Исследования рынка консалтинговых услуг специальность




НазваниеИсследования рынка консалтинговых услуг специальность
страница1/16
Дата конвертации07.09.2012
Размер1.99 Mb.
ТипАвтореферат
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16
I

МАРКЕТИНГОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ РЫНКА КОНСАЛТИНГОВЫХ УСЛУГ

Специальность - 08.00.05 Экономика и управление народным хозяйством (маркетинг)

Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук

Новосибирск 2004

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение 3

Глава 1. Теоретические аспекты рынка консалтинговых услуг 9

1.1. Сущность и характеристика консалтинговых услуг 9

1.2. Особенности и ресурсный потенциал рынка консалтинговых -_

услуг

1.3. Специфика маркетинга консалтинговых услуг 34

Глава 2 Исследования маркетинговых аспектов современного рынка

консалтинговых услуг 46

2.1. Анализ состояния и тенденции развития рынка консалтинговых

услуг 46

2.2. Особенности спроса и предложения на региональном рынке

консалтинговых услуг 66

2.3. Описание мультиатрибутивной модели консалтинговой

услуги 88

Глава 3. Маркетинговые решения для развития рынка консалтинговых

услуг 101

3.1. Разработка и реализация элементов комплекса маркетинга

консалтинговых услуг 101

3.2. Организация процесса предоставления консалтинговых услуг для

сельских предпринимателей 115

3.3. Основные направления плана развития персонала

консалтинговой компании 127

3.4. Формирование системы продвижения консалтинговых 1 ~~

услуг

Заключение 142

Библиографический список 147

Приложения 153

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы. Последние достижения в области информационных технологий, появление глобальных информационных сетей изменили представ¬ления о границах деятельности предприятий, о технологии производства и веде¬ния бизнеса. Насыщение традиционных рынков товаров требует поиска новых подходов к потребителю. В связи с этим значительно увеличивается спрос на ус¬луги консультантов со стороны различных предприятий, что обусловливает не¬обходимость определения для консалтинговых компаний методов взаимодейст¬вия с клиентами, учитывая их особенности и ориентируясь на их потребности.

Однако, несмотря на то, что рынок консалтинга в последнее десятилетие является одним из самых быстроразвивающихся в мире, он в настоящее время остается малоизученным. Не раскрыты специфические вопросы, касающиеся развития рынка консалтинговых услуг: сущность и направления консультиро¬вания, возможности роста спроса на услуги консультантов, особенности и со¬держание маркетинга в консалтинге.

Одной из проблем, ограничивающих развитие консалтинга, является не¬достаточность теоретической базы, отсутствие научно-исследовательских и практических разработок, необходимых консалтинговым компаниям для органи¬зации и развития своей деятельности на рынке. В этой связи возрастает значение изучения специфики и возможных направлений консультирования, разработки комплекса маркетинговых решений для развития рынка консалтинговых услуг.

Таким образом, высокая практическая значимость и актуальность про¬блемы, а так же недостаточность теоретической и практической проработки во¬просов изучения и формирования рынка консалтинговых услуг определили вы¬бор темы настоящей диссертационной работы.


Степень изученности и разработанности проблемы. По теме диссерта¬ции автором собран и обобщен теоретический материал, проанализированы ре-

4

зультаты исследований и практических разработок по различным направлени¬ям, касающимся данной проблемы.

В основу исследования положены результаты трудов ведущих отечест¬венных и зарубежных ученых по вопросам маркетинга, менеджмента, маркетин¬говых исследований, предпринимательства: Ващекина Н.П., Вебера Дж., Вой-ленко В.В., Голубкова Е.П., Горфинкеля В.Я., Данько Т.П., Дихтль Е., Ковалева А.И., Корлюгова Ю.Ю., Котлера Ф., Красильникова С.А., Ламбена Ж.-Ж., Ла-пусты М.П., Лычагина М.В., Марковой В.Д., Поляка Г.Б., Романова А.Н., Салия В.В., Фатхутдинова Р.А., Хершген X., Черчилль Г.А., Швандара В.А. и др.

Кроме того, изучены работы в области консалтинга отечественных и за¬рубежных авторов: Алешниковой В.И., Березина И., Буяновой О., Ефремова B.C., Жилина И., Иванова М., Ильина А., Кросман Ф., Кубра М., Кудинова А., Кухарчук А., Монахова Е., Плотникова Н.И., Посадского А.П., Трофимовой O.K., Уткина Э.А., ФерберМ., Хайниш СВ., Ярмиш В. и др.

Рассматривая, систематизируя и обобщая основные положения, данные в трудах вышеназванных авторов, следует отметить возросшее внимание ученых и специалистов за последний период времени к изучению особенностей сферы услуг, в том числе консалтинга. Вместе с тем, состояние и степень разработан¬ности основных проблем в консультировании малого предпринимательства на¬ходят недостаточное отражение в современной учебной, научной и практиче¬ской литературе. Это обусловливает необходимость проведения фундаменталь¬ных исследований по проблемам формирования и развития рынка консалтинго¬вых услуг, более широкого применения в этом направлении разработок при¬кладного характера.

Цель исследования заключается в разработке технологий маркетинго¬вых исследований рынка консалтинговых услуг, обосновании возможности применения полученных результатов в принятии маркетинговых решений для консалтинговых компаний.

В соответствии с поставленной целью решены следующие задачи:

5

- определены сущность и особенности консалтинговых услуг, дана их клас¬

сификация;

- раскрыты специфика, содержание маркетинга консалтинговых услуг, со¬

ставляющих его элементов;

- рассмотрены возможные направления роста и потенциал рынка консал¬

тинговых услуг;

- проведен маркетинговый анализ состояния современного рынка консал¬

тинговых услуг;

- определены особенности спроса субъектов малого предпринимательства

Омской области на консалтинговые услуги;

- разработаны основные направления комплекса маркетинга для консал¬

тинговой компании;

- приведены рекомендации по формированию плана развития персонала

консалтинговой компании;

- рассмотрены основные этапы проекта по организации консультирования

сельских преАринимателей.

Предмет^исследования - маркетинговые технологии, применяемые в процессе развитф рынка консалтинговых услуг.

Объект исследования - субъекты малого предпринимательства Омской области и консалтинговые компании, предоставляющие им усИуги.

Содержание диссертации соответствует области исследования 3.7. «Тех¬нологии проведения маркетинговых исследований рынков товаров и услуг» Паспорта номенклатуры специальностей научных работников (экономические науки).

Методология и методы исследования. Общей методологической осно¬вой исследования является диалектический метод познания. При разработке конкретных проблем применялись экономико-статистические методы сбора и обработки информации: опросы, экспертные оценки, сравнение, контент-анализ, наблюдение, ряды динамики и др. методы. Для накопления, хранения, обработки информации и представления результатов исследования использова-

6

ны современные компьютерные технологии и пакеты программного обеспече¬ния.

Научная новизна полученных результатов. Основной результат иссле¬дования заключается в применении маркетингового подхода при разработке решений по развитию рынка консалтинговых услуг для малого предпринима¬тельства. Наиболее существенные положения, определяющие новизну и яв¬ляющиеся предметом защиты, сводятся к следующему:

- выявлены и систематизированы характеристика и особенности кон¬

салтинговых услуг, отличающие их от товаров и других услуг, что позволяет

определить направления маркетинговых решений в консалтинге; предложена

классификация консалтинговых услуг по функциональному принципу;

- сформирована модель маркетинга консалтинговых услуг с учетом

трех его составляющих: внутреннего, внешнего маркетинга, маркетинга взаи¬

модействия, позволяющая раскрыть его основные элементы и комплексный

подход к их реализации;

- выявлены особенности состояния современного рынка консалтин¬

говых услуг в глобальном, федеральном и региональном аспектах, основные

тенденции его дальнейшего развития; впервые осуществлен анализ сущест¬

вующего и потенциального спроса на консалтинговые услуги предпринимате¬

лей Омской области;

- разработана методика оценки полезности консалтинговой услуги на

основе построения модели, учитывающей мультиатрибутивный характер за¬

просов потребителей, что позволяет сегментировать рынок, оценивать конку¬

рентоспособность консалтинговой компании и ее услуг;

- предложены рекомендации по разработке основных элементов

комплекса маркетинга по развитию рынка консалтинговых услуг: при форми¬

ровании ассортимента, определении цены на предоставляемые услуги, органи¬

зации процесса консультирования, составлении плана развития персонала кон¬

салтинговой компании, формировании системы продвижения консалтинговых

услуг.

7

Практическая значимость исследования. Результаты разработок, полу¬

ченные автором при проведении исследований в течение ряда лет, положены в

основу конкретных методических рекомендаций и проектов по обеспечению

стабильности и повышению эффективности работы предприятий различных

отраслей деятельности, в том числе - программ развития консалтинговой ком¬

пании «Омский региональный центр содействия предпринимательству»

(Центр), Лаборатории менеджмента, маркетинга и предпринимательства Ом¬

ского института предпринимательства и права (ОмИПП). Полученные теорети¬

ко-методологические и практические материалы, результаты диссертационного

исследования используются в учебном процессе ОмИПП при чтении курсов по

дисциплинам «Маркетинг в отраслях и сферах деятельности», «Предпринима¬

тельство», «Основы маркетинга». Методика проведения исследований и разра¬

ботки комплекса маркетинга адаптирована для применения ее в авторских про¬

граммах практикума по маркетинговым исследованиям, тренинга по бизнес -

планированию, которые включены в учебный курс на факультете управления и

предпринимательства ОмИПП. ^

Апробация результатов исследования. Основные теоретические выво¬ды, полученные в процессе исследования, практические рекомендации диссер¬тации докладывались и обсуждались на научно-практических конференциях, проходивших в гг.Новосибирске, Омске: «Бизнес и образование», 2001г.; «Ка¬чество образования: концепции, проблемы, пути решения, имидж специали¬ста», 2003 г.; на научно - практическом семинаре «Организация комплексной поддержки малого предпринимательства на муниципальном уровне», 2001г., организованном Омским областным комитетом по развитию предприниматель¬ства; на Координационном Совете и отчетном общем собрании Омского обла¬стного Союза предпринимателей в 2002г.

Технология проведения маркетинговых исследований, разработанная ав¬тором, применяется в научно-исследовательской Лаборатории менеджмента, маркетинга и предпринимательства при ОмИПП. Полученные материалы ис¬следований положены в основу научно - практического проекта по формирова-

8

нию и развитию предпринимательских качеств у студентов ОмИПП, внедре¬нию тренинговой методики в учебный процесс. Результаты исследования так же реализованы в виде практических рекомендаций Центру по формированию ассортимента услуг, планированию рекламной кампании и разработке плана развития персонала Центра.

Подтверждением практической значимости и апробации работы являются справки о внедрении, полученные от Омского института предпринимательства и права (от 28.06.2004 № 38/01-15), Омского регионального центра содействия предпринимательству (от 21.10.2003 № 06-10/34).

Количество и объем публикаций. Основные научные и методологиче¬ские положения диссертации опубликованы в сборниках научных трудов, мате¬риалах научно-практических конференций и семинаров, научных журналах. Всего по теме диссертации автором опубликовано 9 работ общим объемом 3,9 п.л. (все работы - авторские).

Объем и структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав основного текста, заключения, библиографического списка литературы, включающего 110 наименований и 12 приложений. Работа изложена на 146 страницах, содержит 23 таблицы и 31 рисунок.


9

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЫНКА КОНСАЛТИНГОВЫХ УСЛУГ

1.1. Сущность и характеристика консалтинговых услуг

В отраслевой структуре экономики принято выделять две группы отрас¬лей: отрасли материального производства и отрасли социально - культурной сферы (нематериального производства). Результатом деятельности последней является создание духовного, интеллектуального, информационного продукта, относящегося к непроизводственным услугам.

С точки зрения экономики, услуги - это один из весьма распространен¬ных видов работ, экономической деятельности, результатом которой является изменение качества уже существующих, произведенных вещей. Экономический продукт в виде услуги - это новое качество, возникающее в процессе и благо¬даря данной экономической деятельности [51, с.ЗЗ].

Следует отметить, что термин «услуга» в литературе используется в са¬мых различных аспектах, в зависимости от того, какая область экономических знаний оперирует этим понятием. Приведем ряд определений, характеризую¬щих особенности и специфику услуг с точки зрения маркетинга.

Котлер Ф. определяет услугу как любую деятельность, которую одна сто¬рона может предложить другой; как неосязаемое действие, не приводящее к владению чем - либо. Ее предоставление может быть связано с материальным продуктом [42, с.541].

Хилл Т. считает, что услуга - это изменение состояния лица или товара, принадлежащего какой - либо экономической единице, происходящее в резуль¬тате деятельности другой экономической единицы с предварительного согласия первой.

По определению Марковой В.Д., к услугам часто относят все виды полез¬ной деятельности, не создающей материальных полезностей, т.е. главным кри-

10

терием отнесения той или иной деятельности к сфере услуг служит неосязае¬мый, невидимый характер производимого в данной сфере продукта [60, с.8].

Ващекин Н.П. рассматривает услугу в виде действий (вида деятельности), при¬носящих человеку полезный результат, выгоды или удовлетворение [58, с.37].

Приведенные выше определения позволяют рассматривать услугу как конкретный результат экономически полезной деятельности, проявляющийся либо в виде товара, либо непосредственно в виде деятельности, либо в качестве дополнения к товару и направленный на удовлетворение потребностей различ¬ных субъектов рынка.

Сфера услуг в последнее время становится все более значимой в эконо¬мике: по данным статистики удельный вес услуг в валовом внутреннем продук¬те во всем мире, в том числе и в России превышает сектор материального про¬изводства [75, с.282]. В табл. 1.1 приведено процентное соотношение основных отраслей экономики в ВВП России.

Таблица 1.1

Доля услуг и материального производства в валовом продукте России

за период с 1998 - 2003гг., %


Отрасль экономики 1998 1999 2000 2001 2002 2003

Услуги 49,8 50,9 49,3 48,9 50,6 53,5

Производство 41,0 39,7 40,5 39,7 37,7 35,4

Для сравнения следует отметить, что на сферу услуг в США приходится 74% ВВП и 79% всех рабочих мест. «В соответствии с прогнозами бюро стати¬стики занятости США до 2005г. включительно увеличение числа свободных рабочих мест будет происходить только за счет сферы услуг» [42, с.540].

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16


Похожие:

Исследования рынка консалтинговых услуг специальность iconЭффективность консалтинговых услуг в предпринимательской деятельности
Эффективность консалтинговых услуг во многом зависит от разработки
Исследования рынка консалтинговых услуг специальность iconРынок консалтинговых услуг в Новосибирскойобласти ежегодно растет в среднем на 20%за счет того, что компании все чаще привлекаютэкспертов на условиях аутсорсинга
Рынок консалтинговых услуг в Новосибирской области ежегодно растет в среднем на 20%. Наиболее популярными видами услуг являются стратегический,...
Исследования рынка консалтинговых услуг специальность iconПрезентация заказного бизнес-плана
Бизнес-план представляет собой маркетинговый анализ рынка консалтинговых услуг и расчет
Исследования рынка консалтинговых услуг специальность iconМетодические указания по изучению учебной дисциплины «коммерция на рынке консалтинговых услуг» для студентов 5 курса дневного факультета
«коммерция на рынке консалтинговых услуг» для студентов 5 курса дневного факультета
Исследования рынка консалтинговых услуг специальность iconОтчет является 2
Целью данного исследования является анализ версией готового российского рынка радиаторов отопления и исследования определение перспектив...
Исследования рынка консалтинговых услуг специальность iconХарактеристика рынка спортивно-развлекательных комплексов текущая ситуация на рынке спортивно-развлекательных комплексов Основные тенденции рынка спортивно-развлекательных услуг, масштабы деятельности
Методология исследования
Исследования рынка консалтинговых услуг специальность iconБизнес план Интернет-площадки по оказанию консалтинговых и образовательных услуг через
Ооо «xtpm» предлагает профессиональные услуги для вашего бизнеса: бизнес-планирование
Исследования рынка консалтинговых услуг специальность iconМаркетинговые исследования,бизнес-планирование, консалтинг
Целью данного исследования является анализ российского рынка вакуумного оборудования и определение перспектив его развития в условиях...
Исследования рынка консалтинговых услуг специальность iconБизнес-план клининговой
По оценкам участников рынка клининговых услуг, объем рынка в 2010 году
Исследования рынка консалтинговых услуг специальность iconПвх (около 80% рынка). Аналитический отчет об исследовании российского рынка деревянных окон состоит из четырех частей
Целью данного исследования является общий анализ российского рынка деревянных окон, а также определение тенденций и перспектив его...
Разместите кнопку на своём сайте:
Бизнес-планы


База данных защищена авторским правом ©bus.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Бизнес-планы
Главная страница