Программа дисциплины




Скачать 68.86 Kb.
PDF просмотр
НазваниеПрограмма дисциплины
Дата конвертации12.10.2012
Размер68.86 Kb.
ТипПрограмма дисциплины
Министерство 
 
Министерство   
экономического развития 
 
 
образования и науки 
 
 
и торговли 
 
 
Российской 
Российской Федерации 
 
  
 Федерации 
 
 

 
 
 
 
Государственный университет- 
Высшая школа экономики 
      Факультет  Менеджмент 
 
 
Программа дисциплины 
Инновационный менеджмент 
для направления 521500  Менеджмент - подготовки  бакалавров, 
для специальности 061100 – Менеджмент организации –  
подготовки специалистов, 
для специальности 062200 - Логистика –  
подготовки специалистов 
 
 
с изм. и доп. доц., к.э.н. Пятовский С.Е. 
 
Рекомендовано секцией УМС 
 
 
Одобрена на заседании 
Секция Менеджмент 
 
 
кафедры  
«__»  сентября 20__ г. 
Председатель 
 
 
 
Зав. кафедрой 
Филонович С.Р. 
 
 
 
 
Ильин Н.И. 
“___” __________ 20__ г.   
 
“___” _____  _____ 20__ г. 
 
 
Утверждено УС факультета 
Менеджмента 
 
_______________________   
 
 
 
Ученый секретарь   
 
 
 
 
 
 
 
_______________________ 
“___” __________ 20__ г.   
 
 
 
 
Москва 
2011 

Пояснительная записка.  
Целью преподавания дисциплины "Инновационный менеджмент" является: 
1)  формирование у студентов понимания роли инновационного менеджера,  
2)  получение студентами минимума необходимых знаний, 
3)  приобретение практических навыков управления инновационной деятельностью  как 
на предприятии, реализующем нововведения, так и на предприятии, товаром которых 
являются сами нововведения. 
       Для получения необходимых навыков по управлению инновационной деятельностью 
полученные знания должны быть закреплены практической деятельностью. 
      Изучение дисциплины направлено на решение следующих задач: 
1)  развитие  понимания  инновационной  деятельности    как  непрерывного    процесса, 
обеспечивающего положение фирмы на шаг впереди конкурентов;  
2)  освоение    понятий,  терминов  и  определений,  относящиеся  к    управлению 
инновационным  процессом  на  предприятии,  реализующем  нововведения,  и 
предприятии, создающем нововведения;  
3)  освоение  основных  методов  управления  и  правил  выбора  среди  них  в  конкретных 
ситуациях;  
4)  представление процесса разработки планов и инновационных программ как процессов 
формирования альтернатив, их оценки и выбора среди них; 
5)  формулирование  задач,  включая  сбор  и  обработку  необходимой  для  их  решения 
информации; 
6)  создание  у  каждого  студента  своего  индивидуального  образа  инновационного 
менеджера.  
      Курс готовит студентов к формированию инновационных проектов по всем вопросам, 
связанным с инновациями. В оценке эффективности инноваций курс опирается на материал, 
рассматриваемый в курсе «Управление реальными инвестициями».  Управление реализацией 
инновационного проекта в курсе не рассматривается поскольку оно подчинено общим 
правилам, рассматриваемым в курсе «Управление проектами».    
 
 
 
 
 
 


1. Тематический план учебной дисциплины 
 
Аудиторные  Само-
часы 
стояте
льная 
Всего  Лек- Семи 
№ 
Название темы 
работа 
часов ции
нары
 
 
 
 
и 
 
 
 
 
практ  
 

занят
ия 
1  Введение. Предмет и структура курса. Государственное 
 
 
 
 
 
регулирование научно-технической деятельности. 




Состав государственной научно-технической политики. 
Научная, научно-исследовательская деятельность как 
деятельность, направленная на получение и 
применение новых знаний. Научно-техническая 
деятельность. Экспериментальные разработки. 
Научный и научно-технический результат как продукт 
научной и научно-технической деятельности. Понятия 
научной и научно-технической продукции. 
 
Государственное финансирование научных и научно-
 
 


2  технических разработок. Гранты и коммерциализация 


 
 
научных и научно-технических результатов. 
3  Понятия  инновации и инновационного проекта как 




комплекса мероприятий. Понятия инновационной 
инфраструктуры и инновационной деятельности в 
части реализации инновационных проектов. 
4  Понятия продукта и инновационного продукта. 




особенности современного инновационного проекта. 
Стратегические цели инновационного проекта. 
Влияние на продолжительность жизненного цикла 
инновационного продукта технологической сложности, 
динамики стоимостной цепочки и вероятности 
принятия инноваций. 
5  Классификация инноваций. Виды инновационных 




продуктов: реактивные инновационные продукты; 
инновационные продукты сдвига парадигм; прорывные 
инновационные продукты и другие. 
6  Инновационный менеджмент – определение, основные 




характеристики. Менеджер инновационного продукта. 
Направления роста инновационного продукта. 
Позиционирование и планирование инновационного 
продукта. Понятие и назначение операций 
инновационного проекта. Модели принятия решений. 
Факторы, влияющие на процесс принятия решений. 
7  Основные свойства инновации. Состав инновационного 




процесса в модели И.Шумпетера. руководство 
 


Фраскати по практике обследований, исследований и 
экспериментальных разработок. Руководство Осло по 
методике сбора данных о технологических инновациях. 
8  Практика оценки инноваций в странах Европейского 




сообщества. Функции и задачи Комиссии Европейских 
Сообществ (КЕС), Директората по 
Предпринимательству. Информация Европейского 
Инновационного Табло. Индикаторы базового КЕС. 
Темы показателей КЕС. Основные характеристики 
входных показателей КЕС. Основные характеристики 
выходных показателей КЕС. Группы показателей 
Европейского Инновационного Табло. Итоговый 
Инновационный Индекс. Статистические показатели 
Европейского Инновационного Обследования (ЕИО). 
Научно-инновационный профиль ЕИО. 
9  Основные этапы инновационного процесса. НИОКР 




как составная часть инновационного процесса. 
Внешний и внутренний анализ в инновационной 
деятельности. Конкурентный анализ в инновационной 
деятельности. Построение и анализ S-кривых 
технологий. 
10  Цели и задачи государственной научно-технической 




политики. Технопарки, бизнес-инкубаторы, 
инкубаторы технологий, инновационно-
технологические центры, учебно-деловые центры, 
инновационные государственные корпорации, особые 
экономические зоны – назначение, российские 
примеры, регулирующее законодательство. 
11  Основные этапы венчурного финансирования. 




Характеристики каждого этапа. 
12  Малые и средние предприятия в России – 




государственная поддержка субъектов 
предпринимательства и проблемы инновационного 
предпринимательства в России. Внешние и внутренние 
факторы инновационного менеджмента на малом 
предприятии. 
13  Интеллектуальная собственность – основные понятия и 




регулирующее законодательство. Классификация 
объектов авторского права. Промышленная 
собственность. Роспатент и его основные функции. 
Ноу-хау и коммерческая тайна. 
14  Задачи, решаемые при планировании расходов на 




реализацию проектов. Расчет стоимостных параметров 
инновационных проектов. Понятия наращенной суммы 
ссуды, видов процентов, дисконтирования, брутто-
ставки. Учет инфляции в стоимостной оценке 
инновационного проекта. Методы оценки 
интеллектуальной собственности. Оценка рисков 
инновационных проектов. Инновационное 
 


планирование. Инновационные контроль и 
контроллинг. 
15  Государственные приоритеты России в инновационной 




политике. Международные инновационные 
программы. 
16  Самостоятельная работа: Разработка бизнес-плана 
10 



инвестиционного/инновационного проекта. 
Итого 
108 
20 
16 
72 
 
Тематический план 
обновляется ежегодно. 
 
2. Формы контроля: 
 
1)  текущий контроль – посещаемость семинаров; 
2)  Разработка  бизнес-плана.  Объект  бизнес-планирования  выбирается  слушателем. 
Бизнес-план  оформляется  и  сдается  на  проверку  в  печатном  виде.  Вес  бизнес-
плана 0.7. 
3)  Сообщение/доклад  на  семинаре  в  форме  презентации.  Сообщение  на  тему, 
составляющую  бизнес-план  инновационного  проекта.  Темы  сообщений  далее, 
либо  по  выбору  семинариста.  После  презентации,  сообщение  оформляется  и 
сдается на проверку в печатном виде. Вес сообщения 0.1. 
a.  Разбор  кейса.  Вопросы  к  кейсу  формулирует  семинарист,  и  должны 
включать  финансовое  обоснование  альтернатив.  Кейс  единый  для  всех 
групп. Кейс оформляется и сдается в письменном виде. Вес кейса 0.1. 
4)  Экзамен  письменный.  Билет  включает  два  вопроса.  Вес  экзамена  0.2,  0.1  за 
каждый  вопрос.  Ответ  на  вопрос  оценивается  как  0.1,  если  вопрос  раскрыт 
полностью и студент демонстрирует владение материалом. 
      6)  Итоговая  оценка  =  (0.7  бизнес-план  (+  0.1  презентация  на  семинаре  или  +  0.1 
кейс)  +  0.2  экзамен)  х  10.  При  наличии  посещаемости  и  активности  на  семинаре 
студенты, набравшие 8 баллов по решению семинариста получают экзамен автоматом. 
 
2.1. Темы сообщений на семинаре. 
1.  Выберите  инновационный  проект  для  малого  и  среднего  бизнеса  (МСП)  в 
области  высоких  технологий  и  сформулируйте  для  него  макрофакторы  с 
применением модели PEST анализа. 
2.  Проведите  количественный  PEST-анализ  для  выбранного  инновационного 
проекта. 
 


3.  Проведите  бенч-макинговое  исследование  известных  вам  бизнес-инкубаторов  и 
инкубаторов технологий. 
4.  Проанализируйте  внешние  факторы  для  бизнес-инкубаторов  и  инкубаторов 
технологий. 
5.  Проанализируйте  внутренние  факторы  для  бизнес-инкубаторов  и  инкубаторов 
технологий. 
6.  Составьте конфронтационную матрицу «идеального» бизнес-инкубатора. 
7.  Проанализируйте внешние факторы для вашего инновационного проекта. 
8.  Проанализируйте  внутренние  факторы  для  вашего  инновационного  проекта. 
Классифицируйте инновационный продукт. 
9.  Составьте  конфронтационную  матрицу  вашего  инновационного  проекта. 
Укажите  стратегические  точки  внимания,  состав  уникального  торгового 
предложения и перечень бизнес-процессов, подлежащих инжинирингу. 
10. Проанализируйте  патентное  законодательство  и  подготовьте  рекомендации  по 
патентной защите продуктов вашего инновационного проекта. 
11. Постройте оценку финансовой ренты, необходимой для вашего инновационного 
проекта. 
12. Оцените  стоимость  интеллектуального  объекта  по  одному  из  методов:  методом 
преимущества  в  прибылях,  методом  освобождения  от  роялти,  методом 
избыточной прибыли, методом стоимости создания, и обоснуйте выбор метода. 
13. Управление инновациями в области нанотехнологий. 
14. Международное законодательство, регулирующее инновационную деятельность. 
15. Сравнительный 
анализ 
функциональной, 
процессной 
и 
матричной 
организационных структур управления инновационными проектами. 
16. Количественные методы принятия решений при выборе альтернатив. 
17. Применение прогнозных моделей в инновационном менеджменте. 
18. Оценка эффективности бизнес-процессов. Оптимизация финансовых потоков. 
19. Методы анализа эффективности инновационных проектов. 
20. Коммерциализация научных разработок. 
21. Классификация рисков в инновационных проектах. 
22. Оценка инновационного проекта методами имитационного моделирования. 
23. Защита коммерческой информации и интеллектуальной собственности. 
 
 
 


3. Раздаточный материал и методические указания по составлению бизнес-плана. 
       Основные положения каждой лекции представлены в среднем на 15 слайдах.  Все 
слайды, а также план семинаров с указанием литературы к ним, изданы тиражом в 200 
экземпляров 
и 
имеются 
в 
библиотеке.  
        Для  разработки  бизнес-плана  студенты  обеспечены  материалом,  описывающим 
разделы технико-экономического обоснования и типы проектов. 
 
4. Содержание программы 
 
Тема  1  Введение  в  инновационный  менеджмент.  Государственное  регулирование 
научно-технической деятельности. 
Цель  и  предмет  курса.  Структура  курса,  краткое  содержание  лекций.  Состав 
государственной  научно-технической  политики.  Научная,  научно-исследовательская 
деятельность  как  деятельность,  направленная  на  получение  и  применение  новых 
знаний. Научно-техническая деятельность. Экспериментальные разработки. Научный и 
научно-технический  результат  как  продукт  научной  и  научно-технической 
деятельности. Понятия научной и научно-технической продукции. 
 
Основная литература. 
1.  ФЗ РФ от 23.08.1996 №127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической 
политике» (в ред. от 21.07.2011). 
2.  Висема Ханс. Стратегический менеджмент. М.: Финпресс, 2000. 
3.  Раздаточный материал. 
Дополнительная литература. 
1.  С.В.Емельянов. 
США: 
государственная 
политика 
стабилизирования 
инновационной 
конкурентоспособности 
американских 
производителей//Менеджмент в России и за рубежом. 2002, №3. 
Тема 2. Государственная поддержка научно-технических разработок. 
Государственное  финансирование  научных  и  научно-технических  разработок. 
Гранты и коммерциализация научных и научно-технических результатов. 
 


Основная литература. 
1.  Региональные  научно-технологические  комплексы  России:  индикаторы  оценки 
и методика сравнительного анализа. А.К. Казанцев, С.Н. Леора, И.А. Никитина 
и др. // Информационно-аналитический бюллетень ЦИСН. 2009. № 1.  
2.  ФЗ РФ от 23.08.1996 №127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической 
политике» (в ред. от 21.07.2011) 
3.  Раздаточный материал. 
 
Дополнительная литература 
1.  Б.Т.Кузнецов. Инвестиции. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006 
 
Тема 3. Понятие инноваций. 
Понятия   инновации  и  инновационного  проекта  как  комплекса  мероприятий.  Понятия 
инновационной  инфраструктуры  и  инновационной  деятельности  в  части  реализации 
инновационных проектов. 
 
Основная литература. 
1.  В.М.Аньшин, С.А.Филин. Менеджмент инвестиций и инноваций в малом и 
венчурном бизнесе. М.: АНКИЛ, 2003 
2.  Висема Ханс. Стратегический менеджмент. М.: Финпресс, 2000 
 
Дополнительная литература 
1.  ФЗ РФ от 23.08.1996 №127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической 
политике» (в ред. от 21.07.2011) 
 
Тема 4. Современный инновационный проект. 
Понятия продукта и инновационного продукта. особенности современного 
инновационного проекта. Стратегические цели инновационного проекта. Влияние на 
продолжительность жизненного цикла инновационного продукта технологической 
сложности, динамики стоимостной цепочки и вероятности принятия инноваций. 
 
Основная литература. 
1.  В.М.Аньшин, С.А.Филин. Менеджмент инвестиций и инноваций в малом и 
венчурном бизнесе. М.: АНКИЛ, 2003 
2.  Положение о российском агентстве по патентам и товарным знакам, утв. 
Постановлением Правительства РФ от 19.09.1997 №1203 
 
Дополнительная литература 
1.  ФЗ РФ от 23.08.1996 №127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической 
политике» (в ред. от 21.07.2011) 
 


 
Тема 5. Виды инноваций. 
Классификация инноваций. Виды инновационных продуктов: реактивные 
инновационные продукты; инновационные продукты сдвига парадигм; прорывные 
инновационные продукты и другие. 
 
Основная литература. 
1.  Инновационный менеджмент/Под ред. В.А.Аньшина, А.А.Дагаева. М.: ДЕЛО, 
2003 
2.  Инновационный менеджмент/Под ред. С.Д.Ильенковой. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 
2007 
 
Дополнительная литература 
1.  Висема Ханс. Стратегический менеджмент. М.: Финпресс, 2000 
 
Тема 6. Инновационный менеджмент. 
Инновационный менеджмент – определение, основные характеристики. Менеджер 
инновационного продукта. Направления роста инновационного продукта. 
Позиционирование и планирование инновационного продукта. Понятие и назначение 
операций инновационного проекта. Модели принятия решений. Факторы, влияющие на 
процесс принятия решений. 
 
Основная литература. 
1.  Инновационный менеджмент/Под ред. В.А.Аньшина, А.А.Дагаева. М.: ДЕЛО, 
2003 
2.  Инновационный менеджмент/Под ред. С.Д.Ильенковой. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 
2007 
 
Дополнительная литература 
1.  Висема Ханс. Стратегический менеджмент. М.: Финпресс, 2000 
 
Тема 7. Инновационный процесс. 
Основные свойства инновации. Состав инновационного процесса в модели 
И.Шумпетера. руководство Фраскати по практике обследований, исследований и 
экспериментальных разработок. Руководство Осло по методике сбора данных о 
технологических инновациях. 
 
Основная литература. 
1.  Б.Т.Кузнецов. Инвестиции. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006 
2.  Ю.Блех, У.Гетце. Инвестиционные расчеты. Калининград: Янтарный сказ, 1997 
3.  Висема Ханс. Стратегический менеджмент. М.: Финпресс, 2000 
 
Дополнительная литература 
1.  ФЗ РФ от 23.08.1996 №127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической 
политике» (в ред. от 21.07.2011) 
 


2.  Положение о российском агентстве по патентам и товарным знакам, утв. 
Постановлением Правительства РФ от 19.09.1997 №1203 
3.  Инновационный менеджмент/Под ред. В.А.Аньшина, А.А.Дагаева. М.: ДЕЛО, 
2003 
 
Тема 8. Оценка инноваций в странах ЕС. 
Практика оценки инноваций в странах Европейского сообщества. Функции и задачи 
Комиссии Европейских Сообществ (КЕС), Директората по Предпринимательству. 
Информация Европейского Инновационного Табло. Индикаторы базового КЕС. Темы 
показателей КЕС. Основные характеристики входных показателей КЕС. Основные 
характеристики выходных показателей КЕС. Группы показателей Европейского 
Инновационного Табло. Итоговый Инновационный Индекс. Статистические показатели 
Европейского Инновационного Обследования (ЕИО). Научно-инновационный профиль 
ЕИО. 
 
Основная литература. 
1.  С.В.Емельянов. США: государственная политика стабилизирования 
инновационной конкурентоспособности американских 
производителей//Менеджмент в России и за рубежом. 2002, №3 
2.  Инновационный менеджмент/Под ред. В.А.Аньшина, А.А.Дагаева. М.: ДЕЛО, 
2003 
 
Дополнительная литература 
1.  Висема Ханс. Стратегический менеджмент. М.: Финпресс, 2000 
 
Тема 9. Этапы инновационного процесса. 
Основные этапы инновационного процесса. НИОКР как составная часть 
инновационного процесса. Внешний и внутренний анализ в инновационной 
деятельности. Конкурентный анализ в инновационной деятельности. Построение и 
анализ S-кривых технологий. 
 
Основная литература. 
1.  Основы экономического и социального прогнозирования/Под ред. 
Е.А.Олейникова. М.: РЭА, 1996 
2.  Инновационный менеджмент/Под ред. С.Д.Ильенковой. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 
2007 
 
Дополнительная литература 
1.  Положение о российском агентстве по патентам и товарным знакам, утв. 
Постановлением Правительства РФ от 19.09.1997 №1203 
2.  Б.Т.Кузнецов. Инвестиции. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006 
 
Тема 10. Государственная научно-техническая политика. 
Цели и задачи государственной научно-технической политики. Технопарки, бизнес-
инкубаторы, инкубаторы технологий, инновационно-технологические центры, учебно-
деловые центры, инновационные государственные корпорации, особые экономические 
зоны – назначение, российские примеры, регулирующее законодательство. 
 
10 

 
Основная литература. 
1.  Региональные научно-технологические комплексы России: индикаторы оценки и 
методика сравнительного анализа. А.К. Казанцев, С.Н. Леора, И.А. Никитина и 
др. // Информационно-аналитический бюллетень ЦИСН. 2009. № 1. 
2.  Положение о российском агентстве по патентам и товарным знакам, утв. 
Постановлением Правительства РФ от 19.09.1997 №1203 
3.  В.М.Аньшин, С.А.Филин. Менеджмент инвестиций и инноваций в малом и 
венчурном бизнесе. М.: АНКИЛ, 2003 
 
Дополнительная литература 
1.  Инновационный менеджмент/Под ред. В.А.Аньшина, А.А.Дагаева. М.: ДЕЛО, 
2003 
2.  Инновационный менеджмент/Под ред. С.Д.Ильенковой. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 
2007 
 
Тема 11. Венчурное финансирование. 
Основные этапы венчурного финансирования. Характеристики каждого этапа. 
Финансово-экономические показатели эффективности и оценок рисков инновационных 
проектов. 
 
Основная литература. 
1.  Основы экономического и социального прогнозирования/Под ред. 
Е.А.Олейникова. М.: РЭА, 1996 
2.  Б.Т.Кузнецов. Инвестиции. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006 
 
Дополнительная литература 
1.  В.М.Аньшин, С.А.Филин. Менеджмент инвестиций и инноваций в малом и 
венчурном бизнесе. М.: АНКИЛ, 2003 
 
Тема  12.  Развитие  малого  и  среднего  инновационного  предпринимательства  в 
России. 
Малые и средние предприятия в России – государственная поддержка субъектов 
предпринимательства и проблемы инновационного предпринимательства в России. 
Внешние и внутренние факторы инновационного менеджмента на малом предприятии. 
 
Основная литература. 
1.  ФЗ РФ от 23.08.1996 №127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической 
политике» (в ред. от 21.07.2011) 
2.  Региональные научно-технологические комплексы России: индикаторы оценки и 
методика сравнительного анализа. А.К. Казанцев, С.Н. Леора, И.А. Никитина и 
др. // Информационно-аналитический бюллетень ЦИСН. 2009. № 1. 
3.  Основы экономического и социального прогнозирования/Под ред. 
Е.А.Олейникова. М.: РЭА, 1996 
 
 
11 

Дополнительная литература 
1.  Ю.Блех, У.Гетце. Инвестиционные расчеты. Калининград: Янтарный сказ, 1997 
 
Тема 13. Интеллектуальная собственность и способы ее оценки. 
Интеллектуальная собственность – основные понятия и регулирующее 
законодательство. Классификация объектов авторского права. Промышленная 
собственность. Роспатент и его основные функции. Ноу-хау и коммерческая тайна. 
 
Основная литература. 
1.  ФЗ РФ от 23.08.1996 №127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической 
политике» (в ред. от 21.07.2011) 
2.  Положение о российском агентстве по патентам и товарным знакам, утв. 
Постановлением Правительства РФ от 19.09.1997 №1203 
3.  Б.Т.Кузнецов. Инвестиции. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006 
 
Дополнительная литература 
1.  Ю.Блех, У.Гетце. Инвестиционные расчеты. Калининград: Янтарный сказ, 1997 
 
Тема 14. Планирование инновационных проектов. 
Задачи, решаемые при планировании расходов на реализацию проектов. Расчет 
стоимостных параметров инновационных проектов. Понятия наращенной суммы ссуды, 
видов процентов, дисконтирования, брутто-ставки. Учет инфляции в стоимостной 
оценке инновационного проекта. Методы оценки интеллектуальной собственности. 
Оценка рисков инновационных проектов. Инновационное планирование. 
Инновационные контроль и контроллинг. 
 
Основная литература. 
1.  ФЗ РФ от 23.08.1996 №127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической 
политике» (в ред. от 21.07.2011) 
2.  Региональные научно-технологические комплексы России: индикаторы оценки и 
методика сравнительного анализа. А.К. Казанцев, С.Н. Леора, И.А. Никитина и 
др. // Информационно-аналитический бюллетень ЦИСН. 2009. № 1. 
3.  Ю.Блех, У.Гетце. Инвестиционные расчеты. Калининград: Янтарный сказ, 1997 
4.  Инновационный менеджмент/Под ред. В.А.Аньшина, А.А.Дагаева. М.: ДЕЛО, 
2003 
 
Дополнительная литература 
1.  Инновационный менеджмент/Под ред. С.Д.Ильенковой. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 
2007 
2.  Основы экономического и социального прогнозирования/Под ред. 
Е.А.Олейникова. М.: РЭА, 1996 
 
Тема 15. Международная инновационная политика России. 
Государственные приоритеты России в инновационной политике. Международные 
инновационные программы. 
 
 
12 

Основная литература. 
1.  ФЗ РФ от 23.08.1996 №127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической 
политике» (в ред. от 21.07.2011) 
2.  С.В.Емельянов. США: государственная политика стабилизирования 
инновационной конкурентоспособности американских 
производителей//Менеджмент в России и за рубежом. 2002, №3 
 
Дополнительная литература 
1.  Инновационный менеджмент/Под ред. В.А.Аньшина, А.А.Дагаева. М.: ДЕЛО, 
2003 
 
5. Контрольные вопросы для проверки знаний. 
           Экзамен  по  курсу  проводится  в  письменной  форме.  Каждый  билет  состоит  из 
двух вопросов, состав которых приведен ниже.  Ответ на вопрос оценивается как  0.1 х 
10  =  максимальный  1  балл,  если  студент  полностью  раскрыл  вопрос  и 
продемонстрировал владение материалом дисциплины. 
 
Экзаменационные вопросы 
1.  Государственное  регулирование  научно-технической  деятельности.  Состав 
государственной научно-технической политики. 
2.  Научная, 
научно-исследовательская 
деятельность 
как 
деятельность, 
направленная  на  получение  и  применение  новых  знаний.  Научно-техническая 
деятельность. 
3.  Экспериментальные  разработки.  Научный  и  научно-технический  результат  как 
продукт  научной  и  научно-технической  деятельности.  Понятия  научной  и 
научно-технической продукции. 
4.  Государственное  финансирование  научных  и  научно-технических  разработок. 
Гранты и коммерциализация научных и научно-технических результатов. 
5.  Понятия  инновации  и  инновационного  проекта  как  комплекса  мероприятий. 
Понятия  инновационной  инфраструктуры  и  инновационной  деятельности  в 
части реализации инновационных проектов. 
6.  Понятия  продукта  и  инновационного  продукта.  Особенности  современного 
инновационного проекта. 
7.  Стратегические  цели  инновационного  проекта.  Влияние  на  продолжительность 
жизненного  цикла  инновационного  продукта  технологической  сложности, 
динамики стоимостной цепочки и вероятности принятия инноваций. 
8.  Классификация  инноваций.  Виды  инновационных  продуктов:  реактивные 
инновационные  продукты;  инновационные  продукты  сдвига  парадигм; 
прорывные инновационные продукты и другие. 
9.  Инновационный  менеджмент  –  определение,  основные  характеристики. 
Менеджер  инновационного  продукта.  Направления  роста  инновационного 
продукта. 
10. Позиционирование  и  планирование  инновационного  продукта.  Понятие  и 
назначение операций инновационного проекта. 
11. Модели принятия решений. Факторы, влияющие на процесс принятия решений. 
12. Основные  свойства  инновации.  Состав  инновационного  процесса  в  модели 
И.Шумпетера. Руководство Фраскати по практике обследований, исследований и 
 
13 

экспериментальных разработок. Руководство Осло по методике сбора данных о 
технологических инновациях. 
13. Практика  оценки  инноваций  в  странах  Европейского  сообщества.  Функции  и 
задачи 
Комиссии 
Европейских 
Сообществ 
(КЕС), 
Директората 
по 
Предпринимательству.  Информация  Европейского  Инновационного  Табло. 
Индикаторы базового КЕС. 
14. Темы  показателей  Комиссии  Европейских  Сообществ  (КЕС).  Основные 
характеристики входных показателей КЕС. Основные характеристики выходных 
показателей  КЕС.  Группы  показателей  Европейского  Инновационного  Табло. 
Итоговый Инновационный Индекс. 
15. Статистические  показатели  Европейского  Инновационного  Обследования 
(ЕИО). Научно-инновационный профиль ЕИО. 
16. Основные  этапы  инновационного  процесса.  НИОКР  как  составная  часть 
инновационного  процесса.  Внешний  и  внутренний  анализ  в  инновационной 
деятельности. Конкурентный анализ в инновационной деятельности. 
17. Построение и анализ S-кривых технологий. 
18. Цели  и  задачи  государственной  научно-технической  политики.  Технопарки, 
бизнес-инкубаторы,  инкубаторы  технологий,  инновационно-технологические 
центры,  учебно-деловые  центры,  инновационные  государственные  корпорации, 
особые экономические зоны  – назначение, российские примеры, регулирующее 
законодательство. 
19. Основные этапы венчурного финансирования. Характеристики каждого этапа. 
20. Малые и средние предприятия в России – государственная поддержка субъектов 
предпринимательства  и  проблемы  инновационного  предпринимательства  в 
России. Внешние и внутренние факторы инновационного менеджмента на малом 
предприятии. 
21. Интеллектуальная  собственность  –  основные  понятия  и  регулирующее 
законодательство. 
22. Классификация  объектов  авторского  права.  Промышленная  собственность. 
Роспатент и его основные функции. Ноу-хау и коммерческая тайна. 
23. Расчет стоимостных параметров инновационных проектов. Понятия наращенной 
суммы  ссуды,  видов  процентов,  дисконтирования,  брутто-ставки.  Учет 
инфляции в стоимостной оценке инновационного проекта. 
24. Методы  оценки  интеллектуальной  собственности.  Метод  преимущества  в 
прибылях. 
25. Методы  оценки  интеллектуальной  собственности.  Метод  освобождения  от 
роялти. 
26. Методы оценки интеллектуальной собственности. Метод избыточной прибыли. 
27. Методы оценки интеллектуальной собственности. Метод стоимости создания. 
28. Оценка  рисков  инновационных  проектов.  Инвестиционное  и  инновационное 
планирование. 
29. Инновационные контроль и контроллинг. 
30. Государственные 
приоритеты 
России 
в 
инновационной 
политике. 
Международные инновационные программы. 
 
 
   
Автор программы: _____________________________/ Ф.И.О./ 
Подпись обязательна. 
 
 
14 



Похожие:

Программа дисциплины iconПрограмма дисциплины «Организация инвестиционных бизнес-проектов»
...
Программа дисциплины iconРабочая программа Дисциплины
Рабочая программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования и...
Программа дисциплины iconРабочая программа Дисциплины опд. Ф. 08 «Экономический анализ»
Рабочая программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования и...
Программа дисциплины iconРабочая программа дисциплины стратегический менеджмент наименование дисциплины (модуля) Направление подготовки 080200. 62 «Менеджмент»
Цель освоения дисциплины (модуля)
Программа дисциплины iconРабочая программа Наименование дисциплины
Цели и задачи дисциплины Ошибка! Закладка не определена
Программа дисциплины iconРабочая программа Наименование дисциплины «Бизнес-планирование»
Ы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими)
Программа дисциплины iconПрограмма дисциплины Для направления 18 Подготовка населения по вопросам информационных технологий Москва 2011
Цели и задачи дисциплины
Программа дисциплины iconРабочая программа дисциплины теория и методология стратегического анализа направление подготовки: 0800100. 68 «Экономика»
Цели освоения учебной дисциплины
Программа дисциплины iconПрограмма дисциплины «Менеджмент» для направления 080700. 62 «Бизнес- информатика»
Цели дисциплины: Цель данного курса – сформировать у студентов целостное системное
Программа дисциплины iconПрограмма дисциплины программа дисциплины «антикризисное управление»
Управление рисками. Инвестиционная политика в антикризисном управлении. Стратегия и тактика антикризисного управления. Взаимодействие...
Разместите кнопку на своём сайте:
Бизнес-планы


База данных защищена авторским правом ©bus.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Бизнес-планы
Главная страница