Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования




Скачать 138.42 Kb.
НазваниеПравительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
Дата конвертации12.10.2012
Размер138.42 Kb.
ТипСамостоятельная работа


Правительство Российской Федерации


Государственное образовательное бюджетное учреждение

высшего профессионального образования


«Государственный университет - Высшая школа экономики»

Факультет прикладной политологии

Отделение деловой и политической журналистики


Программа дисциплины


«Выпуск учебной газеты (радио-, телепередачи)»


для направления – 030600.62 «Журналистика»

подготовки бакалавра


Автор Архангельский А. Н., к.ф.н.


Рекомендована секцией УМС


Журналистики

Председатель

Пенская Е.Н.

_________________________


«___ »_______________ 2009 г.


Одобрена на заседании кафедры информационной политики информационных исследований


Зав. кафедрой

Калягин Б.А.

__________________________


«___ » _____________2009 г.

Утверждена УС факультета


Прикладной политологии

Ученый секретарь

Орлов И.Б.

___________________________


«___ » ________________2009 г.






Москва

Тематический план учебной дисциплины





Наименование

Темы

Всего

часов

Лекции

Семинары и практические занятия

Самостоятельная

работа

1

Концепция издания (эфирного радио, телеканала) и его аудитория

4




2

2

2

Информация и адресат: разработка экономической новости для массового и офисного ТВ

8




4

4

3

Специфика информационного контекста: разработка новостей культуры для специализированных и неспециализированных СМИ

4




2

2

4

Информирование и манипуляция: разработка политической новости для эфирного и неэфирного ТВ

4




2

2

5

Интервью и ток-шоу: разговорный жанр на ТВ и задачи телеаналитики

6




4

2

6

Новые видеоформаты мультимедиа и изменение структуры зрительской аудитории

8




4

4

7

Основные жанры информационной тележурналистики сегодня: смена форматов и смена эпох

8




4

4

8

Теледокументалистика: между искусством и журнализмом

6




4

2

9

Персонализированное ТВ и новые возможности тележурналистики

6




4

2




Итого:

54




30

24



Формы рубежного контроля.

Промежуточный контроль – выполнение практической работы в аудитории и домашнего задания.

Итоговый контроль – зачет в конце модуля.

Итоговая оценка складывается из своевременной сдачи студентом всех форм промежуточного контроля (40 %) и зачета (60 %).


Базовые учебники

Основным материалом для освоения дисциплины является курс лекций.


Пояснительная записка

Программа дисциплины «Выпуск учебной газеты (радио-, телепередачи)» разработана Государственным Университетом – Высшей школой экономики для подготовки бакалавра по направлению «Журналистика» с учетом требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и полностью отвечает требованиям основных профессиональных образовательных программ и квалификационным требованиям к выпускникам высших учебных заведений.


Цели и задачи.

Цель дисциплины – сформировать у студентов навыки творческой работы на телевидении, подготовить к назревающим технологическим изменениям.

Основные задачи дисциплины:

  • формирование чувства адресата, понимания адресности тележурналистики;

  • знакомство с ее основными жанрами и логикой происходящей жанровой диффузии;

  • освоение технических и творческих приемов создания телематериалов, телепрограмм, программ мультимедиа;

  • практическая работа по созданию информационных, информационно-аналитических и художественно-публицистических произведений телевизионной журналистики.


Содержание программы

Тема 1. Концепция издания (эфирного радио, телеканала) и его аудитория

Редакционная концепция, набор используемых форматов, стилистика подачи материала и структура аудитории. Зависимость творческих решений от запроса адресата. Работа с аудиторией, ее развитие и просвещение. Основные характеристики аудитории (по возрасту, полу, образованию, интересам, месту проживания, уровню доходов). Способы и методы социологического анализа телевизионной аудитории. Понятие эфирного и неэфирного ТВ. Принципиальное различие приемлемых решений.

Основная литература.

  1. Российское телевидение: между спросом и предложением: В 2 т. / Под ред. А. Г. Качкаевой, И. В. Кирия. М., 2007.

  2. Медиа: Введение: Учебник для студентов ВУЗов. / Под ред. А. Бриггза, П. Кобли. Перевод с англ. М., 2005 / Серия «Зарубежный учебник».

  3. В.Л.Цвик. Телевизионная журналистика: история, теория, практика. М., 2004.

4. Телерадиоэфир: история и современность / под ред. А. Г. Качкаевой.

М.: Элиткомстар, 2008.

Дополнительная литература

  1. В.В.Ворошилов. Журналистика. С.-Пб., 2003.

  2. В.Л.Цвик, Я.В.Назарова. Телевизионные новости России. М., 2002.

  3. Касютин В. Живая газета: практическое руководство по журналистике и управлению редакцией. М., 2008

  4. Г.В.Кузнецов. Так работают журналисты ТВ. М.: МГУ, 2004.


Тема 2. Информация и адресат: разработка экономической новости для массового и офисного ТВ

Экономические новости и уровень подготовки зрителя, его вовлеченность в бизнес-процессы. Степень детализации поступающей информации. Использование графиков, бегущей строки. Формы подачи. Проблема привлечения экспертов. Поиск примеров, связанных с личным опытом адресата. Привязка к жизненным обстоятельствам. Допустимость прогнозов.

Основная литература.

  1. Телевизионная журналистика. Учебник / Изд. 5-е // Редколлегия: Г.В.Кузнецов, В.Л.Цвик, А.Я.Юровский. М., 2002.

  2. В.Л.Цвик. Телевизионная журналистика: история, теория, практика. М., 2004.

Дополнительная литература.

  1. В.В.Ворошилов. Журналистика. С.-Пб., 2003.


Тема 3. Специфика информационного контекста: разработка новостей культуры для специализированных и неспециализированных СМИ

Формы подачи информации о современной культуре на российском, европейском и американском ТВ. Зачем и кому нужна информация о культуре на массовых эфирных каналах. Зачем и кому нужна информация о культуре на специализированных телеканалах, метровых, спутниковых и файловых. Перспективы развития культурной информации в связи с зарождением Интернет-теевидения, форматов мультимедиа, социальных сетей видеообмена. Проблема поколенческой сегментации, отсутствие общих тем и объединяющих фигур в современной культуре.

Основная литература.

  1. Телевизионная журналистика. Учебник / Изд. 5-е. // Редколлегия: Г.В.Кузнецов, В.Л.Цвик, А.Я.Юровский. М., 2005.

  2. В.Л.Цвик, Я.В.Назарова. Телевизионные новости России. М.: «Аспект Пресс», 2002.

Дополнительная литература.

  1. В.В.Ворошилов Журналистика. М., 2001.

  2. Н.В.Зверева. Школа регионального тележурналиста. М.: «Аспект Пресс», 2004.

Тема 4. Информирование и манипуляция: разработка политической новости для эфирного и неэфирного ТВ

Аудитория массового эфирного и узконишевого неэфирного ТВ. Принципиальное различие запросов: на информационное обслуживание и на формирование целостной картины мира. Различие подходов и способов подачи материала. Движение политической новостной журналистики на массовом эфирном ТВ в сторону развлекательного шоу (от «Кукол» на старом НТВ до «Прожектора Перисхилтон» на 1 канале). Движение политической журналистики на неэфирном ТВ и в мультимедиа в сторону специализированной аналитики.

Основная литература.

  1. Телевизионная журналистика. Учебник. Редколлегия: Г.В.Кузнецов. В.Л.Цвик, А.Я.Юровский. М.: Изд-во МГУ, 2002.

  2. В.Л.Цвик. Телевизионная журналистика: история, теория, практика.

М.: «Аспект Пресс», 2004.

  1. М.Н.Ким. Жанры современной журналистики. М., 2004.

Дополнительная литература.

  1. В.В.Ворошилов. Журналистика. С-Петербург, 2003.

  2. С.А.Муратов. Телевизионное общение в кадре и за кадром. М., 2002.

  3. И.Кемарская. Телевизионный редактор – профессионал. М., 2003.

  4. Д. Дондурей. Телевидение массового психоза и медийная реальность // Телерадиоэфир: история и современность / под ред. А. Г. Качкаевой. М.: Элиткомстар, 2008.


Тема 5. Интервью и ток-шоу: разговорный жанр на ТВ и задачи телеаналитики

Разновидности и типы интервью. Задачи интервьюера. Подготовка к интервью. Ток-шоу как сочетание интервью, дискуссии, игры. Персонифицированная форма ток-шоу. Тематическая и функциональная широта ток-шоу. Вовлечение зрителей в передачу. Ток-шоу на современном российском ТВ. Проблема содержательности и разговорный жанр на ТВ.

Основная литература.

  1. Телевизионная журналистика. Учебник // Редколлегия: Г.В.Кузнецов и др. М., 2005.

  2. В.Л.Цвик. Телевизионная журналистика: история, теория, практика. М.: «Аспект пресс», 2004.

Дополнительная литература.

  1. С.А.Муратов. Телевизионное общение в кадре и за кадром. М., 2003.

  2. В.Т. Третьяков. Как стать знаменитым журналистом. М., 2004.


Тема 6. Новые видеоформаты мультимедиа и изменение структуры зрительской аудитории

Движение от эфирного ТВ к файловому, от общедоступного к нишевому, этапы и история. Появление технологических возможностей для индивидуализированной и персонализированной работы со зрителем. Выбор программ в пределах заданного тайм-слота. Интерактивные возможности. Горизонтальная связь со зрителем, видеовключения. Форматы мультимедиа в России и в мире.

Основная литература.

  1. Д. Новоселов. Телевизионное Интернет-вещание в России: реальность и перспективы // Телерадиоэфир: история и современность / под ред. А. Г. Качкаевой. М.: Элиткомстар, 2008.

  2. В.Л.Цвик. Телевизионная журналистика: история, теория, практика. М.: «Аспект пресс», 2004.

Дополнительная литература.

  1. В.В.Ворошилов. Журналистика. С-Петербург, 2003.

  2. С.А.Муратов. Телевизионное общение в кадре и за кадром. М., 2002.

  3. В.Т. Третьяков. Как стать знаменитым журналистом. М., 2004.


Тема 7. Основные жанры информационной тележурналистики сегодня: смена форматов и смена эпох.

Традиционная номенклатура жанров: заметка, видеосюжет – официальный (протокольный) и авторский, репортаж (прямой и фиксированный, синхронный и немой); авторский комментарий, некоментированный репортаж или трансляция. Репортажи – событийные, проблемные и постановочные. Подготовка проблемного репортажа. Очерк. Портретный очерк, путевой очерк. Телевизионная зарисовка. Эссе. Диффузия традиционной номенклатуры жанров: совмещение форматов, устаревание прежних форм. Новые жанровые решения: интерактивная мультимедийная видеоколонка с элементами интервью, использованием текстовых возможностей и фоторяда.

Основная литература.

  1. Телевизионная журналистика. Учебник // Редколлегия: Г.В.Кузнецов и др. М., 2002.

  2. В.Л.Цвик Телевизионная журналистика: история, теория, практика. М.: «Аспект Пресс», 2004.

3. Г. Перипечина. Теория и практика телевидения в публикациях 2005-2007 гг. // Телерадиоэфир: история и современность / под ред. А. Г. Качкаевой. М.: Элиткомстар, 2008.

Дополнительная литература.

  1. Э.Г.Багиров, Р.А.Борецкий, А.Я.Юровский. Основы телевизионной журналистики. М., 1987.

  2. Г.В.Кузнецов. ТВ-журналистика – критерии профессионализма. М., 2003.


Тема 8. Теледокументалистика: между искусством и журнализмом

Специфика теледокументалистики. Основные жанры и форматы. Подготовка к съемке, монтаж, продвижение. От синопсиса к сценарию. От сценария к бизнес-плану. От бизнес-плана к продукту. История документального кино на ТВ. Теледокументалистика В. Манского, С. Мирошниченко, сформатированная для ТВ – и не предназначенная для телевидения. Теледокументалистика как индустрия (продукция BBC). Будущее теледокументалистики.

Основная литература.

  1. Телевизионная журналистика. Учебник // Редколлегия: Г.В.Кузнецов и др. М., 2002.

  2. В.Л.Цвик. Телевизионная журналистика: история, теория, практика. М.: «Аспект Пресс», 2004.


Дополнительная литература.

    1. В.В.Ворошилов. Журналистика. С-Петербург, 2003.


Тема 9. Персонализированное ТВ и новые возможности тележурналистики.

Движение ТВ от унифицированного к индивидуализированному вещанию. Форматы видеобиблиотек, предлагаемых в рамках одного тайм-слота. Возможности цифрового Интернет-вещания, новые устройства приема сигнала и следующий шаг в направлении к персонализации ТВ. Запрос на новый тип телеведущего. Новые форматы вещания.

Основная литература.

  1. Телевизионная журналистика. Учебник // Редколлегия: Г.В.Кузнецов и др. М., 2005.

  2. В.Л.Цвик. Телевизионная журналистика: история, теория, практика. М.: «Аспект пресс», 2004.

Дополнительная литература.

  1. Багиров Э.Г., Борецкий Р.А., Юровский А.Я. Основы телевизионной журналистики. М., 1987.

  2. В.В.Ворошилов. Журналистика. С-Петербург, 2003.

  3. Носик А. Суп дня // Esquire. 2007. № 17.

  4. Муратов С.А. Телевидение в поисках телевидения. М., 2001.


Примерные темы письменных работ и докладов на практических занятиях.

  1. Анализ запроса потенциальной аудитории как предварительное условие успеха тележурналиста. Искусство формирования запроса как предварительное условие выполнения общественной функции СМИ.

  2. Подготовка и съемка видеосюжета для эфирного ТВ и для файлового ТВ.

  3. Репортаж как ведущий жанр тележурналистики.

  4. Интервью как способ получения информации и как публицистический жанр. Личность интервьюера.

  5. Проблемное интервью как способ формирования общественного

мнения.

  1. Ведущий ток-шоу: основные требования к профессии.

  2. Традиционная номенклатура жанров информационного телевещания. Их диффузия в новую эпоху. Формирование мультимедийных жанров и традиционные видеоформаты.

  3. Сравнительный анализ выпусков новостей на Первом канале, НТВ, РБК-ТВ, «Блумберг».

  4. Разработка ключевой новости культуры для специализированного и массового общедоступного телеканала.

  5. Подготовка и проведение ток-шоу.

  6. Сравнительный анализ проведения дискуссии В.Соловьевым, С.Сорокиной, С. Шустером, В. Познером.

  7. Подготовка синопсиса документального телевизионного фильма. Составление бизнес-плана. Создание литературного сценария.


Вопросы для оценки качества освоения дисциплины.


  1. Покажите связь творческих решений редакции с запросом адресата. Работа с аудиторией, ее развитие и просвещение.

  2. Разработать квартальный план-проспект ведения темы экономического кризиса для а) массового таблоида, б) специализированного экономического издания, в) неспециализированного новостного телеканала.

  3. Перспективы развития информации в области культуры в связи с зарождением Интернет-телевидения, форматов мультимедиа, социальных сетей видеообмена.

  4. Разработайте сценарный план мультимедийного проекта авторской программы для Интернет-ТВ и Интернет-радио.

  5. Движение политической журналистики на неэфирном ТВ и в мультимедиа в сторону специализированной аналитики. Привести конкретные примеры.

  6. Разработайте сценарный план телепрограммы (формат тележурнал; хронометраж 52 минуты; периодичность: еженедельно) о ключевых событиях в жизни культуры.

  7. Традиционная номенклатура жанров информационного телевещания. Привести примеры, описать структуру.

  8. Разработайте концепцию радиопроекта (тайм-слот: с 23.10 до 23. 59) для любителей джаза, возраст 40+, жители больших городов, ядро – мужчины, доход от 20 000 до 35 000 рублей в месяц на члена семьи.

  9. Специфика теледокументалистики. Основные жанры и форматы. Подготовка к съемке, монтаж, продвижение.

  10. Разработайте синопсис документального фильма, адресованного аудитории специализированного телеканала «История». Хронометраж – 26 минут, ведущий в кадре, тема и сюжет – на выбор.

  11. Возможности цифрового Интернет-вещания, новые устройства приема сигнала и следующий шаг в направлении к персонализации ТВ. Минусы и плюсы дробления телевизионной аудитории.

  12. Разработайте ключевую экономическую тему недели для а) массового таблоида, б) разговорного радио, нацеленного на молодежную аудиторию, в) деловой газеты для нижнего слоя среднего класса.

  13. Диффузия традиционной номенклатуры жанров: совмещение форматов. Новые жанровые решения: интерактивная мультимедийная видеоколонка с элементами интервью, использованием текстовых возможностей и фоторяда. Разобрать конкретные примеры (сайты газеты «Коммерсантъ», РИА-Новости).

  14. Разработайте сценарный и продюсерский план проблемного репортажа для регионального телеканала на тему социальной политики.

  15. Движение от эфирного ТВ к файловому, от общедоступного к нишевому, этапы и история.

  16. Проанализируйте эксперименты компании «Корбина-Телеком» по созданию Интернет-ТВ. Выявите удачные и неудачные моменты. Дайте прогноз: какие решения будут учтены при дальнейшей разработке Интернет-ТВ, какие будут отброшены.

  17. Использование интерактивных возможностей в прямом эфире радио и ТВ. Разберите конкретные примеры использования интерактива в эфире радиостанций «Эхо Москвы», «Маяк», телеканала ТВЦ (программа Д. Диброва).

  18. Что такое синопсис? Чем он отличается от литературного сценария? Синопсис и бизнес-план. Составьте краткий план синопсиса документального фильма о российском региональном музее (на выбор) для телеканала «Культура».

  19. Формы подачи информации о современной культуре на российском, европейском и американском ТВ.

  20. Проанализируйте программу А. Гордона «Гордон Кихот». Какова сверхзадача программы? Методы достижения поставленной цели. Основные сценарные решения.



Автор программы – профессор кафедры

информационной политики и

информационных исследований,

кандидат филологических наук А.Н.Архангельский



Похожие:

Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
Формирование редакционных структур. Журналистский коллектив. Коммерческая дирекция
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования iconРоссийской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования iconРоссийской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования iconРоссийской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования iconРоссийской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования iconРоссийской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования iconРоссийской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования iconРоссийской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования iconРоссийской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Разместите кнопку на своём сайте:
Бизнес-планы


База данных защищена авторским правом ©bus.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Бизнес-планы
Главная страница