Тема Экономический анализ в разработке и мониторинге бизнес-плана




Скачать 78.69 Kb.
НазваниеТема Экономический анализ в разработке и мониторинге бизнес-плана
Дата конвертации08.09.2012
Размер78.69 Kb.
ТипБизнес-план
Тема 2. Экономический анализ в разработке и мониторинге бизнес-плана


1.Назначение и основные цели бизнес-плана


2. Структура бизнес-плана и содержание его основных разделов


3. Роль анализа в разработке и мониторинге основных плановых показателей


1


Бизнес-план представляет собой документ, в котором формулируются цели предприятия, дается их обоснование, определяются пути достижения, необходимые для реализации средства и конечные финансовые показатели работы.

Как правило, он разрабатывается на несколько лет (чаще на три — пять лет) с разбивкой по годам. Длительность действия бизнес-плана зависит от характера и масштабов деятельности предприятия.

Круг пользователей бизнес-плана:

  1. сами разработчики, для которых полезным является про­цесс разработки, когда им приходится продумывать и решать конкретные вопросы, связанные с налаживанием производства, разработкой комплекса маркетинга, организацией управления и контроля, поиском партнеров и ис­точников финансирования и т.д.

  2. сотрудники предприятий, которые могут принимать уча­стие в подготовке бизнес-плана.

  3. потенциальные инвесторы.

Таким образом, разработка бизнес-плана необходима для решения сле­дующих задач:

  • четкой формулировки целей предприятия, определения конкретных коли­чественных показателей их реализации и сроков достижения;

  • разработки взаимоувязанных производственных, маркетинговых и орга­низационных программ, обеспечивающих достижение поставленных целей;

  • определения необходимых объемов финансирования и поиска его источ­ников;

  • выявления трудностей и проблем, с которыми придется столкнуться в ходе реализации проекта;

  • организации системы контроля за ходом осуществления проекта;

  • подготовки развернутого обоснования, необходимого для привлечения ин­весторов к финансированию проекта.

Разработка бизнес-планов позволяет решить главную задачу — прогнози­ровать различные сценарии развития событий и выявить препятствия, которые могут возникнуть в ходе реализации проекта. С одной стороны, это позволяет подготовить варианты действий по их преодолению, а с другой, — убедить инвестора в том, что разработчики проекта мыслят реальными категориями и готовы к преодолению трудностей.

Для того чтобы бизнес-план мог в полной мере выполнять свои функции, он должен отвечать ряду требований:

  1. быть написан простым и понятным языком с использованием кратких и четких формулировок;

  2. его объем не должен превышать 20-25 машинописных страниц;

  3. носить всеобъемлющий характер, т.е. включать всю информацию по про­екту, представляющую интерес для инвестора;

  4. опираться на реальные факты и обоснованные предложения;

  5. иметь завершенный характер, т.е. содержать стратегию достижения по­ставленных целей;

  6. обладать комплексностью, т.е. содержать производственное, маркетинго­вое, организационное, финансовое обеспечение;

  7. иметь перспективный характер, т.е. обеспечивать возможность разработки на его основе дальнейших планов с сохранением преемственности развития;

  8. обладать гибкостью, обеспечивающей возможность внесения корректиро­вок в разработанные программы;

  9. иметь контролирующий характер, связанный с четкой характеристикой графиков работ, контрольных сроков и показателей.

Выполнение всех требований возможно лишь при определенной структуре и логике построения бизнес-плана.


2. Структура бизнес-плана и содержание его основных разделов


В мировой практике подготовка бизнес-плана происходит на основе стан­дартных требований к оформлению.

В связи с этим разработана типовая структура бизнес-плана:

1. Титульный лист

2. Вводная часть

3. Анализ положения дел в отрасли

4. Сущность проекта

5. План маркетинга

6. Производственный план

7. Организационный план

8. Оценка рисков

9. Финансовый план

10. Приложения


Содержание конкретного бизнес-плана зависит от специфики проекта, ко­торая определяется рядом факторов:

  • отраслевой направленностью проекта;

  • размером предприятия;

  • характером проекта (расширение существующего или создание нойого предприятия);

  • условиями финансирования (наличие или отсутствие потребности во внеш­них источниках). Очевидно, что на содержание, характер и размер отдельных разделов влияет направление деятельности, указанное в проекте. Различные виды производства и услуг предполагают использование различных техно­логических и экономических показателей, отражаемых и анализируемых в бизнес-плане.

Аналогичным образом влияют на размер и содержание этого документа размеры предприятия. Крупные проекты требуют большего объема пред­варительных разработок; в то же время для небольшого предприятия мож­но ограничиться более компактным по форме и содержанию бизнес-планом.

Существуют различия между планом действующего и создаваемого пред­приятий. В первом случае бизнес-план опирается на характеристику функ­ционирующего предприятия, результаты и опыт его работы. При этом упор делается на возможности его развития и изменения, которые в связи с этим предстоит осуществить. Во втором случае приходится опираться в основном на прогнозные и оценочные данные, разрабатывать и создавать с нуля про­изводственную, маркетинговую и организационную структуру нового пред­приятия. Кроме того, на содержание бизнес-плана влияет факт подготовки его исключительно для внутреннего пользования или для привлечения внеш­него инвестора.

Однако все эти различия и особенности не носят принципиального ха­рактера. В любом случае предпринимателю следует четко формулировать основную идею проекта и уметь обосновать ее на базе результатов анализа рыночных возможностей, разработать комплекс обеспечивающих мероприя­тий, уметь правильно оценить общую стоимость проекта, потребность во внешнем финансировании и конечные финансовые результаты. Поэтому при­веденную структуру бизнес-плана можно рассматривать в качестве типовой. Охарактеризуем подробнее разделы бизнес-плана.



  1. Роль анализа в разработке и мониторинге основных плановых показателей


По структуре бизнес-плана и содержанию его основных разделов можно сделать вывод, что при относительно небольших размерах подготовка этого документа требует значительного времени. Сбор необходимой информации для принятия и разработки соответствующих решений, — процесс длитель­ный. Обоснованность бизнес-плана в определяющей степени связана с надежностью его информационной базы. Ускорение разработки этого до­кумента возможно лишь на основе создания постоянно действующей системы изучения, анализа и контроля маркетинговой среды на предприятии, которая будет обеспечивать готовую информационную базу.

Классический процесс подготовки бизнес-плана разбит на ряд этапов Основные этапы работы с бизнес-планом

  1. Анализ текущего состояния предприятия и основных направлений его деятельности

  2. Анализ состояния внешней маркетиноговой среды

  3. Выявление перечня рыночных возможностей и идей, которые могут быть положены в основу разработки стратегии развития предприятия

  4. Выбор варианта стратегического развития

  5. Определение целей и задач основных подразделений предприятия исходя из выбранной стратегической идеи

  6. Доведение этих задач, порядка и графика разработки бизнес-плана до исполнителей (подразделений)

  7. Разработка программ деятельности по отдельным направлениям

  8. Сведение воедино отдельных программ и разработка окончательного варианта бизнес-плана

  9. Утверждение бизнес-плана

  10. Представление бизнес-плана потенциальным инвесторам

  11. Начало реализации бизнес-плана

  12. Контроль за ходом осуществления программы и внесение в нее корректив

Начало работ над бизнес-планом связано с проведением маркетинговых исследований. Во-первых, необходимо оценить текущее состояние предприя­тия. При этом дается общая характеристика предприятия и выпускаемой продукции, оценивается состояние основных фондов и организационной структуры управления, технологии и уровня научно-технических служб, ха­рактеризуются обслуживаемые рынки и основные группы потребителей, оце­ниваются кадровые ресурсы и финансовое положение предприятия. Опреде­ление на такой основе сильных и слабых мест само по себе может служить базой для разработки стратегии развития.

Во-вторых, анализ внутреннего положения предприятия дополняется изу­чением состояния окружающей маркетинговой среды, которое должно оха­рактеризовать положение на рынке, оценить действие различных конъюнкту-рообразующих факторов, определить систему потребительских предпочтений, дать характеристику основных конкурентов и т.д.

На основе указанных исследований выявляются потенциальные возмож­ности, которые могут быть использованы в качестве базы для разработки стратегии развития. Здесь бывают различные варианты: сохранение профиля и товарного ассортимента, диверсификация производства, модернизация мощностей и обновление выпускаемой продукции, расширение доли рынка за счет развития различных элементов комплекса маркетинга и т.д. Затем происходит сужение круга возможных направлений на основе их предвари­тельного анализа и выбора нескольких, наиболее перспективных вариантов. Каждый из них разрабатывается более подробно, к этому привлекаются сотрудники основных служб и подразделений, а также внешние консультан­ты. В результате делается окончательный выбор варианта стратегического развития.

Принятый проект содержит основную цель, которую предстоит реализо­вать. Исходя из этого определяются задачи и направления развития отдель­ных структурных подразделений и служб. Подобная информация вместе с общим порядком и графиком работ доводится до непосредственных испол­нителей, которые разрабатывают конкретные программы мероприятий по своим направлениям.

На следующих этапах происходят сведение воедино и корректировка про­грамм и утверждение окончательного варианта бизнес-плана. Последний ста­новится руководством к действию для всего предприятия и направляется потенциальным инвесторам для ознакомления и привлечения к участию в проекте.

По мере осуществления запланированных мероприятий бизнес-план ис­пользуется для:

  • организации контроля за ходом его исполнения на основе сравнения пла­нов и фактических показателей;

  • внесения в него при наличии отклонений необходимых корректив;

  • разработки на его основе планов дальнейшего развития предприятия.

Наличие тесной связи между подготовкой бизнес-планов и уровнем мар­кетинговой деятельности на предприятии затрудняет составление бизнес-пла­на. Основная трудность заключается в проблемах получения необходимой первичной и вторичной маркетинговой информации, ее ненадежности, отсут­ствии опыта у предприятий в самостоятельном проведении рыночных иссле­дований и недостаточном уровне развития индустрии маркетинговых услуг. Поэтому именно на эти работы уходит значительная часть времени. Как отмечено, решению проблемы будет способствовать организация на пред­приятиях постоянной службы по комплексному изучению и анализу марке­тинговой среды.


Похожие:

Тема Экономический анализ в разработке и мониторинге бизнес-плана iconТема 3,4
Тема 3 Место экономического анализа в системе экономической науки. Экономический анализ и его связь с контролем
Тема Экономический анализ в разработке и мониторинге бизнес-плана iconКраткое содержание теоретического материала (по темам) Тема №1
Цели и задачи бизнес-плана (назначение бизнес-плана, достоинства бизнес-плана) Классификация и структура бизнес-планов (классификация...
Тема Экономический анализ в разработке и мониторинге бизнес-плана iconС. И. Коренкова экономический анализ анализ
Экономический анализ (анализ хозяйственной деятельности)
Тема Экономический анализ в разработке и мониторинге бизнес-плана iconМетодические рекомендации по разработке бизнес-плана для начинающих
Перед Вами методические рекомендации по разработке бизнес-плана. Составлены они, прежде всего, с целью помочь Вам разобраться с традиционным...
Тема Экономический анализ в разработке и мониторинге бизнес-плана iconСтруктура и требования к разработке бизнес-плана
Техническое задание на разработку финансово-экономической модели и бизнес плана
Тема Экономический анализ в разработке и мониторинге бизнес-плана iconРекомендации по разработке бизнес-плана инвестиционного проекта Введение
В то же время существует внутренняя логика структуры бизнес-плана и общепризнанные принципы его разработки
Тема Экономический анализ в разработке и мониторинге бизнес-плана iconМетодическое пособие по разработке бизнес-плана инвестиционного проекта
Для оформления бизнес-плана рекомендуется использовать приводимое ниже его описание с комментариями
Тема Экономический анализ в разработке и мониторинге бизнес-плана iconМетодические указания по выполнению контрольной работы по дисциплине: Комплексный экономический анализ для студентов заочной формы обучения
В начале работы указывается ее тема и воспроизводится план ее раскрытия
Тема Экономический анализ в разработке и мониторинге бизнес-плана iconМетодические указания по выполнению курсовых работ по дисциплине «комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности»
«комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности» для студентов IV курса дневного и вечернего обучения
Тема Экономический анализ в разработке и мониторинге бизнес-плана iconУчебное пособие. Трту, 200
В учебном пособии представлены материалы по разработке бизнес-плана проекта, включающие структуру, содержание разделов бизнес-плана...
Разместите кнопку на своём сайте:
Бизнес-планы


База данных защищена авторским правом ©bus.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Бизнес-планы
Главная страница