11. Финансовое планирование и разработка бюджетов предприятия




Скачать 202.34 Kb.
Название11. Финансовое планирование и разработка бюджетов предприятия
Дата конвертации08.09.2012
Размер202.34 Kb.
ТипДокументы




Тема 11. Финансовое планирование и разработка бюджетов предприятия

4 часа (1 слайд)


Вопросы: (2 слайд)

1.Сущность и принципы финансового планирования

2. Методы финансового планирования и система финансовых планов организации

3. Перспективное финансовое планирование

4. Текущее финансовое планирование (бюджетирование)

5. Оперативное финансовое планирование

6. Налоговое планирование


1.Сущность и принципы финансового планирования (3 слайд)


Эффективность функционирования предприятия определяется многими обстоятельствами, в частности: правильностью установления того, что, сколько, какого качества и к какому времени производить с учетом спроса и предложения, выбором оптимальной технологии и организации производства; своевременным и рациональным ресурсным обеспечением; величиной основного и оборотного капиталов; формами и методами реализации продукции и т.д.

Иными словами эффективное управление финансами организации возможно лишь при планировании всех финансовых ресурсов, их источников, отношений хозяйствующего субъекта.

(4 слайд)

Финансовое планирование представляет собой процесс разработки системы финансовых планов и плановых (нормативных) показателей по обеспечению организации и ее развития необходимыми финансовыми ресурсами и повышению эффективности финансовой деятельности в будущем периоде.

Финансовое планирование представляет собой одну из основных функций менеджмента, включающую формирование необходимого объема ресурсов из различных источников и рациональное распределение этих ресурсов во времени и по структурным подразделениям предприятия.

К основным задачам планирования относятся: (слайд 5)

- обеспечение нормального воспроизводственного процесса необходимыми источниками финансирования. При этом огромное значение имеют целевые источники финансирования, их формирование и использование;

- соблюдение интересов акционеров и других инвесторов. Бизнес-план, содержащий подробное финансовое обоснование инвестиционного проекта, является для инвесторов основным документом, стимулирующим вложения капитала;

- гарантия выполнения обязательств предприятия перед бюджетом и внебюджетными фондами, банками и другими кредиторами. Оптимальная для данного предприятия структура капитала приносит максимальную прибыль и максимизирует при заданных параметрах платежи в бюджет;

- влияние резервов и мобилизация ресурсов в целях эффективного использования прибыли и других доходов, включая и внереализационные;

- контроль рублем за финансовым состоянием, платежеспособностью и кредитоспособностью предприятия.


(слайд 6) Планирование и прогнозирование является важнейшими составными частями управления предприятия, и без них вряд ли возможна успешная работа предприятия. Они позволяют:

  • предвидеть перспективу развития предприятия на будущее;

  • более рационально использовать все ресурсы предприятия;

  • избежать риска банкротства;

  • более целеустремленно и эффективно проводить научно-техническую политику на предприятии;

  • своевременно обновлять и модернизировать выпускаемую продукцию и повышать ее качество в соответствии с конъюнктурой рынка;

  • повышать эффективность производства и улучшать финансовое состояние предприятия.

Но для того чтобы прогнозирование и планирование могли выполнять эти функции, они должны быть построены на научных принципах и методах.

(слайд 7) Под принципами планирования понимается основные теоретические положения, которыми следует руководствоваться в процессе планирования на предприятии.

К основным принципам планирования относятся: (слайд 8)

  • непрерывность планирования. Этот принцип означает, что на предприятии должны разрабатываться долгосрочные, среднесрочные и краткосрочные (годовые планы). Среднесрочные и долгосрочные планы должны систематически пересматриваться и корректироваться с учетом изменившихся обстоятельств, а годовые планы должны вытекать из среднесрочных планов. Этим достигается непрерывность планирования на предприятии;

  • научность. Этот принцип означает, что планирование должно осуществляться на научной основе, т.е. на достоверной информации и научно проверенных методах. Кроме того, этот принцип означает, что в планах должны использоваться самые последние достижения в науке и технике, а также передовые методы работы отдельных предприятий, появившиеся в мировом сообществе государств;

  • нацеленность планов на рациональное использование всех ресурсов предприятия, на повышение эффективности производства и на достижение максимальной прибыли;

  • принцип ведущих звеньев и приоритетность их реализации. Это означает, что на предприятии всегда необходимо выбирать ведущие звенья, от реализации которых зависит успех дела, и стремиться их реализовать в первую очередь. Выбор ведущих звеньев должен основываться на глубоком анализе состояния дел на предприятии, и это под силу только настоящим менеджерам;

  • принцип взаимной увязки и координации. Планирование должно охватывать все производственные подразделения предприятия с целью обеспечения сбалансированности в работе между ними.


2. Методы финансового планирования и система финансовых планов организации (слайд 9)


(слайд 10) В практике финансового планирования применяются следующие методы: экономического анализа, нормативный, балансовый, оптимизации плановых решений, экономико-математического моделирования.

(слайд 11) Метод экономического анализа позволяет определить основные закономерности, тенденции в движении натуральных и стоимостных показателей, внутренние резервы предприятия. Данный метод планирования применяется в тех случаях, когда отсутствуют финансово-экономические нормативы, а взаимосвязь между показателями может быть установлена не прямым способом, а косвенно на основе изучения их динамики за ряд периодов (месяцев, лет).

(слайд 12) Нормативный метод планирования финансовых показателей заключается в том, что на основе заранее установленных норм и нормативов определяется потребность предприятия в финансовых ресурсах и источниках их образования. К таким нормативам относятся ставки налогов и сборов, нормы амортизационных отчислений и др. В финансовом планировании применяется целая система норм и нормативов: федеральные, региональные, местные, отраслевые, нормативы самого предприятия.

(слайд 13) Использование балансового метода для определения будущей потребности предприятия в финансовых средствах основывается на балансовой увязке поступления средств и их расходования на определенную дату в перспективе. Применяется при планировании поступлений и выплат из денежных фондов предприятия, плана доходов и расходов, планового баланса, платежного календаря.

(слайд 14) Метод оптимизации плановых решений сводится к составлению нескольких вариантов плановых расчетов с целью выбора оптимального. При этом могут применяться различные критерии выбора.

(слайд 15) Методы экономико-математического моделирования позволяют количественно выразить взаимосвязь между финансовыми показателями и факторами, влияющими на их величину. Данная зависимость выражается через экономико-математическую модель, которая представляет собой точное математическое описание экономических процессов с помощью математических символов и приемов (уравнений, неравенств, графиков, таблиц). В модель при этом включаются только основные (определяющие) факторы. Модель может базироваться на функциональной или корреляционной связи.

(слайд 16) Финансовое планирование — это сложный процесс, включающий несколько этапов: анализ финансовой ситуации; разработка общей финансовой стратегии фирмы; составление текущих финансовых планов; корректировка, увязка и конкретизация финансового плана; осуществление оперативного финансового планирования; выполнение финансового плана; анализ и кон­троль выполнения плана.

(слайд 17) Финансовое планирование в организациях включает три основные подсистемы: перспективное, текущее и оперативное финансовое планирование.

Каждой из этих подсистем присущи определенные формы разрабатываемых финансовых планов и периоды, на которые эти планы разрабатываются. Все подсистемы финансового планирования на предприятии находятся во взаимосвязи и осуществляются в определенной последовательности. Исходным этапом планирования является прогнозирование основных направлений финансовой деятельности организации, осуществляемое в процессе перспективного планирования, которое определяет задачи и параметры текущего финансового планирования.


3. Перспективное финансовое планирование (слайд 18)


(слайд 19) Перспективное финансовое планирование определяет важнейшие показатели, пропорции и темпы расширенного воспроизводства, является главной формой реализации целей орга­низации. В современных условиях охватывает период времени от одного года до трех (редко пяти) лет. Вместе с тем определение периода финансового планирования зависит от экономической стабильности и степени предсказуемости объемов поступлений финансовых ресурсов и направлений их использования.

(слайд 20) Перспективное планирование включает разработку финансовой стратегии предприятия и прогнозирование его финансовой деятельности.

Разработка финансовой стратегии представляет собой особую область финансового планирования, так как, являясь составной частью общей стратегии экономического развития организации, должна согласовываться с целями и направлениями, сформулированными ее общей стратегией. Вместе с тем финансовая стратегия сама оказывает значительное влияние на формирование общей стратегии экономического развития предприятия. Изменение ситуации на финансовом рынке влечет за собой корректировку финансовой, а затем, как правило, и общей стратегии развития хозяйствующего субъекта.

(слайд 21) В целом финансовая стратегия представляет собой детально проработанную концепцию привлечения и использования финансовых ресурсов предприятия, включая конкретный механизм формирования требуемого объема финансирования за счет различных источников и форм, а также механизм эффективного вложения этих ресурсов в активы предприятия.

Цели финансовой стратегии должны быть подчинены общей стратегии развития организации (предприятия) и направлены на максимизацию ее рыночной стоимости.

Финансовое планирование базируется на данных финансового прогнозирования, которое является воплощением стратегии организации на рынке. (слайд 22) Финансовое прогнозирова­ние состоит в изучении возможного будущего финансового состояния хозяйствующего субъекта в зависимости от качественных и количественных оценок динамики финансовых ресурсов и источников их покрытия на длительную перспективу в зависимости от изменения факторов внешней и внутренней среды. Важный момент при осуществлении прогнозирования — признание факта стабильности изменений показателей деятельности фирмы от одного отчетного периода к другому.

(слайд 23) Объектами финансового прогнозирования являются:

• показатели отчета о прибылях и убытках;

• потоки денежных средств;

• показатели бухгалтерского баланса.

(слайд 25) Результатом перспективного планирования тем самым является разработка трех основных финансовых документов-прогнозов: планового отчета о прибылях и убытках; планового отчета о движении денежных средств; плана бухгалтерского баланса.

(слайд 26) Для составления прогнозных финансовых документов важно правильно определить объем будущих продаж (объем реализованной продукции). Это необходимо для организации производственного процесса, эффективного распределения средств, контроля над запасами. Помимо всего прочего, прогноз объемов продаж дает представление о доле рынка предприятия, которую оно намерено завоевать в будущем. Прогноз объема продаж помогает определить влияние объема производства, цены реализуемой продукции, инфляции на потоки наличных денежных средств организации.

(слайд 26) Как правило, прогнозы объемов продаж составляются на 3 года. Начинается прогнозирование объемов реализации с анализа сложившихся тенденций за ряд лет, причин тех или иных изменений. Следующим шагом в прогнозировании является оценка перспектив дальнейшего развития деловой активности предприятия с позиций сформированного портфеля заказов, структуры выпускаемой продукции и ее изменений, рынка сбыта, конкурентоспособности и финансовых возможностей предприятия.

На основе данных по прогнозу объема продаж рассчитывается необходимое количество материальных и трудовых ресурсов, а также определяются и другие составные затраты на производство.

(слайд 27) На основе полученных данных разрабатывается прогнозный отчет о прибылях и убытках, который позволяет:

определить объемы производства и продаж продукции в целях обеспечения их безубыточности;

установить размер желаемой прибыли;

увеличить гибкость финансовых планов на основе анализа чувствительности критических соотношений (учета различных факторов — ценовых, динамики объемов продаж, соотношения долей постоянных и переменных затрат).

(слайд 27) Далее разрабатывается план-прогноз движения денежных средств. Необходимость его составления определяется тем, что многие затраты, показываемые при расшифровке прогноза прибылей и убытков, не отражаются на порядке осуществления платежей. Прогноз движения денежных средств учитывает их приток (поступления и платежи), отток (затраты и расходы) и. чистый денежный поток (избыток или дефицит). Фактически он отражает движение денежных потоков по текущей, инвестиционной и финансовой деятельности.

При планировании долгосрочных инвестиций и источников их финансирования будущие денежные потоки рассматриваются с позиции временной ценности денег на основе использования методов дисконтирования для получения соизмеримых результатов.

С помощью прогноза движения денежных средств можно оценить, сколько последних нужно вложить в хозяйственную деятельность организации, синхронность поступления и рас­ходования денежных средств, проверить будущую ликвидность предприятия.

(слайд 28) Прогноз баланса активов и пассивов (по форме балансового отчета) на конец планируемого периода отражает все изменения в активах и пассивах в результате запланированных мероприятий и показывает состояние имущества и финансов хозяйствующего субъекта. Целью разработки балансо­вого прогноза является определение необходимого прироста отдельных видов активов с обеспечением их внутренней сбалансированности, а также формирование оптимальной структуры капитала, которая обеспечивала бы достаточную финансовую устойчивость организации в будущем.

(слайд 29) Существует несколько способов составления прогноза баланса. Наиболее часто применяемыми являются следующие: а) метод на основе пропорциональной зависимости показателей от объема продаж; б) методы с использованием математического аппарата; в) специализированные методы.

Первый метод состоит в допущении, что статьи баланса, взаимозависимые от объема реализации (запасы, затраты, основные средства, дебиторская задолженность и т.п.), изменяются пропорционально его изменению. Данный метод называют также «методом процента от продаж».

Среди методов с использованием математического аппарата широко используют метод простой линейной регрессии, метод криволинейной регрессии, метод множественной регрессии.

К специализированным относят методы, основанные на разработке отдельных прогнозных моделей для каждой пере­менной величины. Например, дебиторская задолженность оце­нивается по принципу оптимизации платежной дисципли­ны, а прогноз величины основных средств строится на основе инвестиционного бюджета и т.п.

(слайд 30) Одним из плановых документов, разрабатываемых организацией в рамках перспективного планирования, - является бизнес-план. В его разработке принимают участие все основные структурные подразделения организации, в том числе финансовый отдел (департамент). Разрабатывается он, как правило, на 3-5 лет и отражает все стороны производственной, коммерческой и финансовой деятельности организации.

(слайд 30) Важнейшей частью бизнес-плана является финансовый план, обобщающий материалы всех предшествующих ему разделов и представляющий их в стоимостном выражении.

Этот раздел необходим и важен как для предприятий, Так и для инвесторов и кредиторов, так как они должны знать источники и размер финансовых ресурсов, необходимых для осуществления проекта, направления использования средств, конечные финансовые результаты своей деятельности. Инвесторы и кредиторы, в свою очередь, должны иметь представление о том, насколько экономически эффективно будут использованы их средства, каков срок окупаемости и возврата.

(слайд 31) Финансовый план бизнес-плана включает ряд разрабатываемых документов, в том числе: прогноз объемов реализации; прогноз доходов и расходов; прогноз денежных поступлений и выплат; сводный баланс активов и пассивов; план по источникам и использованию средств; расчет точки достижения безубыточности (самоокупаемости).


4. Текущее финансовое планирование (бюджетирование) (слайд 32)


(слайд 33) Данный вид планирования заключается в разработке конкретных видов текущих финансовых планов (бюджетов), которые дают возможность организации определить на предстоящий период все источники финансирования ее развития, сформировать структуру ее доходов и затрат, обеспечить ее постоянную платежеспособность, а также определить структуру активов и капитала на конец планируемого периода.

(слайд 34) Текущий финансовый план составляется на период, равный 1 году, с разбивкой по кварталам, так как такой период времени соответствует законодательным требованиям к отчетному периоду. Рассматривается текущее планирование как составная часть перспективного плана и представляет собой конкретизацию его показателей. В то же время процесс текущего финансового планирования осуществляется на предприятии в тесной связи с процессом планирования его операционной деятельности.

В последнее время организациями все чаще применяется система бюджетного планирования деятельности структурных подразделений и организации в целом, которая внедряется в целях строгой экономии финансовых ресурсов, сокращения непроизводительных расходов, большей гибкости в управлении и контроля за себестоимостью продукции, а также для повышения точности плановых показателей, исполнения требований законов и контрактов.

(слайд 35) В целом бюджетирование представляет собой современную технологию финансового менеджмента, позволяющую получить обоснованный финансовый план, организовать управление деятельностью организации (предприятия) на этой основе, усилить контроль за издержками и денежными потоками, выйти на лучшие финансовые результаты.

(слайд 36) Основными преимуществами внедрения принципов бюджетного планирования (бюджетирования) являются:

• более рациональное использование средств организации благодаря своевременному планированию совершаемых хозяйственных операций, финансовых и материальных потоков и систематический контроль над ними;

• годовое планирование бюджетов структурных подразделений даст более точные показатели размеров и структуры затрат, чем перспективное финансовое планирование, и со­ответственно более точное плановое значение размера прибыли;

• в рамках утверждения месячных бюджетов структурным подразделениям будет предоставлена большая самостоятельность в расходовании экономии по бюджету фонда оплаты труда, что повысит материальную заинтересованность работников в успешном выполнении плановых заданий;

• бюджетное планирование позволит осуществить режим строгой экономии финансовых ресурсов организации, выявить и минимизировать различные риски и др.


(слайд 41) В процессе бюджетирования разрабатывается основной бюджет, интегрирующий на уровне предприятия бюджеты отдельных структурных подразделений (центров финансовой ответственности) в виде трех плановых форм:

1) бюджета доходов и расходов;

2) бюджета движения денежных средств;

3) баланса.


(слайд 41)

Основной бюджет посредством системы финансовых показателей должен отражать цели деятельности предприятия, его маркетинговые и производственные планы.

Разработка основного бюджета позволяет не только сбалансировать доходы и расходы предприятия, но и согласовать движение планируемых финансовых результатов с денежным потоком, а также ориентировать деятельность предприятия на приемлемые параметры финансового состояния и достаточный уровень финансовой устойчивости.

(слайд 42)

В процессе составления основного бюджета принято выделять процесс подготовки операционного и процесс разработки финансового бюджетов.

(слайд 43)

Операционный бюджет состоит из бюджетов: продаж, производства, производственных запасов, прямых затрат на сырье и материалы, прямых затрат на оплату труда, производственных накладных расходов, управленческих расходов, ком­мерческих расходов, доходов и расходов (отчет о прибылях и убытках).

(слайд 44)

Финансовый бюджет включает:

• инвестиционный бюджет;

• бюджет движения денежных средств;

• прогнозный баланс.

(слайд 45)

Бюджеты разделяют по различным признакам следующим образом.

По широте номенклатуры затрат разделяют бюджеты функциональный и комплексный. Функциональный бюджет разрабатывается, как правило, по одной реже по двум статьям затрат, например бюджет оплаты труда, бюджет амортизации.

Комплексный бюджет разрабатывается по широкой номенклатуре затрат, например бюджет административно-управленческих расходов.

(слайд 46)

По методам разработки различают стабильный (фиксированный) и гибкий бюджеты. При этом стабильный бюджет не меняется в зависимости от изменения объемов деятельности организации, например бюджет расходов по обеспечению охраны фирмы.

Гибкий бюджет предусматривает установление планируемых текущих или капитальных затрат не в твердо фиксируемых суммах, а в виде норматива расходов, которые взаимоувязаны с объемными показателями деятельности хозяйствующего субъекта, например объем выпуска или реализации продукции, объем строительно-монтажных работ.


5. Оперативное финансовое планирование (слайд 46)


(слайд 47) В целях осуществления контроля за поступлением фактической выручки на расчетный счет и расходованием наличных финансовых ресурсов в организации необходимо осуществлять оперативное планирование, которое дополняет текущее.

(слайд 48) Система оперативного планирования финансовой деятельно­сти заключается в разработке комплекса краткосрочных плановых заданий по финансовому обеспечению основных направлений хозяйственной деятельности организации.

(слайд 49) Оперативное финансовое планирование включает составление и исполнение платежного календаря, налогового календаря, кассового плана и расчет потребности в краткосрочном кредите (финансировании).

(слайд 50) Платежный календарь — это план организации производственно-хозяйственной деятельности предприятия, в котором все источники денежных поступлений и расходы взаимоувязаны и сбалансированы по времени. Он полностью охватывает денежный оборот организации, дает возможность увязать поступления денежных средств и платежи в наличной и безналичной форме, позволяет обеспечить постоянную платежеспособность и ликвидность.

Составляется календарь обычно на квартал (месяц) с разбивкой по месяцам и более мелким периодам (декадам, пятидневкам). Для того чтобы он был реальным, его составители должны следить за ходом производства и реализации, состоянием запасов, дебиторской задолженности- в целях предупреждения невыполнения финансового плана.

Правильно составленный платежный календарь позволяет выявить финансовые ошибки, недостаток денежных средств, вскрыть причину такого положения, наметить соответствующие мероприятия и, таким образом, избежать финансовых затруднений.

(слайд 51) На многих предприятиях наряду с платежным календарем составляется налоговый календарь, в котором указывается, когда и какие налоги должно уплатить предприятие.

(слайд 52) Отдельными хозяйствующими субъектами разрабатываются платежные календари по отдельным видам движения денежных средств, например платежный календарь по расчетам с поставщиками, платежный календарь по обслуживанию долга и т.п.

(слайд 53) На предприятии должен составляться кассовый планплан оборота наличных денежных средств, отражающий поступление и выплаты наличных денег через кассу организации. Кассовый план необходим для контроля за поступлением и расходованием наличных средств. Кассовый план должен представляться всеми предпринимательскими фирмами за 45 дней до начала планируемого квартала в коммерческий банк, с которым фирма заключила договор о расчетно-кассовом обслуживании.

Кассовый план необходим фирме для того, чтобы по возможности более точно представлять размер обязательств перед работниками организации по заработной плате и по другим выплатам. Банку, обслуживающему организацию, также необходим его кассовый план, чтобы составить сводный кассовый план на обслуживание своих клиентов в установленные сроки.

(слайд 53) Расчет потребности в краткосрочном кредите (финансировании) предполагает определение размера краткосрочной банковской ссуды (иных краткосрочных форм финансиро­вания), необходимой для обеспечения планируемого денежного потока по каждому периоду.

Вопросы, связанные с планированием, выдачей и погашением кредитов (займов), установлением процентных ставок, организации решают в обслуживающих их банках (иных организациях) на основе кредитных договоров (договоров займа).

Основанием для принятия решения о выборе источника краткосрочного финансирования должна быть альтернативная стоимость привлекаемых средств.


6. Налоговое планирование


Похожие:

11. Финансовое планирование и разработка бюджетов предприятия iconФинансовое планирование в системе финансового менеджмента предприятия 5 Цели, задачи и функции финансового планирования 5
Бизнес не может процветать без разработанных финансовых планов (бюджетов) и без контроля за их выполнением. В развитых странах планирование...
11. Финансовое планирование и разработка бюджетов предприятия iconПрограмма курса «Финансовое планирование и бюджетирование» для студентов озо по специальности «Финансы и кредит»
Тема Финансовое планирование как одна из функций управления финансами предприятия
11. Финансовое планирование и разработка бюджетов предприятия iconФинансовое планирование, как элемент управления деятельностью предприятия 6 Роль и место финансового планирования в составе функций управления деятельностью предприятия 6
Анализ эффективности системы планирования, применяемой в тк «Замок», ее влияние на финансовое состояние 21
11. Финансовое планирование и разработка бюджетов предприятия iconФинансовое планирование на предприятии Введение
В системе экономического регулирования деятельности компании одно из ключевых мест занимает финансовое планирование, реализуемое...
11. Финансовое планирование и разработка бюджетов предприятия iconФинансовое планирование на примере предприятия Диплом

11. Финансовое планирование и разработка бюджетов предприятия iconНалоговое планирование Роль местных бюджетов 99 Поддержка мп в России Госрегулирование малого бизнеса в России
Разработка методики повышения эффективности проектной и изыскательской деятельности гуп «Гражданпроект»
11. Финансовое планирование и разработка бюджетов предприятия iconФинансовое планирование как неотъемлемый элемент финансовой деятельности предприятия 5
Финансовое планирование как неотъемлемый элемент финансовой деятельности предприятия
11. Финансовое планирование и разработка бюджетов предприятия iconКурсовая работа по дисциплине: Финансы организации Тема: "Финансовое планирование на предприятии"
Финансовое планирование является важным элементом корпоративного планового процесса. Каждый менеджер, независимо от своих функциональных...
11. Финансовое планирование и разработка бюджетов предприятия icon3. Финансовое планирование и прогнозирование
Прогнозирование финансовой устойчивости предприятия. Модели прогнозирования банкротства
11. Финансовое планирование и разработка бюджетов предприятия iconБюджетная система РФ бюджетная система рф, ее уровни и принципы построения
РФ, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов рф, местных бюджетов и бюджетов гос внебюджетных...
Разместите кнопку на своём сайте:
Бизнес-планы


База данных защищена авторским правом ©bus.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Бизнес-планы
Главная страница