Программа развития ООН проект поддержки программы “сотрудничество для реабилитации” (“core”) в регионах, пострадавших в результате катастрофы на чернобыльской аэс номер программы




НазваниеПрограмма развития ООН проект поддержки программы “сотрудничество для реабилитации” (“core”) в регионах, пострадавших в результате катастрофы на чернобыльской аэс номер программы
страница1/15
Дата конвертации08.09.2012
Размер1.34 Mb.
ТипПрограмма
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15




Правительство Республики Беларусь

Программа развития ООН


ПРОЕКТ ПОДДЕРЖКИ ПРОГРАММЫ “СОТРУДНИЧЕСТВО ДЛЯ РЕАБИЛИТАЦИИ” (“CORE”) В РЕГИОНАХ, ПОСТРАДАВШИХ В РЕЗУЛЬТАТЕ КАТАСТРОФЫ НА ЧЕРНОБЫЛЬСКОЙ АЭС


Номер программы: BYE03/004

Краткое название программы: Сотрудничество для реабилитации “CORE”

Продолжительность: 2003 – 2008 гг.

Национальное исполнительное агентство:

Комитет по проблемам последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС при Совете Министров Республики Беларусь (Комчернобыль)

Краткое описание:

Данный проект направлен на содействие Республике Беларусь в реализации программы CORE. Программа СORE направлена на устойчивое повышение уровня жизни населения и создание условий его безопасного проживания в четырех районов, пострадавших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, основываясь на принципах международного сотрудничества, межотраслевой интеграции, повышения экономической и социальной активности населения.


От имени: Подпись Дата Имя и должность


Правительство


Комчернобыль


ПРООН


ОГЛАВЛЕНИЕ

РАЗДЕЛ I. НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ, ПРОВОДИМЫЕ В РЕГИОНАХ, ПОСТРАДАВШИХ В РЕЗУЛЬТАТЕ КАТАСТРОФЫ НА ЧЕРНОБЫЛЬСКОЙ АЭС, И ПРОГРАММА “CORE” 5

I.А Анализ проблемы 5

I.А.1 Чернобыльская катастрофа и ее последствия 5

I.A.2 Национальные усилия по ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы в прошлом 6

I.А.3 Международные усилия по решению чернобыльских проблем в прошлом 6

I.А.4 Постчернобыльские проблемы сегодня 7

I.В Национальная программа 9

I.С Оценка международного участия в реализации Национальной программы 9

I.D Программа “CORE” 12

I.D.1 Этап разработки программы CORE 12

I.D.2 Основная цель программы и основные задачи тематических блоков программы CORE 14

I.D.3. Подготовка, оценка и отбор пилотных проектов в рамках программы CORE: уникальная процедура контроля качества для формирования интегрированных проектов 16

I.D.4 Финансирование проектов в рамках программы CORE: автономность финансирующих организаций 17

I.D.5 Координация проектов в рамках программы CORE 18

I.D.6 Место и сроки реализации программы CORE 18

I.D.7 Взаимосвязь между программой CORE и Проектом ПРООН по поддержке программы CORE 18

РАЗДЕЛ II. СТРАТЕГИЯ И ЦЕЛИ СОДЕЙСТВИЯ В РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ CORE СО СТОРОНЫ ПРООН 20

II.A Программный метод ПРООН 20

II.B Проектная стратегия 20

II.C Управление и координация проектом 21

II.D Мониторинг и оценка проекта 22

II.E Правовой контекст 24

РАЗДЕЛ III. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ, МЕРОПРИЯТИЯ, ГРАФИК И БЮДЖЕТ ПРОЕКТА 25

III.A Ожидаемые результаты, индикаторы, мероприятия и ресурсы (в формате ПРООН) 27

III.A.1 КОМПОНЕНТ I. Обеспечение управления, координации и комплексного подхода к реализации программы CORE (Программный блок 1) 27

Поквартальный график реализации Компонента I на 2003-2007 гг. 30

III.A.2 КОМПОНЕНТ II. Устойчивое экономическое развитие пострадавших районов (Программный блок 3) 32

Поквартальный график реализации Компонента II на 2003-2005 гг. 35

III.A.1 Компонент III. Образование/культура (Программный блок 5) 36

Поквартальный график реализации Компонента III на 2003–2005 гг. 39

III.B Бюджет проекта 41

ПРИЛОЖЕНИЯ 42

Приложение 1. Краткая характеристика районов-участников программы CORE 44

Приложение 2. Декларация принципов сотрудничества в рамках программы CORE 61

Приложение 3. Роль международной экспертной группы по стратегическому планированию и методологической поддержке программы CORE. 73

Приложение 4. Необходимые дополнительные ресурсы для реализации программы CORE 75

Приложение 5. Техническое задание для Координатора программы CORE 80


РАЗДЕЛ I. НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ, ПРОВОДИМЫЕ В РЕГИОНАХ, ПОСТРАДАВШИХ В РЕЗУЛЬТАТЕ КАТАСТРОФЫ НА ЧЕРНОБЫЛЬСКОЙ АЭС, И ПРОГРАММА “CORE”

I.А Анализ проблемы

I.А.1 Чернобыльская катастрофа и ее последствия

Республика Беларусь является одной из наиболее пострадавших от чернобыльской катастрофы стран (70% радиоактивных осадков выпало на территории республики). Масштаб последствий катастрофы для Беларуси может быть представлен буквально несколькими показателями. Среди них:

  • загрязнение территории страны – 23 %. Для сравнения: в Украине – 5%, в России – 0,6%;

  • выведены из сельскохозяйственного оборота 2 640 км2 земель;

  • загрязнено 20% лесных угодий;

  • ликвидированы 54 колхоза и совхоза, закрыто 9 заводов перерабатывающей, промышленности, а 340 промышленных предприятий находятся в зоне загрязнения, из пользования выведено 22 месторождения, а 132 месторождения находятся в зоне загрязнения;

  • в результате чернобыльской катастрофы пострадали 2 миллиона человек (всего населения в Беларуси - 9,9 миллионов), включая 500 тысяч детей;

  • ущерб от катастрофы составил 235 миллиардов долларов США или 32 годовых бюджета доаварийного года в расчете на 30-летний период преодоления последствий аварии;

  • состояние здоровья людей становится предметом основного беспокойства в постчернобыльских регионах. На пострадавших территориях фиксируются многочисленные отклонения в состоянии здоровья людей. Уставлена и бесспорно признана связь между заболеваниями 1800 детей раком щитовидной железы и радиационным воздействием;

  • наибольшему радиоактивному загрязнению подверглись три области из шести: Гомельская, Могилевская и Брестская. В них насчитывается 21 наиболее пострадавший район (территориальная единица с населением от 35 до 80 тысяч людей). Всего в пострадавших областях насчитывается около 3 000 населенных пунктов;

  • чернобыльская катастрофы спровоцировала серьезные нарушения общей инфраструктуры населенных пунктов, что в первую очередь связано с эвакуацией и переселением 135000 человек из опасных мест проживания. В свою очередь переселение повлекло за собой серьезные нарушения демографической структуры.

В итоге Чернобыльская катастрофа затронула буквально все сферы жизнедеятельности человека, нанесла серьезный ущерб окружающей среде, нарушила традиционный уклад жизни многих поколений.

I.A.2 Национальные усилия по ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы в прошлом

С 1986 по 1991 год все решения по действиям в постчернобыльской ситуации формировались на уровне руководства СССР. С момента получения независимости в 1991 году Республика Беларусь остается практически один на один с последствиями Чернобыльской катастрофы, которая произошла во время существования другого государства (СССР) и к тому же на территории иной республики (Украина). Таким образом, одной из первоочередных задач новообразовавшегося государства стало принятие мер по минимизации последствий катастрофы. Для этого была специально разработана национальная стратегия. За истекший период достигнут значительный прогресс в стране по защите населения и окружающей среды от негативного воздействия радиации. Этот прогресс стал возможным благодаря принятию и выполнению 3-х государственных программ по минимизации последствий чернобыльской катастрофы (1991-95 гг., 1995-2000 гг. и 2000-2005 гг. (текущая).

В 1992-2002 гг. Республика Беларусь тратила на постчернобыльские проблемы от 25% до 6 % бюджетных средств страны. С 1991 года по настоящее время затрачено порядка 13 миллиардов долларов США.

Из приведенных цифр становится очевидной значимость усилий государства в решении постчернобыльских проблем, понятна тяжесть бремени Чернобыля для страны. Правительство Беларуси вынуждено направлять значительные ресурсы на защиту людей и территорий, вместо того, чтобы направлять их на решение множества других вопросов человеческого развития.

I.А.3 Международные усилия по решению чернобыльских проблем в прошлом

C момента катастрофы значительные усилия в преодолении постчернобыльских последствий прилагались международным сообществом. С момента признания ООН в 1990 году глобального характера чернобыльской катастрофы, международное постчернобыльское сотрудничество получило широкое развитие. Основная его характеристика – уникальность. В нем приняли участия не только правительства и международные организации, но и врачи, ученые, простые люди – все те, кого объединило стремление помочь взрослым и детям, пострадавшим от чернобыльской катастрофы.

В основу международного постчернобыльского сотрудничества на первом этапе легла резолюция ООН A/RES/45/190, получившая название “резолюции гуманизма, милосердия и солидарности”. В последующие годы таких резолюций было принято еще шесть. В 2003 году ожидается, что Генеральная Ассамблея ООН примет очередную резолюцию, которая признает актуальность гуманитарных проблем Чернобыля, а также важность международного сотрудничества в этом вопросе.

Получив мандат на координацию постчернобыльского сотрудничества, ООН предпринимала несколько попыток реализации некоторых инициатив в пострадавших от чернобыльской катастрофы странах, что явилось продолжением колоссальной поддержки, оказываемой рядом доноров. В числе данных инициатив можно назвать:

  1. Сводный план ООН 1991 года на сумму 650 миллионов долларов (цели которого не были выполнены по причине неадекватного финансирования комплекса запланированных мероприятий);

  2. Межучрежденческая программа международного содействия пострадавшим от чернобыльской катастрофы регионам 1997 года, которая была принята в результате оценочной миссии ООН 1997 года, на сумму 90 миллионов долларов (выполнить не удалось, собрано 2% донорских средств от запрашиваемой суммы);

  3. Программа Тасис «Чернобыль–93», в рамках которой успешно реализован ряд проектов технической помощи (большинство региональных);

  4. Исследовательская программа КЕС/СНГ (Комиссия европейского сообщества/Содружество независимых государств), в результате которой реализованы 16 научно-технических проектов;

  5. Программа «ЮНЕСКО-Чернобыль», создавшая центры социально-психологической реабилитации пострадавшего от чернобыльской катастрофы населения (три в Беларуси);

  6. Группа постчернобыльских проектов программы технического сотрудничества МАГАТЭ;

  7. Проект «ЭТОС», реализовавшийся при поддержке Европейского союза в 1996-2001 гг. на территории Столинского района;

  8. Многочисленные проекты НПО («Чернобыль-Сасакава» и др.);

  9. Огромное количество различных гуманитарных инициатив, реализовывавшихся как при непосредственной поддержке органов власти, так и с помощью международных организаций, общественных партнерств и т.д.

Анализ успешных, менее успешных и неудачных международных проектов и программ позволяет сделать несколько выводов:

  • Реализация международных проектов и программ в значительной мере способствовала накоплению бесценного опыта, лучшему пониманию ситуации на местах, создавая при этом определенные рамки для того или иного действия;

  • Международные проекты, как правило, носили кратковременный характер;

  • Международные проекты, в основном, затрагивали научно-техническое направление. Почти не было проектов, посвященных непосредственно решению проблем людей и вопросам социально-экономического развития;

  • Проекты носили разрозненный, точечный характер. Практически отсутствовала координация между различными проектами и регионами. Зачастую можно констатировать параллелизм в действиях различных участников в различных регионах;

  • Часто работа на уровне сообществ приносила наилучший результат.

I.А.4 Постчернобыльские проблемы сегодня

Многочисленные медицинские, экологические, экономические и социальные проблемы, порожденные чернобыльской катастрофой, носят долговременный характер и остаются в центре внимания государственных органов страны, ученых, мировой общественности. Однако, несмотря на международный характер изучения и обсуждения данных проблем, результаты совместной работы практически не доходят до пострадавшего населения. Таким образом, тяжесть последствий усиливается недостатком знаний у населения, позволяющих правильно оценивать правдивость зачастую противоречивой информации, а также понимания и желания для принятия мер по снижению существующего радиологического риска.

За постчернобыльский период накоплен уникальный опыт, создана законодательная база и система управления постчернобыльской проблематикой, сформирован кадровый ресурс в этой сфере. Благодаря крупномасштабным мероприятиям государства, направленным на защиту населения, удалось не только стабилизировать радиоэкологическую обстановку на пострадавших территориях, но и, несмотря на масштабность проблемы, поддерживать ее в удовлетворительном состоянии.

С другой стороны, ввиду изменения ситуации с момента аварии, появилась необходимость пересмотра стратегий и программ, разработанных за первые пятнадцать лет после апреля 1986 года. К примеру, отпала необходимость в проведении таких масштабных мероприятий, как переселение или дезактивация. Вместе с тем, на повестке дня остаются ряд вопросов (часто требующих немедленного решения), как, например: проведение новых защитных мер в сельском хозяйстве для получения чистых с радиологической точки зрения продуктов, оздоровление пострадавшего населения, совершенствование первичной медицинской помощи, газификация пострадавших районов, прикладные научные исследования. Изменение ситуации повлекло за собой серьезные корректировки бюджета Государственной программы. Если в первые поставарийные годы на ликвидацию последствий катастрофы выделялось до 25% бюджета страны, то в последние годы – от 9 до 6%. С одной стороны важно поддерживать сложившийся уровень финансирования, а с другой – необходимо повысить его эффективность для пострадавшего населения.

Таким образом, несмотря на то, что ряд ранних постчернобыльских проблем удалось решить, на повестку дня встали ряд новых вопросов, которые не могут не тревожить руководство страны.

Среди наиболее важных угроз констатируются тревожные настроения в связи с ростом числа заболеваний среди пострадавшего населения. Медики и ученые констатируют омоложение ряда болезней (катаракта, например), онкологических заболеваний (рак легкого, желудка, груди и д.п.), рост анемий у детей, врожденных аномалий развития.

Существующие противоречия в мировом сообществе относительно связи заболеваний с радиоактивным загрязнением только усиливают тревогу среди населения и особенно по поводу здоровья детей.

Мероприятия в области сельского хозяйства, по большей мере, носили защитный характер (т.е. проведение защитных мероприятий), что является мерой крайне дорогостоящей. Начиная с 2000 года, в рамках реализации положений Государственной программы наметились тенденции в поиске альтернативных мероприятий (т.е. внедрение новых агротехнологий, проведение переспециализации хозяйств), основанных на радиологическом и экономическом критериях.

Остро стоит вопрос об экономическом развитии местных сообществ, так как трудно вести речь о программах, направленных на оздоровление или снижение последствий чернобыльской радиации, с бедным населением. Для успеха в этой области требуется государственная поддержка и внедрение стимулирующих механизмов. Также важно предоставить населению условия для повышения доходов семей и самообеспечения. Приходит понимание со стороны людей о необходимости создания устойчивых условий жизнедеятельности в местах проживания.

Области образования и информирования населения о способах безопасного проживания и ведения хозяйственной деятельности на пострадавших территориях являются сегодня приоритетными. Без образованного и активного населения, умеющего самостоятельно управлять существующими рисками, невозможно достичь максимальной эффективности защитных мероприятий, проводимых государством. Наряду с экономическим развитием и оздоровлением, привитие новой радиологической культуры и сохранение памяти о катастрофе через поколения являются решающими элементами при разработке новых подходов к реабилитации пострадавших территорий, что также поможет населению лучше контролировать собственную жизнь.

I.В Национальная программа

Государственная программа Республики Беларусь по преодолению последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС на 2001-2005 годы и на период до 2010 года принята на заседании Президиума Совета Министров страны 9 января 2001 года.


Основная цель Государственной программы – снижение ущерба здоровью пострадавшего населения, негативных социальных и психологических последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, социально-экономическая и радиационно-экологическая реабилитация загрязненных территорий; возвращение их к нормальным условиям функционирования.

В рамках Государственной программы предусматривается решение следующих задач:

  • развитие и совершенствование системы медицинской диспансеризации пострадавшего населения на основе научно-практических рекомендаций;

  • реализация защитных мероприятий на наиболее загрязненных территориях Гомельской, Могилевской и Брестской областей;

  • обеспечение в полном объеме мер по социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на ЧАЭС;

  • получение исчерпывающей информации о радиоактивном загрязнении объектов окружающей среды и уровнях радиационного воздействия на население; зонирование пострадавших территорий на основе каталога текущих и накопленных доз облучения, а также с учетом доз облучения щитовидной железы;

  • обеспечение производства сельхозпродукции с содержанием радионуклидов, не превышающим допустимых уровней, устанавливаемых Минздравом для снижения радиационного воздействия на население;

  • повышение степени благоустройства загрязненных населенных пунктов;

  • проведение научных исследований, обеспечивающих обоснованное планирование, реализацию и коррекцию комплекса мероприятий по радиационной защите населения, проживающего в условиях хронического воздействия малых доз радиации, сохранение здоровья пострадавшего от катастрофы населения.

Годовой бюджет программы составляет порядка 200 миллионов долларов США. Программа ежегодно корректируется с учетом данных науки, экономических возможностей страны, текущих потребностей на местах.

I.С Оценка международного участия в реализации Национальной программы

Сегодня мир приближается к 20-летию чернобыльской катастрофы. Возникает закономерный вопрос: на какой стадии находится сегодня решение постчернобыльских проблем? Удалось ли стране с помощью международного сообщества справиться с последствиями крупнейшей техногенной катастрофы 20 века?


Анализ ситуации в постчернобыльских регионах, проведенный международными миссиями ООН и Всемирного банка в 2001-2002 годах, заключения послов стран Евросоюза, посетивших пострадавшие районы в 2001 и 2003 гг., и международного семинара 2001 года по проекту Европейской Комиссии «ЭТОС» в Столинском районе, показывают, к сожалению, обратное и сходятся в единстве выводов:

  1. 17 лет спустя чернобыльской катастрофы и 2 года спустя закрытия Чернобыльской АЭС, ситуация в пострадавших районах остается чрезвычайно тревожной с точки зрения радиоактивного загрязнения и состояния здоровья (особенно, что касается детей), а также состояния окружающей среды, экономики и социальной сферы.

  2. Сложность восстановления условий нормальной жизнедеятельности в пострадавших районах заключается в необходимости возвращения к социально-экономической деятельности на основе создания безопасных условий для проживания населения. В мире нет аналогов чернобыльской ситуации по ее комплексности и масштабу.

  3. Назрела необходимость разработки новой стратегии устойчивой реабилитации условий жизнедеятельности пострадавших территорий, которая отличалась бы от программ чрезвычайной помощи 90-х годов и основывалась на серьезной национальной и международной солидарности (правительственных и неправительственных организаций). В то время, как проводившиеся ранее и проводимые в настоящий момент акции чрезвычайной помощи и гуманитарные программы доказали свою относительную эффективность, они не могут быть использованы в долговременной перспективе по реабилитации условий жизни и здоровья на пострадавших территориях.

  4. Такой новый подход должен быть интегрированным и учитывать всю сложность и взаимозависимость всех существующих на загрязненных территориях проблем. Невозможно рассматривать и решать в отрыве проблемы здоровья, окружающей среды. экономического развития, дозиметрии, радиологической защиты и педагогики. Все эти различные аспекты жизнедеятельности должны стать предметом интегрированного и хорошо скоординированного подхода. Позитивное развитие ситуации возможно только через синергию местных, национальных и международных участников в рамках реализации совместного действия.

Страной в последнее время предпринят ряд конкретных шагов на пути к реабилитационным мероприятиям. Среди них: разработка национальной концепции реабилитации пострадавших от чернобыльской катастрофы территорий, кардинальный пересмотр научной тематики в сторону развития процесса реабилитации, попытки наладить систему непрерывного образования и информирования населения, понимание приоритетности экономической составляющей в этом процессе. Вместе с тем, страна не может отказаться от защиты людей и перейти к чисто экономическим мероприятиям под общим лозунгом «помоги себе сам». В тоже время невозможно продолжать защиту людей без экономического возрождения и развития пострадавших регионов. Сложившийся порочный круг проблем мог бы быть разорван в результате совместного принятия обязательств страной и международным сообществом, что может быть представлено в виде подписанного Меморандума о многостороннем сотрудничестве и среднесрочной программы действий. В рамках данного меморандума Правительство могло бы постепенно корректировать национальные программы в области минимизации последствий чернобыльской катастрофы, сосредотачивая усилия на нуждах наиболее пострадавших, а также разрабатывая новую систему распределения ресурсов, усиливая социально-экономическую составляющую.

Следует четко представлять, что процесс разработки подхода к практической реабилитации пострадавших территорий будет характеризоваться осуществлением последовательных или параллельных действий в различных сферах жизнедеятельности, потребует усилий по их координации и интеграции, а также будет носить открытый характер. Ситуация в республике уникальна, опыт преодоления в сложных экономических условиях бесценен. Для определения правильных решений необходимо использовать знания национальных экспертов в сочетании с передовым международным опытом.

По мере того, как региональные, национальные и международные организации приходят к осознанию необходимости разработки новых подходов к решению чернобыльской проблемы, создаются идеальные условия для реализации новых проектов. Подготовка новой международной программы CORE «Сотрудничество для реабилитации» во второй половине 2002 года предоставила уникальную возможность преобразовать достигнутый консенсус в реальные программы. Реализация программы CORE станет первым реальным шагом по выполнению рекомендаций международных миссий. Последующие международные программы как, например, проект, запланированный Всемирным банком, могут уже развивать накопленный позитивный опыт. Успех программы CORE зависит от консолидации усилий на местном, национальном и международном уровнях. Реализация программы CORE может также получить определенную пользу от результатов деятельности Международной чернобыльской научно-исследовательской информационной сети (ICRIN), которая призвана оценить и удовлетворить потребность в точной научной информации о характере современных и будущих последствий аварии на ЧАЭС, а также указать на оптимальные способы минимизации и управления данными последствиями.1

Основой для подготовки и реализации программы СОRЕ явились выводы и рекомендации постчернобыльского отчета ООН 2002 года «Гуманитарные последствия чернобыльской катастрофы. Стратегия реабилитации», рекомендации отчета Всемирного банка, заключения послов и рекомендации международного семинара по проекту «ЭТОС». Одним из основных выводов отчета ООН является обозначение этапов постчернобыльского сотрудничества, стратегической задачи на предстоящий период и необходимость разработки системы мер для реализации стратегической задачи.


Отчет ООН рассматривает три этапа помощи территориям и населению, пострадавшим в результате чернобыльской катастрофы: прошедший 15-летний – этап чрезвычайной помощи (1986-2001), следующий – 10-летний – этап восстановления (2002-2012) и последующий – долгосрочный “этап управления”.

Следует отчетливо понимать, что текущий 10-летний период представляет собой переходный этап от чрезвычайной помощи к помощи сотрудничества и развития. Переходный этап может занимать от 2 до 4 лет (2002-2006 годы) и будет направлен на разработку и реализацию комплексного подхода к решению постчернобыльских проблем в пострадавших районах и к их реабилитации. Должна быть проведена апробация новых подходов на местах, затем после широкого обсуждения результатов, успешности и неудач они смогут быть применены на территории других районов. Не может быть простых решений, когда речь идет о судьбах миллионов людей. Как только результаты внедрения новых подходов окончательно докажут свою состоятельность, в последующие годы можно будет распространить данные подходы на всех пострадавших территориях.

Стратегическая задача согласно отчету миссии ООН (п.1.15) состоит в нормализации жизни населения пострадавших районов. Внимание должно быть сконцентрировано на решении проблем пострадавших людей и территорий и на помощи местным сообществам. Рекомендации отчета Всемирного банка полностью подтверждают этот вывод и призывают внедрять программы, которые открывают новые возможности, содействуют развитию местных инициатив, повышают активность населения и дают возможность определять свою судьбу. Отчет банка предлагает сконцентрировать внимание на сельских районах, на их экономическом развитии путем развития агробизнеса и других видов хозяйственной деятельности.

Новая стратегия, предлагаемая мировым сообществом, предполагает корректировку действий, проводимых в течение последних 15-17 лет в отношении постчернобыльских территорий. Этот вопрос не может быть решен в одночасье. Есть ряд объективных препятствий – страх перемен, стереотипы поведения, возможные сопротивления заинтересованных групп. С другой стороны, есть понимание на всех уровнях необходимости изменения действующей и выработки новой стратегии, которая смогла бы наиболее эффективно решать современные чернобыльские проблемы в республике.

I.D Программа “CORE”

I.D.1 Этап разработки программы CORE

После проведения в 2000-2002 годах международной оценки постчернобыльской ситуации и полученных в двух международных отчетах рекомендаций Комчернобыль с группой международных партнеров организовал практические действия по реализации положений отчетов международных миссий.

Эти практические действия были направлены на подготовку программы реабилитации (СОRЕ «Сотрудничество для реабилитации») для 4-х пострадавших районов в Беларуси (Столинского, Брагинского, Чечерского и Славгородского). В рамках подготовительного этапа программы предпринята попытка проанализировать сложившуюся на текущий момент ситуацию в рассматриваемых районах и найти новые подходы к восстановлению условий нормальной жизнедеятельности в пострадавших от чернобыльской катастрофы регионах. Существует понимание, что поиск этих подходов необходим как внутри республики с определением организаций, ответственных за их реализацию, так и со стороны мирового сообщества.

Существующая методология подготовки программ, которая применялась в Беларуси впервые, была апробирована на программе CORE. Это выразилось в использовании принципа партнерства и вовлечения в процесс подготовки широкого круга участников. На местном уровне – это само население, местные специалисты и местные власти; на областном – специалисты и руководство, на национальном – Комчернобыль в тесном сотрудничестве с заинтересованными органами государственного управления и исследовательские институты, на международном – партнерство с участием ряда французских организаций, правительств Швейцарии, Германии, Франции и Великобритании, а также ЕС и Всемирного Банка.

Для реализации практических мероприятий в рамках подготовительного этапа программы CORE работали три инстанции:

  1. Международный Комитет по подготовке программы СОRЕ, включающий Комчернобыль, по одному представителю от районов, вовлеченных в программу СОRЕ, ПРООН, Всемирный банк, Европейская Комиссия, Посольство Франции в Беларуси, Швейцарское Агентство по сотрудничеству и развитию и эксперты группы «ЭТОС»;

  2. Белорусская междисциплинарная группа СОRЕ, состоящая из 9 специалистов, задача которой состояла в осуществлении рабочих миссий в пострадавшие районы с целью идентификации проектов на местном уровне, а также выработке критериев оценки проектов;

  3. Европейский комитет по партнерству, включающий исследовательские институты и неправительственные европейские структуры, готовые участвовать в разработке, реализации и финансировании инициатив в рамках программы СОRЕ.

ПРООН явилась основным партнером на подготовительном этапе программы CORE, что позволило ей совместно с Комчернобылем, белорусскими учеными, Европейским комитетом по партнерству, с финансовой поддержкой Всемирного банка, Швейцарского Агентства по сотрудничеству и развитию, а также при участии послов Евросоюза, Программы ЕС/ТАСИС и ЮНЕСКО обеспечить реализацию следующих задач подготовительного этапа:

  • осуществление рабочих миссий белорусской междисциплинарной группы в четыре пострадавших района;

  • подготовка первого рабочего документа о ситуации в 4-х районах, выбранных деревнях и размышления о возможных путях выхода из создавшегося положения;2

  • разработка проекта программы (от 15 ноября 2002 года);

  • проведение в соответствии с рекомендациями отчета ООН международных совещаний-семинаров с участием основных международных партнеров, Европейского комитета по партнерству, представителей районов, областей, министерств и институтов (6 марта, 12 июля, 12 декабря 2002 года и 26 марта 2003 года) с целью определения участия в мероприятиях нового этапа и выработки единых руководящих принципов.

Выполненная работа стала возможной также благодаря деятельности совместного проекта ПРООН и Комчернобыля BYE 01/003 «Укрепление механизмов партнерства и мобилизации ресурсов в целях уменьшения негативных последствий чернобыльской катастрофы», который обеспечил административную поддержку на подготовительном этапе программы СОRЕ.

Решение о ведущей роли ПРООН принято на основе договоренностей, достигнутых в ходе международных совещаний (6 марта, 12 июля и 12 декабря 2002 г., 26 марта 2003 г.). ПРООН поддержала запрос Комчернобыля о предоставлении поддержки в организации программы СОRЕ путем использования программного подхода ПРООН, что рекомендовано в отчете миссии ООН (п.7).

Особое внимание в рамках программы CORE будет сосредоточено на:

  • возобновлении международного внимания к постчернобыльской тематике и привлечение к участию в программах, направленных на решение долгосрочных проблем;

  • постепенном переходе от льготно-компенсационного и благотворительного характера Государственной программы к программам развития, формирующимся на основе конкурсных заявок регионов;

  • формировании условий для перехода населения от потребительских настроений, от надежды только на государство к активной жизненной позиции, к самообеспечению;

  • создании системы информирования населения путем привития навыков практической радиологической культуры и его вовлечение в процессы реабилитации;

  • создании новых механизмов мобилизации и освоения внешних и внутренних ресурсов через разработку новых форм сотрудничества и национальные программы по реабилитации.

Реализация программы CORE будет основываться на следующих предпосылках:

  • понимание руководством страны масштабности и долговременности постчернобыльской проблемы, ее позиционирование в качестве приоритетной;

  • согласие партнеров программы CORE с основными выводами международных миссий ООН и Всемирного банка и международного семинара ЕК по проекту «ЭТОС», проводившемуся в Столине в ноябре 2001 г., о необходимости продолжения международного сотрудничества по постчернобыльской проблематике в долговременной перспективе с применением комплексных целевых подходов в контексте реабилитации и устойчивого развития;

  • местные органы власти, и сообщества людей с интересом воспринимают и поддерживают интегрированный подход по решению постчернобыльских проблем и готовы участвовать в международной программе CORE;

  • большой потенциал, который, несмотря на все трудности, существует на пострадавших территориях: местное руководство и компетентные специалисты, которые заняли активную позицию, думают на перспективу и готовы взять ответственность за свои судьбы в собственные руки.

I.D.2 Основная цель программы и основные задачи тематических блоков программы CORE

Основная цель программы CORE заключается в создании устойчивых средств к существованию и безопасной среды для населения четырех районов, пострадавших в результате аварии на Чернобыльской АЭС, путем разработки и реализации комплекса мероприятий в экономической, социальной, медико-санитарной и культурной сферах, основываясь на принципах международного сотрудничества, межотраслевой и многоуровневой интеграции и при активном участии местного населения.

Для достижения поставленной цели в реализации Программы будут использоваться следующие инструменты:

  • установление более тесных и эффективных партнерских отношений между различными участниками программы CORE для выработки общего стратегического подхода к комплексной реабилитации четырех вышеназванных районов и последующего распространения результатов на другие регионы страны;

  • разработка планов по реабилитации при поддержке индивидуальных и общественных инициатив, имеющихся форм общественной организации населения, путем организации мероприятий, носящих как импровизированный, так и длительный характер, которые объединяют национальных и международных участников;

  • обеспечение координации и интегрированных действий различных направлений программы, обеспечивая межсекторальную взаимосвязь;

  • разработка и реализация совместных подходов к реабилитации качества жизни в экономическом, медико-санитарном, радиоэкологическом, социальном и культурном планах; содействие сохранению и передаче исторической памяти для последующих поколений и мирового сообщества;

  • подготовка новых проектных инициатив, решений, связанных с их оценкой выполнимости и устойчивости, координацию их выполнения;

  • обеспечение эффективного администрирования, подразумевающее четкое управление ресурсами, мониторинг и мобилизацию ресурсов в долговременной перспективе;

  • разработка процедуры распространения положительного опыта на другие пострадавшие регионы.

Все перечисленные выше методы, подходы и инструменты реализации Программы будут использоваться для достижения целей, проведения мероприятий и обеспечения синергетической связи между 5 основными тематическими блоками Программы:

Программный блок 1. Координация и интеграция программы CORE


Основная задача программного блока 1:

Обеспечение деятельности координирующей инстанции по выполнению положений Декларации принципов сотрудничества в рамках программы CORE, а именно: (1) координация и интеграция региональных, национальных и международных мероприятий; (2) межсекторальная интеграция (экономика, здравоохранение, образование, культура/память); (3) разработка программных мероприятий, включая тематические проекты; (4) целостное, последовательное и устойчивое выполнение программы CORE; (5) осуществление мониторинга за реализацией Программы и отдельных мероприятий; (6) обеспечение условий для вовлечения в Программу других пострадавших районов.

Программный блок 2. Здравоохранение и наблюдение за состоянием здоровья

Основная задача программного блока 2:

Улучшение состояния здоровья населения пострадавших районов путем совершенствования первичного медицинского обслуживания, медицинского просвещения и динамичного мониторинга за состоянием здоровья беременных женщин и детей в радиологическом контексте. Данное направление призвано способствовать повышению качества и эффективности медицинского обслуживания в указанных районах.

Программный блок 3. Социально- экономическое развитие загрязненных сельских районов

Основная задача программного блока 3:

Увеличение доходов населения путем устойчивого экономического развития на местах при непосредственном участии местного населения и, в особенности, частных производителей и существующих субъектов хозяйствования, работающих на этих территориях, посредством предоставления технической помощи (сельское хозяйство, радиологический контроль), в сфере маркетинга и финансов (гранты, микро-кредиты).

Программный блок 4. Обеспечение радиологического качества

Основная задача программного блока 4:

Разработка операционной плюралистической системы радиологического контроля в четырех вышеназванных районах. Данная система позволит местным специалистам и населению самостоятельно производить оценку радиологического качества окружающей среды и продуктов питания. Внедрение подобной системы операционного контроля является важной предпосылкой для реализации трех предыдущих программных блоков.

Программный блок 5. Образование/культура

Основная задача программного блока 5:

Развитие и передача в наследство от поколения к поколению практической радиологической культуры и памяти о чернобыльской катастрофе и её последствиях для пострадавших регионов и всего человечества.

I.D.3. Подготовка, оценка и отбор пилотных проектов в рамках программы CORE: уникальная процедура контроля качества для формирования интегрированных проектов

Проекты в рамках программы CORE готовятся/формируются, оцениваются и отбираются при непосредственном участии Комитета по подготовке решений, Совета принятия решений и Группы по координации и интеграции. Целью является обеспечить качественную подготовку проектов и/или программных мероприятий; сбалансированный, честный и качественный отбор проектов; координацию и техническую помощь при их реализации. Данная процедура также обозначена в «Декларации принципов сотрудничества в рамках программы CORE», что полностью соответствует приводящемуся ниже описанию.

Группа по координации и интеграции программы CORE, работающая под руководством белорусского координатора программы (Координатор Программы CORE находится в Минске, его/ее техническое задание представлено в приложении) при поддержке группы национальных экспертов и, в случае необходимости, при участии экспертов Европейского комитета по партнерству, определяет потенциальных местных, национальных и международных партнеров, которые смогли бы разрабатывать интегрированные проекты в рамках программы CORE. В задачи Группы по координации и интеграции также входит принятие решений о возможном оказании дополнительной помощи для дальнейшего развития проекта, как в рамках технических вопросов, так и в случае привлечения к проектной деятельности новых участников. По составлении первого варианта проектного документа, в обязанности Группы в рамках подготовки и оценки проекта входит:

  • подтверждать соответствие проекта приоритетным направлениям программы CORE;

  • подтверждать соответствие проекта реальным нуждам и заботам местных участников программы CORE, гарантировать многостороннее участие в проекте (местных, национальных и международных представителей), а также соответствие задачам проекта;

  • гарантировать проведение необходимой экспертизы (в соответствии с типом проекта) с целью научного обоснования целесообразности и устойчивости предложенного проекта;

  • гарантировать реальное получение целевыми сообществами и населением средств, выделяемых в рамках проекта.

«Стадия доработки» проекта будет включать тесное взаимодействие с многоуровневым, междисциплинарным Комитетом по подготовке решений, членами которого являются представители местных, национальных и международных партнеров, а также белорусские и иностранные эксперты. Доработанные проекты будут предоставляться на рассмотрение в Комитет для экспертной оценки. На этом этапе возможны различные варианты. Комитет может обосновать целесообразность и устойчивость предложенных проектов, а также их соответствие интересам участников. С другой стороны, он может высказать мнение о необходимости проведения дополнительной экспертизы или о недостаточно полном учете реальных потребностей местных участников проекта.

Окончательное решение об утверждении проекта выносится Советом принятия решений, объединяющим представителей организаций со-финансирующих программу CORE. «Утверждение» проекта может означать выделение средств под проектную деятельность из фондов данного проекта по поддержке программы. В случае же если финансирование осуществляется также вне рамок Программы, то «внешний» донор имеет право требовать от потенциального проекта прохождения собственных процедур отбора параллельно с подобными процедурами, принятыми в рамках программы CORE. В этом случае «стадия доработки» может и не потребоваться, и тогда вопрос о включении проекта в Программу может уже рассматриваться непосредственно Советом принятия решений.

Рис.1. Процедура подготовки, оценки и отбора интегрированных проектов CORE

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15


Похожие:

Программа развития ООН проект поддержки программы “сотрудничество для реабилитации” (“core”) в регионах, пострадавших в результате катастрофы на чернобыльской аэс номер программы iconРуководство по составлению проектных предложений для участия в конкурсе на получение грантов от программы гэф/пмг (Программа малых грантов Глобального Экологического Фонда) проон (Программы развития оон) в Кыргызстане содержание руководства
Руководство по составлению проектных предложений для участия в конкурсе на получение грантов от программы гэф/пмг (Программа малых...
Программа развития ООН проект поддержки программы “сотрудничество для реабилитации” (“core”) в регионах, пострадавших в результате катастрофы на чернобыльской аэс номер программы iconРуководство по составлению проектных предложений для участия в конкурсе на получение грантов от программы гэф/пмг (Программа малых грантов Глобального Экологического Фонда) проон (Программы развития оон) в Кыргызстане содержание руководства
Руководство по составлению проектных предложений для участия в конкурсе на получение грантов от программы гэф/пмг (Программа малых...
Программа развития ООН проект поддержки программы “сотрудничество для реабилитации” (“core”) в регионах, пострадавших в результате катастрофы на чернобыльской аэс номер программы iconПрограммы развития новости липовая птичница в деревне Кушлауч Арского рай- в новошешминском районе
Сергей Королев. «Главная задача знаменит интервенций сократить дефи- мамадыш цит зерна в тех пострадавших от не только засухи регионах,...
Программа развития ООН проект поддержки программы “сотрудничество для реабилитации” (“core”) в регионах, пострадавших в результате катастрофы на чернобыльской аэс номер программы iconВ результате реализации программы повышения 61 Сотрудничество между жителями и организациями энергоэффективности

Программа развития ООН проект поддержки программы “сотрудничество для реабилитации” (“core”) в регионах, пострадавших в результате катастрофы на чернобыльской аэс номер программы iconИсполнительный Совет Программы Развития ООН и Фонда Народонаселения ООН для общего пользования (Дата)
Правительство Таджикистана. Данный документ также связан с Совместной Стратегией Поддержки Страны, разработанный для Таджикистана....
Программа развития ООН проект поддержки программы “сотрудничество для реабилитации” (“core”) в регионах, пострадавших в результате катастрофы на чернобыльской аэс номер программы iconПрограмма ООН по населенным пунктам (оон-хабитат)
Заключительный отчет по проекту Программы ООН по населенным пунктам fs-rus-02-S03
Программа развития ООН проект поддержки программы “сотрудничество для реабилитации” (“core”) в регионах, пострадавших в результате катастрофы на чернобыльской аэс номер программы iconЛабораторная работа «Разработка программы реструктуризации и развития предприятия»
...
Программа развития ООН проект поддержки программы “сотрудничество для реабилитации” (“core”) в регионах, пострадавших в результате катастрофы на чернобыльской аэс номер программы iconОтчет на Пленарное заседание Международной конференции по укреплению субрегионального экономического сотрудничества в Центральной Азии и будущей роли Специальной программы ООН для стран Центральной Азии (спека) г. Астана, Казахстан, 25-27 мая 2005 г
Зован Национальной комиссией по делам семьи и женщин при Президенте Республики Казахстан совместно с еэк ООН и эскато ООН 26 мая...
Программа развития ООН проект поддержки программы “сотрудничество для реабилитации” (“core”) в регионах, пострадавших в результате катастрофы на чернобыльской аэс номер программы iconПрограмма дисциплины «Инвестиционная деятельность банка»  для направления 080100. 68 «Экономика» подготовки магистра для магистерской программы «Финансовые рынки и финансовые институты» Автор программы
Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика...
Программа развития ООН проект поддержки программы “сотрудничество для реабилитации” (“core”) в регионах, пострадавших в результате катастрофы на чернобыльской аэс номер программы iconПрограмма развития Организации Объединенных Наций pims 3550 Номер гранта в системе Atlas: 00057337 Номер проекта Atlas Project: 00070781
Данный полномасштабный проект проон/гэф направлен на сокращение выбросов парниковых газов в
Разместите кнопку на своём сайте:
Бизнес-планы


База данных защищена авторским правом ©bus.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Бизнес-планы
Главная страница