Эффективности функционирования регионального транспортного комплекса в условиях рынка (на примере краснодарского края) Специальность




НазваниеЭффективности функционирования регионального транспортного комплекса в условиях рынка (на примере краснодарского края) Специальность
страница1/17
Дата конвертации07.09.2012
Размер2.83 Mb.
ТипАвтореферат
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17
ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ

РЕГИОНАЛЬНОГО ТРАНСПОРТНОГО КОМПЛЕКСА В УСЛОВИЯХ

РЫНКА (НА ПРИМЕРЕ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ)

Специальность 08.00.05 - Экономика и управление народным хозяйством (транспорт)

Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук

Новороссийск - 2002

Содержание

Стр.
Введение -

Глава I. Региональный транспортный комплекс как объект _

экономического исследования

1.1. Транспортная инфраструктура и ее региональные аспекты в

о

условиях рынка

1.2. Оценка современного состояния транспортной

16 инфраструктуры региона

1.3. Особенности и перспективы развития регионального
транспортного комплекса

Выводы 45

Глава II. Ключевые вопросы повышения эффективности функционирования регионального транспортного комплекса

2.1. Улучшение взаимодействия различных видов транспорта

48 (организационно-экономические аспекты)

2.2. Совершенствование тарифов и тарифного регулирования 55

2.3. Рациональное сочетание рыночных механизмов с
государственным регулированием в системе управления 80
портовым комплексом

Выводы 90

Глава III. Практические рекомендации по повышению экономической эффективности работы регионального транспортного комплекса

3.1. Совершенствование системы регулирования перевозочной

деятельности и грузопотоков

  1. Расширение зоны транспортного тяготения региона и его
    грузовой базы созданием паромной переправы

  2. Влияние параметров флота на эффективность паромной
    переправы

Выводы 123

Заключение 125

Литература 131

Приложения 140

Введение

Южные регионы России, включая Краснодарский край, занимают выгодное экономико-географическое и важное геополитическое положение. Густая сеть шоссейных и железных дорог и авиалиний, крупные морские и речные порты обеспечивают прочные транспортные связи с другими регионами страны и заграницей. Порты Черного и Азовского морей дают прямой выход к Южным областям Украины и Западной Грузии, Турции и Болгарии. По Волго-Донскому каналу и рекам Волжско-Камского бассейна поддерживаются связи с Центральными районами Европейской части России, Поволжьем и Предуральем.

С распадом СССР резко возросла геостратегическая и геотранспортная значимость Краснодарского края. Из 17 морских портов Азово-Черноморского бассейна только 4 остались на территории Российской Федерации, из них 3 - в Краснодарском крае. Развитая транспортная инфраструктура края делает его практически единственным Южным выходом России морским путем в страны Средиземноморья, Ближнего Востока и Восточной Африки.

Транспортные коммуникации Краснодарского края пропускают значительную часть экспортного-импортного грузопотока. Уже в настоящее время Южные порты перерабатывают до 75% российского нефтяного экспорта. Однако в результате дезинтеграции единой транспортной системы Россия испытывает острую нехватку как пропускной способности портов, так и провозной способности флота.

В Черноморско-Азовском бассейне Россия лишилась рефрижераторных судов, морских паромов, лихтеровозов, большей части пассажирских судов. На Черном море практически отсутствует сухогрузный флот.

Особое место в системе транспортных коммуникаций Краснодарского края занимает Новороссийский транспортный узел. Работа всех видов транспорта морского, железнодорожного, автомобильного и

4

трубопроводного замыкается на Новороссийский морской торговый порт (НМТП). Из 65,5 млн.т грузов, перегруженных в Черноморско-Азовском бассейне (включая порты Украины), 55,8 млн.т, или 58,4%, приходится на Новороссийский порт (2000г.). Более 70% грузооборота ОАО «НМТП» приходится на экспорт нефти и нефтепродуктов.

Однако в последние годы в работе Новороссийского транспортного узла возникли определенные трудности. В связи с увеличением грузопотоков внешней торговли производственные мощности транспортного узла используются сверх нормативных значений как по перевалке наливных, так и сухих грузов. В Новороссийском морском торговом порту чрезмерная загрузка основных причалов порта (на 40-50% выше нормативного) обусловлена значительным ростом грузооборота, что ведет к сверхнормативным задержкам транспортного флота. Это негативно сказывается на конкурентоспособности морского транспорта.

Кроме того, в Новороссийском транспортном узле в условиях функционирования многочисленных хозяйствующих субъектов возникли серьезные проблемы в их взаимодействии, в организации региональной тарифной политики и т.д. Вопросы повышения эффективности функционирования регионального транспортного комплекса в условиях роста грузооборота, интеграции России в мировое хозяйство и проектирования международных транспортных коридоров (МТК) приобретают особое значение.

Многие вопросы теории и методологии взаимодействия различных видов транспорта на общесетевом и региональном уровнях, внедрения достижений научно-технического прогресса в портах исследованы в трудах В.И.Арсенова, П.Т. Драчева, О.Н. Дунаева, Г.П. Кобылковского, А.В. Комарова, В.Н. Кострова, B.C. Кравченко, Ю.Д. Кузнецова, П.В. Куренкова, В.П. Левитина, В.П. Маталина, П.В. Метелкина, Б.А. Носова, В.А. Персианова, А.Н. Раховецкого, Л.П. Рыжовой, В.В. Рукши, Н.П. Цаха, В.Г. Фомина, СО. Франка и других ученых и специалистов практиков.

5

Однако принципиально новые условия развития транспорта в конкурентной рыночной среде с постепенным вхождением России в систему МТК требуют углубленных комплексных научно-методических разработок. На основе всестороннего экономического анализа проблемной ситуации в региональном транспортном комплексе можно эффективно оценить реальные перспективы и конкретные направления повышения эффективности перевозок на одном из наиболее важных полигонов сети путей сообщения страны. Эти факторы и определяют актуальность данной диссертационной работы.

Целью данной диссертации является выбор и научное обоснование путей повышения эффективности функционирования регионального транспортного комплекса на основе совершенствования менеджмента, внедрения прогрессивных транспортно-технологических систем (ТТС) и современных информационных технологий.

Поставленной целью определены основные задачи исследования:

оценка современного состояния транспортной инфраструктуры региона с определением его места и значения в расширении внутреннего и внешнего товарообмена;

выявление ключевых вопросов повышения эффективности функционирования регионального транспортного комплекса;

разработка научно-методических подходов к решению первоочередных задач, связанных с улучшением работы регионального транспортного комплекса, включая подготовку практических рекомендаций по повышению эффективности работы регионального транспортного комплекса.

Объектом исследования является региональный транспортный комплекс Краснодарского края, а предметом детального исследования -организационно-экономические отношения в структурообразующем звене - Новороссийском транспортном узле.

Состав и характер решаемых задач определили метод исследования,

6

включающий приемы конкретного экономического анализа и синтеза с использованием аппарата математической статистики.

В работе использованы статистические данные о деятельности морских портов; материалы Министерства транспорта России; научных конференций , разработки научно-исследовательских и проектных институтов, труды отечественных и зарубежных ученых-транспортников, публикации в отраслевой периодике.

Научная новизна исследования состоит в том, что в диссертации разработаны научно-методические рекомендации по повышению экономической эффективности функционирования регионального транспортного комплекса на основе внедрения гибкого менеджмента и современных информационных технологий в управлении транспортными потоками.

Практическая значимость результатов исследования заключается в их прикладном характере, в возможности использования разработанных методических подходов при выработке стратегии и обосновании путей повышения экономической эффективности регионального транспорта.

Апробация. Основные положения диссертационной работы докладывались на научно-практических конференциях в Новороссийской государственной морской академии в 1998-2001гг.

Реализация результатов исследования. Результаты исследования использованы при обосновании направлений развития Новороссийского транспортного узла, а также при разработке предложений к федеральной целевой программе «Модернизация транспортной системы России».

Публикации. Основные положения диссертации изложены в 15 опубликованных работах автора общим объемом 10 п.л.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы.

Глава I. Региональный транспортный комплекс как объект экономического исследования

Транспорт является одной из важнейших инфраструктурных отраслей, обеспечивающих жизнедеятельность страны и ее социально-экономического развития. Для реализации этой функции необходимо прежде всего обеспечить:

удовлетворение платежеспособного спроса на перевозки; улучшение обслуживания предприятий и населения путем расширения спектров предоставляемых услуг и повышения их качества;

ослабление ограничений, накладываемых условиями перевозок на транспортно-экономические связи и подвижность населения. Удовлетворение платежеспособного спроса на перевозки пассажиров и грузов является необходимым условием стабилизации и нормального функционирования экономики и социальной сферы. Задачи в этой области определяются прогнозируемыми на расчетные сроки величинами указанного спроса.

Повышение качества транспортного обслуживания (своевременности, регулярности, скорости доставки, сохранности грузов и т.д.) актуальны в связи с тем, что эти показатели были низкими и в последние годы ухудшаются, что негативно отражается в конечном счете на эффективности производства и качестве жизни народа.

Транспорт вносит большой вклад в развитие и рациональное размещение производительных сил, сближая отдаленные друг от друга регионы, смягчая последствия их территориальной разобщенности. Решая эти и другие подобные задачи на региональном уровне, транспортные сети участвуют в экономическом развитии не как самостоятельные звенья, а как часть рыночной инфраструктуры.

1.1. Транспортная инфраструктура и ее региональные аспекты в условиях рынка

Создание в России экономики рыночного типа потребовало трансформировать понятие "инфраструктура" в категорию "рыночная инфраструктура". Под рыночной инфраструктурой подразумевается совокупность инструментов, форм, методов и процессов, обеспечивающих общие условия функционирования рыночной экономики. Основными функциями рыночной инфраструктуры является: распределительная, коммуникационная и регулирующая.

Под распорядительной функцией рыночной инфраструктуры понимается ее способность обеспечить распределение товарно-материальных ценностей, финансовых и трудовых ресурсов, информационных и энергетических потоков по отраслям и регионам. Коммуникационная функция есть не что иное, как организация эквивалентного обмена продуктами труда, будь то товары, услуги, информация и т.п. Восстановление и поддержание сбалансированности спроса и предложения на разнообразных рынках обеспечивается за счет регулирующей функции.

Состав инфраструктуры определяется ее масштабами, географией, отраслевой специализацией и многими другими факторами, которые характеризуют ее как территориально-демографическую, социально-экономическую и административно-политическую ценность. Принципиальную схему региональной инфраструктуры поясняет рис.1, на котором выделены элементы инфраструктуры, органы управления, потоки обслуживания и сферы деятельности.

Элементы рыночной инфраструктуры находятся во взаимодействии друг с другом и внешней средой, обеспечивающем динамическое равновесие комплекса. Процесс инфраструктурного «обслуживания» можно условно представить схемой (рис.2), на входе которой концентрируется спрос на услуги. Инфраструктурный комплекс

(преобразователь) принимает поток и оценивает возможности инфраструктурного комплекса в удовлетворении спроса. Выход дает оценку степени удовлетворения спроса и обеспечивает обратную связь с элементами комплекса.

Комитеты и департаменты администрации региона

Руководитель транспортной администрации

Совет транспортно-дорожного комплекса региона

_L

Органы управления









Сферы Логистическая модель инфраструктуры Потоки






















Экономическая




Политическая Элементы инфраструктуры Материальные







Финансовые
















Социальная

1

1

Трудовые




Производственная Социальная Институциональная




Рис.1 Схема инфраструктуры региона

Внешняя среда

Вход

Инфраструктурный комплекс

Выход


  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17


Похожие:

Эффективности функционирования регионального транспортного комплекса в условиях рынка (на примере краснодарского края) Специальность iconВыступление Министра по развитию транспорта, энергетики и дорожного хозяйства Республики Бурятия С. Ю. Козлова на брифинге 13 февраля 2012 г
Минтранса рб в 2012 году, равно как и в прошлые и последующие годы, заключаются в обеспечении устойчивого функционирования транспортного...
Эффективности функционирования регионального транспортного комплекса в условиях рынка (на примере краснодарского края) Специальность iconПримите поздравления с юбилеем от имени всех депутатов Законодательного Собрания Краснодарского края. На протяжении 40 лет своего существования при разных
Законодательного Собрания Краснодарского края. На протяжении 40 лет своего существования при разных политических системах и экономических...
Эффективности функционирования регионального транспортного комплекса в условиях рынка (на примере краснодарского края) Специальность iconО внесении изменений в административный регламент исполнения департаментом инвестиций и проектного сопровождения Краснодарского края государственной функции по
Краснодарского края государственной функции по предоставлению земельных участков в аренду, расположенных в границах игорной зоны...
Эффективности функционирования регионального транспортного комплекса в условиях рынка (на примере краснодарского края) Специальность iconЗакон Краснодарского края от 4 июля 2000 г. N 280-кз
Краснодарского края, в компетенцию которого входит принятие решения о предоставлении инвестиционного налогового кредита
Эффективности функционирования регионального транспортного комплекса в условиях рынка (на примере краснодарского края) Специальность iconАдминистративный регламент
«Азов-Сити» Щербиновского района Краснодарского края, находящихся в государственной собственности Краснодарского края, с целью реализации...
Эффективности функционирования регионального транспортного комплекса в условиях рынка (на примере краснодарского края) Специальность iconНа решение Арбитражного суда Краснодарского края от 25 февраля 2009 г по делу n а32
Арбитражный суд Краснодарского края с иском к федеральному государственному унитарному
Эффективности функционирования регионального транспортного комплекса в условиях рынка (на примере краснодарского края) Специальность iconОб утверждении положения об условиях предоставления отдельных
Утвердить Положение об условиях предоставления отдельных видов государственной поддержки при реализации инвестиционных проектов на...
Эффективности функционирования регионального транспортного комплекса в условиях рынка (на примере краснодарского края) Специальность iconТехническое задание на оказание охранных услуг для Краснодарского филиала
Цель задания: охрана объектов Краснодарского филиала ООО «рн-бурение» в 2011 на территории Краснодарского края
Эффективности функционирования регионального транспортного комплекса в условиях рынка (на примере краснодарского края) Специальность iconО внесении изменений в постановление главы администрации Краснодарского края от 20 июня 2000 года №453 «Об утверждении Положения о порядке рассмотрения предложений органов местного самоуправления по передаче объектов государственной собственности Краснодарского края в муниципальную собственность»

Эффективности функционирования регионального транспортного комплекса в условиях рынка (на примере краснодарского края) Специальность iconМуниципальную ведомственную целевую программу
Российской Федерации", постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 29. 03. 2010 n 205 "Об организации...
Разместите кнопку на своём сайте:
Бизнес-планы


База данных защищена авторским правом ©bus.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Бизнес-планы
Главная страница