Программа курса Современные концепции периодических изданий




Скачать 253.98 Kb.
НазваниеПрограмма курса Современные концепции периодических изданий
страница1/3
Дата конвертации09.09.2012
Размер253.98 Kb.
ТипПрограмма курса
  1   2   3



программа курса


Современные концепции периодических изданий


Для студентов факультета журналистики


Москва

Институт международного права и экономики имени А.С. Грибоедова

2004

Утверждено
кафедрой теории и практики
периодической печати


С о с т а в и т е л ь — канд. филол. наук, доц. В.Л. Иваницкий


Программа курса «Современные концепции периодических изданий». — М.: ИМПЭ им. А.С. Грибоедова, 2004. — 19 с.


Подготовлена на факультете журналистики.


© Иваницкий В.Л., 2004


Цели и задачи курса

Цель курса — сформировать у студентов комплексное понимание принципов и норм, закономерностей создания предприятия, занимающегося выпуском периодического СМИ как субъекта рынка, действующего на основе финансовой и творческой самодостаточности.

Задачи курса — раскрыть содержание индустрии СМИ как самостоятельной отрасли хозяйства России, дать студентам целостное представление о назначении, характере, содержании и особенностях текущей российской практики деятельности СМИ в условиях рынка и зарождающегося гражданского общества, ознакомить с практикой деятельности наиболее успешных в экономическом и творческом плане российских СМИ, раскрыть логику создания и выведения на рынок нового СМИ, показать практику законодательства, регулирующего правовые отношения в сфере деятельности СМИ.

Концептуальные знания в области практики создания и выведения на рынок современных СМИ, а также адаптации к условиям рынка уже действующих СМИ являются необходимой составляющей деловой культуры современного профессионального журналистского сообщества. Изучение курса ориентировано на расширение и углубление необходимого комплекса знаний из области экономики, права, языкознания, необходимых для создания, развития и трансформации концепции современного периодического издания, работающего в условиях рынка, выработку умения применять полученные знания на практике.

При изучении тем курса, студент должен ознакомиться с основной и дополнительной научной и учебной литературой, с действующими нормативными актами Российской Федерации, касающимися изучаемой темы, написать ряд контрольных работ, реферат на тему концепции конкретного издания, принять участие во встречах с действующими руководителями и менеджерами успешных российских СМИ в рамках семинаров, практических занятий.

В результате изучения тем курса студентам предстоит понять, что представляет из себя современное СМИ, действующее в условиях рыночной экономики и современных общественных и политических реалий, каков предмет данной отрасли знания о СМИ.

Особое внимание следует сосредоточить на уяснении природы средств массовой информации как субъекта рынка, как единой индустрии, их места и роли в жизни информационного общества.

Семинары, практические занятия по курсу посвящены осмыслению современной практики деятельности наиболее успешных в творческом и экономическом смысле СМИ. Материалы к семинарам содержат вопросы для обсуждения в ходе занятий, на которых будут прививаться навыки самостоятельной работы. В рамках работы на семинарах студенты должны научиться на основе анализа и обобщения информации из разных источников делать собственные выводы теоретического и практического характера, готовить практические решения для создания концепции современного периодического издания, действующего в условиях рынка и становления гражданского общества в России.


Программа

Раздел I. Информационный рынок России. Индустрия СМИ России
в современных условиях развития информационного рынка
и гражданского общества. Система российских СМИ. Создание концепции как важнейший элемент выхода СМИ на информационный рынок


Тема 1. Предмет и система курса

Предмет, задачи и структура курса. Место и роль курса в формировании профессиональной культуры будущих журналистов.


Тема 2. Становление индустрии СМИ

Понятие индустрии СМИ. Информация как основа индустрии СМИ. Институциональная основа индустрии СМИ. Правовое регулирование индустрии. Информационные ресурсы. Рынок информационной продукции и услуг. Роль СМИ в политической, социально-экономической и культурной жизни современного общества.


Тема 3. СМИ на информационном рынке: редакция как предприятие

Политические и правовые основы возникновения индустрии СМИ. Выход закона о печати в СССР, выход закона о СМИ в России как база для возникновения нового типа предприятия, занимающегося созданием и выпуском СМИ. Несовершенство запуска новой индустрии. Зависимость индустрии СМИ от олигархического капитала в 1993–1998 гг. Компенсационные рыночные механизмы в виде предоставления льгот. Возникновение менеджмента СМИ в России, первые успешные СМИ в условиях рынка.


Тема 4. Система российских СМИ
Типология издания как основа создания концепции периодического издания


Система СМИ современной России. Типология издания как базовая идея возможного создания нового СМИ. Уточнение типологических особенностей будущего издания с помощью рыночных инструментов. Маркетинговые исследования будущей аудитории: коммерческие и некоммерческие инструменты.


Тема 5. Концепция периодического издания: от идеи до бренда

Возникновение технологии вывода СМИ на рынок по цепочке: возникновение базовой идеи – создание концепции издания – создание бизнес-плана издания – поиск инвестора – регистрация СМИ – регистрация предприятия – издателя СМИ – внедрение процедур регулярного менеджмента в процесс издания СМИ – выход на «точку безубыточности» – создание торговой марки – создание бренда – поддержание и развитие бренда.


Раздел II. Технология создания нового СМИ
и вывод его на информационный рынок



Тема 6. Возникновение и развитие базовой идеи создания нового СМИ

Базовая идея как результат первичного исследования рынка СМИ с учетом типа будущего издания. Подкрепление идеи инструментами исследования рынка – поиск ниши. Создание временного творческого коллектива. Создание первичной концепции нового издания как результат работы временного творческого коллектива. Создание пробного макета издания, описание формата издания, создание штатного расписания издания, создание бизнес-плана издания. Оценка инвестиционных возможностей инициативной группы, поиск внешнего инвестора. Переговорный процесс с внешним инвестором на основе концепции СМИ и его бизнес-плана. Подготовка регистрационных документов нового СМИ и Устава предприятия – издателя СМИ.


Тема 7. Правовые аспекты создания нового СМИ

Закон СССР «О печати и других средствах массовой информации» от 12 июня 1990 г. как предтеча Закона РФ «О средствах массовой информации» от 27 декабря 1991 г. Основные положения и структура действующего закона. Особенности процедуры учреждения СМИ. Процедура регистрации СМИ. Система правоотношений между учредителем, редакцией, издателем и собственником. Статус редакции. Устав редакции. Издательский договор. Статус учредителя, издателя, собственника, главного редактора, редакции издания.


Тема 8. Организационно-административные аспекты создания нового СМИ

Формирование правовой службы редакции. Выбор организационно-правовой формы предприятия-издателя. Регистрация предприятия-издателя СМИ в установленном порядке, постановка его на учет в налоговой инспекции. Назначение генерального директора предприятия-издателя. Назначение главного бухгалтера предприятия-издателя. Назначение главного редактора СМИ. Создание системы оплаты труда. Устав СМИ (издательский договор). Создание положения о разделении полномочий между редакцией СМИ (главным редактором) и нежурналистским коллективом (генеральным директором), принятие положения о редакционной политике. Принятие положения о документообороте между инвестором и СМИ. Создание штатного расписания предприятия, создание должностных инструкций сотрудников предприятия. Приказ о назначении генерального директора, главного редактора и главного бухгалтера на основании решения собственников предприятия-издателя СМИ. Аренда (покупка) редакционного помещения.


Тема 9. Экономические аспекты создания нового СМИ

Формирование финансового и менеджерского коллективов издания. Создание модели выхода редакции СМИ на «точку безубыточности» и последующее обеспечения экономической редакционной самостоятельности. Проблема первоначального капитала: способы и методы его передачи СМИ. Создание положения об учетной политике на предприятии, издающем СМИ. Создание системы контроля за исполнением бизнес-плана издания. Создание системы бюджетирования на предприятии. Создание экономико-финансового алгоритма работы предприятия: ежедневного, еженедельного, ежемесячного, ежеквартального, полугодового, годового. Создание системы производственных совещаний. Создание системы документооборота на предприятии. Создание системы рабочих планов сотрудников и отчетов по ним. Создание системы продвижения издания и его продуктов. Создание системы диверсификации деятельности предприятия.


Тема 10. Технические аспекты создания нового СМИ

Создание технического коллектива редакции: системный администратор, дизайнер, веб-мастер, администратор печати, транспортная служба. Определение технической платформы постановки учета на предприятии. Определение технической платформы создания оригинал-макета издания. Определение программного комплекса создания оригинал-макета СМИ. Программы, используемые при оформлении (дизайне издания), преимущества и недостатки. Создания формата издания в зависимости от его типа: содержательная модель издания, дизайнерская (оформительская) модель издания. Создание Интранета. Создание выпускающей бригады, определение ее состава и компетенции. Выстраивание технических отношений с полиграфическим комплексом: определение протокола передачи оригинал-макета, создание печатных форм, печатание тиража, процесс последконтроля, упаковка, доставка распространителям, вывоз остатков тиража от распространителей. Создание Интернет-версии издания.


Тема 11. Творческие аспекты создания нового СМИ

Создание творческого коллектива издания. Уточнение формата издания в зависимости от его типа: содержательная модель издания, дизайнерская (оформительская) модель издания. Создание службы рерайта. Оформление формата издания во внутрифирменный документ. Создание системы перспективного планирование деятельности редакции и планирования текущего номера. Мониторинг новостей. Создание системы взаимодействия с рекламной службой издания. Участие в профессиональных выставках и конференциях. Участие журналистов в подписной компании. Инструменты повышения доверия к изданию. Редакционные ноу-хау. Создание внештатного авторского коллектива. Специальные проекты. Роль личности в выведении издания на рынок. Интернет как инструмент продвижения СМИ на рынке, как свидетельство современности издания.


Раздел III. Процедуры регулярного менеджмента
как технология закрепления СМИ на рынке,
преодоления «точки безубыточности» и дальнейшего развития


Тема 12. Процедуры регулярного менеджмента. Общие положения

Процедуры регулярного менеджмента в организации как система организации деятельности предприятия. Элементы регулярного менеджмента: структура, финансы, бизнес-план, маркетинг, учет, экономика, логистика. Подготовка организации к введению процедур регулярного менеджмента: определение центров финансовой ответственности (ЦФО) редакции, определение центров бюджетирования (ЦБ), постановка системы бухгалтерского и административного учета, разработка и внедрение документооборота и системы контроля за исполнением решений и поручений. Введение процедур регулярного менеджмента в ежедневную практику деятельности редакции.


Тема 13. Структура предприятия, издающего СМИ
и структура редакции СМИ: особенности функционирования


Типы структур организации. Основные типы структур – организационно-функциональная и дивизиональная. Особенности дивизиональной структуры, ее преимущества перед остальными в условиях рынка. Структура предприятия, издающего СМИ как монопродукт. Структура предприятия, издающего СМИ в ряду других видов деятельности, особенности подобных структур. Структура современной редакции СМИ, ее составляющие: административная, правовая, техническая, творческая и менеджерская. Внутренние нормативные документы, определяющие структуру предприятия и правила взаимодействия между ее составляющими и сотрудниками: положение о структуре предприятия, положения о подразделениях предприятия, типовые должностные инструкции, типовой трудовой договор, положение об оплате труда, ряд иных положений внутреннего характера. Структура компании как основа организации деятельности предприятия.


Тема 14. Финансовая политика предприятия, издающего СМИ

Определение понятия «финансовая политика предприятия». Инструментарий финансовой политики: бюджетирование, финансовый анализ, менеджмент привлечения заемных средств, менеджмент размещения временно свободных средств, инвестиционный менеджмент, эмиссия, траст, факторинг, лизинг, страхование и другие инструменты. Особенности финансовой политики предприятия, издающего СМИ.


Тема 15. Экономика предприятия, издающего СМИ

Определение понятия «экономика предприятия». Понятие себестоимости. Единица продукции на предприятии, издающем СМИ. Создание программы снижения себестоимости единицы продукции: снижение издержек на систему закупок, на производство, повышение результативности работы коммерческой службы, повышение производительности труда журналистов. Резервы снижения себестоимости. Себестоимость единицы продукции как индикатор конкурентоспособности предприятия, издающего СМИ.


Тема 16. Маркетинг на предприятии, издающем СМИ

Определение понятия «маркетинг». Основные элементы маркетинга: продукт, цена, рынки сбыта, продвижение. Маркетинг как философия бизнеса СМИ. Маркетинг как комплекс инструментов изучения рынка и воздействия на него. Маркетинг как функция управления рыночной деятельностью предприятия. Маркетинговые внутрифирменные технологии: создание прайс-листа на услуги СМИ, создание системы скидок на услуги, создание системы работы с клиентами. Создание системы подписки и розничной продажи издания на основе собственных подразделений и аутсоринга. Создание системы оплаты труда коммерческой службы издания. Создание баз данных потребителей продукции и услуг редакции. Диверсификация деятельности редакции, создание и выведение на рынок новых продуктов. Принцип проектного ведения дел.


Тема 17. Учет на предприятии, издающем СМИ

Определение понятия «учет». Бухгалтерский учет и управленческий учет: общее и различия. Управленческий учет как база для принятия административных решений. Учетная политика предприятия, издающего СМИ, ее особенности. Учетная политика как фактор управления себестоимостью, как фактор конкурентоспособности. Бюджет предприятия, инструменты его исполнения. Бюджетирование как регулярный процесс. Создание системы управления бюджетом. Создание форм ежедневного управления бюджетом. Особенности налогообложения СМИ. Программы автоматизации учета на предприятии.


Тема 18. Бизнес-планирование (моделирование) на предприятии,
издающем СМИ


Определение понятия «бизнес-план». Типология бизнес-планов. Программные инструменты создания бизнес-планов. Структура бизнес-плана. Бизнес-план как инструмент внутрифирменного управления. Бизнес-план как инструмент диверсификации деятельности компании. Бизнес-план как инструмент привлечения инвестиций. Бизнес-планирование как инструмент определения стратегии предприятия в среднесрочной и долгосрочной перспективе.


  1   2   3


Похожие:

Программа курса Современные концепции периодических изданий iconПрограмма профильного курса
В процессе подготовки профильного курса ”Управление бизнесом. (Менеджмент)” использованы современные разработки и методические материалы...
Программа курса Современные концепции периодических изданий iconРабочая программа факультативного курса «Современные методы управления развитием города»
«Экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами – строительство»
Программа курса Современные концепции периодических изданий icon«Северный (Арктический) федеральный университет» библиотека список литературы для студентов
В списке представлены библиографические описания научных, учебных, учебно-методических и периодических изданий, статистических сборников,...
Программа курса Современные концепции периодических изданий iconИ. А. Матвеев it-стратегии в менеджменте организации
В статье рассматриваются особенности понятия «IT(Information Technologies)-стратегии», современные концепции ее формирования
Программа курса Современные концепции периодических изданий iconНаучно-исследовательская работа кафедры «корпоративные финансы и финансовый менеджмент»
Научно-исследовательская работа кафедры осуществляется в рамках научной школы «Современные концепции и методы финансового менеджмента»...
Программа курса Современные концепции периодических изданий iconПрограмма подготовки к государственной итоговой аттестации для магистрантов II курса
Программа по подготовке к государственной итоговой аттестации для студентов II курса, обучающихся по направлению 521500 (080500....
Программа курса Современные концепции периодических изданий iconПрограмма семинара «Современные схемы финансирования инновационных проектов»
Государственное финансирование инновационных проектов на стадии старта на примере государственных программа sbir (сша) и старт
Программа курса Современные концепции периодических изданий iconВыпускная работа Современные технологии ведения секретарской деятельности Вы пускная работа студентки III курса заочного отделения по специальности: «Документоведение и информационная деятельность»
Грамотное и качественное выполнение всех видов научных работ. Скидки, оригинальность, контроль плагиата, прямое общение с
Программа курса Современные концепции периодических изданий iconОбластная целевая программа
В соответствии с постановлением Правительства области от 03. 08. 2009 n 803-п о концепции
Программа курса Современные концепции периодических изданий iconПсихические вирусы ивц «Маркетинг» Москва 2002 Содержание кризис разума 4 смена парадигмы 5
Б 17 Ричард Броди. Психические вирусы. Методическое пособие для слушателей курса. «Современные психотехнологии». Москва, 2002, 192...
Разместите кнопку на своём сайте:
Бизнес-планы


База данных защищена авторским правом ©bus.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Бизнес-планы
Главная страница