиям дифференцируются на внешние и внутренние.

Основные внешние факторы подразделяются на международные и национальные. К числу международных факторов относятся:

  • наличие кризиса в других странах, глобальные экономические или финансовые кризисы;

  • международная политика по отношению к стране и политика международных финансовых институтов, наличие ограничений, эмбарго и т. п.;

  • наличие международных торговых, тарифных соглашений;

  • международная конкуренция.

Основными национальными факторами являются:

  • нестабильность политического курса;

  • неустоявшееся, часто меняющееся законодательство;

  • чрезмерный монополизм;

  • низкий или спадающий платежеспособный спрос;

  • слабый государственный бюджет и государственный заказ;

  • нестабильное состояние финансовой системы;

  • нарушение устоявшихся партнерских связей;

  • высокая инфляция;

  • налоговая, кредитная, валютная политика;

  • коррупция, лоббизм, криминализация.

У России, как страны расположенной на огромной территории, есть специфические внешние факторы кризиса, связанные с различием уровней политического, экономического развития, различием климата регионов. Это – региональные факторы. К ним относятся:

  • особое местное, региональное законодательство;

  • удаленность от рынков сбыта;

  • отсутствие развитой экономической инфраструктуры;

  • сложные климатические условия.

Основные внутренние факторы кризиса предприятия заключаются:

  • в низких конкурентных позициях предприятия (по качеству продукции, доле рынка и др.);

  • неудачной маркетинговой политике;

  • устаревших технологиях, физическом и моральном износе фондов;

  • неадекватной организационной структуре;

  • неэффективной и нерациональной структуре активов и пассивов;

  • отсутствии, сокращении, убыточности инвестиций, невнятной инвестиционной политике;

  • недиверсифицированном производстве;

  • неликвидной продукции, неконкурентоспособной, устаревшей;

  • неконкурентоспособных ценах;

  • высокой по сравнению с конкурентами себестоимости;

  • значительной просроченной задолженности потребителей;

  • большой зависимости от поставщиков и других кредиторов;

  • недоучете финансовых рисков;

  • слабых кредитных возможностях;

  • недостатке ресурсов (финансовых, материальных, трудовых).

В современной литературе по менеджменту понятие «организация» рассматривается как некоторое относительно обособленное структурное подразделение в общей системе разделения общественного труда.

Критериями такого обособления являются экономическая самостоятельность, организационная целостность, наличие управляющей системы, общий результат работы.

В качестве организации могут рассматриваться фирма, предприятие, офис, акционерное общество, банк, компания (страховая, туристическая и др.), а также структурные единицы системы государственного управления.

Возможно ли возникновение кризиса в деятельности отдельной организации?

Практика показывает, что кризисы не только возможны – они отражают собственные ритмы развития каждой отдельной организации.

1.3 Возникновение кризисов в организации


Симптомы кризисов проявляются в показателях и, что очень важно, в тенденциях их изменения, отражающих функционирование и развитие организации. Так, анализ показателей фондоотдачи, производительности, эффективности, энерговооруженности может выявить предрасположенность производственной организации к наступлению кризиса.

Большую роль играет анализ финансово-экономических и социально-экономических показателей.

Симптом кризиса – это и состояние показателя, и тенденции его изменения. При этом показатели могут оцениваться как по отношению к установленной для них нормативной величине (допуски изменений), так и по отношению друг к другу.

Симптомом кризисного развития могут быть либо несоответствие показателей закономерным соотношениям, либо временные параметры.

Причины возникновения кризисов в организации могут быть различными. Но очень важно распознавать симптомы кризисного развития, чтобы своевременно использовать программы антикризисного управления. Необходимо различать факторы, симптомы и причины кризиса.

Например, темп роста производительности труда должен опережать темп роста заработной платы. Если этого не происходит, то опасность кризиса увеличивается.

Симптомы не всегда отражают причины кризиса. Потому необходимо различать симптомы и причины, чтобы уметь по симптомам находить истинные причины кризиса и учитывать возможность ложных симптомов.

Симптом – это первоначальное, внешнее проявление кризисных явлений, которые не всегда характеризуют истинные причины кризиса, но по которым эти причины можно установить. Оценивать кризисы следует не только по его симптомам, но и по причинам и реальным факторам.

Фактор кризиса – это событие или зафиксированное состояние, или установленная тенденция, свидетельствующие о наступлении кризиса.

Причина кризиса – это события или явления, вследствие которых появляются факторы кризиса.

Например, инфляция является фактором кризиса, причиной инфляции может быть увеличение массы денег в связи с большим государственным долгом и невозможностью его погашения в определенный период времени. Симптомами же кризиса могут быть, например, использование долларов в расчетных операциях, неоправданный и неумеренный рост заработной платы, повышение цен и пр.

В организации факторами кризиса могут быть снижение качества продукции, нарушение технологической дисциплины, старение технических средств, большая задолженность по кредитам. Причинами могут быть финансово-экономические просчеты, общее положение экономики, низкая квалификация персонала, недостатки системы мотивирования. Симптомы кризиса – появление первых признаков отрицательных тенденций, устойчивость этих тенденций, деловые конфликты, нарастание финансовых проблем и др.


  1   2


Похожие:

I. Теоретические основы анализа финансового оздоровления предприятия icon1. Теоретические основы анализа финансового состояния предприятия. 6
Основные направления укрепления финансового положения предприятия на примере ОАО «Казаньоргсинтез». 57
I. Теоретические основы анализа финансового оздоровления предприятия iconВведение 2
Теоретические основы бизнес-планирования с целью финаносвого оздоровления предприятия 4
I. Теоретические основы анализа финансового оздоровления предприятия iconАвторское выполнение научных работ любой сложности грамотно и в срок
Теоретические основы бизнес планирования для финансового оздоровления организации 6
I. Теоретические основы анализа финансового оздоровления предприятия iconТеоретические и методические основы анализа финансового состояния

I. Теоретические основы анализа финансового оздоровления предприятия icon1. Теоретические основы финансового анализа
Методические указания рассмотрены и одобрены на заседании кафедры учета и аудита
I. Теоретические основы анализа финансового оздоровления предприятия iconДипломная работа анализ финансового состояния предприятия на примере ООО «директ стар»
Теоретические и методологические аспекты анализа финансовой деятельности предприятия 11
I. Теоретические основы анализа финансового оздоровления предприятия iconМетодические указания по проведению анализа финансового состояния организаций 12
Методологические и норамтивно-правовые основы диагностики социально-экономического состояния предприятия
I. Теоретические основы анализа финансового оздоровления предприятия iconМетодические рекомендации по составлению планов финансового оздоровления (бизнес-планов) (Приложение 2), Порядок согласования плана финансового оздоровления (бизнес-плана)
В целях повышения эффективности проведения мероприятий по финансовому оздоровлению
I. Теоретические основы анализа финансового оздоровления предприятия iconТеоретические основы учета, анализа и аудита расчетов с дебиторами и кредиторами 7

I. Теоретические основы анализа финансового оздоровления предприятия iconВведение 4
Теоретические основы бизнес-планирования для финансового оздоровлления организации 6
Разместите кнопку на своём сайте:
Бизнес-планы


База данных защищена авторским правом ©bus.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Бизнес-планы
Главная страница