Развитие научно-технического и инновационного сотрудничества молдовы и стран содружества




Скачать 167.92 Kb.
НазваниеРазвитие научно-технического и инновационного сотрудничества молдовы и стран содружества
Дата конвертации08.09.2012
Размер167.92 Kb.
ТипДокументы
Перчинская Н.П.

к.э.н., в.н.с. Института экономики финансов и статистики Республики Молдова, natperch@yahoo.com


РАЗВИТИЕ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО И ИННОВАЦИОННОГО СОТРУДНИЧЕСТВА МОЛДОВЫ И СТРАН СОДРУЖЕСТВА


В XXI веке Республика Молдова преодолеть кризис, обеспечить глобальную конкурентоспособность и перейти к новому технологическому укладу может только на основе научно-технического и инновационного сотрудничества с развитыми странами ЕС и странами СНГ. В республике планируется становление полноценной инновационной экономики, в которой нововведения будут проходить красной линией через весь процесс воспроизводства: от стадии создания необходимых обществу и рынку товаров и услуг до стадии внедрения их в жизнь.

У Молдовы и стран СНГ всегда существовали взаимные экономические и научные интересы. Они были обусловлены исторически сложившимися производственными, кооперационными, научными связями и необходимостью их сохранения, а также дальнейшего развития на взаимовыгодной и равноправной основе.

В соответствии с Программой правительства Молдовы на 2011-2014 гг. развитие взаимовыгодного сотрудничества Молдовы и стран СНГ, наряду с продвижением к европейской интеграции, является стратегическим направлением достижения экономического роста и повышения качества жизни молдавского народа. Республике Молдова сотрудничество со странами СНГ предоставляет большие возможности для развития всех сфер: политики, экономики, науки и культуры.

На сегодняшний день основными направлениями сотрудничества Молдовы со странами СНГ являются [2;4]:

1.Осуществление совместных проектов по разработке и внедрению инновационных технологий в отраслях экономики.


2.Разработка предложений по сближению законодательства государств – участников СНГ в сфере занятости населения, трудовой миграции.

3.Разработка механизмов реализации программ занятости и создания новых рабочих мест.

4.Разработка системы мониторинга и оперативного обмена информацией о состоянии национальных рынков труда и наличии вакантных рабочих мест.

5.Разработка механизмов реализации многосторонних межправительственных документов (соглашений и конвенций).

6.Сотрудничество в области рационального и экологически обоснованного управления использования водных ресурсов и охраны трансграничных водных объектов.

7.Формирование, развитие и модернизация международных транспортных коридоров, проходящих по территории государств – участников СНГ.

8.Развитие системы обмена информацией, разработка проекта межведомственного соглашения по обмену информацией по вопросам налогообложения.

9.Подготовка информационных материалов по администрированию соглашений об избежании двойного налогообложения в государствах – участниках СНГ.

10.Формирование комплекса мер по снижению доли теневой экономики и др.

Для экономического развития каждой страны необходимо внедрение научных и технологических инноваций. Без развития инновационного сегмента в собственных экономиках трудно существовать в современном мире. Республика Молдова выбрала инновационный путь развития. Инновационный процесс в Молдове охватил все отрасли экономики и общественной жизни. Однако сегодня экономика нашей республики идет медленными шагами по пути инновационного развития, создания полноценной инновационной среды. Национальный и коммерческие банки с большим недоверием относятся к инвестированию в инновации, финансированию науки, особенно вузовской.

Государственная политика Молдовы в области науки и инноваций предусматривает концентрацию ресурсов на стратегических направлениях деятельности в этой области, которые сформировались с учетом имеющихся тенденций на международном уровне, национального потенциала и потребностей социально-экономического развития страны.

В настоящее время к ключевым направлениям деятельности республики в области науки и инноваций относятся следующие [1]:

1. Создание правового государства и освоение культурных и исторических ценностей Молдовы в контексте Европейской интеграции.

2. Использование человеческих, природных и информационных ресурсов для устойчивого развития экономики страны.

3. Биомедицина, фармацевтика, поддержание и укрепление здоровья.

4.Сельскохозяйственные биотехнологии, плодородие почв и продовольственная безопасность.

5. Нанотехнологии, промышленный инжиниринг, новые продукты и материалы.

6. Повышение эффективности энергетического комплекса и обеспечение энергетической безопасности, в том числе путем использования возобновляемых ресурсов.

С принятием в 2004 г. Кодекса о науке и инновациях радикально изменился инновационный климат в республике. Кодекс объединил стимулы для развития науки, инноваций, защиты интеллектуальной собственности и развитие технологических парков и инкубаторов. Однако объемы выделяемого на эти цели финансирования в Молдове совершенно несопоставимы с соответствующими показателями как в развитых, так и в активно развивающихся странах. Финансирование науки в Молдове в 2001-2004 гг. составляло 0,18-0,22% от ВВП, в 2005 - 0,37%; 2006 - 0,46%; 2007 - 0,65; 2008 - 0,7 %; 2009 - 0,5 % и в 2010 - 0,53% от ВВП.

В странах с наибольшей долей затрат на науку и инновации в ВВП доля частного капитала в финансировании науки и инноваций составляет третью часть. Рассчитывать на чисто рыночные механизмы в инновационном развитии экономики Молдовы сейчас невозможно. Такие рыночные механизмы поддержки инноваций как венчурные фонды и компании в республике на данный момент полностью отсутствуют. Процесс создания частных венчурных фондов в Молдове находится в начальной стадии (разработан только закон о венчурных фондах, находящийся на утверждении в Парламенте республики). Государство должно включиться непосредственно в венчурную деятельность – либо совместно с частными фондами (например, компенсируя им часть издержек), либо взаимодействуя с ними в рамках государственно-частного партнёрства.

В республике финансовый сектор (с точки зрения инновационного развития) слабо развит: недостаточно капитализирован, он не оказывает всех необходимых нашим гражданам и компаниям услуг. Поэтому правительству необходимо принять ряд конкретных мер по совершенствованию финансовой системы, адекватной требованиям модернизации нашей экономики:

Полагаем, что при сотрудничестве Молдовы со странами СНГ приоритетной задачей должно стать - создание эффективного механизма взаимодействия для определения взаимовыгодных инновационных проектов, имеющих высокую степень готовности для возможной коммерциализации.

До недавнего времени в Молдове существовали определенные препятствия для осуществления инновационной деятельности и передачи технологии, которые выражались в отсутствии функциональных связей между основными участниками инновационного процесса: научно-исследовательские институтами, университетами, с одной стороны, и частным бизнесом, государственными органами, с другой стороны. И только благодаря созданию в 2004 году и активному функционированию Агентства по инновациям и передаче технологий (AITT) в рамках Академии наук Молдовы, эти барьеры были устранены. Сейчас AITT реально функционирует как связующее звено между научными идеями и их реализацией. С 2009 года AITT получило новый статус, который позволяет этой структуре оказывать услуги по разработке и внедрению проектов в производство, а также использовать часть полученной прибыли от коммерчески удачных проектов на финансирование новых.

Ключевой задачей AITT является координация, стимулирование научных исследований, инноваций и реализация государственной инновационной политики и передачи технологий. Деятельность Агентства в области инновационной деятельности и трансфера технологий при Академии Наук Молдовы направлена на осуществление государственной политики в области создания и развития инновационной инфраструктуры.

Агентство по инновациям и трансферту технологий осуществляет следующие виды деятельности:

  • создание, эксплуатация, оценка и аккредитация организаций в области инфраструктуры и передачи инновационных технологий;

  • координация и внедрение механизмов стимулирования инновационного бизнеса и передачи технологий;

  • расширение связей с международными организациями в области инноваций и передачи технологий;

  • консалтинговые услуги и маркетинг в сфере инноваций и передачи технологий;

  • организация конференций, выставок, ярмарок и предоставление достижений в области инноваций и передачи технологий.

В 2005 -2011 гг. AITT оказало содействие реализации 137 проектов, инноваций и передачи технологий.

В качестве бенефициаров проектов, инноваций и передачи технологии могут выступать частные фирмы, а также учреждения и организации, которые являются конкурентоспособными по реализации объектов интеллектуальной собственности (патенты, разработки, топографии интегральных микросхем, ноу-хау, гибриды, сорта и т.д.), для которых они имеют необходимые документы (сертификат, патент и т.д.).

Ежегодно Агентство по инновациям и трансферу технологий совместно с Академией наук Молдовы организует два национальных конкурса: «Лучший бизнес-план в сфере инноваций» и «Топ-инновации». В целях развития в республике сети продвижения инноваций с декабря 2008 года и по сегодняшний день АИТТ выпускает ежемесячный бюллетень “Inno Views”, который предназначен для обсуждений различных новаторских тем, а также создания баз данных по науке, технике и бизнесу.

В республике большое внимание уделяется созданию инновационных парков, более полному использованию потенциала существующих свободных экономических зон. Сейчас инновационная инфраструктура Молдовы представлена тремя научно-технологическими парками - «Academica» (универсальная специализация), «InAgro» (специализируется в интенсивном и экологическом сельском хозяйстве, «Micronanoteh» (специализируется в микроэлектронике и нанотехнологиях) и инкубатором «Inovatorul»(универсальная специализация), а также Экспериментальным заводом АНМ «Aselteh» и Экспериментальным химическим заводом АНМ «Izomer». В рамках научно-технических парков и инновационного инкубатора в 2011 году развивали свою деятельность 25 резидентов.

Эффективность научно-технического и инновационного сотрудничества со странами СНГ можно проследить на основании выполнения плана мероприятий по реализации первого этапа (2009–2011 годы) Стратегии экономического развития Содружества Независимых Государств на период до 2020 года. В Молдове идет активная работа по реализации мероприятий Плана, направленных на развитие инновационного сотрудничества, совместной деятельности в сфере сбережения природных и энергетических ресурсов, расширения доступа товаров и услуг на рынок СНГ, в информационной сфере, в области исследования и использования космического пространства, статистики и по другим направлениям экономического взаимодействия.

Так, за период 2010-2011 гг. в рамках данного плана Молдовой были выполнены следующие основные мероприятия [5]:

1. Раздел «Реализация Стратегии сотрудничества государств – участников СНГ в сфере информатизации на период до 2010года».

Реализация Стратегии сотрудничества государств – участников СНГ в сфере информатизации и Плана действий по ее реализации на период до 2010 года осуществлялась в рамках Регионального содружества в области связи и Координационного совета государств − участников СНГ по информатизации. Главным результатом явилось Соглашение о сотрудничестве государств – участников СНГ в создании совместимых национальных телемедицинских систем и дальнейшем их развитии и использовании.

В этой связи были подготовлены следующие документы:

  • Проекты Соглашения о сотрудничестве государств – участников СНГ в области обеспечения информационной безопасности.

  • Положения о базовой организации государств – участников СНГ, осуществляющей методологическое и организационно-техническое обеспечение работ в области информационной безопасности и подготовку специалистов в этой сфере.

  • Соглашение о сотрудничестве в создании государственных информационных систем паспортно-визовых документов нового поколения и дальнейшем их развитии и использовании в государствах – участниках СНГ.

В Республике Молдова концептуальной и стратегической основой для построения информационного общества стали Политика и Национальная стратегия создания информационного общества – «Электронная Молдова», в рамках которой решаются основные задачи по созданию автоматизированных информационных систем, применению информационно-коммуникационных технологий в государственном управлении, экономике, социальной сфере. С 1 января 2011 года гражданам Молдовы выдаются паспорта, содержащие биометрические данные.

В 2010 году в Кишиневе состоялось очередное, 16-е заседание Координационного совета государств при РСС, на котором были рассмотрены вопросы о выполнении Стратегии и Плана действий по ее реализации до 2010 года, о роли Стратегии в использовании потенциала ИКТ в решении стратегических задач в государствах – участниках СНГ.

2. Раздел «Развитие нормативно-правовой базы государств – участников СНГ в инновационной сфере (находится в процессе выполнения)».

Для формирования системы научно-информационного обеспечения программ и проектов государств – участников СНГ в инновационной сфере в 2009 году была одобрена Концепция научно-информационного обеспечения программ и проектов государств – участников СНГ в инновационной сфере, подготовленная Межгосударственным координационным советом по научно-технической информации

Было подписано Соглашение о создании информационной инфраструктуры инновационной деятельности государств – участников СНГ в форме распределенной информационной системы и портала СНГ «Информация для инновационной деятельности государств – участников СНГ». Оно призвано обеспечить необходимые условия для дальнейшего развития межгосударственного инновационного сотрудничества и расширения взаимной информационной поддержки инновационной деятельности государств – участников СНГ.

Для координации совместной деятельности государств – участников СНГ по совершенствованию межгосударственной системы охраны и защиты интеллектуальной собственности и создания Межгосударственного совета по вопросам правовой охраны и защиты интеллектуальной собственности было подписано Соглашение о сотрудничестве в области правовой охраны и защиты интеллектуальной собственности.

В рамках данного раздела в республике были проведены следующие мероприятия:

  • внесены предложения об изменениях и дополнениях к Закону «О научно-технологических парках и инновационных инкубаторах» и представлены Правительству на утверждение;

  • разработана Концепция развития инновационного предпринимательства в Республике Молдова с участием Министерства экономики и Института экономики финансов и статистики;

  • В 2011 году выполнен заключительный этап проекта «Исследование состояния и разработка механизма межгосударственного обмена научно-техническими достижениями в области охраны окружающей среды, энергосбережения, био- и нанотехнологий между Украиной и Молдовой» (2010–2011 годы).

  • подписан Договор (2010 год) о научно-техническом сотрудничестве между Институтом экономики, финансов и статистики Академии наук Молдовы и Министерством экономики Республики Молдова с Украинским институтом научно-технической и экономической информации;

  • разработана законодательная основа для создания венчурных фондов в Молдове. Был подготовлен Закон о венчурном финансировании инновационной деятельности. В 2011 году разработанный Закон представлен на согласование в Правительство Республики Молдова с последующим утверждением Парламентом Республики Молдова.

3. Раздел «Расширение взаимодействия Молдовы и государств–участников СНГ в области фундаментальных и прикладных наук, образовательной, научно-технической и инновационной сферах».

В 2010 году в 18-м заседании Межгосударственного координационного совета по научно-технической информации (МКСНТИ) принял участие полномочный представитель Молдовы в МКСНТИ. На заседании были подведены итоги работы МКСНТИ за 2010 год, также были обсуждены вопросы развития межгосударственного обмена научно-технической информацией и перспективы и направления дальнейшей деятельности МКСНТИ. Приоритетными направлениями работы на следующий год были признаны: подготовка предложений о разработке проекта межгосударственной целевой программы «Совершенствование информационной инфраструктуры инновационной деятельности СНГ», предусматривающей создание банка патентов и инноваций СНГ; разработка формы и обоснования подготовки предложений по информационному обеспечению межгосударственных проектов по приоритетным направлениям сотрудничества государств–участников СНГ; подготовка аналитического обзора о состоянии кадров в сфере научно-технической информации государств–участников СНГ и др.

В 2011 году Республика Молдова приняла участие в ряде крупных мероприятий, проводимых для стран СНГ, таких как:

  • Международной конференции «Scientific and technological innovation: National Experience and International Cooperation» в Будапеште;

  • в 62-м заседании Комитета Полномочных представителей государств-членов Международного Центра научной и технической информации. На конференции был обсуждён опыт по развитию инновационной деятельности различных стран с целью его возможного применения и международной кооперации.

  • в 19-м заседании Межгосударственного координационного совета по научно-технической информации (МКСНТИ) принял участие полномочный представитель Молдовы в МКСНТИ. Заседание было посвящено вопросам международного сотрудничества в сфере инновационного развития стран СНГ.

  • в работе «Первого заседания Общественного Совета Базовой организации государств-участников СНГ по межгосударственному обмену научно-технической информацией». На заседании был утверждён План работы Базовой организации на 2012-2013 годы, поддержано предложение о создании на Интернет - сайте ВИНИТИ РАН раздела о деятельности ВИНИТИ РАН как Базовой организации по обмену научно-технической информацией и её Общественного совета.

  • в совещании Международной рабочей группы экспертов (МРГ) по вопросам углубления сотрудничества в сфере науки и техники стран-членов МЦНТИ и СНГ: научно-технические проекты и проекты информационной поддержки научно-технической и инновационной деятельности.

Приоритетной задачей Молдовы и стран СНГ стала активизация сотрудничества в сфере инноваций, снижение энерго- и материалоемкости национальной экономики и повышение ее конкурентоспособности.

Главная цель Республики Молдова в области международного сотрудничества и партнерства по инновациям и трансферу технологий заключается в:

  • интеграции сообщества Республики Молдова в международное сообщество (и в первую очередь в Европейское и стран СНГ);

  • согласовании национальных тенденций в области развития научного, технического и производственного потенциала с международными тенденциями;

  • повышении эффективности и результативности научно-исследовательских разработок и инноваций, продуктов и услуг за счёт приобретения современных технологий в области управления международными проектами. [3]:

Инновационное сотрудничество со странами - участниками СНГ позволит Молдове получить ряд выгод:

  • обеспечить доступ к высокотехнологичным компаниям и технологиям, опыт по созданию и функционированию инновационных структур (технопарков, инкубаторов), созданию венчурных фондов;

  • осуществить помощь в подготовке кадров по вопросам создания и функционирования инновационных структур (технопарков, инкубаторов), создания и управления венчурными фондами.

Выводы

1.Одним из серьезных факторов, препятствующих формированию единого научно-технологического и инновационного пространства стран СНГ, является различие в уровнях научно-технологических и инновационных потенциалов. Для их выравнивания необходимы согласованные усилия по развитию материально-технической базы науки, приведение к единым стандартам систем подготовки и аттестации научных кадров, организации научных исследований, статистики науки и инноваций, повышению авторитета научного и инновационного знания и престижности профессии исследователя

2.Развитие сотрудничества Молдовы и стран СНГ в области науки и инноваций целесообразно осуществлять путем комплексной системы, обеспечивающей:

  • формирование межгосударственного инновационного пространства;

  • создание современных концепций организации и управления в сфере производства, услуг, исследований и разработок, инновационной деятельности и их интеграции в рыночную экономику;

  • проведение конкурсов международных проектов, объединяющих страны СНГ и ЕС.

  • развитие программ сотрудничества с международными организациями путем становления и развития отношений с аналогичными учреждениями;

  • участие специалистов в совместных международных программах;

  • формирование межгосударственных сетей: Центров коллективного пользования Центров коммерциализации, Национальных контактных центров, Объединений бизнес-ангелов;

  • участие в создании отраслевых инновационно-технологических кластеров, способствующих промышленной кооперации стран СНГ;

  • подготовку, размещение в СМИ аналитических материалов по малому инновационному бизнесу, организацию специальных выпусков в печатных изданиях;

  • проведение международных конференций, совещаний и «круглых столов», семинаров и фестивалей науки, конкурсов и выставок, подготовку теле- и радиопрограмм, других мероприятий.

  • организацию консультационного центра для стран СНГ по методологии оценки различных экономических показателей для совершенствования аналитических методов исследования экономики.

  • подготовку тематических разделов, информационных страниц-вкладышей в областных и центральных печатных изданиях.

  • систематическое информирование общественности через СМИ о развитии технического творчества новаторов, о перспективных разработках, сертификации и стандартизации товаров и услуг промышленных отраслей;

  • организацию выставок, технических ярмарок, проведение конкурсов, посвященных развитию малых форм предприятий в научно-технической и инновационной сферах.

Участие Молдовы в научно-техническом и инновационном сотрудничестве со странами участниками СНГ позволит экономике республики реализовать в полной мере свой научно-технический и инновационный потенциал и значительно повысить свой имидж среди высокоразвитых стран.

Список литературы

1. Hotărîre cu privire la aprobarea Acordului de parteneriat între Guvern şi Academia de Ştiinţe a Moldovei pentru anii 2009-2012 Nr. 27 din 22.01.2009, Monitorul Oficial Nr. 19-21 art Nr: 79.

2. Стратегии экономического развития Содружества Независимых Государств на период до 2020 года. - http:// www.economy.gov.ru/minec/activity/sections/.../strateg.

3. Межгосударственная программа инновационного сотрудничества государств-участников Содружества Независимых Государств на период до 2020 года - http://rs.gov.ru/taxonomy/term/185.

4. Программа экономического сотрудничества между Республикой Молдова и Российской Федерацией на 2009-2020 гг. - http://www.mgimo.ru/news/experts/document128.

5. Перчинская Н.П. Инновационная политика Молдовы и стран СНГ // Инновации. – СПб., 2011. - № 9 (155). - С.127-131.






Похожие:

Развитие научно-технического и инновационного сотрудничества молдовы и стран содружества iconКонкурсная документация по проведению открытого конкурса №2010-н-143 Разработка интеллектуальных транспортных систем в рамках международной программы научно-технического сотрудничества «Эврика»
Разработка интеллектуальных транспортных систем в рамках международной программы научно-технического сотрудничества «Эврика»
Развитие научно-технического и инновационного сотрудничества молдовы и стран содружества iconПлан Инновационное развитие фирмы основа повышения эффективности ее деятельности. Основные направления инновационного развития организации Механизм управления организациями
Они как проявление нтп помогают изменять и совершенствовать не только товары и услуги, но и систему управ­ления организациями, приводя...
Развитие научно-технического и инновационного сотрудничества молдовы и стран содружества iconКонспект лекций по курсу «Экономика предприятия»
Национальная экономика – это единый комплекс взаимосвязанных отраслей (видов экономической деятельности), сформированных в результате...
Развитие научно-технического и инновационного сотрудничества молдовы и стран содружества iconРешением Административного совета
Молдовы, предусмотренными статьями 11 и 44 Закона о Национальном банке Молдовы и
Развитие научно-технического и инновационного сотрудничества молдовы и стран содружества iconОсновные организационные формы в крупномасштабном бизнесе
Развитие современного научно-технического прогресса в странах с развитой экономикой обусловлено размерами организации и эффективностью...
Развитие научно-технического и инновационного сотрудничества молдовы и стран содружества iconРазвитие и государственная поддержка малого инновационного предпринимательства в научно- технической сфере
Охватывает субъектов высокотехнологичного наукоемкого бизнеса
Развитие научно-технического и инновационного сотрудничества молдовы и стран содружества iconГосударство предложит меры по стимулированию развития малого инновационного бизнеса
Государство намерено предложить меры, стимулирующие развитие малого инновационного бизнеса и создание малых предприятий на базе вузов...
Развитие научно-технического и инновационного сотрудничества молдовы и стран содружества iconИтоги 2007-2008 учебного года и задачи коллектива по формированию инновационного научно-исследовательского университета
Именно такой метод успешно применяется нашим университетом в ходе реализации инновационной образовательной программы «Формирование...
Развитие научно-технического и инновационного сотрудничества молдовы и стран содружества iconНаучно-технического конгресса
Э 651 Энергетика в глобальном мире: сб тезисов докладов первого международного научно
Развитие научно-технического и инновационного сотрудничества молдовы и стран содружества icon1. Организация и развитие инновационного предприятия
Рэу им. Г. В. Плеханова по направлению «Технологии инновационного предпринимательства»
Разместите кнопку на своём сайте:
Бизнес-планы


База данных защищена авторским правом ©bus.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Бизнес-планы
Главная страница