Скачать 181.48 Kb.
|
Правительство Российской Федерации Нижегородский филиал Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики" Факультет бизнес-информатики и прикладной математики Программа дисциплины “Технологическое предпринимательство” для направления 080500.62 "Бизнес-информатика" подготовки бакалавра Автор программы: Тюрин А.Л., преподаватель, atyurin@hse.ru Одобрена на заседании кафедры [Введите название кафедры] «___»____________ 20 г Зав. кафедрой [Введите И.О. Фамилия]_______________________ Рекомендована секцией УМС [Введите название секции УМС] «___»____________ 20 г Председатель [Введите И.О. Фамилия]_______________________ Утверждена УМС НИУ ВШЭ – Нижний Новгород «___»_____________20 г. Председатель [Введите И.О. Фамилия]________________________ Нижний Новгород, 2012 Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы. 1Область применения и нормативные ссылкиНастоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности. Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 080500.62 "Бизнес-информатика", обучающихся по бакалаврской программе "Бизнес-информатика" по специализации "Бизнес-информатика" изучающих дисциплину “Технологическое предпринимательство”. Программа разработана в соответствии с:
2Цели освоения дисциплиныЦелями освоения дисциплины “Технологическое предпринимательство” являются формирование у студентов четкого представления об особенностях создания и развития инновационных проектов в области информационных технологий, освоение теоретических основ управления инновационными предприятиями, понимание тенденций развития отрасли и направления перспективных рынков. 3Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплиныВ результате освоения дисциплины студент должен:
В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:
4Место дисциплины в структуре образовательной программыНастоящая дисциплина относится к циклу дисциплин направления (дисциплины по выбору), обеспечивающих подготовку магистров. Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах:
Для освоения учебной дисциплины, студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями:
Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин:
5Тематический план учебной дисциплины
6Формы контроля знаний студентов
6.1Критерии оценки знаний, навыковНа контрольной работе №1 студент должен продемонстрировать навыки разработки бизнес-модели инновационного проекта. Во время выполнения домашнего задания №1 студент должен продемонстрировать умение проводить маркетинговый анализ рынка. Во время выполнения домашнего задания №2 студент должен продемонстрировать умение создавать бизнес-план инновационного проекта. На зачете как итоговом контроле студент должен показать знание рассмотренных теоретических основ, понимание предметной области, показывать готовность применить полученные знания к решению вопросов создания, развития и управления инновационными проектами и предприятиями. Оценки по всем формам текущего контроля выставляются по 10-ти балльной шкале. Во время семинарских занятий проводится консультации по выполнению контрольной работы. 7Содержание дисциплины
Введение в программу, анализ сложившейся ситуации на рынке информационных технологий, рассмотрение последних тенденций развития рынка, определение перспективных направлений, прогноз. Мифы о предпринимательстве. Характеристики предпринимателя, развитие предпринимательского образа мышления и персональной предпринимательской стратегии. Способы работы с opportunities. Основная литература: К. П. Янковский, Введение в инновационное предпринимательство, Санкт-Петербург: Питер, 2004 В. В. Богалдин-Малых, Ценовая и инновационная политика в практике современного бизнеса, Москва: МПСИ, МОДЭК, 2010 Jeffery A. Timmons (2007), New Venture Creation, McGraw-Hill, 7th ed. Каширин А., Семенов А., Венчурное инвестирование в России, Москва: Вершина, 2007 Дополнительная литература: С. В. Валдайцев, Н. Н. Молчанов, К. Пецольдт, Малое инновационное предпринимательство, Москва: Проспект, 2011 В. Г. Медынский, Л. Г. Скамай, Инновационное предпринимательство, Москва: Юнити-Дана, 2002 В рамках практических занятий по данной теме проводится рассмотрение кейсов с последующим общим обсуждением и решением похожих практических задач.
Определение и разбор таких основным терминов и понятий как основатель компании и команда, инноватор, инвестор и инвестиции, венчурное инвестирование, долина смерти, бизнес-ангелы, стадии инвестиционного предприятия. Методы получения венчурного инвестирования. Основная литература: К. П. Янковский, Введение в инновационное предпринимательство, Санкт-Петербург: Питер, 2004 В. В. Богалдин-Малых, Ценовая и инновационная политика в практике современного бизнеса, Москва: МПСИ, МОДЭК, 2010 Jeffery A. Timmons (2007), New Venture Creation, McGraw-Hill, 7th ed. Каширин А., Семенов А., Венчурное инвестирование в России, Москва: Вершина, 2007 Дополнительная литература: С. В. Валдайцев, Н. Н. Молчанов, К. Пецольдт, Малое инновационное предпринимательство, Москва: Проспект, 2011 В. Г. Медынский, Л. Г. Скамай, Инновационное предпринимательство, Москва: Юнити-Дана, 2002 В рамках практических занятий по данной теме проводится рассмотрение кейсов с последующим общим обсуждением и решением похожих практических задач.
Описание процесса создания компании, определение таких понятий как миссия компании, цели и пути их достижения и KPI. Процесс регистрации юридического лица, основные виды налогообложения. Трудовые договора и трудовой кодекс. Рассмотрение типов организационных структур предприятий. Подбор руководящей команды, определение характеристик руководителей, основных управленческих ролей на предприятии, специфика инновационного предприятия. Основная литература: К. П. Янковский, Введение в инновационное предпринимательство, Санкт-Петербург: Питер, 2004 В. В. Богалдин-Малых, Ценовая и инновационная политика в практике современного бизнеса, Москва: МПСИ, МОДЭК, 2010 Jeffery A. Timmons (2007), New Venture Creation, McGraw-Hill, 7th ed. Каширин А., Семенов А., Венчурное инвестирование в России, Москва: Вершина, 2007 Дополнительная литература: С. В. Валдайцев, Н. Н. Молчанов, К. Пецольдт, Малое инновационное предпринимательство, Москва: Проспект, 2011 В. Г. Медынский, Л. Г. Скамай, Инновационное предпринимательство, Москва: Юнити-Дана, 2002 В рамках практических занятий по данной теме проводится рассмотрение кейсов с последующим общим обсуждением и решением похожих практических задач.
Рассмотрение процесса перехода от бизнес-идеи к продукту и бизнес-модели. Определение бизнес-модели, содержание, основные понятия и термины. Рассмотрение канвы Остервайльда как метода работы над бизнес-моделью. SWOT-анализ и другие виды оценки. Основная литература: К. П. Янковский, Введение в инновационное предпринимательство, Санкт-Петербург: Питер, 2004 В. В. Богалдин-Малых, Ценовая и инновационная политика в практике современного бизнеса, Москва: МПСИ, МОДЭК, 2010 Jeffery A. Timmons (2007), New Venture Creation, McGraw-Hill, 7th ed. Каширин А., Семенов А., Венчурное инвестирование в России, Москва: Вершина, 2007 Дополнительная литература: С. В. Валдайцев, Н. Н. Молчанов, К. Пецольдт, Малое инновационное предпринимательство, Москва: Проспект, 2011 В. Г. Медынский, Л. Г. Скамай, Инновационное предпринимательство, Москва: Юнити-Дана, 2002 В рамках практических занятий по данной теме проводится рассмотрение кейсов с последующим общим обсуждением и решением похожих практических задач.
Типы маркетинговых исследований, их цели и содержание. Значение маркетинговых исследований для предприятия. Подходы к анализу сложившейся ситуации на рынке, поиск конкурентов, определение перспективных сегментов и направлений, целевой аудитории, определение преимуществ и уникальных характеристик продукта, ценообразование. Рассмотрение видов рекламы, целесообразность их использования, прямой маркетинг, специализированные выставки, анализ и поиск лучших маркетинговых тактик и стратегий проникновения на рынок, особенности B2B и B2C. Основная литература: К. П. Янковский, Введение в инновационное предпринимательство, Санкт-Петербург: Питер, 2004 В. В. Богалдин-Малых, Ценовая и инновационная политика в практике современного бизнеса, Москва: МПСИ, МОДЭК, 2010 Jeffery A. Timmons (2007), New Venture Creation, McGraw-Hill, 7th ed. Каширин А., Семенов А., Венчурное инвестирование в России, Москва: Вершина, 2007 Дополнительная литература: С. В. Валдайцев, Н. Н. Молчанов, К. Пецольдт, Малое инновационное предпринимательство, Москва: Проспект, 2011 В. Г. Медынский, Л. Г. Скамай, Инновационное предпринимательство, Москва: Юнити-Дана, 2002 В рамках семинара по данной теме проводится рассмотрение кейсов с последующим общим обсуждением и решением похожих практических задач.
Управление операциями по продажам, виды продаж, целесообразность их использования, работа с целевой аудиторией, менеджеры по продажам, стратегия продаж, особенности B2B и B2C. Основная литература: К. П. Янковский, Введение в инновационное предпринимательство, Санкт-Петербург: Питер, 2004 В. В. Богалдин-Малых, Ценовая и инновационная политика в практике современного бизнеса, Москва: МПСИ, МОДЭК, 2010 Jeffery A. Timmons (2007), New Venture Creation, McGraw-Hill, 7th ed. Каширин А., Семенов А., Венчурное инвестирование в России, Москва: Вершина, 2007 Дополнительная литература: С. В. Валдайцев, Н. Н. Молчанов, К. Пецольдт, Малое инновационное предпринимательство, Москва: Проспект, 2011 В. Г. Медынский, Л. Г. Скамай, Инновационное предпринимательство, Москва: Юнити-Дана, 2002 В рамках практических занятий по данной теме проводится рассмотрение кейсов с последующим общим обсуждением и решением похожих практических задач.
Определение бизнес-плана, его роли в области венчурного инвестирования. Цель бизнес-плана, основные понятия и термины. Детальный разбор содержания бизнес-плана. Расчет бюджета проекта. Рассмотрение ключевых финансовых показателей. Основная литература: К. П. Янковский, Введение в инновационное предпринимательство, Санкт-Петербург: Питер, 2004 В. В. Богалдин-Малых, Ценовая и инновационная политика в практике современного бизнеса, Москва: МПСИ, МОДЭК, 2010 Jeffery A. Timmons (2007), New Venture Creation, McGraw-Hill, 7th ed. Каширин А., Семенов А., Венчурное инвестирование в России, Москва: Вершина, 2007 Дополнительная литература: С. В. Валдайцев, Н. Н. Молчанов, К. Пецольдт, Малое инновационное предпринимательство, Москва: Проспект, 2011 В. Г. Медынский, Л. Г. Скамай, Инновационное предпринимательство, Москва: Юнити-Дана, 2002 В рамках семинара по данной теме проводится рассмотрение кейсов с последующим общим обсуждением и решением похожих практических задач. 8Образовательные технологииВ данном курсе из специальных образовательных технологий используется разбор практических кейсов на практических занятиях. 8.1Методические рекомендации преподавателюВыделенных методических рекомендаций преподавателю не предусмотрено. 8.2Методические указания студентамВыделенных методических указаний студентам не предусмотрено. 9Оценочные средства для текущего контроля и аттестации студента9.1Тематика заданий текущего контроляЗадания для контрольной работы №1, проводимой в письменной форме: Разработать бизнес-модель инновационного проекта на основе определенной заданием бизнес-идеи. Темы домашнего задания №1:
Домашнее задание №2: Разработать бизнес-план на основе определенного заданием инновационного проекта. 9.2Вопросы для оценки качества освоения дисциплиныПримерный перечень вопросов к зачету по курсу для самопроверки студентов:
10Порядок формирования оценок по дисциплинеПреподаватель оценивает работу студентов на семинарских и практических занятиях: оценивается активность студентов в деловых играх, дискуссиях, правильность решения практических кейсов и задач. Оценки за работу на семинарских и практических занятиях преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Накопленная оценка по 10-ти балльной шкале за работу на семинарских и практических занятиях определяется перед промежуточным или итоговым контролем - Оаудиторная. Преподаватель оценивает самостоятельную работу студентов: оценивается правильность выполнения домашних работ, качество проработки и полнота освещения тем, которые студент готовит для выступления с докладом на занятии-дискуссии или сдает в виде письменной работы. Оценки за самостоятельную работу студента преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Накопленная оценка по 10-ти балльной шкале за самостоятельную работу определяется перед промежуточным или итоговым контролем – Осам. работа. Накопленная оценка за текущий контроль учитывает результаты студента по текущему контролю следующим образом: Отекущий = n1·Ок/р1 + n2·Одз1 ; где n1 - 0,5, n2 – 0,5 Способ округления накопленной оценки текущего контроля: в пользу студента. Результирующая оценка за промежуточный (итоговый) контроль в форме зачета выставляется по следующей формуле, где Озачет – оценка за работу непосредственно на зачете: Оитоговый = k1·Озачет + k2·Отекущий + k3·Осам. работа + k4·Оаудиторная где k1 - 0,35, k2 - 0,35, k3 – 0,15, k4 – 0,15 Способ округления накопленной оценки промежуточного (итогового) контроля в форме зачета: в пользу студента. На пересдаче студенту не предоставляется возможность получить дополнительный балл для компенсации оценки за текущий контроль. На зачете студент может получить дополнительный вопрос (дополнительную практическую задачу, решить к пересдаче домашнее задание), ответ на который оценивается в 1 балл. Таким образом, результирующая оценка за промежуточный (итоговый) контроль в форме зачета, получаемая на пересдаче, выставляется по формуле Оитоговый = k1·Озачет + k2·Отекущий + k3·Осам. работа + k4·Оаудиторная + Одоп.вопрос В диплом ставится оценка за итоговый контроль, которая является результирующей оценкой по учебной дисциплине. 11Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины11.1Основная литератураК. П. Янковский, Введение в инновационное предпринимательство, Санкт-Петербург: Питер, 2004 В. В. Богалдин-Малых, Ценовая и инновационная политика в практике современного бизнеса, Москва: МПСИ, МОДЭК, 2010 Jeffery A. Timmons (2007), New Venture Creation, McGraw-Hill, 7th ed. Каширин А., Семенов А., Венчурное инвестирование в России, Москва: Вершина, 2007 11.2Дополнительная литератураС. В. Валдайцев, Н. Н. Молчанов, К. Пецольдт, Малое инновационное предпринимательство, Москва: Проспект, 2011 В. Г. Медынский, Л. Г. Скамай, Инновационное предпринимательство, Москва: Юнити-Дана, 2002 |