Долгосрочная целевая программа




НазваниеДолгосрочная целевая программа
страница1/5
Дата конвертации08.09.2012
Размер0.83 Mb.
ТипПрограмма
  1   2   3   4   5



ПРАВИТЕЛЬСТВО МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ


ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 17 сентября 2008 г. N 445-ПП/15


О ДОЛГОСРОЧНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "РАЗВИТИЕ МАЛОГО

И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ"

НА 2009 - 2011 ГОДЫ


(в ред. постановления Правительства Мурманской области

от 09.12.2008 N 608-ПП, от 27.02.2009 № 100-ПП/5, от 27.03.2009 № 145-ПП/7)


В целях реализации государственной политики по развитию малого и среднего предпринимательства на территории Мурманской области, в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2008 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", Законом Мурманской области от 27.05.2008 N 977-01-ЗМО "О содействии развитию и государственной поддержке малого и среднего предпринимательства в Мурманской области", постановлениями Правительства Мурманской области от 09.06.2008 N 260-ПП "О разработке региональной целевой программы "Развитие малого и среднего предпринимательства в Мурманской области" на 2009 - 2011 годы", от 30.06.2008 N 309-ПП "О порядке принятия решений о разработке долгосрочных целевых программ Мурманской области и их формирования и реализации", от 30.06.2008 N 310-ПП "О порядке проведения и критериях оценки эффективности реализации долгосрочных целевых программ Мурманской области" Правительство Мурманской области постановляет:

1. Утвердить прилагаемую долгосрочную целевую программу "Развитие малого и среднего предпринимательства в Мурманской области" на 2009 - 2011 годы (далее - Программа).

2. Министерство у финансов Мурманской области (Кирилова Т.В.) предусматривать при формировании областного бюджета на очередной финансовый год ассигнования на реализацию Программы.

3. Контроль за исполнением Программы возложить на заместителя Губернатора Мурманской области - руководителя Министерство а экономического развития Мурманской области Таличкина В.А.


Первый заместитель Губернатора

Мурманской области

А.В.МАКАРОВ

Утверждена

постановлением

Правительства Мурманской области

от 17 сентября 2008 г. N 445-ПП/15


ДОЛГОСРОЧНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА

"РАЗВИТИЕ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

В МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ" НА 2009 - 2011 ГОДЫ

(в ред. постановления Правительства Мурманской области

от 09.12.2008 N 608-ПП, от 27.02.2009 № 100-ПП/5, от 27.03.2009 № 145-ПП/7)


ПАСПОРТ


Наименование программы

«Развитие малого и среднего предпринимательства в Мурманской области» на 2009-2011 годы (далее – Программа)

Дата принятия решения о разработке

- постановление Правительства Мурманской области от 09.06.2008 № 260-ПП «О разработке региональной целевой программы «Развитие малого и среднего предпринимательства в Мурманской области» на 2009-2011 годы»

Государственные заказчики

- Министерство экономического развития Мурманской области;

- Министерство имущественных отношений Мурманской области

Государственный заказчик-координатор

- Министерство экономического развития Мурманской области

Основные разработчики Программы

- Министерство экономического развития Мурманской области;

- Министерство имущественных отношений Мурманской области;

- ГОУ «Мурманский региональный инновационный бизнес-инкубатор»;

- Государственный фонд развития малого предпринимательства Мурманской области (далее - ФОРМАП);

- Северная торгово-промышленная палата (далее – СТПП);

-Союз промышленников и предпринимателей (работодателей) Мурманской области (далее – СПП);

- ассоциация поставщиков нефтегазовой отрасли «Мурманшельф»

Цель Программы

-увеличение количества субъектов малого и среднего предпринимательства, повышение их конкурентоспособности и вклада в социально-экономическое развитие Мурманской области

Задачи Программы

- сократить административные барьеры, препятствующие созданию и развитию бизнеса в Мурманской области;

- создать условия, стимулирующие вовлечение различных слоев населения в самозанятость и предпринимательство;

- создать условия для реализации органами местного самоуправления и некоммерческими организациями, выражающими интересы предпринимателей, мероприятий, направленных на развитие предпринимательства на территориях муниципальных образований;

- развить региональную сеть объектов инфраструктуры, включая коммерческие и некоммерческие организации, специализирующиеся на предоставлении услуг различным категориям субъектов предпринимательской деятельности;

- обеспечить доступ к финансовым ресурсам посредством различных финансовых механизмов (микрокредитование, субсидирование, предоставление поручительств, инвестиций за счет средств паевого инвестиционного фонда)

Важнейшие целевые индикаторы и показатели

- количество субъектов малого и среднего предпринимательства, в том числе:

- зарегистрированных индивидуальных

предпринимателей, тыс. чел.;

- малых предприятий, тыс. ед.;

- средних предприятий, тыс. ед.;

- количество рабочих мест, созданных субъектами малого и среднего предпринимательства, тыс. рабочих мест;

- среднемесячная заработная плата работников малых предприятий, тыс. руб.;

- сумма налогов, уплаченная субъектами малого и среднего предпринимательства по специальным режимам налогообложения, млн. руб.;

- оборот малых предприятий, млрд. руб.;

- доля государственных заказов, выполненных субъектами малого и среднего предпринимательства, %;

- количество субъектов малого и среднего предпринимательства, получивших государственную поддержку, ед.

Сроки реализации Программы

- 2009-2011гг.

Объемы и источники финансирования




2009-2011гг.

2009 г.

2010 г.

2011 г.

Всего по Программе, тыс.руб.

100 550

27 800

32 750

40 000

Областной бюджет, тыс.руб.

100 550

27 800

32 750

40 000




субсидии бюджетам муниципальных образований на реализацию мероприятий Программы

23 000

5 000

8 000

10 000

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели социально-экономической эффективности

- рост числа субъектов малого бизнеса до 3,66 тыс.ед.

(на 9% к 2008 г.);

- рост налоговых поступлений в бюджет до 1287,2 млн. руб.

(на 30,5% к 2008 г.);

- увеличение численности занятых в малом и среднем бизнесе до 53,89 тыс. чел. (на 7% к 2008 г.);

- увеличение зарплаты работников малых и средних предприятий до 21,4 тыс. руб. (на 52,5% к 2008 г.);

- увеличение оборота малых предприятий до 105,8 млрд. руб. (32,6% к 2008 г.);

- увеличение числа субъектов малого бизнеса, получивших государственную поддержку до 600 ед. (в 6 раз к 2008 г.)


1. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа


Долгосрочная целевая программа "Развитие малого и среднего предпринимательства в Мурманской области" на 2009 - 2011 годы (далее - Программа) разработана в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О государственной поддержке малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 209-ФЗ) и Законом Мурманской области от 27.05.2008 N 977-01-ЗМО "О содействии развитию и государственной поддержке малого и среднего предпринимательства в Мурманской области". Программа определяет действия Правительства Мурманской области, исполнительных органов государственной власти и местного самоуправления Мурманской области, а также предпринимателей, их объединений, направленные на достижение целей государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства и увеличение вклада субъектов малого и среднего предпринимательства в социально-экономическое развитие Мурманской области. При этом к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся хозяйствующие субъекты, соответствующие критериям ст. 4 Федерального закона N 209-ФЗ.

В 2006 - 2008 годах развитие малого предпринимательства и его поддержка осуществлялись в рамках региональной целевой программы "Развитие малого предпринимательства в Мурманской области" на 2005 - 2008 годы. Общая тенденция характеризуется качественными изменениями в развитии малого предпринимательства. На 1 января 2008 года в Мурманской области на учете в налоговых органах состояли 20,5 тыс. индивидуальных предпринимателей, действовали 3,2 тыс. малых предприятий (в том числе 1,5 тыс. микропредприятий).

В 2007 году оборот малых предприятий составил 70,1 млрд. рублей, в 2006 году - 60,8 млрд. рублей, в 2005 году - 49,3 млрд. руб., ежегодный прирост в сопоставимых ценах - около 8 %. Объем отгруженных товаров, выполненных работ и услуг в 2007 году увеличился на 3,4 млрд. рублей (124,6 % к уровню 2006 года). При этом существенный рост объемов производства отмечен на предприятиях сельского и лесного хозяйства, на предприятиях, занятых издательской и полиграфической деятельностью, производством готовых металлических изделий.

Растет вклад малого предпринимательства в экономику области: его доля в общем объеме отгруженных товаров собственного производства и услуг в 2007 г. составляет 15,5 % (2005 г. - 14,2 %). Малыми предприятиями области перевозится почти 50 % грузов, перевозимых автомобильным транспортом (2006 г. - 48 %), выполняется более 50 % строительных работ. Это без учета индивидуальных предпринимателей, численность которых ежегодно увеличивается более чем на тысячу человек. С учетом наемных работников и индивидуальных предпринимателей общее число рабочих мест в секторе малого бизнеса превышает 50 тысяч человек. За 2006 - 2007 годы субъектами малого предпринимательства создано около 3,2 тыс. новых рабочих мест. Доля занятых в малом предпринимательстве в общей численности занятых превышает 9,2 %.

Растет заработная плата работников малых предприятий. За 2007 год она увеличилась более чем на 28 % и составила 12234,3 рубля (в 2006 году - 10010,6). Изменения к лучшему происходят и в условиях трудоустройства работников, занятых на малых предприятиях. Большинство предпринимателей предоставляет работу по трудовому договору с соблюдением норм трудового законодательства РФ, обязательным медицинским и пенсионным страхованием.

В области внедряются новые инструменты и механизмы, стимулирующие развитие малого предпринимательства. За последние два года в соответствии с нормативными актами Правительства Мурманской области более 100 предпринимателей получили субсидии на общую сумму около 9 млн. рублей. В 2007 году на базе Государственного фонда развития малого предпринимательства создан гарантийный фонд, средствами которого будут гарантироваться кредиты предпринимателей, не имеющих достаточного залогового обеспечения. Развивается система микрокредитования, разработаны новые виды субсидирования и механизмы поддержки для начинающих предпринимателей.

Формируется благоприятное общественное мнение о предпринимателях и малом бизнесе. Этому способствуют ставшие уже традиционными Дни предпринимательства Мурманской области и ежегодный региональный конкурс "Предприниматель года". Повышается прозрачность бизнеса и системы государственного управления его развитием. В мае 2007 года принят административный регламент Министерство а экономического развития Мурманской области "Финансовая поддержка субъектов малого предпринимательства и потребительских обществ предпринимателей". В разработке находятся административные регламенты о предоставлении консультационной и информационной поддержки, а также о предоставлении объектов областной собственности в аренду и другие.

Таким образом, основные цели региональной целевой программы "Развитие малого предпринимательства в Мурманской области" на 2005 - 2008 годы достигнуты. Повысилась социально-экономическая эффективность работы малых предприятий, выросли численность и уровень доходов их работников, увеличилась доля малого предпринимательства в формировании регионального валового продукта. Накоплен положительный опыт управления социально-экономическими процессами в предпринимательстве, сформированы основы правовой среды, обеспечивающей предпринимательскую деятельность.

В развитии предпринимательства в 2009 - 2011 годах необходимо закрепить позитивные тенденции предшествующих лет, сосредоточиться на имеющихся проблемах и нерешенных задачах.

Принятие Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", внесение изменений в другие нормативные правовые акты требуют новых подходов к организации государственного управления этим сектором экономики.

Вышеназванным законом определены цели и принципы государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства, введены принцип разграничения полномочий и принцип ответственности органов государственной власти и местного самоуправления за обеспечение благоприятных условий для развития предпринимательства. При этом необходимо обеспечить участие представителей субъектов малого предпринимательства и представителей некоммерческих организаций, выражающих их интересы, в формировании государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства и равный доступ субъектов малого и среднего предпринимательства к получению поддержки.

Уровень развития малого и среднего предпринимательства в городах и районах области различен. Мурманск, Апатиты, Североморск имеют достаточно высокий уровень развития малого предпринимательства. Жители городов, где есть крупные градообразующие предприятия, стремятся работать на них, а в бизнес идут по необходимости, а не по желанию, поэтому бизнес в этих городах представлен в основном в сфере торговли. Такая ситуация отмечается в Оленегорске, Мончегорске, Кировске, Кандалакше, Ковдоре. В небольших населенных пунктах развитие бизнеса ограничивается пониженным спросом на товары и услуги.

Различается и позиция органов местного самоуправления по отношению к предпринимательству - лишь в 10 муниципальных образованиях имеются утвержденные программы поддержки предпринимательства. Средства на реализацию программ невелики - от 0,1 до 2,5 млн. рублей в год. В Североморске, Мончегорске, Полярных Зорях, Печенгском районе финансирование таких программ из местного бюджета не предусмотрено. Учитывая эти обстоятельства, необходимо предусмотреть меры, стимулирующие администрации муниципальных образований заниматься развитием и поддержкой малого и среднего бизнеса. Особое внимание должно быть уделено экономически депрессивным районам и районам с небольшой численностью населения.

Закон расширил перечень субъектов малого и среднего предпринимательства. С 1 января 2008 года к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся крестьянские и фермерские хозяйства, потребительские общества, средние предприятия с численностью от 100 до 250 человек. По данным статистики, в Мурманской области около 7 тысяч предприятий с неопределенной численностью, большинство из которых входят в категорию малых и средних предприятий. Выделена также подкатегория микропредприятий. Создана правовая основа для разработки специальных мероприятий для поддержки предприятий малого и среднего предпринимательства по каждой из категорий. Отсутствие практики работы с указанными субъектами, а также отсутствие данных по их количественным и качественным характеристикам требуют проведения в 2009 году исследования, результатом которого должна стать разработка комплекса мероприятий с экономическим обоснованием увеличения объема средств областного бюджета на поддержку новых категорий субъектов малого и среднего бизнеса.

Для определения круга проблем малого и среднего предпринимательства в начале 2008 года был проведен опрос предпринимателей, участниками которого стали юридические лица, отнесенные к категории субъектов малого и среднего предпринимательства в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации".

Всего в ходе опроса было проведено 70 интервью по структурированной анкете, опрошены работники 47 микропредприятий (численность до 15 человек включительно), 17 малых предприятий (численность до 100 человек включительно), 6 средних предприятий (численность от 101 до 250 человек включительно).

Среди респондентов в большинстве учредители или владельцы предприятий (44 %), руководители предприятий (29 %), заместители руководителя (27 %). Большинство (64 %) занимаются предпринимательством не менее 6 лет. Как правило, это зрелые энергичные предприниматели в трудоспособном возрасте от 30 до 50 лет (примерно 65 %) и молодые люди, только недавно начавшие свое дело (35 %).

Деятельность участников опроса связана с производственной сферой, строительством, транспортом, рынком информационных, телекоммуникационных услуг.

Большинство опрошенных (66 %) оценивают сложившуюся ситуацию как благоприятную. Однако достаточно большое количество предпринимателей (34 %) выразили неудовлетворение сложившимися условиями, оценив ситуацию скорее как неблагоприятную и очень неблагоприятную.

Опрос выявил наиболее острые проблемы, препятствующие развитию бизнеса: высокие налоги и арендная плата, недостаток помещений и квалифицированных кадров, наличие бюрократических барьеров, несовершенство законодательства и др. Результаты исследования представлены в таблице.

Основные проблемы, препятствующие развитию бизнеса в Мурманской области

Основные проблемы

Предприятия

Средний балл по выборке

микро-

малые

средние




Средние значения по шкале

1

Высокая арендная плата за помещения

3,5

3,6

3,0

3,37

2

Высокие налоги

3,6

3,5

4,0

3,70

3

Рост цен на энергоносители, сырье, тарифы

3,7

3,3

3,0

3,33

4

Нехватка денежных средств на развитие

3,8

3

2,6

3,13

5

Трудности при сертификации, лицензировании, получении других разрешительных документов

2,9

3

2,3

2,73


Сравнительный анализ проблем микро-, малого и среднего предпринимательства позволил выделить в них две особенности.

Первая особенность - общие проблемы, универсальные для всех предпринимателей микро-, малого и среднего бизнеса. Эти проблемы одинаково значимы для всех, достаточно затрудняют работу и развитие бизнеса (средний балл выше 3,3). К ним относятся:

- высокая арендная плата;

- высокие налоги;

- рост цен на энергоносители, сырье, тарифы;

- нехватка квалифицированного персонала;

- рост конкуренции.

Вторая особенность - проблемы микро- и малого предпринимательства схожи, имеют примерно одинаковую значимость, но отличаются от проблем среднего бизнеса. Так, к проблемам микро- и малого бизнеса (высокий балл - 3,3) можно отнести:

- недостаток денежных средств на развитие и инвестиционные проекты;

- недостаток оборотных средств;

- трудности при сертификации, лицензировании, получении других разрешительных документов;

- проверки различных контролирующих органов.

В связи с этим актуальными остаются такие формы поддержки предпринимателей, как прямая финансовая поддержка, льготная аренда (для микро- и малых предприятий), создание системы кредитных гарантий, создание инвестиционного фонда, привлечение к выполнению государственного заказа (для малых и средних предприятий), информационно-методическая и образовательная поддержка предприятий всех категорий по различным темам и в различных формах.

На вопрос "Испытывает ли ваше предприятие в настоящее время потребность в привлечении дополнительных финансовых средств?" более половины опрошенных (66 %) ответили, что нуждаются в привлечении дополнительных финансовых средств для развития своего дела.

В области действуют несколько схем финансовой поддержки малого и среднего предпринимательства, однако низка информированность предпринимателей об условиях получения государственной поддержки и поэтому высока степень их уверенности в том, что такая поддержка невозможна. На вопрос о том, знают ли предприниматели о поддержке малого и среднего бизнеса со стороны государства, большинство предпринимателей (62 %) дали отрицательный ответ. В Мурманской области имеется сеть объектов инфраструктуры, оказывающих различные услуги предприятиям и юридическим лицам, однако большая часть предпринимателей не пользуется этими услугами (45 %), так как не знает о таких возможностях. Чаще всего за поддержкой обращаются к частным лицам (20,2 %) и отечественным фирмам-партнерам (15,5 %). На вопрос "За какой поддержкой вы обращались?" предприниматели ответили, что чаще всего обращались за информационной (38 %) и юридической (18 %) поддержкой.

Таким образом, при реализации Программы нужно уделить внимание обеспечению всех проводимых мероприятий информационной поддержкой, формированию ежеквартального плана мероприятий, публикации его в сети "Интернет" и СМИ.

Существующая система поддержки малого и среднего бизнеса в Мурманской области требует разработки мероприятий, направленных на улучшение информирования предпринимателей и повышение их компетенции. Оказание информационно-консультационных услуг субъектам малого и среднего предпринимательства должно стать приоритетным направлением поддержки малого и среднего бизнеса области на период реализации Программы.

За последнее время в лучшую сторону изменилась ситуация с основными фондами предприятий: раньше предприниматели в основном приобретали оборудование, бывшее в употреблении. Сейчас уровень изношенности основных средств большинства предприятий менее 30 %, высокую степень износа отметили только 5 % респондентов. Это явилось результатом изменения позиции банков по отношению к предпринимательскому сектору. Более половины опрошенных (58 %) в 2007 году использовали кредиты для расширения своего дела. Из тех, кто не пользовался кредитами, 35 % рассматривают вопрос о целесообразности кредита, а 20 % считают неприемлемой ставку кредитования. В большинстве своем это относится к микропредприятиям, что позволяет сделать вывод о необходимости прямой финансовой поддержки микро- и малых предприятий и в то же время о нецелесообразности прямой финансовой поддержки предприятий среднего бизнеса.

В рейтинге проблем предпринимателей административные барьеры занимают одну из лидирующих позиций. Сложны и длительны процедуры, связанные с землеотводом для нового строительства. Инструментами сокращения административных барьеров являются жесткая регламентация процедур, обеспечение их прозрачности и повышение информированности предпринимателей.

Успех предпринимательской деятельности определяется не только уровнем ее государственной поддержки, но и в значительной мере эффективностью ведения бизнеса.

Предприниматели, как показал опрос, испытывают дефицит квалифицированных кадров. 82 % отмечают это как проблему, и только 18 % сказали, что на данном этапе предприятие полностью укомплектовано работниками.

Основными проблемами, по оценкам предпринимателей, являются подбор квалифицированных кадров, а также переподготовка или повышение квалификации уже работающих специалистов. В связи с этим в Программе необходимо предусмотреть меры по формированию государственного заказа на подготовку кадров для бизнеса, включая возможность обучения руководителей и специалистов малых и средних предприятий по Президентской программе подготовки управленческих кадров для народного хозяйства РФ, организацию специальных программ обучения для начинающих предпринимателей, проведение семинаров, курсов и тренингов по различным вопросам предпринимательской деятельности.

По мнению предпринимателей, освещение проблем малого и среднего предпринимательства в СМИ остается на весьма низком уровне: 32 % респондентов не удовлетворены существующим положением, 58 % респондентов затруднились ответить на этот вопрос, только 10 % респондентов высказали удовлетворение тем, как освещаются проблемы предпринимателей в СМИ.

Все эти проблемы требуют программно-целевого подхода, объединяющего усилия предпринимателей и их союзов (советов) с деятельностью органов государственной власти и местного самоуправления для достижения целей развития и поддержки малого и среднего предпринимательства в Мурманской области.

  1   2   3   4   5


Похожие:

Долгосрочная целевая программа iconОбластная долгосрочная целевая программа развития субъектов малого и среднего предпринимательства в Ростовской области на 2009 2014 годы паспорт
Областная долгосрочная целевая программа развития субъектов малого и среднего предпринимательства в Ростовской области на 2009 –...
Долгосрочная целевая программа iconДолгосрочная целевая программа
В целях реализации комплексной отраслевой политики в сфере туризма Правительство
Долгосрочная целевая программа iconДолгосрочная городская целевая программа
Об утверждении «Долгосрочной городской целевой программы «Молодежь Ростова» на 2007-2010 годы» в новой редакции
Долгосрочная целевая программа iconДолгосрочная целевая программа
Утвердить прилагаемую долгосрочную целевую программу "Развитие семейных ферм в Вологодской области на 2012 2020 годы"
Долгосрочная целевая программа iconОбластная долгосрочная целевая программа
...
Долгосрочная целевая программа iconМуниципальная долгосрочная целевая программа
О внесении изменений в постановление Главы Администрации Красносулинского района от 21. 07. 2009 №372 «Об утверж­де­нии Муниципальной...
Долгосрочная целевая программа iconПрограмма «развитие семейных ферм в вологодской области на 2012 2020 годы» паспорт программы наименование Про- долгосрочная целевая программа «Развитие се- граммы мейных ферм в Вологодской области на 2012- 2020 годы»
Губернатор области В. Е. Позгалев
Долгосрочная целевая программа iconДолгосрочная целевая программа «Снижение напряженности на рынке труда Красноярского края» на 2009-2011 годы Паспорт программы
Агентство труда и занятости населения Красноярского края, краевые государственные бюджетные учреждения службы занятости населения...
Долгосрочная целевая программа iconРабочая учебная программа по дисциплине долгосрочная и краткосрочная финансовая политика для студентов, обучающихся по специальности 080105. 65
Долгосрочная и краткосрочная финансовая политика. Рабочая учебная программа. Для студентов, обучающихся по специальности 080105....
Долгосрочная целевая программа iconДолгосрочная целевая программа «Развитие малого и среднего предпринимательства в Рязанской области в 2010-2012 годах» паспорт
«Развитие малого и среднего предпринимательства в Рязанской области в 2010-2012 годах»
Разместите кнопку на своём сайте:
Бизнес-планы


База данных защищена авторским правом ©bus.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Бизнес-планы
Главная страница