И. П. Беликова И. Г. Свистунова




НазваниеИ. П. Беликова И. Г. Свистунова
страница1/6
Дата конвертации08.09.2012
Размер0.69 Mb.
ТипУчебно-методические указания
  1   2   3   4   5   6
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

СТАВРОПОЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра менеджмента


И.П.Беликова

И.Г. Свистунова




СТРАТЕГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ



Учебно-методические рекомендации по самостоятельной работе

для студентов специальности 080507.65 «Менеджмент организации»


УДК 005 (076)

ББК 65.290-2 (я7)

Б 432


Учебно-методические указания составлены в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 080507.65 – Менеджмент организации.


Авторы: И.П. Беликова, д.э.н., профессор кафедры менеджмента

И.Г. Свистунова, ассистент кафедры менеджмента


Рецензент: Т.Г. Гурнович, д.э.н, профессор


Учебно-методические указания предназначены для выполнения курсовой работы по дисциплине «Стратегический менеджмент». Содержат примерную тематику и список рекомендуемой литературы, а также порядок оформления и защиты курсовой работы.

Цель методической разработки состоит в том, чтобы оказать студентам необходимую методическую помощь в процессе выполнения ими курсовой работы, а также профессиональную помощь преподавателям, осуществляющим руководство курсовой работой по дисциплине «Стратегический менеджмент».

Предназначены для студентов обучающихся по специальности 080507.65 «Менеджмент организации».






© Беликова И.П., 2011

© Свистунова И.Г., 2011



ВВЕДЕНИЕ

Каждая организация развивается по определенной стратегии, или, по словам П. Друкера, «действует на основе своей теории бизнеса», т.е. осуществляет выбор, который в значительной мере и определяет ее путь.

Сегодня, в «эпоху без закономерностей», в период быстрых изменений и полной неопределенности, выбор стратегии развития предприятия напрямую связан с исследованием и учетом новых реалий окружающего мира, которые сами по себе не подсказывают организации, какой курс ей выбрать или как этот курс реализовывать, но ставят вопросы, ответы на которые будут основанием стратегии каждой отдельной организации. Если у организации нет стратегии, то нет и способа определить, какие действия и решения способствуют достижению желаемых результатов, а какие — ведут в ложном направлении и только распыляют ресурсы.

Стратегическое управление, сущностную основу которого составляет стратегическое планирование, помогает собрать воедино весь комплекс инструментов управленческой деятельности для обеспечения и удержания конкурентных преимуществ на основе адекватного реагирования на изменения внешней среды. Для российских предприятий жизненно необходимым становится использование стратегического планирования и стратегического менеджмента, которое позволит заглянуть в будущее, сформулировать стратегию, определить главные достоинства и конкурентные преимущества, ликвидировать стратегические угрозы и опасности.

Курс «Стратегический менеджмент» состоит из следующих основных частей: сущность стратегического планирования и управления организацией; стратегии организаций и их классификации; этапы стратегического управления; конкурентный анализ; анализ и выбор стратегии развития; ее реализация.

Объектом изучения является деятельность по практическому управлению деловой организацией. Предметом изучения — те отношения, которые складываются в организации в ходе выбора стратегии развития организации и осуществляемых в ней стратегических изменений в процессе выполнения принятой стратегии.

В качестве метода обучения используются сочетание ситуационного и системного подходов к изучению стратегического управления организацией, а также методы активного обучения (разбор конкретных ситуаций методом case - study, работа в малых группах, тренировочные задания, практические упражнения, тесты и т.п.).

Тренировочные задания и вопросы построены таким образом, чтобы дать студентам возможность не только закрепить знания, но и получить определенные навыки стратегического анализа среды, определения и разработки как общих стратегий развития предприятия, так и конкурентных стратегий.

Цель курсапомочь обучающимся овладеть практическими знаниями, необходимыми для постановки системы стратегического планирования и управления на российских предприятиях.

Задачи курса. В процессе освоения курса обучающиеся должны:

  • изучить концепции современного стратегического планирования и управления, стратегического менеджмента;

  • приобрести навыки проведения анализа внешней и внутренней среды инструментами стратегического управления;

  • уметь проводить конкурентный анализ и определять конкурентную стратегию;

  • уметь разрабатывать стратегию развития организации;

  • знать, каким образом следует проводить стратегические изменения в организации в процессе выполнения стратегии;

  • уметь применять инструменты стратегического анализа (портфельные матрицы, SWOT-анализ, цепочку ценностей и др.);

  • иметь представления о новых инструментах управления реализацией стратегий в организации (BSc или ССП и др.).

Практикум структурирован по блокам. Их содержание соответствует учебной программе, разработанной на основе требований Государственного образовательного стандарта. В каждый блок входит вопросы теоретической части, контрольные вопросы, тесты, ситуации для анализа и практикующие упражнения, литературных источников и периодики, а также словарь основных терминов и понятий по изучаемой теме.

Восточная мудрость гласит: «Знать, чтобы уметь». Авторы данных методических указаний будут считать свою задачу выполненной, если оно поможет всем, кого интересует стратегический менеджмент, переплавить теоретические знания в практические навыки и умение в любой производственной ситуации находить оптимальные управленческие решения.


1. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ


Тема 1. Основные понятия стратегического менеджмента


Особенности стратегического менеджмента как комплекса стратегических решений. Эффективность стратегического менеджмента. Недостатки и ограничения стратегического менеджмента. Особенности реализации стратегических решений.


Тема 2. Миссия организации и стратегические цели


Определение миссии предприятия. Значение и составляющие миссии. Формулировка и процесс создания миссии. Понятие и установление целей. Виды целей. Установление долгосрочных стратегических целей. Понятие стратегии.. Трудности и ошибки в работе над стратегией. Понятие стратегических проблем и особенности их выявления. Специфические стратегические проблемы отраслей.


Тема 3. Анализ внешней среды предприятия


Анализ среды предприятия как важнейший этап стратегического менеджмента. Анализ макроокружения. Отраслевой и конкурентный анализ. Анализ конкурентных сил, действующих на предприятие. Оценка конкурентных позиций и возможных действий соперничающих компаний. Определение ключевых факторов конкурентного успеха и корневых компетенций. Анализ микроокружения.


Тема 4. Анализ внутренней среды предприятия


Управленческий анализ: понятия и особенности. Показатели управленческого анализа. Факторы внутренней среды предприятия и их оценка. Сильные и слабые стороны предприятия. Анализ организационной культуры.


Тема 5. Комплексный анализ внешней и внутренней среды. SWOT- анализ.


Цель и этапы ситуационного анализа. Оценка применяемой стратегии. Методология и методика SWOT- анализа. Стратегический стоимостный анализ. Оценка силы конкурентной позиции предприятия. Определение стратегических подходов и проблем предприятия.


Тема 6. Учет рисков в стратегическом управлении развитием предприятий.


Понятие рисков в стратегическом планировании развития предприятий. Основные виды риска «пяти сил конкуренции по М. Потеру». Стратегический анализ рисков предприятия. Процесс измерения рисков предприятия.


Тема 7. Ключевые характеристики эффективной стратегии


Классификация стратегий. Базовые стратегии. Стратегии достижения конкурентных преимуществ. Стратегии минимизации издержек. Стратегия дифференциации Стратегии поведения в конкурентной среде. Роль и значение ключевых факторов успеха различных отраслей. Функциональные стратегии.


Тема 8. Выбор корпоративной стратегии на основе результатов портфельного анализа


Определение наиболее перспективных стратегических единиц бизнеса. Сущность, особенности и модели анализа портфельных стратегий. Определение приоритетных направлений финансирования. Преимущества и ограничения методов портфельного анализа для формирования стратегий.

Тема 9. Сущность стратегического планирования


Место стратегического планирования в управлении. Понятие стратегического планирования. Типология стратегического планирования. Характеристика форм стратегического планирования по степени неопределенности. Характеристика форм стратегического планирования в зависимости от временной ориентации. Характеристика форм стратегического планирования по горизонту планирования. Особенности стратегического планирования и его отличительные черты.


Тема 10. Содержание бизнес-плана и процесс реализации стратегии


Титульный лист. Резюме. Описание предприятия и отрасли. Описание предлагаемой продукции. План маркетинга. Производственный план. Организационный план. Инвестиционный план. Финансовый план. Оценка риска. Оценка эффективности инвестиционного проекта.Составляющие процесса реализации стратегии. Отличия от реализации долгосрочного плана. Функции управления и факторы реализации стратегии. Необходимые условия реализации стратегии.


Тема 11. Контролинг в системе стратегического планирования и управления на предприятии


Содержание и основные функции контролинга на предприятии. Основные элементы процесса контроля за ходом реализации планов развития на предприятии. Стратегический и оперативный контролинг. Оценка реализации и корректировка стратегии.


2. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ СТУДЕНТА


Для подготовки к семинарскому занятию необходимо ознакомиться с источниками и литературой, обратив внимание на стилистику, структуру, основную проблематику источника и сопоставив методикой его анализа, характеристикой и оценкой, данной в литературе. Для лучшего понимания места отдельных концепций и роли конкретных полити­ческих мыслителей в истории полити­ческих учений рекомендуется обратиться к отечественной и зарубежной истории с тем, чтобы рассмотреть появление и развитие идей и теорий в историческом контексте.

При подготовке доклада по вопросу семинарского занятия необходимо использовать несколько источников, преимущественно из списка дополнительной литературы. Возможны различные варианты составления конспекта к выступлению — план, конспект или обзорный доклад нескольких произведений, в зависимости от темы и индивидуальных особенностей студента.

Конспект (от лат. conspectum — обзор) — краткое сочинение, изложение содержания какого-либо сочинения.

Основными свойствами конспекта являются:

выделение основных положений первоисточника;

наличие примеров, цитат, доказывающих ведущие положения;

использование условных обозначений и сокращений, а также графические способы выделения (например, подчеркивание).

Конспект может быть кратким или подробным. Но в целом, объем конспекта не должен составлять более 1/3 первоисточника.

В конспекте может использоваться как прямое, так и косвенное цитирование.

Для составления конспекта рекомендуется составить предварительный план к изначальному тексту.

При написании конспекта как самостоятельного вида работы следует учитывать следующие правила оформления. Во-первых, это — наличие полного библиографического описания конспектируемого произведения. Во-вторых, разделение листа работы на две части с учетом того, что в первой будут идти предложения (слова, словосочетания) плана и условные обозначения, а во второй — аргументация и примеры. Для облегчения работы с конспектом в будущем лучше в скобках фиксировать номер конспектируемой страницы. В конце конспекта необходимо выделить вывод, к которому пришел автор.

Обзорный доклад предполагает работу с несколькими исходными произведениями и включает следующие этапы работы:

Подбор и изучение основной литературы по теме. Подобрать литературу можно, обратившись к планам семинарских занятий, к библиотечным каталогам, за консультацией к преподавателю.

Обработка и систематизация информации.

Разработка плана.

Написание согласно плану. В отличие от конспекта вид обзорного доклада носит произвольный характер и определяется только планом.

Семинарские занятия предусматривают дискуссии. Для активного участия в них рекомендуется заранее сформулировать те вопросы, на которые студент не нашел ответа самостоятельно.

В ходе усвоения курса студенту предстоит написать рефераты.
Реферат (от лат. refero — сообщаю) — краткое изложение содержания какого-либо научного труда или литературы по теме. Учебный реферат является самостоятельной научно-исследовательской работой студента, в которой раскрывается суть исследуемой проблемы, излагается собственная точка зрения на нее. В этом состоит основное отличие реферата от конспекта. Цель написания реферата заключается в том, чтобы показать глубину изучения, проработки научной проблемы.

Основными свойствами реферата являются:

- передача ключевой, наиболее важной информации (самых существенных положений, выводов реферируемого источника);

- сжатый, свернутый вид;

- наличие собственной оценки рассматриваемых положений со стороны студента.

Реферат — это результат смысловой переработки текста, поэтому он не должен носить компилятивный характер, состоять из механически переписанных из книги конструкций, сложных для понимания или помещенных вне контекста. Такие выдержки следует отличать от цитат, которые являются неотъемлемым компонентом любого научного текста, в том числе реферата.

Этапы работы над рефератом.

Выбор темы. Тема реферата обычно выбирается студентом из списка, составленного на кафедре. Студент может предложить свою тему, которую необходимо согласовать с преподавателем.

Подбор и изучение основных источников и литературы по теме. В реферате должно быть использовано не менее 8 — 10 статей или монографий, на которые нужно сделать ссылки в тексте и указать в Списке литературы (список использованных источников и литературы). Желательно использовать как фундаментальные работы, так и новейшие публикации по теме. Подобрать литературу и источники можно, обратившись к планам семинарских занятий по соответствующему предмету, к библиотечным каталогам, за консультацией к преподавателю.

Составление библиографии. Библиография составляется в соответствии с действующими ГОСТами.

Обработка и систематизация информации.

Разработка плана реферата. При необходимости план можно уточнить с преподавателем.

Написание реферата. Реферат должен отвечать правилам композиции научного текста. Структура реферата определяется введением, основной частью, заключением, примечаниями (если ссылки помещены вне раздела), списком литературы (список использованных источников и литературы), приложениями (по необходимости).

Редактирование полученного текста.

Оформление окончательного варианта реферата.

Требования к оформлению реферата.

Объем реферата должен составлять примерно 15—20 страниц теста либо рукописного, либо напечатанного шрифтом 14 и интервалом 1,5 (приложения в этот объем не входят).

Титульный лист включает названия министерства, учебного заведения, факультета, кафедры, преподавателю которой сдается реферат; наименование работы, название реферата, Ф. И. О. студента и научного руководителя, место и время выполнения реферата. См. приложение.

Критериями оценки реферата являются

соответствие содержания реферата его теме,

четкая структура, глубина проработки материала,

правильный подбор и использование источников и литературы,

соответствие оформления реферата стандартам.

В зависимости от вида реферата каждая его часть имеет свои особенности написания.

За период обучения от студента требуется написание обзорного реферата, реферата по монографии, реферата статьи (раздела монографии).

Обзорный реферат. Целью обзорного реферата является полное освещение определенных вопросов в сжатой и обобщенной форме.

Введение обзорного реферата начинается с обоснования актуальности темы. Актуальность темы определяется

важностью для понимания сущности социально-экономических, политических, правовых проблем современного общества с точки зрения перспектив его развития,

потребностью в изучении научной проблемы в интересах научной отрасли, развития научного знания, например с позиции подведения итогов в изучении какой-либо темы, выявлении спорных или неисследованных вопросов (научная актуальность),

значимостью с точки зрения ее практического применения. Иначе говоря, что именно, какие проблемы поможет решить изучение данной темы (практическая актуальность).

Далее определяются цель и задачи работы. В содержании цели необходимо раскрыть смысл работы, показать тот результат, к которому автор стремиться прийти. Обычно целью работы является анализ, рассмотрение, исследование, изучение какой-либо проблемы. Формулировка проблемы содержится в заглавии реферата. Задачи представляют собой этапы, которые необходимо пройти для достижения цели.

В соответствии с целью и задачами работы выстраивается структура работы.

Для реферата не рекомендуемое слишком большое количество глав (разделов), желательно не более трех — четырех.

Затем автор реферата переходит к обоснованию научности своей работы через анализ степени изученности темы и источниковую базу исследования (если была необходимость в использовании источников). Степень изученности темы показывает какие вопросы привлекали исследователей и какие позиции по этим вопросам сформировались. При этом можно использовать проблемный или хронологический подходы. Последний заключается в расположении материала в порядке появления научных работ или введения в оборот источников, значительно повлиявших на выводы ученых. Студенту необходимо показать те исследования, включая их авторов, которые внесли наибольший вклад в изучение данной темы.

Обычно в рефератах редко используют источники (документы, статистические материалы, мемуары и т. д.). Рассмотрение источниковой базы исследования предполагает анализ источников (классификация, краткое описание, объяснение необходимости их использования в работе).

Полный и качественный историографический и источниковый обзоры являются одним из важнейших показателей уровня работы.

Завершает введение описание структуры работы. В частности речь идет о том, что работа состоит из введения, стольких-то глав (разделов), заключения списка литературы (список использованных источников и литературы) и, возможно, примечаний и приложения.

В основной части, которая выстраивается в соответствии с поставленными задачами, раскрывается содержание темы. Необходимо рассмотреть состояние, уровень и тенденции развития научных проблем, отразить все существующие точки зрения по этим вопросам, критически проанализировать аргументацию той или иной позиции и дать им собственную оценку. При этом необходимо указывать на сходства и различия в реферируемом материале, подходах и методах и исследования проблем.

В заключении ещё раз показываются основные научные проблемы и подходы в изучении темы (дается общая характеристика), выделяется то направление, которое представляется автору реферата наиболее аргументированным и перспективным в изучении данной темы. В конце даются рекомендации по ее дальнейшему исследованию.


3. Примерные вопросы к экзамену «Стратегический менеджмент»


1. Раскройте сущность понятий «стратегия» и «стратегическое управление».

2. Дайте характеристику сущности стратегического менеджмента.

3. Что представляет собой система стратегического управления.
  1   2   3   4   5   6


Похожие:

И. П. Беликова И. Г. Свистунова iconВысшего профессионального образования «липецкий государственный технический университет» Научно-техническая библиотека
Беликова, Т. Н. Все пбу (положения о бухгалтерском учете) с комментариями [Текст] / Т. Н. Беликова, Л. Н. Минаева. 2-е изд. М
Разместите кнопку на своём сайте:
Бизнес-планы


База данных защищена авторским правом ©bus.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Бизнес-планы
Главная страница