Основные направления развития электроэнергетики республики северная осетия алания




Скачать 52.54 Kb.
PDF просмотр
НазваниеОсновные направления развития электроэнергетики республики северная осетия алания
Дата конвертации08.09.2012
Размер52.54 Kb.
ТипДокументы
А. В. Меркулов9, И. К. Хузмиев10, О. И. Хузмиева11 
 
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКИ  
РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ - АЛАНИЯ 
 
Цель развития энергетики 
Основной целью энергетики является создание экономических, организационных и 
правовых  условий,  обеспечивающих  надежное  и  безопасное  функционирование  системы 
обеспечения  хозяйственного  комплекса  республики  основными  энергоносителями,  при 
формировании конкурентных рынков электрической энергией и природного газа в регионе 
для минимизации затрат на их получение и снижения энергоемкости внутреннего валового 
продукта. Рост промышленного производства и сельского хозяйства требуют дополнитель-
ных количеств потребляемой электрической энергии. Республика, располагая большим тех-
ническим  гидроэнергетическим  потенциалом  равным  5,2  млрд.  кВт  час.,  вынуждена  еже-
годно  получать  из  других  регионов  Северного  Кавказа  более  1,5  млрд.  кВт.  час  электро-
энергии.  
Если не предпринять исчерпывающих мер по энергосбережению и повышению эф-
фективности использования энергии, а также по строительству новых генерирующих мощ-
ностей, дефицит электрической энергии будет нарастать. Чтобы региону до 2020 года выйти 
на  бездефицитный  режим  работы,  а  затем  стать  энергоизбыточным,  учитывая,  что  в  на-
стоящее время собственные гидроэлектрические станции производят всего в среднем до 330 
млн. кВт час в год электрической энергии, необходимо в среднем в год вводить не менее 20 
МВт  установленной  мощности.  Известно,  что  дополнительные  ресурсы  электрической 
энергии, полученные за счет энергосбережения и повышения эффективности использования 
энергии,  стоят  на  порядок  дешевле,  чем  ресурсы,  получаемые  от  электрических  станций. 
Необходимо отметить, что ресурс энергосбережения в РСО-А составляет не менее 400 тыс. 
т.у.т. в год.  
 
Проблемы энергообеспечения 
  Главной  проблемой  являются  неплатежи.  Так,  например,  по  состоянию  на  конец 
2005 года задолженность за потребленную электроэнергию только в РСО-А составила око-
ло 900 млн. руб.  
  Значительный  износ  основных  средств  энергетических  компаний,  который  состав-
ляет сегодня в среднем около 50%.  
  Низкий  уровень  энергосбережения  и  отсутствие  реально  реализуемых  программ 
по повышению эффективности использования энергии.  
  Недостаточная нормативно-правовая база.  
  Отсутствие  реальных  конкурентных  отношений в  сфере энергетических  естественных 
монополий.  
  Проблема  персонала,  который  привык  работать  в  условиях  административно-
командной системы и не всегда понимает суть рыночных преобразований.  
                                               
9  Председатель правительства  республики Северная Осетия-Алания  ….. 
10 Д-р техн. наук., профессор., Советник Председателя Правительства РСО-Алания  
11 Канд. экон. наук., докторант (Северо-Кавказский горно-металлургический институт) 
Create PDF files without this message by purchasing novaPDF printer (http://www.novapdf.com)

 
 
  Недостаточная социальная ориентация всего процесса регулировании субъектов есте-
ственных монополий.  
  Тарифная  политика,  основанная  на  принципах  «затраты  +»,  что  приводит  к  неоправ-
данному росту тарифов и способствует росту инфляции. 
  Консерватизм  потребителей  и  недостаточное  понимание  обществом  реальной  стои-
мости энергоносителей 
 
Общие правила функционирования энергетического сектора. 
Функционирование субъектов  естественных монополий должно способствовать станов-
лению конкурентного рынка  энергоносителей  без  ущемления,  как  прав,  так  и  обязанностей 
указанных предприятий.  Принцип открытого доступа к энергосистемам должен, в конеч-
ном счете, привести к равнозначным экономическим результатам, и соответственно, к открыто-
сти для всех его субъектов и доступности рынка энергоносителей в частности. 
Реформирование  энергетики  на  основе  либерализации  рынка  может  быть  реализо-
вано  при  избыточном  предложении  над  спросом,  без  перекрестного  субсидирования,  при 
условии  строго  учета  и  полной  оплаты  за  потребленные  энергоносители.  Основные  харак-
теристики такого рынка следующие: 
 
разделение  конкурентной  сферы:  производство  (добыча)  природного  газа 
электроэнергии (генерация) и сбыт, от неконкурентной: транспорта и диспетчеризации; 
 
свободный  выбор  потребителями  поставщиков  (ограничения  допустимы 
только по техническим причинам); 
 
соблюдение  баланса производства  и  потребления  энергоносителей  с  учетом 
потерь и резерва; 
 
тарифное  меню  с  гибкой  системой  скидок  и  наценок,  поощряющих  энерго-
сбережение; 
 
осуществление  регулирования  и  контроля  уполномоченными  органами  ис-
полнительной  власти  за:  деятельностью  вертикально  интегрированной  диспетчерской 
службы, сетевыми, распределительными и сбытовыми компаниями. 
 
Реформа электроэнергетики 
Реформирование на территории РСО-Алания естественной энергетической монопо-
лии  ОАО  «Севкавказэнерго»,  входящей  в  систему  РАО  «ЕЭС  России»,  позволит  создать 
конкурентный  рынок,  на  котором  все  его  субъекты,  за  исключением  распределительных 
организаций  и  диспетчерских  служб,  будут  строить  свои  отношения  на  основе  спроса  и 
предложения.  Рассмотрим  подробнее  состав  субъектов  рынка  электрической  энергии  и 
мощности в Республике Северная Осетия-Алания. 
Диспетчерские  службы  -  системный  оператор.  Центральная  диспетчерская  служба 
(ЦДС)  энергосистемы  РСО-Алания  входит  в  систему  оперативного  диспетчерского  управ-
ления (ОДУ) Северного Кавказа и отвечает за устойчивую и сбалансированную работу всей 
системы энергоснабжения республики.  
Поставщики  электрической  энергии.  Это  электростанции,  находящиеся  в  составе 
ОАО  «Северо-Осетинская  гидрогенерирующая  компания»:  Терский  каскад  ГЭС  из  пяти 
электростанций  –  Эзминской,  Гизельдонской,  Дзауджикауской,  Беканской  и  Кора-
Урсдонской,  общей  мощностью  78,2  тыс.кВт.  За  счет  собственных  энергоисточников  рес-
публика  покрывает  до  15  процентов  потребности  в  электроэнергии  (0,35  млрд.кВт.ч).  Ос-
 
20 
Create PDF files without this message by purchasing novaPDF printer (http://www.novapdf.com)

 
 
тальное  количество  электроэнергии  потребители  республики  будут  покупать  через  сбыто-
вые организации или напрямую на оптовом рынке.  
Сетевые и распределительные организации (компании). Распределительные сети ре-
гионального уровня находятся в системе ОАО «Севкавказэнерго», а местного уровня в му-
ниципальной собственности. И те, и другие являются юридическим лицом, тарифы на услу-
ги которых устанавливает региональный регулирующий орган. 
Сбытовые  организации.  Образование  сбытовой  организации  вызвано  объективной 
необходимостью  отделения сбыта электроэнергии от транспорта. Очевидно, что это позво-
лит сократить потери электроэнергии, в первую очередь коммерческие, т.к. величина потерь 
будет устанавливаться договором. На первом этапе в республике на базе энергосбыта ОАО 
«Севкавказэнерго» будет  создан так называемый Гарантирующий поставщик, функции ко-
торого  с  2007  года  может  получить  любая  энергоснабжающая  организация,  выигрющая 
тендер, в соответствии с правилами розничного рынка переходного периода электрической 
энергии.  
Потребители. В условиях либерализации рынка потребители свободны в выборе ис-
точника  электрической  энергии  из  тех,  которые  выведены  на  рынок,  а  так  же  имеют  сво-
бодный доступ к электрическим сетям. Энергию потребители могут получать по договорам 
от сбытовых организаций. Реализация предложений по реформированию электроэнергетики 
может  обеспечить  выполнение  главной  своей  цели  –  снижение  цен  и  устойчивое  электро-
снабжение потребителей только при наличии отлаженной системы платежей.   
 
Энергосберегающая политика 
Анализ  состояния  электроэнергетической  базы  республики  Северная  Осетия-
Алания показывает, что необходимы срочные меры по повышению эффективности исполь-
зования  энергоресурсов  и  их  сбережению  с  помощью  реализации  энергосберегающих  ме-
роприятий.  В  рамках  реализации программы в  области энергосбережения  необходима  чет-
кая организация решений вопросов по следующим направлениям: 
  реформирование  электроэнергетики  и  газовой  промышленности  с  внедрением 
конкурентных рыночных отношений; 
  разработки,  принятия  и  осуществления  региональных  программ  повышения  эф-
фективности использования энергии и энергосбережения; 
  формирование  и  введение  в  действие  финансово-экономических  механизмов  по-
ощряющих энергосбережение; 
  определения  полномочий  местных  органов  власти  и  управления  в  области  повы-
шения эффективности использования энергетических ресурсов; 
  определения, в пределах действующего законодательства, экономических санкции 
и административной ответственности за нерациональное использование топлива и энергии, 
координации и контролю деятельности предприятий и организаций; 
  становления  при  необходимости  специальных  режимов  потребления  топлива  и 
энергии,  направленных  на  энергосбережение,  экономию  и  эффективность  использования 
электрической, тепловой энергии и топлива. 
Приоритетной для всех уровней исполнительной власти должно стать следующие: 
  реализация положений Программы энергосбережения России и РСОА;; 
  проведение энергетического аудита всех бюджетных организаций и организаций, 
соответствующих  требованиям  законов  РФ  и  РСОА  «Об  энергосбережении»,  обеспечение 
 
21 
Create PDF files without this message by purchasing novaPDF printer (http://www.novapdf.com)

 
 
должного учета потребления электроэнергии во всех сферах народного хозяйства, массовое 
внедрение АСКУЭ; 
  установление  условий  применения  экономических  санкций  и  административной 
ответственности за нерациональное использование энергоресурсов; 
  пропаганда энергосбережения и обучение персонала; 
Необходимо  начать  массовое  внедрение  энергосберегающего  оборудования,  в  том 
числе  энергосберегающих  осветительных  ламп.  Так  использование  таких  ламп  позволяет 
уменьшить  потребление  электрической  энергии  при  сохранении  уровня  освещенности  не 
менее, чем в 5 раз. Только использование по одной такой лампе эквивалентной 60 Вт лампе 
накаливания  в  каждой  квартире  в  г.  Владикавказ  снижает  нагрузку  в  часы  прохождения 
максимума не менее, чем на 5 мВт, и экономит около 12 млн. кВт час, что экономит граж-
данам более 15 млн. рублей. 
Необходимо провести инвентаризацию всех имеющихся ресурсов и установить сис-
тему  их  сбережения,  подкрепленную  соответствующими  организационно-экономическими 
мероприятиями, чтобы всем юридическим и физическим лицам было выгодно экономить и 
невыгодно  растрачивать  имеющиеся  ресурсы  всех  видов.  Политика  властных  структур  по 
энергосбережению должна быть направлена на снижение энерго- и ресурсоемкости  едини-
цы валового продукт и носить долгосрочный характер  
 
Собственное производство энергоносителей 
Для  повышения  устойчивости  энергоснабжения  потребителей  республики  необхо-
димо  освоение  существующего  гидроэнергетического  потенциала  Республики  Северная 
Осетия  –  Алания.  Ввод  в  эксплуатацию  каскада  Зарамагских  ГЭС  обеспечит  покрытие 
станциями  РСО-А  до  половины потребности  республики  в  электроэнергии.  По  ориентиро-
вочным расчетам потребность в электроэнергии с учетом состояния производительных сил 
и прироста населения Республики определяется для 2000 года в 1.8 млрд.кВт.ч, 2005 года - 
2.2 млрд.кВт.ч и 2010 года - 2.5 млрд.кВт.ч.  
В Республике в настоящее время ведется строительство Зарамагской ГЭС-1 с выра-
боткой энергии 0,88 млрд. кВт.ч мощностью 352 тыс.кВт. С вводом ее в эксплуатацию эко-
номический  гидроэнергетический  потенциал  Республики  будет  освоен  на  22,1%(1,14 
млрд.кВт.ч).  Энергетическая  программа  предусматривает  первоочередное  строительство 
следующих крупных гидроэлектростанций: 
  Зарамагской  ГЭС-1  (строящаяся)  мощностью  342  МВт  с  вводом  двух  блоков  по 
171 МВт в 2010 г.; 
  Зарамагской ГЭС-2 - 137 МВт в 2015 г.; 
  Длино-Долинской ГЭС-148 МВт в 2020 г. 
Предусмотрено  также  строительство  малых  ГЭС  с  целью  более  полного  использо-
вания водотоков малых рек. 
Существенный вклад в повышение надежности энергснабжения потребителей рес-
публики и снижения цен на электроэнергию может внести строительство газотурбинных и 
газопоршневых теплоэнергоцентралей (ТЭЦ) мощностью до 40 мВт и минигазопоршневых 
ТЭЦ мощностью несколько сот кВт. Для нашей республики для решения проблемы пере-
крестного субсидирования и существенного снижения тарифов для населения и организа-
ций  бюджетной  сферы  достаточно  иметь  одну  ТЭЦ  мощностью  до  40  мВт,  пуск  которой 
позволит снизить стоимость электрической и тепловой энергии для всех потребителей не 
 
22 
Create PDF files without this message by purchasing novaPDF printer (http://www.novapdf.com)

 
 
менее,  чем  на  на  четверть  и  ликвидировать  перекрестное  субсидирование.  Пуск  малых 
ТЭЦ позволит сократить стоимость электроснабжения для групп домов на 30-20%. В РСО-
А  около 50% территории находится находиться в горной зоне практически вне централи-
зованной системы энергоснабжения. Горы  обезлюдили и там постоянно проживает  около 
2% населения республики. В этой связи использование местных энергоресурсов в виде во-
зобновляемых и нетрадиционных источников позволит экономить классические энергоно-
сители, которые необходимо туда доставлять для обеспечения жизнедеятельности. 
Нетрадиционные решения могут также внести достаточно весомый вклад в обеспе-
чение потребителей небольшой мощности электрической и тепловой энергией. К таким ре-
шения можно отнести использование тепла Земли. Северная Осетия располагает значитель-
ными  ресурсами  подземного  тепла,  использование  которого  позволяет  исключить  сотни 
хозяйственных единиц (ферм, теплиц, отопительных систем, бань и т.д.) из списков потре-
бителей  электроэнергии. Так,  например,  скважина глубиной  2,5  км  (Бирагзанг)  при  дебите 
воды 15-20 л/с с температурой 70°С позволяет получить 20 тыс. ГКал тепла, что при стои-
мости 1 ГКал 300-400 рублей по ценам II кв. 1992 г. составляет около 7,5 млн. рублей. 
 Можно также использовать энергию природного газа при его редуцировании. Так, 
имеется  бизнес-план  по  для  электростанции  с  детандер-генеретороным  агрегатом  ДГА-
2500ВД  на Северной  ГРС  в г.Владикавказе  мощностью  2500  кВт,  аналогичную  установку 
мощностью 1200 кВт можно установить па ГРС в г.г.Беслан и Ардон.  
Возможности ветроэнергетики человечеству известны давно. К сожалению в РСОА 
для  строительства  ветроэлектростанции  мощностью  до  3-5  мВт  пригодна  только  долина 
Чми, где среднегодовая скорость ветра составляет более 5 м/сек. В остальных местах могут 
найти  применение  установки  мощностью  до  нескольких  кВт.  Солнечная  энергия  может 
быть  преобразована  в  тепловую,  механическую  и  электрическую  энергию,  использована  в 
химических  и  биологических  процессах.  Солнечные  установки  находят  применение  в  сис-
темах отопления и охлаждения жилых и общественных зданий, технологических процессах, 
протекающих при низких, средних и высоких температурах.  
 
Социально-направленная тарифная политика 
Главным  недостатком  в  тарифной  политике  в  сфере  энергетики  и  жилищно-
коммунальной сфере, являет принцип «затраты +». Отметим, что последние время РАО «ЕЭС 
России» декларирует принцип «инфляция -».  Решение Правительства России о введении це-
новых коридоров ситуацию существенно не изменяет, так как за базу при определении тари-
фов  на  2006  год,  в  том  числе  и  на  электроэнергию,  будут  приняты  существующие  тарифы, 
которые были рассчитаны по старой схеме. В тарифном регулировании из-за отсутствия кон-
куренции  и  соответствующих  рыночных  сигналов  можно  отметить  некоторые  недостатки, 
которые привели к неоправданному росту цен на услуги монополистов: 
  У поставщиков энергоресурсов нет стимулов к повышению качества и эффективно-
сти работы и энергосбережению в связи с нерыночными принципами определения тарифов и 
монополизмом. 
  Работа  компаний  общего  пользования из-за  затратного  ценообразования  и практи-
чески закрытости хозяйственной деятельности ведет к завышению затрат на их услуги и не-
оправданным потрем. 
  Естественно монопольные структуры, действующие на розничных рынках, не заин-
тересованы в снижении оптовых цен на покупаемые ими ресурсы, материалы и оборудование, 
 
23 
Create PDF files without this message by purchasing novaPDF printer (http://www.novapdf.com)

 
 
так как связанные с этим затраты находятся в конечной цене. Это приводит к ее росту и уве-
личению общей массы прибыли для монополистов. 
  Отсутствие современных систем учета позволяет вести расчеты с потребителями на 
основе  расчетных  норм  потребления,  которые,  как  правило,  завышены  и  не  способствуют 
энергосберегающему  поведению  монополистов.  Это  ведет  к  без  хозяйственности,  резкому 
росту потерь, воровству и тормозить внедрение систем АСКУЭ. 
 
Инвестиционная политика 
Субъекты  естественных  монополий  в  энергетическом  секторе  экономики  республики 
нуждаются в инвестициях для того, чтобы провести замену или модернизацию устаревшего 
оборудования,  увеличить  эффективность  использования  энергоносителя  и  снизить  за-
траты  с  тем,  чтобы  энергопредприятия стали более конкурентоспособными. Серьезной оста-
ется  проблема  отсутствия  собственных  инвестиционных  ресурсов  и  их  дороговизна.  В  ре-
зультате, строительство новых энергетических объектов будет идти крайне медленно. При-
мером  этого  может  служить  строительство  Зарамагской  ГЭС,  газификация  отдельных  сел, 
строительство ЛЭП-330 Алагир - Нальчик и другие. Поэтому необходимо разработать дей-
ственные  меры  по  увеличению  капиталовложений  в  топливно-энергетический  комплекс,  с 
тем  расчетом,  чтобы  энергетический  голод  не  стал  тормозом  роста  производства  и  факто-
ром снижения энергетической безопасности в обозримом будущем. 
 
Заключение 
Важнейшей  задачей  развития  является  строительство  новых  электростанций,  ис-
пользующих возобновляемый энергоресурс-энергию рек РСОА. Это позволит республику 
к  2020  году  превратить  в  энергоизбыточный  регион.  Политика  властных  структур  всех 
уровней  должна  быть  направлена на  снижение  энергоемкости  ВВП,  носить  долговремен-
ный характер и включать в себя различные финансовые и экономические механизмы, ад-
министративные  и  пропагандистские  мероприятия,  направленные  на  повышении  мотива-
ции всех участников рынка энергоносителей и отдельных граждан по бережному отноше-
нию  к энергоносителям.  Для  реализации политики  по  сбережению  энергетических  ресур-
сов в каждом регионе необходимо разработать программы энергосбережения, определить 
потенциал  энергосбережения  и  проводить  конкретные  мероприятия  по  повышению  эф-
фективности  использования  энергии  и  ее  сбережения, включая применение  нетрадицион-
ных  и  возобновляемых  источников  энергии.  Система  регулирования  производства  и  по-
требления  энергоресурсов  должна  решать  проблемы  энергетики  так,  чтоб  обеспечить  ус-
тойчивое развитие экономики республики и доступ ныне живущим и будущим поколени-
ям  к  нормированным  количествам  жизненно  важных  ресурсов,  при  условии  сохранения 
среды обитания человека. 
 
 
Параметры Федерального бюджета России на 2005 г. утверждены исходя из про-
гнозируемого  объема  ВВП  в  18,72  трлн.  рублей,  уровня  инфляции  7,5  -  8,5%.  Доходы  бюд-
жета  составляют  3,326  трлн.  рублей  (17,8%  ВВП),  расходы  -  3,047  трлн.  рублей  (16,3% 
ВВП),  профицит  -  278,1  млрд.  рублей  (1,5%  ВВП).  Профицит  федерального  бюджета  в 
2006 г. запланирован в размере 405 млрд. рублей. 

 
 
24 
Create PDF files without this message by purchasing novaPDF printer (http://www.novapdf.com)

Document Outline

  • Ж--2(8)--2006 18
  • Ж--2(8)--2006 19
  • Ж--2(8)--2006 20
  • Ж--2(8)--2006 21
  • Ж--2(8)--2006 22
  • Ж--2(8)--2006 23



Похожие:

Основные направления развития электроэнергетики республики северная осетия алания iconПостановление Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 22 июля 2011 г. N 189 "О конкурсном отборе инвестиционных проектов Республики Северная Осетия-Алания и мерах государственной поддержки организаций и индивидуальных предпринимателей"
В целях стимулирования инвестиционной активности и повышения эффективности использования бюджетных средств, направленных на государственную...
Основные направления развития электроэнергетики республики северная осетия алания iconЗакон республики северная осетия-алания
...
Основные направления развития электроэнергетики республики северная осетия алания iconО конкурсном отборе инвестиционных проектов Республики Северная
Признать утратившим силу постановление Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 17 августа 2001 г. N 203 О
Основные направления развития электроэнергетики республики северная осетия алания iconЗаконами Республики Северная Осетия-Алания, нормативными правовыми
В целях обеспечения проведения последовательной и скоординированной государственной политики в сфере инвестиционной
Основные направления развития электроэнергетики республики северная осетия алания iconПравительства Российской Федерации от 6 сентября 2010 г. №1485-р
Российской Федерации на территориях Кабардино-Балкарской Республики, Карачаево-Черкесской Республики, Республики Дагестан, Республики...
Основные направления развития электроэнергетики республики северная осетия алания iconОрганизации-Бенефициара Договора о гранте: Межрегиональная
Целевая страна (страны) или регион (регионы): Республика Северная Осетия-Алания
Основные направления развития электроэнергетики республики северная осетия алания iconО порядке отбора промышленных предприятий на получение государственной поддержки
Законом Тюменской области от 28. 12. 2004 n 295 "О поддержке отдельных видов промышленной деятельности в Тюменской области", в рамках...
Основные направления развития электроэнергетики республики северная осетия алания iconПрограмма развития муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №1 г. Буинска Республики Татарстан» по теме «Школа самореализации как модель адаптивной школы»
Настоящая программа определяет основные направления и системообразующие принципы функционирования и развития средней общеобразовательной...
Основные направления развития электроэнергетики республики северная осетия алания iconАдминистрации города новочебоксарска
Российской Федерации и Чувашской Республики, Уставом города Новочебоксарска, а также с учетом положений нормативных документов, определяющих...
Основные направления развития электроэнергетики республики северная осетия алания iconПрограмма реализации экологической политики
«Энергетической стратегией до 2030 года», Концепцией реализации технической политики ОАО рао «еэс россии» до 2030 года, Генеральной...
Разместите кнопку на своём сайте:
Бизнес-планы


База данных защищена авторским правом ©bus.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Бизнес-планы
Главная страница