Российской федерации




Скачать 77.04 Kb.
PDF просмотр
НазваниеРоссийской федерации
Дата конвертации09.09.2012
Размер77.04 Kb.
ТипДокументы
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Поддержка 
начинающих фермеров
Москва 2012

УДК 631.115.1
ББК 65.324.1
        П 44

Под общей редакцией директора Департамента сельского развития
и социальной политики Минсельхоза России, д-ра экон. наук Д.И. Торопова
Составители:
Н.В. Елисеева, В.И.Калинин, М.А.Куликов
(Департамент сельского развития
и социальной политики Минсельхоза России)
Ответственный за выпуск
М.А. Куликов, зам. нач. отдела Департамента сельского развития
и социальной политики Минсельхоза России, канд. с.-х. наук
Поддержка начинающих фермеров: информ. издание. – М.: ФГБНУ 
П 44 «Росинформагротех», 2012. – 28 с.
ISBN 978-5-7367-0904-5
Представлены  новые  меры  государственной  поддержки  начинающих 
фермеров.  Показана  детализированная  схема  реализации  мероприятий  по 
поддержке начинающих фермеров. Описаны требования к заявителям граж-
данам – главам К(Ф)Х – участникам программы, описаны основные критерии 
отбора, представлены порядок работы конкурсной комиссии по отбору начи-
нающих фермеров, условия предоставления грантов и единовременной по-
мощи. 
УДК 631.115.1
ББК 65.324.1
ISBN 978-5-7367-0904-5
© Минсельхоз России, 2012

ВВЕДЕНИЕ
В  соответствии  с  поручением  Председателя  Правительства 
Российской  Федерации  В.В.Путина  по  итогам  участия  в XXII съезде 
Ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйствен-
ных кооперативов России (АККОР) в г. Тамбове 2 марта 2011 г. (от 12 
марта 2011 г.  №  ВП-П11-1436)  Министерством  сельского  хозяйства 
Российской Федерации разработана ведомственная целевая програм-
ма  «Поддержка  начинающих  фермеров  на  период 2012-2014 годов» 
(далее – программа по поддержке начинающих фермеров).
Указанная программа является составной частью Государственной 
программы  развития  сельского  хозяйства  и  регулирования  рынков 
сельскохозяйственной  продукции,  сырья  и  продовольствия  на 2008-
2012 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской 
Федерации от 14 июля 2007 г. № 446.
Основными задачами программы по поддержке начинающих фер-
меров являются:
• обеспечение условий для создания, расширения и модернизации 
производственной базы фермерских хозяйств;
• создание дополнительных мер государственной поддержки начи-
нающих фермеров;
• обеспечение доступности финансовых ресурсов для начинающих 
фермерских хозяйств;
• стимулирование граждан, в том числе занимающихся ведением 
личного подсобного хозяйства, к созданию крестьянского (фермерско-
го) хозяйства;
• создание новых рабочих мест в сельской местности.
В 2012 г. планируется поддержать 1700 проектов начинающих фер-
меров, которые смогут с участием государственной поддержки осуще-
ствить проекты создания и развития своих крестьянских (фермерских) 
хозяйств.
Поддержку  начинающих  фермеров  предлагается  осуществлять  в 
виде субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на предо-
ставление грантов начинающим фермерам и единовременной помо-
щи на бытовое обустройство.
Для  получения  субсидий  на  софинансирование  мероприятий  по 
поддержке  начинающих  фермеров  субъект  Российской  Федерации 
3

должен разработать и согласовать в Министерстве сельского хозяйства 
Российской  Федерации  соответствующую  региональную  программу, 
предусмотреть софинансирование не ниже определенного расчетно-
го уровня с учетом бюджетной обеспеченности регионов (подтвердить 
выпиской из закона субъекта Российской Федерации, заключить согла-
шение с Министерством сельского хозяйства Российской Федерации).
Участники программ – начинающие фермеры – отбираются субъек-
том Российской Федерации на конкурсной основе. 
Из  федерального  бюджета  в 2012 г.  запланировано  выделить 
2 млрд руб. на финансирование мероприятий программы по поддерж-
ке начинающих фермеров. Субъекты Российской Федерации планиру-
ют направить на данные мероприятия в 2012 г. около 1 млрд руб.
Начинающие фермеры могут воспользоваться всем комплексом су-
ществующих мер государственной поддержки, предусмотренных для 
сельскохозяйственных товаропроизводителей.
Данное методическое пособие носит информационный характер.
1. УЧАСТНИКИ ПРОГРАММЫ
ПО ПОДДЕРЖКЕ НАЧИНАЮЩИХ ФЕРМЕРОВ

1.1. Требования к участникам программы 
по поддержке начинающих фермеров

Участником программы по поддержке начинающих фермеров мо-
жет стать гражданин Российской Федерации в возрасте от 19 до 58 лет, 
выбранный региональной комиссией и соответствующий следующим 
условиям:
•  постоянно  проживает  или  переезжает  на  постоянное  место  жи-
тельство в муниципальное образование по месту нахождения и реги-
страции крестьянского (фермерского) хозяйства;
•  определен  при  регистрации  К(Ф)Х  на  территории  субъекта 
Российской Федерации, где подается заявка в конкурсную комиссию, 
главой крестьянского (фермерского) хозяйства не позднее 12 месяцев 
до дня подачи заявки в конкурсную комиссию по отбору начинающих 
4

фермеров, созданную субъектом Российской Федерации, для участия 
в программных мероприятиях по предоставлению грантов и единов-
ременной помощи начинающим фермерам;
• до подачи заявки не получал грант в рамках мероприятий по раз-
витию малого и среднего предпринимательства;
•  имеет  среднее  специальное  или  высшее  сельскохозяйственное 
образование,  или  окончил  курсы  дополнительного  профессиональ-
ного образования по сельскохозяйственной специальности, или име-
ет трудовой стаж в сельском хозяйстве не менее трех лет, или входил в 
состав членов личного подсобного хозяйства в течение не менее трех 
лет;
•  крестьянское  (фермерское)  хозяйство  заявителя  соответствует 
определению микропредприятия, изложенному в Федеральном зако-
не от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего пред-
принимательства в Российской Федерации»;
•  имеет  бизнес-план  по  созданию,  расширению,  модернизации 
производственной  базы  своего  крестьянского  (фермерского)  хозяй-
ства  и  увеличению  объема  реализуемой  сельскохозяйственной  про-
дукции;
•  подготовил  предложения  по  формированию  производственной 
базы  крестьянского  (фермерского)  хозяйства,  созданию  в  крестьян-
ском  (фермерском)  хозяйстве  не  менее  трех  и  не  более  пятнадцати 
рабочих  мест  и  заключил  предварительные  договоры  (соглашения) 
по  реализации  сельскохозяйственной  продукции  на  сумму  не  менее 
30 тыс. руб. (или заявитель представил документы, подтверждающие 
реализацию сельскохозяйственной продукции на эту сумму);
•  имеет  рекомендательные  письма  от  органов  муниципального 
управления либо физических лиц, общественных организаций, пору-
чителей;
• имеет собственные средства на реализацию проекта по созданию 
крестьянского (фермерского) хозяйства (денежные средства или иму-
щество) в размере не менее 10% от запрашиваемой суммы грантов и 
единовременной помощи, но не менее 100 тыс. руб., имеет план рас-
ходов, предлагаемых к софинансированию за счет гранта на создание 
крестьянского (фермерского) хозяйства и единовременной помощи на 
бытовое обустройство;
5

• представляет обязательство по осуществлению деятельности кре-
стьянского (фермерского) хозяйства в течение не менее пяти лет после 
получения гранта на создание крестьянского (фермерского) хозяйства;
• представляет план расходов, предлагаемых для софинансирова-
ния за счет гранта на создание и развитие К(Ф)Х и единовременной по-
мощи на бытовое обустройство.
Одновременно с заявкой заявитель представляет документы, под-
тверждающие  соответствие  заявителя  условиям,  указанным  в  насто-
ящем  пункте,  по  перечню,  устанавливаемому  субъектом  Российской 
Федерации.
Региональные  комиссии  по  отбору  начинающих  фермеров  созда-
ются в субъектах Российской Федерации.
Для принятия решения о включении гражданина в состав участни-
ков  региональной  программы  по  поддержке  начинающих  фермеров 
региональная  комиссия  рассматривает  представленные  граждани-
ном документы, подтверждающие соответствие указанным условиям 
и проводит собеседование с теми гражданами, чьи документы пред-
ставлены в полном комплекте.
Основными  критериями  при  принятии  региональной  комиссией 
решения о включении гражданина в состав участников региональной 
программы по поддержке начинающих фермеров являются:
эффективность  представленного  гражданином  проекта  развития 
своего фермерского хозяйства;
экономичность расходования запрашиваемых бюджетных средств 
на развитие фермерского хозяйства;
создание новых рабочих мест в отдаленных сельских территориях 
и др.
Полный список рекомендуемых критериев отбора граждан приве-
ден в подразделе 2.4.
1.2. Документы, предоставляемые гражданином, 
для подтверждения соответствия условиям программы 
по поддержке начинающих фермеров

Гражданин в целях подтверждения соответствия условиям програм-
мы по поддержке начинающих фермеров представляет в региональ-
6

ную конкурсную комиссию комплект документов, конкретный (закры-
тый)  перечень  которых  должен  определяется  субъектом  Российской 
Федерации:
паспорт гражданина Российской Федерации;
свидетельство о государственной регистрации крестьянского (фер-
мерского) хозяйства, главой которого является;
диплом (аттестат, свидетельство) о полученном образовании либо 
свидетельство об окончании курсов дополнительного профессиональ-
ного образования по сельскохозяйственной специальности;
трудовую  книжку  (выписку  из  трудовой  книжки)  о  наличии  стажа 
работы  в  сельском  хозяйстве  либо  выписку  из  похозяйственной  кни-
ги, подтверждающей, что заявитель состоял в личном подсобном хо-
зяйстве;
бизнес-план  по  созданию,  расширению,  модернизации  крестьян-
ского (фермерского) хозяйства;
документы, подтверждающие финансовое обеспечение (выписки с 
банковского счета, свидетельства о наличии объектов собственности, 
выписки  из  похозяйственной  книги  о  наличии  сельскохозяйственных 
животных, расписки и др.);
рекомендательные  письма  от  органов  местного  самоуправления, 
физических, юридических лиц, общественных организаций, поручите-
лей;
права  на  вождение  сельскохозяйственной  техники  и  другие  доку-
менты (справки, расписки, письма).
Гражданин вправе приобщить дополнительно к перечню, опреде-
ленному  субъектом  Российской  Федерации,  любые  другие  докумен-
ты и материалы, которые считает нужным представить региональной 
конкурсной  комиссии.  Все  сдаваемые  документы,  материалы,  их  ко-
пии должны быть внесены в опись.
1.3. В каком регионе можно стать участником программы
Начинающим  фермером  можно  стать  в  том  субъекте  Российской 
Федерации,  где  имеется  соответствующая  региональная  программа 
(подпрограмма,  раздел  и  т.д.),  предусматривающая  мероприятия  по 
предоставлению  грантов  на  создание  и  развитие  К(Ф)Х  и  единовре-
менной помощи на бытовое обустройство начинающим фермерам.
7

В  регионе  в  установленном  порядке  принимают  заявки  от  граж-
дан – глав К(Ф)Х, зарегистрированных в этом же регионе. Если в реги-
оне не реализуется программа по поддержке начинающих фермеров, 
то К(Ф)Х, зарегистрированные на территории такого региона, не могут 
участвовать в программах по поддержке начинающих фермеров дру-
гих регионов.
Например, гражданин, являющийся главой К(Ф)Х, зарегистрировав-
ший свое хозяйство в Оренбургской области и ведущий деятельность 
на  территории  Калужской  области,  не  может  быть  участником  про-
граммы Калужской области по поддержке начинающих фермеров.
2. ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ КОНКУРСА
Министерство сельского хозяйства Российской Федерации не про-
водит конкурсы по отбору начинающих фермеров.
В Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации согла-
совываются  региональные  программы  по  поддержке  начинающих 
фермеров 
Самих участников программы отбирает субъект Российской Феде-
рации на конкурсной основе.
Порядок проведения конкурса устанавливается субъектом Россий-
ской Федерации и, как правило, включает в себя следующие процеду-
ры.
2.1. Объявление конкурса
Субъект  Российской  Федерации  объявляет  через  региональные 
средства  массовой  информации,  официальные  сайты  и  иными  спо-
собами  информацию  о  времени,  месте,  сроках  проведения  (начало, 
окончание) конкурса по отбору начинающих фермеров и регламенте 
подачи документов гражданами-главами К(Ф)Х.
2.2. Прием документов на конкурс
При подаче документов на конкурс гражданин составляет заявку по 
форме, утверждаемой субъектом Российской Федерации, и опись при-
лагаемых документов (в двух экземплярах). Второй экземпляр описи с 
отметкой о приеме документов остается у гражданина.
8

Подать заявку для участия в региональном конкурсе гражданин мо-
жет сам или через уполномоченных им лиц.
При  приемке  документов  может  не  осуществляться  проверка  их 
полноты.  Данный  вопрос  рассматривается  на  заседаниях  региональ-
ной конкурсной комиссии. Если гражданином представлен неполный 
комплект  документов,  то  региональная  конкурсная  комиссия  прини-
мает решение о неподтверждении гражданином соответствия услови-
ям конкурса и на этом основании не включает его в состав участников 
программы.
2.3. Извещение гражданина о проведении конкурса
Субъекту Российской Федерации рекомендуется известить гражда-
нина о датах, времени и местах проведения заседаний региональной 
конкурсной комиссии при приемке документов.
Субъектом Российской Федерации может быть определен иной по-
рядок извещения гражданина и его уполномоченных лиц о датах, вре-
мени  и  местах  проведения  заседаний  региональной  конкурсной  ко-
миссии  с  учетом  географического  положения,  доступности  средств 
связи и других обстоятельств.
2.4. Заседание региональной конкурсной комиссии
Состав, регламент и порядок работы
Субъект Российской Федерации утверждает состав конкурсной ко-
миссии по отбору начинающих фермеров, её положение и регламент 
работы.
В состав конкурсной комиссии включают государственных и муни-
ципальных  служащих  субъекта  Российской  Федерации  (не  более  по-
ловины состава комиссии), юридических и физических лиц, осущест-
вляющих деятельность в сфере агропромышленного комплекса. В со-
став комиссии могут быть включены представители кредитных, науч-
ных, образовательных, юридических, консультационных, консалтинго-
вых, аудиторских, ревизионных и общественных организаций, регио-
нальных фермерских ассоциаций. 
Работа региональной конкурсной комиссии
Региональная конкурсная комиссия рассматривает заявки заявите-
9

лей и документы к ним в сроки, установленные субъектом Российской 
Федерации, проводит очное собеседование с заявителями, включает в 
состав участников региональной программы поддержки начинающих 
фермеров, определяет сумму гранта на создание крестьянского (фер-
мерского) хозяйства и (или) единовременной помощи для каждого на-
чинающего фермера.
При принятии решения о включении заявителей в состав участни-
ков региональной программы поддержки начинающих фермеров кон-
курсная комиссия наряду с информацией, указанной в документах за-
явителя, положительно учитывает:
эффективность  бизнес-плана  начинающего  фермера  (рентабель-
ность, окупаемость и т.д.);
отдаленность К(Ф)Х от крупных населенных пунктов;
предоставление рабочих мест для местных жителей;
наличие земель сельскохозяйственного назначения;
рекомендации и просьбы от органов муниципального управления, 
физических лиц, общественных организаций, поручителей;
условия  проживания  заявителя  и  высокую  степень  его  бытового 
обустройства по месту нахождения К(Ф)Х;
наличие собственных каналов сбыта производимой сельскохозяй-
ственной продукции;
наличие производственных фондов и их хорошее состояние;
наличие племенных сельскохозяйственных животных;
деловую репутацию и кредитную историю;
социальную и бюджетную ответственность;
общественную активность и ответственность заявителя;
членство в сельскохозяйственных потребительских кооперативах;
меньший размер запрашиваемого гранта на создание крестьянско-
го (фермерского) хозяйства;
итоговые аттестационные оценки выпускника, указанные в прило-
жении к документу об образовании;
результаты очного собеседования.
Приоритетность  поддерживаемых  направлений  определяется 
субъектом Российской Федерации в положении о конкурсе.
Конкурсная  комиссия  может  принять  решение  о  предоставлении 
начинающему фермеру как одновременно и гранта на создание кре-
10

стьянского (фермерского) хозяйства, и единовременной помощи, так и 
предоставления только одного из них.
Основные этапы работы региональной конкурсной комиссии
Работу конкурсной комиссии условно можно разделить на этапы.
На  первом  этапе  предполагается  проведение  проверки  поступив-
шей от граждан заявок на предмет ее полноты и соответствия требова-
ниям федерального и регионального законодательства.
На втором этапе конкурсная комиссия оценивает представленные 
гражданином бизнес-план и иные документы в заявке на предмет их 
логичности, достоверности и целесообразность предоставления из ре-
гионального  и  федерального  бюджетов  финансовых  средств  на  под-
держку К(Ф)Х, главой которого является гражданин, подавший заявку.
По результатам оценки заявки конкурсная комиссия принимает ре-
шение об отклонении заявок граждан, не соответствующих законода-
тельству  и  целям  региональной  программы  по  поддержке  начинаю-
щих  фермеров,  и  определяет  список  граждан,  заявки  которых  не  от-
клонены, для дальнейшего собеседования с ними.
В случае несоответствия представленной гражданином заявки ре-
гиональная конкурсная комиссия на всех этапах своей работы может 
отказать гражданину в праве признать его начинающим фермером и, 
соответственно,  участвовать  в  региональной  программе  поддержки 
начинающих фермеров.
На третьем этапе конкурсная комиссия проводит собеседование с 
гражданами,  подавшими  заявку.  На  собеседовании  выясняется,  на-
сколько  заявитель  владеет  информацией  по  представленным  доку-
ментам и бизнес-плану, имеется ли у него представление об управле-
нии крестьянским (фермерским) хозяйством и ведении сельскохозяй-
ственного производства. В собеседовании могут принимать участие и 
выступать представители муниципальных образований, предоставив-
ших ходатайства о создании и развитии рассматриваемых К(Ф)Х на их 
территории, представители перерабатывающих предприятий, готовых 
приобретать сельскохозяйственную продукцию у данного фермера, в 
том числе путем авансирования (контрактации), а также фермерских 
саморегулируемых организаций и другие поручители. По результатам 
собеседования конкурсная комиссия принимает решение путем обще-
11

го голосования о признании граждан начинающими фермерами и вы-
делении финансовых средств из регионального и федерального бюд-
жетов на их поддержку.
Порядок голосования (регламент, кворум и пр.) конкурсной комис-
сии  определяется  субъектом  Российской  Федерации.  Конкурсная  ко-
миссия  не  может  принять  решение  о  превышении  суммы  размера 
гранта  на  создание  и  развитие  К(Ф)Х  и  единовременной  помощи  на 
бытовое обустройство, предусмотренных бюджетными ассигнования-
ми  на  реализацию  мероприятий  по  поддержке  начинающих  ферме-
ров в соответствии с нормами регионального и федерального законо-
дательства.  Все  результаты  заседаний  региональной  конкурсной  ко-
миссии отражаются в протоколах заседания данной комиссии.
Прошедшие  отбор  в  результате  работы  региональной  конкурсной 
комиссии заявители утверждаются протоколом заседания региональ-
ной конкурсной комиссии как начинающие фермеры и заносятся в ре-
естр начинающих фермеров субъекта Российской Федерации.
Реестр начинающих фермеров субъекта Российской Федерации на-
правляется в Министерство сельского хозяйства Российской Федерации 
вместе с бюджетной заявкой для последующего финансирования дан-
ных начинающих фермеров из регионального и федерального бюдже-
тов.
3. ПОРЯДОК ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРЕДОСТАВЛЯЕМЫХ 
БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ НА ПОДДЕРЖКУ НАЧИНАЮЩИХ 
ФЕРМЕРОВ

3.1. Предоставление бюджетных средств гражданам, 
отобранным региональными конкурсными комиссиями

Финансовые средства из федерального и регионального бюджетов 
в размере, определенном региональной конкурсной комиссией, пре-
доставляются гражданину, прошедшему отбор и включенному субъек-
том Российской Федерации в число начинающих фермеров, на счета, 
открытые в российских кредитных организациях. 
Субъект  Российской  Федерации  обеспечивает  контроль  за  движе-
нием и целевым расходованием средств начинающими фермерами. В 
этих целях субъект Российской Федерации в установленном законода-
12

тельством  Российской  Федерации  порядке  согласовывает  кредитную 
организацию,  через  которую  осуществляется  выдача  грантов  и  еди-
новременных пособий, контролирует целевое расходование бюджет-
ных средств начинающими фермерами.
3.2. Получение выписки и заключение соглашения
Для  начала  использования  предоставляемых  бюджетных  средств 
начинающему  фермеру  нужно  получить  выписку  из  протокола  засе-
дания региональной конкурсной комиссии о признании его начинаю-
щим фермером и заключить соглашение с органом, уполномоченным 
субъектом Российской Федерации на перечисление субсидий (грантов 
на создание и развитие К(Ф)Х, единовременной помощи на бытовое 
обустройство) на поддержку начинающих фермеров.
3.3. Определение максимального размера гранта 
на создание и развитие крестьянского (фермерского) 
хозяйства

Субъект Российской Федерации определяет максимальный размер 
гранта на создание крестьянского (фермерского) хозяйства. Если субъ-
ект Российской Федерации утверждает максимальный размер гранта 
на  создание  крестьянского  (фермерского)  хозяйства  в  размере,  пре-
вышающим 1,5 млн  руб.,  то  превышение  финансируется  субъектом 
Российской Федерации за счет средств своего бюджета, без привлече-
ния софинансирования из федерального бюджета.
В  целях  охвата  большего  количества  участников,  желающих  при-
нять  участие  в  мероприятиях  по  поддержке  начинающих  фермеров, 
целесообразно рекомендовать субъектам Российской Федерации ока-
зывать преференции заявителям меньшего размера запрашиваемого 
гранта на создание крестьянского (фермерского) хозяйства.
3.4. Направления использования гранта на создание 
и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства

Грант  на  создание  и  развитие  крестьянского  (фермерского)  хо-
зяйства – средства,  передаваемые  из  бюджета  субъекта  Российской 
Федерации или муниципальных бюджетов на счет начинающего фер-
мера, открытый в кредитной организации для софинансирования его 
13

затрат, невозмещаемых в рамках иных направлений государственной 
поддержки в соответствии с Госпрограммой, на цели создания произ-
водственной базы крестьянского (фермерского) хозяйства в сельской 
местности на территории того же субъекта Российской Федерации.
Начинающий  фермер,  получающий  грант  на  создание  и  развитие 
крестьянского (фермерского) хозяйства, не может получать грантовую 
поддержку по программам развития малого и среднего предпринима-
тельства.
Сумма гранта на создание и развитие К(Ф)Х, предоставляемая на-
чинающему  фермеру,  определяется  конкурсной  комиссией  субъекта 
Российской Федерации с учетом наличия собственных средств начина-
ющего фермера и должна строго соответствовать плану расходов на-
чинающего фермера. Изменение плана расходов, в том числе в пре-
делах предоставленного гранта, начинающим фермером подлежит со-
гласованию с конкурсной комиссией.
Грант на создание и развитие К(Ф)Х должен быть израсходован на 
цели, указанные в плане расходов, в течение 12 месяцев со дня посту-
пления  на  счет  начинающего  фермера.  В  план  расходов  включаются 
расходы, направленные на создание крестьянского (фермерского) хо-
зяйства на территории субъекта Российской Федерации, предоставив-
шего грант, и соответствующие следующим целям:
покупка земли сельскохозяйственного назначения; 
разработка  проектной  документации  для  строительства  (рекон-
струкции) производственных и складских зданий, помещений;
покупка,  строительство,  ремонт  и  переустройство  производствен-
ных  и  складских  зданий,  помещений,  пристроек,  инженерных  сетей, 
заграждений, сооружений;
регистрация производственных объектов;
строительство дорог и подъездов к производственным и складским 
объектам;
подключение к инженерным сетям – электрическим, водо-, газо- и 
теплопроводным, дорожной инфраструктуре;
покупка сельскохозяйственных животных; 
покупка сельскохозяйственной техники и инвентаря, грузового ав-
тотранспорта, оборудования для производства и переработки сельско-
хозяйственной продукции; 
14

покупка семян и посадочного материала для закладки многолетних 
насаждений;
приобретение удобрений и ядохимикатов.
3.5. Ограничения по использованию грантов на создание
и развитие крестьянских (фермерских) хозяйств

Все  активы,  приобретенные1  за  счет  гранта,  должны  быть  зареги-
стрированы на начинающего фермера и использоваться2 его крестьян-
ским  (фермерским)  хозяйством  на  территории  субъекта  Российской 
Федерации,  предоставившего  грант.  Семена  и  посадочный  матери-
ал, приобретенные за счет средств гранта, используются только в кре-
стьянском (фермерском) хозяйстве начинающего фермера.
В  случае  нецелевого  использования  гранта  на  создание  крестьян-
ского (фермерского) хозяйства часть гранта подлежит возврату в соот-
ветствующие бюджеты в соответствии с законодательством Российской 
Федерации.
Имущество, приобретенное начинающим фермером за счет гранта, 
не  подлежит  продаже,  дарению,  передаче  в  аренду,  использованию 
другими лицами, обмену или взносу в виде пая, вклада или отчужде-
нию  иным  образом  в  соответствии  с  законодательством  Российской 
Федерации  в  течение  десяти  лет  со  дня  получения  гранта.  Данное 
условие является существенным для участников мероприятий по пре-
доставлению  грантов  начинающим  фермерам  и  подлежит  отраже-
нию в документах, заключаемых между распорядителями бюджетных 
средств и бюджетополучателями.
Грант  на  создание  и  развитие  начинающих  фермеров  выделяется 
главе К(Ф)Х только один раз.
Региональной  конкурсной  комиссией  при  участии  начинающих 
фермеров  определяются  направления расходования грантов  на соз-
________________
1 Активы могут приобретаться за пределами субъекта Российской Федерации, пре-
доставившего грант, но должны ввозиться на его территорию.
2 Транспортные средства могут использоваться начинающими фермерами за пре-
делами субъекта Российской Федерации без ограничений, но подлежат регистрации 
на территории субъекта Российской Федерации, предоставившего грант.
15

дание и развитие К(Ф)Х и единовременной помощи на бытовое обу-
стройство начинающим фермерам. Если начинающему фермеру тре-
буется изменение направления расходования грантов и единовремен-
ной помощи, то это возможно только при согласовании с региональ-
ной конкурсной комиссией.
3.6. Направления использования единовременной 
помощи на бытовое обустройство

Единовременная помощь на бытовое обустройство – средства, пе-
редаваемые  из  бюджета  субъекта  Российской  Федерации  или  муни-
ципальных бюджетов на счет начинающего фермера, открытый в кре-
дитной организации, для софинансирования затрат начинающего фер-
мера по его обустройству в сельской местности на территории того же 
субъекта Российской Федерации на следующие цели:
приобретение, строительство и ремонт собственного единственно-
го жилья, в том числе погашение основной суммы и процентов по бан-
ковским кредитам (ипотеке), привлеченным для его приобретения;
покупка грузопассажирского автомобиля до восьми пассажирских 
мест;
приобретение и доставка не более одной единицы одного наиме-
нования  предметов  домашней  мебели,  бытовой  техники,  компьюте-
ров,  средств  связи,  электрических  и  газовых  плит,  инженерного  обо-
рудования;
приобретение установок для фильтрации воды, бытовых водо-, теп-
ло- и газоустановок, септиков, устройств для водоподачи и водоотве-
дения;
подключение дома к газовым и электрическим сетям, сетям связи и 
Интернету, водопроводу и канализации.
3.7. Определение максимального размера 
единовременной помощи на бытовое обустройство 
начинающих фермеров

Субъект Российской Федерации определяет максимальный размер 
единовременной помощи на бытовое обустройство начинающих фер-
16

меров.  Если  субъект  Российской  Федерации  утверждает  максималь-
ный размер единовременной помощи на бытовое обустройство начи-
нающих фермеров в размере, превышающим 250 тыс. руб., то сумма 
превышения  покрывается  субъектом  Российской  Федерации  за  счет 
средств своего бюджета без привлечения софинансирования из феде-
рального бюджета.
Сумма единовременной помощи на бытовое обустройство, предо-
ставляемая начинающему фермеру, определяется конкурсной комис-
сией  субъекта  Российской  Федерации  с  учетом  местных  социально-
бытовых  условий,  собственных  средств  начинающего  фермера  и 
бизнес-плана. Начинающий фермер может получить единовременную 
помощь на бытовое обустройство только один раз.
4. КОНТРОЛЬ ЗА ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ 
ПРЕДОСТАВЛЕННЫХ СРЕДСТВ

Начинающий фермер ежеквартально представляет органу управ-
ления  агропромышленным  комплексом  субъекта  Российской 
Федерации, в который начинающий фермер подал заявку на участие 
в  мероприятии  Программы,  отчет  о  целевом  расходовании  средств 
гранта  по  созданию  крестьянского  (фермерского)  хозяйства  и  еди-
новременной помощи на бытовое обустройство по форме, установ-
ленной субъектом Российской Федерации.
Субъект Российской Федерации представляет в Министерство сель-
ского хозяйства Российской Федерации реестр начинающих фермеров 
и отчетность по нему.
Контроль  за  достоверностью  представляемых  отчетов  осущест-
вляют  органы  управления  агропромышленного  комплекса  субъектов 
Российской Федерации.
17



ПРИЛОЖЕНИЕ
Презентационный материал «Пошаговая стратегия реализации мероприя-
тий по поддержке начинающих фермеров» 
ПОДДЕРЖКА НАЧИНАЮЩЕГО ФЕРМЕРА
18



19


20


21


22


23


24


25


26


27

ПОДДЕРЖКА НАЧИНАЮЩИХ ФЕРМЕРОВ 
Редактор В. В. Ананьева
Художественный редактор Л. А. Жукова
Обложка художника П. В. Жукова
Компьютерная верстка Е. Я. Заграй
Корректоры: Н. А. Буцко, В. А. Белова
fgnu@rosinformagrotech.ru
________________________________________________________________________
Подписано в печать.     02.2012      Формат 60х84/16     Печать офсетная      
Бумага офсетная                Гарнитура шрифта  Calibri              Тираж  1700 экз.
Изд. заказ 24        Тип. заказ 63
___________________________________________________________________________
Отпечатано в типографии ФГБНУ «Росинформагротех»,
141261, пос. Правдинский Московской обл., ул. Лесная, 60
ISBN 978-5-7367-0904-5



Похожие:

Российской федерации iconСтатья Понятие особой экономической зоны Особая экономическая зона определяемая Правительством Российской Федерации часть территории Российской Федерации, на которой действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности
Законодательство Российской Федерации об особых экономических зонах состоит из настоящего Федерального закона, указов Президента...
Российской федерации iconСтатья тпп янао действует на основе Конституции Российской Федерации, Закона Российской Федерации «О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации»
Законом Российской Федерации «О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации» инастоящим Уставом
Российской федерации iconУсловия подачи гражданами российской федерации заявок
Правительства Российской Федерации от 28 февраля 2012 г n 166 "Об утверждении Правил предоставления и распределения субсидий из федерального...
Российской федерации iconРоссийской Федерации от 27 ноября 1992г. №4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» (далее Закон) в редакции Федерального закона от
Федерального закона от 10. 12. 2003г. №172-фз «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об организации страхового...
Российской федерации iconРоссийская федерация федеральный закон об особых экономических зонах в российской федерации
Законодательство Российской Федерации об особых экономических зонах состоит из настоящего Федерального закона, указов Президента...
Российской федерации iconРоссийская федерация федеральный закон об особых экономических зонах в российской федерации
Законодательство Российской Федерации об особых экономических зонах состоит из настоящего Федерального закона, указов Президента...
Российской федерации iconО министерстве экономического развития российской федерации
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2008 г. N 724 "Вопросы системы и структуры федеральных органов...
Российской федерации iconПриказ от 17 сентября 1996 г. N 104 об организации открытой системы мультимедиасвязи для президента российской федерации и председателя правительства российской федерации
Президента Российской Федерации и Председателя Правительства Российской Федерации с
Российской федерации iconСтатья 1
Законодательство Российской Федерации об особых экономических зонах состоит из настоящего Федерального закона, указов Президента...
Российской федерации iconО порядке предоставления средств
В целях реализации государственной программы "Создание в Российской Федерации технопарков в сфере высоких технологий", одобренной...
Разместите кнопку на своём сайте:
Бизнес-планы


База данных защищена авторским правом ©bus.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Бизнес-планы
Главная страница