Российский резидент для целей информационной безопасности




Скачать 96.92 Kb.
PDF просмотр
НазваниеРоссийский резидент для целей информационной безопасности
Дата конвертации08.09.2012
Размер96.92 Kb.
ТипДокументы

Российская Программная Платформа (РПП). Проект 
Документ подготовлен 31 марта 2010 года совместно ассоциациями АРПП и РУССОФТ 
 
 
Авторский коллектив: 
−  Александр Голиков, председатель правления компании АСКОН, 
председатель правления ассоциации АРПП Отечественный Софт, 
−  Валентин Макаров
президент ассоциации РУССОФТ, 
−  Андрей Свириденко, председатель правления компании SPIRIT, 
руководитель комитета ассоциации Руссофт по РПП, 
−  Алексей Смирнов, генеральный директор компании АльтЛинукс, 
член правления ассоциаций АРПП и РАСПО, 
−  Андрей Терехов, генеральный директор компании Ланит-Терком, 
член правления ассоциации Руссофт, 
При участии: 
−  Александр Андреев, президент компании SJ Labs, 
член правления ассоциации Руссофт, 
−  Ася Власова, директор компании Корус Консалтинг, 
член правления ассоциации РАСПО. 
 
 
Определения 
 
Российская Программная Платформа (РПП) – программная среда, объединяющая 
контролируемую Российским государством операционную систему (ОС) на базе ОС 
Linux,  базовый  инструментарий  и  сервисы  над  ней,  а  также  набор  готовых 
отечественных  прикладных  программных  продуктов  (Отечественное  ПО),  и 
обеспечивающая 
работоспособность 
ключевых 
информационных, 
коммуникационных,  управленческих  и  производственных  процессов,  интересов 
обороноспособности 
и 
информационной 
безопасности 
страны, 
органов 
государственной власти, предприятий и организаций, учебных заведений России. 
 
Отечественное ПО – готовое проприетарное (коммерческое) или свободное ПО, не 
содержащее  зависимостей  от  компонент,  не  входящих  в  РПП,  имущественные 
права  собственности  на  которое  принадлежат  российским  резидентам,  и 
компетенцией по которому обладают российские резиденты.  
  
Российский  резидент  для  целей  информационной  безопасности  –  компания, 
зарегистрированная  на  территории  России,  конечные  бенефициарные  контрольные 
акционеры которой являются гражданами России.  
 
Российский  резидент  для  налоговых  целей  –  компания,  зарегистрированная  на 
территории  России  и  располагающая  собственным  производством  на  территории 
России. 
 
Услуги  по  разработке  отечественного  ПО
 – услуги  по  разработке  ПО,  оказанные 
Российскими резидентами отечественным заказчикам. 
 
Цели создания РПП: 
 

  Обеспечение    информационной,  коммуникационной  и  технологической 
безопасности  России  (в  настоящее  время  информационно-коммуникационные 
технологии, ИКТ – кровеносная система любого развитого государства), создание 
отечественных 
(или 
полностью 
контролируемых, 
поддерживаемых 
и 
развиваемых  российскими  резидентами)  решений  в  областях,  критических  для 
информационной безопасности и технологической независимости страны. 


  Повышение 
эффективности  работы  органов  государственной  власти, 
предприятий  и  организаций  за  счет  массового  внедрения  современных 
информационно-коммуникационных  технологий  (в  основном,  отечественных), 
ликвидация отставания в применении ИКТ-технологий от стран-лидеров. 
  Уменьшение 
импорто-зависимости, 
стимулирование 
отечественного 
наукоемкого  производства,  реальный  переход  от  сырьевой  экономики  к 
высокотехнологичной. 
  Динамичное  развитие  отрасли  ИКТ,  доведение  доли  ИКТ  в  ВВП  страны  до 
уровня  развитых  мировых  держав.  Увеличение  количества  отечественных 
разработчиков за счет стимулирования спроса, создание благоприятных условий 
для превращения их в глобальных игроков. 
  Повышение  конкурентоспособности  российской  индустрии  ИКТ,  превращение 
России в нетто-экспортера глобального ИКТ-рынка, занятия ею достойного места 
в международном разделении ИКТ-труда. 
  Создание исследовательских и научных центров в области ИКТ. 
 
История вопроса 
 
Отечественная  софтверная  индустрия  развивалась  все  последние 20 лет  сама  по 
себе,  без  серьезного  участия  государства.  Доля  программного  обеспечения  в  ВВП 
страны  была  малозаметной,  поэтому  государство  практически  не  обращало 
внимания  на  отрасль.  Движущими  силами  развития  отрасли  начиная  с  начала 90-х 
годов были огромный неудовлетворенный спрос на компьютеры и необходимые для 
работы  программные  инструменты,  естественный  интерес  использовать  новые 
программно-аппаратные  компьютерные  средства  вместо  бумаг,  кульманов, 
калькуляторов и т.п. Решение задачи внедрения ИКТ в государственном управлении 
осуществлялось  бессистемно,  без  учета  необходимости  создания  национальной 
индустрии разработки ПО для государственных целей.   
 
К 2008 году  объем  софтверного  рынка  России  уже  достиг 2 млрд.  долларов,  из 
которых  однако  около 80% составляют  закупки  готовых  иностранных  программных 
продуктов,  производимых  крупными  зарубежными  вендорами.  Экспорт  ПО  из 
России  к 2008 также  достиг 2 млрд.  долларов,  из  которых  более 70% однако 
относится  к  разработкам  программ  по  заказу  иностранных  компаний,  с  передачей 
всех  имущественных  прав  на  созданные  программы  иностранным  клиентам.  Рынок 
ПО  стал  заметен,  и  государство  постепенно  стало  выстраивать  конструктивный 
диалог  с  нашей  отраслью.  К 2010 в  отрасли  ПО  произошла  структуризация 
(выделились  сегменты:  заказное/тиражное  ПО,  свободное/проприетарное  ПО). 
Информационно-коммуникационные  технологии  стали  неотъемлемой  частью 
экономики,  ее  «кровеносной  системой».  Как  следствие,  и  информационные  и 
коммуникационные  технологии  были  названы  президентом  РФ  Д.А.Медведевым  в 
числе 5 приоритетных  отраслей  для  модернизации  экономики  страны.  Руководство 
страны,  президент  и  председатель  правительства,  все  заинтересованные  в 
модернизации  экономики  и  переходу  на  инновационные  рельсы,  признали 
необходимость развития и внедрения современных ИКТ-решений, увеличения доли 
НИОКР.  Естественный  драйвер  развития  в  виде  неудовлетворенного  спроса  стал 
подходить  к  концу,  рынок  постепенно  насыщается  и  становится  все  более 
конкурентным.  Для следующего  рывка  необходимы  целевые  действия,  в  том  числе 
со стороны государства. 
 
Для  развития  любой  отрасли  необходима  долгосрочная  стратегия.  Для  уверенного 
долгосрочного  роста  ИКТ  в  России  необходима  ИКТ-стратегия  развития. 
Разработать  такую  стратегию,  адекватную  масштабам  заявленной  задачи,  можно 
только  объединением  интеллектуальных  ресурсов  государства  и  всех  секторов 


коммерческих компаний, имеющих реальный бизнес-опыт последних 15 лет.  
 
Постановка  задачи:    Что  можно  предложить,  чтобы  ИКТ-развитие  страны 
обеспечивало  ее  информационную  безопасность?  Чтобы  ИКТ-отрасль  сделала 
рывок?  Чтобы  Россия  превратилась  из  импортера  ПО  в  его  экспортера? 
Сформировав  ответы  на  эти  вопросы,  мы  получим  возможность    совместно  с 
государством подготовить необходимые решения. 
 
Предпосылки, определяющие необходимость проактивных действий 
 
Увеличивающееся отставание в области ИКТ от мировых лидеров 
 
Длительное время у нас циркулировало мнение об особой гениальности российских 
программистов,  лидерстве  в  образовании,  наличии  мощных  научных  заделов  и 
большого  кадрового  потенциала.  Во  многом  это  было  справедливо  раньше  и 
частично справедливо сейчас.  Но реальное положение дел заключается в том, что  
мы  серьезно  отстаем    в  фундаментальной  науке  и  образовании,  НИОКР  и 
прикладных  исследованиях,  разработке  востребованных  на  мировом  рынке 
программных  продуктов  (остающихся  в  собственности  российских  разработчиков,  а 
не  передающихся  зарубежному  заказчику).  Демографический  спад 90-х  вместе  с 
падением уровня преподавательского состава ВУЗов привел к реальному (с каждым 
годом 
усиливающемуся) 
дефициту 
квалифицированных 
специалистов 
и 
программистов.  Кризис  лишь  слегка  снизил  остроту  проблемы,  ценовое 
преимущество  России  уже  нивелировалось.  Недостаточный  внутренний  спрос 
(ограниченность  внутреннего  рынка)  ограничивают  развитие  отечественных 
софтверных компаний, подавляющая часть которых работает именно на внутренний 
рынок.  Выход  компаний  на  внешние  рынки  осложняется  острой  конкуренцией, 
усилившейся  в  пору  кризиса,  отсутствием  ресурсов  и  опыта  для  проведения 
международного 
маркетинга 
и 
отсутствием 
сколько-нибудь 
серьезной 
государственной  поддержки  экспорта,  сравнимой  с  тем,  что  получают  наши 
конкуренты в других странах.  
 
Достижение  лидерства  в  области  ИТ  требует  целевого  решения  многих  задач, 
нивелирования существующих рисков и проблем, что требует наличия политической 
воли и выделения значительных финансовых ресурсов со стороны государства. Но в 
первую  очередь  необходимо  трезво  оценить  сегодняшнюю  ситуацию  и  наши 
возможности.  В  системной  области  (ОС,  СУБД  и  т.п.)  мы  отстали  настолько 
серьезно,  что  шансов  бороться  на  равных  с  зарубежными  монополистами  на  поле 
ОС  и  СУБД  сейчас  практически  нет.  Это  означает,  что  нам  необходимо  усиленно 
развивать  прикладные  исследования  в  этой  области,  и  одновременно  искать 
«ассиметричные ответы».  
 
Одну  из  возможностей  найти  такие  ответы  дает  все  больше  набирающее  силу  в 
мире  движение  свободного  ПО  (СПО).  Наличие  открытой  операционной  системы 
(ОС)  и  большого  набора  готовых  российских  и  открытых  продуктов  дает  нам 
хороший  шанс  объединить  бизнес-модели  СПО  потенциал  с  существующими 
коммерческими  проприетарными  разработками  отечественных  компаний  и  решить 
поставленные задачи по созданию мощной Российской ИКТ-индустрии.  
 
Весомыми  предпосылками  реализации  амбициозных  планов  по  созданию 
Российской  программной  платформы  являются  наличие  широкого  перечня  готовых 
российских 
коммерческих 
программных 
продуктов, 
наличие 
в 
России 
высокоразвитой  индустрии  разработки  ПО  на  заказ  (которая  занимает  достойное 
место  среди  стран  БРИК)  и  перспективы  внедрения  СПО  в  России.  В  настоящее 


время  многие  сервисные  российские  разработчики  ПО  работают  в  основном  на 
внешний рынок. Но как только реализация концепции РПП вызовет растущий спрос 
на услуги по разработке ПО для замещения иностранных проприетарных продуктов, 
эти  же  разработчики,  безусловно,  обеспечат  потребности  клиентов  в  лице 
государства и бизнеса внутри России.    
 
Угроза информационной безопасности 
 
Один  из  самых  главных  факторов — информационная  безопасность  государства. 
Например,  в  соответствии  с  американскими  законами  о  контроле  над  экспортом, 
продолжают  существовать  ограничения  на  поставку  отдельных  видов  ПО  и 
оборудования 
американского 
производства 
для 
его 
использования 
в 
ракетостроении,  в  ядерной  и  военной  отраслях  в  ряд  стран,  включая  Россию. 
Отсутствие импортозамещающих высокотехнологичных продуктов  ставит под угрозу 
безопасность  государства  в  случае  серьезного  осложнения  отношений  и 
конфликтов.  Выполнение  Россией  роли  глобального  игрока  в  мировой  политике 
невозможно  без  хорошо  оснащенной  армии,  собственной  военной  техники, 
эффективного  управленческого  аппарата,  надежной  связи.  Использование 
зарубежных систем для управления оборонными комплексами и для проектирования 
военной  техники  может  привести  к  необратимым  последствиям  (что  хорошо 
проиллюстрировал  российско-грузинский  конфликт,  когда  была  заблокирована 
система управления войсками, отключена GPS-навигация в регионе и т.п.).  
 
В настоящее время ПО чаще всего приобретается в виде файлов, устанавливаемых 
на  компьютеры  пользователя.  Но  по  мере  развития  Интернет-технологий  и 
появления  скоростных  каналов  (позволяющих  в  реальном  времени  передавать 
данные, видео и аудио информацию) набирает обороты использование ПО как WEB-
сервисов (SAAS). В  этом  случае    ПО  физически  отсутствует  на  компьютерах 
пользователя, а доступ к программе идет путем  подключения к удаленному серверу 
через интернет-браузер. Иллюстрацию этой технологии мы видим в сервисах Google 
Apps, Microsoft Live и Webex. В  этом  случае  клиент    не  располагает  самим  ПО,  а 
платит  за  возможность  подключения  к  внешнему  сервису.  Если  в  недалеком 
будущем  такие  технологии  будут  доминировать,  то  речь  будет  идти  не  о  риске 
отсутствия  возможности  закупки  новых  версий  или  вероятности  закладок  (как 
сейчас),  а  об  опасности  физического  отключения  страны  от  информационных 
ресурсов  и  средств  коммуникаций.  Это  чревато  полной  остановкой  экономики, 
коллапса органов государственной власти, угрозами для обороны страны. 
 
Российская  программная  платформа  направлена  на  создание  отечественных 
решений  для  инструментария  разработки  ПО  и  софтверной  инженерии,  а  также  по 
всем  критическим  для  информационной  безопасности  и  для  экономики  страны 
прикладным  программным  продуктам.  Причем  будет  вредным  противопоставление 
проприетарного  (коммерческого)  и  свободного  ПО.  Главное – наличие 
конкурентоспособных  отечественных  аналогов,  наличие  альтернативы  для 
потребителей,  гражданских  и  военных,  поддержанных  отечественными  центрами 
софтверной  компетенции.  В  зависимости  от  области  применения,  это  будут 
проприетарные продукты, свободное ПО, либо и то, и другое одновременно.  
 
Для  развития  отечественной  софтверной  индустрии  крайне  важно,  чтобы 
конкурентоспособным  готовым  отечественным  коммерческим  программным 
продуктам  отдавался  приоритет  при  гос  закупках,  ведь  за  ними  стоят  годы 
разработки  и  маркетинга,  отлаженные  инфраструктуры  создания,  технической 
поддержки,  обучения  и  внедрения,  высокопрофессиональные  коллективы, 
перспектива проникновения на зарубежные рынки.  


 
В свободном ПО приоритет должен отдаваться продуктам, по которым в России есть 
экспертиза,  центры  компетенции  и  отечественная  инфраструктура  обеспечения 
жизненного цикла, поддержки и развития этих программных продуктов. 
 
Необходимость импортозамещения в области ПО 
 
Помимо аспектов информационной безопасности и технологической независимости 
страны, важным аспектом необходимости импорто-замещения в области разработки 
критических программных приложений является экономический фактор.  
 
Существующая  ситуация  на  российском  рынке  ПО  характеризуется  зависимостью 
российской экономики, государственного управления, коммуникаций и даже обороны 
страны  от  импортного  ПО.  Россия  импортирует  готовое  иностранное  ПО  на 
миллиарды  долларов,  поставляя  на  глобальный  рынок  собственные  программные 
продукты на несколько сотен миллионов и является нетто-импортером. 
 
Не  развивая  свою  индустрию  разработки  ПО  и  закупая  иностранное  ПО,  мы 
инвестируем в развитие иностранных продуктовых софтверных компаний, которые и 
без  того  являются  монополистами  на  мировом  рынке.  Получая  прибыль  и 
усиливаясь,  они  увеличивают  свои  обороты  и  объемы  продаж  в  России  и  в  мире, 
вытесняя российские компании и повышая барьер вхождения для новых российских 
игроков. Получается замкнутый круг.  
 
Единственный  выход  из  этого  круга — стимулирование  собственных  разработок, 
НИОКР,  создания  конкурентоспособных  российских  программных  продуктов, 
центров  компетенции  с  целью  повышения  конкурентоспособности  отечественных 
программных  решений,  и  снижения  доли  иностранных  производителей  к  ключевых 
отраслях российской экономики и обороны за счет повышения доли отечественных 
производителей софта.  
 
Важнейшим инструментом поддержки отечественной индустрии ПО представляется 
предпочтительная  закупка  государством  отечественных  конкурентных  программных 
продуктов  и  услуг.  Как  правило  цены  на  отечественный  софт  ниже  чем  на 
иностранный, и поддержка оказывается всегда локальная, на руссом языке. 
 
Естественно, при оказании государственной поддержки российским производителям 
необходим  анализ  имеющихся  у  нас  компетенций  и  наработок,  поскольку  из-за 
катастрофического отставания покрыть все области критических применений сейчас 
трудно,  и  необходимо  иметь  четкие  приоритеты  поддержки.  Существуют  многие 
сегменты,  которые  хорошо  представлены  отечественными  разработчиками  софта, 
располагающими  конкурентными  коммерческими  продуктами  и  необходимым 
опытом.  Государству  необходимо  коммерчески  стимулировать  отечественных 
производителей  софта,  создать  дополнительный  спрос  для  их  перехода  в  более 
тяжелую «весовую» категорию и создания новых продуктов. 
 
Гос.услуги в электронном виде 
 
Все  большее  проникновение  Интернета  и  средств  связи,  повышение  мобильности 
населения  ставит  перед  государством  и  задачу  оперативного  и  эффективного 
предоставления  государственных  услуг  в  электронном  виде.  Сегодня  в 
государственных  структурах  образовался  огромный  массив  данных  разного  рода, 
которые  требуются  бизнесу,  гражданам  и  доступ  к  которым  затруднен  в  силу 
бюрократизации  процедур  и  необходимости  личного  посещения  госучреждений. 


Если государство сможет обеспечивать своевременную актуализацию этих сведений 
в электронном виде, их трансляцию в Интернет, то российские разработчики смогут 
создать  множество  недорогих  сервисов,  которые  будут  чрезвычайно  востребованы 
населением  и  бизнесом.  Модель SaaS (ПО  как  услуга)  будет  удобна  для  работы  и 
самих государственных структур, экономя средства на закупку ПО. 
Разработкой  и  обслуживанием  подобных  сервисов  может  и  должно  заниматься 
сообщество российских разработчиков ПО, при поддержке государства, так, как это 
сделано,  например,  в  США  (проект Apps.gov), обеспечивая,  с  одной  стороны, 
активное  развитие  принципов  «Электронного  правительства»,  использование 
современных  технологий  на  мировом  уровне,  а  с  другой – независимость  от 
информационных ресурсов и разработок зарубежных производителей. 
Конечно,  для  того,  чтобы  предоставлять  услуги  аренды  ПО  на  высоком  уровне, 
нужно  обладать  серьёзным  опытом,  компетенцией  и  необходимой  технической 
базой.  Необходимо  иметь  отечественные  разработки  и  сервисные  компании, 
которые  обеспечивают  непрерывность  и  высокую  эффективность  подобных  ИТ-
сервисов на территории России, вне зависимости от зарубежных поставщиков. 
 
Роль экспорта ПО 
 
Важная  роль  в  формировании  концепции  Российской  программной  платформы 
принадлежит  отношению  государства  к  экспорту  в  сфере  ИКТ.  Экспортный 
потенциал  создаваемых  в  рамках  РПП  продуктов  и  количественные  показатели 
объемов экспорта компаний, которые будут привлечены государством на конкурсной 
основе  для  разработки  критических  приложений,  могут  играть  роль  объективного 
критерия конкурентоспособности создаваемых продуктов. В рамках реализации РПП 
полезно  ориентироваться  на  продукты  и  компании,  направленные  на  завоевание 
своей  доли  мирового  рынка.  Изоляционизм  и  направленность  исключительно  на 
покрытие  потребности  российского  рынка  могут  привести  с  созданию 
неконкурентоспособных    продуктов  и  росту  отставания  России  в  глобальной 
конкуренции. 
 
 
Укрупненный состав РПП 
 
  Операционные системы (ОС, браузеры и т.п); 
  Общесистемные  средства  (драйверы,  средства  разработки  и  программной 
инженерии,  компиляторы,  средства  автоматизации  программирования,  средства 
тестирования и т.п.); 
  СУБД; 
  Базовые офисные пакеты (стандартный набор для создания и редактирования 
документов, электронных таблиц, презентаций); 
  Защита данных (криптография, шифрование, защита продуктов и т.п.); 
  Документооборот 
(делопроизводство, 
средства 
групповой 
работы, 
электронный архив и т.п.); 
  Распознавание  документов,  автоматизированный  перевод  из  бумажного  в 
электронный вид; 
  Управление ИКТ-инфраструктурой предприятия/организации; 
  Информационно-поисковые  системы  для  поиска  текстов,  данных,  звуковых 
файлов, изображений, видео, анализ контента; 
  Коммуникационные  и  сетевые  программы  (почтовые  средства, instant 
messengers, инструментарий создания WEB-сайтов, передача данных и т. п.) 
  Современная связь, голосовые и видео коммуникации (передача аудио-видео 
данных, документов, файлов, факсов, обеспечение групповой работы); 
  Специализированные ОС для суперкомпьютеров и средства их управления; 


  Софт для спутниковых навигационных приемников ГЛОНАСС, 
  Средства управления распределенными сетями; 
  Антивирусы, защита данных и т.п.; 
  Управление финансовой системой (банковские системы, платежные системы, 
управление биржами, торговые площадки и т.п.); 
  Управление  предприятием/организацией (ERP, бухгалтерия,  управленческий 
учет, управление финансами, управление кадрами и т.п.) 
  Системы  управления  органами  государственной  власти,  образовательными, 
медицинскими учреждениями и т.п.; 
  Информационные  пакеты  (правовые  системы  и  БД  законодательства,  карты, 
системы навигации и т.п.); 
  САПР – проектирование  и  изготовление  промышленной  продукции  и 
микросхем (PDM/CAD/CAM/ CAE); 
  Моделирование  месторождений  полезных  ископаемых  и  их  мониторинг  в 
процессе освоения, 
  Глобальная  логистика  пассажирских  и  транспортных  потоков,  включая 
трубопроводы и другие виды транспортировки грузов, 
  Издательские системы; 
  Мультимедиа, визуализация, анимация; 
  Обучающие и образовательные программы; 
  Системы обработки и распознавания речи, изображений и видео; 
  Интегрированные информационно-навигационные системы; 
  Системы  биометрии  (распознавание  голоса  и  слитной  речи,  распознавание 
образов,  в  том  числе — лица,  сетчатки  глаза,  дактилограмм,  распознавание 
движений и др.); 
  Системы компьютерного зрения и синтеза изображений; 
  Системы автоматизированного перевода с (на) иностранные языки 
 
Приведенный  список  является  укрупненным,  а    классификация  - примерной. 
Включение  или  не  включение  каких-либо  решений  в  перечень  зависит  от  степени 
влияния  на  информационную  безопасность,  потенциала  импортозамещения, 
наличия  продуктов,  центров  компетенции,  наработок  и  ноу-хау  в  данной  области, 
экспортного потенциала и других факторов. 
 
Важно  отметить,  что  за  каждым  пунктом  этого  списка  стоит  как  минимум  одна 
российская  компания,  которая  предлагает  российские  программные  продукты  или 
услуги в данной области. 
 
Типовые примеры: 
• 
Без отечественных САПР невозможно проектирование оборонной техники. 
• 
Без  отечественных ERP может  быть  блокировано  управление  стратегическим 
предприятием. 
• 
Без 
отечественной 
платежной 
системы 
может 
наступить 
остановка 
финансирования экономики. 
• 
Без 
отечественных 
антивирусов 
компьютеры 
быстро 
могут 
стать 
неработоспособными. 
• 
Без  навигации  Глонасс  невозможно  проектировать  современное  Российское 
вооружение,  осуществлять  мониторинг  различных  объектов  при  изменении 
международной ситуации. 
• 
Без  современной  надежной  связи  уже  невозможно  представить  себе  мир, 
управление и общение людей. 
 
 
 


Операционная система 
 
В  настоящее  время  на  персональных  компьютерах  доминирует MS Windows, но 
постепенно  все  более  сильные  позиции  занимает Linux (все  чаще  госучреждения 
различных стран делают ставку на него опять же по соображениям информационной 
безопасности).  Создавать  собственную  Российскую  ОС  (проприетарную  или  на 
основе СПО) с нуля бессмысленно и вредно, это тупиковый путь, который неизбежно 
ведет  к  отставанию  от  мирового  уровня,  снижению  качества  работы  систем  при  
значительных  затратах  бюджетных  средств.  В  этой  связи  предлагается  в  качестве 
ОС  в  государственных  системах  применять Linux, используя  все  возможности 
свободных  лицензий  и  опыт  международных  проектов.  Для  этого  должен  быть 
создан  ориентированный  на  международные  стандарты  и  контролируемый 
государством  репозиторий  (возможно  размещенный  на  базе  одной  ли  нескольких 
частных компании), и включающий в себя: 
• 
хранилище исходных текстов программ с поддержкой версий, 
• 
средства  обеспечения  целостности  (контроль  зависимостей  времени 
исполнения  и  времени  сборки  и  др.)  и  соответствия  международным 
стандартам, 
• 
средства  гарантированной  сборки  пакетов  программ  в  безопасном 
изолированном окружении, 
• 
средства поддержки различных аппаратных платформ, 
• 
средства  поддержки  распределенной  разработки  удаленными  командами 
разработчиков, 
• 
организационные  и  технические  механизмы  обеспечения  взаимодействия  с 
международными проектами разработки свободного ПО, 
• 
средства  создания  дистрибутивов  ПО  различного  назначения,  в  том  числе 
включающие ОС Linux, 
• 
средства  организации  поддержки  продукта,  в  том  числе  средства  контроля 
ошибок и механизм обновлений. 
 
На базе ОС Linux можно сформировать полноценную инфраструктуру разработки и 
поддержки ПО, интегрированную с международной разработкой. Необходимо, чтобы 
разработчики  проприетарного  ПО  обеспечивали    совместимость  своих  продуктов  с 
отечественным  репозиторием  и,  тем  самым,  с  выпущенными  на  его  основе 
дистрибутивами  на  базе  ОС Linux (задача  стандартизации  разных  дистрибутивов 
Linux,  построенных  на  разных  репозитариях  в  мире  не  решена.  Это  вынуждает 
разработчиков  ПО  под Linux выпускать  пакеты  для  различных  дистрибутивов.  В 
случае  единого  репозитария  задача  разрешима).  Не  исключается  и  передача  в 
специальные  закрытые  зоны  репозитория  исходных  текстов.  Возможно  выделение 
государственных грантов на интенсификацию данных работ. 
 
Проработка приложений для разных разделов РПП 
 
Проработка  приложений  для  каждого  раздела  РПП  должна  быть  направлена  на 
решение конкретной задачи импортозамещения, однако вместе с тем должна носить 
маркетинговый  характер,  обеспечивающий  возврат  государственных  инвестиций  в 
их  разработку.  Необходимо  оценить  экономику,  российский  и  зарубежный  рынок 
потребления,  его  емкость,  текущую  структуру,  рассматривать  различные  сценарии 
реализации  приложения  для  каждого  сегмента,  просчитывать  их  экономические 
результаты.  
 
Каждый проект  должен включать в себя бизнес-план с просчитанной экономикой и 
перспективами продвижения полученных продуктов на мировой и Российский рынок 
для нескольких возможных вариантов действий государства. Просчитывая сценарии, 


получаем  модель  нового  состояния  индустрии,  подкрепленную  цифрами, 
определяющими  измеримые  показатели  (например,  для  программы  «Электронное 
правительство»  такими  показателями  могут  быть  рост  производительности  труда  в 
экономике  страны  за  счет  сокращения    числа  чиновников,  сокращения  срока 
ожидания  населением  предоставления  конкретной  гос.услуги,  сокращения  в  целом 
затрат  на  гос.управление  в  стране.  Для  промышленности — повышение 
производительности  труда,  сокращение  затрат  на  проектирование  и  производство 
новых  изделий  и  т.д.  В  каждом  разделе  одним  из  важнейших  критериев 
эффективности  будет  прямой  возврат  бюджетного  финансирования  за  счет 
налоговых  поступлений  от  внедрения  внутри  страны  и  экспорта  продуктов  и  услуг, 
основанных  на  разработанных  решениях,  и  косвенного  воздействия  других 
факторов, связанных с экспортом ПО.      
 
Реестр Российских программных продуктов 
 
Российские  свободные  и  проприетарные  программные  продукты  дополняют  друг 
друга,  при  наличии  центров  компетенции,  развития  и  поддержки  внутри  страны. 
Часто будет возникать ситуация, когда в каждом тематическом разделе есть более 
функциональные  российские  коммерческие,  и  более  примитивные  свободные 
продукты.  
 
Реестр  российских  продуктов  будет  хранить  информацию  по  спектру  приложений, 
доступных  от  Российских  производителей  программных  продуктов.  В  результате 
пользователь  сможет  выбирать  продукт,  удовлетворяющий  его  требованиям  и 
оптимальный по затратам.  
 
Такой  реестр  должен  быть  реализован  в  виде  Интернет-портала,  обеспечивающим 
широкий  свободный  доступ  к  информации.  Продвижение  РПП  будет  мощным 
фактором  продвижения  входящих  в  нее  отечественных  программных  продуктов  на 
российском и на глобальном рынке. 
 
Принципы РПП: 
 

  Российские  разработчики  проприетарного  и  свободного,  тиражного  и 
заказного ПО выступают единым фронтом, ставя своей целью разработку единой 
стратегии РПП и совместное ее продвижение; 
  Для  стимулирования  конкурентного  отечественного  производителя  софта 
приоритетность ПО при гос закупках в порядке убывания видится следующая: (1) 
готовое российское проприетарное и свободное ПО, (2) зарубежное СПО, готовое 
к  использованию  с  условиях  отсутствия  конкуренции  со  стороны  российских 
производителей, (3) заказ  на  разработку  инструментария  или  критических 
приложений для российских поставщиков услуг по разработке ПО, 
  Государство  вкладывает  деньги  в  разработки  системного  ПО  и  приложений, 
которые пока отсутствуют в том или ином жизненно-важном сегменте РПП. 
  Государство 
вкладывает 
деньги 
в 
создание 
инновационных 
исследовательских  центров  и  выделяет  гранты  на  проведение  НИОКР  по 
перспективным  темам  создания  национального  системного  ПО  и  критических 
приложений к нему. 
 
Этапы реализации, мероприятия 
 

1.  Разработка Стратегии реализации РПП, включающей комплекс бизнес-планов 
ее реализации в целом и составных частей в отдельности; 
2.  Реализация Проекта по разработке РПП; 

10 
3.  Формирование  инфраструктуры  поддержки  РПП,  модернизация  системы 
образования; 
4.  Продвижение  РПП,  изменение  законодательства  и  администрирования  для 
обеспечения  приоритетности  при  осуществлении  госзакупок,  поддержки  на 
уровне министерств и ведомств. 
 
В  настоящее  время  идет  разработка  подробного  плана  мероприятий  для  первого 
этапа — этапа реализации Концепции РПП. Предлагается следующий порядок: 
 
• 
Создается  рабочая  группа,  включающая  в  себя  представителей  отраслевых 
ассоциаций 
(АРПП, 
РАСПО, 
РУССОФТ), 
представителей 
органов  
государственной  власти  и  крупнейших  корпораций  с  государственным  
участием. Рабочая группа формирует единую  концепцию; 
• 
По  каждому  блоку  РПП  создаются  рабочие  группы  из  ведущих  аналитиков 
компаний-разработчиков  ПО  и  экспертов  ИТ-рынка  для  создания 
соответствующего бизнес-плана; 
• 
Сводятся воедино все материалы; 
• 
Материалы презентуются правительству, ИТ-сообществу, прессе 
 
На  основании  представленных  материалов  инициируется  создание  и  принятие 
отраслевой  программы,  предусматривающей  план  действий  и  выделение 
бюджетного  финансирования,  после  чего  проводятся  тендеры  на  разработку 
решений  по  заданным  темам,  осуществляется  приемка  результатов,  реализуется 
комплексная программа подготовки необходимой инфраструктуры. 
 
Организационно-финансовая схема 
 
Заказчиками  программы  или  ее  частей  могут  выступать  МинКомСвязи, 
МинПромТорг,  Министерство  Обороны,  МЭР,  МОН,  ФСБ,  ФСО,  СВР,  РВК,  ВЭБ, 
РосНано, 
РЖД, 
Ростелеком, 
Связьинвест, 
Транстелеком, 
Ростехнологии, 
РосКосмос, Комиссия по модернизации экономики при Президенте России, Совет по 
развитию  информационного  общества  при  Президенте  России,  и  другие 
государственные структуры, гос-корпорации, министерства и ведомства. 
 
Угрозы  здесь  видятся  в  том,  что  в  качестве  головных  разработчиков  государством 
могут  быть  выбраны  академические  институты  или  ВУЗы,  а  так  же  ведомственные 
гос.институты  лишь  на  основании  их  принадлежности  к  государственной 
собственности. Но в силу специфики деятельности перечисленные организации как 
правило  не  в  состоянии  разрабатывать  и  поддерживать  конкурентоспособные 
коммерческие программные продукты. 
 
Поэтому необходимо выработать финансовую схему, дающую возможность прямого 
получения 
коммерческими 
компаниями 
бюджетного 
финансирования 
и 
сохраняющую частичные или полные имущественные права компаний на созданную 
интеллектуальную  собственность  (например  при  использовании  созданного 
продукта в коммерческих российских и экспортных контрактах).  
 
Например,  гос-контрактами  может  быть  предусмотрено  сохранение  прав 
собственности  коммерческим  разработчиком  или  поставщиком  при  гарантии 
бесплатного  оснащения  госучреждений  и  госпредприятий  созданным  или 
улучшенным  программным  продуктом  (при  нулевой  цене  лицензий,  когда  берется 
только  плата  за  внедрение  и  обслуживание)  или  специальных  низких  ценах  на 
определенный период. 
 

11 
Кадры 
 
Опора  при  реализации  проекта  осуществляется  на  кадровый  потенциал 
существующих компаний-разработчиков. Прогнозы 2010 года МинКомСвязи,  МЭР и 
МинФина для целей налогообложения предусматривают рост числа программистов 
в  России  за  несколько  лет  при  благоприятном  налоговом  климате  до 400.000 
специалистов.  Однако  необходимо  с  самого  начала  ориентироваться  на  создание 
задела  на  будущее  за  счет  разумного  вовлечения  бизнеса  в  подготовку  кадров, 
повышения  качества  обучения  и  роста  количественного  состава  выпускников  по 
ИКТ-специальностям.  При  проактивной  целевой  разработке  новых  системных 
решений  и  новых  приложений  потребуются  тысячи  дополнительных  ИКТ-
специалистов  (программистов,  системных  аналитиков,  тестеров,  инженеров  по 
технической поддержке и т.д.).  
 
В  области  СПО  придется  создавать  целый  кластер  специалистов,  сейчас  их 
количество  крайне  невелико.  Необходимо  будет  готовить  как  специалистов  по 
обслуживанию  ОС Linux, так  и  разработчиков  под  данную  среду.  Переподготовка 
существующих  специалистов — отдельная  большая  задача  разумного  вовлечения 
бизнеса в переподготовку кадров и получение дополнительного образования. 
 
Вероятно ИКТ-компаниям придется принимать непосредственное участие в помощи 
ВУЗам  и  др  учебным  заведениям  по  постановке  новых  курсов,  подготовке 
преподавателей, 
формированию 
центров 
повышения 
квалификации 
и 
переподготовки. 
 
Выводы 
 
Подготовка 
и 
реализация 
проекта 
РПП 
при 
поддержке 
государства 
непосредственным образом способствуют: 
  укреплению 
обороноспособности, 
информационной 
безопасности 
и 
технологической независимости страны, 
  укреплению высокотехнологичной составляющей экономики России; 
  повышению эффективности органов власти и госаппарата; 
  повышению производительности труда в экономике России; 
  снижению  себестоимости  отечественной  продукции  всех  секторов  экономики 
за счет снижения затрат на приобретение ПО; 
  повышению доли ИТ в ВВП страны, опережающему развитию сегмента ПО; 
  повышению объемов экспорта  высокотехнологичной продукции. 
 
В  итоге – повышение  конкурентоспособности  экономики  страны,  сокращение 
технологического  отставания  от  ведущих  развитых  стран  (США,  ЕС,  Япония),  рост 
высокотехнологичного  экспорта,  переход  от  сырьевой  экономики  к  экономике 
знаний. 

12 
Статус документа 
 
Документ  подготовлен  совместно  профильными  комитетами,  которые  отвечают  за 
продвижение  отечественных  программных  продуктов  и  услуг  и  Российскую 
Программную Платформу (РПП) в 2 Российских софтверных ассоциациях – Руссофт 
и  АРПП  Отечественный  Софт.  В  связи  со  сжатыми  сроками  для  согласования, 
документ пока не был утвержден на Общих собраниях этих 2 ассоциаций, но авторы 
заручились поддержкой достаточного количества членов обеих ассоциаций. 
 
Ассоциация  Руссофт,  создана  более 10 лет  назад  и  объединяет  около 70 
Российских софтверных компаний. 
 
Ассоциация АРПП Отечественный Софт, создана около года назад, и объединяет 17 
Российских софтверных компаний. 
 
Контакты ответственных: 
 
Александр Голиков, golikov@ascon.ru
Валентин Макаров, makarov@russoft.org
Андрей Свириденко, Andrew@spiritdsp.com
Алексей Смирнов, smi@altlinux.ru
 
 



Похожие:

Российский резидент для целей информационной безопасности iconТема №2 структура управления в информационной системе
Создание и использование информационной системы для любой организации нацелены на решение следующих задач
Российский резидент для целей информационной безопасности iconЛекция 4 роль структуры управления в информационной системе. Экономическая ис. Типы ис
Создание и использование информационной системы для любой организации наце­лены на решение следующих задач
Российский резидент для целей информационной безопасности iconПротокол заседания антикоррупционного совета при Губернаторе Астраханской области
Заместитель председателя: Чирсков В. С. – руководитель службы безопасности и информационной защиты Астраханской области
Российский резидент для целей информационной безопасности iconПротокол заседания антикоррупционного совета при Губернаторе Астраханской области
Заместитель председателя: Чирсков В. С. – руководитель службы безопасности и информационной защиты Астраханской области
Российский резидент для целей информационной безопасности iconКнига посвящена исследованию широкого круга проблем обеспечения национальной безопасности России в современном мире
В ее первом разделе достаточно полно и объективно обосновано наличие угрозы для национальной безопасности страны, определяемой целым...
Российский резидент для целей информационной безопасности iconКонспект лекций для студентов специальности 080504 «Государственное и муниципальное управление»
«Стратегия это определение основных долгосрочных целей и задач компании и выработка направления действий и распределения ресурсов,...
Российский резидент для целей информационной безопасности icon77. Система целей организации Система целей организации и ее модельное представление
Миссия имеет важное коммуникационное значение. Миссия это основа для разработки системы целей и стратегии. Она отражает этические,...
Российский резидент для целей информационной безопасности iconБизнес-план: Нейросетевые интелектуальные системы безопасности Резюме Краткая информация о предприятии и история его развития
Ооо "нейроинформатика" новому предприятию "nevod". "нейроинформатика" будет продолжать выполнять роль технического партнера nevod,...
Российский резидент для целей информационной безопасности iconЗадачи, ее назначение
Разработка информационной базы поликлиники. 32. Разработка финансовой части бизнес-плана. 33. Анализ финансового состояния предприятия....
Российский резидент для целей информационной безопасности icon1 общее об информационных системах 1 Понятие информационной системы
Под системой понимают любой объект, который одновременно рассматривается и как единое целое, и как объединенная в интересах достижения...
Разместите кнопку на своём сайте:
Бизнес-планы


База данных защищена авторским правом ©bus.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Бизнес-планы
Главная страница