План Инновационное развитие фирмы основа повышения эффективности ее деятельности. Основные направления инновационного развития организации Механизм управления организациями




Скачать 99.89 Kb.
НазваниеПлан Инновационное развитие фирмы основа повышения эффективности ее деятельности. Основные направления инновационного развития организации Механизм управления организациями
Дата конвертации08.09.2012
Размер99.89 Kb.
ТипЛекция


ДИСЦИПЛИНА «ИННОВАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ»


Лекция № 2. ИННОВАЦИИ КАК ОБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ

План


  1. Инновационное развитие фирмы – основа повышения эффективности ее деятельности.

  2. Основные направления инновационного развития организации

  3. Механизм управления организациями.



Инновационное развитие организации в современных усло­виях — неотъемлемая часть ее основной деятельности, так как спо­собствует повышению уровня конкурентоспособности продукции и организации в целом. Последнее, в свою очередь, отражается на показателях прибыли и эффективности производства. Опыт промышленно развитых стран показывает, что роль инноваций в эко­номике велика. Они как проявление НТП помогают изменять и совершенствовать не только товары и услуги, но и систему управ­ления организациями, приводя ее в соответствие с требованиями современной среды. Таким образом, инновации в организации — форма проявления научно-технического прогресса на микроуровне.

Эффективность инновационного (научно-технического) разви­тия организации определяют исходя из соотношения эффекта и вызвавших его затрат.

Эффективность — относительная величина, измеряемая в долях единицы или в процентах и харак­теризующая результат произведенных затрат. Критерий эффектив­ности — максимизация эффекта (прибыли) при заданных затратах или минимизация затрат (издержек производства) на достижение заданного эффекта.

Таким образом, инновационное развитие организации тесно связано с ее инвестиционной деятельностью. Значительные инвестиции требуются как для того, чтобы довести результаты научно-исследовательских работ (лабораторные технологии) до промыш­ленной готовности (промышленные или опытно-промышленные технологии), так и для покупки готовой промышленной техноло­гии (которая гораздо менее капиталоемка).

Объем инвестиций зависит от особенностей инновационного процесса, таких, как множество вариантов достижения цели, вы­сокий уровень риска при внедрении инновации, низкий уровень прогнозных оценок результата, потребность в обработке больших объемов информации для построения инновационной стратегии фирмы и др.

В последние годы большое значение имеет системное рефор­мирование российских предприятий. Следует кардинально изме­нить технологию производства, что связано с инновационной стра­тегией предприятий, организаций и фирм, что важно в условиях рыночной экономики, характеризующейся быстрым изменением конъюнктуры и активной конкурентной борьбой предприятий. Эффективная разработка и внедрение инноваций позволяют пред­приятию успешно функционировать в уже освоенных областях и открывают возможности выхода на новые направления. На успех реализации инноваций в организации влияют:

  • научно-технический потенциал;

  • производственно-техническая база;

  • основные виды ресурсов;

  • крупные инвестиции;

  • соответствующая система управления.

Правильное соотношение и использование этих факторов, а также тесная взаимосвязь через систему управления между ин­новационной, производственной и маркетинговой деятельностью фирмы приводят к положительному результату осуществления ин­новационной стратегии.

2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ

ОРГАНИЗАЦИИ

Основные направления инновационного развития органи­зации в современной экономике:

  • комплексная механизация и автоматизация;

  • химизация;

  • электрификация;

  • электронизация производства;

  • внедрение новых материалов;

  • освоение новых технологий.

Рассмотрим более подробно перечисленные направления.

1. Комплексная механизация и автоматизация производства - широкое внедрение взаимосвязанных и взаимозависимых машин, аппаратов, приборов, оборудования на всех участках производства, операциях и видах работ. Она способствует интенсификации про­изводства, росту производительности труда, сокращению доли ручного труда в производстве, облегчению и улучшению условий труда, снижению трудоемкости продукции. Таким образом, меха­низация вытесняет ручной труд и заменяет его машинами в основ­ных и вспомогательных технологических операциях.

  1. Химизация производства — совершенствование производ­ственных процессов в результате внедрения химических техноло­гий, сырья, материалов, изделий в целях интенсификации, полу­чения новых видов продукции и повышения их качества. Это сни­жает издержки производства и повышает эффективность деятельности организации на рынке. Пример — лаки и покрытия «нового поколения», химические добавки, синтетические волокна, легкие и прочные пластмассы.

  2. Электрификация производства — широкое внедрение элект­роэнергии как источника питания производственного силового аппарата. На основе электрификации осуществляют комплексную механизацию и автоматизацию производства, внедряют прогрес­сивную технологию. Электрофизические и электрохимические способы обработки дают возможность получить изделия сложных геометрических форм. Лазеры широко применяют для резки и сварки металлов, термообработки.

  3. Электронизация производства — обеспечение всех подразделе­ний организации высокоэффективными средствами электрони­ки — от персональных компьютеров до спутниковой системы связи и информации. На базе ЭВМ и микропроцессоров создают техно­логические комплексы, машины и оборудование, измерительные, регулирующие и информационные системы, ведут проектно-конструкторские работы и научные исследования, осуществляют ин­формационное обслуживание, обучение. Это повышает произво­дительность труда, сокращает время получения информации, уве­личивает скорость производственного процесса.

  1. Создание и внедрение новых материалов, обладающих каче­ственно новыми эффективными свойствами (жаропрочностью, сверхпроводимостью, коррозионной и радиационной стойкостью и т.п.), позволяет повышать конкурентоспособность производимой продукции. Это, в свою очередь, положительно отразится на пока­зателях прибыли организации.

  2. Освоение новых технологий решает многие производственные и социально-экономические проблемы. В производственном про­цессе принципиально новые технологии позволяют увеличить объ­ём выпускаемой продукции, не привлекая дополнительные фак­торы производства. Развитие новых биотехнологий поможет ре­шить проблемы голода в развивающихся странах, борьбы с вредителями сельскохозяйственных культур без ущерба экологии, обеспеченности сырьем всех регионов мировой экономики, созда­ния безотходного производства.

3. МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИЯМИ

Для того чтобы организовать процесс управления инноваци­ями на микроуровне, необходимо:

  • привести в соответствие цель управления инновациями для функционирования организации в целом (например, раз­работать качественно новый товар для захвата определен­ного сегмента рынка);

  • выявить свои конкурентные преимущества и недостатки (например, квалифицированный опытно-конструкторский персонал, но слабая инвестиционная база);

  • определить методы управления инновациями (аналитичес­кие, опытно-экспериментальные, прогнозирования, эко­номические, социально-психологические, административ­ные и др.);

• построить механизм управления инновациями (рис.2).

Рассмотрим элементы механизма управления инновациями бо­лее подробно.

1. Прогнозирование инноваций в организации — нахождение наиболее вероятных и перспективных путей развития в технической области. Прогнозирование инноваций дает возможность заглянуть в будущее и увидеть, какие наиболее вероятные изменения могут произойти в области применяемой техники и технологии, а также в выпускаемой продукции и как это скажется на конкурентоспособности организации. Прогнозирование инноваций включает реализацию трех основных этапов:

  1. установление объекта прогноза;

  2. выбор метода прогнозирования (например, метод экстрапо­ляции, методы экспертных оценок, методы моделирования и др.);

  3. разработка самого прогноза и его вероятностная оценка.

2. Планирование инноваций предполагает выполнение следующих принципов:

• приоритетность — в план необходимо включать самые важ­ные и перспективные направления инноваций, предусмотренные в прогнозе, реализация которых обеспечивает организации значительные экономические и социальные выгоды не только в краткосрочном, но и среднесрочном и долгосрочном периодах;

• непрерывность планирования – закономерность и последовательность разработки краткосрочных, среднесрочных и долгосрочных планов инновационного развития;

• сквозное планирование – это планирование всех этапов цикла « наука – производство»: НИОКР, технологическая подготовка производства, выпуск новой продукции и ее жизненного цикла ( однако данный принцип применяют в крупных корпорациях, которые располагают значительны­ми внутренними инвестициями);

  • комплексность планирования — тесная взаимосвязь инно­вационного плана с разделами плана экономического и со­циального развития организации, производственной про­граммой, инвестиционным планом, кадровой политикой организации, финансовым планом;

  • экономическая обоснованность и обеспеченность ресурса­ми — включение в план только экономически выгодных мероприятий, обеспеченных необходимыми ресурсами, т.е. бизнес-план инноваций организации.

  1. Анализ ситуации — сбор данных о состоянии факторов пря­мого и косвенного воздействия внешней среды, а также о положе­нии дел внутри организации. Затем собранную информацию клас­сифицируют, анализируют менеджеры различных уровней. Реаль­ные значения контролируемых инновационных параметров сравнивают с запланированными (на базе составленных прогно­зов), что дает возможность выявить проблемы, требующие скорей­шего решения.

  2. Идентификация потребности в инновации — ее определение и правильная формулировка, которая позволит разработать комп­лекс мер, повышающих эффективность функционирования орга­низации при удовлетворении потребности в инновации. Не следу­ет забывать, что потребность в инновации тесно связана не только с рынком потребителя, но и рынком производителя (внутренняя потребность организации в повышении уровня прибыли за счет инновации). Также идентификация потребности в инновации не может быть решена только в инновационном отделе организации, требуется помощь маркетингового отдела.

  3. Определение критериев выбора альтернатив инноваций - выбор критериев, по которым будут сравнивать альтернативы иннова­ций и выбирать наилучшую (например, затраты на инновации, жизненный цикл инновации, отдача от ее использования и т.п.).

  4. Разработка альтернатив — это все возможные варианты и мо­дификации инноваций, а также альтернативные пути их разработ­ки и внедрения, из которых менеджер может выбрать наиболее оптимальный, с точки зрения специфики организации, поставлен­ных целей и ситуации во внешней среде.

  5. Выбор наилучшей альтернативы — сравнение преимуществ и недостатков каждой из альтернатив, а также анализ вероятности их применения. Для сопоставления целесообразно иметь набор стандартов или критериев оценки. Часто результатом выбора ста­новится компромиссный вариант, включающий в себя качества нескольких альтернатив. В современной динамической внешней среде, в которой функционируют организации, следует учесть и уровень риска (например, выбирают не самый прибыльный вари­ант, а тот, который обеспечит реализацию инновации с наиболь­шей вероятностью успеха).

  1. Разработка и согласование управленческого решения относи­тельно инновации направлены на сотрудничество инновационно­го отдела с другими подразделениями организации и управленче­ским персоналом. Специфика управления инновациями в том, что разрабатывают их, как правило, квалифицированные специали­сты, а принимают решение и утверждают план внедрения менед­жеры. В связи с этим в организациях, целенаправленных на ин­новационное развитие, принят групповой процесс принятия управленческих решений. Он позволяет в коллективе выявить не­соответствия разных уровней управления и устранить их быстро и качественно.

  2. Управление реализацией управленческого инновационного решения начинается с определения комплекса работ и ресурсов, исполнителей и сроков. Затем разрабатывают программу реализа­ции управленческого инновационного решения, которую должны выполнять подразделения в соответствии с деревом целей.

10. Контроль и оценка результатов. В ходе осуществления инновационной программы задачей менеджеров разных уровней является контроль над исполнением управленческих решений. В случае необходимости оказывается управленческая помощь или помощь квалифицированных специалистов, вносятся коррективы при обнаружении ошибок. Таким образом, наблюдается обратная связь последнего элемента механизма управления инновациями с предыдущими.

Инновации — специфический объект управления, требующий значительных инвестиций, квалифицированного научно-техниче­ского персонала, масштабных маркетинговых мероприятий. Таким образом, для управления инновациями необходим системный под­ход, определяющий взаимосвязи и взаимозависимость между под­разделениями организации, характеризующий прямые и обратные связи в структуре управления.




Похожие:

План Инновационное развитие фирмы основа повышения эффективности ее деятельности. Основные направления инновационного развития организации Механизм управления организациями iconВведение 3 теоретические основы управления оборотными средствами организации
Основные направления повышения эффективности управления оборотными средствами предприятия
План Инновационное развитие фирмы основа повышения эффективности ее деятельности. Основные направления инновационного развития организации Механизм управления организациями iconГ. М. Шамота Инновационная стратегия предприятия основа конкурентоспособности
Аннотация: в статье изложены основные стратегические направления инновационного
План Инновационное развитие фирмы основа повышения эффективности ее деятельности. Основные направления инновационного развития организации Механизм управления организациями iconПлан Введение Основные понятия и закономерности инновационного менеджмента Инновационный менеджмент в деятельности туристической компании
Внедрение нового продукта на новый для фирмы сегмент рынка: история одного успеха
План Инновационное развитие фирмы основа повышения эффективности ее деятельности. Основные направления инновационного развития организации Механизм управления организациями iconПлан научно-исследовательской работы на 2011 год Липецк 2011
«Инновационное развитие России: социально-экономическая стратегия и финансовая политика» (на период 2010-2015 гг.): подтема «Модернизация...
План Инновационное развитие фирмы основа повышения эффективности ее деятельности. Основные направления инновационного развития организации Механизм управления организациями icon«Инновационное развитие России» Обзор сми №57 (2011), 12 18 марта 2011 г
Председатель Правительства РФ в. В. Путин провёл в Томске совещание по совершенствованию инструментов инновационного развития в регионах...
План Инновационное развитие фирмы основа повышения эффективности ее деятельности. Основные направления инновационного развития организации Механизм управления организациями iconО порядке отбора промышленных предприятий на получение государственной поддержки
Законом Тюменской области от 28. 12. 2004 n 295 "О поддержке отдельных видов промышленной деятельности в Тюменской области", в рамках...
План Инновационное развитие фирмы основа повышения эффективности ее деятельности. Основные направления инновационного развития организации Механизм управления организациями iconБизнес-план как основа организации и планирования предпринимательской деятельности 12 глава бизнес- план создания агентства недвижимости «миан»
Бизнес-план – как основа организации и планирования предпринимательской деятельности 12
План Инновационное развитие фирмы основа повышения эффективности ее деятельности. Основные направления инновационного развития организации Механизм управления организациями iconПрограмма развития
Настоящая программа определяет концепцию развития школы и основные направления деятельности по ее реализации, меняющие характер педагогических...
План Инновационное развитие фирмы основа повышения эффективности ее деятельности. Основные направления инновационного развития организации Механизм управления организациями iconВ. Л. Киреев Финансовая политика фирмы
Н. А. Новицкий, д э н., зав сектором инвестиций в инновационное развитие
План Инновационное развитие фирмы основа повышения эффективности ее деятельности. Основные направления инновационного развития организации Механизм управления организациями iconБизнес-план инновационного проекта помогает предпринимателю решить следующие основные задачи
Цель разработки бизнес-плана проекта спланировать финансовую, производственную и сбытовую деятельность фирмы по реализации выбранного...
Разместите кнопку на своём сайте:
Бизнес-планы


База данных защищена авторским правом ©bus.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Бизнес-планы
Главная страница