Финансовый аспект организации производства Одним из аспектов организации любого производства является финансовый план




Скачать 131.71 Kb.
НазваниеФинансовый аспект организации производства Одним из аспектов организации любого производства является финансовый план
Дата конвертации07.09.2012
Размер131.71 Kb.
ТипДокументы




1. Финансовый аспект организации производства


Одним из аспектов организации любого производства является финансовый план.

Основные элементы всех видов издержек, рассчитанные в различных разделах организации производства, сводятся в финансовом плане предприятия, чтобы рассчитать общие инвестиционные издержки, общие производственные издержки и определить финансовую и экономическую рента­бельность производства.

При сведении воедино инвестиционных и производствен­ных издержек особое внимание следует обратить на график расходов и издержек, оказывающих влияние на движение на­личности при реализации проекта и его норму прибыли. Наи­более подходящим временем для разбивки проекта на годич­ные циклы является стадия планирования проекта, когда из­вестны все издержки.

Финансирование производства

Обеспечение первоначальных капиталовложений можно осу­ществлять за счет акционерного капитала и долгосрочных зай­мов для основных фондов, за счет дополнительных краткосроч­ных и среднесрочных займов, предоставляемых коммерческими банками для формирования оборотного капитала.

Акционерный капитал может покрывать не только первона­чальные капитальные инвестиции, но и часть потребностей в оборотном капитале, если ожидаются высокие дивиденды. В дру­гих случаях, когда имеется сравнительно недорогой долгосроч­ный или краткосрочный кредит, наблюдается растущая тенден­ция к финансированию проектов путем таких займов.

Во всех случаях надо соблюдать правильное соотношение меж­ду долгосрочной задолженностью и акционерным капиталом. Чем выше доля акционерного капитала, тем меньше доход на от­дельную акцию, поскольку дивиденды приходится распределять между большим количеством акций. Чем выше доля заемных средств, тем больше сумма выплачиваемых процентов. Поэтому в любом проекте должна быть дана тщательная оценка послед­ствий альтернативных схем и форм финансирования. Схема финансирования должна отвечать как наличию средств, так и ин­тересам общей экономической прибыли. Таким образом, в финансирование предпринимательского проекта могут быть при­влечены средства учредительного капитала, акционеров, крат­косрочные и долгосрочные займы, а в отдельных проектах — средства государства.

В финансовом плане рассматриваются потенциал проекта и график его финансирования; он может также служить оперативным планом для фи­нансового управления проектом. Управление финан­совой деятельностью непосредственно связано с управлением коммерческой и производственной дея­тельностью фирмы. В обоснование финансового пла­на должны быть подготовлены сроком на 3-5 лет три базисных прогноза: а) прогноз прибыли и убытков; б) проект распределения денежных потоков; в) про­екты бухгалтерского баланса на начало и конец работ каждого года. Кроме того, подготавливается проект специального счета капитальных вложений. В случае действующего проекта указываются имеющийся ка­питал, балансовые отчеты и установленные на дан­ный момент и на два последующих года приоритет­ные финансовые планы.

После составления финансовых таблиц дается крат­кое заключение о полученной картине, включающее объем требуемых кредитов и долгов, уровень прибы­ли в результате продаж, скорость возврата долгов и т.д. При расчетах необходимо указывать источники оценок тех или иных расходов.

Прогноз прибылей и убытков. Подготовка ф. №1 заключается в определении прибыльности проекта. Решающим из разрабатывае­мых прогнозов является прогноз реализации (про­даж). В данном разделе используются ранее состав­ленные прогнозы размеров сбыта. Одновременно должны предусматриваться ассигнования на покры­тие производственных издержек (или затрат на выполнение услуг). Уровень производства или управле­ния определяется прогнозами сбыта, а также выпол­нением требований инвесторов. Материальные, трудовые, производственные потребности должны быть определены и переведены в стоимостную фор­му. Желательно разделение этих затрат на постоян­ные и переменные элементы. При определении эф­фекта от продаж учитываются производственные расходы и затраты на приобретение оборудования.

Торговые издержки включают расходы по транс­портировке, хранению, рекламе и продаже в кредит. Общие и административные расходы охватывают зарплату управленческого персонала, представитель­ские расходы, затраты на юридическую и бухгалтер­скую помощь. В производственные или рекламные расходы входят арендная плата, коммунальные услу­ги, страховые взносы, телефонные переговоры и т.д.

Разрабатываемые планы должны подготавливать­ся помесячно на первый год и поквартально на вто­рой и третий годы. Необходимо четко сформулиро­вать способы сокращения производственных издер­жек и торговых затрат. Из-за важности планов прибылей и убытков для определения финансовой привлекательности проекта для потенциальных инве­сторов очень важно, чтобы спорные положения были полностью раскрыты и документально оформлены. Такие спорные положения могут включать размеры долгов и процентные ставки торговых издержек, об­щие и административные расходы, составляющие фиксированный процент от стоимости или продаж.

Помимо уже подготовленных и рассмотренных в предыдущем разделе положений, следует подчерк­нуть главные рискованные моменты, способные вос­препятствовать достижению прибыльности и торго­вого успеха проекта, и чувствительность проекта к этим моментам. Обсуждение должно отражать мне­ние разработчиков проекта о рискованных ситуациях, которые могут возникнуть у фирмы, отраслью из-за внешних причин. Сюда может быть включено рас­смотрение таких ситуаций, как эффект от сокращения объема продаж или задержка с достижением запла­нированного уровня производительности. Желатель­но указать специальные виды страхования, охваты­вающие кредитный риск.

Форма анализа денежных потоков. Для нового проекта прогноз денежных потоков может быть более важен, чем прогноз при­былей, из-за того, что в нем детально рассматривают­ся величина и время максимального денежного при­тока и оттока. Обычно уровень прибыли, особенно в начальные годы осуществления проекта, не является определяющим при рассмотрении непосредственных финансовых нужд. Более того, доходы, как правило, не превышают расходы в некоторые периоды. Про­гноз денежных потоков и выявит эти условия. Про­водя планируемый уровень продаж и капитальных затрат в тот или иной период, прогноз подчеркивает необходимость и время дополнительного финансиро­вания и определяет пиковые требования к рабочему капиталу. Администрация решает, как это дополни­тельное финансирование должно быть получено и в какие сроки и как будет осуществлен возврат средств. Часть необходимого финансирования может быть обеспечена за счет средств фирмы (это отражается в бизнес-плане), часть - за счет банковских кре­дитов на 1-5 лет и за счет краткосрочных кредитов. Эта информация является частью прогноза денежных потоков.

Если проект разрабатывается в сезонной или цик­лической отрасли, или в отрасли, где смежники тре­буют от новой фирмы наличных выплат (или необхо­димо капитальное строительство), прежде чем про­дукт будет готов к продаже и начнет приносить доход, прогноз денежных потоков является важней­шим фактором для принятия решения о продолжении дела. Детализованный прогноз, который понятен и пригоден для руководства, может помочь привлечь внимание к проекту, несмотря на периодически воз­никающие денежные кризисы, которые следует предотвращать. Прогнозы денежных потоков предусмат­риваются на каждый месяц первого года и по кварта­лам второго и третьего годов.

Когда денежный поток сформирован, необходимо обсудить противоречия между денежными потребно­стями и их возможным удовлетворением в критиче­ские точки, например при низком накоплении средств и при предполагаемых снижениях продаж. Это позволяет проверить чувствительность бюджета, базирующегося на различных предложениях о факто­рах бизнеса и дающего те или иные результаты.

Форма бухгалтерского баланса. Баланс детали­зует использование и вложение финансовых ресур­сов, требуемых для поддержания проектируемого уровня производства. Инвесторы просматривают планируемые бухгалтерские балансы, устанавливая, не превышают ли долги допустимых размеров, рабочий капитал, текущие из­держки, товарный оборот и т.д., и в зависимости от этого определяют будущее финансирование проекта. Форма бухгалтерского баланса может быть подготов­лена на начало проекта и на конец каждого года на 3-5 лет работы.

График безубыточности. График безубыточно­сти показывает уровень продаж (производства), не­обходимый для их покрытия. Он включает расходы, как зависящие от уровня производства (производст­венный труд, материалы, торговые издержки), так и не зависящие от него (арендная плата, уплата про­центов, жалованье служащим и т.д.). Уровень про­даж, при котором покрываются все расходы, является уровнем безубыточности проекта. Для инвесторов и руководителей полезно знать точку безубыточности и определить трудность ее достиже­ния. Желательно, чтобы планируемые продажи были значительно выше, чем уровень безубыточности. Должен быть подготовлен график безубыточности и обсуждена возможность снижения точки безубыточ­ности в случае уменьшения планируемого начально­го уровня продаж. Следует также показать эффект от снижения себестоимости на графике безубыточности.

Контроль стоимости. Доходные планы будут за­висеть от способности осуществлять управление и контроль за ценами. По этой причине многие инве­сторы хотят знать тип системы управления ценами, которую собираются использовать в деле. Поэтому финансовый план должен включать краткое описание того, как будет достигаться и поддерживаться уро­вень цен, кто будет отвечать за прослеживание коле­баний элементов стоимости, как часто будут пред­ставлять соответствующую информацию и как это будет влиять на бюджет.

Финансовые документы


Для исчисления финансовых потребностей предприятия ис­пользуются баланс чистых доходов, проектно-балансовая смета и прогноз потока наличностей.

Использование балансовой сметы для определения будущих потребностей в финансовых средствах основывается на прогно­зе размеров ключевых статей балансовой сметы на намеченную дату в будущем. Выбор даты имеет важное значение. Она должна приходиться на период нормальной эксплуатации предприятия.

Метод прогноза потока наличностей является во многих от­ношениях методом «финансового планирования». Он носит бо­лее всеобъемлющий характер, чем метод балансовой сметы, и является инструментом прогнозирования размеров и сроков поступления необходимых фондов. Теория прогноза потока на­личностей основывается на ожидаемых поступлениях наличнос­тей на определенную дату и на прогнозе расхода наличных средств на другие периоды времени. Поскольку отчет о потоках налич­ностей отражает лишь операции с наличностью, такие статьи безналичных расчетов, как амортизация, списание безнадеж­ных долгов, нематериальные активы и другие статьи, в нем не отражаются. Необходимые финансовые ведомости выполняются в следующей очередности:

  • таблица движения наличности;

  • ведомость чистого дохода;

  • проектно-балансовая смета.

Таблица движения наличности (модель денежных потоков) составляется для согласования по времени притока Средств (из финансовых ресурсов и дохода от продаж) с отто­ком средств в виде инвестиционных затрат, издержек производ­ства и других расходов. Игнорирование этого обстоятельства может привести к значительным потерям доходов в виде про­центных ставок (в результате неиспользования средств) или за­держек в осуществлении проекта (в результате нехватки финан­совых средств). В таблице движения наличности, следовательно, отражается приток и отток средств.

Планирование финансирования капиталовложений имеет целью обеспечение проекта ресурсами для финансирования ин­вестиционных расходов и согласования по времени притока и оттока инвестиций. Финансовое планирование на период эксп­луатации должно обеспечить, чтобы приток наличности в ре­зультате доходов от продаж был достаточным для покрытия из­держек производства и всех финансовых обязательств, таких как погашение задолженности (основная сумма и проценты), упла­та налогов и выплаты намеченных дивидендов. Этот аспект име­ет особое значение в первые годы эксплуатации, когда выход продукции обычно бывает значительно ниже мощности, а объем задолженности, как правило, наиболее высок. Это относится, например, к кредитам поставщиков, которые обычно должны погашаться в течение 5—8 лет равными долями по основной сумме и процентам.

Выручка от реализации продукции определяется на основе прогнозных объемов продаж по годам и прогнозных цен на еди­ницу продукции. При прогнозировании объемов продаж учитываются резуль­таты маркетинговых исследований - рассматривается ожидае­мый ежегодный прирост производства продукции и возможно­сти предприятия, т.е. производственные мощности. Оценка при­роста производства продукции должна исходить из анализа перспектив развития отрасли и ретроспективных тенденций раз­вития предприятия.

Оценка ежегодного роста цен на продукцию предприятия основывается на макроэкономических и отраслевых исследова­ниях, а также на данных о росте цен в прошлые годы (для про­гнозных расчетов используются данные Госкомстата).

Из величины затрат на производство для расчета чистого денежного потока выделяются амортизационные отчисления (износ) и расходы на выплату процентов, которые рассматриваются как отдель­ные показатели.

Оценка начисляемого износа основывается на:

  • анализе активов;

  • данных о величине активов за последний отчетный год (включающих инфляцию);

  • величине чистого прироста основных средств согласно модели (например, если согласно модели капиталовло­жения превысили износ, он должен соответствующим об­разом возрасти). Начисленный износ может также рас­считываться как некоторая доля от объема реализованной продукции на основе анализа ретроспективных тенден­ций.

Величина выплачиваемых процентов основывается на вели­чине непогашенной задолженности и стоимости заемных средств (ставки процента).

Прибыль от реализации равна разности выручки и общей величины затрат.

Ставки налогов установлены налоговым законодательством.

Чистый доход от реализации есть величина прибыли от реа­лизации, уменьшенной на величину налоговых выплат.

Чистый денежный поток рассчитывается следующим образом:

  • величина чистого дохода от реализации корректируется на сумму амортизационных отчислений

  • плюс рост задолженности или минус ее уменьшение (погашение)

  • плюс рост задолженности или минус ее уменьшение (пога­шение)

  • плюс величина средств, полученных от продажи основных средств, или минус размер затрат на приобретение основных средств

  • минус намечаемые капитальные вложения, которые требуются для поддержания в рабочем состо­янии действующих производственных мощностей или ввода в строй дополнительных производственных мощностей, необхо­димых для достижения темпов роста, предусмотренных в прог­нозе.

Если темпы роста производства уже стабилизировались и ввода новых мощностей не требуется, капиталовложения направля­ются только на замещение текущих активов по мере их износа. Расходы на приобретение оборудования зданий и сооружений в целях расширения предприятия не производятся. Когда точный расчет невозможен, капиталовложения могут быть приняты рав­ными износу, поскольку если взять достаточно долгий период времени (более пяти лет), величина износа будет равна резер­вам, требующимся для замещения текущих активов.

Прирост оборотного капитала рассчиты­вается исходя из величины требуемого оборотного капитала на каждый планируемый год.

Требуемый оборотный капитал в процентном исчислении рассчитывается исходя из величины той части выручки от реализа­ции (в расчете на 1 рубль), которая направляется на инвестиро­вание в оборотный капитал (товарно-материальные запасы» дебиторская задолженность и т.д.). Он основывается на анализе потребности предприятия в оборотном капитале за прошлые годы, а также на анализе типичной величины оборотного капи­тала на аналогичных предприятиях.

По мере роста предприятия некоторая часть его денежного потока должна направляться на финансирование закупок товар­но-материальных запасов, роста дебиторской задолженности и т.д. Эта величина называется потребностью компании в допол­нительном оборотном капитале и рассчитывается исходя из ус­тановленного процентного соотношения от выручки.

Требуемый оборотный капитал представляет собой оборотные средства, которыми должно располагать предприятие в начале периода. Его величина рассчитывается как произведение выруч­ки от реализации и требуемого оборотного капитала (в процент­ном исчислении) на планируемый год.

Текущий оборотный капитал можно найти в последнем дос­тупном на дату оценки балансовом отчете. Величина текущего оборотного капитала рассчитывается как разность между теку­щими активами и текущими обязательствами.

Величину излишка (дефицита) оборотного капитала можно рассчитать, сопоставив требуемый оборотный капитал и имею­щиеся в наличии оборотные средства. В случае дефицита оборот­ного капитала его следует прибавить к величине потребности в финансировании, поскольку эта величина представляет собой денежные средства, которые должны быть вложены в предпри­ятие с целью обеспечения его бесперебойного функционирова­ния в будущем.

Остаток денежных средств на начало периода показывает размер денежной наличности предприятия на начало текущего периода.

Коэффициент текущей стоимости рассчитывается на основе ставки дисконта.

Ставка дисконта согласно данной модели принимается рав­ной ставке рефинансирования Центрального банка России на момент составления бизнес-плана.

Текущая стоимость денежных потоков по годам определяет­ся путем умножения величин чистого денежного потока каж­дого года на рассчитанный коэффициент текущей стоимости.

Сумма текущих стоимостей денежных потоков рассчитывает­ся путем суммирования текущих стоимостей денежных потоков за весь планируемый период.

Таблица движения наличности тесно связана с проектно-балансовой сметой, так как сводный баланс движения наличности, который ни в коем случае не должен иметь отри­цательное сальдо, со временем переводится в баланс наличнос­ти в проектно-балансовой смете.

Поскольку получить капитал бывает затруднительно, то не обладающие опытом учредители проекта, как правило, стре­мятся к проведению предынвестиционных исследований, в ко­торых размеры инвестиций и финансовые средства указываются как можно меньшими. Специалист по анализу проекта не должен поддаваться соблазну сделать приятное составителям исследова­ния, согласившись с этими низкими цифрами. Неправильное фи­нансовое планирование при проведении предынвестиционных ис­следований затруднит успех проекта либо на стадии визирования со стороны финансовых учреждений, либо на еще более решаю­щей стадии — при осуществлении проекта.

В целях более четкого определения финансовой структуры предложения по инвестированию в любом предынвестиционном исследовании необходимо учесть и показать альтернатив­ные пути финансирования, а также сделать попытку разработки планов на случай непредвиденных обстоятельств. Поэтому в таб­лицах движения финансовой наличности, сопровождающих пред­ложения по финансовому планированию, должны указываться необходимые суммы и график финансирования. Они должны составляться по всем альтернативным вариантам, чтобы облег­чить окончательный выбор способа финансирования.

Ведомость чистого дохода используется для расчета чистого дохода или отрицательного баланса проекта по времен­ным интервалам в течение всего периода реализации проекта. Она отличается от ведомости движения наличности, поскольку строится на принципе: расходы увязаны с издержками, необхо­димыми для получения доходов в течение данного периода. С целью упрощения динамика запасов сырья, незавершенной и готовой продукции приравнивается к нулю.

Список литературы


  1. Бизнес-план. Методические материалы. – 3-е изд.. доп. / Под ред. Н.А.Колесниковой, А.Д.Миронова. – М.: Финансы и статистика, 2002. – 256с.

  2. Горемыкин В.А. Планирование на предприятии. Учебник. – Изд. 3-е, переработанное и дополненное. – М.: Информационно-издательский дом «Филинъ», 2003. – 520с.

  3. Мазур И.И., Шапиро В.Д., Ольдерогге Н.Г. Управление проектами: Учебное пособие / Под общ. Ред. И.И.Мазура. – 2-е изд. – М.: Омега-Л, 2004. – с.664.


Похожие:

Финансовый аспект организации производства Одним из аспектов организации любого производства является финансовый план iconБизнес-план является документом внутрифирменного планирования, в котором определены основные направления производственной и коммерческой деятельности организации
Одним из разделов бизнес-плана является финансовый план. Он включает баланс доходов
Финансовый аспект организации производства Одним из аспектов организации любого производства является финансовый план iconБизнес-план
Описание, характеристики: Разработанный бизнес-план отражает коммерческую привлекательность разработки, особенность организации производства,...
Финансовый аспект организации производства Одним из аспектов организации любого производства является финансовый план iconБизнес-план является одним из основных документов, определяющих стратегию развития фирмы. Вместе с тем он базируется на общей концепции развития фирмы, более подробно разрабатывает экономический и финансовый аспект стратегии,
Приложение Таблица. Качественная характеристика услуг компьютерных фирм г. N-ска
Финансовый аспект организации производства Одним из аспектов организации любого производства является финансовый план iconБизнес-план организации консервного производства
Бизнес-план организации производства мясных и мясорастительных консервов длительно
Финансовый аспект организации производства Одним из аспектов организации любого производства является финансовый план iconБизнес-план является одним из составных документов, определяющих стратегию развития фирмы. Вместе с тем, он базируется на общей концепции развития фирмы, более подробно разрабатывает экономический и финансовый аспект стратегии,
Хорошо разработанный бизнес-план помогает фирме расти, завоевывать новые позиции на рынке, где она функционирует, составлять перспективные...
Финансовый аспект организации производства Одним из аспектов организации любого производства является финансовый план iconФинансовый план IV. Финансовый план план капитали- зации в этом разделе детально опишите все аспекты вашего фи-  Резюме нансового плана
Подготовьте прогнозный и текущий потребностей финансовый отчет. Здесь также следует представить финансо- 
Финансовый аспект организации производства Одним из аспектов организации любого производства является финансовый план iconБизнес-план организации производства иглопробивного спанбонда
Технические характеристики иптг на основе штапельных волокон производства МогилевХимволокно
Финансовый аспект организации производства Одним из аспектов организации любого производства является финансовый план iconБизнес-план производства панельно-каркасных
Необходимую информацию для организации строительного производства по панельно-каркасной
Финансовый аспект организации производства Одним из аспектов организации любого производства является финансовый план iconБизнес-план «Организация производства сыра и молочных продуктов» с приложениями
Цель проекта: расчет экономической целесообразности организации модульного производства сыра и
Финансовый аспект организации производства Одним из аспектов организации любого производства является финансовый план iconБизнес-план производства
Корм является одним из важнейших факторов эффективности хозяйства в целом
Разместите кнопку на своём сайте:
Бизнес-планы


База данных защищена авторским правом ©bus.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Бизнес-планы
Главная страница