Программа дисциплины «Маркетинговые исследования» для направления 080200. 68 «Менеджмент»




Скачать 67.05 Kb.
PDF просмотр
НазваниеПрограмма дисциплины «Маркетинговые исследования» для направления 080200. 68 «Менеджмент»
Дата конвертации12.10.2012
Размер67.05 Kb.
ТипПрограмма дисциплины

Государственный университет – Высшая школа экономики 
Программа дисциплины «Маркетинговые исследования» для направления 080200.68 «Менеджмент» маги-
 
стерской программы 080500.68 «Маркетинг» для подготовки  магистра 
 
 
 
Правительство Российской Федерации 
 
Государственное образовательное бюджетное учреждение 
высшего профессионального образования 
«Государственный университет - Высшая школа экономики» 
 
 
 
Факультет менеджмента 
 
 
Программа дисциплины  
«Маркетинг и инновации» 
 
 
для направления 
080200.68 – «Менеджмент», магистерской программы  080500.68 «Маркетинг»  
 подготовки магистра 
 
 
Автор программы: 
 Фоменков Денис Александрович, к.э.н., fomenkov.d@gmail.com 
 
 
Одобрена на заседании кафедры маркетинга  «___»____________ 2010г. 
Зав. кафедрой Э.А. Фияксель _____________________ 
 
Рекомендована секцией УМС «Менеджмент" «___»_____________ 2010 г. 
Председатель Т.В. Радаев _________________________ 
 
Утверждена УМС филиала  «___»_____________2010г. 
Председатель Л.Г. Макарова ______________________ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Москва, 2010 
  
Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями универ-
ситета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы. 








Государственный университет – Высшая школа экономики 
Программа дисциплины «Маркетинговые исследования» для направления 080200.68 «Менеджмент» маги-
 
стерской программы 080500.68 «Маркетинг» для подготовки  магистра 
 
 
Область применения и нормативные ссылки 
Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к 
знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности. 
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных 
ассистентов и студентов направления подготовки 080200.68 - Менеджмент, обучающихся по 
магистерской программе «Маркетинг»  по специализации «Маркетинг и продвижение иннова-
ций»,  изучающих дисциплину «Маркетинг и инновации (разработка нового товара и его при-
нятие потребителями)». 
Программа разработана в соответствии с: 
  Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессио-
нального образования по направлению подготовки 080200 Менеджмент (квалифика-
ция (степень) "магистр"); 
  Образовательной программой 080200.68 – Менеджмент. 
  Рабочим учебным планом университета по направлению подготовки  080200.68 – 
Менеджмент,  магистерская программа 080500.68 Маркетинг, утвержденным в  
2010г. 
1  Цели освоения дисциплины 
Основная цель дисциплины «Маркетинг и инновации (разработка нового товара и его 
принятие потребителями)» сформировать у студентов навыки применения маркетинговых ин-
струментов к ситуациям разработки и вывода на рынок инновационного товара. Курс четко по-
зиционирован в науке об инновациях и дает системные знания в области маркетинга иннова-
ций, подчеркивая его отличия от маркетинга существующего товара.  Много внимания уделено 
роли маркетинга в различных организационных механизмах разработки нового товара.   
 
2  Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисци-
плины 
В результате освоения дисциплины студент должен: 
  Знать типы инноваций; рыночные, технологические и стратегические риски; основ-
ные модели инновационного процесса, их достоинства и недостатки; структуру плана 
осуществимости проекта; методы генерирования новых идей; стратегии ценообразо-
вания нового товара 
  Уметь оценивать емкость и потенциал рынка нового товара; анализировать иннова-
цию по основным факторам принятия товара потребителями; четко описывать биз-
нес-модель стартап проекта; проводить экспресс оценку возможности на высокотех-
нологичном рынке; распознавать тип инновации; разрабатывать коммуникационную 
стратегию нового проекта.  
  Иметь навыки (приобрести опыт) написания анализа осуществимости проекта (feasi-
bility study); оценки рыночных рисков, емкости и потенциала рынка; сегментирова-
ния рынка нового товара и описания целевого сегмента, анализа инновационного 
процесса в компании. 
 
В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции: 
Формы и методы обучения, 
Код по  Дескрипторы – основные признаки 
способствующие формиро-
Компетенция 
ФГОС/  освоения (показатели достижения 
ванию и развитию компе-
НИУ 
результата) 
тенции 
Способен принимать ор-
ОК-4  Распознает основные иннова-
Лекционный курс; 
ганизационно-
ционные процессы, обосновы-
Семинарские занятия: 


Государственный университет – Высшая школа экономики 
Программа дисциплины «Маркетинговые исследования» для направления 080200.68 «Менеджмент» маги-
 
стерской программы 080500.68 «Маркетинг» для подготовки  магистра 
 
Формы и методы обучения, 
Код по  Дескрипторы – основные признаки 
способствующие формиро-
Компетенция 
ФГОС/  освоения (показатели достижения 
ванию и развитию компе-
НИУ 
результата) 
тенции 
управленческие решения 
вает выбор модели инноваци-
анализ стартап проектов 
и оценивать их послед-
онного процесса, представляет 
(из университетов, бизнес-
ствия 
место маркетинга в науке об 
инкубаторов, спинофф 
инновациях. 
компании корпораций);  
Сравнительный анализ; 
Разработка и решение за-
дач оценки рынка и про-
движения нового товара; 
Деловые игры. 
 
Свободно владеет ино-
ОК-5  Знает маркетинговые термины 
Лекционный курс; 
странным языком как 
на английском языке, использу-
Семинарские занятия: 
средством профессио-
ет тексты на английском языке,  анализ стартап проектов 
нального общения 
обосновывает принятие марке-
(из университетов, бизнес-
тинговых решений в области 
инкубаторов, спинофф 
инноваций на английском язы-
компании корпораций);  
ке.  
Сравнительный анализ; 
Разработка и решение за-
дач оценки рынка и про-
движения нового товара; 
Деловые игры; 
Написание рефератов. 
 
Способен разрабатывать  ПК-2  Применяет инструменты марке- Семинарские занятия: 
корпоративную страте-
тингового анализа для разра-
анализ стартап проектов 
гию. 
ботки корпоративной стратегии  (из университетов, бизнес-
в области управления продук-
инкубаторов, спинофф 
товым портфелем и разработки 
компании корпораций),  
новых товаров для вывода на 
Сравнительный анализ; 
рынок, представляет взаимо-
Разработка и решение за-
связь маркетинга с другими 
дач оценки рынка и про-
функциональными подразделе-
движения нового товара; 
ниями в стратегическом про-
Деловые игры. 
цессе, обосновывает выбор 
 
маркетинговой стратегии про-
движения нового товара.  
Способен  разрабатывать  ПК-4  Воспроизводит основные орга-
Лекционный курс; 
программы  организаци-
низационные механизмы по-
Семинарские занятия: 
онного  развития  и  изме-
строения инновационного про-
анализ стартап проектов 
нений и обеспечивать их 
цесса, знает их преимущества и  (из университетов, бизнес-
реализацию; 
недостатки.  
инкубаторов, спинофф 
 
компании корпораций);  
Сравнительный анализ; 
Разработка и решение за-
дач оценки рынка и про-
движения нового товара; 
Деловые игры. 
 








Государственный университет – Высшая школа экономики 
Программа дисциплины «Маркетинговые исследования» для направления 080200.68 «Менеджмент» маги-
 
стерской программы 080500.68 «Маркетинг» для подготовки  магистра 
 
Формы и методы обучения, 
Код по  Дескрипторы – основные признаки 
способствующие формиро-
Компетенция 
ФГОС/  освоения (показатели достижения 
ванию и развитию компе-
НИУ 
результата) 
тенции 
 
Владеет  методами  эко-
ПК-6  Распознает тип инновации и 
Лекционный курс 
номического 
анализа 
обосновывает применение раз-
Семинарские занятия: 
поведения 
экономиче-
личных инструментов марке-
анализ стартап проектов 
ских агентов и рынков в 
тингового анализа. Знает мето-
(из университетов, бизнес-
глобальной среде; 
ды оценки и анализа спроса на 
инкубаторов, спинофф 
 
новый товар. Владеет методами  компании корпораций);  
конкурентного анализа.  
Сравнительный анализ; 
Разработка и решение за-
дач оценки рынка и про-
движения нового товара; 
Деловые игры. 
 
Владеет  методами  стра-
ПК-7  Использует инструменты ана-
Лекционный курс; 
тегического анализа; 
лиза осуществимости проекта. 
Семинарские занятия: 
 
анализ стартап проектов 
(из университетов, бизнес-
инкубаторов, спинофф 
компании корпораций);  
Сравнительный анализ 
Разработка и решение за-
дач оценки рынка и про-
движения нового товара; 
Деловые игры. 
 
Способен  представлять  ПК-12  Владеет навыками презентации  Разработка и решение за-
результаты  проведенно-
нового проекта. 
дач оценки рынка и про-
го  исследования  в  виде 
движения нового товара; 
научного  отчета,  статьи 
Деловые игры. 
или доклада; 
 
 
 
 
3  Место дисциплины в структуре образовательной программы 
Настоящая дисциплина относится к обязательным дисциплинам в рамках специализации 
магистерской программы «Маркетинг и продвижение инноваций».  
 
Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах: 
  Основы маркетинга; 
  Основы менеджмента; 
  Маркетинговые исследования;  
  Поведение потребителей; 
Для освоения учебной дисциплины, студенты должны владеть следующими знаниями и 
компетенциями: 
  Должны знать основные концепции и инструменты маркетинга; 
  Уметь применять методы сбора первичной и вторичной информации. 



Государственный университет – Высшая школа экономики 
Программа дисциплины «Маркетинговые исследования» для направления 080200.68 «Менеджмент» маги-
 
стерской программы 080500.68 «Маркетинг» для подготовки  магистра 
 
Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изуче-
нии следующих дисциплин: 
  Бренд-менеджмент и интегрированные маркетинговые коммуникации 
4  Тематический план учебной дисциплины 
 
Аудиторные часы 
Самостоя
Всего 
-
Практи-
№ 
Название раздела 
Лек-
Семи-
тельная 
часов  
ческие 
ции 
нары 
работа 
занятия 

Введение. 
11 


 


Типы инноваций с позиции маркетинга. 



 


Риски и характеристики окружения инно-


 
12 
вации. 
16 

Типы инновационных процессов. 
12 


 


Организационный дизайн разработки но-


 
10 
вого товара. 
15 

Взаимодействие маркетинга и R&D в про-


 
10 
цессе разработки нового товара. 
14 

Анализ осуществимости проекта («Feasi-


 
16 
bility study»). 
23 

Процесс принятия инновации потребите-


 

лями. 
14 

Сегментирование, конкурентный анализ и 


 
10 
ценовые стратегии. 
18 
10 
Коммуникационная стратегия для иннова-


 
12 
ционного товара. 
18 
11 
Маркетинговые исследования и иннова-


 

ции. 
12 
 
 
162 
30 
24 
 
108 
 


Государственный университет – Высшая школа экономики 
Программа дисциплины «Маркетинговые исследования» для направления 080200.68 «Менеджмент» маги-
 
стерской программы 080500.68 «Маркетинг» для подготовки  магистра 
 
 
5  Формы контроля знаний студентов 
Тип кон- Форма кон-
1 год 
2 год 
Параметры 
троля 
троля 
1  2  3 
4  1  2  3 

Текущий  Эссе 
 
 
 

 
 
 
 
3-4 тыс. слов 
(неделя)  Реферат 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Домашнее 
 
 
 

 
 
 
 
Работа над проектом 
задание 
(написание анализа осу-
ществимости проекта). 
Проме-
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
жу-
точный 
Итого-
Экзамен 
 
 
 

 
 
 
 
Письменный (тестирова-
вый 
ние) 
 
5.1  Критерии оценки знаний, навыков 
Оценки по всем формам текущего контроля выставляются по 10-ти балльной шкале.  
6  Содержание дисциплины 
 
Раздел 1 Позиционирование курса в науке об инновациях.  
 
Тема 1. Введение.  
Актуальные вопросы инноваций. Структура экспорта России и других стран. Глобальные про-
цессы: Вьетнам (высокотехнологичное производство Intel, Foxconn и Compal), Бангладеш (про-
изводство одежды, з.пл. $64 мес.), Камбоджа,  Индонезия (обувь, Nike, Reebok, Adidas, Geox). 
«Фундаментальный дефицит» в России. Смещение R&D-программ бизнеса в фундаментальную 
часть. Центры адаптации готовых технологических платформ для российского рынка. Разра-
ботка целых платформ для глобальных рынков в России. В каких областях должны появляться 
technology-push innovations (технические вызовы века Инженерной академии США).  
 
 
Тема 2. Типы инноваций с позиции маркетинга. 
Элементы инновации (потребность, концепция объекта, входящие ресурсы). Связанные с инно-
вацией риски. Притягиваемые рынком инновации (market-pull inovations): скрининг лекарств, 
коттеджный поселок выходного дня, теплообменник с улучшенным коэффициентом теплопе-
редачи, Switch Commuter Bike, A Credit Card For The Visually Impaired, Alas. Проталкиваемые 
технологией инновации (technology-push innovations): LBi Fitting Room, National ICT Australia 
Microchip Embedded Into Spine, Fujitsu Laboratories  Energy Harvesting Device. Классификация 
инноваций OECD: продуктовые инновации, процессные инновации, маркетинговые инновации, 
организационные инновации. Классификация Abernathy и  Clark. Классификация Verloop.  
  
Тема 3. Риски и характеристики окружения инновации.  
Рыночная неопределенность. Страхи и сомнения потребителей относительно нового товара. 
Скорость изменения потребительских предпочтений на высокотехнологичных рынках. Раздра-
женность наличием конкурирующих несовместимых стандартов. Технологическая неопреде-
ленность. Будет ли инновация функционировать, как обещано. Время на разработку. Побочные 
эффекты. Срок существования новой технологии. Ускорение устаревания и распространения 
замещающих технологий. Изменчивость конкуренции.    


Государственный университет – Высшая школа экономики 
Программа дисциплины «Маркетинговые исследования» для направления 080200.68 «Менеджмент» маги-
 
стерской программы 080500.68 «Маркетинг» для подготовки  магистра 
 
 
Литература по разделу: 
Базовый учебник 
1.  Jakki J. Mohr, Sanjit Sengupta, Stanley F. Slater (2009), Marketing of High-Technology Prod-
ucts and Innovations: Jakki Mohr.   
 
Дополнительная литература 
2.  John Hauser, Gerard J. Tellis, Abbie Griffin (2005), Research on Innovation: A Review and 
Agenda for Marketing Science, Marketing Science, Vol. 25, No. 6, November-December 2006, 
pp. 687-717 
3.  Strategic market creation: a new perspective on marketing and innovation management / Ed. by 
Tollin K., Caru A. – Chichester: John Wiley & Sons, 2008. – 439. 
4.  Birgitta Sandberg (2008), Managing and marketing radical innovations: marketing new technol-
ogy, Routledge,  288. 
5.  Allen, K.R. (2003) Bringing New Technology to Market, Upper Saddle River: Prentice Hall. 
6.  Robert W. Veryzer (2003), Marketing and the Development  of  Innovative New Products,  The 
International Handbook on Innovation 
 
 
Раздел 2 Организация процесса разработки новых товаров. 
 
Тема 4. Типы инновационных процессов. 
Линейная модель инновационного процесса. Проталкивающая модель инновационного процес-
са. Вытягивающая модель инновационного процесса. Модель инновационного процесса с об-
ратной связью. Стратегическая модель инновационного процесса. Сетевая модель инновацион-
ного процесса. Практика организации инновационного процесса в различных отраслях.  
 
 
Тема 5. Организационный дизайн разработки нового товара. 
Клиентоориентированность и рыночная ориентация. Межфункциональные организационные 
структуры. Комитет по разработке новых товаров. Самоорганизующиеся команды или «вен-
чурные команды». Последовательный процесс разработки. Скорость как стратегия. Параллель-
ный процесс разработки. Генерирование идей нового товара. Метод функционального анализа. 
Анализ проблем/возможностей. Метод инвентаризации атрибутов. Морфологический анализ. 
Креативные группы и метод мозгового штурма. Запросы потребителей как источник идей но-
вых товаров. Разработка концепции нового товара. Проверка концепции нового товара. (ней-
тральная, ситуация «продажи»). Взаимодействие с университетами. Пример процесса коммер-
циализации (Design Factory, Aalto University). Примеры университетских инноваций.  
 
Тема 6. Взаимодействие маркетинга и R&D в процессе разработки нового товара. 
Количество и качество коммуникационных потоков между маркетингом и R&D. Механизмы 
интеграции маркетинга и R&D. Тестовый маркетинг. Роль маркетинговой информации в дос-
тижении критических факторов успеха. Итерации в процессе разработки нового товара.  
 
Тема 7. Анализ осуществимости проекта («Feasibility study»).  
Процесс идентификации возможности. Природа возможности. Области возможности. Рынок 
(макро- и микроуровень). Отрасль (макро- и микроуровень).  Команда проекта. Знания и пробе-
лы в знаниях. Разработка возможности (бизнес-концепция, бизнес-модель, бизнес-план). Биз-
нес-идея. Отличие бизнес-идеи от возможности. Характеристики возможности. Качество воз-
можности. Окно возможности. Предпринимательский процесс. Основные этапы анализа осуще-
ствимости.  
 


Государственный университет – Высшая школа экономики 
Программа дисциплины «Маркетинговые исследования» для направления 080200.68 «Менеджмент» маги-
 
стерской программы 080500.68 «Маркетинг» для подготовки  магистра 
 
Литература по разделу: 
Базовый учебник 
1.  Jakki J. Mohr, Sanjit Sengupta, Stanley F. Slater (2009) Marketing of High-Technology Prod-
ucts and Innovations: Jakki Mohr.   
 
Дополнительная литература 
2.  Strategic market creation: a new perspective on marketing and innovation management / Ed. by 
Tollin K., Caru A. – Chichester: John Wiley & Sons, 2008. – 439. 
3.  Birgitta Sandberg (2008), Managing and marketing radical innovations: marketing new technol-
ogy, Routledge,  288. 
4.  John Hauser, Gerard J. Tellis, Abbie Griffin (2005), Research on Innovation: A Review and 
Agenda for Marketing Science, Marketing Science, Vol. 25, No. 6, November-December 2006, 
pp. 687-717 
5.  Allen, K.R. (2003) Bringing New Technology to Market, Upper Saddle River: Prentice Hall. 
6.  Griffin, A., Hauser, J.R. (1996), Integrating R & D and marketing: A review and analysis of the 
literature,  Journal  of  Product  Innovation  Management,  13  (3),  pp.  191-215  (индекс  научного 
цитирования Scopus – 297). 

7.  Cooper,  R.G.,  Kleinschmidt,  E.J.  (1995),  Benchmarking  the  firm's  critical  success  factors  in 
new product development, The Journal of Product Innovation Management 12 (5), pp. 374-391 
(индекс научного цитирования – 227).   
8.  Harald  Wirtz,  Markus  Janssen  (2010),  Development  and  Marketing  of  Solar  Innovations:  A 
Case Study, J. Technol. Manag. Innov. 2010, Volume 5, Issue 2 
9.  Robert W. Veryzer (2003), Marketing and the Development  of  Innovative New Products,  The 
International Handbook on Innovation 
10. Hillebrand,  B.  and  Biemans,  W.  (2004)  Links  between  Internal  and  External  Cooperation  in 
Product  Development:  an  Exploratory  Study,  Journal  of  Product  Innovation  Management, 
21(2), 110. 
 
 
Раздел 3 Принятие инновации потребителями. 
 
Тема 8. Процесс принятия инновации потребителями. 
Длительность процесса распространения инновации (относительное преимущество, сложность, 
совместимость, коммуникативность, возможность апробации). Традиционный жизненный цикл 
принятия технологии. Пересмотренный жизненный цикл принятия технологий. Технические 
энтузиасты. Провидцы. Прагматики. Консерваторы. Увальни. Маркетинговые стратегии пре-
одоления пропасти (e.g. инфракрасные обогреватели). Цикл Гартнера.  
 
Тема 9. Сегментирование, конкурентный анализ и ценовые стратегии.  
Innovation-driven segments. Market-driven segments. Изучение потенциальных сегментов. Отбор 
beta-test клиентов. Сегментирование на основе существующих рынков (выбор критериев сег-
ментирования, описание полученных сегментов, оценка и таргетинг клиентов, позиционирова-
ние «решения»). Конкурентный анализ инновационного товара. Идентификация конкурентов на 
основе комбинаций рынок/товар, на отраслевом уровне. Анализ стратегий конкурентов (страте-
гическое группирование конкурентов). Источники информации для конкурентного анализа. 
Стратегии ценообразования. Стратегия высокой первоначальной цены (условия применения). 
Стратегия низкой первоначальной цены (условия применения).  
 
Тема 10. Коммуникационная стратегия для инновационного товара. 
Определение размера бюджета и его распределение. Интегрированные маркетинговые комму-
никации. Интернет реклама. Концепция предпринимательского маркетинга. Нетрадиционные 


Государственный университет – Высшая школа экономики 
Программа дисциплины «Маркетинговые исследования» для направления 080200.68 «Менеджмент» маги-
 
стерской программы 080500.68 «Маркетинг» для подготовки  магистра 
 
методы продвижения (вирусный маркетинг, эмбиэнты, событийный маркетинг, партизанский 
маркетинг). Web-аналитика. Оценка эффективности рекламы.  
 
Тема 11. Маркетинговые исследования и инновации. 
Роль исследований на высокотехнологичных рынках и рынках FMCG. Отрицательная реакция 
на прерывистые инновации (fax machine, the VCR, Dyson’s bagless vacuum cleaner). Маркетин-
говые исследования и клиентоориентированность. Маркетинговые исследования в процессе 
модификации товара. Программы посещения клиентов. Эмпатичный дизайн. Исследование 
LEAD-USERS. Пять критериев оценки стартап возможности на высокотехнологичном рынке. 
Денежный потенциал рынка, на который ориентируется стартап возможность (total available 
market). Приближающиеся разрывы в развитии рынка. Время выхода (зрелость необходимой 
экосистемы для инновации). Исследование возможных бизнес-моделей.  
 
Базовый учебник 
1.  Jakki J. Mohr, Sanjit Sengupta, Stanley F. Slater (2009) Marketing of High-Technology Prod-
ucts and Innovations: Jakki Mohr.   
 
Дополнительная литература 
2.  Strategic market creation: a new perspective on marketing and innovation management / Ed. by 
Tollin K., Caru A. – Chichester: John Wiley & Sons, 2008. – 439. 
3.  Geoffrey A. Moore (1999) Crossing the Chasm: Marketing and Selling High-Tech Products to 
Mainstream Customers: HarperBusiness. 
4.  Birgitta Sandberg (2008), Managing and marketing radical innovations: marketing new technol-
ogy, Routledge,  288. 
5.  Hall, Bronwyn H. and Beethika Khan (2003), Adoption of New Technology. New Economy 
Handbook, Amsterdam: Elsevier Science. 
6.  Allen, K.R. (2003) Bringing New Technology to Market, Upper Saddle River: Prentice Hall. 
7.  Moore, G.C., Benbasat, I. (1991) Development of an instrument to measure the perceptions of 
adopting an information  technology innovation,  Information  Systems  Research  2 (3), pp. 192-
222 (индекс научного цитирования Scopus – 828). 
8.  Griffin, A., Hauser, J.R. (1996), Integrating R & D and marketing: A review and analysis of the 
literature,  Journal  of  Product  Innovation  Management,  13  (3),  pp.  191-215  (индекс  научного 
цитирования Scopus – 297). 

9.  Cooper,  R.G.,  Kleinschmidt,  E.J.  (1995),  Benchmarking  the  firm's  critical  success  factors  in 
new product development, The Journal of Product Innovation Management 12 (5), pp. 374-391 
(индекс научного цитирования – 227).   
10. Karahanna,  E.,  Straub,  D.W.,  Chervany,  N.L.  (1999),  Information  technology  adoption  across 
time:  A  cross-sectional  comparison  of  pre-adoption  and  post-adoption  beliefs,  MIS  Quarterly: 
Management  Information  Systems,  23  (2),  pp.  183-213  (индекс  научного  цитирования  Sco-
pus – 395).  
11. John Hauser, Gerard J. Tellis, Abbie Griffin (2005), Research on Innovation: A Review and 
Agenda for Marketing Science, Marketing Science, Vol. 25, No. 6, November-December 2006, 
pp. 687-717 
12. Paul Trott (2003), Innovation and Market Research, The International Handbook on Innovation 
13. Harald  Wirtz,  Markus  Janssen  (2010),  Development  and  Marketing  of  Solar  Innovations:  A 
Case Study, J. Technol. Manag. Innov. 2010, Volume 5, Issue 2 
14. Robert W. Veryzer (2003), Marketing and the Development  of  Innovative New Products,  The 
International Handbook on Innovation 
15. Hillebrand,  B.  and  Biemans,  W.  (2004)  Links  between  Internal  and  External  Cooperation  in 
Product  Development:  an  Exploratory  Study,  Journal  of  Product  Innovation  Management, 
21(2), 110. 
 


Государственный университет – Высшая школа экономики 
Программа дисциплины «Маркетинговые исследования» для направления 080200.68 «Менеджмент» маги-
 
стерской программы 080500.68 «Маркетинг» для подготовки  магистра 
 
 
7  Образовательные технологии 
В основе курса лежит разбор большого количества стартап проектов из российской и за-
рубежной практики. Так же на протяжении всего курса магистранты работают над своими про-
ектами в командах. К завершению курса команда должна презентовать анализ осуществимости 
проекта, в котором оцениваются риски, параметры рынка, этап развития технологии (товара) в 
соответствии с циклом Гранта, разрабатываются стратегии: ценообразования, коммуникаций, 
выхода на рынки (в том числе на международные), развития товара. Рабочим языком всего кур-
са является английский язык.  
Для рассмотрения отдельных практических ситуаций приглашаются представители ре-
зидентов Нижегородского Инновационного Бизнес Инкубатора.  
 
8  Оценочные средства для текущего контроля и аттестации студента 
Проекты, над которыми должны работать магистранты, предлагаются преподавателем, 
исходя из текущего развития различных технологий и товаров (проект должен представлять со-
бой либо улучшающую, либо радикальную инновацию на текущий момент времени). Предпоч-
тительной является ситуация наличия проектов с различной степенью инновационности, чтобы 
магистранты смогли увидеть разницу в применяемых маркетинговых инструментах. Магист-
ранты по согласованию с преподавателем могут выбрать свой собственный проект. 
Тема эссе для каждого студента утверждается преподавателем в индивидуальном поряд-
ке. 
А вопросы для оценки качества освоения дисциплины (самопроверки) не предусмотре-
ны?  
9  Порядок формирования оценок по дисциплине 
Преподаватель  оценивает  работу  студентов  на  семинарских  и  практических  занятиях. 
Непосредственно  оцениваются  активность  студентов  в  дискуссиях,    деловых  играх,  правиль-
ность решения задач на семинарах. Оценки за работу на семинарских и практических занятиях 
преподаватель  выставляет  в  рабочую  ведомость.  Результирующая  оценка  по  10-ти  балльной 
шкале  за  работу  на  семинарских  и  практических  занятиях  определяется  перед  итоговым  кон-
тролем - Оаудиторная
 
Результирующая  оценка  за  текущий  контроль  учитывает  результаты  студента  по  теку-
щему контролю следующим образом:  
Отекущий  =  0,4 ·Оэссе + 0,6·Одз ; 
 
 

Результирующая оценка за  промежуточный (итоговый) контроль в форме экзамена вы-
ставляется по следующей формуле, где Оэкзамен – оценка за работу непосредственно на экзамене: 
Опромежуточный = 0,3·Оэкзамен + 0,4·Отекущий + 0,3·Оаудиторная    лишнее 
(Оитоговый = 0,3·Оэкзамен + 0,4·Отекущий + 0,3·Оаудиторная) 
 
 


Государственный университет – Высшая школа экономики 
Программа дисциплины «Маркетинговые исследования» для направления 080200.68 «Менеджмент» маги-
 
стерской программы 080500.68 «Маркетинг» для подготовки  магистра 
 
10  Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины 
10.1  Базовый учебник 
Jakki J. Mohr, Sanjit Sengupta, Stanley F. Slater (2009) Marketing of High-Technology Prod-
ucts and Innovations: Jakki Mohr.   
10.2  Основная литература 
1.  Strategic market creation: a new perspective on marketing and innovation management / Ed. by 
Tollin K., Caru A. – Chichester: John Wiley & Sons, 2008. – 439. 
2.  Geoffrey A. Moore (1999) Crossing the Chasm: Marketing and Selling High-Tech Products to 
Mainstream Customers: HarperBusiness. (есть в электронной библиотеке) 
3.  Birgitta Sandberg (2008), Managing and marketing radical innovations: marketing new technol-
ogy, Routledge,  288. (есть в электронной библиотеке) 
 
10.3  Дополнительная литература  
4.  John Hauser, Gerard J. Tellis, Abbie Griffin (2005), Research on Innovation: A Review and 
Agenda for Marketing Science, Marketing Science, Vol. 25, No. 6, November-December 2006, 
pp. 687-717 
5.  Hall, Bronwyn H. and Beethika Khan (2003), Adoption of New Technology. New Economy 
Handbook, Amsterdam: Elsevier Science. 
6.  Allen, K.R. (2003) Bringing New Technology to Market, Upper Saddle River: Prentice Hall. 
7.  Moore, G.C., Benbasat, I. (1991) Development of an instrument to measure the perceptions of 
adopting an information technology innovation, Information Systems Research 2 (3), pp. 192-
222 (индекс научного цитирования Scopus – 828). 
8.  Griffin, A., Hauser, J.R. (1996), Integrating R & D and marketing: A review and analysis of the 
literature, Journal of Product Innovation Management, 13 (3), pp. 191-215 (индекс научного 
цитирования Scopus – 297). 
9.  Cooper, R.G., Kleinschmidt, E.J. (1995), Benchmarking the firm's critical success factors in 
new product development, The Journal of Product Innovation Management 12 (5), pp. 374-391 
(индекс научного цитирования – 227).   
10. Karahanna, E., Straub, D.W., Chervany, N.L. (1999), Information technology adoption across 
time: A cross-sectional comparison of pre-adoption and post-adoption beliefs, MIS Quarterly: 
Management Information Systems, 23 (2), pp. 183-213 (индекс научного цитирования Sco-
pus – 395).  
11. Paul Trott (2003), Innovation and Market Research, The International Handbook on Innovation 
12. Harald Wirtz, Markus Janssen (2010), Development and Marketing of Solar Innovations: A 
Case Study, J. Technol. Manag. Innov. 2010, Volume 5, Issue 2 
13. Robert W. Veryzer (2003), Marketing and the Development of Innovative New Products, The 
International Handbook on Innovation 
14. Hillebrand, B. and Biemans, W. (2004) Links between Internal and External Cooperation in 
Product Development: an Exploratory Study, Journal of Product Innovation Management, 
21(2), 110. 
 
Материально-техническое обеспечение дисциплины?  Наверняка,  используется обору-
дование, хотя бы проектор. 
 
 
Автор программы                                                         Д.А. Фоменков 
Денис,  я  подправила  код  направления  и  дорисовала  код  магистерской  программы.  В 
РУПе она называется  «Маркетинг».  У тебя предусмотрен только один экзамен  – итоговый (4-
ый модуль). Свои замечания выделила желтым. Программу можно печатать. 



Похожие:

Программа дисциплины «Маркетинговые исследования» для направления 080200. 68 «Менеджмент» iconПрограмма дисциплины «Маркетинговые исследования» для направления 080200. 68 «Менеджмент»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 080200....
Программа дисциплины «Маркетинговые исследования» для направления 080200. 68 «Менеджмент» iconПрограмма дисциплины «Предпринимательство» для направления 080200. 68 «Менеджмент»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки  fillin...
Программа дисциплины «Маркетинговые исследования» для направления 080200. 68 «Менеджмент» iconПрограмма дисциплины «Основы предпринимательство» для направления 080200 «Менеджмент»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки  fillin...
Программа дисциплины «Маркетинговые исследования» для направления 080200. 68 «Менеджмент» iconПрограмма дисциплины «Основы предпринимательства» для направления 080200. 68 «Менеджмент»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки  fillin...
Программа дисциплины «Маркетинговые исследования» для направления 080200. 68 «Менеджмент» iconПрограмма дисциплины «Венчурный бизнес и прямые частные инвестиции» для направления 080500. 68 «Менеджмент»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 080200...
Программа дисциплины «Маркетинговые исследования» для направления 080200. 68 «Менеджмент» iconПрограмма дисциплины «Предпринимательские финансы» для направления 080200. 68 «Менеджмент»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 080500....
Программа дисциплины «Маркетинговые исследования» для направления 080200. 68 «Менеджмент» iconПрограмма дисциплины Корпоративные финансы для направления 080200. 68 «Менеджмент»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных
Программа дисциплины «Маркетинговые исследования» для направления 080200. 68 «Менеджмент» iconПрограмма дисциплины «инвестиционный менеджмент» для направления 080200. 68 «Менеджмент»
Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика...
Программа дисциплины «Маркетинговые исследования» для направления 080200. 68 «Менеджмент» iconПрограмма вступительных испытаний в магистратуру по направлению 080200. 68 «менеджмент»
Общая характеристика магистерской программы «Управленческий учет» направления 080200. 68 «Менеджмент» 1 Цель магистерской программы...
Программа дисциплины «Маркетинговые исследования» для направления 080200. 68 «Менеджмент» iconПрограмма дисциплины «Инвестиционный менеджмент» для направления 080500. 62 «Менеджмент»
Курс «Инвестиционный менеджмент» предназначен для студентов направления 080500. 62 «Менеджмент» (подготовка бакалавра), специальности...
Разместите кнопку на своём сайте:
Бизнес-планы


База данных защищена авторским правом ©bus.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Бизнес-планы
Главная страница