Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования




НазваниеГосударственный образовательный стандарт среднего профессионального образования
страница1/4
Дата конвертации07.09.2012
Размер0.55 Mb.
ТипГосударственный образовательный стандарт
  1   2   3   4



Министерство образования Российской Федерации

УТВЕРЖДАЮ

Первый заместитель Министра образования Российской Федерации




А.Ф. Киселев

2002 г.

Регистрационный номер № 04-0601-Б


ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ


ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ


к минимуму содержания и уровню подготовки

выпускников но специальности


0601 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)

(базовый уровень среднего профессионального образования)


Квалификация - бухгалтер


Вводится в действие с 1 сентября 2002 г.


Москва –2002


1. Общая характеристика специальности

0601 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)


1.1. Специальность 0601 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) утверждена приказом Министерства образования Российской Федерации от 2 июля 2001 г. № 2572 «Об утверждении государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования - Классификатора специальностей среднего профессионального образования».


1.2. Формы освоения основной профессиональной образовательной программы по специальности 0601 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям):

очная,

очно-заочная (вечерняя),

заочная,

экстернат.


1.3. Нормативный срок освоения основной профессиональной образовательной программы по специальности при очной форме обучения, образовательная база приема

Нормативный срок освоения основной профессиональной образовательной программы при очной форме обучения:

на базе среднего (полного) общего образования - 1 год 10 месяцев;

на базе основного общего образования - 2 года 10 месяцев1.

Абитуриент при поступлении должен иметь один из документов:

  • аттестат о среднем (полном) общем образовании;

  • аттестат об основном общем образовании;

  • диплом о начальном профессиональном образовании с указанием о полученном уровне общего образования и оценками по дисциплинам Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений;

  • документ об образовании более высокого уровня.


1.4. Квалификация выпускника - бухгалтер.


1.5. Квалификационная характеристика выпускника

Выпускник должен быть готов к профессиональной деятельности по бухгалтерскому учету и анализу имущества, обязательств и хозяйственных операций в качестве бухгалтера на предприятиях, организациях, учреждениях (далее – организациях) независимо от их организационно-правовых форм.


Основные виды деятельности бухгалтера:

учетно-аналитическая – ведение бухгалтерского учета имущества, обязательств и хозяйственных операций; отражение на счетах бухгалтерского учета операций, связанных с движением основных средств, товарно-материальных ценностей и денежных средств; начисление и перечисление налогов и сборов в федеральный, региональный и местный бюджеты, в государственные внебюджетные социальные фонды, платежей в банковские учреждения, средств на финансирование капитальных вложений, заработной платы рабочих и служащих, других выплат и платежей; обеспечение руководителей, кредиторов, инвесторов, аудиторов и других заинтересованных пользователей бухгалтерской отчетности сопоставимой и достоверной бухгалтерской информацией по соответствующим направлениям (участкам) учета; проведение инвентаризации денежных средств, товарно-материальных ценностей и обязательств; подготовка данных по соответствующим участкам бухгалтерского учета для составления отчетности; использование компьютерных технологий в учетно-аналитической деятельности;


экономическая - учет поступающих денежных средств, товарно-материальных ценностей, основных средств, а также учет издержек производства и обращения, исполнения смет расходов, реализации продукции (выполнения работ и услуг); составление отчетных калькуляций себестоимости готовой продукции (выполняемых работ, услуг); участие в разработке мероприятий по эффективному использованию внутрихозяйственных резервов; выполнение работ по ведению базы данных о хозяйственных операциях и финансовых результатах деятельности организаций и т.д; проведение анализа хозяйственной деятельности организации по данным бухгалтерского учета и отчетности с использованием вычислительной техники;


финансово-контрольная - проведение в соответствии с действующими положениями документальных ревизий хозяйственно-финансовой деятельности организаций; разработка и осуществление мер, направленных на повышение эффективности использования финансовых средств; обеспечение сохранности бухгалтерских документов, оформление их в соответствии с установленным порядком для передачи в архив.


Выпускник должен уметь: документально оформлять и отражать на счетах бухгалтерского учета операции, связанные с движением основных средств, товарно-материальных ценностей, денежных средств, расчетов и т.д.; составлять бухгалтерскую и статистическую отчетность; анализировать хозяйственно-финансовую деятельность организации; оценивать ликвидность и платежеспособность организации; пользоваться нормативными документами и инструкциями Министерства финансов РФ, Министерства по налогам и сборам РФ и других государственных органов, регулирующими порядок бухгалтерского учета, отчетности и налогообложения; использовать вычислительную технику для обработки учетно-финансовой информации.

Выпускник должен знать: рыночные методы хозяйствования, экономику, организацию труда и управления; законодательные акты, постановления, распоряжения, приказы, руководящие методические и нормативные материалы по организации бухгалтерского учета имущества, обязательств и хозяйственных операций и составлению отчетности; формы и методы бухгалтерского учета в организации; план и корреспонденцию счетов; организацию документооборота по участкам бухгалтерского учета; налоговое законодательство РФ, формы и методы анализа финансово-хозяйственной деятельности и контрольно-ревизионной работы; компьютерное обеспечение бухгалтерской деятельности.


1.6. Возможности продолжения образования выпускника

Выпускник, освоивший основную профессиональную образовательную программу среднего профессионального образования по специальности 0601 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям), подготовлен:

  • к освоению основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования повышенного уровня;

  • к освоению основной профессиональной образовательной программы высшего профессионального образования;

  • к освоению основной профессиональной образовательной программы высшего профессионального образования по специальности 060500 Бухгалтерский учет, анализ и аудит в сокращенные сроки.



2. Требования к уровню подготовки выпускника

по специальности 0601 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)


2.1. Общие требования к образованности выпускника

Выпускник должен:

  • понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;

  • иметь представление о современном мире как духовной, культурной, интеллектуальной и экологической целостности; осознавать себя и свое место в современном обществе;

  • знать основы Конституции Российской Федерации, этические и правовые нормы, регулирующие отношения человека к человеку, обществу и природе; уметь учитывать их при решении профессиональных задач;

  • обладать экологической, правовой, информационной и коммуникативной культурой, элементарными умениями общения на иностранном языке;

  • обладать широким кругозором; быть способным к осмыслению жизненных явлений, к самостоятельному поиску истины, к критическому восприятию противоречивых идей;

  • быть способным к системному действию в профессиональной ситуации; к анализу и проектированию своей деятельности, самостоятельным действиям в условиях неопределенности;

  • быть готовым к проявлению ответственности за выполняемую работу, способным самостоятельно и эффективно решать проблемы в области профессиональной деятельности;

  • быть способным к практической деятельности по решению профессиональных задач в организациях различных организационно-правовых форм; владеть профессиональной лексикой;

  • быть способным научно организовать свой труд, готовым к применению компьютерной техники в сфере профессиональной деятельности;

  • быть готовым к позитивному взаимодействию и сотрудничеству с коллегами;

  • быть готовым к постоянному профессиональному росту, приобретению новых знаний;

  • обладать устойчивым стремлением к самосовершенствованию (самопознанию, самоконтролю, самооценке, саморегуляции и саморазвитию); стремиться к творческой самореализации;

  • знать основы предпринимательской деятельности и особенности предпринимательства в профессиональной сфере;

  • иметь научное представление о здоровом образе жизни, владеть умениями и навыками физического совершенствования.


2.2. Требования к уровню подготовки выпускника по дисциплинам


По общим гуманитарным и социально-экономическим дисциплинам

Выпускник должен:


в области философии:

  • иметь представление о философских, научных и религиозных картинах мира, смысле жизни человека, формах человеческого сознания и особенностях его проявления в современном обществе, о соотношении духовных и материальных ценностей, их роли в жизнедеятельности человека, общества, цивилизации;

  • иметь представление об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей природной среды;

  • иметь представление о роли науки, научного познания и его структуре, формах и методах, социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологии;

в области права:

  • знать основные положения Конституции Российской Федерации;

  • иметь представление об основных отраслях права Российской Федерации;

  • знать права и свободы человека и гражданина, механизмы их реализации;

  • уметь использовать необходимые нормативно-правовые документы;


в области русского языка и культуры речи:

  • знать различия между языком и речью, функции языка как средства формирования и трансляции мысли;

  • знать нормы русского литературного языка, специфику устной и письменной речи, правила продуцирования текстов разных деловых жанров;

  • уметь строить свою речь в соответствии с языковыми, коммуникативными и этическими нормами;

  • уметь анализировать свою речь с точки зрения ее нормативности, уместности и целесообразности; устранять ошибки и недочеты в своей устной и письменной речи;

  • уметь пользоваться словарями русского языка;


в области иностранного языка:

  • владеть лексическим (1200-1400 лексических единиц) и грамматическим минимумом, необходимым для чтения и перевода (со словарем) иностранных текстов профессиональной направленности;

  • обладать элементарными умениями общения на иностранном языке;


в области физической культуры:

  • иметь представление о роли физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека; знать основы здорового образа жизни;

  • уметь использовать физкультурно-спортивную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей, самоопределения в физической культуре;


в области социальной психологии:2

  • знать закономерности общения, социально-психологические феномены группы и общества, пути социальной адаптации личности;

  • уметь пользоваться простейшими приемами саморегуляции поведения в процессе межличностного общения;


в области этики:

  • иметь представление об основных категориях этики;

  • знать основные понятия и принципы этики; моральные нормы и принципы взаимоотношений; понятия долга и ответственности;

  • уметь поддерживать деловую репутацию;


в области социологии и политологии:

  • иметь представление о социологическом подходе в понимании закономерностей функционирования и развития общества и личности;

  • иметь представление о социальной структуре, социальной мобильности, социальном взаимодействии и об основных социальных институтах общества;

  • иметь представление о социальных движениях и других факторах социального изменения и развития;

  • иметь представление о сущности власти, субъектах политики, политических отношениях и процессах (в России и в мире в целом).


По математическим и общим естественнонаучным дисциплинам

Выпускник должен:


в области математики:

  • иметь представление о роли и месте математики в современном мире, общности ее понятий и представлений;

  • знать и уметь использовать математические методы при решении прикладных задач;


в области информатики:

  • иметь представление об основных этапах решения задач с помощью ЭВМ, методах и средствах сбора, обработки, хранения, передачи и накопления информации;

  • иметь представление о программном и аппаратном обеспечении вычислительной техники, о компьютерных сетях и сетевых технологиях обработки информации, о методах защиты информации;

  • знать основные понятия автоматизированной обработки информации, знать общий состав и структуру персональных ЭВМ и вычислительных систем;

  • знать базовые системные программные продукты и пакеты прикладных программ;

  • уметь использовать изученные прикладные программные средства;


в области экологических основ природопользования:

  • иметь представление о взаимосвязи организмов и среды обитания;

  • иметь представление об условиях устойчивого состояния экосистем и причинах возникновения экологического кризиса;

  • иметь представление о природных ресурсах России и мониторинге окружающей среды;

  • иметь представление об экологических принципах рационального природопользования.


По общепрофессиональным дисциплинам

Выпускник должен:


иметь представление:

– о закономерностях функционирования рыночных механизмов на микро и макроуровнях и методах государственного регулирования экономики;

– об основных аспектах развития отрасли, организации (предприятия) как хозяйствующих субъектов в рыночной экономике;

  • о характерных чертах современного менеджмента;

  • об общих правилах и принципах статистических исследований и наблюдений;

  • о принципах маркетинга;

  • о финансово-хозяйственном учете и его видах, формах учета, учетных регистрах;

  • о финансовой и банковской системах РФ;


знать:

общие положения экономической теории;

  • основные микро и макроэкономические категории и показатели, методы их расчета;

  • организацию производственного и технологического процессов;

  • состав материальных, трудовых и финансовых ресурсов организации, показатели их эффективного использования, вопросы экономии ресурсов, энергосберегающие технологии;

  • механизмы ценообразования, формы оплаты труда;

  • основные технико-экономические показатели деятельности организации;

  • цикл менеджмента;

  • процесс принятия и реализации управленческих решений;

  • формы делового и управленческого общения в коллективе;

  • экономико-статистические методы обработки учетно-экономической информации;

  • товарную, ценовую и сбытовую политику организации;

  • стратегию маркетинга;

  • систему документационного обеспечения управления (ДОУ);

  • предмет и метод бухгалтерского учета;

  • счета бухгалтерского учета;

  • методические, нормативные и другие руководящие материалы по организации учета и отчетности в организации;

  • основы денежно-кредитной, налоговой, социальной, инвестиционной и антиинфляционной политики государства;

  • современную банковскую систему, порядок кредитования организаций банковскими учреждениями;

  • методику бизнес-планирования;


уметь:

  • ориентироваться в вопросах экономической теории в современных условиях;

  • рассчитывать по принятой методологии основные технико-экономические показатели деятельности организации;

  • применять в профессиональной деятельности приемы делового и управленческого общения;

  • использовать основные методы и приемы статистики для решения практических задач;

  • оформлять документацию в соответствии с требованиями ДОУ, используя электронные системы документооборота;

  • отражать на счетах бухгалтерского учета хозяйственные операции;

  • систематизировать учетную информацию в регистрах;

  • находить оптимальный вариант инвестиций;

  • рассчитывать доходы по ценным бумагам;

  • рассчитывать суммовые и курсовые разницы при осуществлении валютных операций;

  • составлять бизнес-план;

  • использовать компьютерную технику в режиме пользователя;


в области правового обеспечения профессиональной деятельности:

– иметь представление о правовом положении субъектов правоотношений в сфере профессиональной деятельности ( включая предпринимательскую деятельность);

– знать права и обязанности работников в сфере профессиональной деятельности;

– знать законодательные акты и другие нормативные документы, регулирующие правоотношения в процессе профессиональной деятельности;

– уметь защищать свои права в соответствии с трудовым законодательством;


в области безопасности жизнедеятельности:

  • знать принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях;

  • уметь организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;

  • знать основы военной службы и обороны государства;

  • иметь представление о медицинских знаниях.


По специальным дисциплинам

Выпускник должен:


Иметь представление:


  • о перспективах адаптации российской системы бухгалтерского учета к Международным стандартам;


знать:

  • Федеральный закон РФ «О бухгалтерском учете»;

  • основные требования к ведению бухгалтерского учета, объекты учета;

  • нормативные акты, регулирующие отношения организации (предприятия) и государства;

  • положение о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации;

  • первичную и сводную учетную документацию;

  • информационную базу и приемы экономического анализа; его виды и особенности;

  • методику проведения анализа финансово-хозяйственной деятельности организации;

  • налоговое законодательство Российской Федерации, основные понятия теории налогообложения, порядок взимания налогов с юридических лиц и граждан, структуру налогообложения; Налоговый Кодекс Российской Федерации;

  • основные положения законодательства об аудиторской деятельности в Российской Федерации, порядок ее осуществления, стандарты аудита и этику аудитора;

  • состав, функции и возможности использования информационных и телекоммуникационных технологий в профессиональной деятельности бухгалтера;


уметь:

  • документально оформлять и отражать на счетах бухгалтерского учета операции, связанные с движением основных средств, товарно-материальных ценностей, денежных средств и т.д.;

  • составлять бухгалтерскую и статистическую отчетность;

  • проводить инвентаризацию имущества и обязательств;

  • использовать экономическую, нормативно-управленческую документацию и справочный материал в своей профессиональной деятельности;

  • проводить анализ финансово-хозяйственной деятельности организации;

  • оценивать ликвидность и платежеспособность организации;

  • пользоваться нормативными документами и инструкциями Государственной Налоговой инспекции Российской Федерации, регулирующими механизм и порядок налогообложения;

  • использовать программное обеспечение для ведения бухгалтерской отчетности;

  • применять компьютерные и телекоммуникационные средства.


2.3. Требования к уровню подготовки выпускника по производственной (профессиональной) практике

В процессе производственной (профессиональной) практики студент должен закрепить и углубить знания, полученные в процессе обучения, приобрести умения по всем видам профессиональной деятельности.

2.4. Требования к выпускнику по итогам освоения основной профессиональной образовательной программы

В результате освоения основной профессиональной образовательной программы по специальности 0601 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) выпускник должен быть готов к выполнению учетно-аналитической, экономической, финансово-контрольной деятельности в соответствии с квалификационной характеристикой.


3. Требования к минимуму содержания основной

профессиональной образовательной программы

по специальности 0601 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)

Индекс



Наименование циклов, дисциплин,

основные дидактические единицы

Всего часов максимальной учебной нагрузки студента

в т.ч.

часов обязат. учебных занятий
  1   2   3   4


Похожие:

Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования iconГосударственный образовательный стандарт среднего институт проблем развития среднего профессионального образования профессионального образования. Государственные требования
Российской Федерации от 2 июля 2001 г. №2572 «Об утверждении государственного образовательного стан- дарта среднего профессионального...
Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования iconГосударственный образовательный стандарт среднего институт проблем развития среднего профессионального образования профессионального образования. Государственные требования
Российской Федерации от 2 июля 2001 г. №2572 «Об утверждении государственного образовательного стандарта среднего профессионального...
Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования iconГосударственный образовательный стандарт среднего профессионального образования
Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования. Государственные требования к минимуму содержания...
Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования iconГосударственный образовательный стандарт среднего профессионального образования государственные требования
Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации от 2 июля 2001 г. №2572 «Об утверждении государственного...
Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования iconГосударственный образовательный стандарт среднего профессионального образования государственные требования
Министерства образования Российской Федерации от 02. 07. 2001 №2572 «Об утверждении государственного образовательного стандарта среднего...
Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования iconГосударственный образовательный стандарт среднего профессионального образования государственные требования
Министерства образования Российской Федерации от 2 июля 2001 г. №2572 «Об утверждении государственного образовательного стандарта...
Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования iconГосударственный образовательный стандарт среднего профессионального образования государственные требования
Министерства образования Российской Федерации от 2 июля 2001 г. №2572 «Об утверждении государственного образовательного стандарта...
Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования iconГосударственный образовательный стандарт среднего профессионального образования государственные требования
Специальность 0509 Светорежиссура утверждена приказом Министерства образования Российской Федерации от 2 июля 2001 г. №2572 «Об утверждении...
Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования iconГосударственный образовательный стандарт среднего профессионального образования государственные требования
Специальность 0303 Иностранный язык утверждена приказом Министерства образования Российской Федерации от 2 июля 2001г. №2572 «Об...
Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования iconРоссийской Федерации Институт проблем развития среднего профессионального образования
Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования. Государственные требования к минимуму содержания...
Разместите кнопку на своём сайте:
Бизнес-планы


База данных защищена авторским правом ©bus.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Бизнес-планы
Главная страница